Сообщение на тему шиизм

Обновлено: 18.05.2024

Главная черта шиизма – вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда – имамами – могут быть только его сородичи-потомки. Но шиизм также не остался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало течение, признающее 11 законных имамов – потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель – махди, с появлением которого шииты связывают восстановление справедливости на земле. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии Сефевидов) стало там официальной государственной религией.

Шииты на протяжении всей истории ислама вели борьбу за возвращение власти потомкам Али. Наиболее успешно это делали зайдиты и исмаилиты, которым удавалось в разных концах мусульманского мира (Табаристан, Йемен, Египет) создавать алидские государства.

Согласно шиитской доктрине, имам исполняет три функции:

1) правителя исламской общины, преемника пророка в устроении людских дел;

2) толкователя религиозных знаний и права, конечного авторитета в толковании Корана и преданий;

3) высшего духовного авторитета, ведущего людей к пониманию скрытого смысла вещей.

Одним из руководящих принципов шиитского ислама, получившего в нем особое распространение и практическое применение в силу частых преследований, которым подвергались шииты за свои религиозные убеждения, стал такийа (благоразумие, осмотрительность) – благоразумное сокрытие своей веры. Согласно мнению мусульманских богословов, Коран допускает в случае крайней необходимости внешнее отречение от веры. Но в отличие от суннитов, допускавших такийю только в виде исключения, как уступку слабым, как средство самозащиты, шиитские богословы рассматривали следование такийе как долг и возвели это в обязанность – как ради личной безопасности, так и во имя интересов общины. В случае необходимости такийи шиитам разрешалось совершать запретное, пренебрегать религиозными обязанностями, сотрудничать с властями и т. д. При этом шиитам вменялось в обязанность не только мысленно отрекаться от всего, к чему они были принуждены, но и втайне проклинать врагов своей веры.

В настоящее время шиитские общины существуют практически во всех мусульманских странах. Шиизма придерживается абсолютное большинство населения Ирана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Йемена и Бахрейна.

От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов – демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, установили общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI века.

От того же исмаилизма отделилась секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев.

Наконец, в XI веке от того же корня отделилась группа последователей халифа Исмаила ад-Дарази, последователи этой секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Шиизм

ШИИЗМ

ШИИЗМ Партия последователей Али. По убеждению мусульман-шиитов, лежащему в основе их вероучения, исламское сообщество должны возглавлять потомки (имамы) Али ибн Аби Талиба, зятя и двоюродного брата Пророка

О разделении мусульманской общины предупреждал еще Пророк Мухаммад (с.г.в.), говоривший о том, что умму ждет деление на 73 течения.

В современном мусульманском мире можно выделить два наиболее крупных и влиятельных направления ислама, сформировавшихся после кончины Посланника Аллаха (с.г.в.) – сунниты и шииты.

История раскола

Смерть Пророка Мухаммада (с.г.в.) поставила перед мусульманской уммой вопрос о возможном его преемнике на должности правителя мусульманского государства, а также духовного лидера верующих. Большинство мусульман поддержали кандидатуру ближайшего сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.) – Абу Бакра ас-Сиддика (р.а.), который одним из первых принял ислам и являлся спутником Посланника Аллаха (с.г.в.) на протяжении всей его пророческой миссии. Кроме того, еще при жизни Мухаммада (с.г.в.) Абу Бакр заменял того в качестве имама на коллективных намазах, когда ему не здоровилось.

Однако небольшая часть верующих видела в качестве преемника Заключительного Пророка (с.г.в.) его зятя и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба (р.а.). По их мнению, выросший в доме Пророка (с.г.в.) и являвшийся его родственником Али имеет больше прав стать их правителем, нежели Абу Бакр.

Впоследствии та часть верующих, которые выступили в поддержку Абу Бакра, стали именоваться суннитами, а те, кто поддержали Али – шиитами. Как известно, преемником Посланника Господа (с.г.в.) был выбран Абу Бакр, который стал первым в истории ислама праведным халифом.

Особенности суннизма

В настоящее время сунниты составляют порядка 90% мусульман и проживают в большинстве стран мира.

В суннитском исламе выделяется множество различных богословско-правовых школ, крупнейшими из которых являются 4 мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. В целом, суннитские мазхабы не противоречат между собой, так как основоположники данных правовых школ жили примерно в одно время и являлись учениками и учителями друг друга, в связи с чем суннитские мазхабы, скорее, взаимодополняют друг друга.

В тех или иных вопросах между мазхабами имеются некоторые незначительные разногласия, которые связаны со спецификой каждой правовой школы. В частности, данные разногласия можно рассмотреть на примере дозволенности употребления в пищу мяса тех или иных животных с точки зрения различных суннитских правовых школ. Например, употребление в пищу конины, согласно ханафитскому мазхабу, относится к категории нежелательных действий (макрух), согласно маликитскому мазхабу – запретных деяний (харам), а по шафиитскому и ханбалитскому мазхабам данное мясо является дозволенным (халяль).

Особенности шиизма

Сейчас численность шиитов оценивается приблизительно в 10% от числа всех мусульман мира. Шиитские общины действуют в большинстве государств, а в ряде из них составляют абсолютное большинство. К таким странам относятся: Иран, Азербайджан, Бахрейн. Кроме того, довольно-таки крупные шиитские общины проживают на территории Ирака, Йемена, Кувейта, Ливана, Саудовской Аравии и Афганистана.

Основные различия между суннитами и шиитами

1. Принцип власти и преемственности

Сунниты считают, что правом быть правителем правоверных и их духовным наставником обладают мусульмане, обладающие необходимым уровнем знаний и непререкаемым авторитетом в мусульманской среде. В свою очередь, с точки зрения шиитов подобным правом обладают лишь прямые потомки Мухаммада (с.г.в.). В этой связи с ими не признается законность прихода к власти первых трёх праведных халифов – Абу Бакра (р.а.), Умара (р.а.) и Усмана (р.а.), признаваемых, наряду с Али (р.а.), в суннитском мире. Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными.

2. Особая роль имама Али (р.а.)

Сунниты почитают Пророка Мухаммада (с.г.в.) как Посланника Всевышнего (с.г.в.), ниспосланного Господом в качестве милости для миров. Шииты же, наряду с Мухаммадом (с.г.в.), в одинаковой мере почитают и имама Али ибн Абу Талиба (р.а.). При произнесении азана – призыва на молитву – шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али является правителем от Всевышнего. Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого сподвижника воплощением божества.

3. Подход к рассмотрению сунны Пророка (с.г.в.)

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Автор а почему ты не указал что Али был первым кто принел Ислам. Или этим ты хочешь перед миром показать что шииты не правы ? Побойся Аллаха

Тимур, Али было всего 10 лет! Первым мусульманином был Пророк, мир ему и благословение Аллаха, а его жена Хадиджа,р.а., - второй, конечно, третьим - самый верный друг Пророка,сав. Все так и есть и очень логично и верно, ма ша Аллах.

Тимур, первым приняла ислам Хадиджа жена пророка Мухаммеда(сав)

мы всех вылечим у нас в Китае, приезжайте к нам. партия вас не обделит вниманием

Если человек православный, отрекая святую троицу, отрекая Иисуса как бога, но принимая его как пророка, желает принять Ислам - впустят ли его в храм?

Мир вам! Если Вы имеете ввиду мечеть, то иноверцам не возбраняется ее посещать. А намерение человека принять религию истинного Единобожия мы не можем не приветствовать:)

Андрей, православный человек никогда не станет отрицать Бога Святую Троицу. А тот , кто отрицает Святую Троицу - это неправославный человек. Кто уйдет их христианства в ислам , будет вечно мучиться. Опомнись!

Islam Global, никогда не разделяйтесь! Все Шииты тоже верующие как и сунниты. Шииты и сунниты вместе делают намаз в Мекке, соблюдают пост Рамадан, праздновывают Курбан Байрам. Если шиит верит Аллаху и делает намаз, читает Коран-то он мусульманин. У суннитов и шиитов(не смотря на различия) только одна религия: это Ислам

Андрей, если признаешь единого Бога Алл ha и Иисуса считаешь посланником Алла ha и считаешь Мухаммада последним посланником Аллаha то ты выбрал правильный путь.

Анар, вы бы вышли бы замуж за шиита ?

Рафаэль, здравствуйте откуда вы можете знать что человек будет вечно мучиться? По вашему мнению получается что Христианство это правильная религия а Ислам нет?

Абдуллах, а вы не думаете о тех у кого есть вопросы или может они хорошо не поняли содержание текста и поэтому пишут, спрашивают об этом именно в комментариях? И я считаю, что сюда не заходят те, которые разсжигают здесь ссоры и фитну( даже если есть, то их 1-2).и это не повод, чтобы из-за каких-то 1-2 "паразитов общества" отключать комментарии и не давать возможность правильным людям спрашивать о нужном , а автору отвечать, тем самым показывая им истинный путь! Не хотела вас чем-нибудь задеть; всего вам доброго)

Adam Isaev никогда не разделяйтесь! Все Шииты тоже верующие как и сунниты. Шииты и сунниты вместе делают намаз в Мекке, соблюдают пост Рамадан, праздновывают Курбан Байрам. Если шиит верит Аллаху и делает намаз, читает Коран-то он мусульманин. У суннитов и шиитов(не смотря на различия) только одна религия: это Ислам.

Шииты - мусульмане. Плохие-хорошие, не так читают намаз, больше уважают Али, чем других - но они мусульмане. Корни Вражды между сунитами и шиитами в том, что сунниты отстранили от власти законного халифа Али, и взяли власть в свои руки. И с тех пор льют друг на друга грязь. Я суннит, но от того, как сунниты, а особенно наши учёные, льют грязь на шиитов, клевещут, становится противно. У шиитов плюсов побольше, чем у многих суннитов - Иран живёт по шариату, женщины у них все покрытые, президенты (Ахмадинеджад) не воруют, американские базы у себя не располагают, в роскоши не купаются. А как живут "праведные" сунниты. Не буду говорить, все прекрасно знают. Любой, кто участвует во-вражде, словом или делом, является преступившим пределы, установленные Всевышним Аллахом. В св.Коране чётко предписаны отношения между мусульманами, без оговорок шиит ты или суннит. В хадисе сказано: "чтобы быть негодяем, достаточно иметь неприязнь к мусульманину".

Когда умер посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сподвижники единогласно присягнули Абу Бакру (да будет доволен им Аллах), избрав его халифом. Никто не отказался от присяги: ни Али (да будет доволен им Аллах), ни кто-либо другой. Подобное единогласие (иджма’) наблюдалось и во время присяги Умару, и во время присяги Усману (да будет доволен ими Аллах).

Впоследствии под ширмой шиизма появилось множество групп, часть которых вышла из ислама полностью.

Шииты во время правления правителя верующих Али ибн аби Талиба (да будет доволен им Аллах)

При появлении шиитов во время правления Али (да будет доволен им Аллах) они представляли три группы:
1) Муфаддыля (предпочитающие) – то есть отдающие предпочтение Али перед Абу Бакром и Умаром (да будет доволен ими Аллах).

2) Саббаба (ругающие) – те, кто проявлял чрезмерность в этом отношении, доходя до того, что они ругали Абу Бакра и Умара.

3) Гулят (крайние) – те, кто обожествлял Али. Они были убеждены, что Али является богом или же имеет черты божественности. Так же, как христиане убеждены, что Иса является богом. Они являлись зиндиками, поскольку внешне демонстрировали ислам, скрывая свой куфр.

Отношение правителя верующих Али к шиитам

2) Саббаба: Али (да будет доволен им Аллах) считал, что их следует казнить. Когда до него дошло от некоторых шиитов, что они поносят Абу Бакра и Умара, Али потребовал привести их к нему, чтобы казнить, однако они обратились в бегство.

3) Гулят занадика: Али (да будет доволен им Аллах) считал, что их следует сжечь в огне, и он сделал это, как передано в сахихе Аль-Бухари.

Ибн Аббас возразил на это, передав запрет пророка (мир ему и благословение Аллаха) на наказание огнём, и разъяснил, что их следует казнить посредством меча.

Абдуллах ибн Саба и основание шиизма

Абдуллах ибн Саба был иудеем и очень коварным человеком. Он внешне демонстрировал ислам, чтобы разрушать его и бороться с ним. Он был во главе смуты, которая поднялась вокруг Усмана (да будет доволен им Аллах) и затруднила ему жизнь. Также именно Абдуллах ибн Саба и его последователи спровоцировали сражение в день верблюжьей битвы, после того как между сторонами был заключён мир.

Абдуллах ибн Саба демонстрировал и выявлял возвеличивание Али ибн аби Талиба (да будет доволен им Аллах), подобно тому, как иудей Паулис выявлял возвеличивание Исы (мир ему). Это проявлялось в следующем:

1. Ибн Саба заявлял, что Коран является частью из девяти посланий, что их не собрал никто, кроме Али, и что пророк (мир ему и благословение Аллаха) охарактеризовал Али и его семью обладателями скрытого знания.

Али же (да будет доволен им Аллах) сам прямо отрицал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) наделил его какими-либо особыми знаниями, о чём он прямо объявил с минбара, как это передали имам Ахмад и Аль-Бухари в своём сахихе.

Также Али (да будет доволен им Аллах) хотел казнить Ибн Саба, однако он не хотел смуты в войсках, поскольку его последователи перемешались в рядах. Поэтому Али ограничился его изгнанием из городов.

Причины распространения шиизма среди персов

Шииты

Персы представляют собой великую общину. Их города были завоёваны мусульманами во времена Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Общества персов толпами принимали религию Аллаха. Из них вышло множество руководителей и учёных. Персы сделали огромный вклад в дело джихада и знания. Однако в то же время они стали платформой, на которой появилось множество заблудших групп. Больше всего нас в этом отношении интересует появление шиизма.

Когда правитель верующих Али ибн аби Талиб изгнал Абдуллаха ибн Саба из городов, это наказание не повлияло на его порочную иудейскую сущность. Напротив, он использовал это для распространения своих заблуждений и яда в местностях, в которые он сбежал.

Ибн Саба нашёл в них принятие своих идей, и они стали платформой для их распространения по следующим причинам:

1. Это были земли неарабских народов, которые только-только вошли в ислам. Души людей ещё не успели очиститься от пережитков прошлых убеждений и были готовы подхватить любой призыв, проявляя энтузиазм и воодушевление.

2. Часть персов, особенно обладавшие влиянием и имуществом до прихода ислама, чувствовали сильную зависть по отношению к исламу и его носителям, поскольку ислам разрушил их государство и цивилизацию и уничтожил их религию огнепоклонничества.
Когда противостоять исламу силой оказалось невозможным, они склонились к заговору и тайной работе по борьбе с исламом изнутри.
При этом нельзя забывать, что иудеи были важной частью общества персов.

3. Из природы персов – возвеличивание правящей династии и придавание ей культа святости. Для них характерна чрезмерность в этом, до обожествления правителей. То есть их рода, в котором правление передаётся от поколения к поколению. И даже если в роду не будет мужчин, они выберут для этой миссии женщину, и не выберут никого из вне правящего рода, каким бы не было его положение в государстве, и какими бы не были его способности в политике и управлении. Так персы поступили, когда поставили на эту должность дочь Хосроя, в то время как были такие личности как Рустум и подобные ему.

Таким образом, опираясь на эти три основы: невежество, зависть и чрезмерность в отношении правителей, их возвеличивание и придавание им святости, — Абдуллах ибн Саба построил большинство убеждений этой секты, которые будут разъяснены далее.

Как были построены шиитские убеждения

1. Результатом невежества относительно ислама вместе с остатками идеологии огнепоклонничества стало появление в убеждениях шиитов идеологии пантеизма (вездесущности бога). Их убеждения в этом отношении заключались в том, что Аллах может воплощаться в одно из Своих творений. Превыше Всевышний Аллах всего подобного.

2. По причине злобы огнепоклонников Ибн Саба смог распространить среди тех, кто ответил на его призыв из числа персов, ненависть по отношению к сподвижникам (да будет доволен ими Всевышний Аллах) и их порочение. Особенно это коснулось правителя верующих Умара ибн аль-Хаттаба, армия которого завоевала их земли и разрушила их власть. И, как известно, его убил один из них – Абу Люълюъ аль-Маджусий.

Ибн Саба продолжил фитну, которую начал, что привело к убийству Усмана, Тальхи, Аз-Зубейра и многих других сподвижников.

Более того одной из главных основ шиизма стало обвинение сподвижников в неверии, выявление вражды по отношению к ним и их проклятие.

И является крайне удивительным, что человек может называть себя мусульманином и в то же время гордиться тем, что совершил Абу Люълюъ аль-Маджусий, почитать его и описывать его героизмом и мужеством.

3. По причине их чрезмерности в возвеличивании правителей и знати Ибн Саба смог распространить среди них новшество о божественной природе Али, а также убеждения, согласно которым только Али и его потомки имеют право становиться халифами. Эта секта проявила чрезмерность в возвеличивании имамов, что подняла их степень выше ангелов и пророков. Более того, они стали описывать их качествами Аллаха. Как, например, их утверждения о том, что всё существующее вплоть до мельчайших частиц подчинено им, а также о том, что они защищены от невнимательности, упущений и ошибок.

Подобно традициями персов относительно власти, шииты сделали пост халифа божественным правом, сохранённым за Али и его потомками, посчитав вопрос власти одним из столпов и основ религии. Они проявляли фанатичную приверженность в отношении Хусейна и его потомков больше, чем в отношении других по причине того, что он женился на дочери их персидского правителя. Поэтому все их имамы идут от её рода.

4. Отпечаток иудеев в возникновении шиизма прослеживается предельно ясно. Из иудейских убеждений, которые распространил среди шиитов Ибн Саба, после которого они были дополнены, можно выделить следующие:

а) Уподобление Аллаха творениям. На этих убеждениях были их первые шииты. Впоследствии они согласились с му’тазилитами, как мы на это указывали, и стали отрицать и отвергать их.
б) Иудеи убеждены в том, что ближе к концу света появится их пророк, который установит в мире шариат Дауда, и в помощь ему будут воскрешены сподвижники Мусы и Юша ибн Нун. Согласно убеждениям шиитов, Махди, которого они ждут, также установит шариат Дауда, вместе в помощь ему будут воскрешены сподвижники Мусы и Юша ибн Нун.
в) Иудеи убеждены в том, что Всевышний может ошибаться. По их мнению, к примеру, Всевышний может повелеть что-либо, потом Ему разъясняется, что это повеление было ошибкой, и Он повелевает обратное, – превыше Аллах от подобного, и это невообразимо в отношении Него. Подобные убеждения относительно Всевышнего Аллаха имеют место и у шиитов.

Основные убеждения шиитов

Основные убеждения шиитов заключаются в следующем:

1. Власть (имама, хиляфа) является одним из столпов религии, и на пророке (мир ему и благословение Аллаха) лежало обязательство назначить халифа после себя.

2. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прямо указал, что имамом после него должен быть Али, и ему были ниспосланы аяты Корана об этом, однако сподвижники сговорились на том, чтобы скрыть эти аяты и хадисы, и пошли в противоречие им, вследствие чего Абу Бакр, умар и Усман силой незаконно захватили власть. По этой причине шииты обвинили сподвижников в неверии и вывели их из ислама за исключением очень малого числа.

3. Имамы являются защищёнными от невнимательности, упущений, ошибок и забывчивости; они получают знание непосредственно от Аллаха; они осведомлены о том, что было и что произойдёт в будущем; им подчинено всё существующее вплоть до мельчайших частиц; они знают, когда наступает смерть творений, и они не умирают кроме как по воле имамов. К ним дозволено обращаться с дуа, дозволено просить их о помощи и называться их рабами.

4. Всего имамов – двенадцать. Первый из них – Али, затем Хасан, затем Хусейн, затем Али ибн Хусейн, матерью которого была дочь персидского царя, затем один за другим шли его потомки до так называемого двенадцатого имама Мухаммада ибн аль-Хасана аль-‘Аскари, относительно которого шииты убеждены в том, что он скрылся в пещере в Самараъ в 261 году и должен явиться в конце времён. Согласно их убеждениям, он установит шариат Дауда и оживит врагов Али и его семьи, первыми из которых будут Абу Бакр и Умар, а затем остальные сподвижники, халифы и правители мусульман до времени его появления, — после чего убьёт их всех.

5. В Коране имеются недостатки и искажения, которые внесли в него сподвижники. Полноценный же экземпляр Корана – это мусхаф Али, который унаследовал от него двенадцатый имам и вошёл вместе с ним в пещеру. Он в три раза больше существующего Корана и не содержит в себе ни одной буквы из известного Корана суннитов.

Однако при этом они передают от своих имамов повеление читать существующий Коран, поклоняться и действовать по нему, пока их имам не объявит о подлинном Коране.

6. Убеждение в том, что Коран является сотворённым.

7. Отрицание качеств Всевышнего Аллаха и отрицание предопределения.

В действительности в своём вероубеждении шииты являются му’тазилитами, имея отличительное убеждение о том, что Всевышний может ошибаться.

8. Отношение шиитов к Сунне следующее:

Также, подобно тому, как шииты противоречат ахлю с-сунна в основах, они противоречат им большинстве норм права.

Это указывает на то, что основатели данного пути стремились к уничтожению шариата и его привязке к тому, чего не существует и не будет никогда, что можно назвать наиболее скверными кознями.

Шиизм (от арабского "аш-шиа" - группировка, партия, приверженцы) - второе по числу последователей (после суннизма) направление в исламе. Возникновению шиизма положила начало образовавшаяся во второй половине 7 в. политическая группировка сторонников передачи власти в государстве Али ибн Абу Талибу - зятю и двоюродному брату Пророка Мухаммада как его ближайшему родственнику и духовному преемнику. Эта группировка и стала ядром движения, которое привело впоследствии к расколу мусульманской общины на суннитов и шиитов.

Шииты признают Коран божественным откровением,однако считают, что в османовой его редакции опущены стихи (аяты), имеющие отношение к Али. Принимают они и сунну, но только в той части, где цепь передатчиков хадисов восходит к Али. Шиизм имеет свое предание - ахбары, сборники которых почитаются шиитами как и шесть канонических сборников хадисов, почитаемых суннитами. Шииты отвергают принцип выборности халифа. Они считают, что из четырех "праведных" халифов только Али имел право быть повелителем всех мусульман, первые же три халифа являются узурпаторами. После Али право наследования миссии Пророка Мухаммада может принадлежать исключительно прямым его потомкам, т. е. детям, внукам, правнукам и т. д. Али и дочери Пророка - Фатимы. Приверженцы самой многочисленной ветви шиизма - имамиты верят, что таких наследников - имамов - было одиннадцать, начиная с Али, а двенадцатый имам скрылся в начале 9 в. и стал махди (ведомым по пути Аллаха). По его возвращении на Земле восторжествует справедливость и наступит Золотой век ислама.

Особенностью учения шиизма является такыйя - разрешение скрывать свои религиозные убеждения, если их обнаружение может оказаться опасным. Культовая практика шиизма не имеет существенных отличий от аналогичной практики суннизма. Наряду с паломничеством в Мекку (хаджжем), шииты совершают паломничество в Мешхед и Кум (Иран), Кербелу и Неджеф (Ирак), отмечают Ураза-байрам и Курбан-байрам. Особенно большое значение в шиизме придается десятидневной траурной церемонии в месяц мухаррам (первый месяц мусульманского лунного календаря), проводимой по имаму Хусейну - сыну халифа Али и сопровождающейся проповедями, песнопениями и самоистязаниями ее участников.

Приверженцами шиизма является подавляющее большинство населения Азербайджана, Ирана, более половины населения Ирака, значительная часть мусульман Ливана, Йемена, Бахрейна. В России шиитские общины издавна существуют в Дагестане. В последние годы в связи с усилением миграционных потоков из Закавказья они появились и в др. регионах.

Автор: Кавказский Узел

Читайте также: