Сообщение новаторство горького драматурга

Обновлено: 05.07.2024

Новаторство Горького-драматурга заключается в следующем:

1. вводит в драматургию новый жанр — общественно-политическая драма;

2. конфликт выражен не внешне, а внутренне: нет сложных интриг, эффектных столкновений и переходов; конфликт — в столкновении идей, в борьбе мировоззрений и принципов, всегда носит социальный характер;

3. в центре — собирательный образ массы, которая всегда индивидуализирована;

3. показывает характер героя во всей его сложности: за индивидуальными качествами всегда стоят социально-политические взгляды и установки;

4. часто рисует героя глазами других персонажей, образы раскрываются посредством слова и действия, без прямого вмешательства автора.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТКР №2. Литература начала 20 века. Писатели-реалисты начала 20 века.

А) Новаторство Горького-драматурга

Г) Концепция человека в раннем творчестве М. Горького

А) Новаторство Горького-драматурга

Драматургическое новаторство Горького связано с концепцией личности в его творчестве. Создание нового типа социально-философской драмы, где конфликт выражен не во внешней и сложной интриге, а во внутреннем движении пьесы, в столкновении идей. Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению их социальных и философских воззрений. Как правило, человек показан через призму восприятия других людей. Герой писателя – активная созидающая личность, реализующая себя на общественном поприще (Данко – один из первых героев этого типа). Герой – носитель идеалов автора – должен преодолевать и побеждать власть социума, к которому он принадлежит.

Концепция социально и духовно активной личности вытекала из системы взглядов Горького, из его миропонимания. Писатель был убежден во всемогуществе человеческого разума, в силе знания, опыта жизни.

В архиве МХАТа хранится альбом, содержащий свыше сорока фотографий, сделанных художником М. Дмитриевым в нижегородских ночлежках. Они служили наглядным материалом для актеров, гримеров и костюмеров при постановке пьесы в МХТ Станиславским.

Многие из современников отмечали в пьесе характерную черту раннего Горького – грубоватость.

Г) Концепция человека в раннем творчестве М. Горького

Разрыв между героическим прошлым и жалкой, бесцветной жизнью в настоящем, между “должным” и “сущим”, между великой “мечтой” и “серой эпохой” явился той почвой, на которой родился романтизм раннего Горького.

Ранние рассказы Горького носят революционно-романтический характер. В этих рассказах противопоставляется серая обыденная жизнь яркой, экзотической, героической. Контраст связан с противостоянием отдельной личности толпе — жизнь как подвиг и жизнь как произвол.

Для Горького человек — гордый и свободный властелин земли. “В жизни всегда есть место подвигу”, — говорит Горький устами героини романтического рассказа “Старуха Изергиль”.

Своими ранними романтическими произведениями с яркими, страстными, вольнолюбивыми героями Горький стремился разбудить “души живых мертвецов”. Он противопоставляет реальному миру самоотверженных романтических героев: Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры свободолюбивых людей, которые предпочитают смерть подчинению даже любимому человеку. Удалой Лойко и красавица Радда гибнут, отказываясь от любви, счастья, если ради этого надо пожертвовать свободой, и своей гибелью утверждают другое — высшее — счастье: бесценное благо свободы. Эту мысль Горький выразил устами Макара Чудры, который свою историю о Лойко и Радде предваряет следующими словами: “Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, век свой будешь свободной птицей”.

Среди этих гордых и свободолюбивых горьковских героев умудренная жизнью старая Изергиль убежденно выражает мысль Горького об ответственности за себя, свои действия и поступки. Через всю свою жизнь пронесла Изергиль чувство человеческого достоинства; его не могли сломить ни превратности судьбы, ни опасность смерти, ни страх потерять любимого человека, лишиться любви. История ее жизни — апофеоз свободы, красоты, высоких нравственных ценностей человека. Поэтому так убедителен ее рассказ о самоотверженном, героическом подвиге Данко, будто это не поэтическая легенда, а реальная история, свидетельницей которой была она сама.

Утверждая красоту и величие подвига во имя людей, Изергиль противостоит людям, утратившим свои идеалы. А кто же те, ради которых альтруист Данко пожертвовал жизнью, кого он вывел из тьмы леса и смрада, болот на свет и свободу, осветив им дорогу своим горящим сердцем? “Были это веселые, сильные и смелые люди”, но вот пришла “тяжелая пора” и они разуверились в борьбе, ибо считали, что прежний их опыт борьбы ведет лишь к гибели и уничтожению, а “они не могли умереть”, потому что вместе с ними исчезли бы из жизни и “заветы".

Спасая людей, Данко отдает самое дорогое и единственное, что имеет — свое сердце — “факел великой любви к людям”. Подвиг во имя жизни человеческой, свободы ляжет в основу рассказа. К самопожертвованию во имя людей и призывал Горький. Основная мысль, прослеживающаяся в рассказе: человек, сильный, красивый, способный на подвиг, — это настоящий человек.

Старуха Изергиль помимо передачи мнения автора является еще и связующим звеном. История ее жизни помещена посередине рассказа. Она жила среди людей, но для себя. Первой от Изергиль мы слышим легенду о гордом, свободолюбивом Ларре, сыне женщины и орла, который жил для себя, и последней — о Данко, жившем среди людей и для людей.

В “Песне о Соколе”, которая похожа по своей форме — рассказ в рассказе — на два предыдущих произведения, также стоит проблема смысла жизни. Горький строит рассказ на контрасте — люди-соколы и люди-ужи. Автор рисует два определенных типа людей: одни, схожие с гордыми, свободными птицами, другие — с ужами, обреченными всю жизнь “ползать”. Горький, говоря о последних: “Рожденный ползать — летать не может”, — восхваляет людей, подобных соколу: “Безумству храбрых поем мы песню!” Основной природный символ, как в “Песне о Соколе”, так и в других произведениях Горького — это море. Море, передающее состояние умирающей птицы, — “волны с печальным ревом о камень бились. ”; “В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни”; “Безумство храбрых — вот мудрость жизни!” Основную тему автобиографического рассказа “Рождение человека” можно определить уже по самому названию — появление на свет нового человека. По Горькому, рождение ребенка — это продолжение жизни. И при каких бы обстоятельствах ни приходил человек в этот, еще неведомый ему мир, нужно сделать все возможное для продолжения его жизни.

Ребенок, появляясь на свет, заявляет о себе буйным криком. При его рождении улыбается мать, “удивительно расцветают, горят ее бездонные глаза синим огнем”. И, читая эти строки, забываешь страшное, нечеловеческое лицо, с одичалыми, налитыми кровью глазами, какое было у женщины во время родов. На свет в нечеловеческих муках появился долгожданный ребенок, а значит, свершился тот великий подвиг, на который способна женщина.

И даже природа, чувствуя настроение окружающих, передает состояние счастливой женщины: “Где-то далеко журчит ручей — точно девушка рассказывает подруге о возлюбленном своем”. “Плескалось и шуршало море, все в белых кружевах стружек; шептались кусты, сияло солнце”.

Произведение является одним из самых лучших драматически творений писателя, обозначившим насущные и острые проблемы общества того времени.

Акцент автора на всем протяжении пьесы сосредоточен на изображении реальных жизненных типов и выявлении философских мировоззрений, социальных позиций персонажей произведения.

Отличительной особенностью драмы становится отказ автора от разделения героев на отрицательных и положительных, а также отсутствие главного персонажа пьесы.

Проявляя свое творческое писательское мастерство, автор знаменательно описывает образы героев через восприятия их другими людьми и главным способом раскрытия характеров персонажей использует не развернутые монологи, а яркую речевую форму в виде диалогов, звучащих повсеместно с начала пьесы, при этом полностью отказавшись от использования жаргонных словосочетаний. Именно на диалогах основывается все действие произведения и раскрываются не только жизненные позиции героев пьесы, их настроения, чувства, мысли, но и авторское отношение к происходящим событиям.

Нововведением писателя является введение в беседы и разговоры персонажей притч, высказываний, несущих идею гуманизма, разоблачающих утешительную философию представителей общественных слоев страны, наглядно демонстрирующих глубину столкновения различных жизненных позиций, которые и составляют философский конфликт пьесы.

Изображение человеческих качеств каждого персонажа представляются автором не в отвлеченном виде, а с указанием его личных особенностей и индивидуальных свойств.

Показывая на примере людских судеб, отверженных обществом, попавших на самую глубину жизненного дна в прямом и переносном смысле слова, автор стремится донести мысль о том, что этих людей объединяет трагизм ощущения душевного дна и опустошенности, из которых им не суждено выбраться.

Повествование имеет постепенное, неторопливое развитие с отсутствием эффектных интриг и сложных столкновений, но обострение социального конфликта ощущается во всем внутреннем движении произведения с центром тяжести в противоречии и борьбе политических принципов, социальных взглядов, общеклассовых идей.

Писателю удается художественно, всесторонне и своеобразно выразить характерный для каждого персонажа и определяющий его общественно-политическую сущность индивидуальный стержень.

2 вариант

Писатель акцентирует своё внимание не только на злободневной реальности прошлого, но и через призму героев демонстрирует различное поведение в обществе, жизненные позиции и трактование повседневных событий.

Особенную роль в этом произведение занимают диалоги и монологи через призму которых раскрывается сущность персонажей. Они повествуют нам о чувствах, мыслях, отношении героев к друг другу, так же благодаря им мы можем сделать выводы о жизненной позиции каждого из них.

Впечатляет, что автор не только обобщенно описывает характеры и особенности представителей разных слоёв населения, но и делится с нами своей личной жизнью. Он говорит о себе, о своих особенностях восприятия и характере. Это помогает воспринимать написанное не как что-то отдалённое от реальности, выдуманное, а как историю жизни человека, который делится с нами своими переживаниями, опытом.

Пьеса – отображение борьбы Горького против лживой философии утешительства. Она призывала к действию, революционному преобразованию действительности, отказу от смиренного существования и служению текущей идеологии.

Также читают:

Картинка к сочинению Новаторство Горького-драматурга в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

Произведения Л. Н. Толстого правдиво отразили жизнь разных социальных слоев российского общества. В его романах, пьесах, повестях можно увидеть судьбы дворян,чиновников, крестьян. Толстой прошел военную службу

Наверное, каждый замечал, что, после парочки брошенных фраз от других людей в наш адрес, настроение могло меняться, в зависимости от значений этих слов, то в хорошую сторону, то в плохую

Горький написал пьесу о жизни опустившихся людей с целью показать свое понимание способа, который люди должны использовать, противостоя жесткому давлению обстоятельств.

Алоизий Могарыч жил по соседству, Сведя знакомство с Мастером, отрекомендовался журналистом и покорил его своим интересом к литературе и его творчеству. Он уговорил Мастера дать ему роман




20.

Ночлежка Костылева – это не столько ночлежка, сколько тип жизни. Раскрывая важнейшую особенность подобного типа жизни, Горький отмечал, что босяк страшен невозмутимым отчаянием своим, тем, что он сам себя отрицает, извергает из жизни. Отчаяние порождено безверием.

Пьеса Горького благодаря своему выразительному финалу, вызывает особое духовное просветление. Этот финал наполнен приветствием новой жизни, обогащенной опытом трагедии. Он показал не столько ощутимые в собственном ряду результаты, сколько потенциальные возможности будущих перемен, их предпосылки в области духа.

Лука борется не с причинами зла, а с их последствием. Другое дело Сатин – Сатана. Выражая многие взгляды Горького, он стремится к истине. Истина же для него – Человек, который становится выше Бога.

Мечта в пьесе часто понимается как ложь, но и ложь может пониматься по-разному. Открываются разные степени веры и безверия (веры в людей, в их способность избавиться от несчастий и найти дорогу к настоящей жизни – и неверия в них).вера персонажей пьесы имеет ряд последовательных градаций – от веры в бога, в загробную жизнь, в религиозные чудеса до веры в Человека.

Поэтому Гачев считает, что главный конфликт НЕ между Лукой и Сатином. И в этом его новаторство.

Проблема, конфликт: логика вещей и логика человека.

Логика вещей – Костылев, Василиса (им требуются документы, подтверждение статуса).

Логика человека – Лука и Сатин (Лука – странник, он не принадлежит миру вещей, он свободен, в этом его истина). В логике человека – опора на ницщеанство.

Ложь же – религия рабов и хозяев, религия логики вещей. Т. К. в ней человек не самоценен, он подменяется своим положением, статусом, документами. Правда – религия истины, логики. Поэтому Сатин и Лука одно целое (речь Сатина в поддержку Луки после его исчезновения).

Клещ дан в процессе эволюции. Он считает всех ниже его, хочет работать, чтобы принадлежать логике вещей. Работать, чтобы зарабатывать – рабство. Работать для удовольствия – свобода (Сатин).

В притче о Праведной земле выявилось бессилие логики вещей понять бытие человека.

Читайте также: