Сообщение на тему советская школа

Обновлено: 17.05.2024

Какая ваша первая ассоциация с советской школой? Наверняка строгая дисциплина и твёрдые знания. Единые для всей страны, а потому тщательно выверенные и непогрешимые учебники, бессменная школьная форма и строгий, но справедливый учитель — преисполненная достоинства женщина средних лет, которой побаиваются и родители учеников.

Спустя десятилетия советская школа предстаёт в коллективной памяти как нечто единообразное, как система с очень точными и практически неизменными характеристиками. Но и реформы сверху, и личные нововведения педагогов позволяют оценить школьную систему Советского Союза как поле непрекращающихся экспериментов.

История советской школы началась с экспериментального послереволюционного десятилетия. Первое решение советской власти о реформах образовательной сферы прозвучало в декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви. Вскоре вся образовательная отрасль оказалась в острой ситуации, которая покажется знакомой педагогам 1990-х. Прежняя идеология отвергнута, а значит, старые учебники непригодны; все правила — от приёма учеников до снабжения школ — меняются.

И в городах, и в селах двадцатых годов школы, особенно небольшие, нередко жили за счёт родителей учеников: они обеспечивали отопление, необходимые материалы для классов и большую часть жалования учителя.

image_image

Железнодорожная школа – семилетка № 2. Ученики за работой в столярной мастерской. Конец 1920-х гг. – начало 1930-х гг.

image_image

Портрет советской школы 1920-х выглядит реализацией самых смелых утопических предложений. Следовать не учебнику, а реальности, давать проектные задания, стимулировать командную работу — чем не программа какого-нибудь кванториума? Реформы в практической педагогике сопровождались научным бумом, хотя не всё, что успели создать психологи и педологи, дошло до школ. Уже в начале 1930-х гг. эксперименты стали сворачиваться.

Но причины поворота школьной политики в консервативное русло были отчасти и экономическими. Новые методы требовали весомого финансового обеспечения как на уровне школ, так и в педагогическом образовании. Потому наркомат просвещения пошёл по более простому пути: единообразная система подготовки педагогов, единые программы и учебники для всей страны, единоначалие в школе, дисциплина в классе. Установив над просвещением максимально жесткий контроль, власть смогла за короткий срок подготовить армию молодых педагогов и ввести всеобщее начальное обучение.

Модель советской школы в сталинский период сильно напоминала дореволюционную гимназию, где коммунистическая идеология заменила Закон Божий. Сходство усилилось, когда старшие классы стали платными (с 1940 г.) и было введено раздельное обучение девочек и мальчиков (с 1943 по 1954 гг. только в городах). Но уже во второй половине 1940-х гг. в школе начались перемены.

Попытки реформировать школу были вызваны реальными проблемами послевоенного общества: школа утратила свою роль и значение. У немногих подростков во время войны была возможность посещать школу, и уже в 1946 г. вузы столкнулись с недобором: им некого было зачислять на первый курс.

Кроме того, дисциплина в классах стала заметно хуже, ученики реже посещали занятия, а в деревнях и в небольших городах родители снова перестали отпускать детей в школу, потому что их труд был нужен дома — или просто потому, что у ребят не было ни одежды, ни обуви.

image_image

image_image

На практике основные усилия министерства просвещения были связаны с материальным обеспечением работы школ, подготовкой большого числа новых учителей и ликвидацией отставания от требований программы. Как это отразилось на учителях?

image_image

Восьмилетнее среднее образование стало обязательным, как и трудовой стаж в 1−2 года на производстве для всех выпускников средней школы. Без этого нельзя было поступить в вуз, и выпускники школ часто отправлялись на предприятие только для того, чтобы наработать необходимый срок. Они не были заинтересованы в своей работе и без сожаления увольнялись.

Как отмечают современные исследователи, главной проблемой реформы стало отсутствие чётких требований к уровню знаний выпускника школы. Школьник должен был иметь профессию или освоить навыки, необходимые для низкоквалифицированной работы? Учеников нужно было готовить к практической деятельности, но к какой, никто не знал.

image_image

В перестройку главные требования и предложения по обновлению школы раздавались из уст самих учителей: педагогов-новаторов, которые доказали действенность своих методик за несколько предыдущих десятилетий. Но неправильно было бы думать, что развитие новаторских педагогических идей в 1960—1970-е гг. шло только силами нескольких одиночек-практиков в разных частях страны. К этому времени внутри Академии педагогических наук СССР сформировалось несколько исследовательских институтов: теории и истории педагогики, методов обучения, психологии и дефектологии. Идеи психологизации педагогических подходов и практик, раннего выявления способностей, ранней профессионализацией развивались во взаимодействии ученых и практиков.

image_image

Какие идеи провозглашал манифест? Прежде всего, он был не прекраснодушной фантазией. Его выводы шли из десятилетий работы педагогов-новаторов в разных школах страны. Перемены, вызванные всеобщим обязательным средним образованием, а затем — фактическим отказом от второгодничества, поставили учителей в условия, когда слабые ученики перестали отсеиваться из школы. Как в послевоенное время, учителя всего СССР увидели, что стандартные методики не работают для всего класса. Педагоги-новаторы проявили себя не в закрытых матшколах, собиравших лучших, а работая со всеми, кто пришел в класс.

Главным принципом педагогики сотрудничества было вселение в каждого ученика уверенности, что он добьётся успеха и разберется с самой сложной темой. Задача учителя — организовать работу с учениками разных способностей, не разделяя при этом их на группы, не вызывая у отстающих чувства второсортности. Каждый из педагогов-новаторов пришёл при этом к идее опорной схемы, которая поможет ученику при ответе вспомнить и изложить основную идею темы. Наиболее известна система опорных сигналов В. Ф. Шаталова.

Соблюдению ключевого принципа педагогики сотрудничества способствовало учение без принуждения — особенно для маленьких детей в начальной школе, где строгость и плохие отметки только отбивают охоту когда-либо учиться. Никто не ставил двоек, некоторые совсем отказались от оценок в младшей школе. Другими важными идеями были деление материала на крупные блоки, обучение с опережением (самые сложные темы появлялись за 50 или 100 уроков до того, как до них доходила программа), соответствие формы урока содержанию и свобода выбора для учеников, иногда даже в выборе домашнего задания. Каждый из педагогов-новаторов применял ту или иную форму оценки учениками работ друг друга, но ни у кого дети не выставляли друг другу отметок — они учились анализировать и обсуждать, а не просто присуждать баллы.

image_image

Дошкольное

В системе дошкольного образования Советского Союза частных детских садов не существовало. Все учреждения были муниципальными (государственными) или ведомственными - принадлежащими предприятиям: заводам, колхозам, фабрикам и т. д. Их курировали местные органы образования и здравоохранения.

Разветвленная система дошкольных учреждений в СССР состояла:

  • из яслей - в них воспитывались самые маленькие - от двух месяцев до трех лет;
  • детсадов - они принимали трехлеток и до семи лет готовили их к поступлению в первый класс, постепенно переводя из младшей группы в среднюю, старшую и подготовительную;
  • яслей-садиков - комбинатов, под одной крышей объединявших два предыдущих типа заведений.

С воспитанниками дошкольных учреждений работали опытные педагоги и няни. Детей приучали к здоровому образу жизни, а культурное развитие шло в ногу с директивами компартии и постановлениями правительства, которые руководили всей системой образования в СССР.

Школьное

Ученики советской начальной школы

Средняя общеобразовательная школа за время существования СССР несколько раз трансформировалась в соответствии с реалиями изменявшейся жизни, все модификации были нацелены на повышение уровня образованности новых поколений.

В первые годы советской власти общее и профессиональное образование не разделялось: в единых трудовых девятилетних школах РСФСР овладение азами теоретических знаний и ремеслом проходило параллельно. Обучение велось по двум ступеням: первой -пятилетней, второй - четырехлетней. Дополнительно в 1919 г. при средних специальных и высших учебных заведениях открылись рабфаки - рабочие факультеты, готовившие малограмотных пролетариев и крестьян к учебе в вузах. Они просуществовали до середины 30-х годов и за ненадобностью были упразднены.

В 1932 году среднее образование в СССР стало десятилетним и трехэтапным:

  • начальным - с 1 по 4 класс;
  • неполным средним - с 5-го по 7-й;
  • средним - 10 классов.

Во время Великой Отечественной войны в системе образования СССР появились два типа специализированных школ:

  • Суворовские и Нахимовские училища, которые занимались подготовкой абитуриентов высших военных учебных заведений;
  • школы рабочей и сельской молодежи, созданные для того, чтобы трудящиеся в вечерней и заочной форме могли получить среднее образование.

В 1958 году структура среднего образования изменилась: начальными классами стали первые три, средними - с четвертого по восьмой, старшими - девятый и десятый.

В этом же году открылись первые техникумы, а школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), готовившие квалифицированных рабочих на базе начального образования, заменили профессионально-техническими училищами (ПТУ), куда для приобретения трудовой специальности можно было поступить после 8 классов.

Для оказания поддержки неполным, многодетным и малообеспеченным семьям развивалась система интернатов, в которых дети жили в течение рабочей недели, учась, как в обычной школе, а на выходные отправлялись по домам. Во всех общеобразовательных школах ввели группы продленного дня, чтобы дети, не имеющие дедушек и бабушек, находились в школе после окончания уроков до вечера, полноценно питаясь и делая домашние задания под присмотром учителей.

Реформированная в 1958 г. система среднего образования в СССР в неизменном виде сохранялась до развала страны и была признана многими зарубежными авторитетными деятелями просвещения лучшей в мире.

Высшее

Студенты советского вуза на лекции

Вершина системы образования в Советском Союзе - комплекс высших учебных заведений, которые выпускали высококлассных и всесторонне развитых специалистов для каждой сферы народного хозяйства. В стране успешно функционировало более восьми сотен университетов и институтов:

  • политехнических;
  • сельскохозяйственных;
  • педагогических;
  • медицинских;
  • юридические;
  • экономических;
  • искусств и культуры.

Институты готовили кадры преимущественно для промышленности, а университеты в основном занимались обучением специалистов по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.

Вузы выпускали грамотных профессионалов и одновременно служили базой для научной работы, поскольку были оснащены исследовательскими классами и лабораториями, где ставились опыты, велась разработка техники для производства и бытовых приборов. Студенты активно участвовали в новаторской деятельности, но главным занятием для них все же была планомерная учеба. Молодым людям выплачивалась стипендия, размер которой зависел от успеваемости и загруженности общественной работой.

В целях увеличения доступности высшего образования всем слоям населения в СССР впервые в мире стали применять заочную форму обучения.

Несмотря на идеологизированность системы образования в СССР, ее эффективность, особенно качество инженерно-технической подготовки, отмечали даже политические оппоненты Советского Союза.

Картинки по запросу советский учитель

Картинки по запросу советский учитель

Вместе с тем вспоминая собственные годы школьного обучения, мы понимаем, что не все мы были гении, вундеркинды и суперодаренные ученики. Но подавляющее большинство из нас стали культурно грамотными и мировоззренчески образованными людьми. Мы умеем грамотно писать, логически размышлять, структурировать информацию, вводить причинно-следственные связи и масштабно, по-государственному мыслить. И всему этому научила нас наша советская школа.И сегодня необходимо констатировать исторический факт — советская школа — это уникальная система образования в истории человечества.

Картинки по запросу советский учитель

Пришло время это осмыслить и поговорить о педагогических достоинствах советской школы подробно.

Картинки по запросу советский учитель


Другой важной чертой советской школы была всеобщая доступность качественного бесплатного образования. Стержнем качественного образования стали педагогические технологии качественного обу­чения, главным критерием которых было сознательное усвоение школьниками получаемых знаний. Требование качественного обучения и выработало те методологические ценности отечественного образования, которые позволили советской школе воспитать несколько поколений высокообразованных граждан.

Принцип понимания был основным, на котором строилась наша школа. Он учитывался при разработке программ, содержания учебников — которые великолепны и сейчас являются шедеврами педагогической науки — и дидактических средств обучения. Он в обязательном порядке сочетался с такими фундаментальными принципами советской педагогики как системность, предметность, постепенность, необходимость и достаточность, а также принцип учета психовозрастных особенностей учащихся на всех этапах школьного образования. Кстати, перегрузки происходят оттого, что дети сидят на уроках и мало что понимают, от этого увеличиваются и стресс, и страхи, а потом и болезни. Для меня, пожалуй, именно это уникальное свойство советской школьной системы является наиболее ценным. Оно стало основой быстрого восстановления Советским Союзом тех людских культурологических потерь, которые понесла послереволюционная Россия в период массовой эмиграции наиболее образованной части общества. Ведь благодаря всеобщей доступности качественного образования все слои общества, все национальности молодого советского государства смогли реализовать свой интеллектуальный потенциал, это дало возможность наиболее одаренным ученикам стать впоследствии той новой интеллектуальной когортой, которая стала ядром советской интеллигенции — технической, культурной, научной. В кратчайший исторический срок — 10–15 лет — были созданы самобытные КБ (конструкторские бюро. — Ред.), научные школы, академии, театры, творческие коллективы.

Картинки по запросу советский учитель

Картинки по запросу советский учитель

Наши либеральные оппоненты — противники советской школы, как правило, вообще не говорят о ее достоинствах, но яростно обвиняют в идеологическом диктате. Во-первых, вне идеологии не может существовать ни одно общество, ни одна система образования. Другое дело, что коммунистические идеалы были осмеяны и попраны, а вместо них навязаны идеалы чужебесия, как сказал Виктор Иванович [Слободчиков], и постмодернизма: идеалы либерального релятивизма, оккультизма, дерационализации и мифологизации сознания наших учащихся. Во-вторых, действительно, государственная идеология атеизма была присуща советской школе. Но ей хватило мудрости включить в программу по литературе весь духовно-нравственный потенциал русской классики. Это и было той культурологической нитью, которая воедино связала досоветскую православную и советскую нравственные традиции — воедино. Поэтому нам — советским выпускникам — очень близко всё то нравственное наследие, которое есть в культуре нашего народа.

Картинки по запросу советский учитель

Далее, нельзя не сказать о системе спецшкол. Диапазон их специфичности был очень широк: от коррекционных школ для детей с различными видами ограничений в развитии — до спецшкол для особо одаренных детей. При основной массе крепких общеобразовательных школ такая дифференциация была на пользу всем. С одной стороны, физико-математические школы, школы с углубленным изучением иностранных языков, а также школы-десятилетки при академгородках были теми точками развития, которые постоянно поддерживали и стимулировали общий высокий уровень образования. С другой стороны, детям слабовидящим, глухонемым нужны особые условия для обучения, специальные методики, и советская школа это им предоставляла. Не надо делать вид, что детям с ограниченными возможностями будет хорошо с обычными детьми учиться — нет, не будет!

Похожее изображение

Похожее изображение

Прежде всего, необходимо обратиться к опыту советской школы, к этому уникальному историческому явлению российского образования. Ведь смогло же советское руководство, благодаря благоразумию Сталина, увидев печальные плоды первых школьных реформ, скроенных, в том числе и по лекалам американского Дальтон-плана, отказаться от порочных педагогических практик. Сумели же они признать свои ошибки в школьных реформах и вернуть русскую классическую систему обучения, синтезировав гимназическое, трудовое и политехническое образование. Тогда, в конце 20-х — начале 30-х годов, лучшие достижения дореволюционной школы были адаптированы к реалиям жизни и стали основой уникальной системы советского образования. Что мешает сегодняшнему руководству Министерства образования творчески использовать опыт советской школы? — только безумный антисоветизм и преступное отношение к интеллектуальному и нравственному воспитанию подрастающих поколений.

Гост

ГОСТ

Развитие отечественной школы и педагогики в 1917-1930 годах

Начало первого периода развития советской школы относится к 1917 году, когда к власти пришли большевики и хотели использовать школу и учительство в качестве одного из методов управления Россией.

Во главе школьного дела поставили видных деятелей РКП Н.К. Крупскую, А.В. Луначарского, М.Н. Покровского. Лидеры большевистской партии включились в решение проблем системы образования, рассматривая их в качестве решающих для судьбы страны.

Практически сразу после октября 1917 года большевики начали рушить действующую систему образования. Уничтожали прежние структуры школьного управления, закрывали частные учебные заведения, запретили преподавать древние языки и религию. В 1918 году вышла серия документов, которыми определялась законодательная база реформирования школы. Они затрагивали необходимость отдалить школу от церкви, а церковь от государства, право нерусских народов открывать учебные учреждения с преподаванием на родном языке, введение во всех типах школ совместного обучения и пр.

  • первая ступень – 5 лет обучения;
  • вторая ступень – 4 года обучения.

Также было провозглашено право каждого гражданина на получение образования вне зависимости от расовой или национальной принадлежности, а также социального положения, женщин и мужчин уровняли в праве получения образования, ввели преподавание на родном языке, светское обучение, отделенное от церкви, обучение, соединенное с производительным трудом.

Большевики сновали государственную систему опытно-показательных учебных заведений (ОПУ), вместе с этим они проводили большевистскую политизацию просвещения. Учителя на местах отказывались подчиняться советской власти, так как обвиняли коммунистов в терроре и покушении на демократию. Оптимистические обещания большевиков и реальности школьной жизни противоречили друг другу. Школьные здания пустовали. Учебники можно было достать только за большие деньги. Ученикам не хватало бумаги и чернил. Отмечался массовый уход учителей из школ. Существующая сеть учебных заведений рассыпалась.

Готовые работы на аналогичную тему

Только во второй половине 20-ых годов образование начало выходить из глубокого кризиса, начало увеличиваться количество учебных заведений, а страна подошла к введению всеобщего начального обучения. В 1930-ых годах ввели обязательное начальное четырехклассное образование.

В целом, существенного повышения эффективности образования в этот период не произошло. Школьные учреждения работали неудовлетворительно.

Второй этап развития образования советского периода (1930-1945 годы)

К сильным сторонам реформ 30-ых годов можно отнести:

  • формирование стройной структуры преемственных подсистем, от начальной до высшей;
  • регулярное предметное обучение;
  • единый режим занятий;
  • введение стандартных программ и учебников.

Но были в новой системе и минусы, которые позже оказали на школу негативное воздействие:

  • безальтернативность и излишняя унификация принципов, содержания и организации процесса обучения;
  • отказ от дифференцированного обучения.

Очень сложным было положение школы во время Второй мировой войны. Многие дети лишились возможности учиться, в период 1941-1942 годов в РСФСР в школе обучалось примерно 25% учеников. Фашистами было разрушено порядка 20 тыс. зданий школ.

На период военных действий принимались правительственные решения относительно школьного обучения:

  • начали обучать детей с семи лет;
  • учредили общеобразовательные школы рабочей молодежи;
  • открыли вечерние школы в сельской местности;
  • ввели пятибалльную систему оценок успеваемости и поведения учеников;
  • установили выпускные экзамены по окончании начальной, семилетней и средней школы;
  • награждение золотыми и серебряными медалями отличившихся учеников средней школы.

Третий этап (1945-1991 годы)

Приоритет политики в области образования в период 1945-1950 годов было всеобщее начальное и семилетнее обучение. В этот период число учащихся 5-8 классов выросло более чем вдвое. Осуществить это было крайне сложно, так как не хватало зданий школ, письменных принадлежностей и учебников. Но постепенно ситуация становилась лучше и к началу 1950х годов все школы перешли на всеобщее семилетнее обучение.

Следующий шаг – переход ко всеобщему восьмилетнему обучению. Для этого необходимо было рационализировать систему школ, создать в селах школы-интернаты, подготовить дополнительные преподавательские кадры и преодолеть второгодничество. Это осуществили к 1962 году.

К концу 1950-ых годов существовали следующие учебные заведения среднего образования:

  • трехлетние общеобразовательные школы;
  • трехлетние вечерние школы;
  • техникумы и другие учебные заведения.

К началу 80-ых годов прошлого века созидательный потенциал школы исчерпал себя. Бюрократизация, унификация, тотальная идеологическая индоктринация и уравнительство сделали школу закрытым и оторванным от жизни учреждением. Интересы отдельных детей, как и инициатива учителей, игнорировались.

Еще одна неудачная попытка выйти из кризиса – реформа 1984 года, которая предусматривала слияние общего и профессионального образования, профессионализацию общеобразовательной школы, усиление единообразия в структуре профессионально-технического образования через учреждение дополнительного звена – среднего профессионально-технического училища, что лишь усугубило кризис в образовании.

При распаде СССР школа России все менее соответствовала общественным и образовательным требованиям. Увеличивался разрыв между называемыми целями образования и результатами обучения и воспитания в школах. Это выражалось снижением уровня успеваемости, падением интереса к образованию, ухудшением здоровья учеников и асоциальным поведением детей и подростков.

Во многих странах мира специалисты признают: система образования, построенная в СССР, была одной из лучших в мире. И если вернуть ее сегодня кажется делом чрезвычайно сложным, то вспомнить ее и увидеть то достойное, что в ней было и что мы, к несчастью, во многом растеряли, будет гораздо проще.



До революции 1917 года в России было лишь считанное число учреждений для дошкольников. Все изменилось, кода большевики провозгласили курс на обеспечение равенства женщин и мужчин и активное участие женщин в трудовой и общественной жизни. Очень скоро в стране появилась разветвленная сеть детских садов и яслей.



С середины 1920-х годов детские сады начали появляться не только в городах, но и в сельской местности. К 1941 году детские сады и ясли посещали около 2 миллионов детей дошкольного возраста. К 1971 году это число увеличилось до 12 миллионов человек.


В 1959 году ясельно-детсадовская система была реформирована, эти учреждения были объединены в единую цепь. Отныне система дошкольных учреждений брала под опеку детей от 2 месяцев до 7 лет, когда им приходило время идти в школу.


До большевистской революции уровень грамотности в России был чрезвычайно низок. В начале XIX века лишь 21% населения страны умел читать и писать. Большевики запустили кампанию ликбеза (ликвидации безграмотности), нацеленную на неграмотную часть взрослого населения. К 1926 году в стране был 1 миллион грамотных людей, а к 1939-му, благодаря ликбезу, их число достигло 40 миллионов.


Настоящий прорыв случился в 1930-е годы, когда в стране начала действовать система всеобщего начального образования. К началу 1940-х проблема всеобщей грамотности в стране была, в целом, решена.


На первых этапах существования системы всеобщего образования школы не могли вместить всех учеников, поэтому было введено посменное обучение. Младшие классы начинали учебу в 8 утра и продолжали учиться до полудня, когда их место занимала следующая смена. Старшие ученики последней смены начинали учиться в 6 часов вечера и заканчивали после 10-ти, а иногда и после 11-ти вечера.



Великая отечественная война сильно подкосила систему образования в стране. Прошло много лет, прежде чем удалось восстановить то, что было разрушено войной и гитлеровской оккупацией. В послевоенные годы советские власти в развитии образования делали упор на усиление системы высшей школы, раскрытие индивидуальных способностей ученика и привлечение в школы квалифицированных преподавателей. Именно тогда появились всевозможные учительские надбавки и льготы.



Помимо школ, в СССР существовала широкая сеть внешкольных образовательных учреждений, детских кружков и клубов, где дети бесплатно могли заниматься любым интересным им предметом — от робототехники до вышивания.


Большую роль в работе со школьниками играла пионерская организация, ставшая советским аналогом движения бойскаутов. Идеологическая составляющая в ней, конечно, присутствовала, но все же главными были спортивные и социальные занятия: пионеры ходили в походы, собирали макулатуру и металлолом, помогали ветеранам войны.


В СССР уделялось большое внимание развитию высшей школы. Программа индустриализации уже в 1930-х потребовала множества квалифицированных специалистов. В 1950-х прошла новая волна открытия институтов и университетов. К 1975 году в СССР насчитывалось почти 5 миллионов студентов.


Среди студентов в советских вузах были и представители развивающихся стран. В 1960-х в Москве открылся Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, целью которого было дать возможность молодым людям из третьих стран получить качественное и современное высшее образование.


Студенты в СССР в ходе учебы получали не только знания, но и рабочий опыт. В советских вузах существовала система стройотрядов, в рамках которой студенты во время летних каникул ездили на различные стройки страны. Декларировалось, что таким образом студенты получают рабочий опыт и усваивают рабочую этику.

Читайте также: