Сообщение на тему зимние явления в жизни растений и животных

Обновлено: 17.05.2024

Сроки и периоды зимы: первозимье, период коренной зимы, перелом зимы. Явления в неживой природе. Особенности формирования снежного ландшафта, строение снежинок. Вынужденный и глубокий зимний покой растений. Различие растений в безлистном состоянии.

Рубрика Биология и естествознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.04.2015
Размер файла 15,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Зимние явления в природе

1.Сроки и периоды зимы

По календарю зима начинается 1 декабря. Декабрь - первый зимний месяц. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы - это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает по нескольку раз. Небо заволакивается тяжелыми облаками. Декабрьские оттепели традиционны для нашего климата.

Зима в природе начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже 0 градусов - замерзают водоемы, прочным снеговым покровом покрывается земля. На первый взгляд скромны зимние краски: белый - цвет снега, голубой - неба, черный - деревьев. Всё кажется скучным и однообразным. Среди этого однообразия, казалось бы, трудно заметить разницу начала, середины и конца зимы. Но если внимательно наблюдать за изменениями в природе, можно выделить три периода зимы.

Начало зимы - первозимье (I период зимы) - отмечают с того дня, когда надолго ляжет снег. По-разному в разные годы наступает это время: самое раннее в начале ноября, самое позднее - во второй половине декабря. Солнце в первозимье греет слабо. Даже в полдень оно стоит низко над горизонтом. Цвет у него часто красно-малиновый. Да и показывается из-за облаков редко. Облака стелются над землей низко. Небо днем серое, тусклое, нахмуренное. Недаром этот период зимы еще называют глухозимьем. Снегопады и морозы чередуются оттепелями. В оттепель зима становится похожа на позднюю осень: сыро, грязно, пасмурно. Хотя и потеплеет, а не радостно от такой погоды. Самый короткий день в году - это последний день глухозимья - 22 декабря, день зимнего солнцестояния. Именно этот день ученые астрономы, наблюдающие за небесными светилами, считают началом зимы.

23 декабря - начало коренной зимы - II периода зимы. Теперь с каждым днем будет раньше рассветать, позже смеркаться. Солнце поднимается все выше над горизонтом. Светит ярче. Бледно-голубое, светлое небо наполняется морозной дымкой. Слепит глаза сверкающее снежное покрывало с серебряными сугробами. Цветными, желтыми, зелеными, красными, голубыми искорками переливается снег на солнце. Красивый наряд пушистой изморози надевают деревья. В оттепели снег уже не тает, а только становится чуть влажным и липким. Властвует коренная зима до начала февраля, до песни большой синицы.

Затем наступает последний этап - перелом зимы. Все больше синих тонов в эту пору. В парках от деревьев падают на снег плотные, четкие, синие тени, сугробы светятся голубоватым светом. Синее день ото дня небо. Облака уже не сероваты, а плывут белыми кучками. Солнце поднимается всё выше и греет так, что возле деревьев образуются ямки-затайки. Светлый день стал намного длиннее. В солнечный день снег на крышах тает - начинается капель. Натекая друг на друга и, замерзая в ещё очень холодном воздухе, капельки стаявшего снега образуют красивые ледяные сосульки. Снег уже не блестящий и белый: он потускнел, посерел, стал рыхлым. Сверху подтаявший на солнце снег за ночь смерзается в ледяную корку - наст. Но зима ещё не сдаётся. Вьюги и метели показывают свою силу. Только в середине марта, с началом снеготаяния, закончится последний этап зимы.

2. Явления в неживой природе

Зима - суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская погода сменяется декабрьскими морозами, сковывающими водоемы, одевающие землю в пушистое снежное одеяло. День становится коротким, а ночи томительно тянутся в ожидании первого лучика солнца.

Самый короткий день приходится на период зимнего солнцестояния. Это 21 декабря в ночь на 22. Самый короткий день и самая длинная ночь. С этого времени начинается обратный отчет и дневное время увеличивается, сокращая ночное.

Облака снижаются ниже, становятся тяжелыми, серыми от переполненной влаги. В них нет легкости и кучности, они застилают все зимнее небо, наполняя воздух запахом влаги и свежести. Именно они приносят обильные снегопады, покрывающие землю метровыми сугробами.

Снег - это зимние осадки. Зимой они плотным покрывалом покрывают все вокруг, создавая своеобразный микроклимат, помогающий растениям и мелким животным пережить суровые холода. Чем ниже температура воздуха, тем рыхлее становится снежный настил, он жестче хрустит под ногами и колется при прикосновении к нему.

В безветренную погоду снег падает большими снежинками, с увеличением интенсивности снег превращается в метель - самое грозное зимнее явление природы. Она возникает при появлении первого порыва ветра. Он поднимает снежный покров и несет его, увлекая за собой. В природе различают верховую и низовую метель в зависимости от перераспределения воздушных масс. Как правило, сильные метели случаются в середине зимы, в самый пик сезонных температур. Именно от этого явления природы зависит формирование снежного ландшафта: разнесенный ветром снег принимает причудливые формы сугробов.

Частый попутчик зимней погоды - гололедица. Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь. Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав, парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.

Морозы относятся к опасным явлениям природы. Они могут устанавливаться на долгое время, если в округе властвует зимний антициклон. Как правило, аномальные морозы - явление редкое. Отклонение от привычной нормы происходит не везде и не всегда. Низкие температуры могут принести значительный ущерб сельскому хозяйству и спровоцировать появление чрезвычайной ситуации, поэтому все коммунальные службы зимой находятся в состоянии боевой готовности.

Еще один непременный атрибут зимы -сосулька- кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.

Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне, когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю. Снег - это зимний вид атмосферных осадков. Он имеет свою кристальную структуру, в основе которой лежат замерзшие микроскопические капли воды. Когда капля проходит сквозь холодные атмосферные слои воздуха и падает на землю, она замерзает и обрастает своими собратьями, цепляясь за них, образовывая шестиконечные снежинки. Такая форма обусловлена физическими законами замерзания воды.

Из чего состоит снег?

Каждая из снежинок редко превышает размеры в 5 мм, но вот ажурное переплетение граней может быть самое разнообразное. Пока еще непонятно, почему каждая снежинка не похожа друг на друга, почему каждая из них имеет идеальную симметрию. Сегодня уже доказано, что все снежинки имеют четкие геометрические линии, которые объединены в шестиугольном формате, именно шестиугольную форму имеет сама молекула воды, поэтому, замерзая в облаках и превращаясь в кристалл льда, вода и формируется по данному принципу, захватывая по цепочке другие молекулы, находящиеся в тесном соседстве.

На причудливую форму влияет и температура воздуха, и показатель его влажности. Но в том, что снежинка по своей сути - это звенья одной цепочки замерзшей молекулы воды, уже никто сегодня не сомневается. Контуры самой снежинки угловаты. Кончики, скорее всего, напоминают острые наконечники или иглы. Причем все они разные, у каждой снежинки - свой остроконечный узор. Сегодня нет ответа на вопрос, почему так происходит. Возможно, мы совсем скоро станем свидетелями новых научных открытий, которые откроют нам тайну геометрической симметрии и непохожести снежинок.

Наличие снега играет важную роль. Снежное покрывало укутывает землю толстым слоем белого покрывала. Оно держит тепло и не дает погибнуть растениям и мелким животным. Без него погибнут озимые, не будет урожая, не родится хлеб. Снег создает тот необходимый запас влаги, который так важен при весеннем пробуждении. Поэтому переоценить значение снега нельзя.

3. Зимний покой растений

В средних широтах, где зима сопровождается значительным снижением температуры по сравнению с летом, зимой растения практически не вегетируют, либо растут очень-очень слабо, почти незаметно. Принято считать, что растения вступают в период покоя или спячки, так как процессы их жизнедеятельности протекают слабо.

Снег - плохой проводник тепла, покрывает землю, словно одеялом, он предохраняет от охлаждения перезимовывающие растения.

У однолетних в земле лежат семена. Озимые растения под снегом остаются зелеными всю зиму.

У некоторых растений (пастушья сумка, анютины глазки), цветущих до глубокой осени, сохраняются под снегом листья и бутоны, которые расцветут весной.

У многолетних травянистых растений наземные части погибают, а остающиеся в земле луковицы, клубни, корневища снег охраняет от холода.

Деревья и кустарники, за исключением хвойных, стоят голые. Жизнь этих растений скрыта в почках. От холода и влаги они защищены плотными чешуйками. Питание и сокодвижение у деревьев временно прекращены. Крахмал, накопленный в их тканях, превращается в жиры и сахар, это увеличивает морозоустойчивость растений, предохраняет белок их клеток от свертывания.

Во второй период зимы покой у большинства деревьев и кустарников заканчивается: на ветках, внесенных в теплое помещение, через несколько дней распускаются листья. Особенно быстро развиваются почки тополя, березы, орешника, черемухи, смородины.

В предвесенний период деревья имеют более высокую температуру, чем окружающий их воздух, поэтому снег у стволов начинает таять.

Ботаники разделяют период покоя на две категории: вынужденный и глубокий. В некоторых источниках период покоя называют естественным и искусственным. Вынужденный или искусственный покой связан с отсутствием нормальных условий для вегетации, но если предоставить растению недостающие условия -- оно выйдет из состояния покоя, проснется. Вынужденный период покоя можно объяснить на примере семян растений: собранные семена обычно хранят до наступления времени посадки в сухом помещении. Это вынужденное состояние покоя, так как при намачивании семян или поступлении к ним влаги состояние покоя прекращается, семена начинают нормально прорастать.

Продолжительность периода покоя как у разных видов, так и у сортов в пределах одного вида растения может значительно различаться. Это объясняется генетическими особенностями растения и условиями внешней среды. Поэтому детки одного и того же гибискуса, разнесенные по южному и северному подоконникам могут впадать в состояние покоя и выходить из него в разное время, однако лежащие в основе покоя и прорастания биохимические механизмы, внутренние и внешние факторы, являются общими для всех растений.

зима снежинка природа

4. Различие растений в безлистном состоянии

При определении древесно-кустарниковых растений в безлистном состоянии следует обратить внимание на морфологические особенности строения почек и побегов.

Почки бывают верхушечные и боковые - или пазушные. Почки древесных растений покрыты чешуйками, форма и окраска которых зависит от биологических особенностей той или иной древесной породы.

По происхождению почки подразделяют на листовые и цветочные, последние крупнее листовых.

По строению почки различают обнаженные и покрытые. Обнаженные почки лишены наружных покровных чешуек и образованы обычно молодыми неразвившимися листьями (например, у крушины ломкой).

Покрытые почки могут быть одеты одной (колпачкообразной) или несколькими чешуйками. Например, почки ив покрыты одной чешуйкой, сросшейся из двух, почки тополя покрыты несколькими чешуйками. Почки клена покрыты четным числом чешуек, расположенных супротивно.

У древесных растений с двурядным расположением почек (граб, вяз) чешуйки на почках расположены тоже двурядно. Почка может быть непосредственно расположена над листовым рубцом. Такую почку называют сидячей, в отличие от черешчатой, когда под почкой находятся черешки (черешчатые почки можно видеть у смородины, дерна, ольхи и др.). Почки иногда едва видны или не видны, если скрыты под листовой подушкой или листовым рубцом. Называются они скрытыми (лапчатка и др.) в отличие от свободных почек, которые открыто расположены на побеге.

В зависимости от морфолого-биологических особенностей древесных растений расположение почек на побеге может быть различным. Супротивное -- почки располагаются одна напротив другой (клен, ясень, сирень, калина). Очередное -- расположение может быть подразделено на спиральное и двурядное. Спиральное -- почки встречаются вокруг всего стебля и линия, их соединяющая, образует спираль (осина, дуб, берёза). Двурядное -- все почки расположены в одной плоскости в два ряда (липа, граб, вяз). Сериальные почки расположены по несколько штук над листовым рубцом. Коллатеральные почки -- несколько почек расположены в ряд под листовым рубцом однарядом с другой (представители подсемейства розовые, сливовые).

После опадания листа в месте, где он был прикреплен к побегу, остается листовой рубец. Листовые рубцы бывают узкие и широкие в зависимости от величины основания черешка. Крупные листовые рубцы характерны бузине, ясеню, ореху.

По форме листовые рубцы тоже различаются. Например, у клена он имеет вид ломаной линии; у бархата амурского подковообразной, а у липы округло-эллиптический. Иногда листовые рубцы трудно различимы, т. к. скрыты под основанием черешков (малина, жимолость).

На листовом рубце видны в виде точек листовые следы -- места, через которые проходила жилка листа. Количество листовых следов является родовым признаком, т.е. все виды древесных растений данного рода имеют одинаковое количество следов. Например, для рода карагана характерен 1 след; для клена и вяза -- три следа; для дуба -- более 3-х следов, сконцентрированы они в три группы; для сирени и ясеня много следов, которые образуют подковообразную линию.

При определении древесных растений по побегам следует обращать внимание на наличие на побегах железок, шипов, колючек. Шипы являются выростами эпидермиса (одревесневшие железки и волоски).

Шипы встречаются преимущественно у разных видов роз. Колючки представляют собой видоизменение побега, (колючки боярышника, лоха, облепихи, груши); метаморфозом листа являются: колючки барбариса, которые бывают простые, двух-, трех- и пяти-раздельные; метаморфозом прилистников -- желтая и белая акация). Бородавки на стебле -- это выросты эпидермиса (береза, бересклет). К выростам эпидермиса относят ароматические железки у черной смородины, они придают ей своеобразный запах, имеют золотистый цвет и сосредоточены на побегах вблизи почек и на чешуйках почек. Выростами эпидермиса являются пробковые наросты (у таких пород, как: бересклет европейский, крылатый и др.).

Подобные документы

Непосредственное действие мороза на клетки как опасность, угрожающая многолетним травянистым и древесным культурам, озимым растениям в течение зимы. Гибель растений от выпревания, вымокания, под ледяной коркой, выпирания, повреждения от зимней засухи.

реферат [13,8 K], добавлен 09.11.2010

Явления в жизни растений, связанные с наступлением лета. Роль человека, влияющего на жизнь растений в природных сообществах. Связь растений с окружающей средой. Луговая флора Республики Беларусь. Геоботаническое описание луговой растительности.

реферат [39,7 K], добавлен 01.07.2015

Изменение химического состава сельскохозяйственных растений под влиянием почвенно-климатических условий. Применение гиббереллина и цитокининов. Глубокий покой у растений, основные методы повышения их зимостойкости. Способы ускорения созревания плодов.

контрольная работа [49,0 K], добавлен 05.09.2011

Задачи современной селекции, породы животных и сорта растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции растений: гибридизация и отбор. Самоопыление перекрестноопылителей (инбридинг), сущность явления гетерозиса.

реферат [17,6 K], добавлен 13.10.2009

Факторы формирования теплового режима грунта. Характерные особенности теплового режима систем сбора тепла грунта как объекта проектирования тепловых насосов грунт-вода. Понятие периода покоя у растений, его виды и признаки окончания. Сущность фитоценоза.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зимние явления в природе всегда вызывают у детей познавательный интерес и потребность их изучения. Учащихся прежде всего интересует, как переносят растения и животные неблагоприятные условия в зимний период. Развитие познавательного интереса и поддержание гуманного отношения к живому – наиважнейшая задача. Проведение экскурсий в период неблагоприятных условий для жизни растительного и животного мира - одно из условий решения этой задачи.

«Зимние явления


Булдакова Наталья Анатольевна,

МКОУ ООШ д. Комарово

Унинского района Кировской области

Д. Чуваши, ул. Профсоюзная, 20/2

Зимние явления в природе всегда вызывают у детей познавательный интерес и потребность их изучения. Учащихся прежде всего интересует, как переносят растения и животные неблагоприятные условия в зимний период. Развитие познавательного интереса и поддержание гуманного отношения к живому – наиважнейшая задача. Проведение экскурсий в период неблагоприятных условий для жизни растительного и животного мира - одно из условий решения этой задачи.

Задачи экскурсии

Продолжить формирование понятия о взаимосвязи растительных и животных организмов с окружающей средой, о жизненных формах и их приспособленности к зимним условиям.

Показать относительный характер приспособлений к условиям окружающей среды. На основе знаний о побеге сформировать понятие о кроне, листопаде, вечнозеленых растениях.

Продолжить формирование умений распознавания древесных и кустарниковых форм по силуэтам, коре, чечевичкам, почкам, плодам и различным видоизменениям органов растений.

Продолжить формирование практических умений по фенологическим наблюдениям, ведению дневников наблюдений, соблюдения правил поведения в природе.

Научить читать следы жизнедеятельности животных и устанавливать связь их с растениями (элементы пищевых цепей).

Продолжить изучение видового состава живых организмов и их охраны.

Сформировать оценочные умения состояния природного сообщества и в разработке мер по его улучшению и сохранению.

Раскрывать эстетическую ценность наблюдаемых объектов и рекреаций.

Способствовать выработке у учащихся умений преодоления трудностей и трудовых навыков.

Оборудование:

Блокноты для записи, карандаши, термометр, метр (для измерения высоты снежного покрова), раздаточный материал.

Лучшее место проведения экскурсии – лес, где можно показать жизненные формы растений, их приспособленность к зимним условиям, жизнедеятельность животных (местонахождение, защита от мороза, передвижение по снегу, добывание корма и питание, размножение и т.д.).

Весь материал рекомендуется строить в сравнительном плане, добиваясь понимания учащимися перехода растений и животных из одного состояния в другое, продолжая развитие понятия о приспособленности как результата действия факторов неживой природы на строение и жизнедеятельность организмов. Необходимо вспомнить с учащимися о тех приспособлениях, которые они отметили еще осенью при подготовке растений к зиме.

Подготовка к зимней экскурсии может начаться осенью. Так, на осенней экскурсии обращается внимание на подготовку к зиме различных форм растений. Начиная с осенней экскурсии, учащиеся ведут записи в дневниках наблюдений за живой и неживой природой. Перед началом экскурсии учащиеся получают пакет со схемой маршрута, заданиями и карточками. После завершения экскурсии они сдают его учителю с приложением выполненных заданий.

Инструктаж по правилам поведения во время экскурсии (приложение)

Опишите погоду по плану: дата наблюдения, температура, наличие осадков, ясно или пасмурно, толщина снежного покрова.

Что можно считать началом зимы? Что означает покой в природе?

(В беседе выясняется, что по календарю зима начинается первого декабря. Астрономическим началом зимы является 22 декабря (самый короткий, день и самая длинная ночь). По народному календарю – замерзание рек и выпадение снега и его сохранение. Следует отметить, что зима наступает не сразу. Морозы сменяются оттепелями. Снег выпадает и тает. Затем земля покрывается сплошным снежным покровом, защищая озимые и другие травянистые растения от неблагоприятных зимних условий.)

Наблюдение за растениями. Учащиеся делятся на 2 группы, им предлагается провести наблюдение за конкретным объектом живой природы: 1 группа – как изменились хвойные растения с приходом зимы; 2 группа - как изменились лиственные растения с приходом зимы

Рассмотреть на карточке рисунок силуэта дерева/кустарника. Назвать его и найти в лесу. Провести наблюдения за его состоянием. Результаты наблюдений занести в блокнот.

(В качестве объекта для наблюдений можно использовать следующие кустарники: сливу колючую (терн), бересклет бородавчатый, шиповник. Из деревьев: березу повислую, клен остролистный, дуб обыкновенный (летний) и др.)

После выполнения задания, учащиеся сообщают результаты своих наблюдений по конкретным видам кустарников и деревьев. Наблюдаемые явления позволят отметить, что почки покрыты плотно сомкнутыми почечными чешуями, у некоторых растений – волосками и смолой. На ветках можно найти следы опавших почечных чешуй и подсчитать по ним возраст ветки. Плотная, покрытая пробковым слоем кора деревьев защищает их от испарений и вымерзания. Иногда на молодых побегах к зиме не образуется пробковый слой, что приводит к вымерзанию их в течение зимы.

Необходимо отметить роль чечевичек в процессе газообмена. Пробковый слой имеет разную толщину. У молодых растений кора гладкая от сплошного тонкого слоя пробки, у старых – образуются толстые слои пробки. Разрываясь, они образуют трещины, через которые происходит газообмен, а также проникают микроорганизмы, поселяются грибы-трутовики, вызывающие заболевания древесины. Пробковый слой предохраняет живые ткани луба и древесины от резких колебаний температуры в зимний период.

В каком же состоянии находятся растения зимой? Учитель должен дать краткую информацию о глубоком покое в зимний период, охарактеризовав его как необходимый этап в развитии растений, обусловленный глубокими изменениями (опадание листьев, защитные приспособления на почках, накопление в клетках питательных веществ). Свойство впадать в покой возникло как ответная реакция на условия существования. Для выхода из состояния покоя необходимо, чтобы в клетках растения произошли изменения, направленные на образование растворимых сахаров. Это возможно при повышении температуры. Однако у каждого растения есть свои сроки пребывания в состоянии покоя. Поэтому даже солнечные дни в конце зимы не вызывают активного роста у растения. Это еще одно из важнейших свойств растения приспосабливаться к зимним условиям – глубина покоя. Она неодинакова у разных видов трав, деревьев и кустарников. Чтобы это проверить, достаточно поставить их побеги в воду в феврале и наблюдать появление распускания почек. Например, у сирени происходит быстрое распускание, а у липы – очень длительное.

Наблюдение за животными. В чем проявляется сходство приспособлений к похолоданию у всех живых организмов?

После подведения итогов по наблюдениям за растениями, необходимо перейти к вопросу о сходстве приспособлений к зимним условиям у растений и животных. Оно выражено в общем снижении жизнедеятельности, в защите от резких колебаний температуры. Вместе с тем, мир животных в зимний период имеет свои специфические черты приспособлений.

Назвать увиденных во время экскурсии животных. Ответить на вопросы: где находятся насекомые и в какой стадии развития они зимуют? Какой образ жизни ведут птицы? Как добывают корм и питаются? Размножаются ли они зимой? Какую роль играет снежный покров в зимний период для животных? По силуэтам следов птиц и зверей, изображенных на рисунках (приложение), найти их в природе и понаблюдать за ними. Определить в каком направлении животное двигалось и что оно делало на этом месте?

Необходимо сделать вывод, что у животных существуют приспособительные признаки (спячки, перемещение из одних мест в другие, линька, накопление жира в организме, образование стай или стад). Необходимо отметить, что многие животные погибают или заболевают из-за недостатка корма, уничтожения другими животными.

Определить роль деятельности человека в данном местообитании (негативную и позитивную).

Заслушав устные ответы учащихся по этому заданию, учитель напоминает о написании отчета по экскурсии. Отчет составляется по схеме, предложенной в заданиях. Оценка выставляется только после оформления результатов экскурсии и написания отчета каждым учеником.


Зима — самое холодное и тёмное время года, когда обычными явлениями являются морозы, снегопады. Кажется, что всё вокруг уснуло, спряталось. Однако живая природа активна в любом сезоне. Не все птицы улетели в тёплые края. Многие животные не впадают в зимнюю спячку. Часть растений сохранила зелёный наряд. Рассмотрим зимние явления в живой природе на примере разных представителей животных и растений.

Зимние явления природы

Главные зимние явления неживой природы — короткий световой день и низкая температура воздуха. Это вызывает изменения в живой природе. Улетают последние стаи перелётных птиц, часть зверей также мигрирует в более тёплые районы. Для многих видов характерно зимнее состояние покоя (спячка). Так ведут себя медведи, барсуки, ежи. Мелкие грызуны осенью запасают корм на зиму, но время от времени им приходится выходить из нор.

Все животные, активные зимой, к началу сезона отращивают густой подшёрсток, у некоторых летний мех сменяется белым зимним.

Зимующие птицы

К зимующим птицам относятся вороны, галки, синицы, воробьи, свиристели, снегири, сороки. В городах множество голубей, в хвойных лесах кормятся клесты, на сухой репейник прилетают щеглы и чижи. Продолжают охотиться совы, некоторые виды могут летать в любое время суток.

Многие птицы в голодное зимнее время прилетают поближе к населённым пунктам, питаются пищевыми отходами. В городских парках устанавливаются кормушки разного вида, чтобы поддержать птиц. Можно установить кормушку на перилах балкона, на дереве во дворе. Это позволит познакомиться поближе с воробьями, синицами, снегирями и другими птицами.

Кормушка в зимнем парке

Рис. 1. Кормушка в зимнем парке.

Зимовка зверей

Для копытных зима — голодное время. Трава занесена снегом, который во время оттепели покрывается ледяной коркой (наст). Пробить толстый наст копытами очень трудно. В заповедниках и национальных парках на такие случае устроены специальные подкормочные площадки, куда завозится сено, заготовленное летом.

Лоси обгрызают кору и молодые ветки кустарников и деревьев.

Лось в зимнем лесу

Рис. 2. Лось в зимнем лесу.

Грызуны находят семена травы, грызут подснежную часть стволов молодых растений. Заяц незаметен на снегу благодаря белой шубке, иногда прячется в стогах или роет длинные норы в глубоком снегу. Он не устраивает кладовых, откапывает озимые культуры, посещает огороды.

Хищники активны круглый год. Тигры, леопарды, рыси охотятся на ослабевших оленей, косуль, ловят зайцев. Лисицы мышкуют на лугах. Волки промышляют стаями. Мелкие хищники (колонки, ласки) подбирают остатки чужой добычи.

Растения

Зелёный наряд сохранили сосны, пихты, ели, можжевельники. Единственное хвойное дерево, зимующее без иголок, — лиственница. Берёзы, осины и другие лиственные сбросили листву, на ветвях остались спящие почки. На рябине, боярышнике краснеют ягоды, которыми кормятся птицы.

Некоторые растения берегут листья под снегом. Это вечнозелёные кустарнички — брусника, клюква, голубика, болотный багульник, вереск, многолетний бадан.

Брусника под снегом

Рис. 3. Брусника под снегом.

Что мы узнали?

Растения и животные приспособились к короткому дню и холодам. Одни мигрируют в тёплые районы, другие остаются, впадают в спячку либо активны. Растения сбросили листву, хвойные и кустарнички остаются зелёными. Для учеников 2 класса, изучающих окружающий мир, кратко описана зимовка отдельных видов животных и растений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Экскурсия. Зимние явления в жизни растений. Кубанцева Е.Н. учитель биологии.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Экскурсия. Зимние явления в жизни растений. Кубанцева Е.Н. учитель биологии.

Экскурсия. Зимние явления в жизни растений. Кубанцева Е.Н. учитель биологии МБОУ Парамоновской ООШ Морозовского р-на Ростовской обл

Задачи: Образовательные задачи: знакомство с приспособленностью растений к п.

Задачи: Образовательные задачи: знакомство с приспособленностью растений к перезимовке; научить учащихся определять деревья и кустарники по силуэтам и почкам; развивать представление о побеге и почке Развивающие задачи: развитие практических навыков и умений по определению деревьев по коре, по почкам, силуэтам растений; навыков проведения наблюдений в природе, творческих способностей. Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе родного края, вызвать восхищение красотой зимнего леса; формировать культуру поведения в природе. Цель: - сформировать представления о жизни деревьев, кустарников и трав зимой. Цели и задачи экскурсии

«Всякий должен знать свои родные деревья не только во время их цветения и не.


Зима в русской живописи К. Вещилов. Зимний пейзаж с елями И.Шишкин. Зима в л.

Зима в русской живописи К. Вещилов. Зимний пейзаж с елями И.Шишкин. Зима в лесу

К. Крыжицкий. Лес зимой К. Коровин. Зима. Лес

К. Крыжицкий. Лес зимой К. Коровин. Зима. Лес

П О Г О Д Н Ы Е У С Л О В И Я И.Шишкин. Зима Какими признаками характеризуетс.

П О Г О Д Н Ы Е У С Л О В И Я И.Шишкин. Зима Какими признаками характеризуется зима? Опишите погоду сегодняшнего дня.

Побелело за ночь всюду. А у нас в квартире чудо! За окошком двор исчез – Там.

Побелело за ночь всюду. А у нас в квартире чудо! За окошком двор исчез – Там волшебный вырос лес.

Характеристика снежного покрова - толщина - плотность - наличие корки - нали.

Характеристика снежного покрова - толщина - плотность - наличие корки - наличие приствольных кругов

Приспособленность растений к жизни зимой. Растительный мир подготовился к зи.

Задания к экскурсии. Определите видовой состав деревьев на вашем участке. Оп.

Задания к экскурсии. Определите видовой состав деревьев на вашем участке. Определите форму кроны; цвет коры; форму , размер и расположение чечевичек; особенности побега: как располагаются почки, форма листового следа; опишите почки: число, размер, окраска, запах, клейкость, опушенность, расположение кроющих чешуй. Заполните таблицу I вариант – тополь черный, береза бородавчатая II вариант – вяз шершавый, акация белая III вариант – клён остролистный, каштан конский Название дерева Силуэт дерева Особенности коры побега почки

Название дерева Силуэт дерева Особенности коры побега почки Берёза бородавчат.

Название дерева Силуэт дерева Особенности коры побега почки Берёза бородавчатая Ствол покрыт белой корой, в нижней части тёмно-серый Молодые побеги слабые, тонкие, красновато-бурые. На концах ветвей по 2 – 3 тычиночных сережки будущего года. Побеги голые, тонкие. Очередные, удлинённо-конической формы, заострённые, коричневато-бурые, у основания иногда зеленоватые

4. Определите видовой состав кустарников на вашем участке. методика выполнени.

Отчёт по экскурсии. Зимние явления в жизни растений. Работу выполнил (а) учен.

Отчёт по экскурсии. Зимние явления в жизни растений. Работу выполнил (а) ученик (ца) 6 класса Ф. И. 2014 – 2015 уч. год МБОУ Парамоновская ООШ Титульный лист

Форма отчёта Красота зимнего пейзажа и причуды зимы (стихотворение или минисо.

Форма отчёта Красота зимнего пейзажа и причуды зимы (стихотворение или минисочинение). Погодные условия зимой. Характеристика снежного покрова: толщина, плотность, наличие корки, приствольных кругов. Приспособленность растений к жизни зимой Отчёт по заданиям.

Читайте также: