Сообщение на тему жанровое своеобразие

Обновлено: 04.07.2024

Жанры ДЛ почти те же, что и во взрослой лит-ре. Но некоторые используются чаще. Н-р, в прозе — сказки, рассказы, повести; В поэзии — стихи и песни; в драматургии — короткие пьесы из 1-2 актов. Особо выдел. пословицы, поговорки, загадки. Все это жанры фольклорные, в основе кот. лежит поэт. образ. В них отражается народ. мудрость, меткость яз., точность оценок.

Загадка — иносказательное описание предмета, явления, процесса, предполагает у того, кому адресована, сообразительность, т. к. привлекает внимание к необыч., неожиданным свойствам предмета. Эти сверхминиатюрные пр-я учат думать, сопоставлять, видеть отдельные признаки предмета и по ним воссоздавать целое. Загадки — сп-б творческого обследования дейст-ти, освоения окруж. мира, одно из средств развития воображения. Поэт. они привлек. внимание писателей и часто включ. в изд-я д\детей.

Пословица — афористически сжатое, грамматически и логически законченное пр-е с поучит. смыслом. Оч. часто она им. ритмически организованную форму. Ф-я — обучение детей нравств. нормам, передача им жизненного опыта, соц. и быт. оценок.

Поговорка — образное выражение, оборот речи, метко опред-й к.-л. явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка лишена поучит. смысла, она обобщает народ. наблюдения, накопленный веками опыт. Она обогащает восприятие реб-ка, способствует формир-ю воображения. Н-р, 7 пятниц на неделе. Такие поговорки учат особому строю мышления, законченности и опред-ти высказ-я, приобщают детей к выработанной в ходе историч. развития народной мудрости, влияет на их поведение и поступки.

Знакомство детей с пр-ми эт. жанров ведет к познанию реб-м разл. сторон жизни. Они учат мыслить обобщенно и видеть жизнь более тонко, распознавать оттенки отношений, поступков людей.

Сказки — эпическое, по преимуществу прозаическое пр-е волшебного, авантюрного \ быт. хар-ра с установкой на вымысел. Сущ. фольк. и лит. (авторские) сказки. Самые активные чит-ли сказок — дети 3-11 лет. Они любят и быт. сюжеты, и волшебные. Особ. привлекают их сказки, в кот. много юмора. Дети предпочит. монологическим пр-м диалогич.

Народные, несовременные сказки нуждаются в обработке. Со временем язык претерпевает изменения, слова из активн. лексики — в пассивн., некот. их них исчезают.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско.



Методическая разработка."Слово о полку Игореве".Своеобразие жанра. Мастерство композиции.

Данный урок - второй из серии уроков по изучению "Слова".Этот урок поможет познакомить учащихся с особенностью жанра "Слова", своеобразием в построении данного произведения.


Художественное своеобразие жанра басни.

Урок литературы для учащихся 5 класса. Цель урока - сформировать представление о жанре басни в русской литературе.


Презентация к уроку "Роман "Преступление и наказание". Своеобразие жанра

Презентация к уроку "Роман "Преступление и наказание". Своеобразие жанра.


Жанровые особенности произведения

Особенности произведения заключаются в том, что в нем собрано несколько жанров. Толстой уделял огромное внимание историческим нюансам, старался воспроизвести их максимально точно, но при этом не преследовал чисто исторических, мемуарных целей. Для него было важно создать художественный образ, показать историю такой какой она была, но под определенным ракурсом, который отвечал бы идее произведения.

На основе реальных исторических явлений, Толстой создает художественный вымысел, художественный образ, за счет которого имеет возможность подлинно изображать человека в сложных жизненных ситуациях, делать это процессуально и объемно. Также автор делает сюжет не односложным, а многолинейным. Он охватывает судьбы множества людей, связывая их в единую нить повествования. На первом плане произведения оказывается человек. А жанры сливаются в одну большую эпопею, образовывая совершенно уникальное и своеобразное произведение.

Исторический роман

Социальный роман

Философский роман

Наряду с сюжетной повествовательной линией, Толстой вводит в роман множество лирических отступлений и философских размышлений. В романе рассматриваются и общечеловеческие философские проблемы, и роль личности в ходе масштабных мировых событий. Философские размышления автора находят место на страницах его художественного произведения. Толстой отвергает роль личности Наполеона как великого полководца. Он утверждает, что такие события вершат стечение обстоятельств и целые нации, а самого Бонапарта сравнивает с ребенком, который дергает бахрому в повозке, но думает и даже искренне верит, что управляет повозкой.

Литература на сегодняшний день располагает огромным количеством как лирических, так и прозаических жанров. Все они имеют свои особенности и отличительные черты. Но данная статья посвящена лишь одному прозаическому жанру – рассказу. И на вопрос, что такое рассказ, мы и попытаемся в ней ответить.

Определение

Рассказ – жанр малой прозы, отличающийся небольшим объемом и единством художественных событий. В рассказе обычно одна сюжетная линия с конфликтной ситуацией и мало действующих лиц. Итак, ответ на вопрос, что такое рассказ, довольно прост: это произведение в прозе объемом меньше, чем повесть и роман.

Рассказ и новелла

Часто возникает вопрос: чем же рассказ отличается от новеллы? И то, и другое имеют одинаковую характеристику. Есть и иное название новеллы - краткий рассказ. Но насколько оно правильно?

что такое рассказ

Большинство русских литературоведов придерживаются мнения, что новеллы и рассказ – разные названия одного жанра. Так, попав в Россию, новелла стала называться рассказом. Подобного мнения придерживаются исследователи малых европейских жанров Б. Томашевский и Е. Мелетинский. Поэтому в дальнейшем в статье понятия новелла и рассказ будут употребляться как равнозначные.

Возникновение рассказа

Отвечая на вопрос, что такое рассказ, необходимо обратиться к истории возникновения этого жанра. Рассказ обнаруживает свои истоки в басне, сказке и анекдоте. Хотя и значительно от них отличается. С анекдотом жанр разнит возможность не только комического сюжета, но и сентиментального с трагическим. В басне, в отличие от рассказа, всегда присутствуют аллегорические образы и назидательные элементы. А сказка невозможна без элемента волшебства, который нетипичен для новеллы.

краткий рассказ

Развитие жанра

Новелла возникла в Европе в эпоху Возрождения. И уже тогда определились ее основные черты: драматический конфликт, необычные происшествия, случай, меняющий жизнь героя. Именно таковы произведения Боккаччо, Гофмана. Рассказы о животных были этому периоду еще несвойственны, главными действующими лицами являлись люди.

Каждая культурная эпоха отражалась на литературе и, следовательно, на жанре новеллы. Поэтому в романтический период рассказ приобрел мистические черты. При этом в повествовании нет философской направленности, психологизма и обращения к внутреннему миру героя. Автор оставался в стороне от происходящего, не давая оценок и не высказывая своего мнения.

После того как реализм укрепил свои позиции и вторгся во все литературные жанры, новелла, какой она была изначально, перестала существовать. Основные принципы реализма – описательность и психологизм - были абсолютно чужды новелле. Именно поэтому жанр начинает трансформироваться. Так, в 19-м веке он становится рассказом. С этого момента вопрос, что такое рассказ, становится корректным, так как именно в этот период появляется сам литературоведческий термин.

В России появляются очерки и заметки о новом жанре. Так, Н. В. Гоголь в одной из работ по словесности называет рассказом вид повести, где описывается обычный случай из жизни, который может произойти с каждым человеком.

рассказы о животных

Только в 1940 году рассказ был выделен как особый литературный жанр, отличающийся от краткой повести, имеющей несколько сюжетных линий, и физиологического очерка, который всегда публицистичен и направлен на описание.

Жанровые особенности

Как правило, рассказ повествует о каком-то моменте или событии в жизни человека. Но главным в определении жанра является не объем произведения и не количество сюжетных линий, а направленность самого автора на краткость.

герой рассказа

Из-за малого объема рассказ всегда стилистически един. Поэтому его основной чертой является повествование от одного лица (или автор, или герой, или рассказчик).

Вывод

Таким образом, жанр рассказа вбирает в себя черты всех прошедших культурных эпох. На сегодняшний день он продолжает эволюционировать и приобретает все новые и новые черты. Развиваются и разновидности рассказа: психологический, бытовой, фантастический, сатирический.

Читайте также: