Сообщение на тему жанровое членение речи

Обновлено: 08.07.2024

стилистический тип высказываний (текстов). Будучи культурными формами, Р. ж.

характеризуются следующими основными свойствами: они объективны по отношению к

индивиду и нормативны; историчны, вырабатываются людьми в определенную эпоху в

соответствии с конкретными условиями социальной жизни; характеризуются особым

оценочным отношением к действительности; выполняют функцию интеграции индивидов в

социум; многообразны и разнородны, дифференцированы по сферам человеческой

деятельности и общения; являются опорой для творчества. Р. ж. (от однословной бытовой

реплики до больших произведений науки или литературы – М. М. Бахтин) являются

Элементарные речевые жанры — это такие тематические, композиционные и

стилистические типы текстов, в составе которых нет компонентов, имеющих статус

определенных жанров речи; например,похвала, приветствие, приказ. А комплексные речевые

жанры представляют собой типы текстов, включающих в свой состав такие компоненты,

которые, в свою очередь, сами имеют статус определенных речевых жанров;

например: утешение, уговоры, беседа, дискуссия и др.

Речевой жанр идентифицируется с определенным типом текста. При этом стиль речи

— это композиционно-речевая структура текстов этого типа (текстов, принадлежащих к

данному речевому жанру). Стилистика текстов, представляющих собой различные речевые

(пишущего): если он хочет одобрить, похвалить, поддержать собеседника, он выбирает одно

коммуникативное поведение, если же, напротив, его цель — обидеть, унизить, победить

собеседника, — его коммуникативное поведение окажется иным. При этом достичь одной и

той же коммуникативной цели можно различными способами. Способ, которым автор

добивается поставленной коммуникативной цели, осуществляет свою интенцию, называется

коммуникативной стратегией. Изучение коммуникативной стратегии входит в задачи

риторики. Однако она важна и для стилистики речи, поскольку само осуществление

коммуникативной стратегии основывается на применении определенных стилистических

приемов, связанных с понятием стилистического значения. Отбор и комбинация языковых

средств, рационально-логические и эмоционально-риторические структуры, т. е.

стилистические приемы, вырабатываемые авторами текстов, заданы их коммуникативной

стратегией и призваны в первую очередь создать определенный образ автора, для того, чтобы

достичь поставленной коммуникативной цели, реализовывать авторскую интенцию.

2. Критерии, по которым различается устная и письменная речь: создание,

восприятие; содержание, жанры.

Речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной. Они находятся в

сложном единстве и в социально-речевой практике занимают важное и примерно одинаковое

место по своей значимости.

И в сфере производства, и в сферах управления, образования, юриспруденции,

искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная, и письменная формы

речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и

взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, т. е. прочитан вслух, а

устный – записан при помощи технических средств. Существуют такие жанры письменной

речи, как. например, драматургия, ораторские произведения, которые предназначены

специально для последующего озвучивания. И наоборот, в литературных произведениях

автор стремится сохранить особенности, присущие устной спонтанной речи, монологические

рассуждения персонажей от первого лица и т. п. Практика радио и телевидения привела к

созданию своеобразной формы устной речи, в которой устная и озвученная письменная речи

постоянно сосуществуют и взаимодействуют (например, телеинтервью).

Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как

ведущая форма существования русского языка. Литературная речь–это речь, рассчитанная на

сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация

на определенные нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы

которого закрепляются как формы образцовой речи, т. е. они фиксируются в грамматиках,

словарях, учебниках. Распространению этих норм способствует школа, культурные

учреждения, средства массовой коммуникации. Литературная речь отличается

универсальностью в сфере функционирования. На ее основе создаются научные сочинения,

публицистические произведения, деловая письменность и др.

Однако устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои

характеристики и особенности.

3. Характеристики устной и письменной речи.

Устная речь – это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного

общения, а в более широком понимании – это любая звучащая речь. Исторически устная

форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной

речи являются звуковые волны, т. е. произносимые звуки, являющиеся результатом сложной

деятельности органов произношения человека С этим явлением связаны богатые

интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи,

интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа

речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического

ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь

обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство

человеческих чувств, переживаний, настроений и т. п.

Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и

по слуховому, и по зрительному каналам. Поэтому устную речь сопровождают, усиливая ее

выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или

открытый и т п,), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и

жесты. Так, жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет),

может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т д.,

служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия

(при этом жесты имеют национально-культурную специфику, поэтому использовать их,

особенно в устной деловой и научной речи, нужно осторожно). Все эти лингвистические и

экстралингвистические средства способствуют повышению смысловой значимости и

эмоциональной насыщенности устной речи.

Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени -

одно из главных свойств устной речи. Нельзя вернуться в какой-то момент устной речи еще

раз, и в силу этого говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т. е. он думает

фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно

самостоятельных единиц, например. «Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса.

совещания) С другой стороны, говорящий обязан учитывать реакцию слушающего и

появляются интонационное выделение важных моментов, подчеркивание, уточнение какихто частей, автокомментирование, повторы; «Работу кафедра/ провела большую/ в течение

года/ да/ надо сказать/ большую и важную// И учебную, и научную, и методическую//

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной

(разговор, беседа). Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой

структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью.

Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая

используется для фиксации звукового языка (и соответственно звуковой речи). С другой

стороны, письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию

фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций.

Письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком,

расширяет сферу человеческого общения, разрывает рамки непосредственного

окружения. Читая книги, исторические документы разных времен народов, мы можем

прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы

узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.

Историки письма утверждают, что письмо прошло длительный путь исторического развития

от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звукобуквенного типа, которым

сегодня пользуется большинство людей, т. е. письменная речь вторична по отношению к

устной. Буквы, используемые на письме, – это знаки, с по мощью которых обозначаются

звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, и знание

букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т. е. читать любой текст. Знаки

препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире

соответствуют интонационной паузе устной речи. Это значит, что буквы являются

материальной формой письменной речи.

Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, имеющая цель

сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между

людьми в тех случаях, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены

пространством, т. е. находятся в разных географических точках, и временем. С древних

времен люди, не имея возможности общаться непосредственно, обменивались письмами,

многие из которых дошли до сегодняшнего дня, преодолев барьер времени. Развитие таких

появление факса, а в настоящее время и распространение системы Internet, которые помогают

преодолевать пространство, вновь активизировало именно письменную форму речи.

Основное свойство письменной речи – способность к длительному хранению информации.

Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что

дает пишущему возможность продумывать речь, возвратиться к уже написанному,

перестроить предложения и части текста, заменить слова, уточнить, осуществить длительный

поиск формы выражения мысли, обратиться к словарям и справочникам. В связи с этим

письменная форма речи имеет свои особенности. Письменная речь использует книжный

язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок

слов в предложении закрепленный, инверсия (изменение порядка слов) не типична для

письменной речи, а в некоторых случаях, на пример в текстах официально-делового стиля

речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи,

выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса, поэтому, как правило,

письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и

деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т. п. При

объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.012)

Стремление ученых преодолеть недостатки традиционного подхода в лингвистике привело к созданию функциональной парадигмы в языкознании, суть которой состоит в рассмотрении того, как язык проявляет себя, функционирует в разных со­циальных условиях. Стимулом к ее разработке стал увеличивающийся интерес к живой жизни языка, практическая потребность в создании оптимальной модели эффективного коммуникативного взаи­модействия в социуме. Именно функциональный подход обусловил развитие русской стилистики [5], ставшей благодатной почвой, на которой произ­росли ветви современной науки о языке: например, коллоквиалистика, наука о разговорной речи.

Исследование живого повседневного общения позволило языковедам сделать шаг от лингвоцентрической парадигмы к антропоцентрической. Еще один шаг в ука­занном направлении привел к возникновению речеведения [7], которое демонстративно ставит в центр рассмотрения не язык, а речь. Таким образом, логика развития науки о языке привела к появлению нового ракурса изучения социальной дифференциации коммуникативного пространства. В ее основе лежит теория дискурса, ставшая ареной столкновения различных направлений антропоцентрической лингвистики.

Подобная дефиниция нуждается в дополнительной разработке, что ставит вопрос о принципах разграничения, классификации РЖ. Универ­сальность категории РЖ выдвигает задачу разграничения ре­чевых интеракций, разных по объему.

Субжанры — минимальные единицы типологии РЖ и равны одному речевому акту. В конкретном внутрижанровом взаи­модействии они чаще всего выступают в виде тактик, основное предназначение которых — менять сюжетные повороты в развитии интеракции. Нужно особо отметить способность субжанров к мимикрии в зависимости от того, в состав какого жанра (стиля) они входят. Так, колкость в светской беседе отлична от колкости в семейной ссоре и т. п.

В реальной коммуникации не существует чистой информатики и чистой фатики. Поэтому все РЖ мож­но поделить на информативные по преимуществу жанры (в которых го­ворящий главным образом передает новую для слушателя информацию); и фатические по преимуществу (где суть общения не столько в передаче информации, сколько в выражении разнообразных нюансов взаимоотно­шений между участниками коммуникации).

Притом, что жанр предписывает языковым личностям определенные нормы коммуникативного взаимодействия, каждое такое жанровое действие уникально по своим свойствам. Разные жанры дают участникам об­щения неодинаковый набор возможностей: так, одна степень языковой свободы — в разговоре по душам и совершенно другая — в армейском рапорте. Вариативность в выборе речевых средств выражения внутри жанра предопределяется стратегиями и тактиками речевого поведения , которые обозначают сюжетный поворот в рамках внутрижанровой интерак­ции . В том случае, когда тактика существует в общении вне жанровой формы, она становится самостоятельным жанровым образованием — субжанром. Стратегии внутрижанрового поведения определяют об­щую тональность внутрижанрового общения. Они зависят от инди­видуальных особенностей языковых личностей, вступающих в обще­ние, и влияют на тактические предпочтения говорящего .

2. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур. — М., 1993.

3. Дементьев В. В. Теория речевых жанров: социопрагматический аспект / В. В. Дементьев, К. Ф. Седов // Stylistika . VIII . — Opole , 1999.

4. Карасик, В. И. Структура институционального дискурса / В. И. Карасик // Проблемы речевой коммуникации. — Саратов, 2000.

5. Костомаров В. Г. Наш язык в действии: Очерки русской стилистики / В. Г. Кос­томаров. — М., 2005.

6. Тарасов, Е. Ф. Социолингвистические проблемы теории речевой коммуника­ции / Е. Ф. Тарасов // Основы теории речевой деятельности. — М., 1974.

7. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса / Е. И. Шейгал. — М.; Волгоград, 2000

8. Шмелева, Т. В. Модель речевого жанра / Г В. Шмелева // Жанры речи. — Саратов, 1997.

Что такое жанр речи в русском языке: описание значения термина

Речевые жанры — устойчивые модели текста, которые построены по определенным критериям и используются как устно, так и письменно.

Какие есть типы речевых жанров: перечень

  • Информативные, необходимые для передачи информации
  • Императивные, с помощью которых воздействуют на адресата
  • Этикетные, важные для передачи принятых норм общения
  • Оценочные, выражающие отношение к поступку, высказыванию, ситуации

Для определения жанровой принадлежности есть общие признаки:

  1. Тема текста
  2. Композиция
  3. Особенности стилистики

Жанры речи в русском языке связаны со стилями — разновидностями литературного языка, которые используются при коммуникации. Назовем основные:

  • Научный
  • Официально-деловой
  • Разговорный
  • Публицистический
  • Стиль художественной литературы.

Основные типы речевых жанров в зависимости от формы коммуникации

Строгого ограничения в выборе не существует, однако примерная взаимосвязь выглядит так:

  • Информативный используется во всех стилях.
  • Этикетный — в официально-деловом.
  • Императивный характерен для официально-делового и публицистического текстов.
  • Оценочный — для публицистического и разговорного.

Как делятся речевые жанры на виды:

Виды речевых жанров

Текст написанный и произнесенный отличаются разными стилистическими средствами. Письменная форма выражается в подготовленном высказывании. Для него характерны литературная норма, тщательный отбор слов и форм, строгая последовательность. Устная, разговорная — спонтанная, более свободная, допустимы просторечия, использование фразеологизмов и неполных предложений, большая эмоциональность.

Виды речевых жанров текста, их характеристика и примеры

Что такое речевой жанр, можно увидеть на конкретных примерах:

Каждый речевой жанр текста имеет виды в зависимости от коммуникативной ситуации. На выбор формы и темы влияет адресат, к которому обращено высказывание, время и место произнесения, официальная или неофициальная обстановка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подходы к определению и изучению

жанров речи

«Высказывания и их типы, то есть речевые жанры,

– это приводные ремни от истории общества к истории языка.

Ни одно новое явление (фонетическое, лексическое, грамматическое)

не может войти в систему языка, не совершив долгого и сложного

Бахтин (Слайд 2)

Впервые с некоторыми принципами жанрового анализа мы сталкиваемся еще в школе, главным образом, на уроках литературы. Сперва, мы узнаем основные черты жанров сказка , баллада , роман и пр. В литературоведении жанр определяется на основе принадлежности произведения к литературному роду, преобладающего эстетического качества, объема произведения и способа построения образа. Выделяются эпические жанры, лирические и драматические.
Постепенно понятие жанр занимает прочное место в лингвистике и применяется в отношении речевых произведений. Каждая коммуникативная ситуация насыщена определенным набором речевых жанров: например, застолье – тост, шутка, анекдот, беседа, рассказ ; устройство на работу – резюме, телефонный разговор, собеседование и пр.

Позднее появились такие науки как жанроведение и генристика . (Слайд 3)

Этими родственными терминами отечественные и польские лингвисты называют область знаний о жанре. Хотя, В.В. Дементьев предложил различать их как два разных явления.

Жанроведение - прагматическое изучение речевых жанров. Этот подход отличается стремлением преодолеть недостатки генристического подхода.

Терминология, обслуживающая категории и понятия теории речевых жанров, довольно многочисленна. Ф.С.Бацевич отмечает, что теория речевых жанров, с одной стороны, активно пользуется терминологией общей теории коммуникации, а с другой –вводит в научный обиход некоторые собственные понятия, например: речевой жанр, типы речевых жанров, жанровая тональность, межжанровая динамика и другие.


Условно можно выделить несколько подходов к определению речевых жанров и их изучению: (Слайд 5)

подход М.М. Бахтина,

социопрагматический анализ РЖ,

Теория речевых жанров М.М. Бахтина (Слайды 6-9)

Социопрагматический анализ речевых жанров(слайды 10-12)

Речеактовый подход (Слайд 13-14)

Текстоцентрический подход (Слайды 15-16)

Текст понимается также как совокупность определенным образом соотнесенных текстовых категорий, при котором он рассматривается как класс текстов-высказываний, обладающий, помимо специфичных для газетной речи, теми же основными качествами, что и жанры научной, художественной и публицистической литературы: устойчивостью, онтологичностью, особым оценочным отношением, историчностью.


5 чел. помогло.


Казанский Государственный Университет

Факультет журналистики и социологии

Русский язык и культура речи

Стили и жанры речи

1. Научный стиль речи. 4

2. Газетно-публицистический стиль речи. 7

3. Официально-деловой стиль речи. 10

4. Разговорный стиль речи. 13

5. Художественный стиль речи. 14

6. О жанрах речи. 15

Список литературы. 23

Введение.

Речь имеет коммуникативную природу и тем самым обращена к кому-либо. В зависимости от формы обмена информацией речь делится на устную.


  1. Научный стиль

  2. Газетно– публицистический стиль

  3. Официально- деловой стиль

  4. Разговорно-обиходный стиль

  5. Художественный

1. Научный стиль речи.


  • Точность

  • Абстрактность

  • Логичность

  • Объективность изложения

Особенность лексики состоит в том, что многозначные слова употребляются не во всех значениях, а только в одном. Это сближает ее с лексикой официально-делового стиля. Объем текста в научном стиле увеличивается за счет многократного повторения одних и тех же слов. Отсутствует разговорная лексика. Оценки присутствуют, имеют рациональный, а не эмоциональный характер. Также используются в синтаксисе сложные союзные предложения, осложненные простые предложения. Тексты содержат различные формулы, таблицы и графики.

Сферой общественной деятельности в которой функционирует научный стиль является наука.

Он раскрывает причинно-следственные связи между явлениями, выявляет закономерности.

Специальные научные термины, упомянутые выше и поставленные в кавычки, тоже в тексте выделяются шрифтом.

В этой главе приводятся цифровые данные по структуре доходов и расходов бюджета. В содержание учебника включены и графики , и таблицы с цифрами.

2. Газетно-публицистический стиль речи.


  • тенденции к экспрессивности (обусловлена функцией убеждения, эмоционального воздействия на читателя, слушателя);

  • тенденции к стандарту (обусловлена информационно-содержательной функцией, причем информация должна быть известна в кратчайшие сроки огромному количеству людей – это отличает газетно-публицистический стиль от других)

Делаем вывод, что многие признаки газетно-публицистического стиля представлены в этой статье.

3. Официально-деловой стиль речи.


  • Точность и безличность изложения, не допускающая возможности различий в толковании

  • Беспристрастная констатация

  • Детальность изложения

  • Стереотипность, стандартизованность изложения

  • Официальность, строгость мысли

  • Объективность и логичность

  • Административно-правовая деятельность

  • Оформление деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной среде.

В тексте данного постановления практически два пункта, состоящих из двух предложений, в которых однотипные словосочетания повторяются несколько раз и занимают большой объем текста («в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно- коммунального хозяйства… и т.д.)

Повторность этих словосочетаний ясно показывает нам, что никакие разночтения и иные толкования текста здесь просто недопустимы.

Называются фамилии лиц, включенных и исключенных из состава комиссии с указаниями должностей, что типично для этого стиля речи, причем не дается никаких характеристик и не приводится никаких оценок этим изменениям состава комиссии.

Итак, стилевыми особенностями текста постановления является стандартизованность и детальность изложения, однозначность прочтения текста.

В области синтаксиса для делового стиля характерно употребление глагольных словосочетаний с именем существительным: объявить благодарность (поблагодарить — нейтр.), прошу разрешения (вместо прошу разрешить). Частотны в синтаксисе этого стиля безличные предложения со значением необходимости, приказа: необходимо срочно подготовить; следует принять меры и т. п.

В официально-деловом стиле широко употребительны сложные предложения, а также простые, значительно распространенные, включающие обособленные обороты, однородные члены: Штормовое предупреждение. К берегам Скандинавии движется циклон. Уровень воды в Неве поднялся на 162 см. Всем организациям, расположенным в затопляемой зоне, подготовиться к возможному затоплению. Росгидрометцентр.
^

4. Разговорный стиль речи.

Разговорный стиль служит прежде всего для непосредственного общения с окружающими нас людьми. Он характеризуется непринужденностью и неподготовленностью речи. В нем часто употребляются разговорные слова (молодые вместо молодожены, затеять вместо начать, нынче вместо теперь и т. п.), слова в переносном значении (окно — в значении перерыв).

Слова в разговорном стиле нередко не только называют предметы, действия, признаки, но и содержат их оценку: молодчина, ловкач, безалаберный, приголубить, умничать, развеселый. В разговорном стиле используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: книжечка, ложечка, хлебушко, хорошенький, чайку и т. п.

Фразеологические обороты встречаются особенно часто именно в разговорном стиле: идти черепашьим шагом, встал чуть свет, кинулся со всех ног. Для синтаксиса разговорного стиля характерно употребление простых предложений. Широко в нем представлены предложения неполные, поскольку разговорная речь — это чаще диалог. Например:

— Дяденька, — спросил Толик, — зачем вы табличку сняли с Бима?

— Ты что — очумел, мальчик? — ответил тот вопросом на вопрос.

— Вы же увели его с табличкой. Я не один видел.

5. Художественный стиль речи.

Художественный стиль используется в художественных произведениях, чтобы нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие, передать читателю эмоции автора. Высказывания художественного стиля отличаются образностью, наглядностью, эмоциональностью.

К характерным языковым средствам стиля относятся: слова с конкретным значением, слова в переносном употреблении, эмоционально-оценочные слова, слова со значением признака, предмета или действия, слова со значением сравнения, сопоставления; глаголы совершенного вида с приставкой за-, обозначающие начало действия, переносное употребление форм времени и наклонений (В эту-то Дуняшу и влюбись Аким!); эмоционально-окрашенные предложения: Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. (А. Чехов)
^

6. О жанрах речи.

Вербально-знаковое оформление типических ситуаций социального взаимодействия людей носит название речевых жанров.

Общая теория речевых жанров не может игнорировать психолингвистическую природу внутрижанровой интеракции. В этой связи очень важно понимать, что жанры речи не являются внешними условиями коммуникации, которые говорящий / пишущий должен соблюдать в своей речевой деятельности. Жанры речи присутствуют в сознании языковой личности в виде готовых образцов (фреймов), влияющих на процесс разворачивания мысли в текст. При этом формирование дискурса уже на ранних стадиях внутреннего планирования управляется коммуникативным намерением, которое соответствует конкретной ситуации общения и предопределяет выбор жанрового сценария. Именно на этой первичной стадии формирования речи происходит настрой на ту или иную социально-коммуникативную ситуацию (болтовни или разговора по душам, комплимента или ссоры, светского общения или публичного выступления и т. д.), ту или иную модальность общения (конфликтную, центрированную, кооперативную). Именно на этом этапе у говорящего появляется – пока еще смутная – общая цель (интенция, иллокуция) высказывания.

Учеными была разработана типология жанров повседневной коммуникации. Так, выделяется понятие речевого жанра в узком значении термина – центральную единицу классификации. Это микрообряд, который представляет собой вербальное оформление взаимодействия партнеров коммуникации, т. е. обычно это достаточно длительная интеракция, порождающая диалогическое единство или монологическое высказывание, которое содержит несколько сверхфразовых единств. К числу речевых жанров можно отнести разговор по душам, болтовню, ссору, светскую беседу, застольную беседу, анекдот, флирт и т.п. Для обозначения жанровых форм, представляющих собой одноактные высказывание предлагается термин субжанр. Субжанры – минимальные единицы типологии речевых жанров и равны одному речевому акту.

В конкретном внутрижанровом взаимодействии они чаще всего выступают в виде тактик, основное предназначение которых – менять сюжетные повороты в развитии интеракции. Нужно особо отметить способность субжанров к мимикрии в зависимости от того, в состав какого жанра (стиля) они входят. Так, колкость в светской беседе отлична от колкости в семейной ссоре и т. п.

При том, что жанр предписывает языковым личностям определенные нормы коммуникативного взаимодействия, каждое такое жанровое действие уникально по своим свойствам. Вариативность в выборе речевых средств выражения внутри жанра предопределяется стратегиями и тактиками речевого поведения, о которых мы уже вели речь. Выше мы уже давали определение понятию внутрижанровой тактики.

Стратегии внутрижанрового поведения определяют общую тональность внутрижанрового общения. В целом они соответствуют описанным выше стратегиям речевого поведения языковых личностей в коммуникативном конфликте. Они зависят от индивидуальных особенностей языковых личностей, вступающих в общение и влияют на тактические предпочтения говорящего. Очень важно понимать то, что во внутрижанровом речевом взаимодействии структура высказывания зависит не только от того, к какому типу языковой личности принадлежит субъект речи, но и к кому обращено высказывание, т. е. к какому типу языковой личности принадлежит адресат. Причем в разных жанрах роль автора и роль адресата неодинаковы. Так, например, в жанре ссоры влияние языковых особенностей адресата – минимально.

Типы речевого поведения соответствуют разным жанрам повседневного общения: так конфликтное общение в большей мере соответствует жанру ссоры, выяснения отношений, центрированное – чаще присутствует в легкомысленной болтовне, кооперативное (особенно – кооперативно-актуализаторское) отвечает природе жанра разговора по душам и т. п.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на жанровые предпочтения языковой личности. Так, конфликтные агрессоры будут отдавать явное предпочтение жанрам, в основе которых лежит столкновение участников коммуникации – ссоре, скандалу, выяснению отношений и т. п.; конфликтные манипуляторы с большей охотой используют в своем дискурсе жанры выговора, нравоучения и т. п. Частотность обращения той или иной личности к жанровому пространству конфликтного или иного общения, степень владения теми или иными жанрами помимовольной коммуникации позволяют выделить доминанту речевого поведения homo loquens.

Другим признаком, квалифицирующим языковую личность по способности к коммуникативной кооперации выступает характер ее речевого поведения в нейтральном нериторическом общении. Интерактивным пространством такого рода можно считать гипержанр дружеского общения, в рамках которого наиболее показателен речевой жанр болтовни. В одной из своих работ мы достаточно подробно рассматривали это жанровое образование. Социально-психологический фон, на котором протекает болтовня, настраивает говорящих на легкое, поверхностное, скользящее по ассоциативному принципу дискурсивное поведение.

Процесс порождения речи реализуется таким образом, что все намеченные в психолингвистике этапы формирования высказывания здесь присутствуют симультанно. Основной принцип тематического движения определяется принципиальной незаданностью общения. Темы меняют одна другую по ассоциативному принципу. При этом говорящий не вполне знает, что он будет говорить в следующую минуту. Такое помимовольное общение как нельзя лучше обнажает латентные процессы дискурсивного мышления. Оно позволяет выявить черты речевого портрета языковой личности, обнаружить индивидуальные особенности ее дискурсивного мышления.

Заключение.

Стилистика — это особый раздел лингвистики, изучающий стили и стилистические ресурсы.

Стили — это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка. Сферы общения, или речевые ситуации, и их разновидности:

Читайте также: