Сообщение на тему толерантность 2 класс

Обновлено: 04.07.2024

Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.

- раскрыть характеристики толерантного человека;

- сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;

- воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;

- воспитывать внимательное отношение к себе и другим.

- развивать навыки рефлексии;

- развивать способность осознавать свои чувства;

- развивать коммуникативные навыки.

Возраст участников: 8 -11 лет

Оборудование и материалы:

2. Компьютер, мультимедиа проектор, экран.

I. Первый этап - организационный: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания учащихся.

II. Второй этап – основное содержание занятия.

1. Формулирование темы занятия, основных целей.

2. Система упражнений.

III. Заключительная часть:

1. Просмотр мультфильма.

2. Рефлексия занятия.

I. Организационный этап занятия.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наша встреча посвящена важной теме, и вы ее узнаете чуть позже. Сначала мы проведем упражнение.

Цель: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания.

Ребята делятся на 2 группы по 5 человек. Выполняют команду, не общаясь друг с другом :

- Построиться по росту;

- Построиться в алфавитном порядке по первой букве имени.

Обобщение: Обе команды проявили сплоченность, взаимопонимание, одобрите друг друга аплодисментами.

II.Основное содержание занятия.

Мы живем в поликультурном обществе. Что это означает? Рядом с нами можно найти представителей:

- разных культур и национальностей:

- разных вероисповеданий: христиане, мусульмане, буддисты.

- разных убеждений: активисты политических партий, экологического движения., фанаты спортивные и музыкальные и так далее.

-разных интересов: филателисты, книголюбы, художники, музыканты, кладоискатели, альпинисты и так далее.

Каждый человек интересен сам по себе, но одновременно он является и представителем группы. Изучая, Другого, общаясь с ним, вы лучше поймете не только позицию человека, но и историю его группы. Речь идет о важности толерантного, миролюбивого отношения к представителям других национальностей, вероисповеданий, убеждений.

А что такое толерантность? Давайте посмотрим значение данного слова.

Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Обобщение : Таким образом, толерантность это в первую очередь уважение к различиям и правам других людей и себя.

Вопрос толерантности имеет важное значение, потому как сейчас в мире происходят межнациональные конфликты, приводящие к войнам, терроризму, гибели невинных людей. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами.

Они уезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь.

Все вы помните, что недавно в нашей стране на Дальнем Востоке в результате стихийных бедствий пострадали люди. Жители вынуждены были покинуть свои дома, свое хозяйство.

Каждый, кто считает себя толерантным человеком, откликнулся на призыв о помощи пострадавшим. А вы считаете себя толерантным? Кто из вас участвовал в помощи?

2. Практическая часть.

1)Решение практической ситуации.

Задание для ребят.

- Подумай, что нужно делать, как вести себя, чтобы, установить взаимопонимание и добрые отношения с новым человеком, человеком другой культуры.

(Слайд № 5) Правила толерантного поведения.

-Как должен вести себя толерантный человек?

-А сейчас вам предстоит сочинить конец истории. Придумать свое завершение проблемы отношений между животными, которые являются героями литературного произведения.

(Чтение по ролям. Распределение ролей)

-- Чему учит нас, людей эта история с животными?

Эта история учит нас решать проблемы, разрешать конфликты. Мы все разные, но надо воспринимать человека таким, какой он есть.

- Давайте посмотрим на себя разные ли мы?

Цель: Участники получают богатую информацию друг о друге.

1. Ребята рассаживаются по кругу.

Учитель называет личностное качество или описывает ситуацию и просит участников, по отношению к которым справедливо данное высказывание, выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: "Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!"

• у кого голубые глаза - трижды подмигните;

• тот, кто любит вкусно покушать, пусть погладит себя по животу;

кто похож на маму, пусть себя обнимет;

кто похож на папу, пусть похлопает в ладоши;

• кто любит собак, должен дважды пролаять;

• любящие кошек скажут "Мяу!" и подтянуться;

• кто любит читать, пусть пожмет руку соседу;

• кто рад, что учится в данном классе, громко скажет "Ура!";

• кто считает себя любознательным человеком, пусть заглянет под свой стул;

• кто мечтал стать невидимым, спрячется за стул;

• кто занимается спортом, тот приложит ладонь правой руки к сердцу.

4. Итог игры: - Что вы узнали интересное о своем однокласснике?

Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность. Вы разные, но вместе вам хорошо.

Каждый человек и внутренне, и внешне уникален и неповторим. Чтобы это понять, нужно больше общаться и дружить с разными людьми.

III. Итог занятия.

(Уважение, доброта, дружба, понимание, поддержка, терпимость,доверие. чуткость)

Проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему. Необходимо понимать, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть. Ведь в многообразии заключается наша сила и гармония.

Четыре угла — четыре выбора".

Цель: Повышение уровня сплоченности участников.

Время проведения : 30 минут.

1. Информирование. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. На время игры для каждого раунда Вам понадобятся по четыре больших листа бумаги (формат A3) и скотч. Прикрепите в четырех углах комнаты листы бумаги и напишите на них названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Листы крепятся на видных местах.

2. Члены группы становятся на середину комнаты.

3. Объявите участникам, что в ходе игры они смогут лучше узнать друг друга. Сначала все ходят по комнате, затем каждый останавливается у того листа бумаги, который кажется ему самым подходящим.

4. Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу, почему они выбрали именно этот цвет. Каждый должен запомнить всех, кто находится в том же углу (3 минуты).

5. Во втором раунде можно написать на новых листах четыре времен года.

6. В третьем раунде Вы можете использовать названия четырех музыкальных инструментов, например: скрипка, саксофон, арфа, барабан.

7. В четвертом нарисуйте на бумаге геометрические фигуры (по одной на каждом листе, например, треугольник, квадрат, круг и фигуру неправильной формы.

8. После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Порядок игры соблюдается четко: участники должны останавливаться возле того листа бумаги, надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом.

• Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе?

• Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу?

• Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы?

инструменты: молоток, пила, клещи, игла;

города: Париж, Рим, Москва, Шанхай;

напитки: кофе, чай, кока-кола, молоко;

животные: лев, антилопа, змея, орел;

здания: вилла, бунгало, замок, храм;

знаменитые люди: А. Эйнштейн, Дж. Пуччини, В. Шекспир, Билл Гейтс

Часть 4. Заключение. Рефлексия. 10 минут.

Черты толерантной личности

1. Расположенность к другим

4. Чувство юмора

8. Терпимость к различиям

9. Умение владеть собой

11. Умение не осуждать других

13. Умение слушать

15. Способность к сопереживанию

14 шагов к толерантности

1. Желание быть толерантным.

2. Стремление человека стать лучше. Постоянное саморазвитие (личностный рост). Умение ставить себя на место других.

4. Замечать мелочи и тонкости; замечать особенности ситуации;

5. Расширять свой круг общения. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).

6. Знакомиться с другими культурами, традициями: язык, рисунки, литература, архитектура; костюмы (одежда, кухня, музыка, танцы, песни.

8. Улучшить самоконтроль.

9. Развить в себе умение молчать/слушать.

10. Менять точки зрения.

12. Не зацикливаться.

13. Быть активным.

14. Не оценивать.

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.

2. Асмолов А. Г. Толерантность : различные парадигмы анализа// Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб., 2001.

4. Други и другие в языке, истории, традициях…/Авт. : К. Г. Митрофанов, Е. В. Власова, В. В. Шаповал. – М. : Прометей, 2002.

5. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.

6. Солдатова Г. У., Шалгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.

7. Толерантность в общественном сознании. России. М., 1997.

8. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. СПб., 2001.

9. Шаповал В. В. и др. Мозаика культур. / Под ред. А. П. Шевырева, Т. Н. Эйдельман. -М. : Локус/Пресс. 2005

Толерантность - это, в первую очередь, терпимость. Терпимость к чужим взглядам, интересам, вне зависимости от личных предпочтений. Если говорить о терминологии, то слово "толерантность" происходит от латинского “tolerantia”, означающего “терпени, терпеливость”.

Несмотря на то, что современный мир предоставляет много возможностей для самовыражения, проблема уважительного отношения к проявлению своей индивидуальности остается открытой. Одежда, музыка, спорт - каждый выбирает свой круг интересов, основываясь на своем видении мира, но, к сожалению, многие люди не понимают, или не хотят этого понять. Из-за негативного отношения к себе люди склонны считать себя ущемленным в чем-либо, поэтому и взывают к толерантности в обществе. Стоит заметить, что об этом должны знать не только те, кто притесняется, но и все люди.

Однако и здесь существует обратная сторона медали: излишняя толерантность может привести к так называемому парадоксу толерантности. Это означает, что чрезмерная толерантность ведет к ее полному исчезновению, так как толерантное отношение к нетолерантности приводит к распространению последней. Следовательно, толерантное общество не должно толерантно относиться к нетолерантности. Этот парадокс был высказан в 1945 году Карлом Поперром.

К тому же, излишняя толерантность может повлиять и на детей: вседозволенность, всепрощаемость любым проступкам сформируют соответсвенное отношение у ребенка. Избегание трудностей и избалованность принесут только больше проблем, а не решат их, поэтому в таком аспекте жизни, как толерантное отношение к другим, ясное видение ситуации, а также понимание, что принесет пользу, а что вред, невероятно важны. Следует помнить, что все хорошо в меру.

Теория без практики много результата не принесет. Как воспитать себя нравственно и стать терпимым к своему и не только окружению? Прежде всего, стоит принять то, что ни один человек в мире не должен соответвствовать чьим-то взглядам и интересам. Люди будут от остальных цветом кожи, музыкальным вкусом, и многим другим, но это вовсе не делает их хуже. Для взрослого человека с устоявшимся и сформированным мировоззрением изменить свое отношение к другим труднее, чем ребенку или подростку. Так же, как любой дом начинается с фундамента, воспитание начинается с детства. Прививать чувства уважения к другим, признавание их прав на их личную жизнь должно закладываться в детстве. Причем, причастны к этому должны быть не только родители, но и учитель, который вне семьи является для ученика наставником.

Таким образом, толерантность - это терпимое, уважительное отношение к ценностям других людей, основанное на ясном понимании того, что каждый - индивидуален и имеет право на личную независимую жизнь. Конечно, над этим надо работать с детства, но это не значит, что потерянный урок нельзя восполнить - практика и осознание того, что таким способом человек приобщается к культуре и становится лучше помогут в применении подобного отношения в жизни.

Вариант №2

Латинский термин толерантность обозначает терпение. Но значение этого понятия гораздо шире. В Декларации о толерантности ЮНЕСКО, принятой 185 странами, данное понятие раскрывается как уважение прав людей различных национальностей, культур, вероисповеданий, принятие форм и способов проявления и самовыражения индивидуальности человека во всем их многообразии. Толерантность является нормой жизни в современном многомерном мире, определяет устойчивость личности и общества. Нарушение принципов толерантности ведет к конфликтам, войнам, разрушению цивилизации. Другими словами, это способность не просто терпеть отличного от нас человека по этническим, культурным, религиозным или иным признакам, а еще признание уникальности и своеобразия его личности.

Иногда ложная терпимость близка к лицемерию или безразличию. Неприятного человека стараются просто не замечать или избегать. Часто, испытывая неприятие кого-то, пытаются подавить это в себе, стиснув зубы, не проявляя внешней враждебности. Эта скрытая нетерпимость может нанести вред самому человеку, вызывая чувства зависти, ненависти. Лишенный терпимости человек агрессивен и конфликтен. Он социально близорук, принимает лишь то, что способен видеть вблизи. И враждебно относится к тому, что находится на периферии его зрения, потому что оно плохо различимо и непонятно. Толерантность предполагает активную жизненную позицию, не отстранение, а участие во взаимоотношениях.

Толерантность – это искусство взаимопонимания с непохожими людьми. Понимание, умение встать на позицию другого делает человека толерантным. Отношения к людям и с людьми – суть человеческой жизни. Через эти отношения мы познаем мир и себя, они служат становлению нашей личности. Толерантность воспитывает способность жить с другими, принимая их право быть иными, не делая поспешных суждений, не вынося субъективных оценок. Толерантный человек обладает умением владеть собой, избегает стереотипов, признает многообразие взглядов и мнений, стоит на демократических позициях. Лишенный этого качества человек, как правило, склонен к осуждению и неприятию окружающих, не замечая собственных недостатков, все в мире делит на черное и белое, людей на хороших и плохих, стремится к авторитаризму.

Толерантность исключает понятие терпимости, как всепрощение или вседозволенность. То, что противоречит этическим нормам невозможно принять или допустить: терроризм, геноцид, расизм, наркоторговлю, торговлю детьми и многое другое. Терпимость не может быть безграничной. Еще Платон отмечал парадокс этого качества, говоря, что безграничная терпимость к нетерпимым способно погубить такое общество. Уважая права других, необходимо уметь отстаивать собственное личностное пространство и интересы.

Толерантность обогащает жизнь человека, потому что искренний интерес к другим людям, желание понять их, расширяет мировоззрение, развивает стремление к познанию мира во всех его проявлениях, накапливает бесценный жизненный опыт.

4, 5, 6, 9 класс, в школе кратко

Толерантность

Толерантность

А. Рублев-известный и уважаемый русский иконописец. Благодаря его трудам Церковь видит в нем преподобный лицей святых. Все иконы рассматривались как не объяснимые чудеса и как образцы для следующих поколений мастеров.

Ветеринар – профессия достаточно древняя. С тех пор как люди начали одомашнивать животных, появилась необходимость в людях, которые о них будут заботиться, ухаживать и лечить.

В данной работе мы постараемся исследовать жизнь и научные открытия в области биологии, одного из величайших учёных Карла Линнея. Основными достижениями Карла Линнея считаются его глубокие научные труды по классификации

Беседа о толерантности для учащихся 2 класса.

№ слайда 1

Беседа о толерантности для учащихся 2 класса.

16 ноября – Международный день толерантности. Сегодня мы хотим рассказать вам, ч

№ слайда 2

16 ноября – Международный день толерантности. Сегодня мы хотим рассказать вам, что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ.Толерантность – это уважение, принятие и понимание многообразия мира.

Посмотрите на картинку: вороны черные и только одна белая, но им хорошо вместе.

№ слайда 3

Посмотрите на картинку: вороны черные и только одна белая, но им хорошо вместе. Они весело танцуют и поют, и совсем неважно кто и какого цвета.

Толерантность – это способность признавать отличные от своего собственного мнени

№ слайда 4

Толерантность – это способность признавать отличные от своего собственного мнения. Мы допускаем, что кто-то может думать иначе, или действовать иначе, нежели ты сам .

Мы разные, но мы - вместе!

№ слайда 5

Мы разные, но мы - вместе!

Толерантность – это благосклонность и уважение к другому.

№ слайда 6

Толерантность – это благосклонность и уважение к другому.

Посмотрите: какой большой слон и какая маленькая мышка, они общаются, дружат. Бо

№ слайда 7

Посмотрите: какой большой слон и какая маленькая мышка, они общаются, дружат. Большой слон не обижает маленькую мышку. Они равны, не смотря на разницу в размерах.

Мы все разные: кто-то любит читать, кто-то заниматься спортом. Кто-то играет с с

№ слайда 8

Мы все разные: кто-то любит читать, кто-то заниматься спортом. Кто-то играет с собачкой, а кто-то разводит цветы, но нам хорошо вместе и мы приглашаем тебя. Ты нам нужен!

Вы поняли, что такое толерантность? Давайте поиграем и проверим: «Толерантны ли

№ слайда 9

Ты поссорился со своей сестрой…Ты пытаешься объясниться с ней…Ты обижаешься и мс

№ слайда 10

Ты поссорился со своей сестрой…Ты пытаешься объясниться с ней…Ты обижаешься и мстишь ей за это… Как вы поступите?

Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными…Ты устраиваешь истерику, чтоб

№ слайда 11

Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными…Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять…Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны…Как вы поступите?

Толерантность – это путь к миру. Как вы поступите в такой ситуации: Ты не соглас

№ слайда 12

Толерантность – это путь к миру. Как вы поступите в такой ситуации: Ты не согласен с кем-нибудь..Ты все-таки слушаешь его…Ты не даешь ему говорить…Как вы поступите?

В классе ты уже ответил…Тебе хочется ответить еще…Ты предоставишь другим возможн

№ слайда 13

В классе ты уже ответил…Тебе хочется ответить еще…Ты предоставишь другим возможность ответить….Как вы поступите?

Ребята, мы надеемся, что вы будете терпимее относиться друг к другу. Будете толе

№ слайда 14

Ребята, мы надеемся, что вы будете терпимее относиться друг к другу. Будете толерантны.





- Движемся дальше на улицу Дружбы народов. Посмотрите, у Земного шара дети разных народов. Они жители разных стран.
Попробуйте найти сходства, которые сближают и роднят детей разных стран.
- У всех есть: нос, рот, глаза, уши, пять пальцев на руке.
- Посмотрите, все они радуются, веселятся, улыбаются.
- Зависит ли настроение от цвета кожи и разреза глаз?
Дети: -Нет!



- Подходим к улице Взаимопонимания.
- Предлагаю вам узнать, что обозначает слово толерантность на разных языках мира.
На английском языке: толерантность- это готовность быть терпимым, снисходительным.
На китайском языке: толерантность -это быть по отношению к другим великодушным .
На русском языке: толерантность- это быть выдержанным, спокойным.
- А что объединяет все эти объяснения? ( Слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ)- Почему так важно в наше время говорить о толерантности? (Ответы детей).
-Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры и споры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга. Ведь не важно, какой мы расы (какой внешний облик человека), к какому народу принадлежим. Мы все жители планеты Земля, граждане единого человечества.
- На Земле под синим небосводом
Создано немалое народом.
Разных стран, обычаев, культур.
И любой народ велик и мудр!



- В 1996 году Генеральная
- Ассамблея (главный совещательный орган) ООН предложила государствам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день толерантности (умение жить среди людей).
- Сейчас мы находимся на главной городской площади. Площадь Согласия.
- Проведем игру “Клубочек” ( сматывая клубочек, передаем друг другу, называя качество, помогающее жить в мире
со всеми).
-Что же у нас получилось?



Читайте также: