Сообщение народное творчество дальневосточных казаков

Обновлено: 02.07.2024

Россия — огромная страна, на ее территории живет множество народов с разными культурными особенностями, чертами характера и историей. Народообразующее население Ростовской области составляют донские казаки. Известно, что до 1920 года Ростовская область относилась к области Войска Донского, и именно казаки составляли большую часть ее населения. Казаки живут не только в России, каждый год со всего мира приезжают потомки эмигрировавших казаков на родину предков, чтобы приобщиться к казачеству — явлению, связывающему людей единством духа, морали и культуры. Они до сих пор чтят свои традиции, обычаи и бережно относятся к истории.

Собираясь посетить интересную на события, своеобразную на культуру, красивейшую на природу Ростовскую область, опытный путешественник постарается найти хотя бы краткую информацию о традициях коренного населения. А начинается все с фольклора — кладезя необыкновенных знаний о жизни донских казаков.

Фольклор

Рождение

Нужно сказать, что большие семьи, где жили все вместе — родители, дети, братья, сестры, старики, сейчас очень редкое явление в современном мире даже на Дону, где уважение и почет к старшим воспитывался с рождения. Но тем не менее отголоски этого давнего уклада сохранились и по сей день, традиции рождения и воспитания более трех детей возрождаются вместе с народом.

Женщина занимала особое место в семье: к ней относились с уважением, она воспитывала детей, ухаживала за стариками, на ней было все домашнее хозяйство.

Хотя казаки радовались любому ребенку, к мальчикам, будущим воинам, было особое отношение. Новорожденному община выделяла надел земли, а все друзья и знакомые одаривали его оружием: луком, стрелами, пулями, патронами. Дед преподносил внуку- будущему воину и защитнику своей земли — ружье или шашку.

Инициация

В шесть лет (а по некоторым источникам, в 4 года) мальчиков посвящали в казаки. Обряд инициации проводился на площади перед храмом — майдане. Происходило событие в присутствии всех казаков общины. Старейшины рода сажали мальчиков на коней и отправляли вскачь по кругу. На того, кто смог удержаться в седле, надевали красную ленту — символ настоящего казака.

Свадьба

Свадьба — интереснейший обряд. Церковный брак донские казаки начали заключать в конце XIX века. Свадьба проводилась только зимой или осенью. Точную дату определяли по православному календарю, чтобы она не совпала с постом. Невесту обычно выбирали родители. Самой свадьбе предшествовало несколько этапов.

Смотрины — церемония знакомства будущих мужа и жены. Будущие родственники приезжали в дом невесты, где заводились разговоры о ее красоте, достоинствах, о трудолюбии. После беседы родители звали дочь, которая должна была во всей красе предстать перед будущим мужем, проявляя при этом скромность, вежливость и гостеприимство. После смотрин невесту спрашивали, понравился ли ей жених.

Сватовство: сваты (представители семьи невесты и жениха) договаривались о выкупе и решали все организационные вопросы, в том числе и дату свадьбы. Сватовство обычно наступало через несколько дней после смотрин. С шутками-прибаутками, с поговорками, песнями и частушками входили в дом невесты сваты. За множеством символичных примет, в которые верили казаки, обязательно следила сваха. Она была подкована во всех вопросах и знала, что говорить, как отвечать, чтобы все прошло гладко. После рукобитья, когда все вопросы организации свадьбы уже решены, начиналось застолье и гулянка.

Подушки: собранное за всю жизнь невесты приданое за несколько дней до свадьбы перевозили в дом жениха. Это событие снова сопровождали песнями, плясками и весельем. В последний день перед венчанием у невесты собирались ее подруги, они пекли каравай, украшали его веточками, цветочками, а потом несли каравай в дом жениха.

Во время венчания в храме молодые клялись перед Богом быть вместе всю жизнь. Свадьба обязательно проводилась с большим размахом, стол ломился настоящими кулинарными и гастрономическими изысками. Впрочем, и сегодня донская кухня поражает своим многообразием блюд и напитков, приготовленных по старинным рецептам.

Донская кухня

Традиции вкусной кухни и гостеприимства испокон веков живут на Дону.

Переступая порог куреня донской станицы, будьте уверены, что вы будете накормлены вкуснейшей ухой, жирным сазаном. Даже если гость будет нежданный, то у доброй хозяйки-казачки всегда найдется пара-тройка способов, как быстро накрыть стол. Хозяин дома, несомненно, преподнесет чарку вина, часто приготовленного по традиционному домашнему рецепту.

Проводы на войну

Защита родины — дело чести любого казака. Перед военным походом в храме обязательно проводился молебен. В дорогу каждый воин брал с собой горсть родной церковной земли. Родители благословляли сына, а жена подводила к мужу коня. Только приняв повод, казак прощался с родными. Сняв шапку и перекрестившись, он отправлялся воевать.

Смерть

Смерть для казаков — естественное явление, в ней нет ничего ужасного. На девятый, сороковой дни и ежегодно в годовщину смерти усопшего поминают. В этот день пекут пирожки с капустой и сухофруктами, варят компот, готовят кутью.

Смерть на поле боя считалась для казака высшей наградой и божественной милостью.

В день памяти казаков, пострадавших за веру, Дон и Отечество, каждый год проводится поминальный молебен во всех храмах Войска Донского. О кровавых страницах истории казачьего народа безмолвно говорят курганы и памятники.

Приамурье относится к зоне рискованного земледелия. Здесь с завидным постоянством повторяются периоды переувлажнения или, напротив, жесточайших засух. Но, несмотря на превратности климата, амурские земледельцы, опираясь на помощь государства, сумели создать современное сельскохозяйственное производство. Все вы знаете, что заселение Дальнего Востока началось очень давно, еще в 17 веке. Кем же были те люди, которые впервые ступили на Амурские земли?

История возникновения казачества

Возникло казачество в конце14 века. Отдельные ханства некогда составляли Золотую Орду, вели между собой междоусобную борьбу. Постепенно степи от низовья Днепра до Дона и Волги, обезлюдили. Территория была названа Диким полем. В 15 веке на его окраинах начали селиться русские люди. От предотвращения прорывов татарских полчищ на границе строятся города, между ними из срубленных деревьев сооружаются заграждения – засеки.

Для несения сторожевой службы высылались конные отряды – станицы. Эти люди, называвшие себя казаками, жили в укрепленных городах. Опасность постоянных татарских набегов вынуждала казаков объединяться в военные общины. Такие общины почти одновременно появились на Днепре, Дону и Волге, чуть позже на Яике (ныне река Урал) и Тереке, а затем и на Дальнем востоке.

Участие казачества в заселении и хозяйственном освоении дальневосточных земель

Воссоединение с Россией обширных, но малонаселенных и необжитых земель сразу поставило задачу их заселения и освоения. 22 ноября 1858 года Сибирский Комитет отметил, что вопрос о заселении Приамурского края есть вопрос первостепенной важности. Усиление там населения необходимо для развития огромных материальных сил края. Без этого вновь присоединенный богатый край не принесет той пользы, которую от него вправе и ожидать и требовать Россия.

Необходимо было разработать специальные правила о заселении территории Дальнего Востока. В начале 50-х годов 19 века Муравьев предложил план водворения крестьян на Камчатку и Аянский тракт, в соответствии с которым сюда было переселено 126 семей из Забайкалья и Иркутской области. В дальнейшем в связи с изменившейся обстановкой на Дальнем Востоке этот план отменили, а назначенные к переселению на Камчатку крестьяне в 1855 году переселились между Мариинским и Николаевским постами на Амуре. В декабре 1858 года был утвержден журнал Сибирского комитета, излагавший основные правила переселения крестьян в Приамурский край начиная с 1859 года.

Правила предусматривали значительные льготы для добровольных переселенцев: освобождение от податей и повинностей, выдачу ссуд и т.д. Шла речь в них и о крепостных крестьянах, которые, переселившись, становились свободными. Однако это положение заранее было обречено на неудачу, так как вступало в противоречие с самим существом крепостнического права в России. Но подобные темпы заселения не удовлетворяли потребностей вновь осваиваемого края.

Новые правила вызвали массовый приток желающих переселиться на Дальнем Востоке. Но и введя данные правила, правительство разными запретительными мерами ограничивало переселение крестьян на восток в 60-80-х годах 19 века. В это время проходило в основном сухопутное переселение крестьян из европейских губерний страны.

Составляющим звеном переселенческого движения на восток во второй половине 19 века явилось переселение казаков, которое имело свои особенности. Выделяются три значительных потока казачьего переселения на Дальний Восток или в пределах этого региона, чередующихся с примерно равными по длительности периодами почти полного прекращения такого переселения.

Первое казачье переселение осуществлялось в 1855-1862 годах и имело две задачи: главную – заселить новые территории по Амуру и Уссури, обеспечив их оборону и хозяйственное освоение и составить контингент для образования нового казачьего войска; дополнительную – увеличить численность казачьего населения края. Главная задача разрешалась переселением на Амур и Уссури забайкальских казаков, а дополнительная – переселением в войско штрафованных нижних чинов из гарнизонных батальонов внутренней стражи, расквартированных в основном в европейской части страны.

Переселение казаков из европейской части России осуществлялось морским путем, забайкальцев – речным. Перевозки морем резко сокращали время нахождения в пути, но были чрезвычайно утомительны и опасны для здоровья переселенцев, так как на судах Добровольного флота не было соответствующих условий для жизни пассажиров.

Большое значение имели естественный прирост и зачисление в казачье сословие представителей различных категорий местного населения.

Итак, в течение второй половины 19 века казачество активно участвовало в заселении Дальнего Востока. Одновременно оно занималось освоением восточных окраин страны.

Хозяйственное освоение края началось с прибытием сюда первых поселенцев – крестьян и казаков. Особенно заметны были успехи крестьян Амурской области, которая быстро стала житницей Дальнего Востока (чтение стихотворения – Приложение 1).

Успехи переселения в последующие годы отразились и на положении в земледелии (Слайд 1). К 1890 году Дальний Восток обеспечивал себя хлебом и временно освободился от ввоза его извне. Особенно успешно развивалось земледелие в Южно-Уссурийском крае. В 1882 году местные крестьяне впервые поставили хлеб для войска (Слайд 2,3). Кроме зерновых казаки выращивали и другие культуры: картофель, овощи, бахчевые, лен, табак и т.д.

Кроме коневодства казаки занимались разведением крупного рогатого скота, овец, свиней, коз, а в Забайкалье – и верблюдов.

В конце 19 века начало развиваться в крае пчеловодство. Занимались казаки и различными промыслами, ремеслами. Распространена была охота. Крупные доходы приносил казакам рыбный промысел.

Заготавливали казаки и лес. Особенно большой доход этот промысел приносил проживающим на р. Уссури, которые сплавляли лес в Хабаровку. Широко распространены были извоз и перевозка грузов через Байкал. Забайкальские казаки, кроме того, занимались выделкой кож, сукна и холста для домашнего употребления.

Были среди казаков ремесленники: кузнецы, столяры, слесари, сапожники, шорники, портные. Некоторые владели мельницами, небольшими мастерскими, кузнецами.

Таким образом, в целом вклад забайкальских, амурских и уссурийских казаков в основании восточных окраин страны, как и в заселении этих земель, был чрезвычайно большим. Казаки участвовали в развитии всех основных отраслей хозяйства края: земледелия и скотоводства, промышленности и промыслов, транспорта и связи.

Основы бытового уклада: жилище, одежда, пища

Казаки селились по пограничной линии станицами и хуторами, расстояние между которыми было 25-40 верст. Порядок заселения определялся обязанностями казачества по охране государственной границы, осуществлением коммуникативной и административно-полицейских функций. Все амурские станицы были одинаковы.

Дома верхнеамурских первопоселенцев, где был в изобилии строевой сосновый лес, делались рублеными, без фундамента, в одну комнату, редко у кого дома состояли из двух половин (Слайд 5,6). В южных безлесых районах основным видом жилья были мазанки. Стены их состояли из закрепленных на четырех устоях рядов плетня или частокола, между которыми набивалась земля. Затем наружные и внутренние стороны домов обмазывались глиной, по верх их делали потолки из плах.

Почетное место в казачьей избе отводилось иконам. В переднем углу находилась большая резная божница с массой икон.

Традиционным в быту амурского казака, из-за отсутствия теплых помещений для скота, было содержание в жилом доме – за особыми перегородками возле входных дверей – телят, ягнят и поросят.

Одним из элементов материальной культуры казаков является их одежда. Именно по одежде судит современник об общей культуре дальневосточного казака. Одежда у казаков стала приобретать функциональное назначение. Не беря во внимание форму находившихся на службе казаков, следует отметить, что элементы одежды, отличавшие служилых людей, присутствовали и в повседневном летнем мужском костюме. Казаки южноамурских станиц носили защитного цвета фуражки, такого же цвета китель и рубаху, синие с лампасами или черные миткалевые брюки и высокие сапоги или олочи – кожаную обувь домашнего изготовления, напоминавшую лапти.

Но чаще всего в быту казаки носили костюм городского типа, практически не включавший элементов традиционной казачьей одежды. Главным требованием, предъявленным к одежде, было удобство в быту. Мужчины носили ситцевые рубахи и хлопчатобумажные штаны, излюбленной одеждой женщин были ситцевые кофты и хлопчатобумажные юбки, фартуки, закрывавшие юбку от талии вниз (Слайд 7).

Основу питания амурского и уссурийского казачества составляли блюда из муки, мяса, дичи, молока, овощей.

Таким образом, можно сказать, что питание казачьих семей носило сезонный характер. Постные периоды определялись христианским календарем. Мясо, масло и сметана присутствовали в рационе только на праздничных трапезах.

Развитие образования

Период становления образовательной системы в казачьих землях на Дальнем Востоке можно датировать 1859-1872 годами, когда школы учреждались при сотнях и бригадах.

Помимо школ, существовавших в рамках военных структур, в это время начали открываться станичные школы. Кроме них низшее образовательное звено было представлено церковно-приходскими школами. Первая из них появилась в Амурском казачьем войске в 1898 году.

Школьное дело в казачьих землях было поставлено значительно лучше, чем у крестьян. Но расширение сети начальных учебных заведений не обеспечивало достаточного уровня грамотности дальневосточных казаков, хотя результативность учебного процесса имела положительную тенденцию. В целом на Дальнем Востоке обучению детей уделялось больше внимания, чем в других регионах страны. Однако начальная школа полностью не решала проблему неграмотности среди казаков. Более трети казаков-малолеток в Приамурье в силу различных обстоятельств не посещали школу. Многие их тех, кто по статистике числился обучавшимся, выбывали их школы, не закончив полного курса.

Проблема полной грамотности мужского казачьего населения была поставлена и последовательно разрешалась в силу той функциональной роли, которую выполняли казаки на службе Царю и Отечеству, в общественном самоуправлении, в хозяйственно-экономической жизни семьи и станичных обществ.

Школы представляли собой одноэтажные деревянные здания, большинство из которых стояли на деревянном фундаменте. Крыши в основном были покрыты железом или тесом. Классные комнаты – довольно просторные и высокие, от коридоров отделялись перегородками. Коридор совмещал в себе прихожую и раздевалку, рекреационных залов в помещении не было. Часто при школе находилась квартира учителя. Отапливались школы голландскими и русскими печами, освещались керосиновыми лампами. Обязательным требованием, предъявляемым каждой казачьей школе, было наличие на ее территории гимнастических городков, где осуществлялась физическая подготовка к будущей службе.

Структура начальной школы в станицах дальневосточного казачества соответствовала структуре традиционной российской школы. Это были одноклассные начальные учебные заведения. По мере укрепления финансового положения станиц наметилась устойчивая тенденция к преобразованию одноклассных школ в двухклассные.

Однако введенный порядок часто нарушался, родители оставляли детей на домашних работах, что вызывало отчуждение учеников от школы.

Таким образом, система низшего образования казаков, включавшая в себя станичную и профессиональную школы, выполняла возложенную на нее роль по обеспечению войск нужными специалистами в гражданской жизни, давала первоначальную подготовку к службе.

Большую воспитательную работу среди подростков и населения вели школьные библиотеки и организованные при крупных школах народные библиотеки. В Амурском войске народные библиотеки были открыты при Поярковскомй, Иннокентьевской, Екатерино-Никольской и Раддевской школах.

Ученики школ получали и высшее образование, но обучение в высших учебных заведениях для большинства выпускников станичных школ было недоступно. Таким образом, образовательная система в дальневосточных казачьих войсках была направлена на подготовку к воинской службе и крестьянскому труду.

Религиозные верования

Традиционную часть казачьей культуры составляла религия, активно влиявшая на формирование мировоззрения, нравственных устоев и настроения широких кругов казачьего населения.

В казачьих землях Дальнего Востока православная церковь имела особое предназначение и выполняла специфические задачи. Распространение православия, христианизация местного населения рассматривалась царизмом как важный фактор укрепления русского владычества в новых землях. Содержание православного вероучения, неразрывно связанное с идеей монархизма, являлось традиционной мировоззренческой основой казачества, и церковь призвана была поддерживать незыблемую веру в царя как наместника Бога на земле. Воспитывая казака как слугу государства, православная церковь укрепляла в казачьей среде уважение к закону и доверие к государственной власти. Казачьей психологии воина и пахаря близка была нравственная проповедь православной церкви с ее принципами справедливости, благочестия, соборности, что особенно было созвучно общинному образу жизни казаков. Нельзя не отметить значение церкви в жизни казачьей семьи, в воспитании таких духовных качеств, как верность семье, послушание, стыд, грех и т.д.

Наряду с православными идеалами, в патриархальном казачьем быту широкое распространение получили различные суеверия, которые являлись не столько следами языческого прошлого, сколько свидетельствовали о мистическом характере сознания русского населения. Находясь в лесу, казаки задабривали дедушку лесного, в воде – дедушку водяного, в избе, и особенно в ночное время, - дедушку домового. Они верили в порчу, колдовство, дурной глаз, заговоры, нередко обращались к помощи знахарей. Живучесть религиозных архаизмов объясняется устойчивостью традиций, малообразованностью казачества, отсутствием элементарной медицинской помощи.

Таким образом, самодержавие и церковь были заинтересованы в формировании религиозного сознания казачества, видели в православии его духовную основу.

Народное творчество дальневосточных казаков

Песенная традиция казаков Дальнего Востока глубокими корнями уходит в историю общеказачьего фольклора, в котором образно преломилась история российского государства, быт и нравы его населения. Вместе с тем на нее наложили свой отпечаток местные особенности и обычаи.

Определяющими направлениями в устном народном творчестве казаков была героико-патриотическая тематика, прославление воинского подвига, истории продвижения и закрепления русских на Дальнем Востоке, романтики первопроходничества (пение или чтение – Приложение 2).

Фоном для большинства амурских песен послужили тягостные условия колонизации края, в которые были поставлены казаки.

Песни стали как бы вехами ратного пути амурского казачества. Участие казаков в первой мировой войне также нашло отражение в патриотических песнях.

Многие из исторических песен казаков выполняли функцию строевых (чтение – Приложение 3).

Гордостью амурского казачества можно по праву назвать талантливого поэта Леонида Петровича Волкова, который неустанно воспевал энергичную деятельность графа Муравьева и его сподвижников. Главными героями его стихов были мужественные, беззаветно преданные отчизне люди: простые казаки и казачьи командиры, их жены и священнослужители. Эту тему поэт излагает в стихотворении на смерть графа Н.Н. Муравьева (чтение – Приложение 5).

Наряду с героико-патриотической тематикой стихов и песен, казачья поэзия в амурских станицах широко представлена народными напевами и наигрышами. Лирические песни казаков, являясь частью народных, образно раскрывают картины деревенского быта, обычаи и занятия людей. Чаще всего они посвящены любви, семейно-бытовым отношениям, обнажают глубокие нравственные устои казаков. Это ритуальные и календарные обрядовые песни, шуточные припевки.

По своему происхождению амурские песни были продолжением фольклорной традиции Забайкалья. Но уже в начале нашего века праздники все более стали утрачивать обрядовый характер. Только в свадебном ритуале сохранились отдельные элементы, традиционные для забайкальских казачьих свадеб. Это сватовство, девичники, длившиеся целую неделю, поездки на кладбище, косокрашение и расплетение косы, приготовление особого кушанья, свадебные поезда (инсценирование и пропевание – Приложение 6).

Чаще всего свадьбы игрались по любви, но нередко они представляли союз, образованный по воле родителей.

Засватанная невеста организовывала девичник, предполагавший сложный обряд – от косокрашения до увоза ее под венец. Невеста собирала подружек, которые украшали ей косу, просила благословения родителей, а если она была сиротой, то ехала за благословением на кладбище, посещала баню, ходила в гости, угощала подружек и родственников. Для каждого этапа подготовки к свадьбе были присущи свои песни.

Положение молодой жены в мужнином доме было нелегким. Оставаясь со свекровью после ухода мужа в войско, она по существу становилась домработницей. Поэтому муж, вводя молодую жену в дом, давал ей суровое наказание:

Привыкай-ка, красна девица,
Ко обычаю тяжелому.

Весело отмечали казаки масленицу, пасхальные дни. Любимым праздником была Троица, когда наряжали в девичье платьице березку, одевали ее лентами, водили вокруг нее хороводы и пели. А на следующий за Троицей Духов день березку раздевали и с песнями купали или топили в реке.

Часто гулянья молодежи, даже в престольные праздники, заканчивались драками. Это нашло отражение в характере и в тексте произведений устного народного творчества. Все чаще стали петь залихватские, с хулиганским оттенком песни, и даже старинные лирические переделывались на мотив частушек (инсценирование и пропевание – Приложение 7).

Заключение

Наш народ должен высоко чтить память об этих людях – людях, являющихся первопоселенцами Дальнего Востока, Амурской области, нашего района, нашего села. Ведь именно с их имен начинается история нашего края. Именно они создали все то, что мы видим вокруг себя сегодня. Давайте не будем забывать об этом и постараемся, чтобы и ваши дети знали о них.

№1 (15) • 2005 • Дальний Восток: славянская линия жизни

Друзья и партнеры





Казаки амурские и уссурийские: быт, праздники, забавы


Первые казаки-землепроходцы проникли в Приамурье еще в середине XVII века. Осваивая новые земли, они возводили крепости, остроги: Албазинский (1651), Ачанский (1652), Комарский (1654) и др. В 80-х годах XVII столетия Албазинский уезд уже снабжал хлебом Забайкалье и другие части Восточной Сибири. Закрепление русских в Приамурском крае не устраивало претендовавшее на эти земли правительство Китая. Агрессивная политика и военные действия с китайской стороны привели к тому, что российские подданные были вынуждены оставить этот край. Вновь вопрос о возвращении Приамурья встал в середине XIX века. Над дальневосточными рубежами нависла реальная опасность англо-французской экспансии. Появилась объективная необходимость укрепиться в Приамурье и окончательно присоединить эти земли к Российскому государству. Для решения этой важнейшей задачи была использована традиционная движущая сила российской территориальной колонизации — казачество. На новой границе с Китаем создаются Амурское (1858) и Уссурийское (1889) казачьи войска.

Все решения по устройству жизни на новом месте принимались с согласия казачьей администрации. Казаков селили на пограничной линии станицами и хуторами на расстоянии в среднем 25 — 40 верст одна от другой. Порядок заселения определялся необходимостью охраны новой государственной границы. Мнения казаков никто не спрашивал, права выбора у них не было, военное ведомство регламентировало буквально все: военную службу, хозяйственную деятельность и вообще весь быт. Например, кастрюли проверял верховой, изучая казачий рацион, а женщины-казачки за нарушение распоряжений начальства могли быть наказаны традиционным казачьим способом — ударами плетью.

С 1895 года на далекую окраину начинают переселять казаков из европейской части страны. Цель этих переселений заключалась в обеспечении охраны территории вдоль строившегося полотна железной дороги и в общем увеличении численности казачества Дальнего Востока. Это переселение продолжалось до конца ХIХ в. и в первые годы ХХ в. Прибывающие в новый край казаки-донцы, оренбуржцы, кубанцы, уральцы, терцы находились в более выгодных условиях, чем казаки-забайкальцы первого этапа заселения. Многие из них прибывали в край по вызову ходоков, места для жительства выбирали сами, им дозволено было переходить с места на место в случае, если их что-то не удовлетворяло.

Амурские и уссурийские казаки — это своеобразная локальная этнографическая группа восточнославянских народов (русские, украинцы). Основу их самобытной культуры составляют именно славянские традиции, но особенности жизни служилого сословия в суровых условиях приграничья в новом краю, постоянные контакты с представителями разных народов сформировали совершенно новый, неповторимый вариант казачьей культуры Дальнего Востока. Его уникальность проявляется в элементах и материальной, и духовной культуры.

Ергач

В одежде казачьего населения наибольший интерес с этнографической точки зрения представляет женский и мужской костюм из меха и кожи животных. Не случайно в коллекцию предметов быта казаков, отправленную в Русский музей императора Александра III, входили козья куртка, моршни, унты, олочи, доха, шапка из лисьих лап и пр.

Заселяя приграничные земли Приморья и Приамурья, казаки из разных губерний огромной России принесли на Дальний Восток свои обычаи и обряды. Традиции их неповторимой культуры сохраняют для нас архивные собрания, музейные коллекции, печатные издания. Возможно, у читателей этих страниц возникнет желание обратиться к этим источникам и продолжить знакомство не только с казачьим наследием, но и с другими образцами богатейшей народной славянской культуры.

Галина ЕРМАК

  1. Алябьев А. А. Далекая Россия: Уссурийский край. СПб., 1872.
  2. Дорохина А. Н. Албазинская станица (к 350-летию русского Албазина. Факты, события, воспоминания). Благовещенск, 2000.
  3. Из истории колонизации Приамурья (Дневник П. В. Белокопытова) // Сиб. архив. 1913. № 2.
  4. Карпов А. Б. Сборник слов, синонимов и выражений, употребляемых амурскими казаками// Известия отделения языка и словесности Императорской АН. СПб., 1909.
  5. Кабузан В. М. Дальневосточный край в ХVII -ХIХ вв. М., 1985.
  6. Логиновский К. Д. О быте казаков Восточного Забайкалья// Живая старина. СПб. 1902.
  7. Максимов С. В. На Востоке: Поездка на Амур 1860 — 1861гг. Дорожные заметки и воспоминания. СПб., 1871.
  8. Словарь русских говоров Приамурья. М., 1983.

Галина Ермак

Ермак Галина Геннадьевна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток), автор нескольких десятков статей и монографии. Область научных интересов — история и культура восточнославянского населения Дальнего Востока России.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Амурские казаки


Данный исследовательский проект по истории на тему "Амурские казаки" рассматривает, в чем заключаются особенности амурского казачества как культурно-этнической общности, изучая исторические данные о казачестве и исследуя особенности его культуры и быта.

Подробнее о работе:


В исследовательской работе по истории на тему "Амурские казаки" говорится об истории казачества на Амуре;определяются особенности повседневного быта и основные занятия амурского казака; рассматриваются традиции и религия казачества в историческом и современном аспекте.

В исследовательском проекте по истории о военной службе и быте амурских казаков представлен анализ социального и культурного облика казачества, рассмотрена роль казачества в истории государства, представлены примеры литературного и культурного достояния амурского казачества.

Оглавление

Введение
1. Кто такие Амурские казаки?
2. Социальный и культурный облик казачества.
3. Повседневная жизнь Амурского казака.
3.1. Быт и жилище казака.
3.2. Одежда казаков.
4. Военная служба казака.
5. Фольклор казаков.
6. Традиции и религия казачества.
Заключение
Литература

Введение


Амурские казаки – это этническая группа русских на Дальнем Востоке. Меня очень заинтересовало: «Кто же такие Амурские казаки? Чем они занимаются?

Цель: В чем заключаются особенности амурского казачества как культурно-этнической общности.

  1. Изучить историю казачества ДВ;
  2. Определить особенности повседневного быта;
  3. Определить основные занятия казака;
  4. Рассмотреть традиции и религию казачества;

Гипотеза: Я предполагаю, что у казаков Амурской области есть свои социально-психологические, культурные и хозяйственные особенности.

Кто такие Амурские казаки?

Река черного дракона — так называли китайцы Амур, где испокон веков живут тигры, гималайские медведи и изюбри появилась русская речь и казачьи песни.

Традиционно пограничные земли России заселяли казаки. Веками выработанный уклад жизни позволял им сохранить демократическое самоуправление, служить по договору Российской империи, сочетая в себе лучшие черты крестьян и воинов.

Ярким примером подвига казаков в Приамурье стала оборона Албазинской крепости.


Когда в мае 1687 года их осталось 66 человек, казаки сожгли и покинули крепость. Россия вернулась в Приамурье героическими усилиями графа Николая Муравьева-Амурского. Это они побудили соседний Китай подписать Айгунский договор, согласно которому Приамурье вновь отходило к Российской империи. Именно тогда были основаны нынешние крупнейшие дальневосточные города Хабаровск и Благовещенск, многие посты, хутора и станицы.

Граф Н. Н. Муравьев-Амурский понимал важность переселения на Амур именно казаков. Он лично определил места основания казачьих станиц, руководствуясь при этом не столько удобством для поселения, сколько тем, чтобы расстояние между ними было около 25 верст. Во время первых четырех сплавов на амурских берегах обосновались 4,2 тыс. казаков и членов их семей.

5 февраля 1920 года президиум военного комиссариата Амурской области принял постановление о ликвидации штаба Амурского казачьего войска и расформировании особых казачьих сотен.

На начало 2017 года в Амурской области в государственный реестр внесены 6 казачьих обществ

Все они взяли на себя обязательства по несению государственной службы.

Эти обстоятельства во многом определили особенности самосознания казачества.

Во-первых, для исторической памяти казачества характерны представления об общей исторической судьбе, едином образе жизни, сложившемся во времена наших предков.

Во- вторых можно назвать представления о личной свободе каждого казака и самоуправляемости всего войска традиционная организация войска и его управление, которое воспринимались как гарант равенства, условие свободы и безопасности членов сообщества.

В служении Отечеству казаки видели главный смысл своего существования. В силу ряда исторических и политических причин оно стало ими восприниматься, прежде всего, как служение царю.

Представление о своих правах на землю, отличавшее казачество от других категорий населения и России, сформировалось вследствие особого характера землепользования. Смысл, которого в максимальном ее использовании и в то же время сохранении природных ресурсов для своих потомков.

Казачество – наиболее сильная и активная часть русского народа, первопроходцы и вечные защитники земли, народа и традиций Руси. От древних стен Азова до современности, через лишения и испытания пронесли свою самобытную и колоритную культуру кубанские, запорожские, донские казаки и сделали ее неотъемлемой частью великой культуры России. До нас дошли лишь отголоски мощной культуры казачества. Что-то сохранилось в быту по сей день, что-то известно по летописям, легендам, песням и преданиям, а что-то утеряно безвозвратно. Но основополагающие принципы существования казачества известны своим богатством и разнообразием.

Казачьи законы. Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нуждающегося.

Казачьи пословицы и поговорки:

  • Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
  • И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
  • Казан проверяют по звону, а казака по слову.
  • Казак молодой, а сноровка старая.
  • Казаком быть – не разиня рот ходить.
  • Казачья смелость порушит любую крепость.
  • Веселы привалы, где казаки запевалы.
  • Где тревога, туда казаку и дорога.
  • Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.
  • Чтобы больше иметь, надо больше уметь.
  • Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.
  • Не хвались казак травою, хвались сеном.
  • Пироги на кустах терна не растут.
  • Хочешь быть на высоте – выбирай путь в гору.
  • Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а как до дела – прячутся в кусты.
  • Смекалка во всяком деле казака выручает.
  • От безделья не бывает у казака веселья.
  • Без работы, как без заботы, и умный казак в дураках ходит.

Песенная культура. В силу исторически сложившихся обстоятельств казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого числа различных национальностей и этнических групп. Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре, например, донских и кубанских казаков можно заметить схожесть с музыкальным фольклором и традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой.

Не для меня

(роман)

Не для меня придет весна,

Не для меня Дон разольется.

И сердце девичье забьется,

С восторгом чувств не для меня.

Не для меня цветут сады,

В долине роща расцветает –

Там соловей весну встречает,

Он будет петь не для меня.

Не для меня журчат ручьи,

Бегут алмазными струями.

Там дева с черными бровями –

Она растет не для меня.

Не для меня придёт пасха,

За стол родня вся соберется,

Вино по рюмочкам польется –

Пасхальный день не для меня.

А для меня кусок свинца

Он в тело белое вопьется,

И слезы горькие прольются -

Такая жизнь прождет меня.

Черный ворон

(протяжная)

Черный ворон, друг ты мой залетный,

Где летал так далеко?

Где летал так далеко?

Ты принес мне, а ты, черный ворон,

Руку белую с кольцом.

Вышла, вышла, а я на крылечко,

По колечку друга я узнала,

Чья у ворона рука.

Эт рука, рука мойво милова,

Знать, убит он на войне

Он убитый ляжить незарытый

В чужедальней стороне.

Он пришёл сюда с лопатой,

И зарыл он в одну могилу

Двести сорок человек

Дон Иванович

(историческая)

Уж ты, Дон, ой, да ты, наш Дон,

Дон, Дон Иванович,

Уж ты-е-е, Дон, ой, да ты, наш Дон, ой-е,

Дон, Дон Иванович.

Про тебя, ой, да ты, наш Дон,

Ляжит(ь), ляжит(ь) славушка.

Э, ляжить она славушка,ой-е,

Слава до… ой-е, добрая-е-е,

Речь, речь высокая-е-е…

Слава добрая, речь высокая

Эх, речь высокая…

Как бывало, ты, наш Дон,

Всё быстро, всё быстро бежал.

Э… все быстро бежал…ой-е,

А теперя, ой, да ты, наш Дон,

Помутился, ой, да ты, наш Дон,

Свер… сверху донизу.

Эх, сверху донизу, ой-е,

Снизу, снизу доверху.

Эх… снизу доверху…

Распуща… ой, да ты, наш Дон,

Я… ясных соколов.

Эх, ясных соколов, ой-е,

Ясных соколов, ой-е,

Донских, Донских казаков.

Эх, Донских казаков, ой-е,

По чужим, толечко, да ну землям,

По… по Туретчине

Всем, всем казак был доволен

(военно-бытовая)

Всем, всем казак был доволен

Никакой нужды не знал

Всем, всем казак был доволен

Никакой нужды не знал

А теперь всё испытал

В Севастополе бывал

В чистом поле в синем море

Каждый день и каждый час

В чистом поле в синем море

Каждый день и каждый час

День мы мокнем ночь дрожим

Всею ноченьку не спим

Сам холодный конь голодный

Негде голову склонить

Сам холодный конь голодный

Негде голову склонить.

Море Черное шумит

В кораблях огонь горит

Огонь тушим турок душим

Слава донским казакам

Огонь тушим турок душим

Слава донским казакам

Слава русская большая

Мы гордимся ей всегда

Конь мой верный подо мною

Пика слава казака

Конь мой верный подо мною

Пика слава казака

Конь мой верный подо мною

Пика слава казака

Шашка верная подруга

И винтовка для врага

Шашка верная подруга

И винтовка для врага

Пчелочка злотая

(пляловая)

Ой, пчелочка златая, ой, что же ты жужжишь?

Ой, пчелочка златая, ой, что же ты жужжишь-жужжишь?

Жаль, жаль, жалко мне, что же ты жужжишь?

Ой, около летаешь, а прочь не летишь.

Эх, около летаешь, а прочь не летишь-летишь.

Жаль, жаль, жалко мне, а прочь не летишь.

Али верно любишь, ай, Любочку мою?

Али верно любишь, ай, Любочку мою-мою?

Жаль, жаль, жалко мне, Любочку мою.

У моёй у Любы, ай, русая коса.

У моёй у Любы, ай, русая коса-коса.

Жаль, жаль, жалко мне, русая коса.

Лента голубая, ай, ниже пояса.

Эх, лента голубая, ай, ниже пояса-яса.

Жаль, жаль, жалко мне, ниже пояса.

Сладкие, медовые, ай, губочки у ней.

Эх, сладкие, медовые, ай, губочки у ней, у ней.

Жаль, жаль, жалко мне, губочки у ней.

Мягкие пуховые, ай, сисочки к ней.

Эх, мягкие пуховые сисочки у ней, у ней.

Жаль, жаль, жалко мне, сисочки у ней.

Любить ее можно, ай, целовать нельзя.

Эх, любить ее можно, ай, целовать нельзя-нельзя.

Жаль, жаль, жалко мне, целовать нельзя.

Я к губам прилипну, ай, с нею я помру.

Эх, я к губам прилипну, ай, с нею я помру-помру.

Жаль, жаль, жалко мне, с нею я помру.

Врешь – и не прилипнешь, брешешь – не помрешь.

Врешь – и не прилипнешь, брешешь – не помрешь, помрешь.

Жаль, жаль, жалко мне, брешешь – не помрешь.

В каждом куплете повторяются дважды первая строка, затем остальные.

Рыболовство – одно из древнейших занятий донских и кубанских казаков, им стали заниматься едва ли не раньше, чем хлебопашеством. Во время весеннего половодья, когда прибрежные станицы заливало, сети забрасывали прямо с крыльца куреня.

Гуманное и заботливое отношение к детям – одна из отличительных черт казачьей семьи и общины. В воспитании родители всегда стремились соблюдать индивидуальный подход к детям, создавая условия для самовыражения личности. Старшие стремились научить детей приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный организованный труд был радостным и приучал ребенка видеть прекрасное в любом деле.

Немаловажным в семейном воспитании было стремление старших прививать детям чувство доброты и благожелательности. Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость. Отец и мать, дед и бабка внушали детям, что быть добрым – значит соблюдать Божьи заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя. Быть добрыми – всегда поступать по совести и защищать справедливость, стремясь к истине. Родители давали возможность ребенку почувствовать привлекательность добра и отвращение ко злу.

Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье и строились по спирали. Каждый виток в ней – это замкнутый цикл, и занимал он определенный возрастной период, например, физическое развитие было основным в возрасте с восьми (в некоторых семьях с 7 лет) и до 12 лет.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось.

До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня. В этот момент воспитание шло и от женской части семьи, и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших. Именно с этого возраста начиналось приобщение детей к старинным сказкам и былинам, рассказам о боевых подвигах казаков, к песням, пословицам и поговоркам.

В этот период детские игры играли немаловажную роль в воспитании детей, особенно мальчиков. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат.

В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу) и умению ездить на лошадях.

Читайте также: