Сообщение о безвестном исчезновении лица

Обновлено: 30.06.2024

Наряду с указанными категориями значительную часть деятельности органов полиции составляет розыскная работа по установлению лиц, пропавших без вести.

Подать заявление об исчезновении человека может любое лицо (родственник, знакомый, руководитель организации, где работает разыскиваемый, глава администрации муниципального образования, где проживает гражданин).

При этом заявление может быть подано как путем личного обращения, так и направления почтовой связью (в том числе электронной). Также можно сделать устное заявление по телефону дежурной части любого органа внутренних дел.

В целях ускорения и облегчения поисковых мероприятий к заявлению желательно приложить фотографию пропавшего лица, сообщить максимально подробную информацию об обстоятельствах исчезновения лица, его образе жизни, родственниках, круге общения, описание примет его внешности и одежды.

В случае обнаружения без вести пропавшего гражданина в течение 10-суточного срока, при отсутствии криминальных признаков исчезновения органом принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

В случае отказа в приеме заявления, при волоките и неудовлетворительной работе правоохранительных органов по установлению местонахождения без вести пропавших с жалобами необходимо обращаться к руководителям территориальных органов полиции, следственных отделов СК России, в районные (городские) прокуратуры.

Заместитель прокурора района, советник юстиции Ануфриев А.М.

Источник: Администрация Бердюжского муниципального района
Дата создания: 30.12.2016
Дата обновления: 14.03.2018

В случае отсутствия сведений о месте нахождения разыскиваемого лица в течение 10 суток в органах внутренних дел заводится розыскное дело, а собранные материалы передаются в соответствующий территориальный следственный отдел Следственного комитета Российской Федерации для принятия процессуального решения.

Прокуратура Становлянского района

Прокуратура
Липецкой области

Прокуратура Липецкой области

12 марта 2021, 18:47

Прокуратура Становлянского района: "Порядок рассмотрения обращений о безвестном исчезновении граждан"

В случае отсутствия сведений о месте нахождения разыскиваемого лица в течение 10 суток в органах внутренних дел заводится розыскное дело, а собранные материалы передаются в соответствующий территориальный следственный отдел Следственного комитета Российской Федерации для принятия процессуального решения.

Принимая во внимание остроту проблем, связанных с безвестным исчезновением граждан, хочется уделить внимание данному вопросу, так как своевременный розыск без вести пропавшего лица характеризует степень доверия граждан к правоохранительным органам и защищенность граждан от противоправных действий.

Граждане вправе обратиться с заявление о безвестном исчезновении лица в любой правоохранительный орган.

О признаках совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица могут свидетельствовать, в том числе следующие обстоятельства:

1. Отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания.

2. Наличие по месту проживания, пребывания или нахождения без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия.

3. Наличие у без вести пропавшего лица значительных денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников. Безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его имущества.

4. Безвестное исчезновение лица с автотранспортом.

5. Безвестное исчезновение несовершеннолетнего.

Данный перечень не является исчерпывающим.

В случае исчезновения лица ждать 3 суток необязательно, а необходимо незамедлительно обращаться с заявлением в правоохранительные органы. Ведь чем раньше начнутся поиски лица, тем больше шанс установить местонахождение его, а в некоторых случаях и предотвратить совершение преступления.

Только после обращения в правоохранительные органы с заявлением и регистрацией его, должностными лицами начинаются проводиться поисковые мероприятия, а именно поиск по учреждениям здравоохранения, ориентируется на поиск пропавшего должностные лица разных служб правоохранительных органов, проводится осмотр последнего местожительства, изымаются личные вещи пропавшего, с целью дальнейшего установления генотипа и поиска по соответствующей базе данных, проверка по приобретению билетов на различный транспорт, проводится опрос родственников, друзей, знакомых, соседей. По результатам проведения доследственных и оперативно-розыскных мероприятий по истечении 3 суток принимается процессуальное решение. Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает продление проведение доследственной проверки до 10 и до 30 суток.

В случае не проведение надлежащего розыска пропавшего заявитель вправе обратиться с жалобой в органы полиции, следственного комитета и прокуратуры.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 февраля 2010 года N 70/122

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
совместного приказа МВД России и Генпрокуратуры России от 16 января 2015 года N 37/15
____________________________________________________________________

2. Министрам внутренних дел, начальникам главных управлений внутренних дел, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах не реже одного раза в квартал изучать в порядке контроля дела оперативного учета по фактам безвестного исчезновения граждан, давать необходимые указания. Указанные дела представлять для проверки прокурору в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст.3349; 1997, N 29, ст.3502; 1998, N 30, ст.3613; 1999, N 2, ст.223; 2000, N 1, ст.8; 2001, N 13, ст.1140; 2003, N 2, ст.167; N 27, ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; N 35, ст.3607; 2005, N 49, ст.5128; 2007, N 31, ст.4008; N 31, ст.4011; 2008, N 18, ст.1941; N 52, ст.6235, ст.6248.

3. Информационным центрам МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации и УВДТ по итогам первого полугодия и года представлять в соответствующий орган прокуратуры статистические сведения о лицах, пропавших без вести, разыскиваемых подразделениями криминальной милиции органов внутренних дел.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации по направлениям деятельности.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.Чайка

Министр внутренних дел
Российской Федерации
генерал армии
Р.Г.Нургалиев

Приложение
к приказу Генеральной прокуратуры
Российской Федерации,
Министерства внутренних дел
Российской Федерации
от 27 февраля 2010 года N 70/122

1. Общие положения

Далее - "Следственный комитет".

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст.4921; 2002, N 22, ст.2027; N 30, ст.3015, 3020, 3029; N 44, ст.4298; 2003, N 27, ст.2700, 2706, 2708; N 50, ст.4847; 2004, N 27, ст.2711; 2005, N 1, ст.13; 2006, N 3, ст.277; N 28, ст.2975, 2976; N 31, ст.3452; 2007, N 1, ст.46; N 16, ст.1827; N 18, ст.2118; N 24, ст.2830, 2833; N 31, ст.4011; N 41, ст.4845; N 49, ст.6033; N 50, ст.6248; 2008, N 12, ст.1074; N 24, ст.2798; N 49, ст.5724; N 52, ст.6226, ст.6235; 2009, N 1, ст.29; N 11, ст.1266, ст.1267, 1268; N 18, ст.2145; N 26, ст.3139; N 29, ст.3613.

Под оперативным дежурным в настоящей Инструкции имеются в виду: начальник дежурной части, начальник дежурной смены, помощник начальника отдела (отделения) - оперативный дежурный, помощник начальника дежурной части - оперативный дежурный, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный, помощник оперативного дежурного.

В данном случае следователь органа внутренних дел в составе следственно-оперативной группы не выезжает.

Следователь Следственного комитета производит согласно требованиям статей 176, 177, 180 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации неотложные следственные действия, привлекая при необходимости к этой работе соответствующих специалистов. Одновременно следователь в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 38 УПК РФ поручает органу дознания проведение оперативно-розыскных мероприятий.

5. О признаках совершения преступления в отношении разыскиваемого могут свидетельствовать, например, следующие обстоятельства:

отсутствие объективных данных, указывающих на намерение человека беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить жилище;

отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;

наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия;

наличие у пропавшего значительных денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников;

исчезновение человека с автотранспортом;

отсутствие в течение длительного времени данных о местонахождении исчезнувшего лица (в том числе пропавшего со средствами мобильной связи);

исчезновение человека, связанное с отчуждением его собственности;

наличие в месте последнего пребывания (местонахождения) исчезнувшего (в том числе в автотранспорте), рабочем помещении или ином месте признаков и следов, указывающих на возможное совершение преступления;

отсутствие в правоохранительном органе заявления о безвестном исчезновении человека (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать;

наличие у исчезнувшего лица конфликтных ситуаций в быту, на работе, в связи с его общественной деятельностью, долговыми или кредитными обязательствами;

наличие угроз в адрес исчезнувшего лица;

наличие объяснений лиц о возможном совершенном преступлении против пропавшего без вести;

безвестное исчезновение малолетних (до 14 лет) или несовершеннолетних (до 18 лет) лиц;

внезапный (срочный) ремонт квартиры, где проживал (временно находился) пропавший, или помещения, из которого он исчез;

длительное неполучение гражданином начисленной пенсии и иных социальных выплат (пособий) при отсутствии уважительных причин;

поспешное решение членами семьи пропавшего и (или) другими лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что пропавший не возвратится (переоформление или продажа собственности и имущества пропавшего, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом);

исчезновение сотрудников государственных органов власти и управления (в том числе сотрудников правоохранительных органов);

наличие сведений о преступной деятельности и преступных связях пропавшего;

исчезновение женщин, занимающихся проституцией или иными видами сексуальных услуг.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, он может пополняться другими обстоятельствами в процессе практической деятельности или с учетом местных особенностей. Для обоснованного выдвижения версий исчезновения и вывода о наличии признаков преступления необходимо учитывать совокупность данных, логически связанных между собой.

6. В случае возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела по факту безвестного исчезновения гражданина следователь Следственного комитета незамедлительно уведомляет об этом оперативное подразделение органа внутренних дел.

10. В случае, если без вести пропавшее лицо не обнаружено и не получены данные, указывающие на совершение в отношении его преступления, сотрудник оперативного подразделения органа внутренних дел заводит розыскное дело в сроки, установленные ведомственными нормативными актами, о чем уведомляет прокурора.

12. При возбуждении следователем Следственного комитета уголовного дела розыскное дело прекращается, а все оперативно-розыскные мероприятия, в том числе объявление пропавшего лица в федеральный розыск, проводятся в рамках оперативно-поискового дела.

13. Если лицо не разыскано, а возбужденное уголовное дело, в рамках которого осуществлялся розыск лица, подлежит прекращению, следователь поручает органу дознания принять меры к розыску без вести пропавшего лица. При этом оперативно-поисковое дело прекращается и на основании поручения следователя орган внутренних дел заводит розыскное дело.

2. Организация прокурорского надзора

14. Начальники главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов и районов, другие территориальные, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур осуществляют надзор за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в пределах своей компетенции:

14.2. В целях проверки законности заведения дел оперативного учета, полноты и достаточности мер, принятых к розыску пропавшего без вести лица, изучают дела оперативного учета не позднее 10 суток после их заведения, в последующем с периодичностью не реже одного раза в месяц.

15. Прокуроры субъектов Российской Федерации, городов и районов, другие территориальные, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур систематически, не реже одного раза в полугодие, проводят анализ состояния законности при розыске без вести пропавших граждан и по результатам принимают соответствующие меры прокурорского реагирования.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Законность, N 5, 2010 год

Читайте также: