Сообщение на тему влияние иноземцев на формирование взглядов петра 1

Обновлено: 30.06.2024

Исторически сложилось так, что личность человека, стоящего на высшей ступени государственной власти, всегда имела для России колоссальное значение.

Воспитание Петра

Психологи утверждают, что личность человека в основном формируется в течение первых 3 лет его жизни: в это время закладываются основы характера. Далее примерно лет до 15-17 идет развитие, происходят оттачивание и шлифовка. Важно, какие люди оказываются рядом в период взросления ребенка, какие события случаются. От этого зависит, вырастет ли человек гармоничной личностью или будет страдать всю жизнь от полученных и не осознанных травм.

Раннее детство Петра можно считать очень благополучным. Он родился в 1672 г. в семье царя Алексея Михайловича и его второй супруги Натальи Нарышкиной. Родители души не чаяли в ребенке – живом, веселом и непосредственном. Алексей Михайлович понимал, что при наличии слабых здоровьем выживших старших сыновей наследовать трон, скорее всего, предстоит Петруше. Поэтому он уделял особое внимание ребенку.

Когда Петру исполнилось 4 года, Алексей Михайлович скончался. Наталья Нарышкина, мать Петра, вынуждена была удалиться от престола: власть перешла к родственникам первой жены Алексея Милославским.

Учителя для Петра выбирали с особым тщанием, остановившись на дьяке Никите Зотове – добронравном, прекрасно знающем грамоту, разбиравшемся в истории и географии. Именно Никита разбудил в юном царевиче страсть к обретению новых знаний, поощряя природную любознательность ребенка.

Привязанность к Никите Зотову сохранилась у Петра на всю жизнь – тот не боялся Петра Алексеевича даже во время припадков гнева, периодически случавшихся с государем.

Можно отметить три важных момента в судьбе будущего царя.

События, оказавшиеся исключительное влияние на формирование личности Петра

Влияние на личность будущего царя

Смерть отца, царя Алексея Михайловича

Зверские расправы стрельцов над родными, близкими 10-летему Петру людьми, ощущение беспомощности, ненависть к восставшим.

Переплетение этих чувств, вероятно, дало толчок будущей болезни: подергиванию головы и следовавшим за этим неконтролируемым припадкам ярости.

17-летний Петр переживает практически животный ужас за собственную жизнь.

Разбуженный ночью известием о восстании и попытке Софьи оставить трон за собой, он садится на коня и скачет до Троице-Сергиевой лавры.

По-видимому, это был единственный случай проявления такого испуга: современники не оставили больше ни одного свидетельства проявления душевной слабости Петра – напротив, он в дальнейшем всегда проявлял храбрость и бесстрашие.

Таким образом, среда, сформировавшая личность первого российского императора, привила ему такие качества, как интерес к знаниям, тягу к новому, к переменам, признание за ним важной роли в будущем для страны (в первые годы его жизни), но одновременно и подозрительность, страх за будущее, неоправданную жестокость, мстительность.

Влияние личности Петра Великого на российскую историю

Великое видится на расстоянии – и поэтому только сейчас, по прошествии нескольких веков, можно делать выводы о том, насколько сильным оказалось влияние личности Петра на течение истории России.

Петр был один в своей стране, ни за кем не шел, не находился под чьей-либо опекой, не заручился поддержкой каких-то лиц, пользовавшихся в народе или у знати авторитетом. Более того, приступая к реформам, царь-преобразователь встречал немалое сопротивление.

И богатые вельможи, обладавшие немалым политическим весом, и простые крестьяне зачастую просто-напросто не понимали его действий, не постигали его замыслов. Отсюда – недоверие, попытки помешать, попытки вернуться старому, привычному.

Петр определенно был харизматичной личностью. Он обладал следующими чертами характера:

Петр не боялся принимать решения и браться даже за самые, казалось бы, невыполнимые задачи. За свое четвертьвековое правление царь Петр буквально развернул медлительную, закосневшую в средневековых традициях и обычаях страну, в корне изменил существовавший веками порядок вещей.

Многие из заложенных им новых устоев держались затем по веку и более, многим явлениям он дал толчок. Так, именно благодаря ему повысился интерес к знаниям, суды стали более объективными, женщины вышли из заточения в своих теремах и начали наравне с мужчинами принимать участие в светской жизни.

Однако тяжелые и страшные происшествия первых лет жизни юного Петруши оставили свой неизгладимый след на его личности, что, в свою очередь, заставляло и всю огромную страну содрогаться от проявлений железной воли царя. Так, любой замысел Петра Алексеевича должен был быть воплощен – и любой ценой, и не имело значения, чего это стоило людям.

Немало противоречий было в натуре этого выдающегося государственного деятеля. Он предоставил женщинам свободу – и заточил собственную супруг в монастырь. Устраивал буйные заседания Всешутейшего и Всепьянейшего Собора – и вешал на шею пьяницам 7-килограммовую медаль.

Противоречива и сложна была натура Петра, таким его сформировало время. Один из типичных для Петра поступков – он законодательно установил, что государь сам выбирает будущего наследника. Но сам же и не назначил такового, по сути, бросил Россию в пучину дворцовых переворотов, из которой страна не могла выбраться целых 37 лет.

Петр в оценках современников

По большей части образованные современники-иностранцы воспринимали российского царя как удивительного, необычного и интересного человека. В диковинку было им, что он мог вытачивать детали на станке, точно простой плотник, или занимать должность бомбардира в своей собственной армии.

Император внушал уважение беспредельной энергичностью, тем, что не гнушался никакой работы. Его деятельный ум и разностороннее мышление поражали окружающих. Петр умел думать сразу обо всем и делать множество дел. Удивляло многих и то, что он был нетребователен в быту: его походные и летние резиденции отличались крайней простотой обстановки.

Петр умел внушить и уважение, и страх – своей резкостью, бескомпромиссностью, жесткостью, доходившей до жестокости.

Петр Великий – глазами простого народа

Вот пара свидетельств современников Петра, которым, быть может, не пришлось лично встречаться с царем, но они явно немало о нем были наслышаны и почувствовали не себе эффект от предпринятых им преобразований:

Возможно, не добавляло в их глазах уважения и то, что Петр, пренебрегая саном, многое предпочитал делать сам: сам работал, сам обслуживал себя. Народ привык видеть в самодержце главного барина всей страны. А Петр оказался тружеником на престоле. Это было трудно совместить.

Кроме того, мстительность, резкость Петра, его нервная натура не способствовали росту его популярности.

Интересные факты о личности императора Петра

Противоречивость натуры первого российского императора доказывается фактами, которые сохранила история. Вот несколько из них.

Император готовил своего сына занять престол – но не дрогнувшей рукой подписал ему смертный приговор.

Петр собственноручно обрезал бороды боярам.

Петр был подвержен неконтролируемым приступам ярости и однажды во время одного из них зарубил одного солдата за какую-то провинность. Считается, что так проявлялась какая-то болезнь, возможно, зародившаяся во время стрелецкого бунта. Только его вторая жена Екатерина умела усмирять Петра.

Будучи царем, самодержцем, Петр ощущал личную ответственность за каждого подданного. Его смерть последовала от сильной простуды после долгого пребывания в ледяной воде, когда царь спасал простых матросов из севшего на мель судна.

Петр Алексеевич действительно был уникальной личностью, царем-исполином, и никто из последователей не мог достичь его высоты. Однако характер царя был соткан из противоречий, а многие его замыслы остались непонятны народу. Возможно, поэтому истинный масштаб личности Петра первого раскрылся постепенно, через годы, и лишь потомки могут в полной мере оценить результаты его деятельности. Он разбудил Россию ото сна – но его преемники не смогли держать планку, заданную Петром, да и не все желали это делать.

На решение Петра І в той или иной степени повлияло оба фактора. Знакомство с иностранцами во время проживания в Немецкой слободе и в ходе посещения Западной Европы в составе Великого посольства, первые военные неудачи повлияли на формирование взглядов Петра I и его решение осуществить реформы. События Стрелецкого бунта 1698 года подтолкнули царя к началу преобразований.

Стр. 16. Вопросы и задания к пункту параграфа

№ 1. Что повлияло на формирование личности Петра I в детстве?

Большую часть детских лет царь Петр провел в селе Преображенском под Москвой. Это устраивало как царевну Софью, так и Наталью Кирилловну Нарышкину. Первую – потому что она опасалась потери власти, а вторую – по причине опасения за безопасность сына.

Годы изгнания стали очень важными в становлении личности Петра. От природы любознательный и трудолюбивый, Петр во время своей ссылки начал постигать различные знания. Это принесло свои плоды – царь стал не только образованным человеком, но и поставил свои знания на службу своей стране.

№ 2. Как проходило обучение царевича Петра?

Обучение Петра проходило в традиционной форме, однако уступало тому, что получили его старшие братья. Алексей Михайлович не успел дать хорошее образование Петру. Не получив традиционного образования, Петр компенсировал его светскими знаниями. От природы любознательный и трудолюбивый, Петр во время своей ссылки начал постигать различные знания. Это принесло свои плоды – царь стал не только образованным человеком, но и поставил свои знания на службу Отечеству.

Стр. 17. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме

Петр за рулем парусного ботика на Яузе-реке. Художник А. Д. Кившенко

Каким событиям посвящена картина? Предположите, кто изображен рядом с Петром I?

В 1688 году, увидев в Измайлове старый английский корабль, Петр I заинтересовался корабельным делом. В 1689 году на Плещеевом озере, что у Переяславля-Залесского, возникла судоверфь, где стали строить корабли. На верфи простым плотником работал и Петр Алексеевич. На картине изображено плавание Петра на корабле. Рядом с ним, вероятно, Франц Лефорт, швейцарец, ставший другом и сподвижником царя.

Стр. 18. Вопросы и задания к пункту параграфа

№ 1. Чем привлекла царя Немецкая слобода? Что он вынес из общения с иноземцами?

Молодой царь часто бывал на берегах Яузы, где располагалась Немецкая слобода. Петр познакомился с проживающими в ней европейцами, в частности со швейцарцем Францем Лефортом, ставшим его другом и советчиком. Общаясь с иноземцами: военными, врачами, ремесленниками, торговцами, молодой царь сравнивал русские и европейские порядки, все больше склоняясь ко вторым.

№ 2. Как формировался круг интересов Петра I? Какие детские увлечения царя переросли в реформы?

Проживая в подмосковном Преображенском, Петр свел знакомство с местными сверстниками, в основном незнатного происхождения. Вместе они организовали потешное войско и устраивали баталии. Под присмотром иностранных офицеров ребята постигали воинскую науку. Обладая природной любознательностью, трудолюбием и упрямством, Петр трудился и обучался наравне со всеми. Со временем войско стало реальной силой, на его базе были сформированы первые гвардейские полки – Преображенский и Семеновский.

В 1688 году, увидев старый английский корабль, Петр I заинтересовался корабельным делом. В 1689 году на Плещеевом озере, что у Переяславля-Залесского возникла судоверфь, где для потешного войска стали строить корабли. На верфи простым плотником работал и Петр Алексеевич. Во время своих потешных забав царь приобретал знания и умения, необходимые для служения Отечеству.

Детские забавы Петра заложили основы для будущих реформ: игра в потешное войско связана с военной реформой и созданием армии, любовь к морю — со строительством флота, а все вместе взятое — к созданию мануфактур и школ для обучения офицеров и моряков.

Стр. 19. Вопросы и задания к пункту параграфа

№ 1. Почему Азов стал центром внешней политики в первые годы правления Петра I?

Продолжая начатую еще царевной Софьей кампанию против турок и крымских татар, Петр I решил изменить направление основного удара. Он не стал совершать поход против сильного Крымского ханства, а поставил цель взять турецкую крепость Азов в устье Дона, которая давала выход к морю.

№ 2. В чем причины неудачи первого Азовского похода? Что предпринял Петр I для успешного завершения Азовских походов?

Основная причина неудачи первого Азовского похода 1695 г. состояла в отсутствии флота у России. Из-за этого было невозможно перекрыть поставки турками продовольствия и оружия в осажденную крепость. Также к неудаче похода привело отсутствие единого командования в армии и слаженности действий в русских войсках, недостаточное количество артиллерии и конницы, слабая подготовка войск.

Петр I дал распоряжение организовать осенью 1695 года на верфях Воронежа постройку военных кораблей. Всего через полгода первые корабли появились в устье Дона, лишив турок возможности оказывать поддержку Азову. Одновременно крепость была взята в плотную осаду. Эти действия привели к сдаче турками Азова.

Стр. 20. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме

Петр I в Голландии. Художник Д. Маклиз

Какое дело осваивал Петр I в Голландии? Почему царю нужна была корабельная наука?

Среди европейских стран Петра I особенно привлекала Голландия, сильная своим флотом. Находясь в Голландии, царь несколько месяцев работал плотником на судоверфи. Царю нужен был опыт постройки кораблей для прорыва на Балтийское море.

Стр. 21. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме

Утро стрелецкой казни. Художник В. И. Суриков

Какой эпизод борьбы за власть иллюстрирует эта картина? Как художник передал драматизм событий?

Узнав, что четыре стрелецких полка двинулись к столице, Петр прервал заграничную поездку, и в 1698 году вернулся в Россию. Ко времени его возвращения бунт был подавлен, однако царь пересмотрел результаты следствия, устроив массовые допросы и казни. На картине Сурикова казнь показана не была, сюжет построен на переживаниях приговоренных к смерти, в последние минуты их жизни.

Стр. 22. Вопросы и задания к пункту параграфа

№ 1. Какие цели преследовало Великое посольство? Почему они не были полностью достигнуты?

В 1697-1698 годах Петр I совершает путешествие по европейским странам в составе Великого посольства. Основными его целями были:

- поиск специалистов по морскому делу и приглашение их в Россию;

- закупка снаряжения для кораблей, оружия и приборов;

- обучение новым профессиям и ремеслам;

- возобновление союза против турок.

Великое посольство не смогло склонить европейские страны к возобновлению войны с Османской империей. В Европе назревала Война за Испанское наследство, и европейские державы, добившись перелома в войне с турками, склонялись к заключению сепаратного мира. Кроме того, Петр I был вынужден вернуться в Москву досрочно, узнав о мятеже стрельцов.

№ 2. Как и почему изменились внешнеполитические задачи России в результате Великого посольства?

Понимая, что странам Западной Европы чужды интересы России, Петр I пришел к выводу о необходимости изменения внешней политики. Царь поставил себе целью получить выход к Балтийскому морю, но для этого нужно было одолеть Швецию. Преобладанием шведов на Балтике были недовольны также Дания и Саксония. В результате был сформирован Северный союз против Швеции.

№ 3. Что было главным итогом поездки Петра I в Западную Европу?

Главный вывод, сделанный Петром I во время поездки в Западную Европу, заключался в необходимости европеизации России.

№ 4. В каких областях проводились первые реформы Петра I?

Первые реформы Петра Великого затрагивали некоторые аспекты традиционной культуры: замена русского платья на легкий европейский кафтан, бритье бород (причем первые бороды боярам брил лично царь). Данные реформы относились прежде всего к жителям городов. По указу от 20 декабря 1699 года, с 1700 года вводилось летосчисление от Рождества Христова, а новый год стал праздноваться 1 января вместо 1 сентября. Еще одним примером подобной политики стал перенос столицы России из Москвы в Санкт-Петербург.

Первые реформы молодого царя вызывали настороженное, а порой и враждебное отношение в обществе. Ведь теперь все то, что было дорого предкам, запрещалось. Стали распространяться слухи о том, что Петра подменили в Европе.

Стр. 23. Вопросы и задания в конце параграфа

№ 1. Прочитайте эпиграф к параграфу. На основе текста сделайте вывод о личных качествах Петра I.

От природы любознательный и трудолюбивый, Петр Алексеевич за свою жизнь обучился множеству ремесел, среди которых плотницкое и токарное дело. Этим он отличался от предшественников и преемников.

№ 3. Какую реакцию в обществе вызвали первые реформы Петра I?

Первые реформы молодого царя вызывали настороженное, а порой и враждебное отношение в обществе. Ведь теперь все то, что было дорого предкам, запрещалось. Стали распространяться слухи о том, что Петра подменили в Европе.

№ 4. Почему в первые годы правления Петра I больше интересовала внешняя, а не внутренняя политика? Как это было связано с Азовскими походами и Великим посольством?

Главной целью Петра I было превратить Россию в могущественную европейскую державу. Для достижения этого необходимо получить выход к морским торговым путям. Ведь без этого Россия не могла развивать экономические отношения со странами Европы и оказывать серьезного влияния на мировую политику. Но выходы к двум важным морям, Балтийскому и Черному, контролировались двумя сильными государствами – Швецией и Османской империей. Поэтому первые шаги Петра в качестве царя были направлены в сферу внешней политики. Он провел Азовские походы против Турции и стал готовиться к противостоянию со Швецией. Для поиска союзников в борьбе со Швецией, Петр предпринял Великое посольство, но оно не принесло ожидаемого результата.

№ 5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:

1) Стрелецкий бунт; 2) Великое посольство; 3) первый Азовский поход; 4) второй Азовский поход.

Дата Событие
1695 Первый Азовский поход
1696 Второй Азовский поход
1697-1698 Великое посольство
1698 Стрелецкий бунт

Стр. 23. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме

№ 1. К представителям каких слоев общества обратился Петр I в своих указах? Какие цели он преследовал?

В своих указах Петр I обращался к боярам, окольничим, дворянам, дьякам, служилым и приказным чинам. Целью царя было насаждение элементов европейской культуры, в частности, ношение европейского костюма и бритье бород.

№ 2. Предположите, как штрафные санкции отразились на исполнении указов царя?

За неисполнение царского указа о бритье бород и усов полагались штрафные санкции в размере 60 рублей с человека. Большинство людей среднего достатка предпочитало выполнить царское распоряжение. Те же, кто побогаче, выплачивал налог, что стало одним из способов пополнения казны.

Личность царя Петра Великого начала формироваться с самого его детства. Он был младшим сыном царя Алексея от брака с Натальей Нарышкиной и родился 30 мая 1672 года. С самых ранних лет отличился крепким здоровьем и активным интересом к военным наукам. Это отложило свой отпечаток на то, как формировалась личность царя Петра.

Когда мальчику исполнилось всего 4 года, умер его отец царь Алексей. Русский престол занял Федор Алексеевич, крестный отец Петра. Царь Федор сделал все для того, чтобы ребенок получил отличное образование. Начиная с пяти лет, Петра начали учить грамоте. Доподлинно известно, что первым его учителем был Никита Зотов. По распоряжению царя Федора Алексеевича с 10 лет Петра должны были начать обучать сложным наукам, но ровно за месяц до исполнения 10 лет, царь Федор умер. Власть с того момента фактически была сосредоточена в руках Софьи, которая отдалила брата и его мать от двора. Наталья Нарышкина с сыном выехала в село Преображенское. Именно там Петр стал активно интересоваться военными науками, которые отложили сильный отпечаток на то, как формировалась личность царя Петра.

Юность Петра 1 и ее влияние на формирование личности

Личность Петра Великого уникальна для России того времени. Он видел отсталость России от Европейских стран, видел, в чем заключались основные беды русского государства и посвятил всю свою жизнь для того, чтобы Россия совершила качественный скачек в развитии. Отличительной чертой характера этого правителя является его тяга к знаниям. Русский царь не останавливался на достигнутом и постоянно расширял свой кругозор и область знаний. Заслуги Петра в развитии образования в России переоценить невозможно.

За время тысячелетней истории Российского государства на престоле сменилось сотни правителей. Все они отличались манерой правления и не всегда были успешными. Кто-то являлся сильным полководцем, некоторым удавались внутренние политические реформы, а кому-то были присущи блестящие дипломатические качества. Только Петр Великий воплотил в себе лидерские способности во всех сферах государственной жизни. Благодаря ему Россия стала великой Империей.

Детство

Петр Романов родился 30 мая 1672 года в царской семье. Отец Алексей Михайлович с детства приучал сына к военным наукам, задаривая его игрушечными пистолетами и оловянными солдатиками. В трехлетнем возрасте к мальчику, в качестве наставника был приставлен полковник Менезиус. Благодаря полководцу будущий царь начал обучаться военному делу раньше, чем грамоте.

Когда царевичу исполнилось 4 года, умер отец. На престол взошел Федор Алексеевич, брат покойного. Он позаботился о том, чтобы Петр получил хорошее образование и нанял ему учителей сложных наук. С 5 лет мальчика обучали чтению и письму, с 10 лет точным наукам и военному делу.

Учителями царевича были иностранные ученые:

  • Голландец Тиммерман – математика, геометрия.
  • Голландец Брант – морское дело.
  • Шотландец Гордон и француз Лефорт – военное ремесло.

Преподаватели с детства прививали царевичу интерес к европейской культуре и создали особый эмоциональный фон, направленный на развитие политической деятельности.

Петр 1 в молодости

Стрелецкий бунт

Серьезное влияние на становление личности Петра 1 оказали мятежи 1682 и 1698 годов. Первый бунт случился после смерти Федора Алексеевича. На тот момент Петру было всего 10 лет. Когда вооруженные мятежники подошли к Кремлю, на лице мальчика не отразилось ни одной эмоции. Тем не менее, страх за свою жизнь и жизнь матери навсегда отпечатался в памяти царевича. Именно это потрясение стало причиной нервозности и быстрой раздражительности Петра в будущем. Второе Восстание московских стрелецких полков произошло во время пребывания молодого императора в Великом посольстве. Исследователи выдвигают несколько причин мятежа:

  • Незадолго до события, Петр вернулся из-за границы и приступил в политической деятельности. Сестра Софья, являющаяся продолжительное время регентом и не имеющая формальных полномочий, решила свергнуть брата и вернуть себе власть.
  • Более года Софья не платила зарплату служащим стрелецкого полка, в связи с чем, перед государственной армией возник огромный долг.

Восстание быстро подавили. Более 2 тыс.мятежников были казнены на Красной площади. Доказать причастность сестры к восстанию император не смог, но все же отдалил ее от власти, заключив в Новодевичий монастырь. Победа Петра окончательно укрепила его власть в стране.

Путешествие по Европе

Серьёзный отпечаток на мировоззрение царя Петра оказали его путешествия по западноевропейским странам. Уезжая за границу с Великим посольством, 26-летний юноша вернулся в Россию лишь спустя 2 года. С точки зрения родственников и близких подданных это был совсем другой человек. Петр видел отставание своего государства от запада: отсутствие цивилизации, слабое развитие ремесел и торговли, острая потребность в образованных людях. Он сразу же приступает к всеобъемлющим реформам, название которым – европеизация. Благодаря предвидению императора, некогда отсталая Россия не только догнала, но и превзошла большинство стран мира.

Читайте также: