Сообщение некрасов кому на руси жить хорошо анализ песен голодная соленая солдатская
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
«Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова
Исполнитель - Табакова Валентина,
учащаяся 10 класса.
Учитель - Емельяненкова Н.М.
Республика Коми, с.Черёмуховка
Цель - исследование видов фольклора в поэме Н.А. Некрасова
Проблема : Какую цель преследовал поэт Н.А. Некрасов, обращаясь к
устному народному творчеству?
Источник информации : Публикации авторов Н.А. Некрасова, Ю.В. Лебедева, К.И. Чуковского.
Обработка информации : анализ литературы, обобщение, аргументированные выводы.
Результаты: Презентация в рамках Декады русской словесности.
Доклад на уроке литературы.
Как писаный был Демушка!
Краса взята у солнышка,
У снегу белизна,
У маку губы алые,
Бровь черная у соболя,
У соболя сибирского,
Беден, нечесан Калинушка,
Нечем ему щеголять,
Только расписана спинушка,
Да за рубахой не знать.
В минуты унынья, о родина- мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Велел родимый батюшка.
К дубовому столу,
С краями чары налили:
«Бери поднос, гостей – чужак
В первой я поклонилася —
Вздрогнули ноги резвые;
Второй я поклонилася —
Поблекло бело личико;
Я в третий поклонилася,
И волюшка скатилася
С девичьей головы…
Я пошла на речку быструю,
Избрала я место тихое
У ракитова куста
Села я на серый камушек,
Подперла рукой головушку,
Громко звала я родителя:
Ты приди, заступник батюшка!
Посмотри на дочь любимую…
Понапрасну я звала.
Нет великой оборонушки!
Рано гостья бесподсудная
Смерть родного унесла.
Песня – причитание Матрены Тимофеевны подчинена одной основной задаче — показать тяжесть положения женщины при крепостном праве. Кроме того, эти песни позволяют развернуть картину крестьянского быта: труд, праздники, родины, именины, похороны и так далее.
Что пропали наши головы
За боярами, за ворами!
Гонят старого, гонят малого
На работушку ранешенько,
А с работушки позднешенько.
Из-за леса, леса темного,
Из-за садика зеленого
Выкатилось ясное солнышко.
Что за солнышком — белый царь.
Ведет силушку не малую,
Он не малую, не великую —
Полтораста полков тысячных.
Они шли-прошли, заплакали,
На коленочки попадали:
«Уж ты, батюшка, наш белый царь!
Поморил нас смертью голодною.
Таким образом, темы и настроения песен Некрасова были близки и понятны крестьянству.
Малые виды фольклора.
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела - а живет оно,
Без языка - кричит! … (эхо)
Когда умрет - тогда ревет! (снег)
Не лает, не кусает,
А не пускает в дом! (Замок)
И детки их, что ранее
Родятся, чем отцы. (Стог и копны)
Пословицы и поговорки , как правило, имеют ярко окрашенный социальный характер.
Обращает также внимание обилие в тексте народных примет, поверий и обычаев.
Матрена Тимофеевна рассказывает, как ее сватали:
В первой я поклонилася –
Вздрогнули ноги резвые;
Второй я поклонилася –
Поблекло бело личико;
Я в третий поклонилася,
И волюшка скатилася
С девичьей головы…
Во время последней вечеринки, или порученья, с невесты снимают волю, то есть ленту, которую носят девицы до замужества.( Примечание Н.А.Некрасова)
« В день Симеона батюшка
Сажал меня на бурушку
И вывел из младенчества
Обычай: День Симеона - 1 сентября по старому стилю. У крестьянского дитяти детство кончалось рано. В пять лет он начинал работать.
Использование разных видов фольклорного творчества (загадки, пословицы и поговорки, приметы, песни, легенды) придает поэме особый народный колорит. Вся работа поэта Некрасова по использованию фольклорного материала подчинена задаче - создать яркое изображение крестьянской жизни, вызвать сочувствие к крестьянству, пробудить стремление к борьбе за крестьянское счастье.
1.Н.А.Некрасов. Избранные сочинения, М., Художественная литература, 1987.
В одной из глав поэмы упоминается песня бурлаков. Здесь она названа стоном, выражающим народную скорбь.
В повествование Матрены Тимофеевны Корчагиной органично вплетается множество песен. Они показывают, что судьба героини типична. Доля крестьянки везде и всегда одинакова, поэтому-то у Матрены Тимофеевны на каждый случай в ее жизни находится песня.
Есть в этой части и отдельная глава “Песни”, которая отведена автором под рассказ о жизни героини после замужества. Исполняемые Матреной Тимофеевной песни подхватываются странниками, и это говорит о том, что везде поются одни и те же песни, везде жизнь народа одинакова.
В главу "Пир - на весь мир" включены песни, созданные Гришей Добросклоновым.
Это песни радостные, полные надежды. Их поют крестьяне, так как Гришины песни близки им по духу.
В “Пире на весь мир” мужики справляют “поминки” по “крепям”. Здесь звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пире народном.
Так, в главе “Горькое время - горькие песни” песни народа о своей жизни. Название первой песни “Веселая” звучит явно иронически. Здесь же в конце каждого куплета рефреном звучат слова:
Славно жить народу
На Руси святой!
Если в начале поэмы песни поясняют рассказы, которые слушают странники, то к концу поэмы их роль возрастает и они начинают нести основную смысловую нагрузку.
Гриша, как и автор поэмы, свято верит в силу народную, в золотое сердце народа. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь":
Рать подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
В этой песне как бы звучит ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастье народное придет в результате решительной и упорной борьбы. Но странники не услышали песню “Русь” и не поняли, в чем заключается “воплощение счастья народного”.
песня голодная
песня солёная
В одной из глав поэмы упоминается песня бурлаков. Здесь она названа стоном, выражающим народную скорбь.
В повествование Матрены Тимофеевны Корчагиной органично вплетается множество песен. Они показывают, что судьба героини типична. Доля крестьянки везде и всегда одинакова, поэтому-то у Матрены Тимофеевны на каждый случай в ее жизни находится песня.
Есть в этой части и отдельная глава “Песни”, которая отведена автором под рассказ о жизни героини после замужества. Исполняемые Матреной Тимофеевной песни подхватываются странниками, и это говорит о том, что везде поются одни и те же песни, везде жизнь народа одинакова.
В главу "Пир - на весь мир" включены песни, созданные Гришей Добросклоновым.
Это песни радостные, полные надежды. Их поют крестьяне, так как Гришины песни близки им по духу.
В “Пире на весь мир” мужики справляют “поминки” по “крепям”. Здесь звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пире народном.
Так, в главе “Горькое время - горькие песни” песни народа о своей жизни. Название первой песни “Веселая” звучит явно иронически. Здесь же в конце каждого куплета рефреном звучат слова:
Славно жить народу
На Руси святой!
Если в начале поэмы песни поясняют рассказы, которые слушают странники, то к концу поэмы их роль возрастает и они начинают нести основную смысловую нагрузку.
Гриша, как и автор поэмы, свято верит в силу народную, в золотое сердце народа. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь":
Рать подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
В этой песне как бы звучит ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастье народное придет в результате решительной и упорной борьбы. Но странники не услышали песню “Русь” и не поняли, в чем заключается “воплощение счастья народного”.
Были в России люди, которым жилось ещё хуже, чем крестьянам и рабочим. То были солдаты царской армии.
Во времена Некрасова всякий крестьянин, которого брали в солдаты, должен был почти на всю жизнь разлучиться с родными, так как тогда солдатская служба продолжалась не меньше двадцати пяти лет.
И какая это была тяжёлая служба! Как обижали несчастных солдат их начальники! За всякую провинность их били – били кулаками, кнутами и палками.
От того времени сохранились печальные народные песни, в которых солдаты пели о своих командирах, что те
Подбивают им ясные очушки
Разбивают буйную голову,
Дают розги плечушкам,
Бьют бесчастну спинушку
И не сто ударов дают, -
Правда, в русской армии и тогда были добрые и справедливые офицеры, относившиеся к солдатам с любовью, но таких было мало, большинство же отличалось беспощадной жестокостью. Поэтому, когда правительство объявило набор новых рекрутов (так назывались молодые солдаты), их родственники плакали и причитали над ними, как над покойниками.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Автор: Шипова Татьяна Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 49
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Особенности "народных песен" в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Раздел: среднее профессиональное
Алексеевича Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской жизни, произведение,
грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных
Некрасов отдал тринадцать лет неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском
Казалось бы, проблема некрасовского фольклоризма имеет давние корни в
прочно устоялся в отечественном некрасоведении.
Поэт многократно обращался к фольклорным мотивам и образам. Поэму о
народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. Действительно, в «Кому на
фольклора: сказка, былина, песня, легенда, сказание и другие.
академик П.Н. Сакулин писал: «Он (Некрасов) составил из народа многоголосный хор и,
не столько читается, сколько поется. Песня – постоянный спутник и яркий выразитель
использует в ней фольклор.
говорящая пеночка вмешивается в спор мужиков и обещает выкуп за птенчика, — образ
сказочный. Сказочный образ также скатерть-самобранка, хотя применение ее в поэме
Некрасова совершенно оригинальное: она должна кормить и одевать мужиков во время
В дальнейшем собственно фольклорный материал
Некрасов особенно широко
песни. Некрасов берет главным образом произведения лирического характера, потому
что именно в этих произведениях наиболее ярко и эффективно отразились настроения,
чувства и думы крестьянства.
сборников Рыбникова, Барсова, а также слышанных от крестьян и записанных им самим.
народной жизни. Поэтому поет их Матрена Тимофеевна и хором подпевают странники
общеизвестность положения женщин в семье. Основной мотив женских песен – мотив
причитания; но важен здесь именно текст, который сам по себе
позволяет развернуть картину крестьянского быта. Кроме того, мы узнаем таким образом
о факте существования похоронных причитаний в крестьянской среде.
песни эти не фольклорные, а созданные самим Н.А. Некрасовым по типу фольклорных.
Как раз этим песням Некрасов придает особенно острый социальный характер, и их даже
Отчасти, пожалуй, сюда же может быть
помогающий осуществить их фольклористический анализ.
Так, песня о вопиющей крестьянской бедности и крепостническом произволе бар
традиции: например, как частая исполнялась антикрепостническая народная песня «Как
уничтожает все гуманное в человеке.
военных действиях правдиво и сурово.
Поэт использовал не только современные ему крестьянские песни, но обращался
также (для передачи старинной были) к историческому эпосу. Песня «Крестьянский
совершенно ясен былинный характер: используются повторения («по морям ходил, по
сюжет легенды об уничтоженном завещании, по которому якобы даровалась крестьянам
выступает в роли организатора народных сил на борьбу против тех, кто продолжает
Удельный вес фольклорных элементов и, в частности, народно-песенного стиля в
Читайте также: