Сообщение на тему российское государство в первой трети xvi века

Обновлено: 02.07.2024

В пер­вые два де­ся­ти­ле­тия кня­же­ния стар­ше­го сы­на Ва­си­лия II Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча (1462–1505) бы­ли сде­ла­ны ре­шаю­щие ша­ги к фор­ми­ро­ва­нию еди­но­го и не­за­ви­си­мо­го Рус­ско­го гос-ва. В сер. 1460-х гг. под власть ве­ли­ко­го кня­зя мо­с­ков­ско­го пе­ре­шло Яро­слав­ское кня­же­ст­во. Не­вы­пла­та да­ни Боль­шой Ор­де в пер­вые го­ды кня­же­ния Ива­на III ед­ва не при­ве­ла к по­хо­ду на Мо­ск­ву в 1465 ха­на Мах­му­да. По­сле сме­ны Мах­му­да его бра­том Ах­ме­дом (Ах­ма­том) во 2-й пол. 1460-х гг. Иван III во­зоб­но­вил вы­пла­ту да­ни. В 1467–69 мо­с­ков­ские вой­ска ве­ли активные дей­ст­вия про­тив Ка­зан­ско­го хан­ст­ва. Вна­ча­ле они бы­ли не очень ус­пеш­ны­ми, но в 1469, по­сле по­хо­да на Ка­зань, воз­глав­ляе­мо­го бра­том Ива­на III Юри­ем Ва­силь­е­ви­чем, был за­клю­чён вы­год­ный мир.


XVI век стал переходным периодом между Средними Веками и Новым временем. Перед Россией в 16 веке стояли внутренние и внешние задачи, то есть усиление централизации и расширение границ. С ними успешно справились правители того периода, особенно, Иван IV.

Правители России в XVI веке

Их было всего пять. До 1505 года (с 1462) государством правил Иван III. С 1505 по 1533 его сын – Василий III, а с 1533 по 1584 – внук Иван IV. Однако, в период с 1533 по 1547, по причине молодости наследника престола, страной управляли регенты, в том числе и мать Ивана – Елена Глинская. С 1584 царский престол занимал сын Ивана IV – Федор, который стал последним из Рюриковичей. После его смерти на трон Земским собором был избран Борис Годунов.

Иван III

Рис. 1. Иван III.

Ивану III к 1505 году удалось избавиться от ордынского ига и издать новый свод законов – Судебник 1497 года. Он стал первым сводом законов со времен “Русской Правды”, по которой жила Русь еще в XI веке

Иван III в официальных документах называл себя “самодержец”, но официально царем он не был, только великим князем и государем московским.

Россия в XVI веке

Рис. 2. Россия в XVI веке.

Ключевые события XVI века

В правление Василия III (1505-1533) территория государства расширилась на западе. Великому князю удалось разгромить Великое княжество Литовское и присоединить Смоленск. Также он присоединил Рязанское княжество в 1521 году и Псковскую землю в 1510.

В период регентства (1533-1547) началось проведение губной реформы, а еще впервые в государстве появилась единая валюта – деньга весом 0,34 грамма. Ее половинку весом в 0,17 грамма называли “полушкой”, а еще в ходу появилась “копейка”.

Наиболее продуктивным в истории России XVI века стало правление Ивана IV, с 1547 по 1584 год. Особенно успешными были первые 16 лет. Молодой правитель успел осуществить следующие мероприятия:

  • Принять царский титул.
  • Завоевать Казанское и Астраханское ханства, совершить пару удачных походов против крымских татар.
  • Военную реформу. Ее результатом стало создание стрелецкого войска. Сначала стрельцов было 3 тыс., а потом их число выросло.
  • Начать освоение земель на реке Каме.
  • Принять новый свод законов – Судебник 1550 года.
  • Отменить кормления и провести земскую реформу.
  • Церковную реформу.

При Иване IV Россия превратилась в сословно-представительную монархию. Новым органом власти стал Земский собор, в нем принимали участие все сословия, кроме крепостных крестьян.

Стрелецкие полки, которые создали при Иване IV, просуществовали до начала XVIII века. Свод законов 1550 года действовал около 100 лет. Система сбора налогов с “сохи” существовала около 130 лет. Земский собор созывался периодически до 1685 года.

Иван IV

Рис. 3. Иван IV.

Период после смерти Ивана IV, с 1585 по 1599 год интересен такими событиями:

  • Учреждение патриаршества в 1589 году.
  • Победа в войнах со Швецией (1590-1595), крымским ханством (1591) и сибирским ханом Кучумом (1586-1598).
  • Строительством большого количества городов: Белгород, Воронеж, Тюмень, Тобольск, Тара, Верхотурье, Обдорск, Царицын, Саратов, Самара.

Что мы узнали?

16 веке в истории России стал периодом реформ и территориального роста. Она превратилась в самое крупное европейское государство. К 1600 году ее территория охватывала пространство от Тары на востоке и до Пскова на западе, от Кольского полуострова на севере и до реки Терек на юге.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования ИСТОРИЯ 7 класс Тема урока: Российское государство в первой трети XVI века 2020 Овчинникова Инна Владимировна, учитель истории и обществознания ГБОУ школа № 525 с углубленным изучением английского языка имени дважды Героя Советского Союза Г.М.Гречко Московского района Санкт-Петербурга Учитель:

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Цель урока: узнать об особенностях развития Российского государства в первой трети XVI века; выяснить, как в этот период управлялось Российское государство.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования План урока: Государи Всея Руси; Борьба за престол; Завершение объединения русских земель; Управление Российским государством.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Великий князь Московский, Государь всея Руси Иван III Васильевич, правил с 1440 по 1505 Ярославль, Ростов, Новгородские земли, Тверское княжество, земли в верховьях Оки Присоединённые земли:

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Великий князь Владимирский и Московский, Государь всея Руси ВАСИлий III Иванович правил с 1505 по 1533 Присоединённые земли: Псков, Рязань, Смоленск, Чернигово-Северская земля

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования При Василии III завершилось объединение русских земель вокруг Москвы

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Полномочия Великого князя и Государя всея Руси: вести переговоры с другими странами; издавать законы; объявлять войну и заключать мир; чеканить монету.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Боярская дума — высший совещательный орган при Государе

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Административное деление

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Поместное войско — ядро вооружённых сил Русского государства. Полностью дворянское войско, основанное на поместной системе, сформировалось при Иване III. Его основную массу составляли дворяне и дети боярские, а также их боевые холопы.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Кормление – система содержания должностных лиц за счет местного населения

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Подведём итоги урока: В первой трети XVI века завершилось собирание земель вокруг Москвы; Главной задачей государя стало превращение самостоятельных земель в единое государство; В XVI веке были созданы общегосударственные учреждения, появилось единое войско; Введено административно-территориальное деление на уезды под властью наместников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проверочная работа "Расцвет Руси. XI - первая треть XII века" для 10 класса. Учебник А. Н. Сахарова.

Эта работа позволяет проверить усвоение материала по теме "Расцвет Руси. XI - первая треть XII века". Она содержит задания различного уровня сложности на знание хронологии, основных событий, деят.


В 2-х вариантах с ответами.

Внешняя политика Российского государства в I трети XVI века. На юго-восточных границах

Небольшая рабочая презентация (13 слайдов) дает краткую информацию и иллюстрирует материал параграфа 5, п. 3 нового учебника по истории России, 7 класс, Арсентьева, Данилова и др.


Презентация "Российское государство в первой трети 16 века" урок истории в 7 классе

Презентация "Российское государство в первой трети 16 века" урок истории в 7 классе, учебник "История России" под редакцией А.В.Торкунова.Проект знакомит учащихся с завершающим эта.


Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в

Презентация является электронным приложение к уроку "Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в" по учебнику "История России" под редакцией академика.


Российское государство в первой трети XVI века

Российское государство в первой трети XVI века.

Задание по теме: "Российское государство в первой трети XVI века"

Урок предназначен для изучения материала по истории России в 7 классе.Узнать об особенностяхразвитях Российского государства и выяснить, как управлялось государство.Поработать с картой , объясни.

Цель урока: изучить особенности развития Российского Государства в первой трети 16 в.

Задачи урока:

Этап урока

Время

I. Организационный момент

Фронтальная беседа учителя, включающая себя приветствие, выявление готовности к уроку, настрой на работу на уроке.

2 мин.

II. Актуализация знаний

Фронтальная беседа учителя с учениками
1. Как называется период в развитии государства Российского 11-14 в.?
2. Перечислите основные причины феодальной раздробленности.
3. Назовите последствия Феодальной раздробленности.
4. Как вы думаете, положительное или негативное влияние оказала феодальная раздробленность на развитие государства? Свой ответ объясните?

4 мин.

III. Постановка учебной задачи

Приемы работы:
1. Анализ текстового компонента учебника (устные ответы на вопросы).
2. Заполнение интерактивной схемы.
Предполагаемое количество оценок – 2.

4 мин.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

30 мин.

V. Закрепление знаний
и способов действий

Для проверки знаний используются тесты с выбором ответа по датам и событиям.

5 мин.

VI. Рефлексия

2 мин.

VII. Домашнее задание

Комментирование домашнего задания

Дидактические материалы для урока

А) Используя данные, приведенные в таблице назовите государей, правивших в первой трети 16 в.

Иван IV Грозный

Б) Используя карту учебника ст.29. укажите территории, вошедшие в состав Московского Государства в первой трети 16 в.

Территория Московского государства в первой трети 16 в.

Задание № 2. Характеристика династических браков Иоанна III внимательно рассмотрите генеалогическое древо Иоанна III.

Устно ответьте на вопросы.

Вопросы:

1. Сколько браков было у Ивана III?

2. Как звали Его жен?

3. Назовите причину повторного замужества?

4. Как звали наследника от первого брака?

5. Попробуйте предположить (была ли вторая жена Ивана 3 иностранкой или представительницей российских княжеских фамилий?)

6. Сколько детей родилось от второго брака (перечислите имена детей).

7. Как вы думаете, кого первоначально объявил наследником Иван 3?

8. Используя текст учебника (ст. 28, абз 1, 2 последних предлож.) уточните причину смены наследника.

Задание №4. Решите исторические примеры.

  1. 3 ки + 2 ли + 1 ве + 4 й
    2 ня + 1 к + 3 зь
  2. 5 ка + 2 я+ 1 бо + 3 р + 4 с+ 6 я
    2 ма + 1 ду
  3. 2 Су + 1 Го + 3 да + 4 ре + 5 в
    3 Р + 1 д + 2 во
  4. 2з+ 1 ка + 3 на
  5. 3 р + 2 во+ 1 д+ 4 цы
  6. 3 ка + 1 п + 2 ри + 4 зы
  7. 4 ки +1дь +2я+3ч
  8. 4 Ц +2 во+ 1 д+ 3 ре+5 кие
  9. 4 ки +1 на +3 стни + 4 ки

Задание № 5. Охарактеризуйте систему управления Московского государства в 16 веке.

Используя текст учебника и решение исторических примеров, заполните конкретизирующую таблицу.

Читайте также: