Сообщение о берендеевом царстве в поэме снегурочка

Обновлено: 18.05.2024

В царстве Берендея из сказки А.Н. Островского "Снегурочка" люди живут по чести и справедливости, стараются не разгневать богов. Они ценят красоту во всём: в природе, отношениях и людях. Поэтому песни Леля о любви, в которых проявляются молодость, пылкость, горячность, вызывают в них отклик. В царстве берендеев умеют ценить любовь и преданность, поэтому живут счастливо. Сам царь Берендей беспокоится о своем народе, заботится не о деньгах и власти, а о сердцах и душах своих подданных.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мифология; русский фольклор; этимология; русская литература; русские писатели; сказки; литературное творчество.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

  • Семухина Ирина Александровна,кандидат филологических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет.
  • Любивая Анастасия Юрьевна, выпускница Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации,Уральский государственный педагогический университет.

Keywords: mythology; Russian folklore; etymology; Russian literature; Russian writers; fairy tales; literary work.

ABOUT THE AUTHORS: Semukhina Irina Aleksandrovna, Candidate of Philology, Associate Professor, Ural State Pedagogical University.

Lubivaya Anastasia Jurevna, Graduate of the Institute of Philology, Cultural Studies and Intercultural Communication, Ural State Pedagogical University.

Так или иначе, большинство исследователей сходится в том, что берендеи — это обособленное славянское поселение, оставившее о себе память не только в топониме, но и в красивых легендах и преданиях. Обратимся к некоторым из них, которые были собраны краеведами В. И. Лествициным, М. И. Смирновым, В. Ф. Вороновым, А. М. Бакаевым и др.

Второе предание дает следующее представление о Берендее и связанных с ним событиях:

Чем же и свет стоит?

Правдой и совестью

Только и держится.

Опираясь в создании образа мира царства Берендея на народные традиции, обряды, предания, Островский художественно воплотил свое представление об условиях благоденствия народа, поэтически обобщенный идеал национальной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

Особенности преподавания русского языка и литературы в аграрном вузе

В статье речь идет о преподавании русского языка и литературы в аграрном вузе. Авторы информирует об опыте работы

Берендей — не просто средоточие людских настроений, в нем активна мысль, контролирующая, упорядочивающая и направляющая эти настроения. В Берендее совмещаются мудрость и простота, справедливость и доброта, любовь к людям и целомудрие, царская власть и наивная скромность. Берендей - настоящий сказочный царь, таким его хотел видеть Островский.

Мудрая и добрая суть царя Берендея ощущении сложной, конфликтной жизни своего народа, в оценке причин несчастья людей, в поиске способов искоренения таких причин для достижения всеобщего благополучия.

Берендей чуток к настрою жизни. Он слышит людской стон. Он хочет войти в жизнь народную, понять беды народные, причины этих бед. И помочь устроить жизнь без бед и несчастий.

Берендеи свято чтят и хранят любовь. Для них она "благо, чувство, великий дар природы, счастье жизни, весенний цвет ее!". Брак в среде берендеев свободен и "не терпит принуждения". Но он связан у них с нерушимой верностью и долгом, с правдой и совестью. Именно любовь и стала сюжетным центром чудесной сказки, сотканной из народно-поэтических мотивов. Снегурочка олицетворяет сердечную стужу, дитя Мороза и Весны. Охраняя свою дочь, Мороз внес охлаждение и в отношения берендеев. А за "сердечную остуду" берендеев Ярило-Солнце, сердясь, "стужей мстит". Тоскуя от одиночества, желая быть счастливой, как все берендеи, Снегурочка выпрашивает у своей матери девичью любовь. -Загоревшись восторгом кипучих страстей, Снегурочка, как и предсказывал ее отец, гибнет "от сладких чувств любви".. С кончиной Снегурочки вмешательство Мороза в жизнь берендеев прекратилось. И царь призывает берендеев: Изгоним же последний стужи след Из наших душ и обратимся к Солнцу. Сказка завершается славой богу Яриле: Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

2. Рассмотрим образы основных персонажей пьесы.

3. Узнаем, какие чувства владели героями пьесы и к чему это привело.


Необходим был бы сюжет, который объединил музыку, игру актёров и красочное представление.

Действительно, Островский соединил народные сказки, песни, предания и легенды в красочное полотно.

В пьесе действуют живые люди и силы природы, животные и персонажи фольклора. Все они наделены своими характерами, привычками. Взаимоотношения героев пьесы и являются главным в сюжете сказки.

Действие происходит в царстве берендеев. Это благословенный край: люди здесь живут по законам совести и чести. Они чтут солнце-Ярилу и стараются не прогневать его. Для них важна красота во всем – в природе, в людях, в песнях и плясках, в поступках. Царь Берендей так говорит о своём народе:

Народ великодушный

Во всем велик, - мешать с бездельем дело

Не станет он; трудиться, так трудиться,

Плясать и петь - так вдоволь, до упаду.

Взглянув на вас разумным оком, скажешь,

Что вы народ честной и добрый; ибо

Лишь добрые и честные способны

Так громко петь и так плясать отважно.

Во всяком случае, так было раньше, а теперь тот же царь с горечью замечает:

В сердцах людей заметил я остуду

Немалую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев.

Исчезло в них служенье красоте;

А видятся совсем другие страсти:

Тщеславие, к чужим нарядам зависть

Царь Берендей – истинный отец своего народа. Он заботится о нем. Видя печальные изменения в людях, он даже ночью думает о том, как помочь горю, как вернуть былое благоденствие:

Благополучие - велико слово!

Не вижу я его давно в народе,

Пятнадцать лет не вижу. Наше лето

Короткое, год от году короче

Становится, а весны холодней -

Туманные, сырые, точно осень,

В чем же причина всех бед? Берендей пытается понять это.

Пятнадцать лет не кажется Ярило

На наш призыв, когда, встречая Солнце,

В великий день Ярилин, мы напрасно

Тьмотысячной толпой к нему взываем

И песнями его величье славим.

Сердит на нас Ярило.

И царь прав: причина действительно в том, что между собой спорят боги: Мороз и Ярила-Солнце. Причина же – Весна, жена Ярилы. Вернее, её дочь от Мороза.

Снегурочка – дочь Мороза и Весны. Мать хочет, чтобы дочь пошла к людям, ведь

Милей всего. Ни терем твой точёный,

Ни соболи, бобры, ни рукавчики

Строченные не дороги; на мысли

У девушки Снегурочки другое:

С людьми пожить; подружки нужны ей

Весёлые да игры до полночи,

Весенние гулянки да горелки

Мороз, напротив, желает оградить дочь от всякого общения с людьми, удержать ее в ледяном тереме:

Волну пряди, бобровою опушкой

Тулупчик свой и шапки обшивай.

Строчи пестрей оленьи рукавички.

Грибы суши, бруснику да морошку

Про зимнюю бесхлебницу готовь;

От скуки пой, пляши, коль есть охота,

Но вот Снегурочка среди людей.

В этом мире далеко не всё так хорошо, как ей казалось, когда она тайно наблюдала за жизнью берендеев из леса. Её приёмные родители ленивы и жадны, мечтают только о богатстве, сытости-пьянстве и нарядах. Подруги ревнивы и завистливы, обижены за то, что парни поголовно влюблены в Снегурочку.

А сама Снегурочка не может понять этих чувств:

Моя беда, что ласки нет во мне.

Толкуют все, что есть любовь на свете,

Что девушке любви не миновать;

А я любви не знаю; что за слово

"Сердечный друг" и что такое "милый",

Вообще сердце Снегурочки не ледяное, оно не знает только любви. Остальные чувства Снегурочке доступны. Она жалеет своих приёмных родителей, хоть прекрасно видит и понимает их недостатки. Она завидует отчасти Купаве, делящейся с ней своими любовными секретами. Ей приятны ухаживания Леля и, напротив, страшна и даже противна бурная страсть Мизгиря, его попытки подкупить её.

Бесценный жемчуг

Себе оставь; недорого ценю я

Свою любовь, но продавать не стану:

Сменяюсь я любовью на любовь,

Но не с тобой, Мизгирь.

Снегурочка умоляет Весну:

О мама, дай любви!

Любви прошу, любви девичьей!

И только выпросив у матери умение любить, Снегурочка начинает жить по-настоящему. Для неё изменился весь мир:

Ах, мама, что со мной? Какой красою

Зелёный лес оделся! Берегами

И озером нельзя налюбоваться.

Теперь ей дорог и Мизгирь, на него выплёскивает Снегурочка переполняющую её любовь.

С н е г у р о ч к а

О нет, Мизгирь, не страхом

Полна душа моя. Какая прелесть

В речах твоих! Какая смелость взора!

Высокого чела отважный вид

И гордая осанка привлекают,

Манят к тебе. У сильного - опоры,

У храброго - защиты ищет сердце

Стыдливое и робкое. С любовью

Снегурочки трепещущая грудь

К твоей груди прижмется.

И даже собственная гибель не печалит девушку, ведь она всё же почувствовала настоящую любовь.

Но что со мной: Блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома!

О Мать-Весна, благодарю за радость,

За сладкий дар любви! …

…Люблю и таю, таю

От сладких чувств любви!

Таково отношение к любви Снегурочки, то есть той, которая узнала ее впервые. А как относятся к любви берендеи? Посмотрим на Купаву.

Персонаж пьесы носит это имя не напрасно.

Купава в славянской мифологии супруга бога Купалы, бога очищения, вожделения, любви, брачных пар. Так может ли девушка с таким именем быть тихой, скромной, прячущей от всех свою любовь?

Купава – полная противоположность Снегурочке. Она вся – порыв страсти, нежности и не желает скрывать своей любви, своей радости:

К у п а в а

Снегурочка, а я-то как счастлива!

От радости и места не найду,

Вот так бы я ко всякому на шею

И кинулась, про радость рассказала.

И сама она не скрывает, что любила без оглядки, отдаваясь чувству всей душой:

К у п а в а

Всех-то забыла я,

Батюшко родного,

Близких и сродников,

Милых подруженек,

Игры веселые,

Речи заветные.

Знаю да помню лишь

Друга любезного.

Встретясь, целуемся,

Сядем, обнимемся,

В очи уставимся,

Смотрим, любуемся.

И столь же горяча в ее оскорбленном сердце ненависть к обманщику:

К у п а в а

Обижено, разбито сердце им;

Лишь ненависть к нему до гроба будет

В груди моей. Не надо мне его.

Купава не может жить без любви.

Она не просто благодарна Лелю за спасение, но переносит на него всю свою любовь, горячую, страстную, открытую.

К у п а в а

Насилу я нашла тебя, желанный,

Сердечный друг, голубчик сизокрылый!

Не в глазки, нет, не в щечки целовать, -

У ног лежать, голубчик сизокрылый,

У ног лежать должна Купава.

Мани меня, когда ласкать захочешь,

Гони и бей, коль ласка надоест.

Без жалобы отстану, только взглядом

Слезящимся скажу тебе, что я, мол,

Приду опять, когда поманишь.

Но кто же такой Лель? Обычный ли пастух носит такое имя?

В начале сказки мы видим Леля беззаботным красавцем. Он славится своей красотой и пением. Он беден, пасёт в слободе коров, но нисколько не тяготится своей бедностью. И даже то, что не все хотят взять его на постой, его не только не огорчает, но и вызывает в его душе гордость. Ведь не берут его из-за красоты, боясь, что женщины этого дома не устоят перед юным красавцем.

Лель весел, он всегда с молодёжью, участвует во всех её забавах. На праздниках он – главный запевала. Беззаботный, легкомысленный Лель впервые познает печаль, полюбив Снегурочку. Их первый разговор напоминает беседу говорящих на разных языках: она не понимает, как может Лель так дешёво ценить свои песни, а ему не понять, почему Снегурочка так серьёзно относится к его пению.

Не платы жду. Мальчонка-пастушонка

Убогого за песню приголубят

Поласковей, когда и поцелуют.

С н е г у р о ч к а

За поцелуй поешь ты песни? Разве

Так дорог он? При встрече, при прощанье

Целуюсь я со всяким, - поцелуи

Такие же слова: "прощай" и "здравствуй"!

Лель – сама молодость, веселье, и ему скучно с красивой, но холодной Снегурочкой. Ему ближе давние подружки, которым ничего не нужно объяснять.

Вон, видишь, ждут меня и ручкой манят.

Побегаем, пошутим, посмеёмся,

Пошепчемся у тына под шумок,

От матушек сердитых потихоньку.

Он жаждет любви горячей, открытой, бурной:

Лелю не детская любовь нужна.

Поэтому он остается с Купавой, которая готова идти за ним, по ее собственным словам, как собачка.

В Снегурочке Леля прельстила красота, но очень быстро его влечение остыло, потому что красота эта холодная, чуждая Лелю и его чарам не поддаётся.

Теперь посмотрим на Мизгиря. Его имя в каком-то смысле тоже говорящее.

Мизгирём в народных сказках именуют паука. Оплетая своими сетями ветки и травы, он ловит беззаботных мошек, мотыльков, мух и губит их. Таков и Мизгирь у Островского.


Отецкий сын, по имени Мизгирь,

Торговый гость из царского посада.

Он все привык покупать или брать силой:

До сей поры она (душа) любви страданий,

Утехи лишь известны ей; а сердце

Приказывать привыкло, не молило,

Не плакало оно.

Доселе я не плакал

И даже слов не тратил много, - только

Рукой манил девиц делить любовь

И золото бросал за ласки.

Впервые он ощущает любовь, увидев Снегурочку. И то это скорее не любовь, а страсть, вспыхнувшая неожиданно и ярко. Снегурочка не похожа на прочих девушек посада:

Опушены стыдливые глаза,

Ресницами покрыты; лишь украдкой

Мелькнёт сквозь них молящий нежно взор.

Снегурочка не поддаётся ни на мольбы и горячие признания, ни на богатые подарки, и это только подогревает в чувство Мизгиря:

Сломился я под гнетом жгучей страсти

И слезы лью. Смотри, колена клонит

Перед девчонкой гордый человек.

Люби меня, Снегурочка! Дарами

Бесценными красу твою осыплю

М и з г и р ь

Покорными сердцами

Привыкла ты владеть, привыкла тешить

Угодами обычай прихотливый.

Но сердцем я не мальчик - и любить,

И приказать умею: оставайся!

Жизнь Мизгиря – это подчинение своим капризам и душевным порывам. Только погубив Снегурочку желанием покрасоваться перед всеми, Мизгирь понимает, что он натворил, хоть и здесь винит богов.

Таким же порывом, каким он добивался взаимности Снегурочки, Мизгирь обрывает свою жизнь.

Любовь и страх в её душе боролись,

От света дня бежать она молила.

Не слушал я мольбы - и предо мною

Как вешний снег растаяла она.

Снегурочка, обманщица не ты:

Обманут я богами; это шутка

Жестокая судьбы. Но если боги

Обманщики - не стоит жить на свете!


Островский в своём произведении показал всевозможные оттенки любви:

- легкомысленная влюблённость Леля;

- горячая потребность Купавы любить хоть кого-то;

- любовь как сила, преображающая мир, – для Снегурочки.

Однако есть ли в пьесе место для искреннего, чистого, постоянного, самоотверженного чувства?

Обернёмся и ещё раз посмотрим на основных персонажей пьесы:

- Чувства Леля мгновенны, изменчивы, непостоянны и легковесны.

- Мизгирь испытывает к Снегурочке страсть, схожую с жаждой обладания.

- Весна заигрывает с Морозом шутки ради (могла ли она подарить своей дочери настоящее чувство?).

- Чувство Снегурочки схоже с восторгом и обращено на первого встречного.

Мы уже говорили о том, что в царстве берендеев далеко не все идеально: здесь есть и бедность, и зависть, и вражда. Но, возможно, причина в самих берендеях?

В сущности, они живут единым днём, порывом, внешней красотой и внешними чувствами. Любая скорбь для берендеев – беда.

Они не склонны даже к обычному человеческому сочувствию.

Снегурочки печальная кончина.

И страшная погибель Мизгиря.

Тревожить нас не могут.

Царь Берендей рисуется мудрым правителем и добрым человеком. Он радуется, что Ярило перестал гневаться на его народ из-за Снегурочки. Но ведь Мизгирь был человеком, берендеем.

И в этом случае беспечальность остальных берендеев граничит с жестокостью.

А тяга только к веселью и только к теплу Солнца – с отсутствием нравственных законов и милосердия.

Почти в каждом исследовании об этой пьесе Островского можно встретить такие строки.

Читайте также: