Сообщение на тему рождение античной комедии

Обновлено: 04.07.2024

Раб фляковой комедии. Краснофигурный кратер группы Лентини-Манфрия, ок. 350 - 340 г. до н. Э. AD Лувр .

Комедии является жанр и театр основных в древней Греции , последней трагедии . Его происхождение малоизвестно. Аристотель относит его к фаллическим песнопениям, сопровождающим дионисийские шествия ( κῶμοι / kỗmoi , см. Komos ), но переход последнего к классической комедии остается предметом споров.

Если Эпихарм является первым документированным автором комиксов, греческая комедия известна в основном Аристофаном , одиннадцать комедий из которых полностью сохранились - без сомнения, благодаря школьным антологиям римского периода, затем скопированным в средние века . Весь кусок Менандра , The Dyscolos , был найден в 1956 году случайно во многих папирусах , приобретенного коллекционером Женевы, Мартин Бодмером . Кроме того, здесь сохранились фрагменты или названия около 1500 комедий, сохранившиеся по греческим цитатам.

Резюме

Жанры

Старая комедия


Актер играет раба, сидящего на алтаре, опустошающего только что украденный кошелек. Около 400 - 375 гг. До н. Э. AD Лувр .

Первые драматурги

Самые старые известные авторы - Эпихарм , около 530 г. до н.э. А.Д. , сочинивший около сорока произведений, блестящий стиль и популярный реализм, Хионид , победитель первого конкурса комиксов в 486 году, и Магнес ; последний, возможно, одержал бы одиннадцать побед, но у нас от него всего восемь строк и несколько титулов; Souda также упоминает имя Формиса , автор пяти драм скоморохов существует только крошечные фрагменты. Некий Софрон сочинял литературные пантомимы.

Среди соперников Аристофана мы должны особо упомянуть Кратина (ок. 485–420), который одержал шесть побед при Дионисии между 453 и 423 годами и три победы при Ленееннах . От его обильного произведения осталось только около пятисот фрагментов, в которых он часто яростно высмеивает Перикла , представленного в образе пародийного Зевса или Диониса .

Ферекрат известен девятнадцатью титулами.

Фринихос Комик был автором десяти пьес, названия которых у нас есть.

Платон Комический написал около тридцати комедий в блестящем стиле и победил на Дионисии около 414 года.

Евполис был собратом и другом Аристофана с самого начала, пока он не обвинял его в плагиате . Четырнадцать его произведений были исполнены с 429 до 411 года, когда он умер безвременно.

В древности Евполис считался одним из трех величайших поэтов-комиков, наряду с Кратиносом и Аристофаном. Мы также можем привести среди конкурентов Аристофана Телеклейдс , Hermippos и Leucon .

Структура античной комедии

Он канонически составлен следующим образом:

Средняя комедия

Новая комедия


Основная тема - помешанная любовь, которая в конечном итоге восторжествует после множества поворотов и поворотов: появление неизвестного близнеца, признание депонированных детей, возвращение персонажа, которого считали мертвым, ублюдки, оказавшиеся законными и т. Даже в большей степени, чем в старой комедии, персонажи стереотипны: молодым первым суждено выйти замуж за молодых, раб может быть обманщиком или, наоборот, умен, солдат неизбежно развязен, как повар. Эти великие типы связаны с определенными именами: Мошион всегда сначала молодой, а Горгий - раб.

Стилистика новой комедии стабилизируется: она занимает промежуточное положение между текущим регистром и выдержанным. Ненормативная лексика, как правило, запрещена, и законы приличия соблюдаются. Плутарх отмечает, что « педерастической любви не бывает и что соблазнение девственниц обращается к ней, что весьма уместно, при замужестве. "

Новую комедию представляет для нас Менандр , которого в свое время избегало (8 побед в 108 пьесах), но обожаемый эллинистическим периодом . Лишь в начале христианской эры Аристофан снова взял верх. На самом деле новую комедию гораздо легче понять неафинянину: никаких намеков на того или иного персонажа, никаких интриг, связанных с историей города. Новая комедия поэтому экспортируется в Рим , где он будет адаптирован к III - го века в качестве COMedia паллиаты восстановления вволю по Плавта и Теренция . Кажется даже, что некоторые греческие пьесы были просто переведены: например, из Ожерелья Цецилия Статиуса, переведенного согласно Аулу-Гелле из Плокиона Менандра.


Развитие комедийного жанра в Греции от древности до наших дней

Греческая комедия

Комедия по истине, греческий жанр. Его бурное развитие начинается в 5-4 вв до н.э. В древнегреческой драматургии в те времена наравне с комедией развивались трагедия, сатирический жанр. Культурологи объясняют происхождение всех сценических действ из обрядовых шествий. Чтобы задобрить силы природы и не лишиться урожая от ее буйств, люди устраивали празднества. Они пели, и плясали, шутили, насмехались друг над другом. Представители древнегреческого общества очень любили спорить. Считалось, что не только песни и потешки задабривали всемогущих богов, а и непристойности, пререкания.

Немного истории

Но историки не спорят по поводу того, как развивалась комедия. Она была поделена на 2 типа. Каждый из них родился на разных территориях древнего мира:

Дорийская (ныне ее называют Сицилийской). В этой разновидности жанра нет хора. Она несколько приземлена и имеет скорее бытовой характер. Эта разновидность основана на пародиях.

Аттическую (область Аттике). Базируется на шествиях, хорах.

Устраивались комедийные шоу всегда в честь бога Диониса, и имели весьма представительный масштаб. Это были своего рода соревнования. Каждый артист старался переплюнуть оппонента в мастерстве, умении остро мыслить и радовать зрителя. Известно, что первые своеобразные постановки комедийного жанра принадлежат Эпихарму. Позже его пьесы ставили в Риме. Итальянский драматург Плавт основывал на них свои произведения.

Греческая комедия

Комедия Аттическая имеет сложное происхождение. Это слияние разных форм народных гуляний. Среди них:

Шествия в ярких костюмах.

В Великих Дионисиях комедии отводилось немного места, в отличие от Ленея, который праздновался каждый год в феврале. В Афинах это были массовые гуляния с дифирамбами и состязаниями драматургов.

В те времена ученые Александрии классифицировали комедии. Они подразделяются на:

Прародительница комедии — древняя ее разновидность, основана на бытовых сюжетах. Но она имела и большое количество тем, касающихся проблем государства. В те времена любили высмеивать высокопоставленн ых особ. Актеры обязательно выступали в костюмах. Они обряжались в одушевленные и неодушевлённые предметы, отсюда происходили и названия постановок. Часто актеры сильно преувеличивали свои габариты, особенно в области живота и ягодиц. Они использовали для этого подушки. Несмотря на то, что истоки древней комедии относят к 400 годам до н.э., до современников в неизменном виде дошли более 10 произведений Аристофана. Изучая их строение, грековеды выделяют:

Снова выход хора.

Финал с уходом хора.

В речевых перепалках участвует пара актеров. Бытовая сценка заканчивается хлесткими ударами. Так победители наказывают своих оппонентов. Значительно позже в российском театре и оперном жанре возник схожий с греческими комедиантами персонаж – Петрушка.

В хоре участвовали более 25 певцов. Часто они вмешивались в действо в самый неподходящий момент.

В период развития средней комедии, наблюдается падение демократических традиций. Пародии и мифы – главные темы сюжетов тех времен. Пьесы скудны, не насыщены былыми красками и острым сатирическим словом. Перестали грубо шутить, исчезла настоящая социальная критика, хор больше не выходил в самом разгаре действа, чтобы удивить зрителя воспеванием добродетели или порицанием обмана в красках.

Новая комедия – это повседневность древнегреческой жизни. Пародия потихоньку начала затрагивать политику. Мифологические сюжеты отходят на второй план. Разгораются нешуточные бытовые страсти. В пьесах картины жизни: дети-подкидыши, семейные и скандалы с соседями. Хору места здесь нет.

Но выразительность жанра от этого не страдала. Создатели произведений брали за основу ту или иную мысль. Спорили по этому поводу, доказывали, опровергали. Актеры обращались и к зрителю, вовлекая его в разговор. Уже тогда этот своеобразный интерактив превращался в увлекательное шоу. На первом плане были проблемы общественности. Мы и сейчас можем наблюдать, как современные ведущие телешоу предлагают публике поучаствовать или включают своеобразные перепалки в свой сценарий.

Греческая комедия

Общие черты греческой комедии

Греческая комедия всех разновидностей и типов была основой творчества более современных ее последователей – Шекспира и Мольера. Они переняли главные составляющие: песни, пантомиму, танец.

Сопровождались древнегреческие действа всеобщим весельем и хохотом. Хореографические сцены были весьма эротичны. А вот маски и одеяния актеров отличались уродливостью и несоответствием действительности .

До наших дней дошли более 50 имен создателей пьес этого жанра. Наиболее популярными были Алексид, Аристофан. Но их произведения современные историки вынуждены изучать лишь по фрагментам. Авторы осмеивали не только господ и существующие порядки, но и Пелопоннесскую йвону, религиозные устои греков.

Своеобразно было художественное исполнение некоторых сцен. Например, ученый-шарлатан изначально выходил в порочащей его маске. Длительность мирного договора измеряли количеством распитого вина, а веское слово поэта – взвешивали на настоящих напольных весах.

Менандр, Дифил и Филемон – авторы нового типа комедии греков. Спустя столетия, в 60 годы века 20-го, были найдены папирусы Менандра. Изучить их большого труда не составило. В сюжетах Менандра нет сценок восхваления правителей или действующего политического строя. Мотивы пьес заключаются в реальной действительности : девушка связалась с негодяем, появились дети, но они были подброшены в семьи господ. В период действия, автор раскрывает все подводные нити, узелок распутывается, девушка выходит замуж, произведение оканчивается счастливо.

В творчестве Менандера глубокой нитью проходит психологизм, основное внимание уделяется человеческой персоне, нежели общественному устройству. Но обычаи и традиции греческого общества тех времен не остаются в стороне.

Менендер придерживается типа комедии, основанной на 5 действиях. Один за другим акты сменяют кратковременные выходы хора. Но тут связь с сюжетной линией утрачивается.

Кража пищи или деятельность доктора из иностранного государства больше не прельщают зрителя. Более актуальными становятся сюжеты, основа которых — политическая линия: жизнь представителей власти, война, деятельность учреждений властных структур. Этим занимался комедиограф Аристофан.

Греческая комедия

Как строилась самобытная система греческой комедии?

Театр в Греции – государственное учреждение. Были специально избранные деятели, которые занимались всеми организационными вопросами. Спектакли были довольно частыми поначалу, но позже, во времена новой комедии, они стали редкими. Их показывали всего трижды в год. Устраивали соревнования трагиков и комиков. Каждый из авторов показывал по 4-5 своих пьес. Но все они должны были представлять один сюжет по типу и драматургическом у наполнению.

Государственный архив хранил все сведения о прошедших состязаниях. Если возникали споры, их легко могли решать, поднимая информационные листки из конкурсных архивов.

Театры строили на открытых площадках, которые вмещали порядка 20 тысяч зрителей. Театр делился на сектора:

В орхестре находились артисты перед выходом. Здесь же были музыканты. Все они располагались на круглой площадке. Публика наблюдала за действием, находясь неподалеку, но позже зрители рассаживались в верхней части на холмах.

Сцена была оформлена по бокам колоннадами, и имела вид дворца или храма. Имелись и пристройки по бокам. В них артисты и режиссеры хранили свой реквизит. Через своеобразные проходы в зрительских рядах, актёры выходили со сцены в орхестру и там играли свои роли, если этого требовал замысел комедии.

Декорации делали из дерева. Их расписывали и выставляли из них ряды сооружений, которые состояли из дощечек, целых конструкций. Они трансформировали сь и приводили зрителя в восторг.

Большие возможности открывала механическая структура сцены. Зрителю представляли выдвижную площадку. Актеры могли подниматься в воздух. Но этот механизм скрывали от публики.

В театре была довольно хорошая акустика. В некоторых случаях между зрительскими рядами устанавливали специальные сосуды. Они резонировали так, что слышимость увеличивалась.

Многие авторы сами играли некоторые роли в своих пьесах, чаще это были второстепенные роли. Выходили 2 или 3 актера, разыгрывали сцену, следом – хор. Актеры и авторы пьес пользовались большой популярностью. Но ими становились только коренные жители Греции. Их выбирали и на самые почетные государственные должности. Чаще они становились послами в другие страны.

Изначально состязались только драматурги люди, которые заведовали хорами, платили деньги за представления рядовым актерам. Но позже конкурсантами становились все участники. Ролей было так много, что одни и те же артисты перевоплощались в несколько образов. Подключали массу статистов.

Женщин в актрисы не брали, роли прекрасной половины играли мужчины. Требования к комедийным актерам предъявляли не шуточные. Они должны были прекрасно играть, уметь петь, декламировать, читать стихи. Чтобы нарабатывать дикцию и умение держаться на сцене, был разработан ряд упражнений, которыми современные актеры и дикторы пользуются и поныне. Ежедневно проводилась дыхательная гимнастика, тренировались мышцы гортани, языка, губ. А вот мимическое мастерство показать возможности не было, поскольку артисты во время представления были в масках. Актеры должны были прекрасно владеть искусством хореографии.

При всей строгости и требовательности к комедийным актерам, получить эту профессию стремилась масса греков. Даже среди эмигрантов были желающие играть роли, но выбирали на них исключительно уроженцев Греции. Зрители очень любили персонажей спектаклей и постановок, и буквально носили их на руках, даря им славу и почет.

Современные постановки в греческом стиле

Со временем жанр греческой комедии видоизменялся, как это происходит с любым культурным феноменом. Но традициям острого, неприхотливого юмора режиссеры и актеры не изменяют, и по сей день. Только сейчас этот жанр перешел в телевизионный формат, и на примере современных кинофильмов можно увидеть прелесть комедии, ее непосредственнос ть.

Смотрите также

Эти странные греки

В чем же проявляются странности нации, которая имеет древнюю историю и глубокие корни? Многие считают, что именно греки являются самой неуверенной в себе нацией. Так ли это? В чем странность греков, среди которых было много великих людей?

Новый Год в Греции

Греция: Халкидики. Псакудья

Курортный город Псакудья расположен на полуострове Кассандра, который часто называют первым зубцом Халкидики. Город имеет выгодное географическиое положение, благодаря чему отдых в Греции в Псакудьи не ограничивается местными достопримечательностями и развлечениями, отсюда легко добраться в любую точку Халкидики.

Греческая комедия Это была популярная и влиятельная форма театра в Древней Греции с 6-го века до нашей эры. Он был охарактеризован как средство издеваться над политиками, философами и другими художниками.


Аристотель описал жанр греческой комедии, основываясь на его отличиях от трагедии. Среди других отличий он объяснил, что комедия представляет мужчин хуже, чем они есть в реальной жизни..

С другой стороны, он считал, что трагедия лучше отражает человеческую природу. Другое отличие состоит в том, что трагедия работала с реальными людьми, в то время как комедия использовала стереотипы..

В целом, греческая комедия позволила иметь косвенное представление о функционировании политических институтов, правовых систем, религиозных практик, образования и войны в эллинском мире..

Кроме того, работы также показали некоторые личности зрителей и показали, каково их чувство юмора..

Греческая комедия и ее непосредственный предшественник, греческая трагедия, легли в основу современного театра.

  • 1 Происхождение греческой комедии
  • 2 Характеристики
    • 2.1 Традиционная структура
    • 2.2 Актеры мужского пола
    • 2.3 Несколько ролей в характеристиках
    • 2.4 Несуществующий ресурс выражения лица
    • 2.5 Фиксированное физическое распределение
    • 3.1 Аристофан (444 а.с.-385 а.с.)
    • 3.2 Менандр (342 г. до н.э.-291 г. до н.э.)
    • 3,3 Cratinus (519 до н.э.-422 до н.э.)

    Происхождение греческой комедии

    Точное происхождение греческих комедий потеряно в тумане предыстории, но активность мужчин, одевающих и подражающих другим, несомненно, восходит гораздо раньше письменных записей..

    Первые признаки такой активности в греческом мире происходят от гончарного дела, где находились украшения в шестом веке до нашей эры. C. представлял актеров, одетых как лошади, сатиры и танцоры в преувеличенных костюмах.

    По словам Аристотеля, который написал полтора столетия спустя на эту тему, греческая комедия началась в Мегара и в Сикионе, оба города Греции. Он также утверждал, что Сузарион был первым комическим поэтом.

    Кроме того, этот философ подтвердил, что греческая комедия получила официальное признание (и, следовательно, государственную поддержку) в Афинах после популярных фаллических шествий во время Дионисийских фестивалей..

    С другой стороны, Суда (историческая энциклопедия, написанная на греческом языке византийскими учеными в X веке) предполагает, что первые драматические соревнования в Афинах состоялись на фестивале города Дионисия в начале 480 года. С.

    Другие источники указывают, что в 490-х годах в греческом городе Сиракузы, на Сицилии, комедии, написанные греческим комическим поэтом Эпихармом, уже были представлены..

    Некоторые авторы даже утверждают, что предшественниками жанра были стихи Архилоха (7 век до н.э.) и Гипонакса (6 век до н.э.), которые содержат грубый и явный сексуальный юмор..

    черты

    Обычная структура

    Хотя некоторые новшества были представлены во время его разработки, структура греческой комедии была исправлена. В первой части, называемой безработным, хор вышел на сцену, чтобы интерпретировать несколько песен и танцевальных ритмов..

    Во время безработных костюмы использовались, чтобы произвести впечатление, и они могли представить что-нибудь от гигантских пчел до кухонной утвари. Изредка произведение получало название хора (например, осы Аристофана).

    Затем вторым этапом стал агон. Это была гениальная словесная компетенция или спор между основными действующими лицами. Парабаз последовал, когда хор говорил напрямую с публикой.

    Конец комедийного спектакля был исходом. И снова хор исполнил песни и исполнил танцы, чтобы весело уволить публику.

    Актеры мужского пола

    Все исполнители, певцы и танцоры были профессиональными актерами мужского пола. Чтобы представить большое разнообразие человеческих характеров, они обратились к костюму и очень украшенным лицевым маскам..

    Несколько ролей в характеристиках

    Из-за ограниченного числа участников каждый переводчик должен был выполнять несколько ролей, включая быструю смену костюмов и масок..

    Хор, костюмы, музыканты и репетиционное время финансировались назначенным частным лицом, хорегосом, который играл очень престижную роль в работе..

    Несуществующий ресурс выражения лица

    Маски, использованные в работах, лишали актера использования выражений лица, и, следовательно, использование голоса и жестов стало чрезвычайно важным для передачи содержания.

    Исправлено физическое распределение

    Спектакли были поставлены в театре под открытым небом (театр). Аудитория занимала полукруг сидений перед возвышенной зоной, где стояли актеры, называемой skēne.

    Кроме того, перед аудиторией, но на более низком уровне, чем сцена, была центральная зона, известная как оркестр, из которой исполнялся хор. Это распределение остается широко в современных кинотеатрах.

    Авторы и работы

    Аристофан (444 г.-385 г.)

    Этот греческий комедиограф был главным представителем комического жанра. Предполагается, что его театральная работа была составлена ​​из примерно сорока комедий. Они подчеркивают использование резкого и саркастического языка.

    Среди комедий его обширной работы: гости, вавилоняне, акарнцы, рыцари, облака, осы, птицы, тесмофорианцы, лизистраты, лягушки и сборщики и Плутон.

    Менандр (342 до н.э-291 до н.э)

    Менандро был греческим комедийным актером, который считался максимальным показателем так называемой новой комедии. За свою карьеру, которая длилась примерно тридцать три года, он написал более 100 работ..

    Кратин (519 до 422 года до н.э.)

    Кратин был комиком старой афинской комедии и победителем греческих комедийных конкурсов. По оценкам, он выиграл 27 раз в городе Дионисия и только один раз в Лен..

    Смех в европейской литературе и культуре — как и практически все, что есть в европейской литературе и культуре, — начинается с античности. И пожалуй, первой формой организованного смеха стала античная комедия. Конечно, греки, как и все нормальные люди, смеялись, по всей видимости, всегда, но в V веке до нашей эры мы впервые сталкиваемся с тем, что смех становится сознательной частью культуры, причем даже большей, чем литература. Именно этот феномен и называется древней аттической Аттика — область в Греции. Центр — город Афины. комедией.

    Древняя аттическая комедия — это удивительное явление в истории культуры, даже с современной точки зрения, потому что она является не только жанром литературы, но и частью жизни по крайней мере одного города — Афин. Более того, комедия — одна из важнейших составляющих текущей жизни города, поскольку представление комедий (и трагедий) было частью центральных праздников, которые в Афинах праздновались довольно часто: Малых и Великих Дионисий (посвященных богу Дионису, который считался покровителем театра) и некоторых других.

    Откуда взялась комедия? Это отдельный и сложный вопрос, которым сейчас даже не принято особенно заниматься. Относительно него есть примерно то же решение, что в свое время Французская академия наук приняла относительно вечного двигателя: новые версии впредь не рассматривать.

    Тем не менее ясно, что у комедии есть мифологические, фольклорные, религиозные истоки, но какие конкретно — мы не знаем. У нас есть много древних рассказов о том, что раньше люди ходили по деревням и пели всякие, как мы бы сейчас сказали, ругательные или поносные песни в адрес своих сограждан, — и вроде бы из этих песен и родилась комедия. Действительно, такие праздники существуют в разных культурах — и у нас они даже до сих пор сохранились в виде каких-нибудь колядок. Вероятно, были и какие-то иные корни.

    Но так или иначе, комедия произошла из очень глубинного мифологического представления о том, что ругать человека — хорошо, потому что это некоторым образом уравновешивает состояние мира: если ты человека ругаешь, то дальше у него все будет неплохо, а если хвалишь, то могут быть всякие неприятности. Это представление сохранилось во многих приметах и ритуалах, например в том, что новорожденного ребенка нельзя хвалить. Примерно то же самое было и в Греции.

    Замечательно, что эта ругань становится составляющей важнейшего действа в истории и жизни весьма развитого культурного центра Греции — Афин V века до нашей эры.

    Комедия представлялась в театре. Театр Древних Афин — это совершенно не то, что мы под театром понимаем сейчас. Афинский театр не дошел до нас в своем первозданном виде, но по разным подсчетам в него помещалось от 10 до 20 тысяч зрителей. Это означает, что на представления трагедий и комедий приходила значительная часть взрослого населения города. Кроме того, в театре присутствовали приезжие, поскольку эти праздники одновре­менно являлись местом, где собирались афинские союзники. Иными словами, это представление было адресовано и городу, и миру. И это в случае комедии особенно интересно, потому что тем самым комедийная ругань становилась предметом внимания не только всего города, но и пришлых людей.

    Первая составляющая смеха античной комедии, понять которую, может быть, сложнее всего, — это сиюминутный смех, смех над тем, что происходит сейчас.

    Многие имена различных деятелей афинской культуры V века мы знаем только благодаря комедии: если бы их не обругали (а в комедии редко о ком говорят хорошо), мы бы просто ничего о них не знали. Естественно, иногда нам очень трудно угадать, что имелось в виду под какими-то аллюзиями, намеками и шутками — как если люди спустя две тысячи лет будут смотреть совре­менные фильмы или представления, они не поймут каких-то современных аллюзий. Но эти политические сиюминутные аллюзии и намеки играли чрезвычайно существенную роль: в комедии нужно было смеяться прежде всего над теми, кто живет сейчас. Причем чем важнее человек, тем больше над ним надо смеяться.

    Второе, над чем смеялась комедия, — это повседневная жизнь города, в том числе религиозная, поскольку комедия составляла часть религиозного праздника. И это для нас тоже чрезвычайно непривычно и интересно.

    Комедия в конечном счете стала еще и первым жанром, который понимал себя как литературный жанр. Будучи событием повседневной жизни города, она одновременно говорила и об интеллектуальной жизни, о литературе, и прежде всего о своем партнере — трагедии. То есть античная комедия — это рефлек­сивный жанр: она говорит о современном состоянии мысли и литературы.

    Комедия была важной частью жизни города еще и потому, что изначально ставилась на городские деньги. Город отвечал за то, что комедия, как и тра­гедия, должна быть представлена на празднике. Позже город стал отдавать право постановки комедии и трагедии видным и богатым людям, которые соревновались за то, чтобы дать денег на эту постановку. Это тоже важно: ставить комедию было чрезвычайно престижно. В основном деятельность такого человека заключалось в том, что он нанимал хор, который составлял основную часть комедии. Покупались костюмы, членов хора тренировали, кормили, и за все это платил тот, кого теперь мы бы назвали продюсером.

    Кроме того, в комедии, как и во всяком театральном представлении, очень важную роль играла чисто внешняя составляющая, и об этом тоже не следует забывать, когда мы читаем тексты античной комедии. Комедия была смешной еще и потому, что она была смешной зримо. Мы не до конца можем оценить сценографию, но иногда можем по крайней мере ее себе представить.

    Так что в комедии, по всей видимости, использовалась довольно сложная машинерия, и жук — один из примеров этого.

    Смехотворен был также вид членов хора. Выходя на сцену, они сразу показывали, что они — актеры комедии, поскольку были одеты в яркие костюмы, носили маски зверей и имели всяческие атрибуты, демонстри­ровавшие комедийную принадлежность. В комедии чрезвычайно популярно было, чтобы хор изображал зверей, и, кстати, это тоже может говорить о ее мифо­логических истоках, поскольку считается, что звериные хоры — это тоже очень древний фольклорный мотив. Независимо от того, кого изображал хор, его актеры выходили на сцену с преувеличенными знаками плодородных органов — и это тоже доказывает мифологическое происхож­дение комедии: очевидным образом она связана с идеей плодородия, возрождения мира, и именно в этом обновлении мира через смех, в частности, и есть смысл комедии. С такими гипертрофированными органами могли выходить и актеры, изобра­жавшие богов: например, есть картинки Зевса, таким образом представлен­ного в качестве комедийного героя. И конечно, когда такие персонажи появляются на сцене, это тоже чрезвычайно смешно.

    Таким образом, оказывается, что комедия — это, с одной стороны, очень зрелищный жанр, с другой — очень древний, с глубокими фольклорными и религиозными корнями, а с третьей — это жанр литературный, который обыгрывал мысли, идеи, образы и мотивы, существовавшие в современной ему или предшествовавшей ему авторитетной высокой литературе.

    Все это вместе и создает этот многомерный смех античной комедии, который нам не до конца понятен — в частности, потому, что какие-то его составляю­щие, вроде реалий того времени, труднопостижимы, но который важен именно своей многомерностью. С одной стороны, это смех ради самого смеха, а с другой — смех, в котором есть сразу несколько измерений. Эти измерения можно вытащить из дошедших до нас текстов и понять, почему над комедией смеялись одновременно 15–20 тысяч человек и почему это было так важно. И наверное, это самое интересное, что есть в античной комедии.

    Читайте также: