Сообщение на тему требования предъявляемые профессиями

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Краткое описание типов профессий

• животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание ;
• наблюдательность.

• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

• хорошая оперативная и механическая память;
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
• хорошее распределение и переключение внимания;
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость, терпение;
• логическое мышление .

• художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
• размножение художественных произведений в массовом производстве ( мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

• художественные способности; развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер );
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
• бытовое обслуживание ( продавец , парикмахер, официант, вахтер);
• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка, самоконтроль ;
• умение сдерживать эмоции и чувства ;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерение и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать конфликт и разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.

Примеры профессий в соответствии с представленными типами отношений человека к окружающему миру

Тип профессий

Примеры профессий

Человек - природа (П)

Садовник, зоотехник, ветеринар, животновод, геолог, агроном, биолог, лесник, пчеловод, почвовед и т. д.

Человек - техника (Т)

Слесарь, токарь, радиотехник, связист, швея, водитель, электрик, инженер, монтажник и т. д.

Человек - человек (Ч)

Продавец, учитель, воспитатель детского сада, няня, преподаватель училища, техникума, вуза; врач; медицинская сестра, официант, администратор и т. д.

Человек - знаковая система (3)

Чертежник, машинистка и оператор ЭВМ, радист, плановик, экономист, корректор, программист, телеграфист, наборщик и т. д.

Человек - художественный образ (Х)

Маляр, гравер, архитектор, фотограф, актер, шлифовальщик камней, художник, музыкант, модельер, стеклодув и т. д.

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Три главных требования к профессии

1. Профессия должна быть интересна для Вас. Если человеку нравится содержание труда, то он охотнее будет работать, повышать свою квалификацию, завоевывать авторитет и в итоге зарабатывать. Он будет крепче держаться за свое рабочее место, да и у работодателя будет меньше поводов для его увольнения. Работа станет любимым делом.

2. Профессия должна соответствовать Вашим возможностям. Любая профессия предъявляет к человеку определенные требования: к состоянию здоровья, квалификации и профессиональным способностям. Эти параметры являются профессионально важными качествами человека. Если уровень развития качеств больше того, который требуется для овладения профессией, то человека можно считать профессионально пригодным к этой профессии. Если же уровень развития какого-нибудь качества не соответствует профессиональным требованиям, то можно говорить о профессионально непригодности человека.

3. Профессия должна быть востребованная на рынке труда. Учитывайте возможность дальнейшего трудоустройства. Задумайтесь, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти себе работу после обучения. Спрос работодателей на определенных специалистов может меняться. Сегодня невозможно с уверенностью сказать, какие профессии перестанут пользоваться спросом через пять-десять лет. Но уже сейчас можно узнать, какие специалисты востребованы на сегодняшний день и какие будут нужны и через несколько лет.


Правильный выбор профессии – это когда в будущем специалист удовлетворен своим делом, положением в обществе и в профессиональном мире.

Определение соответствия человека профессиональным требованиям ( в рамках как отбора, так и аттестации) — это разработка и применение на практике комплекса мероприятий, предназначенных для наилучшего согласования реальных духовных, психических и физических возможностей конкретных людей с запросами различных профессий относительно этих возможностей.

Предметом теоретических исследований в области разработки профессиональных требований являются три составляющих. Первая составляющая — человек (индивид, личность и организм) как субъект трудовой деятельности. Вторая — профессия как форма трудовой деятельности. Третья — отношения между человеком и профессией.

Целью теоретических исследований является научное обоснование выбора оптимальных отношений между человеком и профессией.

3 — Обозначение личных (психологических) предпосылок, необходимых для успешного выполнения работы. Это толкование профессиональных требований можно назвать психологическим.

Три вышеизложенных подхода к определению профессиональных требований являются основными в психологии управления, хотя могут быть и другие. Изучение профессиональных требований в советской психологии привело к выделению типов профессий: человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — природа (по классификации Климова Е.А.), а так же составлены рекомендации и характеристики к самому широкому кругу конкретных профессий.

Однако, современный подход хотя и опирается на полученный опыт и знания, но всё же представляет собой новую систему, отвечающую требованиям рынка труда, современной экономике, современным требованиям. Так, например, более подробно профессиональные требования, можно описать с помощью компетенций, которыми должен обладать человек, для выполнения конкретной деятельности в конкретной должности. Более подробно требования можно составить с помощью применения профессиографического исследования.

Профессиография — это практическое направление психологии труда, изучающее требования, предъявляемые профессией к личностным качествам, способностям и возможностям человека. Объем, глубина и детальность профессиографического исследования зависят от заказа, то есть, цели профессиографии.

Итогом профессиографического исследования является разработка профессиограмм специальности.

Профессиограмма — это профессионально-квалификационная модель специалиста. Она включает в себя должностную характеристику и модель должности (совокупность требований, предъявляемых к работнику). Аттестационная профессиограмма имеет более упрощенный вид, заключающийся в совокупности требований к специалисту, предъявляемых данной деятельностью и перечнем качеств, которыми должен обладать квалифицированный специалист. Эти требования и качества схематично делятся на две группы: общие качества, присущие всем специалистам данного профиля (экономистам, технологам, механикам и т. п.) и специфические качества, присущие работникам конкретной профессиональной деятельности. Хронологически и организационно профессиографирование должно входить в подготовительный этап аттестации персонала. За шесть месяцев до начала очередной аттестации, не реже одного раза в пять лет проводится профессиография специальностей и должностей.

Периодичность профессиографирования зависит от изменений технологического цикла предприятия, его реконструкции и других важных для динамики кадровой структуры производственных изменений. При условии постоянства функциональной структуры предприятия периодизация профессиографирования составляет три-пять лет. Эти сроки определяются влиянием социального развития региона и производства в целом. Такая периодичность гарантирует возможность учета динамичности функциональных характеристик должностей, изменения кадровой структуры предприятия, уточнения требований к персоналу с точки зрения изменившихся условий труда.

Для проведения профессиографии выбираются эксперты по каждому направлению производственной деятельности. Количество экспертов определяется в пределах десяти человек. Экспертами назначаются наиболее опытные работники и руководители, работавшие ранее или работающие в настоящее время на данной должности. Отобранные эксперты утверждаются приказом генерального директора (руководителя) по аттестации. Отделом кадров составляется график экспертизы должностей, в соответствии с которым назначенные эксперты в рабочее время оценивают характеристики данной деятельности. Оценка экспертами профессиональных черт специалистов в соответствии с должностью осуществляется по перечню требований к данной профессии.

Профессиографический опросник состоит из десяти частей, в которых объединены группы тематических требований к персоналу предприятия: моральные качества, политические качества, организаторские качества, деловые качества, интеллектуальные качества, профессиональные качества, психологические качества, волевые качества, физические качества , внешние качества.

Принципиально различаются четыре типа направленности профессиограмм: информационный, диагностический, прогностический и методологический. Несмотря на различие в целевой ориентации при построении профессиограммы используется один и тот же процессуальный прием, который заключается в аналитико-синтетическом процессе. Этот процесс представляет собой один из методов моделирования деятельности, который состоит из анализа реальной специальности (деятельности) и синтеза, как процесса формирования модели специалиста.

Дальнейшая часть процесса профессиографирования является по существу моделированием профессиональной деятельности, отражая уровень самого труда.

Построение модели профессиональной деятельности осуществляется при помощи определенных методов. Методы профессиографии определяют по существу вид и структуру профессиограммы, которая представляется в описательной форме или в виде нормативной и структурной моделей. Профессиограмма отражает систематизацию признаков данной специальности, исходя из методов ее составления. Таким образом, профессиография как отрасль психологии труда представляет собой единый аналитико-синтетический процесс моделирования деятельности. В основе этого процесса лежит теоретическая позиция профессиографа относительно подходов к анализу профессиональной деятельности и ей моделирования. Классификация профессий занимает ключевое место в профессиологии. Она отражает положение дел в профессиографии и строится на ее основе.

Средством получения профессиографической информации является проведение анкетного опроса экспертов, которыми выступают наиболее опытные специалисты в исследуемой отрасли, обработка анкетных данных и их интерпретация.

Методика экспертизы включает в себя три основных этапа: а) конструирование профессиографической анкеты, б) подбор специалистов-экспертов и их инструктирование, а также в) организацию экспертизы, обработку и интерпретацию данных. Конструирование профессиографической анкеты осуществляется психологом- профессиологом, или менеджером по персоналу. Затем данные обрабатываются, проверяется достоверность результатов и делается общий вывод о профессиональной пригодности кандидатов на основе представления полученных экспериментальных оценок в виде нормального распределения данных.


Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Попробуем сформули­ровать их для каждого типа, класса, отдела и группы профессий.

Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техниче­ская фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области, причем изобретать можно необязательно новые продукты труда, но и способы работы.

Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород:

Проходчик, машинист бульдозера, техник геофизик, инженер по опробованию и испытанию скважин

Профессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, изделий:

Сборщик верха обуви, столяр, плотник, оптик, ткач, прессовщик изделий из пластмассы

Профессии, связанные с производством и обработкой металла, механической сборкой, монтажом машин, приборов, оборудования:

Горновой, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, оператор станков с программным управлением, сборщик-достройщик судовой.

Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием механического оборудования, технологических машин, установок, транспортных средств:

Слесарь-ремонтник, осмотрщик-ремонтник вагонов, механик.

Профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, сооружений, конструкций:

Каменщик, электросварщик, строитель, архитектор, слесарь-судоремонтник, арматурщик.

Профессии, связанные с монтажом, сборкой электрорадиооборудования, приборов, аппаратов:

Электромонтажник, сборщик электронных часов, техник по производству вычислительных машин, сборщик микросхем, монтажник-вакуумщик.

Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием электрооборудования, приборов, аппаратов:

Радиомеханик, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, инженер радиосвязи, техник-электрик, часовщик.

Профессии, связанные с применением подъемных и транспортных средств, управлением ими:

Водитель, пилот, техник водолазного дела, машинист тепловоза, судоводитель, инженер по транспорту, багермейстер.

Профессии, связанные с переработкой продуктов сельского хозяйства:

Маслодел, повар, кондитер, пекарь, техник-технолог по мясным продуктам.

Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе по профессии этого типа:

Устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно папин, себя не место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотно­шениях; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми; терпение.

Конечно, только перечисленных выше качеств недостаточно для успешной деятельности по профессиям и специальностям рассмат­риваемого типа. Необходима хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства.

Профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами:

Директор предприятия, бригадир поезда, капитан флота, бригадир, инженер по организации управления производством

Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов, профессиональной подготовкой:

Воспитатель детсада, учитель, тренер, инженер по подготовке кадров, инструктор-летчик, репетитор цирковых номеров, репетитор по технике речи.

Профессии, связанные с материально-бытовым, торговым обслуживанием людей:

Проводник, продавец, парикмахер, официант, приемщик заказов, буфетчик, бармен.

Профессии, связанные с информационным обслуживанием людей:

Телефонист, телеведущий, юрист, экскурсовод, библиотекарь.

Профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами:

Дирижер, режиссер, художественный руководитель.

Профессии, связанные с медицинским обслуживанием людей:

Медсестра, фельдшер, акушерка, врач, косметолог.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздни­ков, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям, очень много сведений приходится держать в уме. Необходимо также обладать дальновидностью,

чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда. Важны инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Изменчивые условия труда требуют от работника творческо­го мышления.

Профессии, труд в которых направлен на растительные организмы:

Почвовед, семеновод, овощевод, агроном, цветовод-декоратор

Профессии, труд в которых направлен на животные организмы:

Ветеринар, дояр, зоолаборант питомника, пчеловод, животновод, приемщик яиц.

Профессии, труд в которых связан с микроорганизмами:

Лаборант химикобактериалогического анализа, оператор в производстве заквасок, оператор выращивания дрожжей, аппаратчик обработки крови.

Профессии, труд которых направлен на создание и оформление документов, делопроизводство, анализ текстов или их преобразование, перекодирование:

Оператор связи, секретарь-машинистка, стенографист, корректор, технический редактор, библиограф, переводчик, нотографик, нотариус

Профессии, труд в которых направлен на числа, количественные соотношения:

Калькулятор на предприятии, оператор вычислительных машин, контроллер-кассир, бухгалтер, экономист, программист, статистик.

Профессии, труд в которых направлен на системы условных знаков, схематические отображения объектов:

Чертежник-конструктор, картограф-составитель, топограф, геодезист, аэрофотогеодезист

Работник искусства должен иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь), чтобы получать удовлетворение от своего труда, быть целеустремленным.

Профессии, связанные с изобразительной деятельностью:

Разрисовщик обоев, облицовщик-плиточник, фотограф, разрисовщик игрушек, чеканщик, резчик по дереву, огранщик вставок в ювелирные изделия, визажист, художник по свету, реставратор, художник-постановщик.

Профессии, связанные с музыкальной деятельностью:

Настройщик пианино, концертмейстер, артист-вокалист, артист оркестра, настройщик музыкальных игрушек.

Профессии, связанные с писательской деятельностью:

Редактор, сотрудник газеты, корреспондент, писатель.

Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью:


Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Попробуем сформулировать их для каждого типа, класса, отдела и группы профессий.

Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области, причем изобретать можно необязательно новые продукты труда, но и способы работы.

Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе по профессии этого типа: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимо-отношениях; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми; терпение.

Конечно, только перечисленных выше качеств недостаточно для успешной деятельности по профессиям и специальностям рассматриваемого типа. Необходима хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздников, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям, очень много сведений приходится держать в уме. Необходимо также обладать дальновидностью, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда. Важны инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Изменчивые условия труда требуют'от работника творческого мышления.

Работник искусства должен иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать .на большее, чем заслуживаешь), чтобы получать удовлетворение от своего труда, быть целеустремленным.

Гностические профессии (Г). Профессии этого класса предъявляют определенные требования к работнику. Он должен иметь выраженную познавательную активность, наблюдательность (достаточно большой объем внимания), устойчивость внимания, высокую работоспособность, малую утомляемость соответствующих органов чувств, проявлять твердость позиции, принципиальность в выводах.

Преобразующие профессии (Пр). Преобразующая деятельность человека может быть направлена на вещи, виды энергии, информацию, процессы, устройство общественной жизни. Этот класс широко распространен во всех без исключения типах профессии.

Названные профессии требуют определенных качеств от работников. Это прежде всего следующие: склонность к практическому влиянию на окружающую среду, интерес к процессу труда и его результату, высокая активность и работоспособность.

Изыскательные профессии (И). Этот класс профессий еще недостаточно изучен, однако выявлены безусловные требования к тем, кто решил выбрать одну из таких профессий. Прежде всего это интерес к новому, а также творческое мышление и воображение — способность легко отказываться от привычного хода мысли, искать новые варианты решений проблем.

Профессии, связанные с ручными орудиями труда (Р). При любом уровне технического прогресса сохраняется ручной труд: он используется для сборки, монтажа, налаживания, ремонта и регулирования различных технических устройств. При работе с ручными инструментами необходимы такие качества, как координированность движений (точная дозировка их по силе, расстояниям и* направлению усилий), высокоразвитая мышечно-суставная чувствительность, развитое наглядно-действенное практическое мышление, особый интерес к самому процессу труда, а не только результату работы.

Профессии, связанные с использованием машин (М). Эти профессии предъявляют работникам требования к следующим качествам: координированность движений, быстрота реакции и предусмотрительность, готовность к экстренным действиям, сочетающаяся со спокойствием и уравновешенностью, практическое техническое мышление.

Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов и других технических комплексов (А). Хорошо отлаженный станок с числовым программным управлением, автоматическая линия или технологический робот высвобождают человека как звено управления. Он наблюдает за их работой и при необходимости (для регулировки, ремонта) вызывает нужного специалиста. Среди качеств личности, необходимых работникам для выполнения своих обязанностей по профессиям этого отдела, следует отметить устойчивость внимания и наблюдательность; хорошо развитое воссоздающее воображение — способность мысленно представлять невидимые предметы, их соотношения.

Профессии, связанные с использованием функциональных орудий труда (Ф). Прежде всего уточним, что понимается под этим термином: это выразительные средства поведения, речи (учитель) ; организм человека, его подсистемы, органы (балерина, спортсмен); зафиксированные в речи правила, планы поведения, деятельности (программист-вычислитель и др.); эталоны органов чувств (дегустатор, кулинар). Функциональные средства имеют место в любом труде. Но в ряде профессий они являются основными. Секрет мастерства и успеха работающего прямо зависит от того, как он владеет этой группой орудий оснащения деятельности. Функциональные орудия незримы. Аппаратчик химического производства, например, мысленно прослеживает сложнейшие цепи, схемы недоступных наблюдению процессов, в уме ведет те или иные химические реакции. А внешняя сторона его деятельности — изменение положения различных вентилей, регулирующих поступление того или иного вещества, изменяющих режимы производства и т. д.

Вот некоторые качества, без которых человек не добьется успеха при осваивании профессии данного отдела: способность удерживать в уме множество правил, сведений,.оперировать ими, т. е. хорошая память; высокоразвитая способность самоконтроля и самоуправления.

Профессии, связанные с работой в определенных условиях. Работа в помещении с микроклиматом, близким к бытовым нормам (б), никаких особых требований к здоровью человека не предъявляет. Те же, кто работает на открытом воздухе (о) или в необычных условиях (н), например под водой, в непосред- ственной близости от огня, под землей и др., должны отличаться особой выносливостью, крепким физическим здоровьем. Если человек трудится в условиях повышенной моральной ответственности (м) за здоровье, жизнь и психическое развитие людей или несет бремя материальной ответственности за большие общественные ценности, то он должен обладать высоким уровнем развития моральных качеств.

Ресурс Департамента образования Администрации Владимирской области. Образовательная деятельность в учреждении осуществляется на русском языке. ©2017 - 2022 Департамент образования Администрации Владимирской области. Все права защищены.

Читайте также: