Сообщение на тему старообрядцы на урале

Обновлено: 07.07.2024

В посте Туристические особенности Свердловской области: примитивизм, алогизм и освоение бюджетных средств. я поднял тему недооценки властями исторических и туристических особенностей Среднего Урала. Ими развиваются туристические маршруты выходного дня, как панацея для въездного и внутреннего туризма. Там есть туры посвященные 70-летию Великой Победы, туристам предлагают вспомнить, что Берёзовский Свердловской области называют Родиной Российского золота, есть в этом перечне мест для посещения Нижний Тагил, Верхняя Пышма, Невьянск, Верхотурье (о презентации туристических продуктов, создаваемых за счет бюджета Свердловской области я рассказывал в посте Большие профессионалы туризма: топтание на месте или путь в никуда. ).

Так как я часто бываю с различных уголках Свердловской области, то рассказы местных жителей для меня открыли важную часть ее прошлого. Если Верхотурье в период освоения Сибири и Урала в XVII веке был форпостом Православия и российской государственности, то нарождающаяся уральская промышленность являла собой совершенно иной культурный уклад. С началом возведения демидовских заводов на Урале возникают центры старообрядчества. Практически все заводы, которые возводил старообрядец Демидов, были полны старообрядцев. Следы этой культурной особенности несут на себе столица старообрядцев Урала, Невьянск, такие города как Нижний Тагил, Верхний Тагил, все, которые входили в промышленную империю Демидовых.

Раскол в Русской Православной церкви начался в 1653 году при царе Алексее Михайловиче. Крутой по характеру патриарх Никон вводит новые правила. Царь лелеял мечту объединения всего православного мира вокруг Москвы и освобождения Византии. Первым шагом должно стать приведение обрядовости и символов веры к единому образцу дабы все православные молились и веровали одинаково. Так греческая церковь, давшая по сути Руси православие, к 17 веку имела целый ряд отличий. Никон приглашает греческих ученых в Москву. Они должны сравнить русские православные книги со старогреческими. Вывод был сделан такой, что русская церковь за несколько веков отошла от истинных старовизантийских канонов.

Старообрядцев, были готовы идти на смерть, но не предать свою веру. Яростное, жестокое искоренение, подавление, уничтожение старой веры со стороны власти и никоновской церкви. Здесь должен быть какой-то идеологический принцип, чрезвычайно важный, за который люди шли на костер, на пытки. И это уж конечно главным было не то, креститься двумя или тремя перстами и сколько поклонов класть.

Одним из идеологических источников старообрядчества была вера в истинность учения Отцов Русской церкви, ее Святых. Великий русский святой Сергий Радонежский переформатировал христианство западного толка в ведическое православие. Отец Сергий был высокопосвященным волхвом. Его православие - это торжество законов Прави. Он тонко вписал славянские ведические законы в христианство. Христианское учение Сергия Радонежского было - солнечным, жизнеутверждающим, не отличающимся от древнего гиперборейского миропонимания. Старообрядцы воспринимали реформы Никона и царя как процесс уничтожение церкви Сергия Радонежского, закабаления русского народа, навязывания греческой религии с ее раболепием и покорностью власти, чего ранее на Руси не было.

Церковь Сергия отрицала обращение "раб Божий". При нем русы были детьми и внуками Божьими как и раньше в ведические времена. При Иване Грозном все это продолжалось. В середине XVII века Никон и Романовы стали чистить привычный уклад.

В народе пошел ропот, что эти ученые проходимцы, преследующие корысть. А изменения идут по книгам латинским. Первыми отказались подчиняться Никону монахи Соловецкого монастыря. Они готовы дать вооруженный отпор. Ропот перерастает в смуту.

22 июня 1666 года происходит ужаснувшее многих солнечное затмение, предвещающее само собой разумеется конец света. В том же году происходит Собор. Все нововведения Никона соблюдать как истинные - решает Собор. Защитников старой веры проклинают и обзывают раскольниками. Приступом берется Соловецкий монастырь. Главных мятежников для устрашения вешают и сжигают. Казнят огнем самого ярого проповедника старообрядчества - протопопа Аввакума. В земляной тюрьме от голода умирает инокиня Феодора - знакомая нам больше как боярыня Морозова. Простой люд, напуганный казнями, побежал по просторам России. Сначала в костромские, брянские леса, а потом и дальше на Урал, в Сибирь.

Первое донесение о появившихся на Урале старообрядцах относится к 1684 году. На Поречье в Усольском уезде появились человек 50. Особенно много старообрядцев приняли уральские леса после знаменитого стрелецкого бунта. Подавление бунта царем Петром было жестоким. Бежавшие хоронятся в самых глухих углах - лесах, горах, пещерах. Летопись пишет: "При переселении заводили оне иноческий скиты. И жили аки монастырями многолюдно человек по сто". Одно из поселений старообрядцев было на месте нынешней деревни Кулизей. По преданию именно с этого погоста начали старообрядцы обживать Урал. Лес столь плотной стеной обступал погост, что узенькую просеку, выводящую в мир, старообрядцы называли дырой. Старообрядцы разделились на два толка: поповцев и безпоповцев. Само название говорит за себя. Те и другие молятся только на иконы, писанные до патриарха Никона. Контакты с внешним миром сводились к минимуму. Пойманных распространителей старой веры приказано пытать и сжигать в срубе. А тех, кто веру сохраняет положено нещадно пороть кнутом и ссылать. Приказано бить кнутом и батогами даже тех, кто окажет старообрядцам малую помощь, даст им поесть или просто испить воды.

Царь Петр I разрешает записным старообрядцам жить в деревнях открыто, но облагает их двойным налогом, а это разорительно. И большинство староверов живут незаписанно то есть нелегально за что судят и ссылают. Им запрещено занимать какую бы то ни было государственную или общественную должность, быть свидетелями на суде против православных, даже если последние уличаются в убийстве или воровстве. Но несмотря ни на что, старообрядчество неистребимо.

Особое распространение получает старообрядчество на Урале с развитием здесь промышленности. Демидовы и другие заводчики вопреки верховной царской власти всячески поощряют старообрядцев и скрывают их от властей. Даже наделяют их высокими должностями. Ведь заводчикам нужна только прибыль, на церковные догмы им наплевать, а все староверы добросовестные работники. То, что с трудом дается другим, ими соблюдается без труда. Губить себя водкой, курить им не позволяет вера. Старообрядцы, выражаясь современным языком, довольно быстро делают карьеру, становясь мастерами и управляющими. Уральские заводы становятся оплотом старообрядчества.


Недалеко от Невьянска - столицы Демидовых есть старинное старообрядческое село Быньги (ударение на "и"). Здесь находится очень красивая, даже уникальная по своей архитектуре Никольская церковь (1789). Конец каждого века знаменовался оттепелью в отношении старообрядцев. Вокруг - тяжелые избы. Да какие! Просто 19 век. Многие избы могли бы украсить любой музей деревянного зодчества. Здесь снимали, кстати, фильм "Угрюм-река".

Гонения то ослабевают, то усиливаются но никогда не прекращаются. В царствование Елизаветы Петровны на старообрядцев обрушивается новая волна репрессий и гонений. Раскольникам запрещается строить скиты, именоваться пустынножителями и скитниками. Еще одна ловушка - внедрение единоверчества. Ветхие старообрядческие церкви закрываются, новые перекрещиваются. В единоверческих церквях службы ведут по старому. Однако подчиняются они официальной православной церкви. Если от раскольников не избавиться разрушением церквей, то можно попытаться одолеть веру новым расколом. В селе Быньги рядом с Никольской находится именно единоверческая Казанская церковь (1853) с довольно примитивной архитектурой.

В Нижнем Тагиле решают переделать Троицкую часовню в единоверческий храм. Старообрядцы окружают часовню, преграждая к ней доступ. "Умрем, но не отдадим" - говорят они. На конфликт приезжает взглянуть разгневанный губернатор. И дает команду штурмовать часовню. Часовня взята. Разоряются скиты: каслинские, кыштымские, чердынские. На Урале начинает действовать постоянная миссия. Ее члены православные священники ездят по деревням, беседуют со старообрядцами, уверяя что их вере есть не что иное как ересь. На словах крестьяне соглашаются с миссионерами, однако после отъезда их часто просят собор наложить на них епитимию чтобы загладить случившийся грех. Вообще борьба со старообрядчеством ведется почти во все время нахождения Романовых на престоле. Можно насчитать лишь 60-70 лет, когда борьба утихала.

Поселения старообрядцев, единоверческие церкви разбросаны по всему Среднему Уралу. Это и поселок Шарташ (около Екатеринбурга), Верхний Тагил, где сохранились старинные здания и уклад, но нет ни одного объекта культурного наследия, село Таватуй (Свердловская область) и многие другие.

Есть данные правительственной статистики по количеству старообрядцев и поморцев в Уральском регионе на 1826 г.

Губерния Общее количество старообрядцев Количество поморцев Доля поморцев от общего числа старообрядцев, %
Оренбургская 23198 10410 44,0
Пермская 112354 10509 8,9
Тобольская 33084 7810 24,0

Свердловская область, в тот период, относилась к Пермской губернии, которая по количеству старообрядцев существенно отличается от своих соседей. И дело не только в их численности, а в том влиянии, которое они оказывали на развитие Среднего Урала, его культуру и историю.

Вот такая историко-культурная особенность Свердловской области, которая, по праву может стать одним из туристических маршрутов.

Просто, об этой особенности в Правительстве Свердловской области и ГБУ СО "Центр развития туризма Свердловской области", видимо не знают.

История Урала и Сибири неотделима от старообрядчества. В прежние времена среди представителей этого течения нередко появлялись харизматичные личности, влиявшие на жизнь всего региона. Это и крупные заводчики, и купцы и прославившиеся своим подвигом старцы. И хотя староверы всегда старались держаться обособленно (и сегодня в этом плане тоже мало что изменилось), но пример их беспринципности и стойкости всегда был перед глазами жителей Урала.

Возникновение старообрядчества

В 1650-х годах в результате церковной реформы, инициированной царем Алексеем Михайловичем Романовым и проводимой патриархом Никоном, в русской православной церкви произошел раскол. Нововведения, целью которых было уничтожить различия между обрядовыми традициями русской и греческой церкви, часть православных приняла как неприемлемые искажения истинной веры. Они были не согласны креститься тремя перстами, вместо двух, сократить количество послемолитвенных поклонов с 17 до 4 и проводить крестный ход против солнца. Они крепко держались старых традиций и предпочли гонения и смерть предательству своих принципов и веры. Первые годы староверы скрывались в лесах центральной России, а затем ушли на Урал и в Сибирь, стремясь максимально дистанцироваться от верховной власти.


Мариинск

Кто такие кержаки


Мариинск

Как живут старообрядцы

Считается, что староверы до сих пор придерживаются старого летоисчисления, согласно которому сейчас 7530 год, а новый год начинается в сентябре (не в январе). Вера запрещает им курить и употреблять алкоголь. Долгое время существовал запрет на употребление привезенных из-за моря продуктов, даже таких невинных, как картофель, чай или кофе. Староверов всегда отличала строгость нравов. Им сложно мириться с чем-то новым, включая моду и европейский костюм. Традиционная мужская одежда староверов — это рубаха-косоворотка с воротником-стойкой и штаны. Женщины носят рубаху с сарафаном, подпоясанным пояском, и особым образом повязанный платок, полностью скрывающий волосы, лоб, уши и шею. Цвета одежды старообрядцев, как правило, безрадостные.

В каждой крупной старообрядческой общине имеются свои певческие традиции. Существовали здесь и самобытные иконописные школы, например, Невьянская икона, получившая широкую известность.

Староверы и Демидовы

С развитием горнозаводской промышленности на Урале старообрядцы приобрели более прочные позиции. Демидовы, как и другие заводчики, ценили староверов как трудолюбивых, образованных и непьющих работников. Вопреки монаршим указаниям, их не только принимали на работу, но предоставляли возможность карьерного роста. В частности история сохранила для нас имя Гаврилы Семенова, который пришел на завод мастером, а стал управляющим демидовского завода.

Один из заводов демидовской горнозаводской империи находился в Мариинске. Это был вспомогательный, связанный с Ревдинским чугуноплавильным железоделательным предприятием завод, который производил листовое и кровельное железо. Здесь, среди тайги, в двух соседних селах Мариинске и Краснояре образовался центр старообрядцев, память о котором жива по сей день. Краснояр и сегодня называют селом старообрядцев. Рядом с ним сохранилось старое кладбище с традиционными восьмиконечными крестами с двускатной крышей. В лесу неподалеку находится старообрядческая святыня — могила отшельницы Платониды, рядом с которой бьет радоновый, считающийся лечебным источник.


Источник Платониды

Весело отдохнуть компанией

Гости размещаются в настоящих русских избах. Самый вместительный Белый дом может принять 7-10 человек. Есть и бюджетный вариант, подразумевающий проживание в хостеле, он рассчитан на 14 человек.

Белый дом Вид с террасы Белого дома

Обратите внимание, что до 12 декабря при бронировании корпоратива действует скидка 5%. Программа и смета обсуждаются индивидуально.

Вместо предисловия

Зачем тебе это надо, это раскольники, и вообще, это неинтересно никому!

С позиции и понимания веры, не кара ли это Божия, не причина ли постигших нас бед, не наказанье ли за старообрядцев?

Мы истоптали лучшую часть своего племени, обрекли лучшую часть народа на гонения, вполне равные тем, какие отдали нам возместно атеисты в ленинско-сталинские времена. 250 лет было отпущено нам для раскаяния, — а мы только и нашли в своем сердце: простить гонимых, простить им, как мы уничтожали их. Но и это был год, напомню, 1905-й — его цифры без объяснения сами горят, как валтасарова надпись на стене…

А вот небольшая цитата из Соловьева B.C.:

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (Сервантес).

Нельзя просто закрыть глаза на свою историю, сказать, что не будем это читать, не будем это публиковать, потому что это раскольники, и мы не хотим о них ничего знать и ни в чем не хотим разбираться — они не заслуживают нашего внимания. Ярлык повешен и печатью припечатано. Но, на мой взгляд, очевидно, что раскол XVII века — это событие, требующее внимательного изучения и осмысления.

Пока не выпросим у староверов прощения и не соединимся все снова — ой, не будет России добра (А.И. Солженицын).

Такое получилось у меня предисловие, а теперь, собственно, о лекции.

Три личности, от кого берет свое начало староверие на Урале

Спасаясь от безбожной власти, староверы-часовенные шли все дальше на восток, в тайгу. Скит на Малом Енисее

Третий персонаж, на взгляд лектора, — одна из самых харизматичных личностей той эпохи, это священник Доментиан, служивший в Знаменской церкви Тюмени. Он сошелся с сосланными в Сибирь романовским попом Лазарем и патриаршим иподьяконом Фёдором Трофимовым. В результате священник Доментиан обратился в очень ревностного старообрядца. Вскоре всех троих отправили в ссылку, в Пустозерск. Судьба дьяка Фёдора и попа Лазаря закончилась трагически — им резали языки и сожгли.

Русская инквизиция: потеснение и разгром устоявшегося древнего благочестия, угнетение и расправа над 12-ю миллионами наших соотечественников, жестокие пытки для них, вырывание языков, клещи, дыбы, огонь и смерть, лишение храмов, изгнание за тысячи верст и далеко на чужбину — их, никогда не взбунтовавшихся, никогда не поднявших в ответ оружия, стойких, верных древлеправославных христиан, их, кого я не только не назову раскольниками, но даже и старообрядцами остерегусь, ибо и мы, остальные, тотчас выставимся тогда всего лишь новообрядцами (А.И. Солженицын).

Со старым обрядом осталась наиболее сильная, волевая и энергичная часть русского народа, старообрядческое движение объединяло миллионы русских людей самой высокой пробы. Несмотря на жесточайшие преследования и дискриминацию… (Т.Д. Соловей, доктор исторических наук, профессор, истфак МГУ им. М.В. Ломоносова).

Люди совершенно искренне верили в то, что именно так они могут спасти свою душу. Но есть еще момент, на который не принято обращать внимания, потому что он не духовный. Дело в том, что горевшие люди были крестьянами. А на крестьянство власти давили нещадно, выжимая из него все соки — для жизни ничего не оставалось. Поэтому самосожжения можно считать еще и протестом людей, которым терять было нечего. Но были и те, кому было что терять, и от старой веры они отшатнулись. Среди них немало было священнослужителей. Одно дело сидеть на тепленьком приходе, а другое — потерять свое общественное положение, а то и саму жизнь. Поэтому мало было священников у старообрядцев Урала и Зауралья в семнадцатом веке. На территории, которая сопоставима по размеру с Великобританией, у приверженцев старой веры (а их было несколько десятков тысяч) не было ни одного священника.

Старообрядцы-поморцы на Урале

Часовенные Невьянского завода. Фото начала XX века

В 1710-е годы церковные власти активизировали поиски старообрядческих скитов в Поволжье (Керженец, Ветлуга). Руководил этим епископ Нижегородский Питирим. По старообрядцам было нанесено несколько серьезных ударов. Пытаясь защищаться, десятки тысяч старообрядцев побежали. Грандиозная, но пустая территория — Урал: на многие десятки и сотни километров можно было не встретить ни одного человека. На территории в 2,5 тысячи квадратных километров (как Люксембург) не существовало ни одного храма, не было ни одного никонианского священника, не было ни одного административного начальника. И старообрядцы начали активно переселяться, основательно заселив эти пустующие территории.

Род гусляков древен и славен бысть, повелся он от непокорных бояр и стрельцов.

Староверы-беглопоповцы на Урале

Старообрядцы строили свою Церковь по канонам. Т.к. единственный епископ, который не принял реформы патриарха Никона — епископ Коломенский Павел был к тому времени умерщвлён, и у старообрядцев не было трехчинной иерархии, то взамен института архиерейского они завели институт старейшинства: иноческого и священнического. Из равных назначался первый, старший над всеми беглыми попами, бежавшими от господствующей Церкви. Интересную историю привел лектор о беглом попе Севастьяне, жившем в Нижнем Тагиле. Когда случился грандиозный поиск старообрядческих священников, инициированный Тобольским митрополитом, черный поп Севастьян был захвачен. Его обвинили в колдовстве:

Поп Севастьян девку Настасью обволшествовал таким образом, что она, когда его видит, паки изумлена бывает.

Как только население Нижнего Тагила узнало об аресте, то там чуть ли не революция разразилась. Попа силой отбили от властей и спрятали. Важнейшую роль играли скиты. Они всегда создавались рядом с каким-либо поселением. Старообрядцы, жившие в поселении, давали скитникам всё необходимое для жизни. А скитники молились за них.

Старообрядцы-часовенные во время моления на Веселых горах близ Тагила на Урале. Фото начала XX века

Третий центр — это столица, крупный город Екатеринбург, единственный в нашей стране, получивший статус горного. Во времена Василия Татищева старообрядцев там не было. Но рядом с Екатеринбургом находился маленький населенный пункт на берегах озера Шарташ. Там жили староверы. Шарташ был расположен на перекрестке торговых путей, богател и скоро стал составлять конкуренцию купцам Екатеринбурга. В начале XIX века из 56 купцов Екатеринбурга 40 уже были старообрядцами — они переехали в Екатеринбург из Шарташа. Вскоре на многих важных административных постах стояли старообрядцы. Они также были старообрядческими старшинами.

Общее состояние староверия на Урале

Усадьба купцов Расторгуева-Харитонова в Екатеринбурге. Современный вид

Если бы у меня было хотя бы десяток таких администраторов, как этот мужик, я бы перевернул Россию.

После смерти Александра I Зотова обвинили замешанным в убийстве двух рабочих на заводе (дело курировал сам Николай I) и сослали в Кексгольм (ныне Приозерск), до которого он, впрочем, не доехал, а, по слухам, видели его впоследствии в его петербургском дворце, где он на балконе попивал чаек. Еще несколько фотографий старшин и их особнячков. Эти люди руководили старообрядческим обществом на Урале до сороковых годов XIX века. Старшины приглашали того или иного попа; решали, какому старообрядческому монастырю развиваться, а какому нет; давали деньги на храмы. Несколько фотографий старообрядческих церквушек в Екатеринбурге, часовня в Висиме (в этом городе родился писатель Мамин-Сибиряк). Фотография сделана зимой, и то часовенка почти не видна. А что будет летом, когда все оденется в листву? Лесовщик в трех метрах пройдёт и не увидит.

У многих общин в XVIII веке стали появляться свои святые места (после раскола господствующая Церковь все святые места считала своими), на них начались паломничества. В основном это были могилки праведников, схимников. По сибирской тайге много таких потаенных мест, могилок, поклонных крестов. Могила инока Павла, матушки Платониды, Ефрема Сибиряка, схимника Максима… Есть местные святые места, а есть святые места общеуральского значения. Поход к святым местам не обязательный элемент старообрядчества, но это очень сплачивало общину, давало почувствовать себя членами огромного мира со своими законами, правилами, этническими нормами. На этих святых местах люди встречались, знакомились, общались.

Старообрядческая часовня Воздвижения Честного Креста Господня в г. Невьянске

В советское время произошла серьёзная потеря исторической памяти. Потомки старообрядцев не совсем понимают свои корни и источники. Есть в Екатеринбурге господин Козицын, руководитель металлургической компании, меценат. Он построил много храмов для официальной Церкви. Род Козицыных — это могучий старообрядческий род безпоповцев часовенных, и если бы пращуры узнали о том, что их потомок будет помогать никонианской Церкви, они, по словам лектора, не дали бы возможности господину Козицыну вообще родиться.

Удивительно талантливый народ! Могли все делать. И иконы лили. И книги переписывали, печатали. Сохранили старинное искусство одноголосного пения по крюкам. Вот бы о чем вспомнить телевизионщикам! Вот бы что показать, а не то, с кем спит или только еще планирует переспать та или иная звезда… А показать народу у старообрядцев есть что. И мы можем многому у них поучиться — хотя бы тому, как отстаивать и веру свою, и свое достоинство вопреки всему (В.В. Жириновский).

В старообрядчестве насчитывается от 70 до 100 согласий и толков и каждый из них имеет собственное название. К примеру, есть сидяки. Моленный дом, лавки, стол. Люди садятся, и мало-мальски грамотная старушка читает Евангелие. И все, никаких других книг для богослужений они не знают. Это как раз тот момент, когда прервались исторические традиции. Они помнят, что они старообрядцы, но сделать ничего не могут. Основные согласия — это федосеевцы, поморцы, часовенные, спасовцы. У безпоповцев всегда было критическое отношение к белокриницкой и новозыбковской иерархии. Новозыбковская церковь самая молодая, моложе всех остальных. В 1923-м году епископ Никола (Позднев) решил возглавить одно из течений по линии старообрядчества. Скоро к нему прибился ещё один епископ, осознав заблуждение никонианской Церкви, добровольно присоединился в сущем сане. Но часовенные Николу за епископа не признают, т.к. крестили того обливанием. Часовенные всегда очень высоко оценивали истинное крещение троекратным погружением. Сейчас самая мощная и значимая структура в старообрядчестве — это белокриницкая митрополия. Именно она, так случилось, является сейчас визитной карточкой старообрядчества в России, да и в мире.

Храм во имя Рождества Христова (РПсЦ) г. Екатеринбурга

Закончить статью хотелось бы следующими словами нашего русского писателя В.Г. Распутина:

P.S. Огромная благодарность Максиму Борисовичу Пашинину, руководителю Культурно-Паломнического Центра имени протопопа Аввакума, периодически знакомящего нас с лучшими знатоками старообрядческой истории, и организовавшего (при содействии Издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке, где, собственно, прошла лекция) встречу с Белобородовым С.А.

Андреева А.А., руководитель Издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке

Последние публикации моего канала об Агафье Лыковой, вызвавшие большую реакцию читателей, навели меня на мысль, что тема отшельничества среди староверов по прежнему интересна, поэтому я решила рассказать, кто еще, кроме Агафьи, предпочитает жить в уединении. Сегодняшний рассказ о судьбе староверов Урала, о представительнице которых - Вишерской бабе Симе ( Серафиме Пантелеевне Собяниной) я уже рассказывала раньше. (ссылки по традиции - в конце этой статьи)

Оказывается, к началу XX века на территории только Пермского края насчитывалось около сотни старообрядческих приходов. К началу семидесятых годов их осталось только два. ( Читая историю их исчезновения, я не раз вспоминала Карпа Лыкова и его братьев - получается, что не зря они боялись преследований и уходили в леса) . Но лучше обо всем по порядку.

В двадцатых годах прошлого века решением местных советов на Урале стали повсеместно закрываться молельные дома, а священников-старообрядцев арестовывали и репрессировали. Добротные хозяйства староверов объявлялись кулацкими и отбирались. Все это вынудило старообрядцев бежать в леса на север и на восток.

Те, кто рискнул остаться на Урале, также шли на север - в Республику Коми, к хребту Эбельиз. Там старообрядцы расселялись маленькими скитами по 3-5 домов, уходя от устьев притоков реки Илыч на несколько километров, так, чтобы их нельзя было обнаружить с этих больших рек. Рубили избы и, как и Лыковы на Алтае, жили охотой, рыболовством и огородом. Точно так же изредка выходили "в мир" и через проверенных людей меняли пушнину и рыбу на патроны, спички и соль.

Когда началась активная коллективизация, многие старообрядцы, как и Лыковы, бросали свои дома и уходили еще дальше на север. В лесах Печоры до сих пор время от времени находят заброшенные избушки. Те из моих читателей, кто вместе со мной изучал историю рода Лыковых, возможно помнят, что дед Карпа Осиповича был книжником - выполнял почетную обязанность по переписыванию старинных рукописей и книг допетровских времен. Сейчас ученые-филологи говорят, что только благодаря старообрядцам у них есть возможность изучать подобные экземпляры.

В одном из таких заброшенных скитов на Печоре сотрудники Литературного музея Санкт-Петербурга обнаружили целую библиотеку - более 200 старинных книг. Существует легенда, что где-то в лесах спрятаны еще более древние и редчайшие рукописи, залитые для сохранности воском в лиственничных колодах. Так что не одна Агафья владеет старинными сокровищами.😉

Но вернемся к уральским старообрядцам. Тех, кто решил остаться на Урале, разыскивали и выслеживали в лесах и арестовывали - за уклонение от воинской и трудовой повинности. В наше время кому-то уже трудно это представить, но наказание за уклонение было очень суровым. Староверка Анна Ивановна Попова, 1927 г.р. вспоминала, что однажды ее мать родила двойню. Почему-то у староверов это считалось большим грехом и роженицу заставили несколько раз окунуться в ледяную воду, чтобы очиститься от скверны. Разумеется, такое купание не прошло бесследно, женщина заболела и умерла. Отец взял в жены другую, с которой ушел к самому подножию Эбельиза, оставив детей в деревне. Там пара поставила скит и собиралась жить, но их выследили, арестовали и впоследствии расстреляли.

Изучая уже в наши дни дела, заведенные на старообрядцев на Урале, журналисты обнаружили, что те контрреволюционные организации, якобы выявленные в скитах староверов, типа "Братства русской правды" и "Группы воинствующих христиан" были сфабрикованы самими сотрудниками НКВД. По материалам дел старообрядцы, живущие в удаленных от населенных пунктов, спрятанных в глухих лесах скитах, занимались распространением листовок ( видимо, среди медведей ) и проведением диверсий ( среди прочего лесного зверья ).

Те староверы, которых не смогли выследить сотрудники НКВД, прожили в уральских лесах до 1952 года. По свидетельствам местных жителей, некоторые жили в этой вынужденной (или добровольной?) полной изоляции по 30 лет. То есть не одни Лыковы порвали в то время связь с внешним миром. Что касается старообрядцев Урала, их уединенное существование прервал случай.

Во время войны многие женщины с детьми вернулись из скитов под видом беженцев. В одной публикации я прочитала, что мужчины временами выбирались в деревни тоже и, переодевшись в женские темные платья, участвовали в сельских работах, особенно в сенокосе. ( Если честно, я не очень поняла, зачем выходить ради сенокоса. С переодеванием как раз все понятно - чтобы не привлекать внимания - мужчин то не было, все были на фронте. Или это они своим вышедшим в деревни семьям помогали? )

В общем, какое-то время все было спокойно, а потом какому-то представителю Троицко-Печорского обкома партии, приехавшему в те края по делам, показалось, что женщин в дальних лесных деревнях слишком много. И он написал донос. На расследование обстоятельств этого дела в деревни был направлен старший лейтенант НКВД по фамилии Курдюмов. Он то и заметил одну странность - в нескольких деревнях, где практически не было мужчин, появились новорожденные.

В одну из деревень заслали женщину-агента, которая втерлась в доверие к местным жителям и выяснила всю правду о скрывающихся староверах. Прошли массовые аресты и суды по все тому же уклонению. Отбыв срок, многие староверы вернулись обратно и по сей день их потомки живут там же.

К сожалению, за время их отсутствия случилось то, о чем беспокоятся многие из моих читателей - многие дома были разграблены. Что удивило лично меня - в 1959 году в этом поучаствовала и экспедиция литературного института, о которой я писала выше. Разве можно что-либо изучать (и тем более забирать) в отсутствие хозяев ? Впрочем, как я понимаю, арестованные и осужденные староверы хозяевами уже не считались . Так что книги, как и одежда, иконы и утварь были изъяты.

В 1971 году Русский Поместный Собор Православной церкви отменил наложенные "клятвы" на старообрядцев и признал их веру. Но, как мы видим, с признанием старообрядчества, проблемы, появившиеся после Раскола, до конца еще не решены.

Подписывайтесь на мой канал, я обязательно расскажу еще много интересного. Другие статьи по истории старообрядчества можно прочесть здесь:

Читайте также: