Сообщение на тему риторический вопрос как синтаксическое средство выразительности речи
Обновлено: 04.07.2024
Синтаксические средства выразительности — тип средств выразительности, которые посредством синтаксиса помогают расставить акценты, придать живописности предложению.
Что такое фигуры речи и какие они бывают
Фигуры речи — обороты речи, зафиксированные стилистикой русского языка, усиливающие экспрессивность предложения.
Антитеза — фигура речи, показывающая контраст двух частей высказывания.
- сопоставление понятий, а также образов, которые, так или иначе, контрастируют друг с другом:
«Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, — я у ног твоих! (Лермонтов М.Ю. Демон)
«Ночь, улица, фонарь, аптека,
Градация — тип фигуры речи, состоящий из однородных членов предложения, выражает либо постепенное напряжение действия (климакс), либо постепенное снижение эмоциональной выразительности (антиклимакс).
Виды градации:
Функции градации:
Инверсия — фигура речи, характеризующаяся изменением порядка слов в предложении или словосочетании. Цель данной фигуры речи — усилить торжественность, поэтичность момента, сделать акцент на событии или слове.
В русском языке предложения строятся по следующей схеме: сначала идет подлежащее, потом сказуемое, далее второстепенные члены предложения, такие как: определение, дополнение, обстоятельство и т.д.
Виды инверсии:
Функции инверсии:
- Приобретение инверсированным словом стилистической выразительности.
- Приобретение смысловых акцентов в предложении.
- Создание эффекта загадочности или, наоборот, точности высказывания.
«Голубчик. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе? Ведь в одну ночь — только в ночь… А мне — года нужны… Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей. Ведь ты их на ветер… а я бы — в землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы — ох! Дай ты их мне! (Горький Максим. Челкаш)
Виды эллипсиса:
Синтаксическая конструкция с междометием вместо сказуемого.
Цели эллипсиса:
Лирическое усиление художественной выразительности:
Эпифора — фигура речи, характеризующаяся повторением одного элемента в концах фраз.
Функция эпифоры:
- Акцентологическая.
- Служит для передачи уверенности, фиксируется на следствии явления или действия.
Анафора — фигура речи, повторяющая один и тот же элемент в начале каждой фразы.
«Только ветер да звонкая пена,
Только чаек тревожный полет,
Функции анафоры:
- Акцентологическая.
- Усиливающая.
- Придает динамичность речи.
Параллелизм — фигура речи, которая характеризуется повтором речевых приемов в синтаксисе предложения. Разные предложения при параллелизме (или части предложения) имеют одинаковую синтаксическую структуру.
Для чего нужен параллелизм?
Подчеркивая сходные или несходные черты, придает тексту/фразе выразительности, обычно в эмоциональном плане.
Широко используются приёмы параллелизма в лирике, прозе, а также в фольклоре (например, в сказках, былинах, частушках, пословицах)
Риторический вопрос — синтаксическая фигура речи, характеризующаяся присутствием вопроса, ответ на который не обязателен. Ответ в таком случае может быть не предусмотрен, очевидным.
Наравне с риторическими вопросами в тексте выполняют те же функции такие синтаксические фигуры речи, как риторическое восклицание и риторическое обращение.
Функции риторического вопроса:
- Усилительная (подчеркивание той или иной фразы, слова, словосочетания).
- Акцентологическая.
Оксюморон — фигура речи, которая придает повествованию особую эмоциональную выразительность антонимичными парами слов.
Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные, смысловые и интонационные особенности синтаксических единиц языка (словосочетаний и предложений), а также особенности композиционного построения текста, его членения на абзацы, пунктуационного оформления.
Наиболее значимыми выразительными средствами синтаксиса являются:
— синтаксическая структура предложения и знаки препинания;
— специальные синтаксические выразительные средства (фигуры);
— особые приемы композиционно-речевого оформления текста (вопросо-ответная форма изложения, несобственно-прямая речь, цитирование и т. д.).
Синтаксическая структура предложения и знаки препинания
С точки зрения синтаксической структуры предложения особенно существенными для выразительности текста являются:
- грамматические признаки предложения: простое оно или сложное, двусоставное или односоставное, полное или неполное, неосложненное или осложненное (т. е. содержащее ряды однородных членов, обособленные члены предложения, вводные слова или обращения);
- тип предложения по цели высказывания:повествовательное, вопросительное, побудительное;
- характеристика предложения по эмоциональной окрашенности: невосклицательное — восклицательное.
Любая из перечисленных грамматических особенностей предложения может приобретать в тексте особую смысловую значимость и использоваться для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко. .. —
Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения также могут подчеркивать и усиливать те или иные аспекты авторских мыслей, оценок и эмоций.
Например , в стихотворении А. А. Ахматовой:
Зачем притворяешься ты
То ветром, то камнем, то птицей?
Зачем улыбаешься ты
Мне с неба внезапной зарницей?
Не мучь меня больше, не тронь!
Пусти меня к вещим заботам. —
Роль знаков препинания как выразительных средств в тексте обусловлена прежде всего их способностью передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую эмоциональную напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак).
Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора, тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. Для смыслового содержания текста, который включает в себя сложное бессоюзное предложение, имеет значение характер знака препинания между частями этого предложения и т. п.
Особую роль для создания выразительности текста имеют авторские знаки препинания , которые не соответствуют общепринятым пунктуационным правилам, нарушают автоматизм восприятия текста и служат целям усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного его фрагмента, акцентируют внимание читателя на содержании какого-либо понятия, образа и т. п.
Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление: Рожденный ползать — летать не может, либо особо выделяет вторую после знака часть: Любовь — главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.
По холмам — круглым и смуглым,
Под лучом — сильным и пыльным,
Сапожком — робким и кротким —
За плащом — рдяным и рваным.
По пескам — жадным и ржавым,
Под лучом — жгучим и пьющим,
Сапожком — робким и кротким —
За плащом — следом и следом.
По волнам — лютым и вздутым,
Под лучом — гневным и древним,
Сапожком — робким и кротким —
За плащом — лгущим и лгущим. (М. И. Цветаева)
Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры)
Фигурами (риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.
К основным фигурам речи относятся риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон, именительный темы.
Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение.
Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?. . (M. Ю. Лермонтов);
В качестве риторического вопроса могут употребляться предложения любой вопросительной структуры: с местоименным вопросительным словом, с вопросительной частицей, без специальных вопросительных слов. Риторический вопрос не требует ответа и синонимичен повествовательному предложению. После риторического вопроса ставится вопросительный знак, иногда – восклицательный, изредка пользуются сочетанием того и другого.
Например: Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче? (В. Маяковский)
Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался! (А. Пушкин)
Повторяем, эти вопросы ставятся не для того, чтобы получить ответы, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение.
Напряженность и выразительность речи усиливают также риторические восклицания.
Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.
Например:
То было в утро наших лет —
О счастие! о слезы!
О лес! о жизнь! о солнца свет!
О свежий дух березы. (А. К. Толстой);
Увы! пред властию чужой
Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)
Эх, тройка! Птица тройка! (Н. Гоголь) Пышный! Нет ему равной реки в мире! (Н. Гоголь)
Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.
Друзья мои! Прекрасен наш союз.
Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);
О, глубокая ночь !
О, холодная осень ! Немая! (К. Д. Бальмонт)
Обращение — яркое выразительное средство в художественной речи.
Если в разговорной речи основная функция обращений — наименование адресата речи, то в поэтической обращения выполняют помимо этого стилистические функции: они часто являются носителями экспрессивно-оценочных значений. Поэтому они часто метафоричны; этим же объясняются особенности их синтаксиса.
Для произведений художественной литературы — особенно поэтических — характерны распространенные обращения.
Например: Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды , таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С. Есенин)
В некоторых случаях пространное обращение в поэтической речи становится содержанием предложения.
Например: Солдатский сын , что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты. памятью героя и отца не отлучен от радостей земных. (А. Твардовский)
В поэтической речи обращения могут выстраиваться в однородный ряд.
Например: Пойте, люди , города и реки , пойте, горы , степи и моря ! (А. Сурков) Услышь меня, хорошая , услышь меня, красивая , заря моя вечерняя , любовь неугасимая . (М. Исаковский) О город ! О ветер ! О снежные бури ! О бездна разорванной в клочья лазури ! Я здесь! Я невинен! Я с вами! Я с вами! (А. Блок)
Обращения к другим лицам создают непринужденность, интимность, лиризм.
Например: Ты жива еще, моя старушка ? Жив и я. Привет тебе, привет! (С. Есенин)
Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния.
Риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения как средства языковой выразительности широко используются в публицистических и художественных текстах.
Названные фигуры возможны также в текстах научного и разговорного стилей, но недопустимы в текстах официально-делового стиля.
Риторический вопрос риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. По сущности, риторический вопрос это вопрос, ответ на который не нужно либо не ожидается в силу его крайней очевидности. В любом случае вопросительное выражение предполагает полностью определённый, всем знаменитый ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. К примеру, задающий вопрос Сколько еще мы будем вытерпеть эту несправедливость? не ждёт ответа, а желает выделить, что Мы терпим несправедливость, причём очень длинно. и как бы намекает что Пора теснее закончить её вытерпеть и сделать что-то по этому предлогу. Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той либо другой фразы. Отличительной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют. Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, необыкновенные обороты речи, усиливающие её выразительность, т. н. фигуры. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. Так, риторический вопрос представляет собой, в сути, утверждение, высказанное лишь в вопросительной форме, в силу чего ответ на такой вопрос заблаговременно уже известен, например: Могу ль узреть во блеске новеньком Мечты увядшей красу? Могу ль вновь одеть покровом Знакомой жизни наготу?
Риторический вопрос — это стилистическая фигура в виде вопроса, не требующая ответа, которая применяется в литературе для привлечения внимания читателя к обсуждаемой теме.
Чтобы понять, что такое риторический вопрос в литературе, рассмотрим, как он оформляется и для чего служит.
Риторический вопрос — разновидность вопроса
Что такое вопрос?
В своей жизни мы часто пользуемся вопросами. Вопрос — это обращение к собеседнику с целью получить информацию о чем-либо или прояснить неясность, уточнить что-то. Вопрос задается с целью узнать что-либо, интересующее человека в данный момент.
Графиня имела обыкновение поминутно делать в карете вопросы: кто это с нами встретился? (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Полагаю, тебе известно, что ты сирота? (Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста).
Вопрос оформляется в виде предложения с помощью вопросительных слов (местоимений, наречий, частиц), логического выделения главного слова и специальной интонации, повышающей тон голоса в конце высказывания.
Риторический вопрос — стилистическая фигура речи
Отметим, что заданный прямой вопрос обязательно предполагает ответ. Но не все вопросы требуют ответа. В ораторском искусстве, начиная с древнего Рима, в правоведении, в литературе существует образное средство выразительности речи — риторический вопрос, который является стилистической фигурой речи наряду с такими образными средствами, как
В практике ораторского искусства издавна выработаны приемы, которые являются не только сильным воздействующим средством на слушателей, но и обладают выразительностью и эмоциональностью. Одним из таких средств речи является риторический вопрос, который задается аудитории с особой интонационной экспрессией.
Обращение к аудитории с риторическим вопросом — эффективный прием. Он превращает монолог оратора или писателя в скрытый диалог с аудиторией, так как с его помощью активизируется внимание слушателей или читателей. Аудитория приглашается к соучастию в разговоре, в обсуждении поднятой проблемы.
Риторический вопрос совершенно не требует ответа, а служит для эмоционального утверждения или отрицания того, о чем в нем говорится.
Как не удивляться волшебной силе искусства? = Да, все удивляются волшебной силе искусства!
Как не потерять самообладания в этой кутерьме? = Очень понятно, что вы можете потерять самообладание в этой кутерьме.
Риторический вопрос воспринимается читателями не как прямой вопрос, на который необходимо дать ответ, а как положительное утверждение, высказанное в особой выразительной и экспрессивной форме.
Примеры риторического вопроса в литературе
Непревзойденным мастером изображения русской природы с помощью слова является писатель И. С. Тургенев. С особенной тонкостью и чуткостью описывает он начало дня весенней порой и предваряет его риторическим вопросом:
Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари? Лошади звучно шлепают ногами по лужам, кучер посвистывает. На темно-сером небе кое-где мигают звезды, влажный ветерок изредка набегает волной, слышится сдержанный неясный шепот ночи.
Мы ходим по земле, но часто ли нам является в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами? (К. Паустовский).
Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое семечко липы? (К. Паустовский).
Особое место занимает риторический вопрос в творчестве С. Есенина. Понаблюдаем:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник-
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
Отговорила роща золотая.
Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый,-
Старый хозяин своей избы.
Синий туман, снеговое раздолье…
Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
Видеоурок
Полезные советы
Для того, чтобы уметь адекватно реагировать на различные не совсем стандартные обороты в нашей речи, следует прояснить что же это такое - риторический вопрос и для какой цели его обычно принято задавать?
По сути говоря, риторичный вопрос — это не что иное, как оборот в речи человека, который обычно даже и вопросом то не является, поэтому он, как правило, не претендует на какой-либо ответ.
Получается, что риторичный вопрос, это по сути такой вопрос, ответ на который попросту не нужен, потому что он просто очевиден для окружающих. На самом деле, риторический вопрос является обычным утверждением, которое заявлено в вопрошающем виде. К примеру, вот такой речевой оборот:
"Да сколько же еще может продолжаться эта несправедливость?"
Здесь не нужен никакой ответ, а наоборот, подчеркивается, что несправедливость продолжает быть. Происходит как бы намек на то, что пришло время уже перестать ее терпеть.
Примеры риторических вопросов
Риторические вопросы в литературе:
Для чего требуются обычно такие вопросы?
В большинстве случаев, данный вопрос задается с той целью, чтобы придать речи усиленную выразительность какой-то определенной фразы. Главным фактором в данных оборотах является интонация самого вопроса и его условность, другими словами — употребление грамматического выражения.
Существуют специальные фигуры в разговоре, в которые входят как риторические вопросы , так и риторические обращения с риторическими восклицаниями . Это также такие обороты, которые максимально усиливают ее выразительность.
Эти обороты отличаются своей некоторой условностью, то есть, где допускается употребление какой-то восклицательной / вопросительной интонации тогда, когда они совершенно не требуются. Именно из-за них любая реплика, в которой обычно употребляются данные фигуры, начинает получать совершенно особую выраженную окраску, максимально усиливающуюся в ее выразительности.
И поскольку риторический вопрос, как правило, является обычным высказыванием, поставленном в вопросительном тоне, то и ответ, как правило, к нему заранее уже известен.
Риторическое восклицание обладает таким же условным характером, где вопросительная манера не выливается из предложения или из содержания самого слова, а придается ей обычно в свободном порядке, показывая этим прямое обращение к этому событию.
Пример риторического восклицания:
Какое лето, что это за лето! Да это ж просто колдовство!
Риторическое обращение также является неким условным обращением к тем предметам, к которым по сути нельзя обращаться. Сама структура данного обращения является такой же, как и в риторическом восклицании, а также в риторическом вопросе.
Пример риторического обращения:
" Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад ."
Из чего следует, что все вышеперечисленные риторические фигуры являются обычными синтаксическими конструкциями, которые способны передавать патетичность повествования и известную ее приподнятость.
Такие фразы, которые маскируются под вопрошающие предложения, пришли к нам из далеких античных времен, по наследству от древних ораторов.
Мастера красноречия тех времен довели свои выступления до полного совершенства. Они в своей речи с успехом применяли разные словесные обороты и конструкции, которые были способны придавать ей какую-то особенную выразительность и эмоциональность. И в их список попадали также риторические вопросы.
Интересен факт того, что сами ораторы тех времен считали данные обороты некоторыми отклонениями, которые существенно отличаются от простой речи. Они считали это неким своеобразным украшением. В настоящее время ситуация полностью изменилась и такие обороты стали вполне употребляемой частью речи.
Данные вопросы могут иметь как положительную, так и отрицательную подоплеку. В положительной - они говорят о поддержке, о неком сопереживании, а в отрицательной - как правило, цинизм, злобу и сарказм.
Зачем нужны такие вопросы?
Без таких вопросов, которые не требуют к себе ответа, обычно сложно представить какие-то политические высказывания или статьи общественной тематики. Они зачастую находят свое применение и в художественной литературе, и в различных дебатах.
Да и в быту, люди, сами того, не осознавая и не замечая, постоянно пользуются наследием ораторов античных времен. Данные древние приемы, как правило, применяют для того, чтобы:
- Аудитория смогла сделать определенные выводы.
- Чтобы придать своей речи существенную окраску.
- Сделать разговор более значительным и ярким.
- Привлечь заинтересованность к своему высказыванию и непосредственно к своей персоне.
- Уметь делать плавные переходы от одной теме к другой, где риторический вопрос будет служить соединительным звеном.
- Заставить своих оппонентов начать действовать.
- Стараться переключаться на те детали, которые должны восприниматься автоматически.
- Иметь возможность указать плюс ко всему на опытность каких-то знаменитостей либо известных личностей.
- Заставить своих собеседников подключаться к диалогу.
- Данные обороты очень часто используют в рекламе.
- Также эта фигура, используемая в речи, иногда нужна для того, чтобы поставить своего собеседника в неловкое положение и заставить его среагировать какими-то ответными определенными действиями.
- Данные речевые обороты способны также выручить, когда в диалоге образовалась пустота, которую срочно необходимо чем-то заполнить.
Грамотное применение риторических вопросов
1. Самое главное — это правильно сформулировать вопрос. Он должен быть простым, без добавления непонятных терминов.
2. Необходимо полностью исключить из речи любую двусмысленность и какое-либо недопонимание. В первую очередь должна всегда быть четкость, структура и полная ясность происходящего.
3. Данные вопросы в категорическом понимании требуют к себе совершенно отчетливого произношения, которое желательно сопровождать определенными жестами и мимикой.
4. Следует всегда заранее обдумывать какой эффект должен произойти от того или иного риторического вопроса.
5. Лучше всего, если данный эффект будет применим в самом начале выступления, тогда можно будет привлечь внимание и разбудить аудиторию.
6. Если вы хотите сделать какой-то хорошо запоминающийся итог, то старайтесь свой риторический вопрос задать непосредственно в конце выступления. В этом случае он будет очень эффектной завершающей точкой.
Заключение:
Необходимо помнить, что такие речевые обороты — это то, чем рекомендуется пользоваться очень грамотно и дозированно. В первую очередь, это относится к общению с маленькими ребятишками, поскольку они могут смириться с тем, что им всегда задают условно-вопросительные предложения и они могут начать принимать другие предложения соответственно, а там, как раз, будет и нужен необходимый ответ.
Хоть такие речевые обороты и превращают речь в более доступную для большего понимания, все-таки не стоит ею пользоваться очень часто, поскольку существует вероятность того, что все они со временем превратятся в довольно избитые фразы и вызывающие раздражение штампы.
Читайте также: