Сообщение некрасов кому на руси жить хорошо анализ песен голодная соленая солдатская

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова

Исполнитель - Табакова Валентина,

учащаяся 10 класса.

Учитель - Емельяненкова Н.М.

Республика Коми, с.Черёмуховка

Цель - исследование видов фольклора в поэме Н.А. Некрасова

Проблема : Какую цель преследовал поэт Н.А. Некрасов, обращаясь к

устному народному творчеству?

Источник информации : Публикации авторов Н.А. Некрасова, Ю.В. Лебедева, К.И. Чуковского.

Обработка информации : анализ литературы, обобщение, аргументированные выводы.

Результаты: Презентация в рамках Декады русской словесности.

Доклад на уроке литературы.

Как писаный был Демушка!

Краса взята у солнышка,

У снегу белизна,

У маку губы алые,

Бровь черная у соболя,

У соболя сибирского,

Беден, нечесан Калинушка,

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать.

В минуты унынья, о родина- мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Велел родимый батюшка.

К дубовому столу,

С краями чары налили:

«Бери поднос, гостей – чужак

В первой я поклонилася —

Вздрогнули ноги резвые;

Второй я поклонилася —

Поблекло бело личико;

Я в третий поклонилася,

И волюшка скатилася

С девичьей головы…

Я пошла на речку быструю,

Избрала я место тихое

У ракитова куста

Села я на серый камушек,

Подперла рукой головушку,

Громко звала я родителя:

Ты приди, заступник батюшка!

Посмотри на дочь любимую…

Понапрасну я звала.

Нет великой оборонушки!

Рано гостья бесподсудная

Смерть родного унесла.

Песня – причитание Матрены Тимофеевны подчинена одной основной задаче — показать тяжесть положения женщины при крепостном праве. Кроме того, эти песни позволяют развернуть картину крестьянского быта: труд, праздники, родины, именины, похороны и так далее.

Что пропали наши головы

За боярами, за ворами!

Гонят старого, гонят малого

На работушку ранешенько,

А с работушки позднешенько.

Из-за леса, леса темного,

Из-за садика зеленого

Выкатилось ясное солнышко.

Что за солнышком — белый царь.

Ведет силушку не малую,

Он не малую, не великую —

Полтораста полков тысячных.

Они шли-прошли, заплакали,

На коленочки попадали:

«Уж ты, батюшка, наш белый царь!

Поморил нас смертью голодною.

Таким образом, темы и настроения песен Некрасова были близки и понятны крестьянству.

Малые виды фольклора.

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал,

Без тела - а живет оно,

Без языка - кричит! … (эхо)

Когда умрет - тогда ревет! (снег)

Не лает, не кусает,

А не пускает в дом! (Замок)

И детки их, что ранее

Родятся, чем отцы. (Стог и копны)

Пословицы и поговорки , как правило, имеют ярко окрашенный социальный характер.

Обращает также внимание обилие в тексте народных примет, поверий и обычаев.

Матрена Тимофеевна рассказывает, как ее сватали:

В первой я поклонилася –

Вздрогнули ноги резвые;

Второй я поклонилася –

Поблекло бело личико;

Я в третий поклонилася,

И волюшка скатилася

С девичьей головы…

Во время последней вечеринки, или порученья, с невесты снимают волю, то есть ленту, которую носят девицы до замужества.( Примечание Н.А.Некрасова)

« В день Симеона батюшка

Сажал меня на бурушку

И вывел из младенчества

Обычай: День Симеона - 1 сентября по старому стилю. У крестьянского дитяти детство кончалось рано. В пять лет он начинал работать.

Использование разных видов фольклорного творчества (загадки, пословицы и поговорки, приметы, песни, легенды) придает поэме особый народный колорит. Вся работа поэта Некрасова по использованию фольклорного материала подчинена задаче - создать яркое изображение крестьянской жизни, вызвать сочувствие к крестьянству, пробудить стремление к борьбе за крестьянское счастье.

1.Н.А.Некрасов. Избранные сочинения, М., Художественная литература, 1987.

В одной из глав поэмы упоминается песня бурлаков. Здесь она названа стоном, выражающим народную скорбь.
В повествование Матрены Тимофеевны Корчагиной органично вплетается множество песен. Они показывают, что судьба героини типична. Доля крестьянки везде и всегда одинакова, поэтому-то у Матрены Тимофеевны на каждый случай в ее жизни находится песня.
Есть в этой части и отдельная глава “Песни”, которая отведена автором под рассказ о жизни героини после замужества. Исполняемые Матреной Тимофеевной песни подхватываются странниками, и это говорит о том, что везде поются одни и те же песни, везде жизнь народа одинакова.

В главу "Пир - на весь мир" включены песни, созданные Гришей Добросклоновым.
Это песни радостные, полные надежды. Их поют крестьяне, так как Гришины песни близки им по духу.
В “Пире на весь мир” мужики справляют “поминки” по “крепям”. Здесь звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пире народном.
Так, в главе “Горькое время - горькие песни” песни народа о своей жизни. Название первой песни “Веселая” звучит явно иронически. Здесь же в конце каждого куплета рефреном звучат слова:
Славно жить народу
На Руси святой!
Если в начале поэмы песни поясняют рассказы, которые слушают странники, то к концу поэмы их роль возрастает и они начинают нести основную смысловую нагрузку.
Гриша, как и автор поэмы, свято верит в силу народную, в золотое сердце народа. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь":
Рать подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
В этой песне как бы звучит ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастье народное придет в результате решительной и упорной борьбы. Но странники не услышали песню “Русь” и не поняли, в чем заключается “воплощение счастья народного”.

песня голодная
песня солёная

В одной из глав поэмы упоминается песня бурлаков. Здесь она названа стоном, выражающим народную скорбь.
В повествование Матрены Тимофеевны Корчагиной органично вплетается множество песен. Они показывают, что судьба героини типична. Доля крестьянки везде и всегда одинакова, поэтому-то у Матрены Тимофеевны на каждый случай в ее жизни находится песня.
Есть в этой части и отдельная глава “Песни”, которая отведена автором под рассказ о жизни героини после замужества. Исполняемые Матреной Тимофеевной песни подхватываются странниками, и это говорит о том, что везде поются одни и те же песни, везде жизнь народа одинакова.

В главу "Пир - на весь мир" включены песни, созданные Гришей Добросклоновым.
Это песни радостные, полные надежды. Их поют крестьяне, так как Гришины песни близки им по духу.
В “Пире на весь мир” мужики справляют “поминки” по “крепям”. Здесь звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пире народном.
Так, в главе “Горькое время - горькие песни” песни народа о своей жизни. Название первой песни “Веселая” звучит явно иронически. Здесь же в конце каждого куплета рефреном звучат слова:
Славно жить народу
На Руси святой!
Если в начале поэмы песни поясняют рассказы, которые слушают странники, то к концу поэмы их роль возрастает и они начинают нести основную смысловую нагрузку.
Гриша, как и автор поэмы, свято верит в силу народную, в золотое сердце народа. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь":
Рать подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
В этой песне как бы звучит ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастье народное придет в результате решительной и упорной борьбы. Но странники не услышали песню “Русь” и не поняли, в чем заключается “воплощение счастья народного”.

Были в России люди, которым жилось ещё хуже, чем крестьянам и рабочим. То были солдаты царской армии.

Во времена Некрасова всякий крестьянин, которого брали в солдаты, должен был почти на всю жизнь разлучиться с родными, так как тогда солдатская служба продолжалась не меньше двадцати пяти лет.

И какая это была тяжёлая служба! Как обижали несчастных солдат их начальники! За всякую провинность их били – били кулаками, кнутами и палками.

От того времени сохранились печальные народные песни, в которых солдаты пели о своих командирах, что те

Подбивают им ясные очушки

Разбивают буйную голову,

Дают розги плечушкам,

Бьют бесчастну спинушку

И не сто ударов дают, -

Правда, в русской армии и тогда были добрые и справедливые офицеры, относившиеся к солдатам с любовью, но таких было мало, большинство же отличалось беспощадной жестокостью. Поэтому, когда правительство объявило набор новых рекрутов (так назывались молодые солдаты), их родственники плакали и причитали над ними, как над покойниками.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Автор: Шипова Татьяна Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 49
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Особенности "народных песен" в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Раздел: среднее профессиональное

Алексеевича Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской жизни, произведение,

грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных

Некрасов отдал тринадцать лет неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском

Казалось бы, проблема некрасовского фольклоризма имеет давние корни в

прочно устоялся в отечественном некрасоведении.

Поэт многократно обращался к фольклорным мотивам и образам. Поэму о

народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. Действительно, в «Кому на

фольклора: сказка, былина, песня, легенда, сказание и другие.

академик П.Н. Сакулин писал: «Он (Некрасов) составил из народа многоголосный хор и,

не столько читается, сколько поется. Песня – постоянный спутник и яркий выразитель

использует в ней фольклор.

говорящая пеночка вмешивается в спор мужиков и обещает выкуп за птенчика, — образ

сказочный. Сказочный образ также скатерть-самобранка, хотя применение ее в поэме

Некрасова совершенно оригинальное: она должна кормить и одевать мужиков во время

В дальнейшем собственно фольклорный материал

Некрасов особенно широко

песни. Некрасов берет главным образом произведения лирического характера, потому

что именно в этих произведениях наиболее ярко и эффективно отразились настроения,

чувства и думы крестьянства.

сборников Рыбникова, Барсова, а также слышанных от крестьян и записанных им самим.

народной жизни. Поэтому поет их Матрена Тимофеевна и хором подпевают странники

общеизвестность положения женщин в семье. Основной мотив женских песен – мотив

причитания; но важен здесь именно текст, который сам по себе

позволяет развернуть картину крестьянского быта. Кроме того, мы узнаем таким образом

о факте существования похоронных причитаний в крестьянской среде.

песни эти не фольклорные, а созданные самим Н.А. Некрасовым по типу фольклорных.

Как раз этим песням Некрасов придает особенно острый социальный характер, и их даже

Отчасти, пожалуй, сюда же может быть

помогающий осуществить их фольклористический анализ.

Так, песня о вопиющей крестьянской бедности и крепостническом произволе бар

традиции: например, как частая исполнялась антикрепостническая народная песня «Как

уничтожает все гуманное в человеке.

военных действиях правдиво и сурово.

Поэт использовал не только современные ему крестьянские песни, но обращался

также (для передачи старинной были) к историческому эпосу. Песня «Крестьянский

совершенно ясен былинный характер: используются повторения («по морям ходил, по

сюжет легенды об уничтоженном завещании, по которому якобы даровалась крестьянам

выступает в роли организатора народных сил на борьбу против тех, кто продолжает

Удельный вес фольклорных элементов и, в частности, народно-песенного стиля в

Читайте также: