Сообщение о балете прокофьева шут

Обновлено: 30.06.2024

Ленинградская постановка далась хореографу Леониду Лавровскому ценой огромной, напряженнейшей работы, поисков и ожесточенных споров с композитором. Прокофьев отбивался от требований внести изменения и дополнения – мол, на дворе 1940-й, четыре года прошло, как все написал и закрыл для себя эту тему. Однако Лавровский победил, и в результате был написан целый ряд новых танцев и драматических эпизодов. Именно в этой редакции спектакль приобрёл всемирную известность и был назван вершиной творческих поисков советского балета трех десятилетий.

Сегодня, 125 лет спустя со дня рождения композитора и через 63 года после его смерти, все его балеты не просто живы, а стали классикой и вошли в сокровищницу мировой музыки.

Балет на музыку Сергея Прокофьева в шести картинах. Либретто С. Прокофьева.

Действующие лица:

  • Шут
  • Шутиха, его жена
  • Семь шутов
  • Их жены
  • Их семь дочерей
  • Купец
  • Коза
  • Свахи
  • Солдаты, челядь и домашние купца

Действие происходит в сказочной Руси.

История создания

Сюжет

Вернулись семь шутов домой и решили попробовать плетку. Убили семерых своих жен и начали хлестать. Но ни одна не воскресла.

У семерых шутов было семь дочерей, и пришла пора выдавать их замуж. Приехал к ним Купец с двумя свахами, богатый-пребогатый. То-то была радость! Но Купцу шутиные дочки что-то не приглянулись, и он выбрал стряпку.

Музыка

Шутки главного героя Шута становятся для окружающих просто опасными. Для начала он разыгрывает сцену убийства собственной жены, а затем “воскрешает” ее на глазах изумленной публики ударом плетки. Семеро шутов покупают плетку за 300 рублей и пытаются использовать её волшебную силу на своих женах. Однако ни одна из них не воскресает, и шуты, поняв, что их одурачили, в ярости бросаются отомстить обидчику. Но тот снова перехитрил их, переодевшись в женское платье и прикинувшись собственной сестрой. Шуты уводят её в качестве компенсации к себе домой и поручают мнимой сестре быть кухаркой.

Тем временем к шутам приезжает богатый купец сватать одну из их дочерей. Ни одна не приглянулась, кроме “кухарки”. Шута ведут в качестве “молодой жены” в спальню купца, но он ускользает, подсунув вместо себя козлиху. Купец решает, что это оборотень, и убивает козлиху. Шут затем появляется в сопровождении семи солдат и требует выкупа за исчезнувшую сестру. Купцу приходится заплатить 300 рублей, и внезапно разбогатевший Шут возвращается к своей Шутихе, чтобы зажить подобру-поздорову.

Музыка этого балета близка музыке И. Стравинского эпохи “Петрушки”. Сам Стравинский признал балет Прокофьева замечательным произведением.

В это же время Прокофьев пишет два оригинальных фортепианных цикла “Мимолетности” и “Сарказмы”.

Молодому композитору всегда были присущи душевное здоровье и оптимизм, волевая устремленность в будущее и категорически чужды упадничество и изнеженность. О молодом Прокофьеве пресса писала: “Он не любит проторенных дорог. Он предпочитает продираться сквозь девственные чащи, уверенной рукой сокрушая препятствия, ломая крепкие скалы и с разбега прыгая через глубоководные ручьи. Шума и грома от его странствий к новым берегам идет страсть как много! Брызги и осколки летят во все стороны. Но это не озорство, не шалость. В его дерзаниях есть своя крепкая и убедительная логика. Направление прокофьевских исканий - к солнцу, к полноте жизни, к праздничной радости бытия”.

Прокофьев в музыке подобен Маяковскому в поэзии. Они познакомились в 1917 году в Петрограде на одном из “Вечеров современной музыки” и по достоинству оценили друг друга. Оба были молоды, очень талантливы и в меру честолюбивы. Обоим хотелось создать свое искусство, созвучное новому времени. Оба были здоровыми и жизнерадостными личностями. В сложные революционные годы они выступали против сложившегося стереотипа изнеженного, расслабленного, “красивого” искусства, против искусства о “розах и соловьях” об “ананасах в шампанском”. Оба отстаивали здоровое и деятельное искусство.

В последний предреволюционный год Прокофьев сочиняет первую “Классическую симфонию”. Эта остроумная и жизнерадостная музыка написана как добродушная пародия на стиль венских классиков ХVIII века. В то же время эта симфония своими необычными гармоническими мелодическими оборотами и сопоставлениями указывает на самобытный прокофьевский стиль.

На исполнении этой симфонии в России присутствовал А. Луначарский - первый нарком просвещения. Уступая просьбе композитора, Луначарский выписывает ему заграничный паспорт и сопроводительный документ, в котором говорится, что композитор едет за границу по делам искусства и для поправки здоровья. Конечный срок поездки не был обозначен. Так начался длительный заграничный период творчества композитора.

Сначала композитор едет в Америку, затем путешествует по Европе. Итогом пребывания в Америке явилась опера “Любовь к трем апельсинам” на сюжет комедии-сказки Карло Гоцци.

Шутки главного героя Шута становятся для окружающих просто опасными. Для начала он разыгрывает сцену убийства собственной жены, а затем “воскрешает” ее на глазах изумленной публики ударом плетки. Семеро шутов покупают плетку за 300 рублей и пытаются использовать её волшебную силу на своих женах. Однако ни одна из них не воскресает, и шуты, поняв, что их одурачили, в ярости бросаются отомстить обидчику. Но тот снова перехитрил их, переодевшись в женское платье и прикинувшись собственной сестрой. Шуты уводят её в качестве компенсации к себе домой и поручают мнимой сестре быть кухаркой.



Тем временем к шутам приезжает богатый купец сватать одну из их дочерей. Ни одна не приглянулась, кроме “кухарки”. Шута ведут в качестве “молодой жены” в спальню купца, но он ускользает, подсунув вместо себя козлиху. Купец решает, что это оборотень, и убивает козлиху. Шут затем появляется в сопровождении семи солдат и требует выкупа за исчезнувшую сестру. Купцу приходится заплатить 300 рублей, и внезапно разбогатевший Шут возвращается к своей Шутихе, чтобы зажить подобру-поздорову.

Музыка этого балета близка музыке И. Стравинского эпохи “Петрушки”. Сам Стравинский признал балет Прокофьева замечательным произведением.

В это же время Прокофьев пишет два оригинальных фортепианных цикла “Мимолетности” и “Сарказмы”.

Молодому композитору всегда были присущи душевное здоровье и оптимизм, волевая устремленность в будущее и категорически чужды упадничество и изнеженность. О молодом Прокофьеве пресса писала: “Он не любит проторенных дорог. Он предпочитает продираться сквозь девственные чащи, уверенной рукой сокрушая препятствия, ломая крепкие скалы и с разбега прыгая через глубоководные ручьи. Шума и грома от его странствий к новым берегам идет страсть как много! Брызги и осколки летят во все стороны. Но это не озорство, не шалость. В его дерзаниях есть своя крепкая и убедительная логика. Направление прокофьевских исканий - к солнцу, к полноте жизни, к праздничной радости бытия”.

Прокофьев в музыке подобен Маяковскому в поэзии. Они познакомились в 1917 году в Петрограде на одном из “Вечеров современной музыки” и по достоинству оценили друг друга. Оба были молоды, очень талантливы и в меру честолюбивы. Обоим хотелось создать свое искусство, созвучное новому времени. Оба были здоровыми и жизнерадостными личностями. В сложные революционные годы они выступали против сложившегося стереотипа изнеженного, расслабленного, “красивого” искусства, против искусства о “розах и соловьях” об “ананасах в шампанском”. Оба отстаивали здоровое и деятельное искусство.

В последний предреволюционный год Прокофьев сочиняет первую “Классическую симфонию”. Эта остроумная и жизнерадостная музыка написана как добродушная пародия на стиль венских классиков ХVIII века. В то же время эта симфония своими необычными гармоническими мелодическими оборотами и сопоставлениями указывает на самобытный прокофьевский стиль.

На исполнении этой симфонии в России присутствовал А. Луначарский - первый нарком просвещения. Уступая просьбе композитора, Луначарский выписывает ему заграничный паспорт и сопроводительный документ, в котором говорится, что композитор едет за границу по делам искусства и для поправки здоровья. Конечный срок поездки не был обозначен. Так начался длительный заграничный период творчества композитора.

Сначала композитор едет в Америку, затем путешествует по Европе. Итогом пребывания в Америке явилась опера “Любовь к трем апельсинам” на сюжет комедии-сказки Карло Гоцци.

Нажмите, чтобы узнать подробности

23 апреля 1891 года родился Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших композиторов ХХ века. Он успешно окончил Петербургскую консерваторию. В ее стенах он провел в общей сложности десять лет. Учителями его были Н.А. Римский-Корсаков — по инструментовке, А.К. Лядов — по контрапункту. Диплом свободного художника (иными словами — композиторский) С.С. Прокофьев получил в 1909 г. в возрасте восемнадцати лет.[2]

Но именно балетная музыка занимает одно из важнейших мест в творчестве композитора.

Музыка для балетов, которую сочинял композитор, была очень оригинальна и своеобразна, и даже некоторые хореографы высказывались, что под нее невозможно танцевать. Но постепенно они увидели, что композитор стремился передать внешнюю характерность персонажа с глубокой психологической правдивостью. Важной особенностью зрелого творчества С.С. Прокофьева стало использование национальных музыкальных традиций, которые в свое время провозглашали великие русские классики - М. Глинка, М. Мусоргский, П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков. Отличительной чертой его сочинений стала огромная энергия и новая ритмика: резкая и выразительная.

Национальный характер стал проявляться не только в собственных произведениях, но и при исполнении им сочинений других русских композиторов. С. Прокофьева назвали лучшим мелодистом мира XX века. Его музыка всегда привлекала внимание слушателей своей необычностью мелодий. Своеобразие мелодического дара, умение сочинить мелодию выразительную и красивую – одно из лучших качеств таланта композитора. [4]

Национальное у Прокофьева – это сложный сплав старого с новым, крестьянского с городским, русско-классических профессиональных традиций с современными жанрами. Прокофьев все больше и больше стремился к песенности, к национально-реалистическим чертам в музыке. [4]Композитор чутко откликался на разнообразные события жизни своего народа. Яркая могучая, жизнерадостная и светлая музыка композитора вобрала в себя всевозможные проявления духовной жизни человека. [5, С. 230]

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Подобные посты

Жизнь и творчество Луи Моро Готтшалка в контексте американской музыкальной культуры XIX века

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Борис Эмильевич Блох

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Дариус Мийо

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Читайте также: