Сообщение на тему шинель н в гоголя как вершина критического реализма 19 века

Обновлено: 18.05.2024

“Шинель” - небольшая повесть, которая вошла в цикл Николая Васильевича Гоголя “Петербургские повести”. Она стала значимым произведением не только в творчестве писателя, но и во всей литературе России. Именно в этой повести впервые была поднята тема “маленького человека”, которую активно развивали писатели на протяжении всего XIX века. Повесть была написана в 1841 году на основе анекдота с таким же сюжетом.

“Шинель” стала ярким примером критического реализма, который активно использовал Гоголь. На ее страницах он правдиво отразил многие социальные проблемы, такие как бедность, отношения между представителями разных социальных прослоек, мораль “маленького человека”. Также это произведение относят к более узкому направлению - фантастическому реализму. Описав реальную жизнь, автор дополняет ее выдумкой - призраком Акакия Акакиевича. Этот прием в дальнейшем активно используют многие писатели, например, Михаил Булгаков. Этот жанр дал возможность очень лаконично и ярко раскрыть сразу несколько линий сюжета.

Рис. 1. Акакий Акакиевич. Иллюстрация А. И. Зыкова

Герои и образы повести “Шинель”

  • старая шинель - скромный человек без амбиций;
  • новая - счастливый и инициативный человек;
  • генеральская - яростный, ужасный, властный дух.

Важно! Также в повести раскрывается образ Петербурга. Гоголь описывает его здесь как холодный, жестокий, грязный, опасный и темный город.

Композиция произведения

В этом произведении Гоголь использует линейную композицию, в которой можно выделить вступление и эпилог. “Шинель” начинается с рассуждений автора о Петербурге (что характерно для всех повестей цикла). После - он рассказывает историю жизни своего героя - Акакия Акакиевича Башмачкина. Он живет скромно, все свои силы и время посвящая канцелярской монотонной работе. Тут начались сильные морозы и Башмачкину пришлось думать, как бы купить новую шинель. Он вынужден сильно экономить, но все же успевает накопить необходимую сумму в срок.

Рис. 2. Акакий Акакиевич у портного. Иллюстрация А. И. Зыкова

Рис. 2. Акакий Акакиевич у портного. Иллюстрация А. И. Зыкова Акакий невероятно рад ей, даже решил отметить эту покупку с коллегами. Он возвращается домой в полном воодушевлении, как будто первый раз увидев прекрасный город, в котором он живет уже много лет. Но по дороге его грабят и забирают новую шинель. Башмачкин решил не сдаваться и проходит множество чиновников, чтобы вернуть свою вещь. Он доходит даже до некоего “значительного лица”. Но никого не волнует его беда. После визита к генералу Башмачкин заболевает горячкой и быстро умирает. После его кончины в Петербурге появился призрак, который забирает у людей их верхнюю одежду . Он долго не успокаивается, разыскивая генерала. Однажды ему это удается и он отправляется в мир иной. Акакий добивается своего - генерал становится менее высокомерным.

  • Маленький человек - ведущая тема, в которой описан простой человек без особых талантов и претензий, интересы и беды которого никого не волнуют.
  • Реальное и фантастическое - п олучив после смерти мистические силы, Башмачкин хоть как-то смог за себя постоять.
  • Безнравственность - раскрыта через образы вышестоящих чиновников, которым нет дела ни до кого, в том числе до своей семьи. Они хотят развлекаться на стороне и заставляют своих подчиненных пресмыкаться.
  • Абсурдность государственного устроя - раскрывается через поиски шинели. Никто не собирается искать украденную одежду, но зато призрака велено поймать всем силам полиции.

Рис. 3. Акакий Акакиевич в новой шинели. Иллюстрация А. И. Зыкова

Проблематика

  • Отсутствие гуманизма . Все описанные герои эгоистичны и малодушны, совершенно не сопереживают коллеге. Тот же Акакий Акакиевич не имеет никакой цели в жизни, он не интересовался искусством, не стремился к получению новых знаний. Все они заинтересованы только в материальных ценностях.
  • Равнодушие . Все остаются безучастны к проблеме героя, а генерал изо всех сил душит в себе проблески сопереживания.
  • Социальное неравенство . Огромный разрыв между титулярным советником и генералом ставит их в разное положение: подчиненный теряет дар речи от страха, а руководитель, не стесняясь, унижает его.

Как известно, реализм характеризуется правдивым и всесторонним отображениям действительности на основе типизации жизненных явлений. В отличие от романтизма, который концентрировал внимание на внутреннем миру человека, основной для реализма становится проблема взаимоотношений человека и среды, влияния социально-исторических обстоятельств на формирование характера личности

Еще одним реалистическим элементом является объяснения характера и поступков персонажей повести их социальным происхождением и положением, условиями повседневного жизни

Осуждая черствость и бездушие коллег Башмачкина, которые над ним издевались, и “значительное лицо”, который на самом деле оказался аморальным ничтожным трусливым типом, автор использует средства реализма. Это и внутренняя логика развития образов, и точное описание условий жизни персонажей и т. п. Однако после смерти Акакия Акакиевича, когда надо наказывать мерзавцев, а реальная жизнь, изображенная в повести, оснований для надежды на лучшее вроде бы не дает, автор переходит к средствам романтизма, о чем предупреждает читателя: “Грустная

наша история неожиданно приобретает фантастического конца!”. Акакий Акакиевич становится призраком и снимает Шинель со “значительного лица!”
Подчеркнем, что и здесь смех Гоголя звучит гротескно: “Полиции был выдан указ, поймать мертвеца, живого или мертвого”. Интересно было бы взглянуть на живого мертвеца. А впрочем, для автора “Мертвых душ” – нет ничего невозможного.

В художественном мире писателя, герой которого литает на черте в Петербурге или встречается с Вием, возможно все! Поэтому Акакий Акакиевич из “маленького человека” превращается в… Впрочем, доподлинно

А зло, как в сказке, – наказано.
Впоследствии этот прием-привлечение потусторонних сил для решения “земных” проблем – получат много писателей. Вы это вспомните, ознакомившись, например, с известным романом М. Булгакова “Мастер и Маргарита”.
Николай Гоголь будто определял для российского общества два возможных пути развития событий. Первый – он станет гуманнее, человечнее (ведь же вздрогнул тот юноша, который отказался глумиться над Башмачкиным, от осознания того, “как много спрятано лютой грубости в утонченном, образованном светском обществе” и “значительное лицо” после встречи с призраком стала хоть выслушивать людей, ниже от нее за образом).
Второй путь только очерчен, но он просматривается достаточно четко: если то общество не “придет в себя”, не улучшится, то “маленькие люди”, такие себе Акакии Акакиевичи, начнут бороться за свое достоинство, образно говоря, снимать шинели с тех, кто их обидел (вспомним первый вариант названия произведения – “Повесть о чиновнике, который воровал шинели”). Недаром же Гоголь считал поучения одной из самых важных задач литературы – он воспитывал общество.
Итак, можно подвести итоги:
– повесть “Шинель” – высоко гуманистическое произведение, автор которого искренне болеет за трагической долей “маленького человека”;
– в тексте повести Н. Гоголь использует как реалистичные (описание государственной службы героя и его приготовлений к пошиву новой Шинели и т. д.), так и романтические (наличие гротеска, появление призрака) элементы.

Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок. Повесть Гоголя “Шинель” изучают на уроках литературы в 8 классе. В повести поднимается тема “маленького человека”, несправедливого устройства жизни, где привилегии есть только у “значительных лиц”. Полноценный анализ произведения требует знакомства с творчеством и некоторыми биографическими сведениями об авторе.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Шинель.

Год написания – 1841.

История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.

История создания

Анализ произведения “Шинель” невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Историк литературы П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновении с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

” – содержит и нравственный контекст. Произведение учит нас тому, как нельзя относиться к ближнему своему. Идея Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

Композиция

Произведение построено по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

Главные герои

Повествование о титулярном советнике построено по принципу жития святых. Жанр определён как повесть благодаря масштабности содержательного плана произведения. Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку. Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.

Читайте также: