Сообщение на тему трудовая деятельность

Обновлено: 19.05.2024

Трудовая деятельность рассматривается в социологии, обществознании и управлении персоналом немного в разном ключе. Если в социологии и обществознании часто трудовая деятельность — это любой полезный труд человека, который проявляется в различных сферах жизни, то для специалистов по HR трудовая деятельность невозможна без работодателя и сотрудника.

Трудовая деятельность или труд — целесообразная, осознанная деятельность человека, которую общество принимает как важную деятельность. Такие процессы необходимы для создания благ и удовлетворения потребности человека.

В этом варианте трудовая деятельность:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • труд на рабочем месте;
  • труд в огороде или личном подсобном хозяйстве;
  • труд по уходу за животными, больными;
  • ведение домашнего хозяйства;
  • в некоторых учебниках — детская игра.

Трудовая деятельность также рассматривается как трудовые процессы, то есть отношения, которые возникают между работником и работодателем в периоде времени.

Трудовая деятельность представляет собой фиксированный, последовательный ряд операций, действий и функций, имеющий конкретные цели, и совершаемый работником для организации в конкретное время на рабочих местах.

Цели трудовой деятельности:

  • создание материальных благ;
  • научная работа и образование;
  • оказание услуг;
  • накопление и передача информации.

Для осуществления трудовой деятельности необходимы три ключевых составляющих:

  1. Объект труда — работник — тот, кто совершает действие.
  2. Средство труда — компьютер, оборудование, инструменты — с помощью чего совершается действие.
  3. Предметы труда — материалы, сырье, природа, система знаков и букв, другой человек, художественный образ — то, на что направлен труд человека.

Что не относится к трудовым отношениям

Трудовые отношения — это отношения, которые закреплены соглашением/договором между работодателем и работником, где работник выполняет функции в рамках конкретно порученной работы, в определенное время и место, за оговоренную заработную плату.

К трудовым отношениям не относятся:

  1. Процессы, где не задействован человек.
  2. Процессы, где нет работодателя и работника.

Помыть пол в своей квартире — это не трудовые отношения, но трудовая деятельность.

Помыть пол в квартире нанимателя и получить за это зарплату — трудовые отношения и трудовая деятельность.

Виды трудовой деятельности человека

Разделяют физический и умственный труд.

Физический труд — одна из основных форм простого процесса труда, при которой физическая нагрузка преобладает над психической. Такой труд требует большой физической подготовки, выносливости, необходимо прилагать физические усилия, затрачивая при этом энергию.

Физический труд может быть:

  • ручной;
  • механизированный;
  • труд на конвейере;
  • труд на автоматической и полуавтоматической машине.

Умственный труд — одна из основных форм простого процесса труда, где преобладает психическая и умственная нагрузка человека.

Умственный труд подразделяется на:

  • управленческий;
  • творческий;
  • труд учителей, врачей, учащихся.

Выделяют и умственно-физические формы труда, имеющие признаки двух видов деятельности.

В целом, с развитием и техническим переоснащением трудового процесса физический труд приобретает черты умственного труда. Технический прогресс совершенствует функции, выполняемые человеком.

В зависимости от оснащения, ситуации, одни и те же трудовые задачи могут выполняться разными способами.

В логистических комплексах сортировка или сборка груза может идти как вручную, так и с помощью автоматизированных процессов, которые регулируются индивидуально.

Классификация, какие различают на практике

Классификация видов трудовой деятельности по признакам:

1. По содержанию:

  • отраслевой (строительство, Информационные технологии, Пищевая промышленность);
  • профессиональный (научный, инженерный, педагогический, административный);
  • функциональный (воспроизводство, инновации, предпринимательство).
  • социальный (наемный/частный, общественный/личный, индивидуальный/хозяйственный);
  • структурный (простой/сложный, рутинный/творческий, физический/умственный).

3. По средствам и способам:

  • ручной, машинный, машинно-ручной, автоматизированный;
  • низкотехнологичный, высокотехнологичный;
  • различный по степени участия человека.
  • стационарный, передвижной;
  • легкий, средней тяжести, тяжелый;
  • наземный, подземный;
  • привлекательный, непривлекательный;
  • со свободным или фиксированным ритмом.

Формы организации трудовой деятельности дошкольников

Трудовая деятельность детей в возрасте до семи лет — это разновидность метода обучения через подражание взрослым, осознание зоны ответственности, запоминание и общение со сверстниками.

При наделении малышей обязанностями в дошкольной организации учитывают его предыдущий опыт, психологическую и физическую готовность, характер, возраст, содержание задания и цель, с которой ребенка наделяют этими обязанностями.

Самообслуживание — в дошкольном возрасте часто дети уже самостоятельны. Но в младших группах через самостоятельный уход за собой (умывание, переодевание, подготовка ко сну, прием пищи) формируется привычка к этим процессам. Если на первых порах какие-то действия могут даваться с трудом, то в повторении происходит закрепление и формирование осознанности.

Также воспитатели могут показывать как просить о помощи, как помогать другим. Через название предметов в процессе укладывания спать или переодевания происходит расширение словарного запаса.

Поручения — это просьба взрослого выполнить какое-либо действие.

Поручение может быть различно

  • по форме: индивидуальное (только одному ребенку), подгрупповое (несколько детей), общее (всей группе детей);
  • по продолжительности: краткосрочные (убрать со стола после обеда) и долгосрочные (кормить животных в живом уголке), а также постоянные (мыть руки перед едой) или одноразовые (принести пирамидку);
  • по содержанию.

Считается, что поручение — ведущая форма деятельности в младшем возрасте. В среднем и старшем дошкольном возрасте эта Форма труда трансформируется в обязанности.

Дежурство — индивидуальная или групповая форма деятельности на благо группы людей. Здесь важна общественная значимость, забота о нескольких людях. Примером такой деятельности является, например, накрытие на стол для всей группы или уборка после игрового времени. Дежурных назначают ежедневно, дети меняются обязанностями, видят, кто лучше справляется, берут пример друг с друга.

Коллективная трудовая деятельность — при устойчивых навыках в старшем и дошкольном возрасте предлагают детям одно задание на всю группу. Для достижения цели дети должны уметь договориться, разбить большую цель на подзадачи, поделить функционал между собой. Воспитатель может и наблюдать, и подсказывать или направлять.

Совместная деятельность также формирует навыки общения, помогает осознать значимость одной конкретной обязанности для общего дела. Пример — оформление группы к празднику, где кто-то готовит украшение, кто-то убирает игрушки, столы, кто-то клеит украшение на стену и т.п.

Общие понятия о трудовой деятельности человека и условиях его труда

Трудовая деятельность (труд) — это особая энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет те или иные элементы внешнего мира и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.

Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. Продукт труда может быть выражен в стоимостной, денежной форме как полученный в результате его реализации доход или заработок.

В процессе труда человек взаимодействует с предметами труда и средствами труда , а также с окружающей средой . Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется развитием технологий , уровнем автоматизации производства.


Процесс труда

Необходимым условием производительного труда является его безопасность труда, соответствие санитарно-гигиеническим, эргономическим и эстетическим требованиям. Проблема взаимоотношений человека и природы стала предметом нового научного направления — социальной экологии .

Неисчерпаемое многообразие видов труда легко можно классифицировать по типам и формам. Так, социальный характер труда обусловлен формой собственности на средства производства. По данному признаку различают частный труд (собственника или арендатора) и наемный труд (организационные формы этих видов труда — индивидуальный и коллективный труд). Социальный характер труда проявляется в формировании способов его мотивации (желание, осознанная необходимость, принуждение). Структурный характер труда определяется содержанием труда ; главными параметрами здесь выступают степень интеллектуализации и квалификационная сложность трудовых функций . Степень интеллектуализации трудовой функции различается в зависимости от доли содержащихся в ней элементов умственного и физического труда, а также от доли творческого и репродуктивного (нетворческого) труда.

Физический труд — это одна из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием физической нагрузки над психической . В процессе физического труда человек использует мышечную энергию и силу для приведения в действие средств и орудий труда, чтобы преобразовать предмет труда в продукт труда, и частично управляет этим действием. Вначале весь физический труд был ручным. Изобретение новых видов средств труда, а также новых видов энергии (паровой, электрической и т.п.) и способов их применения для механизации труда всегда было направлено на облегчение той или иной процедуры или операции физического труда человека. С этой точки зрения выделяют следующие типы процессов труда:

ручные. Они выполняются вручную с помощью немеханизированных орудий труда, например крепление горных выработок, ручная сборка узлов и машин, ручная формовка и т.д. В данном типе трудовых процессов выделяют ручной творческий труд, который отличается от большинства ручных работ повышенным содержанием элементов творчества, художественной фантазии, индивидуальным (авторским) характером исполнения и другими качествами, например производство изделий в традициях народных художественных промыслов (богородская резьба по дереву, мстерская, жостовская декоративная роспись на художественных изделиях и др.), ювелирно-филигранное производство, производство изделий из янтаря и др.;

- машинно-ручные. К ним относятся процессы, выполняемые машинами или механизмами при непосредственном участии рабочего (одновременно используются усилия рабочего и энергия машины), например обработка деталей на деревообрабатывающих или металлорежущих станках с ручной подачей, стачивание швов в швейном производстве. К машинно-ручным относятся также процессы, выполняемые рабочими с помощью ручных механизированных орудий труда, таких как сверлильные электромашины, отбойные молотки, электрогайковерты, пневматические трамбовки и т.д.;

- машинные. Здесь основная работа выполняется машинами, а элементы вспомогательной работы — вручную или при помощи механизмов. К машинным процессам, например, относится обработка деталей на станках с механизированной подачей и др.;

- автоматизированные. Это процессы, в которых основная работа механизирована полностью, а вспомогательная механизирована частично (полуавтоматы); управление работой механизмов происходит автоматически. В этих случаях функции рабочих сводятся к наладке машин, наблюдению за их работой и устранению дефектов, а на полуавтоматах, кроме того, к периодической подаче сырья (заготовок) и снятию готовых изделий. К такого рода процессам, например, относятся токарная обработка деталей на станках с программным управлением, изготовление продукции на автоматических линиях и др.;

- аппаратурные, т.е. процессы, осуществляемые на специальном оборудовании (аппаратах) путем воздействия на предмет тепловой, электрической или химической энергии. При этом рабочие регулируют ход протекающих процессов. К аппаратурным процессам, например, относятся плавка чугуна в вагранках, доменных печах; отжиг и цементация деталей; большинство процессов в химической и нефтеперерабатывающей промышленности и др.

При идентификации видов труда по указанным признакам устанавливаются соответствующие количественные критерии исходя из соотношения между занятостью рабочего места и работника. Отличительной чертой механизированного труда является уменьшение при выполнении работы участия крупных мышечных групп и увеличение значимости более мелких мышечных групп при значительном возрастании скорости и точности движений . В условиях механизированного производства преобладают локальные и региональные работы, которые могут носить как динамический, так и статический характер. Профессии механизированного труда требуют накопления специальных знаний и двигательных навыков, необходимых при управлении различными инструментами, механизмами, станками и т.д. Примером такого вида труда могут служить различные виды станочных работ, рихтовочные работы и др.

По степени благоприятности условий различают такие виды труда, как стационарный и передвижной; наземный и подземный; легкий, средней тяжести и тяжелый; привлекательный и непривлекательный; нерегламентированный (свободный), регламентированный и жестко регламентированный (принудительный труд).

Для общей характеристики конкретного труда используются все рассмотренные группы признаков в их сочетании.

По профессиональному признаку может быть выделен труд научный (или исследовательский), инженерный, управленческий, производственный, педагогический, врачебный и др. По функциональному признаку виды труда подразделяются в зависимости от их целевого назначения, сферы приложения и функциональной роли в экономическом цикле хозяйственной деятельности. По отраслевому признаку выделяют такие виды труда, как промышленный (в том числе добывающий и обрабатывающий), сельскохозяйственный (в том числе растениеводческий и животноводческий), строительный, транспортный и коммуникационный (в производственной сфере).

Умственный труд — вторая из основных форм простого процесса труда, которая характеризуется преобладанием психической (умственной) нагрузки над физической (мускульной) . В процессе умственного труда человек в основном использует свои интеллектуальные возможности. Технический прогресс в сфере автоматизации и информатизации всех видов деятельности неизбежно уменьшает роль физического труда в процессе производства и увеличивает роль труда умственного. При этом исчезают одни проблемы, но неизбежно возникают другие. Так, например, возрастающая ответственность оператора за своевременное распознавание сигнальной информации и принятие правильного решения (водитель, машинист электровоза, пилот самолета, диспетчер и т.д.), быстрая смена ситуации (диспетчер аэропорта), непрекращающаяся монотонность репродуктивного труда, требующего внимания и сосредоточенности (кассир супермаркета), и многое другое ставят новые проблемы облегчения умственного труда.

Подчеркнем, что характер труда существенно меняется, когда вместо одного человека начинают совместно трудиться несколько человек . Организацию труда одного, двух, трех и более человек определяют совершенно разные задачи, вносящие свои проблемы в запланированное осуществление простого процесса труда. Здесь возникает проблема наемного труда, т.е. труда наемного работника (владеющего только своей рабочей силой) за какое-либо вознаграждение (чаще всего за заработную плату) в интересах нанимателя (работодателя), владеющего на правах собственности или аренды средствами производства и выступающего организатором производства, которому остается продукт труда. Для работника наемный труд служит источником получения средств к существованию, для работодателя — источником получения продукта труда и извлечения прибыли, источником богатства.

Условия труда

Как и любая иная деятельность, трудовая деятельность чревата опасностями, в том числе для жизни и здоровья занятого в простом процессе труда человека, его работоспособности и возможности найти работу. Для устранения или уменьшения опасностей на производстве должны быть созданы благоприятные условия труда и обеспечена его надежная безопасность. Под условиями труда понимается совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ). Основными характеристиками трудового процесса являются тяжесть и напряженность труда.

Тяжесть труда — один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), которые обеспечивают его деятельность. Тяжесть труда определяется рядом показателей, факторов труда при динамической и статической работе:

  • величиной поднимаемого и перемещаемого груза вручную;
  • количеством стереотипно повторяющихся движений;
  • характером рабочей позы;
  • количеством глубоких наклонов корпуса;
  • величиной статической нагрузки.

Напряженность труда — один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, определяющим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень их монотонности, режим работы.

Под факторами производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека, понимают самые различные условия этой среды: от физических до социально-психологических. Все опасности, связанные с охраной труда, классифицируют как опасные и вредные производственные факторы физического, химического, биологического и психофизиологического типа .

Безопасность труда — состояние условий труда, при котором исключено воздействие опасных и вредных производственных факторов на работников. Состояние безопасности — это такое состояние, когда не существует опасности несчастного случая, способного причинить вред. Степень безопасности может изменяться с течением времени, поскольку степень риска может меняться в зависимости от объективных обстоятельств и поступков людей. В силу этого следует периодически проверять степень безопасности методом визуального или инструментального контроля. После соответствующей проверки разрабатываются мероприятия профилактического и защитного характера, выполнение которых улучшает условия и охрану труда.

Безопасные условия труда — это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ст. 209 ТК РФ). Безопасные условия труда являются важнейшим элементом организации труда и производства, предпосылкой его эффективности. Прямого показателя безопасных условий труда пока не изобрели, однако в качестве косвенного показателя безопасных условий труда выступают здоровье работников и их высокопроизводительный труд без травматизма и профессиональных заболеваний . На практике применяются показатели, характеризующие опасность труда: количество травм, их частота и тяжесть. Обязанности по обеспечению безопасных условий труда в соответствии со ст. 212 ТК РФ возлагаются на работодателя. Профсоюзы и иные представительные органы работников осуществляют общественный контроль за обеспечением безопасных условий труда.

Как известно, при определенных обстоятельствах воздействие условий труда на работающего человека может привести к неблагоприятным событиям, таким как утомление, усталость (болезнь).

Утомление — это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерно интенсивной или длительной деятельности и проявляющееся временным снижением функциональных возможностей человеческого организма. Различают физическое, умственное и эмоциональное утомление.

Усталость — это субъективное переживание, чувство, обычно отражающее утомление, хотя иногда оно может возникать и без реального утомления.

Причинная связь заболевания с условиями труда очень сложна и неоднозначна. Комплекс факторов производственной среды, формирующий условия труда, тяжесть и напряженность процесса труда оказывают на работников как специфическое (т.е. прямо и четко направленное ), так и неспецифическое ( общее неблагоприятное ) воздействие.

Чаще встречающееся неспецифическое воздействие снижает в целом защитные функции организма, что приводит к развитию общих заболеваний. Поскольку эти заболевания спровоцированы условиями труда, их часто называют производственно обусловленными заболеваниями. На практике отделить их от обычных заболеваний достаточно сложно (а иногда и невозможно).

Встречающееся реже специфическое воздействие связано с конкретными производственными факторами и приводит к развитию определенных, вызываемых этими факторами заболеваний. Поскольку такого рода заболевания вызваны неблагоприятными условиями труда конкретных рабочих мест конкретных профессий, их называют профессиональными заболеваниями, которые могут быть как острыми, так и хроническими.

Острое профессиональное заболевание это заболевание, возникающее внезапно, после однократного (в течение одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия вредных производственных факторов, повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Как правило, это ингаляционные отравления.

Хроническое профессиональное заболевание это заболевание, возникающее в результате длительного воздействия вредных производственных факторов, повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Подавляющее большинство (около 95%) профессиональных заболеваний носит хронический характер.

Практика показывает, что болезненные изменения в организме могут незаметно накапливаться годами и вдруг проявиться как тяжелое профессиональное заболевание. Поэтому профессиональные заболевания часто приводят к профессиональной инвалидности работников. Например, почти все больные пневмокониозами 1 Пневмокониоз — профессиональные заболевания легких, обусловленные длительным вдыханием пыли. Пневмокониозы могут встречаться у рабочих горнорудной, угольной, асбестовой, машиностроительной и некоторых других отраслей промышленности. получают профессиональную инвалидность и вынуждены менять профессию. Кроме того, смертность лиц с профессиональными заболеваниями от присоединившихся и развивающихся под воздействием вредных производственных факторов обычных заболеваний в десятки раз выше, чем среди населения в целом.

Другим весьма часто встречающимся неблагоприятным последствием воздействия неблагоприятных условий труда, помимо заболеваний, является травма, т.е. нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием. Мелкие порезы, растяжения и другие сравнительно легкие травмы, не приводящие к потери трудоспособности, часто называют микротравмами. Травма, вызвавшая смерть, называется смертельной травмой. Совокупность всех травм, само явление их получения называется травматизмом.

Для оценки травматизма нужно знать частоту возникновения травм, их тяжесть (с медицинской точки зрения) и долгосрочные социальные последствия (социальная тяжесть).

Возможность получения в процессе труда заболевания и (или) травмы, включая смертельную, добавляет к медикобиологическим последствиям (травма, заболевание, увечье, инвалидность, смерть) негативные социальные последствия. Эти последствия являются по своей сути опасностями труда как социального отношения . К ним относятся частичная или полная утрата работоспособности, профессиональной трудоспособности, общей трудоспособности.

Следует подчеркнуть, что даже небольшая потеря способности эффективно работать может стать непреодолимым препятствием в сохранении и (или) получении работы, особенно при избыточности рабочей силы на рынке труда.

Труд сделал из обезьяны человека

В этой статье мы определим, что такое труд, каким он бывает и какие действия человека можно назвать трудом.

Труд – это…

Проснувшись утром, люди начинают совершать какие-либо действия: женщина готовит завтрак для своей семьи и отправляется на работу либо занимается домашним хозяйством, мужчина тоже спешит на свое рабочее место, дети идут в школу.

Все знают, что им нужно делать, все совершают целенаправленные действия. Их деятельность и есть труд: труд домохозяйки, труд сотрудника офиса или металлурга у плавильной печи, труд ученика, получающего знания в школе или институте.

Вывод: труд – это сознательная целенаправленная деятельность человека, направленная на удовлетворение собственных потребностей и (или) потребностей общества.

Определение

Даже совершая пробежку в парке (или придерживаясь ЗОЖ другим образом), мы трудимся для укрепления своего физического и душевного здоровья.

Труд и производство

Если рассматривать труд как часть производственного процесса, то он является фактором производства, т.е. одним из важнейших экономических ресурсов производства.

Человек посредством своего труда и орудий труда воздействует на объект труда (сырье, материалы, комплектующие) → получает результат труда.

Схема

Труд тем эффективней, чем совершенней орудия труда и выше квалификация (знания, умения, навыки) работника.

Оценка труда

Объем и качество трудовой деятельности человека оценивается в материальном (денежном) эквиваленте.

В идеале оценка труда должна проводиться по критерию интенсивности и полезности сделанной работы, т.е. чем больше и качественней ты работаешь, тем выше твоя заработная плата. Или же чем больше пользы ты приносишь обществу, тем больше зарабатываешь.

Работник

Красиво звучит, но абсолютная утопия (что это такое?). Для такой формы распределения материальных благ, созданных обществом, человечество не доросло (и вряд ли дорастет).

Реалии сегодняшних дней диктуют двойственную оценку труда:

С другой стороны, наличие капитала (вне зависимости от его происхождения) позволяет извлекать солидные дивиденды, не прикладывая к этому практически никаких усилий.

Кот

Труд и эволюция человечества

Эволюция человечества неразрывно связана с трудом, как основой производства материальных благ.

Труд — источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство.

Мозг обезьяны превратился в мозг разумного человека под воздействием труда и членораздельной речи. Наиболее важную роль в совершенствовании мозговых функций сыграли руки, как рабочий инструмент.

Труд изменил строение руки, сделал ее более чуткой и гибкой, рука перестала быть задействована в передвижении. Кстати, современные исследования показали, что мелкая моторика (движения) рук способствует активации работы головного мозга.

Вырисовывается такая схема:

Обезьяна → изменение природных условий + труд + орудия труда (охота с дубиной, возделывание земли с палкой-копалкой и т.д.) → развитие моторики рук → развитие мозга → необходимость трудиться в коллективе → необходимость в средствах коммуникации → возникновение речи → переход на новую ступень эволюции: Человек

Очевидно, что на сегодняшнем уровне развития науки этой теории можно противопоставить массу возражений. Современная наука не может дать гарантию, что теория Энгельса и Маркса относительно роли труда в эволюционном процессе верна на все 100 процентов.

Виды труда

Есть работа, которая требует от человека приложения физических усилий – это физический труд. Есть работа, которая требует интеллектуального напряжения – это умственный труд.

Но четко разграничить умственный и физический труд невозможно, ведь каждое физическое действие обязательно сопровождается осознанием его необходимости и созданием мысленного алгоритма его выполнения, т.е. присутствует и доля умственного труда. Поэтому разделение труда на умственный и физический носит весьма условный характер.

Трудовую деятельность человека в зависимости от ее вектора направленности можно дифференцировать по трем направлениям:

  1. хозяйственная деятельность – предполагает создание материальных благ в качестве своей цели;
  2. общественная – направлена на поддержание или преобразование социума (что это такое?), т.е. общества (вне зависимости от его масштабов (школа, город, страна, планета));
  3. интеллектуальная деятельность – подразумевает создание нематериальных благ (научные разработки, технические изобретения, литературные, живописные произведения и т.д.).

Труд также можно классифицировать следующим образом:

Классификация

Труд может быть:

  1. принудительный – как мера наказания за совершенные правонарушения или преступления (что это такое?), рабство (в некоторых странах нелегальный рабский труд еще встречается);
  2. вынужденный – деятельность осуществляется под воздействием каких-либо моральных или (и) физических факторов;
  3. добровольный – результат добровольного осознанного выбора человека.

Для чего нужен труд

Труд в жизнедеятельности отдельного человека и человечества в целом выполняет несколько важнейших функций, каждая из которых является самоцелью:

  1. удовлетворение материальных потребностей человека и общества;
  2. утоление духовных потребностей (создание нематериальных ценностей);
  3. самосовершенствование (приобретение новых знаний, умений и навыков);
  4. развитие общества;
  5. обеспечение безопасных условий существования отдельного индивидуума (кто это?) и человечества в целом.

Источник и способ

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Коммунистические идеи сейчас не выглядят столь утопическими, тем более, что в странах с высокой социальной поддержкой выплачиваются весьма хорошие пособия по безработице.

Но дело даже не в этом, а в техническом прогрессе, ведь рано или поздно человек переложит большую часть труда на машины, тогда труд превратится из жизненной необходимости в обыкновенное хобби, а с учётом того, что человек без дела сидеть не может, то основательно трудиться не перестанет, однако это уже будет не оплачиваемый труд, а волонтёрство.

В какой-то мере труд очень полезен. Он дисциплинирует личность, помогает развиваться, дает какую-то цель и мотивацию. Однако, работа не должна ухудшать физическое состояние человека.

Кроме того, сам процесс должен быть грамотно построен и сопровождаться периодами отдыха, достаточными для полного восстановления. Иначе вместо прогресса, личность начнет деградировать.


Всё, чем мы сегодня пользуемся, является результатом труда. Здания, мебель, бытовая техника, транспорт, одежда, еда были созданы людьми. На протяжении жизни человек постоянно преобразует окружающий мир для того, чтобы удовлетворить свои нужды. Узнаем, что такое труд, каким бывает труд человека, какие его разновидности выделяются по содержанию, сложности, результату.

Трудом называется деятельность человека, при которой происходит изменение им окружающей среды. Она всегда ориентирована на получение определённого результата. В её основе лежит цель — удовлетворение потребностей отдельной личности или общества в целом.

Человеческий труд имеет количественную и качественную оценку. Например, при работе на заводе или фабрике устанавливаются нормативы производства. За смену человек должен изготовить обозначенное количество деталей или предметов. Качественный труд поощряется премией, благодарностью.

Рабочий на заводе

Рис. 1. Рабочий на заводе.

В современном мире труд является обязательным условием благополучия. Человек, не желающий работать, вряд ли сможет обеспечить себе и своей семье высокий уровень жизни. Люди, постоянно совершенствующие свои знания и умения, ценятся на рынке труда, занимают престижные должности, получают хорошее вознаграждение.

Виды труда

В обществознании существует несколько классификаций труда, основанных на разных критериях, которые изучают в 5 классе. Кратко познакомимся с наиболее популярными из них.

Умственный и физический труд

По содержанию принято выделять два вида труда.

  • Умственный труд по-другому называется интеллектуальным. В его основе лежит работа с информацией — её обработка, систематизация, применение. Этот вид деятельности требует постоянного напряжения мышления, внимания, памяти. Примерами могут быть такие профессии, как учёный, учитель, инженер, писатель.
  • В основе физического труда лежит применение мышечной силы. Это, например, работа грузчика, дворника, слесаря.

Часто эти две разновидности труда сочетаются в одной деятельности. Так, например, скульптор создаёт произведения искусства, применяя собственные физические силы. Однако в основе его творчества лежит идея, результат длительного умственного труда.

Создание скульптуры

Рис. 2. Создание скульптуры.

Простой и сложный труд

В зависимости от сложности труд делится на два вида. Познакомимся с их определениями.

  • Простой труд не требует длительного обучения, специальной профессиональной подготовки, высокой квалификации (уборщик, вахтёр, грузчик).
  • Сложный труд может выполнять человек, получивший специальное образование, имеющий соответствующую подготовку. По-другому его называют высококвалифицированным (доктор, учитель, инженер).

Репродуктивный и творческий труд

  • В основе репродуктивного труда лежит деятельность, которая не несёт ничего нового. Действия воспроизводятся множество раз, результат заранее известен (повар, рабочий на заводе).
  • Когда работник способен действовать нестандартно, создавать новое и необычное, речь идёт о творческом труде (художник, модельер, актёр).

Что мы узнали?

Труд — целенаправленная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей. Он может быть умственным и физическим, простым и сложным, репродуктивным и творческим.

Читайте также: