Сообщение на тему тайны актерского перевоплощения

Обновлено: 05.07.2024

1. Как хорошо, что есть театр! Он был и будет с нами вечно, Всегда готовы утверждать Все, что на свете человечно. Здесь все

прекрасно – жесты,
маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра

2. ТАЙНЫ АКТЕРСКОГО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

4. Цель актерского искусства – лицедейство, игра, в которой ты превращаешься в кого-то другого. Конечно, это перевоплощение

условно.
Ты не становишься Ромео и Джульеттой, но
живешь на сцене их жизнью, их чувствами.
Арка́дий Исаа́кович
Ра́йкин — советский актёр
театра, эстрады и кино,
конферансье,
театральный режиссёр и
юморист. Народный
артист СССР (1968).
Лауреат Ленинской
премии (1980). Герой
Социалистического Труда
(1981).

5. Существуют два способа актерского перевоплощения:

внешнее (коренится в традициях театра
представления)
и
внутреннее (коренится в традициях
театра переживания)

6. В театре представления актер скрывается за личиной своего героя – маской – в прямом и переносном смысле. Он скорее представляет

персонаж, изображает его характер
и поведение, нежели живет его жизнью.
Средства внешней выразительности: грим и пластика,
особенности дикции и костюма.
• Генна́дий Ви́ кторович Хаза́нов
— советский и российский
артист эстрады, актёр театра и
кино, телеведущий,
общественный деятель,
руководитель московского
Театра эстрады. Народный
артист РСФСР

7. В театре переживания смыслом творчества актера становится рождение на сцене полнокровного образа, когда зритель следит за

8. Сценический костюм и грим.

• Сценический костюм и грим отличаются от своих
бытовых прототипов, как сценические вещи
отличаются от тех которыми мы пользуемся в
жизни.
Работа художника над костюмом.
1. Эскиз, в котором заложена образная
характеристика персонажа.
• Костюм решается в одном стиле со сценографией
спектакля. Важный приём в создании костюмачерез деталь.
• Деталь костюма: шляпа, веер, вуаль, трость, шарф.
• Костюм каждого персонажа создаётся с учётом
единства стиля костюмов всех актёров спектакля.

9. Грим –средство внешней выразительности.

ВОЛКОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
• Грим - от французского grime,
буквально — забавный старикан, от
староитальянского grimo —
морщинистый - искусство изменения
внешности актёра, преимущественно
его лица, с помощью гримировальных
красок, пластических и волосяных
наклеек, парика, причёски и др.

10. Театральный грим. Существуют следующие разновидности театрального грима:

Театральный грим.
Существуют следующие
разновидности театрального
грима:
• РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ (возрастной,
национальный, исторический,
портретный, характерный).
• Целью наложить театральный
грим реалистического типа
является создание
жизнеподобного образа
персонажа.
• УСЛОВНЫЙ (жанровый,
гротескный, сказочный).
• Условный грим основан на
отказе от традиций реализма –
преувеличении определенных
особенностей, черт.

актерское перевоплощение

Театр – самое сильное средство воздействия на человека — синтез всех искусств (живописи, музыки, литературы, хореографии, вокала и т.д.).

Театр – это костюмы, маски, грим и драматические действия, посредством которых, актёры отражают действительность: события, характеры, судьбы.

Театр для зрителя — начинается с гардеробной, для артиста – с гримёрки. Театр жив, пока есть публика, а что нужно публике? – Правильно, эффекты! А эффекты невозможны без изменения внешности актёра. Вот и появляются на лицах актёров: накладные бороды, усы, парики, маски и огромное количество косметических средств.

Основные работники театра, которые участвуют в той или иной степени в актерском перевоплощении:

  • Гардеробщики
  • Гримёры
  • Художники по костюмам
  • Актёры
  • Режиссёр
  • Рабочие сцены
  • Осветители
  • Билетёры
  • Пожарные

И все они выполняют единую идейно–творческую задачу: удивить зрителя постановкой. Сегодня мы попытаемся рассказать вам о значении костюма, маски и грима в театральном искусстве.

Театральный костюм

Театральный костюм – это не просто часть театрального грима: костюм в театре – больше, чем костюм.

Театральный костюм обязательно должен соответствовать роли актёра.

Так вот, есть такая даже профессия – художник по костюму.

Театральный грим

Гримировка, грим – это искусство изменяться (умение соответствовать исполняемой роли) посредством нанесения особо приготовленных красок, волосяных наклеек, использования парика.

Грим – один из способов художественной выразительности при создании образа, необходим вследствие технических причин (искусственного освещения, удалённости от зрителя).

В штате театра обязательно присутствует гримёр – человек, помогающий создать нужный образ.

Основная задача гримёра – наложить правильный грим (обязательно опираясь на знания мускулатуры человеческого лица), и здесь важно, чтобы грим соответствовал как замыслу режиссёра, так и стилю спектакля.

Профессиональный гримёр запросто может изменить форму лица, моментально состарить актёра или омолодить.

Актёры средневековья раскрашивали свои лица соком растений и сажей.

Современный грим – это полупрозрачные силиконы, создающие максимальную схожесть и соответствующие художественной замыслу режиссёра.

К.С. Станиславский всегда уделял важную роль гриму.

В театре парик, борода, усы, бакенбарды, лепной нос – одни из самых выразительных частей грима.

Парик с дополнениями (борода, бакенбарды, усы) всегда даёт возможность подчеркнуть эпоху, в которую разворачивается действие спектакля, а также социальное положение и возраст героя.

Некоторые актёры всегда гримируются сами, но предварительно проводят большую работу – изучают собственное лицо и характер персонажа, образ которого им предстоит воплотить на сцене.

Перед нанесением грима лицо тщательно очищают, а затем наносится специальная кремовая основа, далее в ход идёт подводка, пудра, специальные карандаши для глаз. Снимается грим также специальными средствами.

  1. Грим должен быть приспособлен к мимике актёра, а мимика к заданному гриму.
  2. Грим должен быть собран со всем внешним оформлением, которое задумал режиссёр (свет, декорации, костюм).

Обучить гриму – задача не из лёгких – он постигается долгим опытом.

Театральные маски

Театральные маски – специальные накладки с вырезом для глаз (как правило, форма маски повторяет человеческое лицо) используются с давних времён с целью передачи характера ролей и душевного настроения.

Изготавливаются их из бумаги, папье-маше, гипса, дерева, металла и других материалов.

Порой для усиления голоса актёра снабжаются металлическими резонаторами.

Многие театры используют театральные маски, изготовленные профессионалами из Венеции, где уже несколько веков проходят театральные карнавалы и фестивали.

Только соблюдая полную гармонию между всеми вышеперечисленными средствами актёрского перевоплощения, можно рассчитывать на признание зрителей.

Друзья, и вы расскажите нам, о известных вам средствах выразительности сценического действия. Делитесь с нами своими знаниями и впечатлениями в строке ниже.

Это может быть интересно

Post scriptum

А что вы знаете о театре?! Друзья, если у вас есть желание стать ещё более приятным и эрудированным собеседником, (а это возможно, овладев, к примеру, секретами постановочного действия), тогда рекомендуем вам одну из рубрику нашего проекта — актёрское мастерство (здесь мы собрали все самое интересное, для того, чтобы ваше знакомство с театром стало увлекательным и интеллектуальным отдыхом).

Итак, театр как мы его понимает сейчас, зародился в России довольно поздно – только во второй половине XVII века. История его становления — это несколько непростых этапов, и мы обязательно их осветим в наших последующих выпусках. Единственное, что хочется отметить уже сейчас: идут годы, столетия, а театр продолжает быть самым любимым и востребованным видом искусства. Только представьте себе, что современный, завораживающий театр начинался со скоморошества (актёры высмеивали власть имущих, богачей, духовенство, сочувственно показывали обычных, простых людей).

Цель актёрского искусства — лицедейство, игра, в которой ты превращаешься в кого-то другого. Конечно, это перевоплощение условно. Ты не становишься Ромео или Джульеттой, но живёшь на сцене их жизнью, их чувствами.

Существуют два способа актёрского перевоплощения: внешнее и внутреннее. Первое коренится в традициях театра представления, второе — в традициях театра переживания.

Все они предстают перед нами как определённые типажи, в которых подчёркнуто обозначена какая-то одна человеческая черта. В создании игровой маски большую роль играют средства внешней выразительности: грим и пластика, особенности дикции и костюма.


Искусство внешнего перевоплощения, искусство маски и лицедейства тянется из глубокого прошлого и имеет свои истоки в древних языческих игрищах, в культурах разных стран. В Европе масочное лицедейство оформилось как театр представления в Италии. Масочные персонажи Карло Гоцци (Бригелла, Коломбина, Скапен) были носителями человеческих черт, профессий и были неизменны, кочуя из спектакля в спектакль.

Драматургия XX в. потребовала от актёра иного типа игры, основанной на психофизике внутреннего перевоплощения в своего героя.


Выразительность формы и стиля сценического костюма позволяет актёру зажить жизнью театрального героя. Точно найденная деталь помогает созданию образа, становится средством его характеристики.

Совсем не обязательно играть купца в настоящем овчинном тулупе. Бытовой костюм выполняет конкретную жизненную функцию: шуба — согревать, рыцарские доспехи — защищать, золотое платье королевы — показать её величие и богатство.


Сценический костюм и грим так же отличаются от своих бытовых прототипов, как сценические вещи отличаются от тех, которыми мы пользуемся в жизни.

Работа художника над костюмом начинается с эскиза, в котором уже должна быть заложена образная характеристика персонажа. Костюм решается в одном стиле со сценографией спектакля.


Костюм каждого персонажа создаётся с учётом единства стиля костюмов всех актёров спектакля.


Есть такие сценические зрелища, в которых художником решаются только костюм и свет. Вспомните различные концерты и шоу, цирк и пантомиму. Там всё визуальное решение зрелища сосредоточено в облике актёра или певца.

Здесь приведены примеры костюмов, специально придуманных художником. А часто для создания сценического облика используется самая обыденная одежда: майки, кепки, тельняшки и т. п. На сцене или на эстраде, в шоу или на концерте это придаёт определённый стиль и колорит всему зрелищу. Вспомните, например, выступления известных вам рок-групп.


Это перевоплощение, создаваемое актёром вместе с художником, чрезвычайно эффектно, иногда даже составляет суть представления.


Создавать пробы грима и других средств внешнего перевоплощения очень полезно и интересно при помощи компьютера, взяв за основу фотографию, художник вместе с актёром могут моделировать облик персонажа во множестве вариантов. Внешний облик часто помогает понять внутреннее состояние.

Задание

Учебно-исследовательское

  1. Какие вам известны способы актёрского перевоплощения?
  2. В чём отличия сценического костюма от бытового? Как костюм помогает актёру в создании образа своего героя? Почему костюм является частью общего сценографического решения спектакля?
  3. Каковы способы трансформации костюма в любительском спектакле?

Костюм, придуманный художником, имеет смысл только в игре актёра.

То, как ведёт себя актёр в костюме, как двигается, как костюм помогает ему создать внешне и внутренне запоминающийся образ, — свидетельство успеха работы художника. Но в то же время это свидетельство мастерства актёра, сумевшего с помощью костюма добавить новые краски в жизнь своего персонажа.

Полезно сделать компьютерную разработку разных вариантов грыма, причёскы и др. Актёрская работа оценивается по естественности поведения (умение выдеть и слышать без наигрыша и зажима), по правде реакции на происходящее в этюде.

Стремление неопытных актёров облачиться в настоящие костюмы, да ещё как можно более похожие на исторические, понятно. Но оно лишь следствие неумения перевоплощаться и идёт от неверия в предлагаемые обстоятельства, от недостатка фантазии, неуверенности в своих актёрских возможностях.

Правда игры происходит не от реальности королевского одеяния, а оттого, что ведёшь себя как король. Тогда даже тюлевая портьера, наброшенная на джинсовую курточку, будет восприниматься залом как лионские кружева.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актерское искусство. История его возникновения. Основной принцип актерского искусства.

Театральный костюм. Виды театральных костюмов.

Грим. История возникновения искусства грима. Виды грима.

Маска. Маски в искусстве.

Актерское искусство — профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества.

Общий принцип актёрского искусства — перевоплощение. Перевоплощение бывает внешнее и внутреннее, метод его постижения различается в зависимости от техники, которой пользуется актёр, школы. Рабочие инструменты актера так же различаются как внешние и внутренние.

Внешние (технологические) — грим, костюм, в некоторых видах театра — маска.

Внутренние (психо-физические) — физические: тело, пластика и моторика, голос (в том числе дикция), музыкальный слух, чувство ритма; психические: эмоциональность, наблюдательность, память, воображение, скорость реакции, способность к импровизации.

Истоки актёрского искусства восходят к массовым действам первобытного общества. Хотя в тот момент актёрского искусства как такового не существовало. Наивное человеческое мировоззрение той эпохи приписывало подобным действам магическое значение, способное повлиять на силы природы, принести удачу на охоте или устрашить врага.

Распад массовых действ, исполнявшихся всем племенем, на игры и танцы привёл к появлению исполнителей и зрителей.

Театральный костюм - элемент оформления спектакля. В истории театра известны три основные типа театрального костюма: персонажный, игровой и одежда действующего лица. Эти три основные типа костюма существуют на всех стадиях сценического искусства – от ритуально обрядового и фольклорного предтеатра до современной художественной практики.

Виды театральных костюмов:

Персонажный костюм - это своего рода изобразительно-пластическая композиция на фигуре исполнителя, приводимая им в движение и озвучиваемая (произнесением текста или пением) иногда скрывающая его фигуру полностью, аналогично тому, как маска закрывала его лицо.

Игровой костюм - это средство преображения облика актера и один из элементов его игры. В обрядовых и фольклорных действах преображение чаще всего носило гротесково-пародийный характер, когда мужчины наряжались в женщин, женщины в мужчин, юноши в стариков, красавицы в ведьм, или когда изображали разных животных.

Грим (фр. grime, буквально — забавный старикан, от староитал. grimo — морщинистый) — искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др. Характер грима в театре зависит от художественных особенностей пьесы, замысла актёра, режиссёрской концепции и стиля оформления спектакля.

История возникновения искусства грима

История грима восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный, условный по рисунку и краскам грим некоторых форм китайского, индийского, японского и др. театров Востока, связанных при своём возникновении с древнейшими военными ритуальными обрядами, частично сохранился в этих театрах до настоящего времени.

Народные актёры Средневековья (скоморохи, жонглёры и т. д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Идеализированный, обобщённый грим был создан театром классицизма. Во 2-й половине XVIII века делались попытки придать гриму большую характерность, индивидуальную выразительность. Однако только развитие реализма в театре создало основу для расцвета искусства грима. Большое значение гриму в работе над ролью придавал К. С. Станиславский. В практике Московского Художественного театра искусство грима стало одним из важных компонентов режиссёрского замысла спектакля. С этого времени появляется новая в сущности должность художника-гримёра, творческого помощника режиссёра и художника. Большой вклад в развитие искусства грима в советском театре внесли гримёры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин, П. Б. Лившиц, И. В. Дорофеев и др.

Существует 2 метода грима: живописный и объёмный (пластический).

Живописные приёмы грима предполагают использование только красок для имитации объёма — нужные впадины и выпуклости просто рисуются на лице, и меняется цвет кожи. Объёмный грим предполагает использование налепок, наклеек и подтяжек, а также постижёрных изделий (усы, бороды, парики). В настоящее время понятие объёмного грима полностью отождествляется с понятием пластического грима. Пластический грим предполагает наклеивание на кожу эластичных накладок из латекса или силикона.

Маска (личина) — предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях.

Маски в искусстве

С древних времен во всем мире маски играют важную роль в театральной традиции. Особенно важное значение они приобрели в восточных культурах. Их использование в театре сохранилось до сегодняшнего дня, хотя они и претерпели изменения формы и выразительных средств.

В Европе использование масок в искусстве впервые было широко представлено у древних греков и римлян. Общеизвестный символ театрального искусства - смеющаяся и плачущая маски - берет начало в древнегреческом театре.

Греческие маски зачастую имели широко открытый рот и выполняли роль мегафона. Их изготовляли из бронзы, и такие маски помогали голосу исполнителя достигнуть дальних концов амфитеатра.

В Средневековье ношение масок во время выступления было связано с мистическими соображениями. Боги изображались актерами в серебряной или золотой маске.

Расцвет масок пришелся на эпоху Возрождения. Большое количество балов и маскарадов, карнавалов и других представлений, происходящих на улице или в дворцовой обстановке создавало спрос и способствовало процветанию масочного ремесла. Популярности маскам добавил и балет, в котором персонажи часто представали в масках.

В настоящее время маски широко используются в цирковых представлениях и кукольных театрах.

Читайте также: