Сообщение о башне татлина

Обновлено: 19.05.2024

Так и не построенная башня Татлина была одним из самых смелых экспериментов в советской архитектуре в первые послереволюционные годы. Сегодня она стала одним из символов невоплощенного социалистического рая на территории СССР.

Назначение башни

После Октябрьской революции новая власть старалась увековечить свою победу в самых смелых по тем временам формах. Конец 10-х – начало 20-х гг. был периодом авангардизма и других новаторских течений в культуре, искусстве и архитектуре. Пропагандистские проекты реализовывались даже несмотря на гражданскую войну и тяжелое положение на фронтах.

Главной кузницей таких идей стал народный комиссариат просвещения. В 1919 году Отдел Изобразительных Искусств, бывший частью наркомата, поручил известному передовому художнику Владимиру Татлину взяться за проект памятника Третьему Интернационалу. Большевики еще грезили мировой революцией и считали, что именно эта международная организация станет их главным инструментом в достижении великой цели. Через несколько лет пролетарский поход закончится поражением от Польши. Пока же Интернационал занимал в государственной идеологии одну из главных позиций.

башня татлина

Личность Владимира Татлина

Названная в честь своего автора, башня Татлина могла родиться такой, какой она была задумана, только в его голове. Этот живописец и художник был одним из самых оригинальных авангардистов своего времени. В царскую эпоху он много путешествовал по Европе, впитывая в себя все популярные тогда зарубежные веяния. Большое влияние на Татлина оказал Пабло Пикассо. Отчасти именно идеи этого мэтра сделали молодого русского заезжего адептом конструктивизма.

Башня Третьего Интернационала Татлина была создана им в самое подходящее время. В Советской России еще не устоялась идеологическая оценка искусства. Уже в сталинскую эпоху все модные веяния вроде конструктивизма, авангардизма и кубизма окажутся под запретом. Восторжествует социалистический реализм. Этому кондовому стилю будут чужды формы и идеи, которые воплотила в себе башня Татлина.

Деконструктивизм, конструктивизм и другие школы были живы именно в начале 20-х годов. Как раз тогда Татлин вернулся на родину, надеясь воплотить в жизнь свои самые смелые мечты. Этим настроениям была подвержена вся тогдашняя творческая интеллигенция - от писателей до архитекторов. Для них Советская Россия стала утопией – новым миром, противопоставившим себя старым и надоевшим европейским порядкам.

башня татлина конструктивизм

Передовой архитектурный проект

Нижний и средний ярусы

Средняя пирамида вращалась со скоростью одного оборота в месяц. Она стала бы домом для исполнительной власти. В помещении должны были проходить заседания исполнительного комитета, секретариата, а также других административных органов.

башня татлина в москве

Верхний ярус

Верхний цилиндр совершал один оборот в день. Здесь находились бы все СМИ: газеты, информационные бюро, центры издания брошюр, прокламаций и манифестов. Это место по задумке архитекторов должно было стать кузницей агитматериалов для пролетариев всего мира. Цилиндр был и самым хорошо оборудованным помещением. В нем располагался телеграф, радио и все новейшие технологии передачи информации. Снаружи на улице висел настенный огромный экран, освещенный фонарями. Это были только наброски, касавшиеся оборудования. Дальнейшая судьба помещений должна была быть обсуждена на заседаниях специальных комиссий, которые так и не приступили к работе из-за закрытия проекта.

Для вращения ярусов планировалось создать невиданную по сложности электросеть, снабжавшую здание всей необходимой энергией. Башня Татлина была бы не только удивительной для прохожих, но и комфортной для людей, работавших и заседавших в ней. Стеклянные стены должны были быть двойными, по аналогии с устройством обычного термоса, что позволило бы поддерживать внутри комфортную для деятельности температуру.

 башня третьего интернационала татлина

Противопоставление буржуазному искусству

Важным было не только эксплуатационное, но и художественное значение, которое несла в себе башня Татлина. Конструктивизм и другие смелые идеи архитектора противопоставлялись буржуазному искусству и градостроительству. Социалистический мегаполис будущего (первоначально возвести цитадель Третьего Интернационала планировалось в Петрограде) должен был стать полной антитезой европейских капиталистических столиц вроде Лондона и Парижа.

Революционность проекта подчеркивалась авторами в любом их начинании. Социалистические архитекторы утверждали, что старая привычка мещан вести свою жизнь на земле (она зародилась вместе с сельским хозяйством) была в корне неправильной. Поэтому башня и задумывалась как фантасмагорический небоскреб, где вся деятельность кипела бы буквально в воздухе. Согласно проекту высота здания должна была достигнуть 400 метров – невиданная цифра для начала 20-х годов.

Когда макет уже был готов, Советская власть выпустила несколько брошюр, посвященных башне, в том числе и очерк Николая Пунина. В нем восхвалялась идея построить небоскреб будущего, который стал бы символом победы социализма. Пунин на страницах своей работы заявил, что наконец-то искусство впервые послужило практическому назначению, приводя в пример три концептуально разных яруса.

башня 3 интернационала татлина

Публичный успех

Впервые миниатюрная башня Татлина в Москве была представлена на заседании VIII Всероссийского съезда Советов в 1920 году. Этот проект вызвал восторг и вскоре уже был представлен на нескольких международных выставках как символ утопических намерений новой социалистической власти.

На Западе также получила известность башня Татлина. Факты о России и ее авангардном строительстве регулярно появлялись в европейской печати. Это был отличный инструмент пропаганды, затмевающий ужасы и преступления гражданской войны.

памятник iii интернационалу башня татлина

Отказ от строительства

Как показало время, вся идея о монументальном небоскребе будущего оказалась лишь пропагандистской кампанией большевистского правительства. Возможно, Советская власть действительно хотела воплотить в жизнь памятник III Интернационалу. Башня Татлина даже получила несколько воплощений в деревянных макетах. Однако в 1924 году Татлину, трудившемуся над своим грандиозным проектом несколько лет, был дан первый намек о сворачивании работы – его не пустили за границу на презентацию памятника.

Накануне смерти больной Ленин согласился пойти на идеологический компромисс. Он стал вдохновителем новой экономической политики, и положение в стране постепенно начало выправляться. Однако в 1924 году вождь революции умер, и к власти пришел Сталин.

Наконец именно по инициативе Генерального секретаря ЦК ВКП(б) началась кампания террора против авангардистов, к которым принадлежал и Татлин. Идеи смелых художников-новаторов были слишком независимыми от центральной власти. Авангардистов, сразу после революции завладевших основными постами в государственных образовательных и пропагандистских учреждениях, начали под разными предлогами вытеснять с должностей. Кроме того, их идеи были совершенно непонятны простому народу и тому самому пролетариату, которому новаторы якобы служили. Для советской пропаганды нового образца нужны были простые мотивы и сюжеты, понятные рабочим. Так постепенно зарождался социалистический реализм, ставший государственной доктриной.

Судьба Татлина

Именно башня Татлина стала одной из первых жертв новой политики, направленной против авангардизма и конструктивизма. Сам архитектор оказался перед типичным выбором своих современников – пойти на конфликт с властью или принять новые догматы и творить уже в их рамках. Татлин решил уступить государству.

Правда, в дальнейшем он так и не создал ничего схожего по масштабу со своей башней. При жизни архитектор смог организовать всего лишь одну выставку. Он скончался в 1953 году, вслед за Сталиным. Интерес к творчеству Татлина возродился уже в период перестройки, когда было написано множество исследований о забытых и запрещенных течениях в русском искусстве.

башня татлина факты о россии

Память о башне

Сегодня макет знаменитой башни Татлина можно увидеть в Третьяковской галерее, где в 2011 году прошла концептуальная выставка, посвященная 125-летию художника. Его монумент III Интернационалу остался и в европейской памяти. Модель башни есть в стокгольмском музее современного искусства. При этом оригинальный макет, представленный в 1920 году в Доме Советов, был утерян в спецхране, а возможно, и специально уничтожен.


Советская архитектура и ее направления до сих пор являются неиссякаемым источником вдохновения не только для архитекторов по всему миру, включая и обитателей Geektimes. Заразившись космическими идеями Захи Хадид и уникальной конструкцией Шуховской башни, мы решили вспомнить о проекте, находящемся на стыке футуризма и конструктивизма — Башне Татлина.

Первый памятник из стали, стекла и коммунизма



Модель 1919 года

Проект монументального памятника, посвященного III Интернационалу. Такое название получила башня Татлина в первоначальном варианте. Татлин планировал начать строительство в Ленинграде и приурочить возведение своего детища к победе Октябрьской революции 1917 года. Сооружение должно было символизировать воссоединение человечества, разделенного после разрушения Вавилонской башни. В 1924 году проект получил золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.




Другие детали строения тоже были пронизаны символикой. Наклон башни — такой же, как и у оси Земли. Вращающиеся конструкции соотнесены с оборотом нашей планеты. Высота башни — 400 метров, кратная земному меридиану (1: 100 000). А форма спирали олицетворяла движение освобожденного человечества.



Башню Татлина в Ленинграде собирались построить здесь

Конструкция башни: двойная спираль и наклонная мачта очень сильно опередили свое время, а вращающиеся детали стали мечтой для архитекторов, подобной фантастике; эта мечта воплотилась в жизнь лишь через 80 лет — в проекте дома Suite Vollard в Куритибе (Бразилия).



Suite Vollard, один из первых вращающихся жилых домов в мире

Но в конце 1920-х отношение руководства страны к конструктивизму очень сильно изменилось, а здание так и не построили. Символ революции остался не у дел. Башня Татлина превратилась в утопию и вошла в историю не как символ коммунизма, а как символ конструктивизма и источник вдохновения для множества архитекторов XX века и современности.

Макеты башни Татлина

Татлин создал три модели башни, но все они утрачены. Современные реконструкции сделаны по сохранившимся чертежам и фотографиям. Вот где можно увидеть некоторые макеты башни:

  • Третьяковская галерея (Москва);
  • Центр Помпиду (Париж);
  • Музей современного искусства (Стокгольм);
  • Художественное училище им. К. А. Савицкого (Пенза);
  • Королевская академия художеств (Лондон);
  • Главная столовая Оксфордского университета.



Макет в Третьяковской галерее (Москва). Источник



Макет в Пензенской картинной галерее. Источник



Макет в Центре Помпиду (Париж). Источник



Макет в Музее современного искусства (Стокгольм). Источник

Будущее проекта башни



Новое поколение архитекторов и развитие технологий позволили наконец-то реализовать этот проект. За работу взялось индонезийское архитектурное бюро PHL Architects. Они предложили новый проект башни Татлина, позволяющий восстановить разрушенную экосистему застроенного и засоренного района на берегу самой длинной и загрязненной реки в Джакарте — Чиливунг. Эта башня станет не просто высоким зданием, а экологичным и автономным городом будущего.



Концепт новой башни Татлина в Джакарте. Источник

Центр башни будет состоять из жилой зоны для 9 тысяч человек, а между ее отсеками устроят сады и фермы. Это обеспечит местных жителей кислородом и продуктами. На одной ферме можно выращивать овощи и рис, на другой — съедобных насекомых, на третьей — домашний скот. Основная часть продуктов достанется жителям здания, а остатки будут продавать на рынке, расположенном на первом этаже.



Расположение садов и ферм внутри здания

Чтобы обеспечить хорошее качество воздуха внутри небоскреба, на его вершине расположат систему очистки воздуха. Электричество будет производиться двумя способами: с помощью речной воды, протекающей по спирали вокруг конуса, и — дополнительно — с помощью фотоэлектрических панелей на стенах. Это обеспечит башню полной автономностью в плане еды, электричества и водоснабжения.

Проект не только станет визитной карточкой Джакарты, но и принесет много пользы. Возведение комплекса избавит 19 гектаров земли от малоэтажной застройки и снизит нагрузку на электросети. Помимо этого, специалисты бюро отмечают, что здание замедлит вырубку лесов и загрязнение воды в Чиливунге.

Так сложилась судьба архитектурной жемчужины эпохи конструктивизма — доказав, что гениальная идея способна пережить все политические режимы, идеологии и обрести иные формы и черты, вдохновляя новые поколения последователей. Проект много раз хотели реализовать в России, но пока сталкивались либо с недостатком финансирования, либо со сложностями поиска места для постройки. В архитектурных кругах проект башни Татлина очень почитают. Он повлиял на архитектуру последующих течений. Одними из многих поклонников таланта Татлина были выдающиеся современные деконструктивисты Рем Колхас и Заха Хадид.

Башня Татлина

Башня Татлина – под таким именем вошел в историю проект монументального памятника, посвященный Третьему Интернационалу. Он появился в разоренной и полуголодной стране Советов в 20-е годы и поломал все традиционные представления об архитектуре.

История создания

Разработка монумента принадлежит советскому архитектору Владимиру Евграфьевичу Татлину. Гигантский 400-метровый памятник должен был стать символом всемирной коммунистической власти.

Архитектор вместе с помощниками построил уменьшенную башню высотой 5 метров.

Рабочие моменты

Фанера, дерево, жесть, шпагат послужили основой для создания модели. В ноябре 1920 года она была представлена на выставке. Затем ее передали в Третьяковскую галерею, где она и пропала. Руководители страны башню не оценили. Проект так и остался проектом.

Владимир Евграфьевич Татлин

Одна из вновь сделанных моделей была представлена на выставке декоративных искусств в Париже. Именно там, в Париже, создание Татлина получило впервые международное признание, это была золотая медаль. Но в советской России вспоминать об этом было не принято. Тем не менее башня стала символом революционного переворота всего человечества.

Уникальность башни

Идея памятника очень оригинальна. В ней заложено сочетание архитектуры, скульптуры и живописи.

Владимир Татлин стал родоначальником советского конструктивизма. Это стиль, которому присуща строгость, геометризм, лаконичность форм и монолитность внешнего облика строений.

По замыслу архитектора сооружение планировали выполнить из стекла и стали. Грандиозное по замыслу, оно должно было состоять из двух свивающихся, устремленных вверх стальных спиралей, которые располагались одна в другой.

Чертежи башни Татлина

Опирались они на наклонную стальную мачту, которая уходила в землю. Вверху спирали постепенно сближались у ребристого стального цилиндра. Вес восходящих спиралей внизу принимали на себя две арки сложной кривизны.

Предназначение башни по замыслу автора

Во внутреннем пространстве за сквозной решеткой – четыре расположенных друг над другом объема. По сути, это отдельные здания. Предназначались они для служб управления интернационалом. Самое интересное то, что все они вращались с различной скоростью.

Проект символа интернационала

Самое крупное здание имело форму куба. Предназначалось оно для проведения конференций и съездов, вращалось со скоростью одного оборота в год. Над ним располагалось строение в форме усеченной пирамиды, предназначенное для секретариата. Скорость его вращения – один оборот в месяц.

В здании-цилиндре со скоростью вращения один оборот в день должны были разместиться информационное бюро, издательство, типография, телеграф. Радио Коминтерна предполагалось разместить в четвертом здании, изготовленном в виде полусферы, со скоростью вращения один оборот в час.

Все тела зданий планировалось связать между собой и с землей электрическим подъемником сложной конструкции.

Символика башни

В Третьяковской галлерее

Проект Татлина – это великая утопия грандиозного по величине здания. Практического значения башня не имела. Разоренная советская Россия никогда бы не потянула такого сложного строительства.

Проект вошел в историю как самый узнаваемый символ конструктивизма. Он вдохновил последующие поколения архитекторов на освоение недостижимых ранее высот в архитектуре.

Проект башни и современность

Музейный экспонат

А идеи, заложенные в проекте Татлина, до сих пор не реализованы полностью. В виде отдельных фрагментов они присутствуют в символике зданий правительственного комплекса столицы Бразилии, в конструкциях центра имени Жоржа Помпиду в Париже, в мощной спирали ведущего музея в Нью-Йорке, в поверхностях сложной кривизны оперного театра в Сиднее.

Идея памятника была слишком смелая для немедленного воплощения. В настоящее время вращение свободно висящих конструкций претворено в жизнь на международной космической станции.

Татлинская башня: памятник коммунизму, разделивший судьбу Дворца Советов

Советская история знает немало примеров масштабных проектов, которые по той или иной причине не были воплощены в жизнь. Самым известным из них по праву считается Дворец Советов – монументальное здание в центре Москвы, строительство которого началось в 1930-х годах, но так и не было завершено. Однако еще за десять лет до этого, когда в советской архитектуре царил конструктивизм, архитектор и художник Владимир Татлин предложил нечто, поражающее воображение современников. Татлинская башня стала символом смелой мечты, которой, увы, не суждено было сбыться.

Архитектор Владимир Татлин. 1910-е гг

Модель Татлинской башни на выставке

Подготовка макета

По стопам одаренного творца

Чертеж башни Татлина и корзины-карусели

Читайте также: