Сообщение на тему словообразование и формообразование

Обновлено: 18.05.2024

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, в котором изучается производность, средства и способы образования слов.

Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:

1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),

2) определить, от чего и с помощью чего образованно данное производное слово.

Основные понятия словообразования:

- производная (ПН) основа,

- производящая (ПЩ) основа (или основы),

- процессы, сопровождающие словообразование.

Средство и способ словообразования

Понятия средства и способа словообразования используются для описания того, как от основы одного слова (или нескольких основ) образуется основа другого слова. Первая основа называется производящей, вторая - производной. Производящая основа - ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа. Производная основа - основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): стол-ик > стол, столик - 'маленький стол' (о производной и производящей основе и критерии мотивированности см. также в разделе "Морфемика").

Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка, суффикс или постфикс), а также их сочетание - одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т .п.

Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются. Среди операций такого рода можно выделить следующие:

1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи): специалист бежа-ть.

В процессе словообразования имеют место следующие процессы, служащие для взаимоприспособления морфем в производном слове:

образуются на базе существующих элементов и оформляются по законам русской грамматики. Например: луна — лунный, прилуниться, луноход; космос — космический, космонавт, космодром; компьютер — компьютерный, компьютеризация, компьютерщик и т. д.

Раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов от уже существующих, называется словообразованием.

От словообразования следует отличать формообразование — процесс образования грамматических форм слова.

В результате словообразования в языке появляются новые слова. Вновь образованное слово и слово, от которого оно образовано, отличаются лексическим (вещественным) значением.

Ср.: книга (ед. ч.) — книги (мн. ч.); бежит (3-е л., ед. ч.) — бегут (3-е л., мн. ч.); сад (им. п., ед. ч.) — за садом (тв. п., ед. ч.)

родина (им. п.), родины (род. п.), родине (дат. п.); красивый (им. п., м. р.), красивого (род. п., м. или ср. р.), красивая (им. п., ж. р.); пишу (1-е л., ед. ч.), пишешь (2-е л., ед. ч.), пишут (3-е л., мн. ч.) и т. п.

стоять (инф.) — стоял (прош. вр., м. р., ед. ч.), стоя (дееприч. несов. в.); новый (исходная форма: им. п., ед. ч., м. р.) — новее (простая форма сравнительной степени)

Менее продуктивным способом формообразования является аналитический способ , т. е. образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов.

читать — буду читать (будущее сложное время), читал — читал бы (сослагательное наклонение), простой — более простой (сложная форма сравнительной степени) и т. д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Цели: повторение основных терминов и понятий раздела; совершенствование навыков связной речи учащихся.

Круг рассматриваемых вопросов: сущность словообразования; основные способы словообразования в русском языке; различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова; сущность формообразования, основные способы формообразования в русском языке.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Формирование навыков связной монологической речи.

Что такое морфема?

В чём сходства и различия морфемы и слова?

Что такое корневая морфема? Какова её роль?

Что такое аффиксальные морфемы? Какие функции они выполняют в слове?

Что такое основа слова?

В чём отличие производной основы от непроизводной?

Какая основа называется производящей?

Что значит сделать морфемный анализ слова?

Знакомство с теоретическим материалом.

– Посмотрите на тему урока. Определите, что общего и чем различаются слова СЛОВООБРАЗОВАНИЕ и ФОРМООБРАЗОВАНИЕ?

- Русский язык постоянно пополняется новыми словами, которые образуются от уже существующих слов. Раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов, называется словообразованием. Слова, образованные от одного корня, называются однокоренными, или родственными.

От словообразования следует отличать формообразование. Формообразование – процесс образования грамматических форм слова.

В результате словообразования в языке появляются новые слова, которые отличаются лексическим значением.

Результат формообразования – слова с одинаковым лексическим, но различным грамматическим значением.

Термины и понятия:

Словообразование – раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов.

Формообразование – процесс образования форм слова.

Форма слова – это само слово, поэтому все формы одного слова обладают одинаковым лексическим значением, но различаются грамматическим значением.

Однокоренные слова – слова, имеющие общий корень, но различаются оттенками лексического значения.

Этап первичного закрепления.

Упражнение 68. Различение форм слова и однокоренных слов. Самостоятельная работа учащихся, 1 – у доски.

(работаем со словами под цифрой 1)

Новая тема.

– А теперь вспомним, какие способы образования слов есть в русском языке?

Посмотрите на доску. Я изобразила схему, которая есть у вас в учебниках. Есть ли что-нибудь общего у того, что вы сказали и данной схемы?

Основные способы словообразования в русском языке

(с помощью морфем)

аффиксация 1) лексико-семантический

сложение 2) морфолого-синтаксический

Морфологический способ:

Аффиксация

1) образование новых слов с помощью приставки (приставочный, или префиксальный, способ): история - предыстория (то, что было "до" истории), делать - сделать;

2) образование новых слов с помощью суффикса (суффиксальный способ): красивый - красиво (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое), мочить - мочёный (признак, возникший в результате действия: хлеб мочили - он стал мочёный);

3) образование новых слов с помощью приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный, или аффиксальный способ): вкус - безвкусица (то, что лишено вкуса);

4) усечение суффиксов (безаффиксный способ) - образование производного слова путём усечения производящей основы: свистеть - свист, бороться - борьба (результат получился из процесса), белый - белизна (существительное имеет признак цвета).

Сложение

1) сложение целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова = сорвиголова; еле + еле = еле-еле;

2) сложение основ слов с помощью соединительных гласных -о- и -е-: белый снег - белоснежный; ферма для птиц - птицеферма;

3) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры: стенная газета - стенгазета, Московский государственный университет - МГУ;

2. Неморфологический способ - образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:

1) при помощи омонимии (лексико-семантический способ, при котором меняется значение производящего слова): среда (день недели) - среда (окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный) - ампер (единица измерения силы тока).

2) при помощи перехода одной части речи в другую (морфолого-синтаксический способ). Ср. предложения со словом новенькая: У Маши новенькая кофточка. - Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.
В класс пришла
новенькая. - Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное - красивая новенькая, предлог - у новенькой.

Лексико-синтаксический способ: сращение, или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ + лежащий = близлежащий; с + ума + сшедший = сумасшедший.

Словообразовательный разбор.

Работа со словарями.

- Выполняем устно упражнение 69. Работаем в группах. (По 2 слова).

Укажите, какая основа является производящей.

Песочница песок, бескостный костный, конник конь, рыбак рыба, разрумяниться разрумянить, по-гусиному гусиный, вощёный вощить, аристократично аристократичный.

Закрепление

Найдите и исправьте ошибки, допущенные при словообразовании некоторых слов.

1) С исчерпывающей полностью Салтыков-Щедрин раскрывает характер Иудушки Головлёва.
2) В литературе ХIХ века народным заступникам был заготовлен трудный путь.
3) Развитие движения разночинцев показано в романе "Отцы и дети" с большой шириной и глубиной.
4) Ехай скорей с горы!
5) Сегодня солнце так и жгёт.
6) Вы не хочете отдохнуть после обеда?

Подведение итогов урока.

На этом уроке мы обратились к одному из важнейших разделов курса русского языка – словообразованию и познакомились со способами словообразования.

- Укажите, в чём сущность словообразования, в чём – формообразования?

- Назовите основные способы словообразования в русском языке?

- Для чего нужно знать законы словообразования?

Изучение и хорошее знание законов словообразования необходимо для прочного усвоения правил правописания, поскольку многие из них прямо опираются на словообразование.

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

  1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
  2. лексико-синтаксический;
  3. морфолого-синтаксический;
  4. лексико-семантический.

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее продуктивный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

    , или приставки; ; ; , или соеди­ни­тель­ные гласные; , или окончания.

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

Морфологический способ словообразования

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса:

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помо­щью интерфикса:

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

Таблица с примерами

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кро­вать → диван-кровать
канат , ходи ть → кана­то­ход ец
мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
спец иаль­ный кор респон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) - заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) - про­хо­жий (прил.) человек

Лексико-синтаксический способ словообразования

  • впе­ред смот­ря­щий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшед­ший → сумасшедший.

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

  • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
  • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный район;
  • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий человек;
  • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работник;
  • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
  • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

  • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
  • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
  • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
  • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная директора;
  • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабочий.

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

  • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) верхом;
  • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
  • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

  • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с врагом;
  • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
  • титан — твер­дый металл.

Читайте также: