Сообщение нового знания о действительности и доказательство истинности этого знания является основой

Обновлено: 18.05.2024

Познание представляет собой процесс активного отображения человеком внешнего мира и своей собственной природы. Иначе говоря, это процесс накопления знаний, увеличение объема информации, необходимой человеку для его жизни. Знания — это результат познавательной активности или деятельности. Они представляют собой субъективные образы действительности в сознании человека (представления, понятия и др.), а также осмысленные навыки, умения преобразовывать эти образы, оперировать ими в соответствии с решаемыми задачами. Накопление, сохранение и передача знаний осуществляется только общественным человеком, выступает как социальный процесс. Знание фиксируется обществом в системе естественных или искусственных языков, сохраняется с помощью технических носителей информации.

Научным называется особый вид современной социальной деятельности, отличающийся специфическими для него признаками. При характеристике научного познания обычно указывают на следующие отличительные черты:

· это обязательно целенаправленный процесс деятельности;

· это активность, основанная на сознательно применяемых методах.

Один из основателей научного подхода в познании Ф. Бэкон писал, что до XVII в. открытия делались случайно, а не методически; открытий было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Что сделано не своевременно, сделано понапрасну. Человек, ковыляющий по прямой дороге, опередит человека бегущего, но сбившегося с пути. К средствам, улучшающим познание, Ф. Бэкон относил:

· орудия, улучшающие способность человеческого восприятия – инструменты;

· орудия, совершенствующие саму человеческую мысль – методы мышления.

По его мнению, не имея научного метода, вообще не следует браться за исследование, так как результат будет незначительный: это процесс, направленный на открытие новых знаний; научное познание характеризуется систематичностью; ему присуща строгая доказательность; оно имеет целью раскрытие законов в изучаемой области; это интеллектуально-волевая деятельность.

Кроме этого, научное исследование характеризуется особым пониманием объекта познания и способом закрепления и оформления полученных результатов. Объект научного исследования – некоторая область действительности, охватывающая целый класс сходных явлений, их совокупность. Так как для конкретного исследования объект познания является слишком сложным, то он, как правило, изучается по частям. Поэтому введено другое понятие. Предмет исследования – это определенный срез, аспект, угол зрения, под которым рассматривается объект познания. Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т. п.).

Развивающееся научное знание претерпевает последовательную смену следующих форм: факт, проблема, гипотеза, теория и парадигма.

· факт как реально происходящее или уже произошедшее событие (факт действительности);

· факт как описание данного события на некотором языке.

Если факт осмыслен и зафиксирован в языке какой-либо науки, то здесь имеет место научный факт. Фиксация в других системах понятий дает нам мифологический, религиозный факт или другие виды фактов.

Сознательное отношение к накоплению фактов позволяет облегчить эту работу за счет сужения фронта поиска. Исследователь определяет, какого рода факты он собирается накапливать, из какой области, при каких условиях, какими средствами будет пользоваться и т. п. Необходимо помнить, что научный факт — это осмысление реального явления с определенной теоретической точки зрения. Поэтому истинность фактов определяется истинностью применяемой теории, т. е. научные факты могут быть как истинными, так и ложными. Строго говоря, ложными научные факты признаются:

· когда они не соответствуют реальным явлениям и свойствам объектов;

· когда доказана ложность теории, на основе которой описано данное явление.

Оценкой фактов заканчивается первый этап научного познания. Следующий этап связан с появлением фактов, которые не могут быть объяснены с помощью имеющихся знаний. Возникает проблемная ситуация – осознанное противоречие между новыми фактами и существующей теорией. В этом случае в познании требуется совершить диалектический скачок: дать новое объяснение событию, т. е. развить старую или построить новую теорию.

Таким образом, научная проблема – это вопрос, для ответа на который требуется новое знание. Она выступает закономерным этапом развития научного познания. Наука не может прогрессировать без решения все новых и новых проблем. Отсутствие проблем привело бы к прекращению исследований, т. е. к прекращению производства новых знаний. Поэтому задача пытливого ума – ставить и решать научные проблемы.

Постановка проблемы предусматривает следующий процесс:

· отделение фактов объясненных (известных) от фактов, требующих объяснения;

· формулировка вопроса, выражающего основной смысл проблемы;

· постановка конкретных задач по ее решению.

Решение научной проблемы начинается с выдвижения гипотезы. Гипотеза – это обоснованное предположение, не противоречащее достоверным фактам, законам, доказанным положениям науки. Поскольку гипотеза наряду со старым содержит и новое знание, то она должна подлежать проверке. Практическая проверка – это соотнесение гипотетического значения с реальной действительностью или с результатом эксперимента. Теоретическая проверка – это соотнесение с известными фактами как можно большего количества логически выведенных из гипотезы следствий. Доказанное гипотетическое знание составляет научное открытие. Оно становится новым элементом старой теории или образует новую теорию. Она представляет собой систематизированное доказанное знание о каком-либо фрагменте действительности. Развитие теории осуществляется в ходе постоянного уточнения ее положений на основе вновь получаемых фактов. Цикл завершается: чтобы подтвердить или опровергнуть новую теорию, нужны новые факты.

Таким образом, научное исследование — это вид социальной деятельности, целью которого является научное познание окружающего мира явлений, осуществляемое как профессиональная деятельность субъектов или их коллективными образованиями (группами, институтами, сообществами), и результатом которой является получение теоретический и практических знаний.

Такой характер развития присущ всем научным исследованиям.

Научное исследование осуществляется в рамках той или иной научной школы или парадигмы. Оно, как уже указывалось, невозможно без опоры на соответствующие методы.

Для решения научных задач применяется множество методов, которые можно по-разному классифицировать. Наиболее распространенное основание классификации – степень общности. По этому основанию выделяют четыре группы методов: философские методы; общенаучные методы; частнонаучные методы; специальные методы.

Значимость методов исследования сложно переоценить, так как именно от правильно выбранных и творчески применяемых методов познания зависят результаты научного поиска.

Человечество достигает истины, преодолевая заблуждения, которые, тем не менее, выступают необходимым спутником познания. Заблуждение – это оценка содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое заблуждающимся человеком за истинное. Не следует полагать, будто заблуждения – всего лишь досадные случайности: они неизбежные спутники правильного познания, более того – его внутренне необходимые элементы. Человеческий разум, устремляясь к истине, неизбежно выдвигает множество предположений, увлекается ими, нередко впадает в крайности, обусловленные исторической ограниченностью его практики, а также творческими предположениями ума. Заблуждения обусловлены и сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуациях неполной информации. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ошибочность которых выявляется только впоследствии ходом дальнейшего развития науки (например, геоцентрическая теория Птолемея). Но без таких идей развитие познания было бы невозможным.

Заблуждения имеют не только познавательные, но психологические и социальные основания. Однако их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь – это умышленное искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в заблуждение, обмануть. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Основанием для существования лжи может также быть логически неправильное мышление человека, воспринимающего информацию. На этом построены различные логические уловки.

Познание, стремящееся к истине, не обходится без столкновения различных, порой противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий. Оно невозможно без заблуждений, ошибок. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, оценок. Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина утверждается. Подлинный ученый должен иметь смелость высказать свое мнение и даже спорные положения, если он не сомневается в их достоверности, безотносительно к давлению вненаучных факторов.

Система научных знаний, опыт постоянно изменяются, совершенствуются. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого.

Таким образом, совершенно очевидно, что не все наши знания есть истина. Более того, не все верные знания верны полностью. Такое состояние знаний описывается отдельными понятиями. Абсолютная истина – это точное и исчерпывающее знание об объекте. В силу этого определения абсолютная истина никогда не может быть опровергнута. Относительная истина – это точное на определенном этапе, но не исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина по мере накопления человеческого опыта дополняется, конкретизируется.

Неизменное знание часто называют догмой. Человека, который придерживается таких знаний, называют догматиком. А данная позиция в философии называется догматизмом. Плохо это или хорошо? Опора на неизменное знание очень часто бывает полезна, так как помогает правильно ориентироваться в мире. Формулы типа: время все лечит, летом тепло, на красный свет светофора не двигайся – обеспечивают нам уверенность в действиях. С другой стороны, отжившие взгляды ограничивают творчество человека. Противоположная философская позиция – релятивизм. Это утверждение, что абсолютной истины не существует, все знания относительны.

Научное знание не может, конечно, всякий раз непосредственно проверяться практическим опытом. Научная теория считается состоятельной и в том случае, если ее истинность подтверждается логически.

Однако практике в процессе познания отводится ведущая роль, которая реализуется через три основные функции:

· практика выступает основой или источником познания;

· практика – это цель познания;

· практика – критерий истинности знаний.

Так решается проблема истины в естествознании. По сравнению с ним решение проблемы истины в социальном познании имеет существенное отличие.

Социальное познание занимает особое место в системе исследовательской деятельности человека уже потому, что речь идет об изучении человеком самого себя, самопознании общества. Социальное познание служит основой и предпосылкой управления социальными процессами и формирования человека. Наконец социальное познание служит взаимному согласованию общества и личности, гуманизации социальных структур, социализации человека.

Социальное познание, таким образом, имеет, по меньшей мере, три взаимосвязанных аспекта: изучение человека (гуманитарный аспект), изучение общества (социальный аспект) и изучение взаимоотношений между обществом и человеком (социально-гуманитарный аспект). В силу многогранности предмета исследования социальное познание использует данные естественных и технических наук и в свою очередь обогащает их своими выводами.

Социальные науки имеют много общего с другими областями научного познания. Социологи так же добывают факты, анализируют их, осуществляют первичные обобщения, стремятся добраться до причин изучаемых явлений, выявляют закономерности, строят идеализированные объекты, применяют логику и математику, выдвигают многообразные гипотезы, стремятся превратить их в теории. Как и в других науках, используются доступные средства и разрабатываются многообразные методы исследования научного материала. В то же время социальное познание обладает некоторыми особенностями, выделяющими его в особый вид познавательной деятельности.

Главное – при изучении природы исследователю противостоит относительно пассивный объект. Темпы изменения природы гораздо медленнее темпов изменения человека. Поэтому законы природы мы считаем практически неизменными. А с чем сталкиваются общественные науки?

Одной из важнейших особенностей является то, что социальные теория и практика пронизаны личными и общественными интересами, которые при разных обстоятельствах могут выступать и как стимул, и как тормоз развития. Люди предстают и как активные субъекты, и как объекты, подвергающиеся собственному изучению. Если в естественных науках сравнительно легко добиться повторяемости опыта, многократного воспроизведения интересующего нас явления, то в области общественных явлений это, как правило, невозможно (каждый человек, общество не просто быстро изменяются, но изменяются необратимо и внешне мало предсказуемо). В силу этого формируется акцент познания на единичное, индивидуальное, уникальное.

Другая особенность состоит в том, что в социальном познании применяются, главным образом, теоретические методы. Характерный и широко используемый в естественных науках эксперимент применять или невозможно, или социально опасно, поскольку речь идет о судьбах людей.

Третьей существенной особенностью выступает то, что для социальных теорий критерий практики становится не эффективным из-за невозможности проверить социальную теорию относительно быстро. Дело в том, что естественный ход вещей в социальном процессе может растянуться на десятилетия. Например, обещание построить коммунизм через двадцать лет или каждой семье отдельную квартиру через пятнадцать лет. В указанные сроки часто бывает не с кого спросить. Поэтому непосредственной формой проверки социальных гипотез служит логическое доказательство. На это люди и вынуждены опираться, например, при выборе кандидатов на замещение властных должностей.

Казалось бы, логическая связность и непротиворечивость социальных теорий (предвыборных программ) может избавить от ошибок в развитии общественных отношений. Однако, как известно, логика не критична к исходным принципам и ценностям, на которые опирается автор социальной теории. Логика дает разные ответы, поскольку исходные данные (идеи) у людей различны. Вот поэтому и становится очевидным решающее значение мировоззренческих принципов и универсалий культуры в социальном познании. Их человек в обыденной жизни не осознает или не придает им особого значения. Но именно эти принципы, основополагающие философские идеи являются не просто отправным пунктом, но и определяющим критерием социального познания.

В современной науке существует большое многообразие путей познания и форм знания. Можно выделить такие пути, как практический и духовный, рациональный и иррациональный. По-видимому, возможны и другие классификации. Что касается форм человеческого знания, то здесь также можно указать классификации по различным основаниям: мифологическое, религиозное, обыденное и научное; эмпирическое и теоретическое; фундаментальное и прикладное и другие.

Особое место в познавательной активности занимает самопознание (рефлексия) – осмысление человеком состояния и развития собственной духовности и внешней активности. Цель самопознания – понять собственную сущность. Поскольку сущность – это основные свойства и связи объекта, то человек не может познать себя в отрыве от окружающего мира. Познавая себя, человек познает мир, так как является его элементом, а познавая мир, он яснее сможет понять себя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГБПОУ КК УСПК

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

тестовым заданиям

к дифференцированному зачету

по ОГСЭ. 06 Русский язык и культура речи

для студентов группы ИС 41

специальность 09.02.04 Информационные системы

1. Язык как система. Основные единицы языка.

2. Язык как система. Функции языка.

4. Понятие о литературном языке и языковой норме.

5. Понятие литературной нормы. Типы нормы.

6. Слово, его лексическое значение.

7. Многозначные слова и их употребление.

8. Синонимы, антонимы и их употребление. Лексические нормы. Лексические ошибки, связанные с употреблением синонимов.

9. Омонимы, паронимы и их употребление. Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов.

10. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

11. Русская лексика с точки зрения ее употребления (нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

12. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

13.Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи.

14. Употребление фразеологизмов в речи. Лексические ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

15. Лексические нормы: нормы словоупотребления.

16. Лексические ошибки: плеоназм, тавтология и др.

17. Фонетические единицы. Фонетический разбор слова. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

18. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Правописание о/ё после шипящих и ц.

19. Орфоэпические нормы: нормы ударения. Ударение имён существительных. Ударение имён прилагательных.

20. Орфоэпические произносительные нормы: произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.

21. Морфемика. Морфема. Способы словообразования. Морфемный разбор слова. Словообразовательный разбор.

22. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

23. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

24. Правописание приставок при-/пре-. Правописание сложных слов.

25. Морфология. Морфологические нормы: нормы образования грамматических форм слов различных частей речи. Употребление ь для обозначения грамматических форм.

26. Употребление форм имён существительных в речи. Образование и употребление И. п. мн. ч. имён существительных.

27. Образование и употребление Р. п. мн. ч. имён существительных.

28. Род несклоняемых иноязычных имён существительных.

29. Род сложносокращённых слов (аббревиатур).

30. Образование и употребление степеней сравнения имён прилагательных. Употребление форм имён прилагательных в речи.

31. Образование формы Р.п. имени числительного. Употребление числительных в речи.

32. Местоимение. Употребление в речи.

33. Глагол. Употребление форм глагола в речи.

34. Причастие. Правописание не с причастиями.

35. Причастие. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.

36. Причастие. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

37. Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Особенности построения предложений с деепричастным оборотом.

38. Наречие. Употребление наречий в речи.

39. Предлог. Употребление предлогов в речи. Употребление предлогов между(меж),по.Употребление предлогов согласно, благодаря, вопреки. Употребление предлогов в и на, их антонимов.

40. Союзы. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.

41. Частица. Правописание частиц. Употребление в речи.

42. Междометие. Употребление в речи.

43. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Синтаксические нормы.

44. Словосочетание: нормы построения. Виды подчинительной связи между словами в подчинительном словосочетании.

45. Управление в словосочетании: употребление предлогов согласно, благодаря, вопреки.

46. Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым.

47. Нормы построения простых предложений. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием.

48. Нормы построения простых предложений. Прямой порядок слов в предложении.

49. Нормы построения простых предложений. Синтаксические ошибки. Их исправление.

50. Односоставное и неполное предложения.

51. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

52. Предложения с обособленными и уточняющими членами.

53. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Употребление вводных слов в речи.

54. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

55. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

56. Сложное предложение. Нормы построения сложных предложений различных видов.

57. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Употребления сложносочинённых предложений в речи.

58. Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в нём. Использование сложноподчинённых предложений в разных типах и стилях речи.

59. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

60. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

61. Построение сложных предложений: речевые ошибки при построении сложных конструкций.

62. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

63. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.

64. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

65. Функциональные стили речи. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

67. Официально-деловой стиль речи. Признаки. Назначение. Подстили.

68. Публицистический стиль речи. Основные жанры. Особенности построения публичного выступления.

4.целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в конечном счете, что включает в себя и те варианты, при которых она выступает и непосредственной целью познания, ну а целью познания является достижение истинного знания .

9/6. Доказательство – это процесс установления истинности знания. В чем заключается процедура установления истинности?

Чем отличается обоснование от доказательства?

Доказательство отличается от других рассужде­ний, к примеру умозаключений, тем, что его целью является обоснование истинности доказуемого суж­дения.

9/7. Назовите некоторые направления, принципы, установки, существующие в теории познания.

1. Релятивизм– методологический принцип, согласно которому любое знание является лишь относительным, условным, субъективным мнением.

2. познание – сомнение в самой возможности достоверного (научного) знания.

3. Феноменализм – концепция, согласно которой познание ограничено уровнем явлений (то есть психических и физических феноменов), не может проникнуть в скрытую за ними сущность, не может познать вещи такими, какими они существуют сами по себе.

4. Брахман – направление, представители которого признавали основой познания чувственный опыт и нередко недооценивали роль теоретического мышления.

5. РАЦИОНАЛИЗМ – философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой признают разум, логику, опыт основой познания и поведения; этим же словом называют и направление, сторонники которого (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель) преувеличивали значение отвлеченного мышления и преуменьшали роль чувственного опыта.

6. Иррационализм– философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой скептически оценивают возможности разума и придают решающее значение таким формам и средствам познания, как чувство, воля, инстинкты, мистическое слияние с высшей реальностью, озарение, откровение.

9/8. Назовите две соотносительные гносеологические категории.

Истина -категория, выражающая то содержание знания, которое сохраняется в ходе дальнейшего познания, знание, которое полностью исчерпывает предмет, а также выражающая идеал полного знания о мире и т.п.

Пространство категория, выражающая знание частное, неполное, неточное, относящееся к объекту, до конца еще не познанному, сформулированное относительно определенных условий и т.п.

Объективное значит – это то, что познается. Познаваться может отдельное явление, сферы реальности и даже мир в целом. Объектом познания могут быть и материальные и духовные виды явления, а так же сам человек

Субъективное значит - это тот кто познает. Познавать может отдельный человек, группа людей и даже общество в целом.

9/10. Установите соответствие между названием познавательного действия и тем, в чем это действие заключается.

1. Анализ Расчленение предмета на составляющие признаки.

2. Синтез Соединение признаков предмета в одну целостность.

3. Дедукция Заключение от общего к частному.

4. Индукция Заключение от частного к общему

5. Абстрагирование Выделение признака из всей совокупности признаков предмета

Тема 10. Наука. Научное познание

10/1. Научное познание отличается от других форм духовной культуры и от познания обыденного по множеству признаков. Охарактеризуйте научное познание.

Научное познание это система знаний, полученных в результате практики, включающей в себя исследование и освоение процессов и явлений, происходящих в природе, обществе и человеческом мышлении.

Структуру науки составляют следующие блоки:

  • эмпирический;
  • теоретический;
  • философско-мировоззренческий;
  • практический.

Эмпирические знания включают в себя информацию, полученную с помощью как обыденного познания, так и опытным путем (посредством наблюдения и эксперимента). Теоретическое знание — это такой уровень развития науки, который позволяет на основе знания фундаментальных законов приводить в определенную систему разрозненные факты, явления, процессы и первоначальные выводы.

В практический блок науки входят инструменты, приборы, технологии, созданные и используемые человеком для получения новых знаний.

Методология науки представляет собой философское учение о способах преобразования действительности, применении принципов научного мировоззрения к процессу научного познания, творчеству и практике.

10/2. Перечислите формы научного знания:

1. научные факты

5. 10/3. Вспомните ключевое понятие из области истории науки.

Парадигма– совокупность ценностей, убеждений, техник, принятых данным научным сообществом, которая выражается в существовании некоторой научной традиции.

10/4. Назовите две противоположные позиции в отношении науки и ее роли в истории.

Сциентизм – мировоззренческая позиция, приверженцы которой считают науку (в первую очередь естествознание и технику) наивысшей ценностью, главным фактором прогресса исредством решения любых социальных проблем.

Антисциентизм – философско-мировоззренческая позиция, приверженцы которой трактуют науку как силу, враждебную человеку, и возлагают на нее ответственность за возникновениене только экологических, но и прочих социальных проблем.

10/5. Научное знание (познание) включает три уровня: эмпирический, теоретический, метатеоретический. Сравните эмпирический и теоретический уровни научного знания попяти-шести признакам. Заполните таблицу.

Предмет исследования

Эмпирический уровень чувственная , реальность

Теоретический уровень идеальная реальность , теоретический конструкт , модель

Задачи Исследования

Эмпирический уровень наблюдение , сравнение , эксперимент

Теоретический уровень Абстрагирование , идеализация , формализация, мысленный эксперимент , моделирование

Методы и средства

Эмпирический уровень Наблюдение , измерение , эксперимент , абстрагирование . Рациональная обработка эмперических данных .Индуктивное обобщение , другие логические методы (сравнение , анализ , синтез и др.)

Теоретический уровень Идеализация (создание идеализированного объекта ),методы построения теории понимании.

4. Форма организации знания

Эмпирический уровень : научный факт , эмпирический закон

Теоретический уровень проблема ,гипотеза ,теории.

5. Способ верификации

Эмпирический уровень : наблюдение и эксперименты

Теоретический уровень : опора на логику и анализ других теорий

10/7. Закон науки – это утверждение, которое делает ученый на основании эмпирических исследований либо на основании теоретического анализа. Законы науки – более или менее точная реконструкция законов природы. А что такое закон природы?

Это порядок, которому подчиняются все наблюдаемые явления природы; связь между процессами или явлениями, происходящими в природе.

Законы природы можно классифицировать по-разному. Законы подразделяются так:

По широте действия: 1. частные

10/8. Установите соответствие между названием функции научного познания и тем, в чем эта функция заключается.

1. Описание Установление значения какого-либо символа, слова, выражения, а также установление отношения теории к ее объекту.

2. Объяснение Предположение о будущих состояниях явления, неразрывно связанное с объяснением явления.

3. Понимание -Выражение данных опыта, фиксация результатов наблюдения (или эксперимента), установление факта.

4. Интерпретация Нахождение существенных признаков предмета, а также раскрытие смысла явления.

5. Научное предсказание - Раскрытие сущности явления, закона, установление причинных и функциональных связей, определяющих его особенности.

10/9. Назовите термины из области эпистемологии.

Факт– это утверждение, которое фиксирует эмпирическое знание о явлении.

Теория– это система взаимосвязанных положений, выводимых по определенным правилам из исходных понятий и дающая целостное представление об объекте.

10/10. Понятие в широком смысле слова – это система знаний о предмете, а в узком – выражение общих, существенных признаков предмета в форме некоторого единства:

  • Содержанием называется,раскрывается как совокупность существенных признаков предметов, отраженных в понятии.

а объемом называется .называется множество объектов или предметов, к которым применимо данное понятие.

Как называется операция, в ходе которой раскрывается содержание понятия, и в чем она заключается?

Логическая операция, заключается в следующем:

10/11. Вспомните законы формальной логики, то есть законы правильного построения рассуждений. Назовите эти законы.

Закон тождества: при повторении в ходе рассуждения мысль должна сохранять одно и то же содержание.

Закон противоречия: не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении и в одно и то же время.

Закон противоречия: из двух противоречащих высказываний об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении и в одно и то же время, одно истинно.

Законадостаточного основания: любая мысль для того, чтобы считаться истинной, должна быть обоснована мыслями, истинность которых доказана.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью методической разработки является знакомство студентов с понятием "гносеология" , проблемой познаваемости мира, а также философским пониманием и критерием истинности знаний.

Трофимюк Алла Константиновна

Целью данной методической разработки является знакомство студентов с понятием "гносеология", проблемой познаваемости мира, а также философским пониманием и критерием истинности знаний.

Понятие познания в философии

Сознание всегда есть осознанное бытие. В сознании выражается отношение человека к окружающему миру, в том числе, и к своему собственному бытию, внутреннему человеку. Знание – усвоенная человеком информация об окружающем его реальном мире и событиях происходящих в нем. Познание есть процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Познание это взаимодействие субъекта с объектом, результатом которого является новое знание.

Раздел философии, посвящённый процессу познания, называется гносеологией.

В теории познания рассматриваются следующие вопросы: ступени познания мира, проблемы истины и заблуждения в познании, критерии достоверности знаний, формы и уровни познания, его социо-культурные факторы и ряд других проблем.

В основе всех материалистических концепций и теорий познания лежит положение о том, что познание – это отражение внешнего мира в сознании человека.

На основе познания человек осваивает мир и осознает себя частью этого мира. Причём, знания, полученные в процессе познания мира, постоянно углубляются. Поэтому познание для него выступает как постоянный переход, движение от незнания к знанию, от непознанного знания к более познанному.

Познание - это сознательная, активная, целеполагающая деятельность человека, социальной группы, общества, направленная на достижение знания. В этом определении познания можно выделить два взаимосвязанных момента:

1) познание – это специфический вид деятельности, который отличается от других видов деятельности; 2) целью этой деятельности является получение знаний.

Знание представляет собой, результат познания, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, концепций, теорий, идей.

Знания могут быть донаучными, или житейскими и научными. Житейские знания формируются на основе здравого смысла, являются важными для ориентации в повседневной жизнедеятельности людей, в повседневном поведении человека.

Научные знания - это совокупность знаний, знаний приведенных в систему, в которой раскрывается закономерная связь и взаимообусловленность определенных фактов и законов.

Как вы думаете для чего человеку нужны знания?

Субъект познания – это индивид, наделенный эмоциями, способностью оперировать образами, общими понятиями; изменять мир природы согласно своим целям. Но субъект познания это не только индивид, но и коллектив и социальная группа, класс, общество в целом.

В то же время, общество как субъект познания реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность субъектов.

Индивид может стать субъектом познания посредством образования и развития своего сознания до уровня осознания задач обществ. Поэтому субъектом познания может стать человек, который осваивает культурно-историческим опытом всего человечества. В силу этого познание всегда представляет собой общественно-исторический процесс.

На рубеже тысячелетий стало окончательно ясно, что природа не является пассивным объектом познания и практического воздействия. Она не должна рассматриваться в качестве безликой окружающей среды, в жизнь которой человек может вмешиваться по своему произволу. Это ведет к неотвратимой гибели и природы и самого человека.

Общая теории познания не ограничивается исключительно научными знаниями. Она учитывает эзотерическое знание, астрологию, уфологию.

Процесс познания: единство чувственного, рационального, интуитивного.

Мы подошли к вопросу о ступенях процесса познания. Как же человек познаёт вещи, свойства и отношения материального мира?

На чувственной ступени познания человек получает информацию о внешних свойствах и признаках предметов, которые фиксируются в его сознании в виде образов.

Для познания объектов материального мира необходимо здоровое функционирование органов чувств нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущения, восприятия и представления. Первой ступенью познания, как вам известно из курса психологии, является чувственное познание. Органы чувств человека – это своеобразные окна, которые позволяют воспринимать мир. Ощущение - исходный пункт познавательного процесса, его необходимая предпосылка. Ощущение непосредственно связывает человека с внешним миром.

Ощущения – это отражение отдельных свойств, сторон предметов и явлений материального мира при непосредственном их воздействии на органы чувств. Например: красное, сладкое, твердое, тёплое и т.д.. Ощущения возникают в результате воздействия материальных предметов на органы чувств человека.

Вспомним основные виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, температурные и вкусовые. Через них человек фиксирует все процессы, которые происходят в организме и в отношениях к внешнему миру. Познание редко ограничивается каким-нибудь одним органом чувств. Обычно ощущения возникают при взаимодействии различных органов чувств человека.

На основе ощущений возникает более сложная форма чувственного познания – восприятие, в процессе которого происходит синтез различных ощущений.

Восприятие – это целостный образ, который отображает предметы и явления, непосредственно воздействующие на органы чувств.

При восприятии какого-либо предмета активизируются следы прошлых восприятий, так как восприятие опосредствовано прошлым опытом субъекта,

На основе восприятия в сознании человека создаётся образ воспринятого предмета или явления в форме представления.

Представление – это воспроизведение в памяти ранее воспринятого предмета или явления действительности. Это обобщенный чувственно-наглядный образ предметов и явлений.

На основе полученных впечатлений формируются новые чувственные образы, которые ранее вообще не воспринимались или для которых отсутствуют реальные прототипы. Это – воображение.

Воображение есть активный процесс преобразования наглядных представлений и восприятий. С помощью воображения создаётся богатый спектр образов.

Чувственное познание является первой важной и необходимой ступенькой познания, но оно ещё не даёт человеку возможность понять сущность предметов, открыть законы природного и социального мира. Эту задачу человек решает на этапе рационального, умственного познания.

Рациональное познание является второй ступенью познания.

Рациональное познание строится на способности человека в своей мыслительной деятельности отвлекаться от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы находить в однородных предметах и явлениях главные, существенные черты и качества.. Рациональными формами познания (формами мышления) являются понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – такая форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, существенные свойства предметов и процессов.

Понятия универсальны по форме, что соотносит их не с единичными предметами, а с какой-то группой однородных предметов или явлений (собирательный образ группы предметов или явлений). Например, типичный образ представителя определенной социальной группы: студент, художник, музыкант. Понятия – результат и средства мыслительной и познавательной деятельности. Наиболее общие понятия – это философские категории.

Понятия выявляются и закрепляются в языковой форме в виде слов или словосочетаний. Посредством понятий происходит фиксирование знаний, сохранение их и передача другим людям и поколениям. Но сделать это можно только объединив их в суждения.

Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. В суждении отражаются не только существенные и общие свойства и признаки предмета, но любые вообще. Оно может быть истинным, либо ложным.

1. Все музыканты умеют играть на музыкальном инструменте (посылка). 2. Алексей Петров –музыкант (обосновывающее знание). 3. Следовательно, Алексей Петров – умеет играть на музыкальном инструменте (вывод, называемый заключением или следствием).

Процесс познания осуществляется при взаимопроникновении чувственных и рациональных форм. Чувственное и рациональное познание оказываются сторонами единого процесса. Так как они отражают один и тот же материальный мир. Абстрактное мышление невозможно без чувственного познания, так как понятия образовываются на основе данных органов чувств. С другой стороны, чувственное познание предопределяется рациональным, как бы выполняет его установи.

Сложное сочетание понятий, суждений, умозаключений образуют гипотезы и научные теории.

Гипотеза предположение о явлениях, событиях, законах.

Теория – гипотеза, подтвержденная на практике.

Несколько особняком от чувственного и рационального уровней познания стоит интуиция. Она есть способность субъекта познания прямо и непосредственно постигать истину. Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. Она выступает в познании особым типом мышления, сохраняющим в скрытом виде, как сам процесс мышления, так и его подготовительный период.

Первые попытки философов рассматривать интуицию можно обнаружить в античности. Свои размышления об интуиции оставили Платон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Я.Бёме, Гегель, Фейербах, А.Бергсон, З.Фрейд, П.Флоренский, А.Лосский, С.Франк, М.Шеллер. Чаще всего интуицию понимают субъективным образом, при этом, соглашаясь с тем, что её механизм остается загадкой. Интуиции достаточно для усмотрения истины, но её не всегда достаточно, чтобы убедить в этой истине других и даже себя. Для этого необходимы сомнения, доказательства, сама практика.

Интуитивное познание в силу этого не иррационально, а скорее внерациональное, т.е. восполняет рациональное познание.

Рассудок – исходный уровень мышления. На уровне рассудка происходит оперирование понятиями. Здесь оно подчиняется строгим правилам, законам (формальной логики), схемам. Мышление невозможно без рассудка. Без него нельзя обойтись и в повседневной жизни, где приходиться решать утилитарные задачи, правильно ориентироваться в устойчивых жизненных условиях и приспосабливаться к их изменениям (повседневное жизненное мышление нередко называют здравым смыслом). Однако рассудочное мышление играет чрезвычайно важную роль и в науке. Однако, наука не может развиваться без соблюдения строгих логических правил, четких высказываний и доказательств.

Разум – высший уровень мышления, для которого характерна творческая деятельность с понятиями и категориями. Разум схватывает сущность вещей, законы их развития, диалектическое единство противоположностей. С его помощью субъект формулирует цели познания, выявляет реальное значение предметов в составе комплекса явлений, придает смысловое содержание понятиям. Важную творческую роль разум играет в сфере духовно-нравственного познания.

Знание человеку необходимо не само по себе, а для успешного предметно-практического преобразования мира, для совершенствования самого себя, и духовного саморазвития

Поэтому третьей ступенью познания является практическое применение знаний.

Однако, для успешного применения знаний на практике необходимо, чтобы эти знания были истинными.

4. Философское понимание истины, её основные характеристики

Истина – это соответствие знаний действительности, правильное ее отражение, проверенное и подтвержденное практикой.

Аристотель высказывал мысль о том, что истина – это знание, в котором содержится верное суждение о конкретном объекте познания.

В таком случае заблуждение – это знание, которое не соответствует своему действительному предмету

Для Платона истина заключается в соответствии знаний вечным неизменным идеям, ибо идеи для него – первореальность. Что касается чувственного материального мира, то знания о нём не могут быть истинными, так как этот мир изменчив. В него, как и в реку, нельзя войти дважды. Он возникает на миг, а исчезает навсегда.

Материалисты, напротив, считали, что истина есть соответствие полученных знаний объективному материальному миру. Но одно дело считать так, а другое – установить это соответствие. Ощущение не самый лучший свидетель этого соответствия, да и разум может допускать ошибки.

Тем не менее, только разум имеет необходимые, хотя и недостаточные основания для установления истины. Истина – это свойство знания, а не объекта познания. В истине воплощено взаимодействие субъекта и объекта познания. В результате этого взаимодействия истина несёт объективное содержание, то есть информацию об объекте познания, которая зависит от уровня знаний и предыдущего опыта субъекта познания.

История показывает, что в течение столетий часто за истину принимались заблуждения. Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Как правило, это одностороннее отражение объективной реальности субъектом.

Поиск истины неотделим от заблуждений и появления разного рода ложных представлений. Однако между ложью и заблуждением существует фундаментальная разница.

Ложь представляет собой преднамеренное возведение неверных представлений в ранг истинных или преднамеренное сокрытие истины от других людей. Социально-политической формой существования лжи является целенаправленная дезинформация, когда для обмана отдельного человека, какой-то социальной группы (например, конкурирующей фирмы) или даже правительства враждебного государства используется специальный набор знаний и технических средств.

Крайней и, пожалуй, наиболее опасной для общества формой дезинформации являются попытки манипулировать общественным сознанием за счёт специальных визуальных и речевых методик в СМИ. Развёртывание феномена виртуальной компьютерной реальности ещё более обостряют эту проблему.

Истина всегда субъективна по форме, однако по содержанию, т.е. по тому, что содержится в знании, она объективна.

Объективная истина – это знание которое не зависит от особенностей субъекта познания, то есть это истина сама по себе. Например, Земля вращается вокруг Солнца. Это есть объективный факт. Знает ли об этом человек или нет, нравится ему это или не нравится, – но вращение Земли вокруг Солнца есть объективная, независимая от него истина. Человеческие представления об устройстве Солнечной системы могут соответствовать этой истине, но могут и не соответствовать.

Истина – это процесс, т.е. она постоянно развивается и уточняется.

Г. Гегель (представитель немецкой классической философии) любил подчёркивать, что истина не есть отчеканенная монета, которую можно вынуть из кармана и предъявить. Если же знание обнаруживает свою неспособность к дальнейшему развитию, то в таком случае оно превращается в омертвелую догму.

По природе своей человеческое познание таково, что ему свойственно стремиться к полноте и большей точности. Оно никогда не сможет прийти к своему завершённому состоянию. Эта противоречивость познания как процесса выражается в гносеологии с помощью понятий относительной и абсолютной истины.

Относительная истина – это неполное, приблизительное и незавершенное отражение человеком окружающего мира, его предметов и процессов. К числу таких истин можно отнести, например, геометрию Евклида, классическую механику Ньютона или утверждение – Земля это шар.

Какие же существуют критерии объективной истины?

Как человек может проверить правильность своего знания?

В философии выдвигались различные критерии истинности знаний. Самые известные из них следующие – практический критерий, психологический критерий, эстетический критерий.

Безусловной заслугой марксизма является то, что он в ясной и недвусмысленной форме постарался найти критерий истины не внутри системы знания, а вне её – в общественно-исторической практике человека.

Подавляющее большинство философов и ученых полагают, что практика это наиболее достоверный критерий истины.

Итак, можно выделить 3 ступени познания мира:

1) чувственное познание;

2) рациональное познание;

На чувственной ступени познания человек получает информацию о внешних свойствах и признаках предметов, которые фиксируются в его сознании в виде образов. Однако, чувственное познание не даёт человеку возможность понять сущность предметов, постичь законы природного и социального мира. Эту задачу человек решает на уровне рационального, умственного познания, основой которого является мышление. Знания, приобретённые человеком посредством чувственного и рационального познания, необходимы для предметно-практической деятельности. Кроме того, практика является критерием истинности наших знаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3. Гаврилов Н.И. Философия. Учебное пособие. – Донецк: ДонГАУ, 2001. – С. 197-207.

4. Кальной И.И. Философия. Учебник. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2003. – С. 245-306.

5. Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Учебное пособие . Изд. 2-е, доп. и перер. – Симферополь: СОНАТ, 2003. – С. 216-257.

8.Философия: Курс лекций. – М.: ТЕИС, 2001. – С. 142-185.

10.Философия: Учеб. Пособие / М.И. Мартынов. Л.Г. Кравченко и др.; под общ. ред. О.С. Тернового. – 2-е изд. – Мн.: Унiверсiтэтскае, 1998. –

Читайте также: