Сообщение на тему раскольников и мармеладов

Обновлено: 23.04.2024

Эти два главных героя показывают два пути нравственного падения и возрождения, показанные Достоевским в романе.

Соня Мармеладова нравственно выше его. Она становится проституткой, чтобы достать денег для своей семьи, а не из идейных соображений отрицания морали. Ей приходится тяжелей, потому что родственники быстро привыкают к тому способы, которым она обеспечивает им существование и возможность продолжать пить своему отцу. Родственники Раскольникова находятся далеко и от, по крайней мере, не слышит их упреков за то, что падает все ниже и ниже.

При этом, в отличие от Раскольникова она не получает даже мнимых психологических компенсаций от своего занятия, внушающего всем лишь презрение. Родион, совершив убийство, первоначально, почувствовал себя сильнее, о чем говорит сцена у квартального надзирателя, произошедшая вскоре после совершения преступления. Он не получил желаемого ощущения сверхчеловека, а лишь опустошенность, но не чувствует постоянного презрения окружающий, как Соня.

При этом, хотя они оба одиноки, обоих поддерживают идеи: его – возможность возвыситься над окружающими, ее – вера в Бога. Сопоставляя эти два пути Достоевский показывает ничтожество одного пути и спасительность другого. Жертвенность более слабой Сони оказывается сильнее преклонения перед силой и властью Родиона.

Однако при этом главная героиня произведения сохранила веру в Бога, которая поддерживает ее и не дает окончательно свыкнуться со своим положением или озлобиться. Она стремится помогать людям. Мармеладова не просто выполнила свой религиозный долг, почитав Библию Раскольникову и побудив его пойти и сознаться в совершенном преступлении, она едет к нему на каторгу, где своей искренней и деятельной любовью к людям заслуживает глубокое уважение заключенных.

Именно этот поступок Сони помогает Раскольникову не остановиться на своем пути к раскаянию и нравственному возрождению, показывая, что без деятельной любви к людям наказание, которое он сам наложил на себя, сознавшись в преступлении, бессмысленно.

  1. Введение
  2. Образ Раскольникова.
  3. Образ Мармеладовой.
  4. Две родственные души.
  5. Добро побеждает зло.

Образ Сони Мармеладовой, наоборот, является олицетворением идеального, по мнению автора, человека. Она – это чистое воплощение всего, что нужно этому миру: светлой души, любви, доброты, веры и надежды. Молодая девушка из-за сострадания к членам своей семьи вынуждена работать на панели. Безусловно, это тоже грех. Но в отличии от Родиона, убивавшего людей ради разрешения своих проблем, она переступает через себя и страдает ради близких людей, жертвуя своей гордость и честью. Так же, в отличии от него, она признает, что грешит, но в ней никогда не умирает надежда на прощение и чудо. Благодаря своей неизменной любви к Богу и состраданию близким людям, она ставит их интересы превыше своих, без раздумий идя на самопожертвование.

Раскольников и Мармеладова встречаются случайно. Постепенное развитие их отношений приводит их к полной зависимости друг от друга. Они проявляют взаимное сострадание. Не смотря на абсолютную расхожесть двух героев, их объединяет совершенное преступление. Соня для Родиона - это свет, появившийся в огромной, беспросветной темноте. Она спасает и исцеляет его душу своими разговорами и любовью. Только благодаря Мармеладовой он решается сознаться в преступлении и принять наказание в виде восьми лет каторги. Для Сони же, Раскольников становится любимым человеком. Она понимает, что несет ответственность за него и решает разделить наказание вместе с ним, отправившись в Сибирь.

Мы видим яркий пример того, как слабая и добрая девушка Соня смогла победить зло, глубоко засевшее в Родионе. Эти два персонажа заставляют нас задуматься о самых важных проблемах нашей жизни, актуальных по сей день.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Популярные сочинения

В период советского союза появлялось новое искусство, к примеру, был соцреализм, который, на мой взгляд, выглядит немного странно, не передает полностью действительность и представляет собой нечто наподобие иконы

Без друзей жизнь просто бессмысленна. Хотя об этом я раньше и не задумывался. Моя история будет о том, как знакомство с другом перевернуло всю мою жизнь.

Семен Захарович

Семен Захарович Мармеладов – отец семейства. Автор многое рассказывает о жизни данного персонажа, который впервые появляется в повествовании при встрече с Родионом Раскольниковым. Будучи совершенно бедным, он начинает пить, что и мешает ему получить в дальнейшем работу. У героя нет никаких средств к существованию. Из-за своего пристрастия к алкоголю он фактически делает бедной всю свою семью, из-за чего дочери приходится пойти по желтому билету.

Катерина Ивановна

Катерина Ивановна – жена Мармеладова, имеющая трое детей от первого брака. История ее жизни не так проста. Выросла героиня в семье довольно известного человека, была образованна и умна. По происхождению Катерина Ивановна – дворянка. Однако жизнь ее сложилась так, что в молодом возрасте она осталась одна с тремя детьми. Несмотря на свое бедное положение, героиня до последнего не опускает руки и борется за свое существование. Эта героиня – более сильный образ, чем Семен Захарович Мармеладов. Но, как и он, Катерина Ивановна умирает от чахотки, оставляя одних своих детей, судьба которых и так была несладка в таких условиях.

Соня Мармеладова

Значение образов

Образ Сони в судьбе Раскольникова тоже очень велик, она направляет его на путь истинный.

Семья была собирательным образом всех тех людей, которые не жили, а просто существовали из-за нищеты.

О чем фрагмент?

Раскольников посещает трактир, где знакомится с Семеном Захаровичем Мармеладовым, который жаждал с кем-нибудь поговорить. Именно в этой сцене герой узнает о семье Сони Мармеладовой и о судьбе самой девушки.

Ее отец в первую встречу с Раскольниковым выглядел неопрятно и неподобающе: он давно не мылся, несколько ночей провел на улице, его костюм был мятый и порванный; лицо стало желто-зеленым, а глаза – красными, в них еще сохранялся ум, но уже вместе с безумством. Мармеладов стал рассказывать о своей жизни. Раньше он работал чиновником, однако потерял место из-за пьянства. От первого брака у него есть дочь Соня, второй раз он женился на вдове Катерине Ивановне с тремя детьми – как он признался, из жалости. Из-за голода и плохих условий для проживания жена заболела чахоткой, а родная дочь вынуждена была пойти на панель, чтобы хоть как-то помочь семье.

Мармеладов признает, что он слабовольный и падший человек, который стал только обузой для родных. Он говорит, что не хочет появляться дома, потому что боится осуждающих взглядов жены, жалкой и гнетущей домашней обстановки, голодных детей.

Родион провожает мужчину до дома, чтобы тот не упал где-нибудь по пути. Увидев мужа, Катерина Ивановна стала его бить и причитать, что он пропил их последние деньги. Раскольников наблюдал за детьми: худые, одетые не по погоде, они выглядели очень болезненно. Мальчик плакал, его успокаивала сестра, а самая маленькая девочка спала на полу. Перед уходом главный герой оставляет Мармеладовым немного денег, чтобы хоть как-то помочь несчастным людям.

Образы и символы

Значение и роль

Из истории мужчины видно, насколько жестоко обращаются те, у кого есть хоть какая-то власть, с теми, у кого ничего нет. Хозяйка, которая сдает Мармеладовым квартиру, требует выгнать Соню из-за ее работы, потому что их сосед не хочет делить крышу с опороченной девушкой. Бедную вдову, оставшуюся с тремя детьми, никто не поддержал после смерти мужа, и ей приходится выйти замуж за мелкого чиновника, который делает ей предложение из жалости. Сосед избил Катерину Ивановну, но никто не заступился за женщину. Все это только укрепило в Раскольникове уверенность в том, что он поступит правильно, осуществив свой замысел.

Смысл

Раскольников слышит чудовищную историю жизни одной семьи, но многим ли она будет отличаться от историй других таких же семей? Трагедия как раз и заключается в том, что это обыденная проблема того времени. Нищие и жалкие, никому не нужные взрослые и дети брошены на произвол судьбы. Они пытаются выжить в грязи удушающего Петербурга, в то время как другие, у которых есть средства, ни за что не протянут руку помощи.

Достоевский осуждает подобное устройство общества. В какой-то мере он оправдывает поступок Раскольникова, хотя сам автор не одобряет его, конечно. Но писатель показывает кошмары жизни нищих, от которых проще отречься, чем помочь. Родион, как и большинство жителей Петербурга, загнан в жесткие и жестокие условия существования, но он пытается выбраться из этих рамок и не сдается.

Автор: Альбина Исмаилова

Автор: Самый Зелёный · Published 27.10.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 23.08.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 03.08.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Мармеладов Семен Захарович

Мармеладов Семен Захарович — титулярный советник. Лишился работы в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить:

Из-за своего порока Мармеладов дошел до последней ступени человеческого падения:

Из-за того что Мармеладов не мог содержать семью его дочь Соня была вынужденна пойти торговать собой:

Но сам порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, сознанием обездоленности, приниженности, которые приносит ему нищета:

В своих мечтах он возвращается к нормальной жизни и вытащит семью из этой бедности:

Соня Мармеладова

Несмотря на свою позорную профессию, Соня сохраняет душевную чистоту. Она с достоинством переносит издевательства окружающих по поводу своего положения в обществе. Более того, благодаря своей душевной стойкости, именно она смогла поддержать убийцу Раскольникова, именно она помогает ему найти правильный, сточки зрения Достоевского, выход из морального тупика: через искреннее покаяние и страдание вернуться к нормальной человеческой жизни. Она и сама искупает свои невольные грехи, и поддерживает Раскольникова на каторге.

Катерина Ивановна Мармеладова

Катерина Ивановна — образованная, воспитанная женщина из хорошей семьи. Отец героини был надворным советником (этот чин соответствовал полковнику в армии):

Еще в юности Катерина Ивановна сбежала из дома с молодым офицером, но он увлекался картами из-за чего попал под суд и умер. В итоге Катерина Ивановна в молодом возрасте осталась вдовой с тремя детьми:

В этот момент женщина познакомилась с Мармеладовым, который из жалости женился на ней:

К сожалению, в браке с Мармеладовым Катерина Ивановна не обрела счастья. Судя по всему, более менее стабильная семейная жизнь Мармеладовых продолжалась около года. Затем отец семейства начал пьянcтвoвать и семья впала в нищету.

Дети Катерины Ивановны

Мастерство писателя проявилось высочайшим образом в описании детей Катерины Ивановны — так трогательно, подробно, реалистично он описывает этих вечно голодных детей, обреченных жить в нищете.

Это трогает до глубины души. Кто знает — возможно то, что они в итоге попадают в детский дом, более лучших выход, чем остаться на улице и попрошайничать.

Дети Катерины Ивановны


Дети Катерины Ивановны Мармеладовой

Квартира Мармелаовых

Семен Захарович Мармеладов — пьющий человек и не имеет работы, поэтому семья вынужденна арендовать самую дешевую квартиру. Даже не квартиру, а проходную комнату. По жилищу разбросаны детские вещи, через комнату протянута дырявая простыня, предметами мебели служат два стула, ободранный диван и старый кухонный стол, ничем не накрытый и никогда не крашенный. Освещением служит огарок свечи, что символизирует собою смерть, распад семьи.

Жалкая арендная комната в которой Мармеладов проживал со своей женой и детьми — типичный приют столичной бедноты. При виде этой комнаты, нищеты обитателей понятной становится та горечь, с которой ее хозяин несколько часов назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни:

Соня, дочь Мармеладова, раньше проживала на квартире вместе со своей семьей, но из-за своей позорной профессии была вынуждена съехать и снять отдельную комнату.

Читайте также: