Сообщение на тему расселение в россии старообрядцев после церковного раскола

Обновлено: 02.07.2024

Реформы патриарха Никона и возникновение раскола в православной церкви. Правовое положение старообрядцев в России. Миграция и расселение старообрядцев после революции и во время Гражданской войны. Описания течений беспоповщины, единоверия и поповщины.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.04.2013
Размер файла 37,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

История старообрядчества - одна из самых трагических страниц в истории не только Русской Церкви, но и всего русского народа.

В то время, когда русская церковь достигла наибольшего величия и расцвета, в ней произошел раскол, разделивший русских людей. Это печальное событие случилось в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона во второй половине XVII столетия.

Торопливая реформа патриарха Никона разделила русский народ на два непримиримых лагеря, привела к отпадению от Церкви миллионов верующих соотечественников. Раскол разделил русский народ на два класса по самому важному для русского человека признаку религиозной веры. На протяжении двух с лишним столетий люди, искренне считавшие себя православными, испытывали друг к другу недоверие, вражду и не желали никакого общения.

Беспримерное мужество православных, оставшихся преданными вере и традициям, продолжалось более двух с половиной столетий. Краткие периоды относительной свободы старообрядчества при Екатерине II и Александре I сменялись настоящими гонениями.

Возникновение раскола в православной церкви связано со сложной политической борьбой, которая шла в то время в Русском государстве. В эту борьбу с государственной властью были втянуты самые различные социальные слои русского общества, начиная от родовитых бояр и богатых купцов, недовольных новыми мероприятиями и экономической политикой царя, и заканчивая крестьянами и городской беднотой, протестовавшими против усиливавшейся эксплуатации. В отличие от западноевропейских сект, добивавшихся обновления религии, русские раскольники, наоборот, требовали оставить в неприкосновенности прежние формы культа. Однако из этого не следует делать вывод, что старообрядчество с самого момента своего возникновения носило лишь консервативный, ретроградный характер. В расколе можно было разглядеть и демократические элементы, призыв к борьбе с жестоким царским режимом.

С усилением позиций этой группы на власть, возросла посещаемость церквей, стали строже посты, неукоснительно соблюдались исповедь и причащение.

Тем самым русские тексты и обряды были на деле гораздо ближе к ранневизантийским, чем современные им греческие. Протопопы - реформаторы, глубоко преданные литургическим традициям, не только отказались поддержать никоновские манипуляции с богослужебными книгами и обрядами, но немедленно объявили его опаснейшим обновленцем, чьим проектам необходимо поставить твердую преграду. Более того, протопопы выразили свое открытое недовольство деспотизмом Никона и его жестоким обращением с клиром. Никон, в ответ, прибегнул к строгим дисциплинарным мерам. Его врагов снимали с их кафедр и приходов, расстригали, отправляли в тюрьму или ссылку, а то и просто физически уничтожали.

1. Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое являлось частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.

3. В старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем под Солнцем- Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца.

6. Божественную литургию в древней Руси совершали на семи просфорах, новые справщины ввели пятипросфорие, т.е. две просфоры исключили.

7. Сокращалась литургия, а также чины крещения, покаяния, миропомазания, тексты некоторых молитв.

Старообрядцы, они же староверы, тем самым порвали отношения с официальной иерархией во имя защиты древних русских обрядов, московской церковной идеологии и своих теократических и утопических надежд на мессианскую роль России в православном мире. Помимо этого, они отстаивали большую демократичность приходской жизни и церковных соборов, отвергая своевольные и нередко бестолковые действия иерархии; они выступали за большую независимость церкви от государства.

Единоверие - противоположно беспоповству как толк, напротив, максимально компромиссный по отношению к господствующей церкви. Оно возникло в 1799 - 1800 годах, когда московские купцы - староверы обратились к митрополиту Платону с просьбой разрешить им ввести в свои общины новообрядческих священников.

В Средние века дуалистические еретические движения богомилов и катаров основывались на во многом схожих, эсхатологических представлениях. На протяжении всей протестантской Реформации анабаптисты точно так же, как и последователи Капитона, отвергали иерархическую структуру Церкви, институт священства и большинство таинств, столь же отрицательно относились к социальным институтам, и особенно к государству. Позднее, в XVIII и начале ХIХ века, радикальный американский пиетизм, во многом следовавший мистическим идеям немецкого богослова Якоба Бёме, также проповедовал, прежде всего, милленаризм, безбрачие и харизматическое руководство лидеров.

Русский раскол XVII века развивался как чисто религиозное движение, нацеленное на удовлетворение духовных потребностей верующих. Однако его интенсивность привела к конфликту между церковной властью и государством, и в течение нескольких десятилетий, последовавших за Собором 1666 - 1667 годов, к нему примкнули недовольные из числа крестьян, купечества и простых горожан. Столь широкий отклик различных слоев русского населения на изначально сугубо церковный конфликт имел, конечно, прежде всего, социальные причины, - но это стало заметно гораздо позже, когда само движение уже сильно разрослось.

Миграция и расселение старообрядцев. Север. Это движение из центров и больших городов, прежде всего, охватило север России. Там главным образом были активны так называемые беспоповцы, те староверы, которые считали, что после собора 1667 г. благодать в церкви иссякла, таинства и посвящения священников стали невозможны, и поэтому надо находить пути спасения без священства и таинств. Наиболее радикальные из них считали, что вообще настоящая христианская жизнь стала невозможна, и поэтому надо уходить из жизни. Это они и делали, сжигая себя большими группами под священные песнопения. Менее радикальные, считая, что священство невозможно, начали основывать свои полумонашеские общины.

Уже в 1690-х гг. на реке Выг, между Онежским озером и Белым морем, образовалось такое первое, позже ставшее многотысячным, полумонастырское поселение, которое в начале XVIII века, при братьях Денисовых, стало наиболее влиятельным старообрядческим центром в России.

Восток. Если эмиграция из Средней России на юг и затем в Турцию была сравнительно малочисленной, то переселение старообрядцев на восток, в Поволжье, на равнины между Волгой и Уралом, на Урал и дальше в Сибирь приняла массовый характер. Историки раскола полагают, что из средней России в конце XVII и в начале XVIII века общая эмиграция старообрядцев - правда, включая в это число и переселение на запад и юг, - достигла около одного миллиона человек. А это составляло очень значительную часть населения страны. К концу XVIII - началу ХIХ века почти вся торговля на Волге, этой основной экономической артерии России того времени, была в руках купцов-старообрядцев. Переселение туда старообрядцев из Ветки, основавших несколько больших монастырей и поселений на Иргизе, дало волжским старообрядцам духовную и идеологическую поддержку, и помогло их поселениям привлекать все больше и больше своих одноверцев из центральных районов страны.

православный старообрядец беспоповщина единоверие

1. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. В двух томах.- М.: Институт ДИ-ДИК. 2006.-688.

Старообрядческая иммиграция. Конец XVII века — XVIII век

Ветка

Веткой изначально называлось место на р. Сож недалеко от Гомеля (в целом ряде источников говорится про остров на р. Сож, но на карте в этом месте никакого острова нет [4, c. 62; 1, с. 11; 31, с. 9]). Позже это наименование усвоила основанная здесь слобода, еще чуть позже вся обширная населенная старообрядцами местность, включавшая слободы Ветку, Косецкую, Романовку, Леонтиеву, Тарасовку и прочие [1, с. 11; 4, c. 62].

После смерти прп. Феодосия, начиная с 1715 года, на Ветке неоднократно предпринимались попытки восстановления архиерейства. С одной стороны, велись переговоры с зарубежными (молдавскими, греческими) архиереями о рукоположении для старообрядцев в епископы своего кандидата, а с другой — предпринимались попытки чиноприема уже действующего архиерея (как в России, так и за рубежом). В результате ветковцами был принят епископ Епифаний, но его пребывание на Ветке оказалось кратковременным [4, c. 63; 1, с. 17–19; 14, с. 73; 18, с. 81–155].

Некрасовцы

После поражения восстания Кондратия Булавина в сентябре 1708 года его ближайший соратник атаман Есауловского городка Игнатий Федорович Некрасов увел на Кубань несколько тысяч своих казаков с женами и детьми. Число казаков (не считая жен и детей), ушедших с И. Некрасовым, в разных источниках варьируется от 1,5 до 3 тысяч человек. То есть общая численность лиц обоего пола составляла, вероятно, 6–8 тысяч человек Приводимые Ф.В. Тумилевичем цифры 18 тыс. воинов и 80 тыс. лиц обоего пола не выдерживают критики. Такого населения в то время не было на всем Дону [19, с. 183; 24, с. 224–230; 34, с. 22–23].

В годы правления императриц Анны Иоановны (1730–1740 гг.) и Екатерины II (1762–1796 гг.) некрасовцам поступали предложения вернуться в Россию, но предложения эти основной массой казаков-некрасовцев были восприняты с недоверием и опасением [19; 34, с. 98–99]. Учитывая, что карательные экспедиции русских войск на Кубань приняли регулярный характер, а взаимоотношения с местными кубанскими властителями усложнились, подавляющее большинство некрасовцев несколькими партиями в 1740-х и 1760-х годах переселилось с Кубани на Дунай (в Добруджу). Оставшиеся в незначительном количестве на Кубани (вошедшей чуть позже, в 1783 г., в состав Российской империи) некрасовцы в ходе боевых действий были уничтожены. После 1778 года никаких сведений о проживании на Кубани значительных групп казаков-некрасовцев нет [19; 34, с. 101–102, 104, 106–107, 113–118].

В Подунавье (Добрудже) некрасовцы поселились в районе залива Разельм (Разин), в том числе между р. Дунавец и Георгиевским гирлом (рукавом Дуная), в селениях Дунавец (Большие Дунавцы), Сары-Кей (Сыры-Кей), Слава Черкесская, Некрасовка, Журиловка и др. По переселении некрасовцев на их новое место жительства турецкий султан сохранил за ними все права и привилегии, дарованные некогда его вассалом крымским ханом. В Подунавье некрасовцы (кроме участия в боевых действиях) занимались рыбной ловлей и охотой [19; 34, с. 113–116].

Таким образом, в 1905–1909 гг. турецкие староверы, проживавшие в селениях Хамидие (Ени-Казаклар) и Майнос (Коджагель, Эски-Казаклар) подали прошения в российское консульство в Стамбуле о переселении в Россию. Первые ходоки некрасовцев-майносцев посетили Россию в 1909 и 1910 гг. [34, с. 174–175]. В 1911 году в Россию в Сочинский округ Черноморской губернии (селения Имеретинская бухта, Бабук-аул, Головинка) состоялось переселение большой группы старообрядцев из с. Хамидие. С ними, дабы избежать службы в турецкой армии, из Турции в Россию выехали около 30 молодых некрасовцев из с. Майнос [34, с. 176, 169–170]. Первые же большие группы майносцев переселились в Российскую империю в 1912 (35 семей) и 1914 (порядка 40–45 семей) годах, основав в Батумской области (в Грузии) поселки Воскресеновка и Вознесеновка [34, с. 177–179].

Конфессионально большинство некрасовцев (пп. Новокумский, Кумская Долина Ставропольского края, х. Новонекрасовский Краснодарского края, гг. Николаевск и Вудборн в США) принадлежат к Белокриницкой иерархии (Русской Православной Старообрядческой Церкви и Русской Православной Старообрядческой Церкви в Румынии), а также к Древлеправославной Церкви (Древлеправославной Архиепископии) (ст. Бриньковская, частично х. Новопокровский Краснодарского края) и Русской Древлеправославной Церкви (незначительное количество).

Липоване

Самыми ранними поселениями старообрядцев-липован стали села Соколинцы, Климовцы и Белая Криница в Буковине, Кунича и Сырково на землях Молдавского княжества, Большие и Малые Дунавцы, Сарикей (Сары-Кей), Болотное и другие в Нижнем Подунавье [11, с. 4]. Примечательно, что селения Дунавец (Большие Дунавцы), Сары-Кей (Сарикей) первоначально были основаны не липованами, а казаками-некрасовцами. Называемые же липованами староверы-переселенцы из Великороссии стали соседями некрасовцев в основанных ими селениях, как например, в селениях Журиловка и Слава Черкесская. Села Слава Русская, Каркалиу (Камень) и др. принято считать чисто липованскими [11, с. 4, 10–12; 34, с. 114–116, 119–120].

По переселении основной массы некрасовцев из Добруджи на Майнос и Энос основанные некрасовцами поселения оказываются целиком заселенными липованами, а оставшиеся в Добрудже некрасовцы постепенно ассимилируются среди преобладающего липованского населения. Крупная община казаков-некрасовцев осталась в с. Сары-Кей (Сарикей), где и в настоящее время некоторая часть жителей считает себя прямыми потомками некрасовцев. В то же время (после 1878 г.) часть липован вслед за некрасовцами переселяется в Малую Азию, где основывает селения Хамидие (на побережье Мраморного моря), Акчаир (Акшехир) и Джиджидие. Майносские казаки-накрасовцы называли своих соседей — староверов крестьянского происхождения дунаками, тогда как турецкие староверы-дунаки считали себя некрасовцами и, возвращаясь в XX веке в Россию, называли свои поселения Некрасовка, Некрасовское, Игнатовка и т.п. [11, с. 4, 10–14, 47; 34, c. 162–163].

В 1947 году происходит массовое переселение в СССР с территории Румынии в рамках программы репатриации соотечественников, организованное советским правительством в целях пополнения человеческих ресурсов и восстановления народного хозяйства, пострадавшего в период войны. Переселение происходило двумя потоками. Первый — в сентябре 1947 г. из сел Журиловки и Гиндерешта (Новенького) в Краснодарский край в Ейский (селения Воронцовка и Кухаривка) и Темрюкский районы (пос. За Родину). Второй — тогда же из сел Сарикей, Каркалиу (Камень, Каменка), Слава Русская и Слава Черкесская через Одессу в Астраханскую область (с. Успех Камсызякского района и с. Речное Харабалинского района) и в приморские районы Херсонской и Донецкой областей. По причине тяжелых жизненных условий и отсутствия в местах поселения старообрядческих храмов (которые советская власть обещала построить), часть липован, переселенных вторым потоком, выехала с отведенных им мест переселения и влилась в уже существующие общины Краснодарского края (х. Новопокровский), Грузинской ССР (Григорлети, Шеквитили, Уреки, Малтаква), г. Кизляра и близлежащих селений, ныне входящих в состав Республики Дагестан и Чеченской Республики [11, с. 6–7].

В Румынии начиная с 40-х годов XX века старообрядцы-липоване подвергались притеснениям как при фашистском режиме Антонеску, так и при коммунистическом режиме Чаушеску. В конце 1942 — начале 1943 гг. румынские власти потребовали перехода старообрядческих церквей на григорианский календарь (новый стиль). По причине несогласия старообрядцев во главе с митрополитом Тихоном (Качалкиным) принять это нововведение, многие храмы властями были опечатаны, а священнослужители (включая митрополита Тихона) были сосланы в лагеря. Во времена правления Чаушеску проводилась государственная политика принудительной ассимиляции, которая выражалась в запрете обучения на русском языке, запрете русских фамилий (липованам давались румынские фамилии) и прочем [16].

Конфессионально проживающие в Румынии, Болгарии, Молдавии и Украине старообрядцы-липоване в подавляющем большинстве принадлежат к Белокриницкой иерархии (соответственно, к Русской Православной Старообрядческой Церкви в Румынии и Русской Православной Старообрядческой Церкви). Меньшая часть липован в Румынии принадлежит к Русской Древлеправославной Церкви. Липоване (в т.ч. турецкие дунаки), возвратившиеся на юг России в 1911–1947 гг. образуют общины, входящие в состав Древлеправославной Церкви (Древлеправославной Архиепископии) и отчасти (небольшое количество) Русской Древлеправославной Церкви и Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Переселение староверов-безпоповцев из Новгородских земель и Поморья в Прибалтику, Северную Белоруссию и Северную Польшу

Активное заселение староверами прибалтийских земель продолжается в XVIII и XIX веках. Так, в 1755 году в деревне Дегути (современное литовское название — Дегучай) была основана знаменитая Дегуцкая обитель, долгое время считавшаяся центром прибалтийского староверия [35, 27]. Чрезвычайно важной датой является и 1760 год, когда в предместье Риги, т.н. Московском форштадте, был основан старообрядческий храм, давший начало Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине [6]. Таким образом, к 1772 году на территории Речи Посполитой насчитывается уже до 180 тысяч староверов [12].

В 1820–1830 гг. старообрядцы поселяются и на Мазурских озерах в Восточной Пруссии (теперь территория Польши), где основывают 10 деревень (Онуфриево, Войново, Галково, Свингайлово, Осиняк и другие) [17], а в середине XIX века близ местечка Войново знаменитый Войновский монастырь [5].

Сегодня Древлеправославная Поморская Церковь в Латвии насчитывает 72 общины (большинство в Латгалии, две в Риге, по одной в Лиепае, Елгаве, Калнциемсе, Талсинском районе) [26, 29], включая многочисленную и влиятельную Рижскую Гребенщиковскую старообрядческую общину, на базе которой действует Гребенщиковское духовное училище. Всего в Латвии проживает более 70 тысяч староверов [20].

В Литве насчитывается 60 старообрядческих общин и более 23 тысяч староверов [28, 12]. В Эстонии проживает 5 тысяч староверов [32]. Имеются старообрядческие поморские общины и в современной Польше, где на 1989 год числилось 2600 русских-староверов, в основном проживающих в трех соседних районах Сувалкинского воеводства: Августовском, Сувалско-Сейнинском и на Мазурах [15]. Для сравнения, в России в настоящее время действует 250 общин Древлеправославной Поморской Церкви, на Украине — 35 [26]. Общин федосеевского согласия в Прибалтике на сегодняшний день осталось только три: две в Эстонии и одна в Латвии. В Литве федосеевских общин сейчас нет [12].

Бухтарминские старообрядцы

Фрагмент картины П.Е.Мясоедова Сожжение протопопа Аввакума

Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола.

Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола.

Поводом к возникновению раскола послужило исправление церковных книг. Потребность в таком исправлении чувствовалась уже давно, так как в книги было внесено много мнений, несогласных с учением православной церкви.

За устранение разночтений и исправление богослужебных книг, а также ликвидацию местных различий в церковной практике, выступали члены Кружка ревнителей благочестия, сформировавшегося в конце 1640 х — начале 1650 х годов и просуществовавшего до 1652 года. Настоятель Казанского собора протопоп Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь считали, что русская церковь сохранила древнее благочестие, и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, дворянин Федор Ртищев, к которым позднее присоединился архимандрит Никон (позднее — патриарх), ратовали за следование греческим богослужебным образцам и укрепление их связей с восточными автокефальными православными церквами.

В 1652 году митрополит Никон был избран в патриархи. Он вступил в управление русской церковью с решимостью восстановить полное согласие ее с греческой церковью, уничтожив все обрядовые особенности, которыми первая отличалась от последней. В сознании этого долга патриарх Никон приступил к исправлению русских богослужебных книг и церковных обрядов по греческим образцам. В 1653 году перед великим постом им был разослан указ о том, сколько следует класть земных поклонов при чтении великопостной молитвы святого Ефрема Сирина (четыре вместо 16), предписывая также креститься тремя перстами. Затем предметом его критики стали русские иконописцы, которые отступили от греческих образцов в писании икон и применяли приемы католических живописцев. Далее он ввел вместо древнего одноголосного пения многоголосное партесное, а также обычай произносить в церкви проповеди собственного сочинения — в древней Руси видели в таких проповедях признак самомнения. Никон сам любил и умел произносить поучения собственного сочинения.

Также на богослужении вместо пения "Аллилуйя" два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус. В восьмом члене Символа веры ("В Духа Святаго Господа истинного") убрал слово "истинного".

Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за "старую веру", против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от "древлего благочестия", а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников "старой веры" получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении "последнего времени", о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.

Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия — старообрядчества. К концу XVII — началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия "толков" и "согласий". Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.

Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне.

Постепенно большинство старообрядческих согласий, особенно поповщина, утратило оппозиционный характер по отношению к официальной церкви. В 1800 году часть старообрядцев поповцев пошла на соглашение с официальной церковью. Сохранив свою обрядность, они подчинились местным епархиальным архиереям. Поповцы, не пожелавшие идти на примирение с официальной церковью, создали свою церковь. В середине XIX века они признали своим главой находившегося на покое боснийского архиепископа Амвросия, который центром старообрядческой организации сделал Белокриницкий монастырь (ныне территория Черновицкой области, Украина). В 1853 году была создана Московская старообрядческая архиепископия, ставшая вторым центром старообрядцев Белокриницкой иерархии. Часть общины поповцев, которые стали называться беглопоповщиной (они принимали "беглых" попов — перешедших к ним из православной церкви), не признала Белокриницкую иерархию.

Вскоре в России были учреждены 12 епархий Белокриницкой иерархии с административным центром старообрядческим поселением Рогожское кладбище в Москве.

До 1685 года правительство подавляло бунты и казнило нескольких вождей раскола, но специального закона о преследовании раскольников за веру не было. В 1685 году при царевне Софье был издан указ о преследовании хулителей Церкви, подстрекателей к самосожжению, укрывателей раскольников вплоть до смертной казни (одних через сожжение, других мечом). Прочих старообрядцев приказано было бить кнутом, и, лишив имущества, ссылать в монастыри. Укрывателей старообрядцев "бить батогами и, поеле конфискации имущества, тоже ссылать в монастырь".

Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек. В Боровске в заточении от голода в 1675 году погибли две родные сестры боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Глава и идеолог старообрядчества протопоп Аввакум, а также священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний были сосланы на Крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске. После 14 лет заточения и пыток они были заживо сожжены в срубе в 1682 году.

Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел — с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

В конце XVIII века сами раскольники стали предпринимать попытки сблизиться с церковью. 27 октября 1800 года в России указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью.

Старообрядцам, пожелавшим вернуться в синодальную церковь, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, "соблазняющие" верующих синодальной церкви. Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.

16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая "распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища". На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский "Указ о веротерпимости" гарантировавший староверам свободу вероисповедания.

В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

— "О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им";

— "Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию";

— "Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие".

Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.

12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.

В этом исследовании отмечается то, что закрепощение русского крестьянства напрямую связано с реформами патриарха Никона, когда произошло срастание государственной бюрократии с бюрократией церковной.

И до XVI века русские подчинялись власти, вот только тогда из России люди не бежали, как после реформ Никона, - а наоборот – приезжали на русскую землю. Десять лет настоящей инквизиции над староверами (с пытками, убийствами и сожжениями на костре) привели к тому, что русские раскольники бежали тысячами и тысячами за пределы России, на Украину (Малороссию), в Польшу, Литву, Австрию, Венгрию, Чехию, куда глаза глядят.

А.В. Пыжиков. Грани русского раскола: Заметки о нашей истории от XVII века до 1917 года. – М.: Древлехранилище, 2013. – 647 с.; 20 см.

Читайте также: