Сообщение на тему влияние просьба игнорирование утешение слухи сплетни

Обновлено: 19.05.2024

Сплетни рождаются в том коллективе, где сотрудники не сильно загружены своей работой. Для ведения разговоров о чужой личной жизни требуется время, и оно у сплетничающих как раз имеется. Кроме того, такие слухи появляются в компаниях, в которых плохо проинформирован коллектив, а начальство общается с ограниченным кругом доверенных лиц.

Так о чём же в основном сплетничают работники коллектива?

Больше всего на работе любят сплетничать о профессиональных победах и неудачах, ошибок руководства и даже интимных подробностях отдельных работников. Особо излюбленной темой является личная жизнь коллег – начиная с того, кто во что одет, и заканчивая теми сплетнями, которые касаются вопросов: где живёт, как живёт и с кем живёт.

Что делать, чтобы о тебе не сплетничали?

Никто не сплетничает о тайных достоинствах других людей. ~ Бертран РасселСплетни так же стары, как и само общение. И на рабочем месте от них никто не застрахован. В данной статье рассматриваются некоторые способы, с помощью которых вы можете бороться и опровергнуть сплетни на рабочем месте.

Узнайте, что такое сплетня. Добродушное подшучивание и сплетня - это разные понятия. Но как понять разницу? Примите во внимание следующее:

Не принимайте рабочие сплетни близко к сердцу. Большая часть рабочих сплетен – всего лишь сплетни. Они наполнены намеками, слухами, недостоверной информацией и нарочно злонамеренной чепухой. Лучше относитесь к сплетням скептически, а не принимайте на свой счет и не пытайтесь обороняться. Несомненно, сплетни должны решаться уверенно и незамедлительно, но если вы, или лидер коллектива, или просто коллега воспримете все близко к сердцу, это не поможет ситуации. Лучше сосредоточьтесь на реальности, которая кроется в причине или ряде причин, спровоцировавших сплетни. И боритесь с ней объективно как с заданием, без личных выпадов. Не позволяйте себе срываться эмоционально и переполняться гневом.

Вооружитесь фактами. Есть ли правда в сказанных небылицах? Иногда есть доля истины. И она должна быть раскрыта, прежде чем решать проблему. Так что у вас есть хорошие возможности отвечать фактами, а не эмоциями. Это особенно важно в связи с изменением контроля распространения сплетен, когда дикие идеи быстро укореняются и распространяются еще быстрее. Ищите факты, задавая вопросы о нужных людях, а именно о тех, кто в состоянии дать точные и окончательные ответы. Также вам могут понадобиться дополнительные факты из достоверных источников, например, внутренние сводки, официальные публикации и протоколы заседаний, если это сплетни об изменениях и увольнениях, в которых может упоминаться ваш ответ.

Оцените контекст. С каким типом сплетен вы боретесь – с личными сплетнями или клеветой на работе? Оба типа требуют быстрого и уверенного разрешения, чтобы предотвратить деморализацию персонала. В следующих двух шагах есть решение для каждого типа.

Устраняйте сплетни на работе со скоростью, поддержкой и честностью. Во времена быстрых перемен и неопределенности на рабочем месте сплетни разрастаются за счет страха и ожидаемых негативных последствий. Важно понимать это и уметь отделять фактор страха от действительности. Если вы лидер коллектива, будьте источником уверенности для команды, признавая их страхи и беспокойства. Вооружившись ранее расследованными фактами, расскажите им, что вам действительно известно. Также скажите, что вам не известно. И от себя ничего не придумывайте. Когда вы чего-то не знаете, сообщите, что обязательно все выясните. Будьте скалой, что поддерживает коллектив и отклоняет сплетни.

Боритесь со сплетником напрямую. Некоторые люди сплетничают, потому что это их забавляет или они подозревают других на работе. Большинство сплетников просто стремятся завоевать внимание. Постоянного и долгосрочного сплетника нужно остановить, раскрыв его обман. Ищите тех людей, которые стремятся завоевать внимание, и обращайте на них внимание во время слушания на закрытом заседании:

Не принимайте участия в сплетнях. Если вы участвуете в сплетнях на работе, вы им способствуете и унижаете себя. В частности, если у вас есть лидерские стремления, или вы находитесь в числе руководителей, любое участие в сплетнях на работе будет рассматриваться негативно, как антикомандный дух. Всегда спрашивайте себя о своей мотивации при обсуждении людей в личном ключе и в контексте работы. Если вы говорите о них, чтобы расположить к себе других, или хотите казаться лучше, значит, вы сплетник.

Установите в компании политику, пресекающую сплетни. Персоналу нужно уяснить, что на работе сплетни недопустимы. Установите конструктивную и положительную политику. Но лучше на примере показывайте, что должны делать работники, а не говорите, чего им не делать. Например, приведите примеры того, какие могут быть сплетни на рабочем месте, и приведите примеры, как избежать такого отрицательного взаимодействия.

Нам нравится, когда за глаза о нас говорят приятные вещи: хвалят, гордятся успехами, описывают достоинства характера и натуры. Начинаешь чувствовать себя уверенней во сто крат, растёт самооценка, появляется стимул к достижению ещё больших высот. Совсем другой случай – слухи…



Знайте: клевета в нашей стране карается законом, есть одноименная статья в УК РФ, и сильно доставшего сплетника вполне реально привлечь к ответственности за его же слова. Для этого нужно всего лишь обратиться в суд.
Методы борьбы со сплетнями
Игнорирование. Этот способ очень эффективен. Если вы никак не будете реагировать на слухи о вас, тем, кто занимается очернением вас в глазах окружающих, рано или поздно надоест сие бесполезное времяпрепровождение. Ведь источник сплетен – энергетический вампир, по сути, отсутствие отдачи его не устроит, и он отправится на поиски новой жертвы.
Разговор по душам. Не самый приятный выход из ситуации, можно даже сказать, экстремальный. Прибегать к такому способу стоит лишь в самых крайних случаях, когда, к примеру, сплетни угрожают браку либо деловым успехам. Имеется большая вероятность того, что побеседовав с человеком, который вносит в ваше существование дисбаланс, вы сумеете положить конец потокам грязи – воспользовавшись уже упомянутой статьей о клевете.



Напоследок несколько советов по поводу того, как самой относиться к сплетням о других. Во-первых, став случайной свидетельницей слухов о ком-то, не превращайтесь в соучастницу. Просто пропустите мимо ушей полученную информацию.
Во-вторых, в случае доверия вам другим человеком конфиденциальных сведений, держите их в секрете во что бы то ни стало.
И в-третьих, не проявляйте излишнего интереса к личной жизни окружающих. Таким образом вы обезопасите себя от вероятной причастности к возможным сплетням о конкретном субъекте в будущем.

Любите ли вы посплетничать?
Проголосовать

Некоторые даже подогревают интерес к собственной персоне. Такой тип личности психологи называют демонстративным. Постоянно оказываться в центре внимания — именно это для них самое главное. Таким образом люди получают подтверждение того, что их не скучна.

Нам просто необходимо научиться выходить из таких ситуаций с наименьшими душевными потерями.

Итак, если вы увидели, что окружающие резко замолкают, когда вы входите в помещение, а потом узнали, из-за чего так происходит, то не стоит замыкаться в себе или, наоборот, размахивать шашкой, выискивая виноватых. Поступите умнее. А как именно, вам подскажут наши советы.


Разговор со сплетником


Не реагируйте

Переводите все в шутку

Если вы не боитесь еще какое-то время самостоятельно поддерживать слухи, ходящие вокруг вашей персоны, то смело иронизируйте на тему того, что о вас говорят.


99,9% уверенности — недостаточно

Грустно осознавать, что люди говорят о тебе за спиной. Поскольку подобные сплетни быстро распространяются, сложно найти источник сплетен. Именно по этой причине, скорее всего, вы только испортите ситуацию, пытаясь противостоять людям, которые распускают о вас слухи. Лучшая тактика в таком случае – игнорирование. К тому же, можно попытаться стать позитивнее и изменить свой взгляд на сплетни.

Как работать с людьми, которые сплетничают

Ничего не делайте. У вас может возникнуть соблазн противостоять человеку, который о вас сплетничает, в таком случае, лучший ответ на его действия – игнорировать его сплетни. Только подумайте, ведь этот человек не сможет сказать эти слова вам в лицо. Поэтому не стоит давать ему новых тем для сплетен. Просто остановите этот порочный круг, полностью игнорируя сплетни.

Относитесь к сплетникам с добротой. Еще один способ реагировать на сплетни – воспитать в себе доброе отношение к людям. Сплетники будут сбиты с толку и озадачены тем, что вы относитесь к ним так хорошо несмотря на то, что они распускали сплетни о вас. Кроме того, если вы будете относиться ко всему с оптимизмом, сплетники могут почувствовать вину за то, что говорили о вас за спиной.

Установите ограничения на сплетни. Если вам приходится проводить много времени с людьми, которые говорят о вас за спиной, старайтесь держаться от них на расстоянии. Помните, что вы не обязаны дружить с ними только потому, что вынуждены работать вместе.

  • Будьте добры, но не сближайтесь со сплетниками. Не рассказывайте им личные вещи, которые в будущем могут стать очередной темой для сплетен.

Подумайте о мотивах сплетника. Если о вас начал распускать слухи ваш друг или знакомый, скорее всего, у него были на это свои причины. Большинство хороших друзей не стали бы распространять разные отрицательные слухи о вас, которые могут вас расстроить. Если ваш знакомый просто стал участником этих сплетен, попытайтесь выяснить, почему он это сделал, а также подумайте, как он мог отреагировать на эти слухи.

Не сплетничайте. Вы уже знаете, как это неприятно, когда о вас говорят за спиной. Но если вы не пытаетесь это остановить, можно считать, что вы тоже виноваты в сложившейся ситуации. Некоторым людям просто нравится обсуждать личную жизнь других людей, но помните, что они не смогут этого сделать, если у них не будет слушателей (то есть людей, разделяющих их мнение).

Поговорите с кем-нибудь, кто пользуется авторитетом. Если сплетни мешают вашей работе или учебе, вам нужно будет решить эту проблему на уровне администрации. В таком случае, с этой проблемой поможет разобраться преподаватель или руководитель.

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.doc

Молчание - серебро, сплетня - . золото? Алла Феофанова

Как правило, внешне сплетни всеми осуждаются как проявление поверхностных интересов, погони за сенсациями, проявления интриганских методов и т. д. Тем не менее сплетня всегда сохраняет свою живучесть и определенное место в общественных отношениях, что обусловливается прежде всего многообразием ее социальных и психологических функций. Главная из них, как и в случае слухов, это информационное насыщение психологии масс по собственным, неофициальным и неформализованным каналам, в соответствии с законами этой психологии. Как и слух, сплетня является одним из особых механизмов формирования и поддержания массовой психологии.

В специальной литературе обычно выделяется шесть конкретных социально-психологических функций сплетен, удовлетворяющих соответствующие потребности аудитории.


Психологическое давление на войска являлось одним из элементов тактики и имело важнейшее значение в процессе ведения войны, так как оно деморализовало войска, разрушало дисциплину в подразделениях, вызывало паническое настроение среди населения и неуверенность военнослужащих. Противник распускал слухи и сплетни в подразделения в виде: провокационных листовок, баннеров, плакатов, писем и тем самым навязывал свои интересы и цели. В наше время сплетни и слухи тоже имеют место быть, поэтому поговорим о них более подробно.

Слух можно понимать как неподтверждённая или косвенно подтвержденная информация, источник которой не является официальным средством информирования, но при этом интересующая большинство носителей и потребителей этой информации и по этой причине широко и быстро получающей огласку и передачу в распространении.

Все скандалы и мало освещенная информация очень часто распространяется в виде слухов, так как подтвердить её порой получается не сразу, а сплетник остаться неизвестным. Люди, распространяя слух, осознанно или нет, стремятся таким образом повысить свой статус. Ведь после подтверждающей информации распространитель становится дальновидным, способным предугадывать события, и так получает свой дешёвый авторитет.

Есть историческое подтверждение, когда слухи использовались в политике и маркетинге как один из инструментов влияния на мнение людей.

За распространение панических слухов во время Великой Отечественной войны паникеров расстреливали на месте, как на передовой, так и в тылу.

Производная слухов конечно сплетня. В наше время сплетня сохраняет свою силу и занимает свое место в отношениях, как военнослужащих, так и членов их семей. Ведь это обусловлено многообразием ее социальных и психологических функций. Главная из них, как и у слухов, информационное самонасыщение масс по каналам, как правило, бытового общения. Слухи и сплетни являются специфическим механизмом формирования психологии масс.

Ведь при распространении слухи доходят до всех прослоек общества, что в свою очередь является информированием массового достижения. Сплетни как правило направленны в чей-то определенный адрес, но интерес к этой информации поглощает практически всех.

Слухи и сплетни утоляют жажду в определенной информационной сфере. Сплетни по своей структуре более информативны, конкретны и детализированы.

Сплетню можно квалифицировать как дополнение к официальной, нормированной и общедоступной информации. При этом дефицит информации не пропадает, а лишь возбуждает определенные настроения, которые поддерживается с каждой новой каплей знаний по этой тематике. Сплетня функционирует в виде замаскированной информации и способствует ее распространению, в результате чего получается очень большое искажение первоначальной дозы информации.

Вернемся к тому периоду, когда слухи и сплетни иногда влияли на исход некоторых событий в годы Первой и Второй мировых войн.

Первой серией листовок во время Первой мировой войны стали письма немецких военнопленных, находящихся в британских лагерях, своим родственникам, в которых говорилось о хороших условиях содержания. Копии писем военнопленных готовились британцами очень тщательно, даже цвет чернил в них соответствовал оригиналу. Зачастую немецкие солдаты принимали эти листовки за оригиналы писем и пересылали их по почте родственникам пленного. В годы Первой мировой войны начали применяться листовки с дублированием текста на нескольких языках.

Австрия отличилась тем, что печатала специальные номера хорошо известных в северной Италии газет с отчетами о происшедших волнениях и списками пострадавших, при этом основной упор делался на информацию о расправах полиции над женщинами, протестовавшими против трудностей с продовольствием. Так 24 октября 1917 года с помощью авиации газеты были распространены среди итальянских военнослужащих из части, укомплектованной выходцами из Турина и провинции Пьемонт. Прочитав газеты, бойцы оставили свои позиции и направились домой для наведения порядка. 25 октября фронт был прорван. Сразу после окончания первой мировой войны в западных странах были написаны десятки исследований по вопросам психологической войны, были созданы специальные кафедры во многих университетах, которые приступили к подготовке квалифицированных специалистов.

Время шло, и свое развитие в годы Второй мировой войны получило не только стрелковое и тяжёлое оружие, танки и самолеты, но и методы ведения психологической войны.

Так в начале войны британцы сбрасывали над Германией листовки, в которых крупным шрифтом указывались суммы, якобы помещенные в иностранные банки руководством третьего Рейха обывателям внушалась мысль о том, что соратники Гитлера сами не верят в победу.

В сентябре 1943 года британцы издали листовку, содержание которой выдавалось за обращение гауляйтера Коха, к немецкому народу которого конечно не было. Так внушали немцам мысль о том, что в руководстве рейха существует раскол. К концу войны западные союзники разбрасывали над Германией фальшивые почтовые марки рейха с портретом Гиммлера в расчете на то, что это сможет вызвать подозрения у Гитлера и тем самым спровоцировать конфликт среди нацистского руководства.

Эффективность применения психологической войны можно рассмотреть на примере Тунисской наступательной операции в 1943 г. Так перед наступлением были выпущены американские листовки-пропуска в плен и сброшены на Итальянские войска, расположенные в Тунисе. Солдаты, имеющие данную листовку понимая свою учесть в неминуемом поражении были готовы покупать пропуск по цене, которая доходила до 600 франков. Это заставило многих военачальников изменить своё скептическое отношение к методам психологической войны.

В Советском Союзе органы психологической войны распространили свыше 20 тысяч наименований различных видов информационно-пропагандистских печатных материалов на 20 иностранных языках общим тиражом 2 миллиарда 706 миллионов экземпляров.

Использование мощных громкоговорящих установок и окопные громкоговорящие установки, рупоры приводило к положительным результатам в достижении военных задач. Всего за время войны было проведено более 1 миллиона устных передач для войск противника. Неплохо зарекомендовал себя метод обратного отпуска военнопленных, однако эффективность этого способа зависела от успехов советских войск. Так, если в январе 1943 года из состава 96-й дивизии в район окружения под Сталинградом было заслано 34 пленных, из которых смогли вернуться только пятеро, приведя с собой 312 военнослужащих противника, то в мае 1945 года все 54 засланных военнопленных вернулись из окруженного гарнизона г. Бреслау, приведя с собой около 1500 солдат и офицеров противника. Исходя из полученного положительного опыта командование 2-го Белорусского фронта в 1945 году издало приказ, разрешавший всем офицерам в должности командира взвода и выше, не дожидаясь разрешения вышестоящего командования, засылать военнопленных в тыл противника с задачей агитации за сдачу в плен.

Поводя краткий итог, хотелось бы отметить что слухи и сплетни, распространяющиеся в процессе войн, приводили к тяжелым последствиям в морально-психологическом состояния воюющих сторон.

В последние десятилетия в информационную войну активно включились и различные террористические организации, которые добиваются своих целей путем запугивания простых граждан.

Мы становимся свидетелями информационных войн и видим в современном мире противоборство можно вести и без применения вооружённых сил. В этом случае цели информационной войны очень просты: привести к смене политического режима в стране или максимально ослабить его. Полномасштабная война энерго- и финансово дорогостоящее мероприятие чего не скажешь об информационном способе воздействия довольно эффективная и не требующая от агрессора жертв. Повсеместное распространение интернета позволяет современным пропагандистам проникнуть в каждый дом любой страны.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая война, слух, сплетня, мировая война, ведение пропаганды, листовка, Великая Отечественная война, военная пропаганда, информационная война, французская армия.


1. Горбатов Д.С. Ключевые основания типологии слухов / Д.С. Горбатов // Вопросы психологии. - 2010 № 2. с.101-110.

3. Горбатов Д.С. Сплетничание как социально-психологический феномен // Психологический журнал. – 2009б. – Т. 30. – № 1. – с. 64–72.

методические и социально-психологические аспекты : учеб. пособие / К.С. Жуков, А.Д. Карнышев. – М.: ИМА-пресс, 2001. – 328 с.

практическое руководство для бакалавров и магистров / А.Д. Карнышев. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. – 484 с.

Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. № 1. С. 170–176.

Современные исследователи считают, что сплетни помогают нам в осознании своей социальной среды и самих себя, своих пределов и возможностей. Сравнивая себя с другими, мы стимулируем себя на достижение успеха, или видим собственные беды в реальном свете. Кроме того, существуют мнения, что сплетни помогают нам поддерживать собственное чувство социальной эффективности.

Вместе с тем, слухи и сплетни и сопутствующие им искажения информации становятся причиной огромнейшего числа проблем, конфликтов, личных трагедий и обвалов целых корпораций. Исследование психологии сплетен и слухов, изучение проблемы искажения информации в связи только с указанными аспектами уже приобретает особую актуальность.

Цель работы: Комплексное исследование слухов, сплетен и искажения информации как проблемы социальной коммуникации.

1. Провести теоретический анализ основных подходов к изучению психологии слухов, обобщить доступные материалы по данной теме.

2. Исследовать особенности отношения старшеклассников к слухам и их источникам.

3. Разработать рекомендации по формированию конструктивного

отношения к слухам, снижению психологических потерь от искажения информации.

Предмет исследования: Отношение старшеклассников к проблеме слухов и сплетен, а также связанным с ними искажениям информации.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение, анкетирование с помощью специальной анкеты, беседа, методы первичной математической обработки данных.

Методологической основой работы стал принцип комплексного подхода. Сплетни и слухи исследуются нами с точки зрения всего комплекса проявлений и последствий.

Теоретической основой исследования выступают работы отечественных специалистов в области психологии слухов Д.С. Горбатова и Д.В. Ольшанского.

Новизна работы заключается в обобщении доступных теоретических материалов по проблеме, а также в попытке изучить особенности отношения к слухам старшеклассников.

Практическая значимость. По результатам работы подготовлен буклет с рекомендациями по выстраиванию конструктивного отношения к слухам, максимальному снижению точности передаваемой и получаемой информации. Работа будет интересна специалистам кадровых и маркетинговых служб. Кроме того, материалы исследования можно использовать в качестве основы для проведения дальнейших прикладных исследований в области психологии слухов.

Глава I Слухи и сплетни как проблема социальной коммуникации

1.1 Слухи – сущность и содержание понятия

Западные исследователи, такие как Ф.Бартлетт, К. Киркпатрик, Г. Олпорт и др., еще в 20-40-е годы XX столетия высо­ко оценили роль, которую играют слухи и сплетни, как в формировании психологии масс, так и в управлении массовыми процессами, и стали целенаправленно изучать закономерности их возникновения и распространения. В результате политики и идео­логи вскоре стали активно использовать такие знания на практике, в своих собствен­ных интересах. Согласно оценкам ведущих специалистов мира, сегодня информационное воздействие на население с помощью слухов и сплетен стоит практически в одном ряду с воздействием через прессу, радио, телевиде­ние и кино.

Не случайно, что изучение слухов поставили на научную основу военные. В 30-х годах XX века немецкие военные развернули целый ряд экспериментов в этом направлении, правда, все исследования были строго засекречены. После Второй мировой войны специалисты вместе с секретными материалами перебазировались в Штаты. После чего всякая коммерческая деятельность со слухами и сплетнями была законодательно запрещена. Однако уже в 60-е годы, по оценке американских экспертов, пропаганда при помощи слухов по значению была сопоставима с пропагандой через СМИ, а механизмы распространения слухов профессионально изучали в ЦРУ, Пентагоне и спецподразделениях американской армии. Значительное внимание уделяют этой проблеме специалисты в области коммерческой конкурентной борьбы, имиджмейкеры и политтехнологи.

Проанализировав многочисленные определения слухов, выделим наиболее существенное для них в содержательном социально-психологическом плане.

Итак, особенности слухов: недостоверность содержащейся в них информации; обязательное наличие сильного эмоционального компонента.

1.2 Основные подходы к классификации слухов, виды слухов и их использование

Специалисты обычно классифицируют слухи по трем параме­трам:

1. Информационному (в соответствии со степенью достовер­ности сюжета слуха).

2. По степени влияния на психику людей.

3. Экспрессивному (в соответствии с эмоциональными состоя­ниями, выраженными в содержании слуха и особенностями эмоциональных реакций на него).

Как уже отмечалось выше, слухи — всегда в той или иной степени недостоверная информация, поэтому один из наиболее простых способов построения типологии слухов сводится именно к их классификации по степени достоверности содержащейся в слу­хе информации. По информационной характеристике выделяют четыре типа слухов: слухи абсолютно недостоверные, недостоверные слухи с элементами правдоподобия, правдоподобные слухи, достоверные слухи с элементами неправдоподобия [8, с. 142].

Вариант похожей классификации мы находим у Д.С. Горбатова [3, с. 49]. Автор, используя это же основание, предлагает делить слухи на реалистические (субъективно достоверные, передаваемые с полной уверенностью в их соответствии действительности); гипотетические (субъективно возможные, воспроизводимые с целью проверки уточнения, сопровождаемые вопросами, выражениями сомнений и неуверенности); фантастические (субъективно недостоверные, пересказываемые с целью опровержения ложной информации, поступившей от легковерных или злонамеренных лиц) [3, с. 49- 50].

По степени влияния на психику людей слухи делят (А.И. Китов, 1990г.; А.Д. Карнышев, К.С. Жуков, 2001г. ) на:

- Будоражащие общественное мнение, но не вызывающие яв­но выраженного антиобщественного поведения отдельных лиц или целых групп.

- Вызывающие антиобщественное поведение среди некото­рой части определенных социальных групп.

- Нарушающие социальные связи и организационно-управ­ленческие отношения между людьми, вызывающие массо­вые беспорядки, панику и т.д. [6, с.314].

С точки зрения эмоциональных характеристик, выделяются три основных типа слухов (наиболее известная и используемая до настоящего времени трихотомическая конструкция Р. Кнэппа [США, 1944г.]:

Специалисты коммерческих служб безопасности при работе по сбору информации рекомендуют относиться к любым слухам предельно осторожно, никогда не забывая о стремлении людей выдавать предполагаемое за действительное и о вероятности забрасывания кем-то целевой дезинформации.

Чтобы выйти же на имеющиеся слухи, в сущности, не требуется прилагать особенных усилий; надо попросту вращаться в подходящем обществе, чутко слушать окружающих и вести непринужденные беседы, как бы между прочим, касаясь разрабатываемой тематики и время от времени высказывая легкое сомнение сообщаемому [14, с. 54-55].

1.3 Сплетничание – понятие и критерии

Доктор философии Роберт Триверс, один из основоположников социальной психологии, зашел еще дальше. Он утверждает, что сплетни помогают нам поддерживать собственное чувство социальной эффективности. Поняв, почему так легко верим услышанному и повторяем это, он даже вычислил идеальную форму сплетни: она должна быть одновременно наполнена симпатией к жертве и содержать явно очерняющую ее информацию. По мнению Триверса, подобный рецепт позволяет участнику пересудов сохранить достоинство и в то же время – слушать и рассказывать шокирующие подробности из жизни окружающих.

Для описания проблемы функций сплетничания применяется два уровня анализа: групповой и индивидуальный. На групповом уровне сплетничание воспринимается как один из распространенных способов саморегуляции (поддержка единства, ценностей, контроль конкуренции и отбор лидеров и т.д.) того или иного сообщества для преодоления проблемных ситуаций или достижения каких-либо целей. На индивидуальном уровне сплетничание рассматривается в контексте получения личных преимуществ наряду с другими людьми или в ущерб им.

Э. Фостер (2004) выделил четыре основные социальные функции сплетен: информационную, развлечения, влияния и дружбы (близости).

В целом, следует отметить, что проведенный нами анализ доступных материалов по психологии сплетен, показал, что данная проблема отечественными учеными практически не рассматривалась. Исключения составляют лишь работы по выявлению потенциала сплетен при осуществлении политической пропаганды Д. В. Ольшанского (2003) и обобщающая монография по психологии слухов и сплетен Д.С. Горбатова (2012).

1.4 Проблема искажения информации в процессе коммуникации

Закономерность подключения психологических факторов к передаче, приему и интерпретации даже самой объективной информации с полной силой ставит вопрос о возможных изменениях в ее содержании и качестве, которые могут произойти на различных стадиях информационного процесса, сказать в различных ее формах. Такие нежелательные изменения могут быть двух основных видов:

может произойти по различным причинам, даже увязано с первым случаем ее изменения (так если утрата информации осуществляется умышленно, это может быть оценено как сознательное ее искажение).

- Выпрямление связей – устранение посредников в потоках информации, отлаживание качественной обратной связи.

Наряду с повышением объективности информации, исключением ее искажений и потерь, принципиальное значение в организации деятельности имеет отлаживание и упорядочение информационных потоков, приведение их в соответствие с психологическими возможностями субъектов деятельности.

Отметим, что перечисленные проблемы и приемы их преодоления подходят практически для любого коллектива, в том числе и ученического.

1. Слухи, сплетни и искажение информации являются одной из самых актуальных и неизученных проблем социальной коммуникации.

2. В основе происхождения слухов лежит важное, но непонятное лю­дям событие. Основные особенности слухов - недостоверность содержащейся в них информации и обязательное наличие сильного эмоционального компонента. Идеальная информация для формирования слуха должна быть значимой, понятной всем участникам процесса его трансляции и способствующей повыше­нию их престижа.

3. Для классификации слухов существует несколько оснований: информационное, экспрессивное, а также классификация по степени влияния на психику людей. Все виды слухов могут быть использованы целенаправленно для тех, или иных целей, например, политических, или экономических. Разработаны и активно используются специальные технологии управления слухами. Однако, в свободном доступе таких материалов немного.

4. Сплетни как вид социальной коммуникации также имеют ряд признаков, главный из которых, отличающих их от слухов - ограниченная область распространения. Социальные функции сплетен: информационная функция, а также функции развлечения, влияния и дружбы (близости).

5. В целом, следует отметить, что проведенный нами анализ доступных материалов по психологии сплетен, показал, что данная проблема отечественными учеными практически не рассматривалась за исключением выявления потенциала сплетен при осуществлении политической пропаганды.

Глава II Исследование особенностей отношения старшеклассников к слухам и их источникам

Исследование особенностей отношения старшеклассников к слухам проводилось нами с помощью специально составленной анкеты, которая включала в себя восемь закрытых вопросов и три открытых. В опросе приняли участие двадцать респондентов – учеников одиннадцатых классов г. Вихоревка. Рассмотрим результаты опроса.

Большая часть респондентов (60%) отметила, что не блокирует полученную из неофициальных источников информацию, попадающую в категорию слухов, а передает ее дальше по своим коммуникативным каналам. При этом 15% старшеклассников утверждает, что адресатами такой информации становятся люди из очень ограниченного круга, а 45% передают только то, что считают нужным и интересным.

Рассмотрим личное значение слухов и сплетен. В качестве источника новой информации слухи рассматривает каждый четвертый из опрошенных нами респондентов (25%). 10 % - используют слухи как способ распространения информации в собственных (например, манипулятивных) целях. Для большинства старшеклассников участие в обсуждении и распространении слухов выступает в качестве способа отвлечься и переключиться с повседневных забот на что-то другое, поболтать на отвлеченные темы.

На вопрос отражались ли слухи и сплетни на отношениях с друзьями, одноклассниками, влияли ли они на успешность в целом, 65% опрошенных ответили положительно. При этом 10% признались в том, что сплетни и слухи периодами сильно осложняли им жизнь, остальным они доставляли мелкие неприятности и приводили к незначительным конфликтам. 35% утверждают, что лично никогда не сталкивались с какими-либо проблемами, связанными с рассматриваемой темой.

Почти 70% респондентов, так или иначе, используют информацию, содержащуюся в слухах и сплетнях. Почти 50% из них прислушиваются к слухам с целью быть в курсе событий и учиться на чужих ошибках. 13,5 % используют такую информацию в личных целях, сознательно изменяя и дополняя ее. Один респондент (4,5%) признался, что специально запускал нужную для него информацию и сам становился источником слухов и сплетен. 31, 5% старшеклассников утверждают, что слухи и сплетни для достижения каких-либо своих целей не используют.

Данные по основным мотивам участия наших респондентов в процессе распространения неофициальной информации показали, что мотивы распространения неофициальной информации разделили группу респондентов на две практически равные части. 47,7% участвуют в распространении слухов с целью проверить реакцию на какие-то события. Чуть меньше (42,4%) опрошенных используют слухи в качестве темы для активизации общения и обсуждения волнующих вопросов. Нашлись респонденты, мотивы которых отличаются от большинства. Один старшеклассник (5,3%) отметил, что в таких ситуациях им движет желание повлиять на взаимоотношения в группе. Еще одним движет желание быть в центре внимания.

Чтобы выяснить характер отношения к изучаемой нами проблеме, мы попросили респондентов составить краткий психологический портрет человека, склонного к распространению слухов и сплетен. Характеристика - положительная, или отрицательная и должна была показать нам это отношение. Перейдем к результатам этой части исследования. Большинство характеристик, данных человеку, склонному к распространению слухов и сплетен относятся к разряду отрицательных и негативных. Из нейтральных и положительных особенностей такого человека названы только общительность, любознательность и внимательность. Анализ наиболее популярных тем слухов и сплетен показал, что самыми обсуждаемыми на момент проведения опроса стали учеба (34,8%), личная жизнь (26, 1 %) и олимпиада (20,3%).

1. Большинство старшеклассников рассматривает слухи, как непроверенную, но заслуживающую внимание информацию. Они, в разной степени доверяя, но прислушиваются к слухам, учитывают их при выстраивании своего поведения, принятии решений и т.д. Достаточно большое число респондентов используют такую информацию в личных целях, сознательно изменяя и дополняя ее.

2. Большая часть респондентов не блокирует полученную из неофициальных источников информацию, а передает ее дальше по своим коммуникативным каналам, при этом зачастую искажая ее.

3. В качестве источника новой информации слухи рассматривает каждый четвертый, а каждый десятый использует слухи как способ распространения информации в собственных целях. Участие в обсуждении слухов в основном выступает в качестве способа отвлечься и поболтать. Почти половина отметила, что использует слухи для активизации общения, темы для него.

4. Очень важно, что большинство старшеклассников прислушиваются (проверяя ее из других источников), а некоторые полностью доверяют информации, полученной на Интернет – форумах и в социальных сетях.

5. Большинство характеристик, данных человеку, склонному к распространению слухов и сплетен относятся к разряду отрицательных и негативных, что показывает отрицательное отношение (декларируемое) к данному явлению.

Проблема слухов, сплетен и искажения информации одна из ключевых проблем социальной коммуникации. Эти явления массово и интенсивно проявляются в повседневной жизни каждого человека, влияя на его взаимоотношения, настроение, принятие решений. Они влияют на настроения и поведение целых сообществ, приводят к успеху или к краху крупные проекты и корпорации. Вместе с тем – это один из самых сложных предметов для научных исследований, достоверные результаты которых получить очень сложно. Все это делает изучение психологии слухов и сплетен актуальным и перспективным.

Актуальность темы нашего исследования, как показал проведенный нами анализ литературы, обусловлена и существенным дефицитом серьезных научных публикаций по рассматриваемой проблеме. Большинство из них, как правило, являются обзором, или комментариями к двум-трем серьезным разработкам в данной области.

В основе происхождения слухов, как правило, лежат важные, но непонятные лю­дям события. Основные особенности слухов - недостоверность содержащейся в них информации и обязательное наличие сильного эмоционального компонента. Информация, наиболее активно распространяющаяся посредством слухов, всегда значима, понятна всем участникам этого процесса, способствует повыше­нию их престижа.

Для классификации слухов существует несколько оснований: информационное, экспрессивное, а также классификация по степени влияния на психику людей. Все виды слухов могут быть использованы целенаправленно для тех, или иных целей, например, политических, или экономических. Разработаны и активно используются специальные технологии управления слухами.

Сплетни как вид социальной коммуникации также имеют ряд признаков. От слухов сплетни отличаются ограниченной областью распространения. Социальные функции сплетен: информационная функция, а также функции развлечения, влияния и дружбы.

Искажение информации в процессе коммуникации происходит по

Таким образом, оба положения гипотезы работы нашли свое подтверждение. Цель нашего исследования достигнута, все поставленные задачи решены. Вместе с тем остается много вопросов, которые требуют дальнейшей разработки. Так, например, отдельного исследования заслуживает тема гендерных различий в отношении слухов и сплетен. Этот и другие аспекты темы станут для нас предметом новых исследований.

Читайте также: