Сообщение на тему учитель музыки

Обновлено: 05.07.2024

Высоко в небе среди звёзд и ангелов блуждают души ещё не родившихся детей. Они смотрят на огромную планету Земля и приходят в этот мир для созидания: посадить дерево, построить дом, воспитать ребёнка. Поэт Василий Кубанёв, ушедший из жизни в 21 год в Великую Отечественную войну,успел нас предупредить, что первый шаг ребёнка – это первый шаг к смерти, чтобы мы могли дорожить каждым мгновеньем, оставляя за собой право, творить Добро и делать мир счастливым.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, которого по праву считают совестью нации, заметил однажды, что искусство награждает нас великой ценностью – Добротой, и человек, способный понимать искусство, обретает счастье и полноту жизни. Я – счастливый человек, потому что атмосфера творчества живёт во мне с самого рождения. Видимо, добрая фея Вдохновения взяла меня под своё крыло и я почувствовала: внутри меня рождается музыка. Во мне живёт мелодия высокой божественной молитвы, унаследованная от прадедушки Дмитрия, который был священником, а весёлые ритмы задорной частушки, русской народной песни от бабушки Аграфены и дедушки Александра помогают с оптимизмом смотреть на жизнь. А как мне не играть на аккордеоне, фортепиано, синтезаторе, ведь прадедушка Василий руководил духовым оркестром и заставлял звучать многие музыкальные инструменты.

В своей работе используя приёмы и методы, современные педагогические технологии, ИКТ, нетрадиционные техники арт-терапии, которые помогают осуществить полноценное художественное и культурное развитие ученика. Как педагог-музыкант понимаю свою ответственность перед учениками в правильном ориентировании в мире искусства.

Целью своей деятельности в школе считаю: разбудить человеческое в человеке, чтобы каждый понимал, что он рождён для добрых дел на Земле, для осмысленной, деятельной и творческой жизни. Способствую становлению личности учеников, формирую их мировоззрение, характер, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогают выработать критерий красоты и нравственных приоритетов, формирую понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящих в этот мир для добра и созидания.

Я благодарна, что в моей судьбе были великие педагоги, своим личным примером преданности и любви к детям влюбившие меня в профессию Учитель. Для меня профессия и жизнь не разделимы. Я не работаю учителем, я живу им. Каким же огромным должно быть сердце учителя, если в нём живёт любовь ко всем детям, каких я учила, каких буду учить. Учитель продолжается в своих учениках. Я горжусь, что среди моих выпускников есть учителя музыки, музыкальные руководители детских садов, преподаватели музыкальных дисциплин ТГУ, музыканты духового оркестра, известная певица Ева. Значит, они расслышали в музыке Моцарта его солнечную фантазию доброты, сумели разглядеть и полюбить белоствольную берёзку в симфонии П. И. Чайковского, музыка завораживающими трелями семи нот вошла в их жизнь и повела по дороге в мир Творчества.

Но есть у учительского сердца особая Память! Саша Сысоев, военврач, погибший во время взрыва террористами автобуса в Моздоке, прикрыв собой женщин и детей, Жора Будников, погибший в метро в Москве в марте 2010года. … Я вижу их поющими в школьном хоре мальчиков:

«Я это сделать должен.

Это судьба моя.

Если не я, то кто же?

Они навсегда останутся в моей памяти, и я буду рассказывать о них своим ученикам, как символе мужества и героизма.

Я теперь для моих учеников не только учитель, но и доктор, который помогает корригировать положительные эмоции, лечит их души музыкой, воспитывает и развивает духовные - нравственные качества средствами искусства, дарит радость от совместных выступлений на сцене, заставляя чувствовать себя нужными кому-то. Я делаю всё, чтобы их маленькие сердечки не ожесточились и оставались открытыми для милосердия и сострадания.

«Если можешь помочь, помоги.

Если можешь согреть, обогрей.

Если можешь сберечь, сбереги

Эти слова из песни стали девизом нашей вокальной группы.

Поют птицы песни, слетаясь на ветки,

А в классе по нотам поют наши детки.

Войду я в свой класс с ноутбуком, с гармошкой.

Спою я им песню: Наташкам, Серёжкам.

Пусть музыка льётся мелодией света!

Пусть будут счастливыми все наши дети!

Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит,

что каждый человек, чтобы жить, должен родиться

художником, балериной или ученым. Творчество

тоже можно творить. Можно творить просто

добрую атмосферу вокруг себя…

Высоко в небе среди звёзд и ангелов блуждают души ещё не родившихся детей. Они смотрят на огромную планету Земля и приходят в этот мир для созидания: посадить дерево, построить дом, воспитать ребёнка. Поэт Василий Кубанёв, ушедший из жизни в 21 год в Великую Отечественную войну,успел нас предупредить, что первый шаг ребёнка – это первый шаг к смерти, чтобы мы могли дорожить каждым мгновеньем, оставляя за собой право, творить Добро и делать мир счастливым.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, которого по праву считают совестью нации, заметил однажды, что искусство награждает нас великой ценностью – Добротой, и человек, способный понимать искусство, обретает счастье и полноту жизни. Я – счастливый человек, потому что атмосфера творчества живёт во мне с самого рождения. Видимо, добрая фея Вдохновения взяла меня под своё крыло и я почувствовала: внутри меня рождается музыка. Во мне живёт мелодия высокой божественной молитвы, унаследованная от прадедушки Дмитрия, который был священником, а весёлые ритмы задорной частушки, русской народной песни от бабушки Аграфены и дедушки Александра помогают с оптимизмом смотреть на жизнь. А как мне не играть на аккордеоне, фортепиано, синтезаторе, ведь прадедушка Василий руководил духовым оркестром и заставлял звучать многие музыкальные инструменты.

В своей работе используя приёмы и методы, современные педагогические технологии, ИКТ, нетрадиционные техники арт-терапии, которые помогают осуществить полноценное художественное и культурное развитие ученика. Как педагог-музыкант понимаю свою ответственность перед учениками в правильном ориентировании в мире искусства.

Целью своей деятельности в школе считаю: разбудить человеческое в человеке, чтобы каждый понимал, что он рождён для добрых дел на Земле, для осмысленной, деятельной и творческой жизни. Способствую становлению личности учеников, формирую их мировоззрение, характер, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогают выработать критерий красоты и нравственных приоритетов, формирую понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящих в этот мир для добра и созидания.

Я благодарна, что в моей судьбе были великие педагоги, своим личным примером преданности и любви к детям влюбившие меня в профессию Учитель. Для меня профессия и жизнь не разделимы. Я не работаю учителем, я живу им. Каким же огромным должно быть сердце учителя, если в нём живёт любовь ко всем детям, каких я учила, каких буду учить. Учитель продолжается в своих учениках. Я горжусь, что среди моих выпускников есть учителя музыки, музыкальные руководители детских садов, преподаватели музыкальных дисциплин ТГУ, музыканты духового оркестра, известная певица Ева. Значит, они расслышали в музыке Моцарта его солнечную фантазию доброты, сумели разглядеть и полюбить белоствольную берёзку в симфонии П. И. Чайковского, музыка завораживающими трелями семи нот вошла в их жизнь и повела по дороге в мир Творчества.

Но есть у учительского сердца особая Память! Саша Сысоев, военврач, погибший во время взрыва террористами автобуса в Моздоке, прикрыв собой женщин и детей, Жора Будников, погибший в метро в Москве в марте 2010года. … Я вижу их поющими в школьном хоре мальчиков:

«Я это сделать должен.

Это судьба моя.

Если не я, то кто же?

Они навсегда останутся в моей памяти, и я буду рассказывать о них своим ученикам, как символе мужества и героизма.

Я теперь для моих учеников не только учитель, но и доктор, который помогает корригировать положительные эмоции, лечит их души музыкой, воспитывает и развивает духовные - нравственные качества средствами искусства, дарит радость от совместных выступлений на сцене, заставляя чувствовать себя нужными кому-то. Я делаю всё, чтобы их маленькие сердечки не ожесточились и оставались открытыми для милосердия и сострадания.

«Если можешь помочь, помоги.

Если можешь согреть, обогрей.

Если можешь сберечь, сбереги

Эти слова из песни стали девизом нашей вокальной группы.

Поют птицы песни, слетаясь на ветки,

А в классе по нотам поют наши детки.

Войду я в свой класс с ноутбуком, с гармошкой.

Спою я им песню: Наташкам, Серёжкам.

Пусть музыка льётся мелодией света!

Пусть будут счастливыми все наши дети!

Эссе учителя-дефектолога Эссе учителя-дефектолога Терещенко Ирины Николаевны учитель-дефектолог МБДОУ д/с №73 первой категории г. Златоуст Я учитель-дефектолог.

Учитель музыки: особенности профессии и обучение

Воспитанность и духовное развитие современных детей целиком и полностью зависит от профессионализма преподавателей музыки. Именно этот школьный предмет помогает сформировать личностные качества учеников. Из полного комплекта художественного воздействия музыкальное воспитание является самым доступным. Музыка способна затронуть самые потаенные уголки души, разбудить затихшие чувства, вызвать эмоциональный взрыв.

Музыкальное воспитание максимально воздействует на духовный мир человека, особенно ребенка. Недаром мамочки в ожидании малыша слушают классические мотивы. Школьникам же музыкальное воспитание преподает высококвалифицированный педагог. Рассмотрим подробнее особенности профессии и обучение учителя музыки.


Описание

В педагогическом составе детских садов и школ присутствуют преподаватели художественных дисциплин. Именно на них возлагается развитие и формирование в учащихся культурной и эмоциональной грамотности. Однако больший вклад в столь серьезное дело вносят учителя музыки. Они же являются главными носителями музыкально-теоретических знаний, что и является основой их работы. Помимо формирования художественной грамотности, преподаватель музыки должен раскрыть музыкальные предпочтения ребенка. Говоря простыми словами, он должен определить, кому нравится петь, а кому играть на музыкальных инструментах. И при возможности постараться помочь ребенку развить талант.

Музыкальный педагог обязан быть подкованным в профессиональной сфере. Он должен знать музыкальные жанры, уметь объяснить разницу между мелодиями Бетховена и Шуберта. Именно учитель музыки сможет рассказать, какими приемами музыкальной техники пользовался Фредди Меркьюри.

Мало кто знает, но известные классические композиторы в свое время вели преподавательскую деятельность, например, Шопен или братья Рубинштейн.

Современный учитель музыки – это Человек и Профессионал, Гражданин и Патриот, Педагог и Музыкант, Просветитель и Учёный, Поэт и Композитор, Исполнитель и Слушатель, Психолог и Философ.

Учитель музыки, как и любой другой предметник, кроме педагогических умений и навыков должен иметь специальную подготовку: владение музыкальным инструментом, мастерство вокалиста, обладание знаниями языка дирижёрского жеста, теоретическая подкованность сольфеджиста и музыкального литератора, практика чтеца и любознательного исследователя. Все узкие музыкальные специальности и прогрессивные педагогические технологии должны слиться в общее умение вести урок музыки в школе на современном уровне.

Урок музыки как урок искусства совершенно особенный. Необходимые музыкальные, педагогические и другого рода знания, умения и навыки здесь конечно нужны, без них не обойтись. Но этого недостаточно. Нужно еще и значительно большее, что делает учителя Личностью, способной увлечь учеников музыкой, вызвать желание с удовольствием слушать и исполнять ее, стремиться к общению с высоким искусством, самостоятельно его познавать.

Приоритетные прфессиональные качества

личности учителя музыки:

Профессиональное мышление и сознание

Личностная профессиональная позиция

Владение такими качествани может стать залогом успеха в моей професии-учитель музыки

Уровень образованности, воспитанности и духовной культуры современных детей и молодежи во многом зависит от целенаправленной и высокопрофессиональной деятельности учителей, преподающих музыку детям, работающих в общеобразовательных школах. В процессе формирования основных качеств личности учащегося музыкальному образованию и воспитанию принадлежит решающая роль по ряду причин. Во-первых, в комплексе средств художественного воздействия музыкальное воспитание может рассматриваться как самое доступное и массовое. Во- вторых, музыка как вид искусства обладает наибольшим эффектом непосредственного эмоционального воздействия в силу своей способности затрагивать самые сокровенные чувства людей, увлекать их, подчиняя своему настроению и порыву. В–третьих, воздействуя на духовный мир человека, музыка формирует его нравственные принципы и убеждения. Реализация всех этих возможностей музыкального воспитания осуществима только с помощью высококвалифицированного учителя.

а) любит и понимает детей;

б) знает не только методику проведения уроков, но и хорошо видит задатки своих учеников, обладающих очень разными, сугубо индивидуальными склонностями и способностями;

в) многократно слушая и разучивая с детьми одни и те же произведения, он каждый раз как бы заново открывает для себя новые грани звучащей музыки;

г) как разносторонне образованный человек он не только находится в курсе всех музыкальных событий современности, но и знакомится с различными явлениями в смежных областях искусства.

Музыкально-педагогическая деятельность предполагает умение петь, играть на музыкальном инструменте, дирижировать, объяснять и т.д. Все это достигается путем постоянного совершенствования музыкальной и педагогической деятельности, а такжесистематической самообразовательной работой.В наше время обществу (особенно детям) требуются не просто хорошо обученные преподаватели, но и в первую очередь творчески мыслящие педагоги, обладающие уникальным воображением и неординарным мышлением. Чем интереснее и разносторонне образованнее педагог, чем выше его духовный и интеллектуальный потенциал, тем вероятнее воспитание им человека самобытного, яркого, коммуникабельного, лучащегося смыслом.

2. Цели и задачи музыкального воспитания.

Задача всеобщего музыкального воспитания была выдвинута в нашей стране как задача государственной важности еще в 1918 году. Первым декретом Советской власти об общеобразовательной школе музыка была включена в школьную программу в качестве обязательного предмета. Особое внимание было уделено развитию детской музыкальной самодеятельности. Большой размах получило детское хоровое пение. К середине двадцатых годов уже существовал Ленинградский хор школьников, в котором участвовало четыре с половиной тысячи детей, и общегородской оркестр русских народных инструментов, численность которого достигала тысячи человек. Были созданы духовые и симфонические детские оркестры, в домах пионеров организовывались музыкальные кружки. Возникла широкая сеть музыкальных школ. Благодаря всем этим нововведениям заметно повысился уровень общей музыкальной культуры нашего народа.

Успехи, достигнутые в росте музыкальной культуры людей, начиная с 1918 года, были поистине огромны, но впоследствии работа в этой области стала постепенно свертываться. Из-за тяжелых человеческих и материальных потерь, нанесенных войной в 1941-1945 годах, музыка стала входить в программы только четырех классов школы. Фактически же музыкальные занятия в общеобразовательных школах к концу войны почти прекратились. Сеть музыкальных училищ, выпускавших учителей музыки для школ, резко сократилась. Отлично работавший до войны в Москве Центральный институт по подготовке учителей музыки был закрыт. Попытка восстановить после войны музыкальные занятия хотя бы в первых трех классах школы не привела к заметным результатам. И только в 1955 году Министерство просвещения приняло решение о введении занятий музыкой в программу общеобразовательной школы с первого по шестой класс включительно. В результате в большинстве школ занятия музыкой проводились, но их уровень был чрезвычайно низким, так как велись они преподавателями общеобразовательных предметов, не получившими никакой специальной подготовки. Поэтому в течение нескольких лет (пятидесятые годы) общеобразовательные школы нашей страны выпускали сотни тысяч молодых людей с неразвитым музыкальным вкусом и без каких-либо навыков в области музыки.

Вопрос музыкального воспитания детей приобретал в то время характер важной социальной проблемы. Впоследствии Министерство просвещения разработало ряд мер для улучшения работы по эстетическому воспитанию, которые с успехом проводились и в общеобразовательных, и в музыкальных школах нашей страны.

Основная цель музыкального воспитания заключается в формировании хорошего музыкального вкуса, в понимании прелести большого искусства, в ощущении разницы между хорошим и плохим. И классическая, и современная музыка должна обязательно входить в круг человеческих интересов с самого раннего детства.

· развитие эмоциональной сферы учащихся через эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;

· формирование музыкальной культуры учащихся, что включает социально-художественный опыт, процесс его становления, развитие широты и социально значимой направленности личного музыкально-эстетического вкуса;

· приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

· развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной, грамоты;

· совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыке, желания слушать и исполнять ее;

· развитие умения общаться с образцами современной музыки (в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием), испытывать в этом потребность;

· активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара, знаний и умений, приобретенных на занятиях и уроках, в деятельности детского коллектива, в собственном быту, на досуге;

· приобретение детьми (в основном в школьные годы) знаний и умений использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств, средств массовой информации, справочной и другой специальной литературы.

С перечисленными задачами согласуется содержание музыкального воспитания, которое условно можно определить как единство трех блоков:

1) содержание искусства — оценочное осознание жизненных явлений. Искусство как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра и зла;

2) творческая позиция;

3) развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности (согласно теории эстетического воспитания Б. М. Неменского).

Обозначенные блоки характерны для эстетического воспитания в широком понимании. Применительно к музыкальному воспитанию Э. Б.Абдуллин конкретизировал элементы содержания следующим образом:

• опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности, воплощенный в музыке;

• музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческой деятельности школьников.

Основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке является непосредственно музыкальный материал. В разных альтернативных программах он представлен списком конкретных произведений, но основные критерии его отбора для всех программ тождественны. Это знакомство с:

• образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки; с ведущими музыкантами — солистами и музыкальными коллективами;

. различными музыкальными жанрами, формами и стилями;

• выразительными средствами, используемыми при создании музыкального образа;

• музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.

Музыкальный материал ныне существующих программ содержит инструментальные и вокальные произведения русских композиторов (М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и др.), зарубежных (Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига и др.), народные песни (русские, украинские, белорусские, эстонские и др.), песни современных композиторов (Е. Крылатова, В. Шаинского, Г. Гладкова и др.).

В современной дидактике содержание музыкального обучения в школе определяется как воспитательно-ориентированная и педагогически оправданная система музыкальных знаний, навыков и умений, которая выступает в единстве с опытом музыкально-творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности. Элементами содержания музыкального образования являются:

1) музыкальный материал — опыт эмоционально-нравственного отношения человека к окружающей действительности;

2) музыкальные знания (ключевые и частные);

3) музыкальные умения и навыки.

Все элементы представлены в процессе музыкального обучения во взаимосвязи и единстве.

В качестве основы понимания музыки как вида искусства выступают знания двух уровней:

1) обобщенные ключевые знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве. Они характеризуют природу музыкального искусства как социального явления, его роль в общественной жизни. Это представления об интонации как зерне музыки, показ связи музыкальной и речевой интонации, принципы развития, жанровые и стилевые особенности музыки и т.п.;

2) частные знания о музыке — элементы выразительности музыкальной речи (динамика, темп, ритм и т.п.), биографические сведения о композиторах и исполнителях, творческая история создания музыкального произведения.

Музыкальное обучение предполагает определенные этапы формирования основных умений:

1) объяснение учителем нового материала и накопление учащимися музыкально-слухового опыта;

2) введение в знание на основе восприятия музыки и применение знания по образцу;

3) самостоятельное ориентирование учащихся в музыке с позиции изучаемой темы, самостоятельное применение знания.

В содержании музыкального образования должны быть представлены:

• различные пласты музыкальной культуры: фольклор (народная музыка), духовная (церковная) музыка, классическое наследие и произведения современных композиторов — все это является основой становления музыкальной культуры школьников;

• познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства и музыкального творчества на основе интонационной, жанровой и стилевой природы музыки, что способствует глубокому прочувствованию и осмыслению музыки, развивается умение слышать музыку, формируются интонационно-образное мышление, воображение и фантазия детей;

• изучение основных средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, ритм, динамика, регистр, гармония и т.д.), которые помогают школьникам осознать, постичь процесс создания музыкального образа определенным сочетанием выразительных средств музыки и формируют их эмоционально-образное и осознанное восприятие музыки, музыкальных форм и жанров;

• деятельностное усвоение музыкального искусства через овладение навыками хорового и инструментального исполнительства, сочинения и импровизации, пластического интонирования музыки и музыкального движения.

В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому ребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, до ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.

В начальной школе в программе Ю.Б. Алиева по классам закладываются основы музыкального образования, которое понимается и как процесс, и как результат знакомства детей с образцами музыки, овладения опорными знаниями о музыкальном искусстве.

Во II классе делается акцент на ознакомление с музыкой, выражающей чувства и мысли человека, и с музыкой изобразительного характера.

Программа III класса знакомит детей с малыми и крупными музыкальными формами, с жанрами симфонической, оперной и балетной музыки.

В основной школе обогащается запас полученных ранее музыкальных впечатлений. Закрепляются и развиваются приобретенные Умения и навыки. Система учебных тем обобщающего характера обеспечивает необходимую базу для музыкального самообразования и самовоспитания. Так, в V классе учащиеся знакомятся с разнообразием жанров народной музыкальной культуры, а также с творчеством русских композиторов М. И. Глинки, А. П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И.Чайковского.

Читайте также: