Сообщение нужно писать или печатать

Обновлено: 05.07.2024

Чистописание в обычной тетрадке важно осваивать всем детям, не смотря на то, что их пальцы уже вовсю бегают по клавиатуре.

В современном мире, где власть захватили компьютеры, навык письма от руки требуется все реже, а красивый почерк, по мнению многих родителей, вообще в жизни мало где пригодится. И это при том, что исследователи не устают говорить о пользе чистописания. Рассказываем о самых интересных фактах на эту тему.

Дети, которые много пишут от руки, лучше сочиняют

Письмо влияет на физиологию

Оказывается, занятия по чистописанию – отличная тренировка физиологических механизмов, которые отвечают за жизненно важные навыки.

Доктор Динехарт из университета Флориды проводила сравнительный анализ способностей детей, которые получали дошкольное образование и которые не пробовали научиться писать до поступления в первый класс. Выяснилось, что первые лучше учились в школе и были способны решать достаточно сложные жизненные задачи, в том числе, которые не имели отношения к школьным заданиям.

Это связано с тем, что с помощью письма у малышей закладывается важная база: формируются когнитивные навыки (способность к познанию), развивается моторика, стимулируются нервно-мышечных процессы.

Пишущая рука – инструмент для развития интеллекта

Вот это и навело ученых на мысль, что когнитивные процессы тесно связаны с двигательными процессами, а простыми словами: пишущая рука – это инструмент для развития интеллекта.

Красивый почерк – хорошие оценки

А вот еще одно доказательство в пользу каллиграфии. Доцент кафедры дошкольного образования в Международном университете Флориды Лаура Динехарт подготовила целую статью, посвященную этой теме.

Ее главная мысль – дети с хорошим почерком лучше учатся. Во-первых, это связано с тем, что красивое написание уже подкупает учителя и служит сигналом, что школьник приложил массу стараний. А во-вторых, плохой почерк отнимает у самого ребенка много сил и времени, поэтому на содержание написанного они обращают меньше внимания.

Письменный язык развивает внимательность

В одной из работ, посвященных нарушениям процесса обучения, западные исследователи рассмотрели, как устный и письменный язык влияют на внимательность и умение планировать. В группах, с которыми работали ученые, находились как обычные дети, так и учащиеся из коррекционных классов.

Вирджиния Бернинджер, ведущий автор этого исследования и профессор педагогической психологии подтвердила, что рукописание – это не просто механический процесс. Это совместная работа с головным мозгом, который подключается, как только ребенок берет ручку и садится за тетрадь. Вот почему так важно уделять внимание именно письменной речи. В отличие от устной речи письмо требует определенных усилий, поэтому родители должны мотивировать детей.

Писать от руки – значит, учиться самоконтролю и планированию

Скоропись делает ребенка более грамотным

Ученые долго спорили, приносит ли умение писать скорописью (без отрыва руки) какие-то специфические плюсы, помимо тех, которые присутствуют и при письме печатными или отдельно стоящими буквами.

Рукописание помогает сосредоточиться

Для типично развивающихся детей навык быстро набирать буквы на клавиатуре не является равноценным умению писать от руки. Конечно, с возрастом почти все мы в итоге переходим на работу на компьютере, но это не значит, что печатанию нужно уделять больше внимания, чем рукописанию. И вот почему.

Многие учители против того, чтобы дети приносили в класс ноутбук для работы. Они требуют от учеников писать от руки не для того, чтобы у ребенка сформировался красивый почерк, а потому, что таким образом они лучше концентрируются на предмете. Исследователи уже давно сделали вывод, что написанное собственной рукой лучше воспринимается и запоминается.

Порядок в обучении письму поможет в учебе

Ученые предлагают следующую систему обучения письму: сначала малыш должен освоить письмо, в котором слова пишутся отдельными буквами (т.е. с отрывом руки), через два года ребенку хорошо бы приступить к освоению скорописи с соединением букв в слове и только после этого можно постигать мастерство печатания на компьютере.

Comments

Конвертация письменного текста в печатный как инструмент правки

Пришел примерно к тому же выводу.
С ручкой мысль идет легче чем на клавиатуре, выходит и легче и сочней и интересней.
Перед монитором просто тупеешь, все образы куда-то улетают. При том, что и слепым набором владею, и опыт высиживания перед компьютером значительный.
Может, есть связь "творческих отделов мозга" с процессом "рисования" букв? Если есть специалисты, просветите.
Но при редактировании компьютер, конечно, на порядок удобней бумаги.

Иногда нас мучает дилемма — написать текст от руки или напечатать его. Теперь ученые знают, как поступить. Но все не так однозначно.

За последние несколько десятилетий популярность цифровых устройств в образовательных учреждениях быстро возросла. Планшетные компьютеры и набор текста на цифровых устройствах получили широкое распространение в школах. Часто с помощью этих электронных средств ученики набирают текст, который ранее записывали только от руки.

Предыдущие работы показали, что паттерны мозговых волн, ранее считавшиеся оптимальными для обучения, появляются, когда люди пишут от руки. Этого не наблюдается, если человек набирает текст на клавиатуре. В новой работе, опубликованной в журнале Frontiers in Psychology, ученые решили выяснить различия в мозговой активности при рисовании, написании текста от руки и наборе его на клавиатуре. В качестве испытуемых авторы использовали как детей, так и молодых взрослых.

В результате ученые обнаружили, что при письме от руки с помощью стилуса на сенсорном экране теменная и центральная области мозга демонстрируют связанную с событиями синхронизированную активность в тета-диапазоне. Активность нейронов в этих областях, согласно литературе, важна для памяти и кодирования новой информации, а значит позволяет мозгу эффективно обучаться.

В случае взрослых испытуемых исследователи заметили активацию аналогичных областей мозга, однако паттерны активности были немного другими. Оказалось, что активность мозга при наборе текста заметно отличалась как от написания от руки, так и от рисования. Интересно, что эти паттерны мозговой активности были схожи практически у всех детей.

Ученые сделали вывод, что для комплексного развития мозга ребенка и наиболее эффективного обучения необходимо использовать все три вида визуализации информации — письмо, рисование и печать текста на клавиатуре.

image

Психологи из Принстонского университета и Калифорнийского университета провели сравнительное исследование эффективности записей лекций от руки и записи материала при помощи компьютера. Они выяснили, что относительно понимания и изучения преподаваемого материала записи от руки выигрывают у компьютерных.

На втором этапе тестирования психологи предупредили любителей компьютеров, чтобы те старались не записывать лекции слово в слово – но даже этого оказалось недостаточно. Инстинктивное желание записать всё побеждало, и чем больше слов студент набивал на клавиатуре, тем хуже он усваивал материал.

На последнем этапе студентам перед экзаменом разрешалось просматривать свои записи. Можно было бы предположить, что более полные, дословные записи, сделанные на компьютере, послужат лучшим материалом, чем краткие конспекты. Но и здесь запись от руки уверенно победила.

Несмотря на победу бумаги и ручки, психологи считают, что новые технологии будут и дальше проникать в жизнь студентов. Возможно, появятся и такие, которые облегчат их жизнь, не ухудшая одновременно усвоения материала (та же чудо-ручка Livescribe, к примеру). Ну а пока – с этого года в школах Финляндии, например, уже отменили уроки чистописания. Как это скажется на интеллекте и знаниях людей, покажет время.

Читайте также: