Сообщение на тему произведение искусства как способ философского понимания мира

Обновлено: 02.07.2024

Наряду с наукой как главной формой познания существует тесно связанный с нею второй путь, или форма познания, природы и общества — искусство, которое также выступает в качестве источника философских обобщений. Отображая мир в системе понятий, открывая объективные законы, наука представляет собой ведущий способ познания мира и общества и, следовательно, главный источник философских обобщений.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Роль философии в развитии искусства………………………………. 4
3. Философия и искусство в горизонте сходств и различий……………. 8
4. Социокультурная ценность философии………………………………..10
5. Философия как мировоззрение………………………………………. 13
6. Вывод……………………………………………………………………..18
7. Список литературы……………………………………………………. 19

Файлы: 1 файл

философия копия.doc

Тема: Связь философии и искусства.

2. Роль философии в развитии искусства………………………………. 4

3. Философия и искусство в горизонте сходств и различий……………. 8

4. Социокультурная ценность философии………………………………..10

5. Философия как мировоззрение……………………………………….. ..13

И поэт, и философ - выразители сокровенных тайн бытия

(М. К. Мамардашвили).

Наряду с наукой как главной формой познания существует тесно связанный с нею второй путь, или форма познания, природы и общества — искусство, которое также выступает в качестве источника философских обобщений. Отображая мир в системе понятий, открывая объективные законы, наука представляет собой ведущий способ познания мира и общества и, следовательно, главный источник философских обобщений. Однако искусство является необходимой специфической формой познания, отображающей мир и, в особенности, человека и общество в образных формах, в формах самой жизни, что делает искусство уникальным и незаменимым источником знаний, философских обобщений.

Философия, наука, религия и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга. Однако, если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства.

Если наука стремится вычленить, абстрагировать законы, сущности из конкретных жизненных проявлений и тем самым теряет целостность и непосредственность человеческого бытия, то искусство дополняет научное познание, рассматривая жизнь в целостном, непосредственном, типизированном и одновременно индивидуализированном виде, в единстве явления и сущности. Искусство отображает не законы природного и человеческого бытия в их “чистом” абстрактном виде, а само бытие со скрытыми в нем законами.

Гомер, В. Шекспир, О. Бальзак, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой не открыли никаких законов общественного развития, но они смогли глубоко отобразить человеческую жизнь в определенные периоды мировой истории. Энгельс писал, что произведения Бальзака дали ему для понимания буржуазного общества того времени даже в смысле экономических деталей больше, чем историки и экономисты.

Влияние искусства на научную философию исследовано значительно слабее, чем влияние науки. Таким образом, открываются большие возможности для самостоятельного анализа взаимодействия искусства и философии. В этой работе я постараюсь раскрыть связь философии и искусства.

2.Роль философии в развитии искусства

Хотя наука дает более глубокую информацию о мире, искусство обладает рядом преимуществ, делающих его незаменимым источником знаний о мире, которые философия должна полностью использовать. Во-первых, искусство преимущественно отображает человеческую жизнь, рассматривая ее при этом в единстве, целостности и неповторимости, в то время как наука расчленяет человеческое бытие на множество абстрактных сторон. Во-вторых, искусство может обгонять науку в постановке проблем человеческого существования, которые наука еще не в состоянии решить. В-третьих, искусство рассматривает человеческую жизнь в единстве типического, повторяющегося и индивидуального, неповторимого, подчеркивая тем самым огромную значимость для философского познания проблем коллективности и индивидуальности человеческого существования.

Философия дополняет и завершает любое специальное образование, помогая стать специалисту интеллигентом. Что это - быть интеллигентом? Вопрос этот волнует не только ученых. От его решения во многом зависит судьба нашей культуры. Обращаясь к проблеме интеллигенции, можно заметить, что альтернатива "или философствовать - или жить" - ложная. Интеллигент не может жить, мыслить, действовать, не обращаясь к философии.

В искусстве философ находит концентрированное воплощение культурных ценностей всех эпох и народов, что раздвигает горизонты видения и постижения мира.

И, наконец, свойственная искусству удивительная способность художественного предвосхищения развития действительности обогащает философскую способность ученого предвидеть и предугадывать перспективы социального развития, что является важнейшим показателем зрелости и действенности его философского мышления.

Сначала А.Шопенгауэр и Ф. Ницше , затем Г.Риккерт и А.Бергсон

объединили философию и искусство на том основании, что они

одинаково далеко отстоят от практики и что то и другое есть

целостное "созерцающее" постижение жизни, использующее не

столько логику понятий, сколько иррациональную интуицию. Пло-

дом этого совмещения стал новый жанр литературы - "интеллек-

туальная романистика" (Т.Манн и другие). Естественно, что та-

кое сближение осуществлялось только в рамках тех направлений

философии, которые строились на тезисе о бессилии логико-

понятийных познавательных средств и потому неизбежно должны

были ориентироваться на "сверхпонятийные" - художественные -

способы постижения истины. Таково было, например, направление

экзистенциализма, в русле которого творили А.Камю, Г.Марсель,

и Ж.П.Сартр; их философские сочинения были насквозь художест-

венны, а художественные - насквозь философичны.

Весьма своеобразно соотношение философии и культуры. Латинское слово cultura означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура - это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении. Самые насущные проблемы человечества получают в философии завершающую интерпретацию. Актуальная философия - это пиковые достижения культуры, которая по своим интерпретационным возможностям превосходила бы философию. Разумеется, достижения философии не имеют смысла вне ее союза с разнообразными науками, искусствами, практическими действиями людей.

Философия обладает не только спецификой, но и самостоятельностью. Это означает, что другие специалисты не могут выполнить работу.

Искусство: отражает в образной форме человеческую жизнь, стремиться проникнуть в сложный мир человеческих взаимоотношений, стремиться определить место человека в природе и обществе,

стремиться найти действительный смысл человеческой жизни.

Искусство тем самым, вольно или невольно, вторгается в философскую проблематику, ставит кардинальные проблемы бытия.

Воздействие философии на искусство и искусства на филос офию — обоюдное, двустороннее. Философия, вливается в творческую практику художника через мировоззрение, мироощущение и, тем самым влияет на характер творчества, выбор проблематики.

Проследить влияние философии на искусство легче всего, конечно же, на примере художественной литературы. Не забудем, что язык — универсальное средство общения людей. Философская позиция поэта, прозаика, драматурга обнаруживает себя в произведении более или менее непосредственно. Она проступает в отборе жизненного материала, в отображаемых конфликтах и их интерпретации, в прямых авторских рассуждениях, в монологах действующих лиц (как у Шекспира, Шиллера, Островского).

В искусствах, не связанных со словом, философское содержание произведения обнаруживает себя не столь явно и требует от воспринимающего определенной художественной и мыслительной культуры, так как преломляется через специфику данного вида искусства.

Современное искусство, все его виды, все более характеризуется повышением роли интеллектуального начала, использует смелые и неожиданные ассоциации, требующие и от читателя, и от зрителя, и от слушателя умения эти ассоциации уловить.

Искусство (лат. eхperimentum — опыт, проба) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей, включавшем в себя любое творчески-созидательное и осмысленное в сфере как собственно искусства (в нашем понимании), так и ремесел, и науки. Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.

Искусство, в отличие от науки, заставляло людей не только думать, но и переживать, включать наряду с рассудочным и эмоциональное восприятие мира. Пифагорейцы приписывали "очищающее воздействие" искусству музыки. Аристотель в "Поэтике" использовал слово "катарсис" для обозначения эффекта, вызываемого у зрителя трагедии, — страха, сострадания и одновременно удовольствия от сознания того, что страдания героев на сцене случаются не с ним. Выражение "katharsis pathematon" (греч., "очищение страстей"), вероятно, предполагает "выведение" эмоций из низшей сферы в высшую, эстетическую. Уже одно это делает искусство особой и врожденной формой осознания, освоения и трансформации реальности. Однако, важнейшим отличием искусства от науки следует считать свойственное ему антро­поцентрическое постижение этой реальности; в центре создаваемой искусством художественно-образной картины мира всегда находится человек, рассматривае­мый почти всеми научными дисциплинами (за исключением ряда философских) в качестве усредненной биологической, социальной или экономической единицы. Картина мира приобретает благодаря этому не только необходимую целостность, но и ценностное измерение .

Искусство, проводя мысленный отбор единичных собы­тий, фактов и процессов, неизменно дает аксиологическую оценку познаваемого. Произведения искусства всегда оценочны, и это проявляется как в их откровенно назидательных формах (басни, моралите, фельетоны), так и в форме нарочито нейтральных повествований, где читателю (зрителю, слуша­телю) отводится роль самому проставить моральные оценки, сделать для себя выводы о желательности подражания созданным автором персонажам или, наоборот, неприемлемости для себя тех или иных поступков; с этим связана обычно упоминаемая воспитательная функция искусства.

Не менее важным отличием искусства от науки следует считать его ориентацию на познание реальности через уникальное и неповторимое. Если критерием научности является подтвержденная экспериментом повторяемость явлений, то в искусстве каждый художественно-образный фрагмент картины мира есть апелляция к чуду (понятие, категорически отвергаемое наукой).

Искусство, как и наука, подразделяется на несколько однородных (по соответ­ствующим классификационным признакам) групп: родов, видов и жанров, причем при относительной устойчивости перечня родов (за последнее столетие их число приросло только киноискусством и художественной фотографией) жанровое раз­нообразие постоянно увеличивается: в настоящее время, например, в одном лишь джазе различают несколько десятков жанровых направлений. К тому же в искусстве (как и в науке) давно и успешно происходит синтез родов, видов и жанров, чему немало способствуют его расширяющиеся технические возможности.

Особенно значим вклад искусства в создание художественно обостренной исто­рической реальности, которая входила и входит в картину мира миллионов людей. Это происходит до, во время, а иногда и вместо серьезного изучения истории, но историческая проза формирует ее целостное восприятие раз и навсегда. Искусство стало единственной формой познания мира, результаты которого доступны любому человеку вне зависимости от его научной подготовленности, жизненного опыта, конфессиональной принадлежности и т. п. Это оказалось возможным только благодаря преставлению таких результатов в виде художественных образов.

Искусством называется профессиональный вид деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

Эстетическое отношение к действительности, которое содержится во всех видах человеческой деятельности, не могло не стать предметом самостоятельного культивирования. Сфера человеческой деятельности, в которой эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусством.

Искусство – это средство самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются отношения человека и мира, сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Искусство не только относится к человеку в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек – тайна тайн природы.

В отличие от философии, науки, религии и этики, искусство начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, которая обеспечивает создание особого (второго наряду с предметным), изящно вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Две черты составляют особенность искусства:

– во-первых, мир этот не есть порождение чистого вымысла, не имеющего никакого отношения к действительному миру;

– во-вторых, эта реальность, именуемая художественной картиной мира, есть лишь более или менее правдоподобное изображение жизни, но не сама жизнь.

Искусство – это выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя.

В искусстве люди свободно и полновластно рождают особый мир так же, как творит свой мир природа. В искусстве человек делает свое субъективное содержание общезначимым и целостным объективным бытием.

Создание произведения искусства и его эстетическое переживание требует всего человека, потому что оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Искусство обращается не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа.

Художественные произведения – это не только источник эстетического наслаждения, но и источник знания: через них узнаются, воспроизводятся в памяти, уточняются существенные стороны жизни, человеческие характеры и межличностные отношения людей. Это внутреннее сочетание всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается синкретической силой эстетического сознания.

Искусством называется профессиональный вид деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

Эстетическое отношение к действительности, которое содержится во всех видах человеческой деятельности, не могло не стать предметом самостоятельного культивирования. Сфера человеческой деятельности, в которой эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусством.

Искусство – это средство самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются отношения человека и мира, сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Искусство не только относится к человеку в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек – тайна тайн природы.




В отличие от философии, науки, религии и этики, искусство начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, которая обеспечивает создание особого (второго наряду с предметным), изящно вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Две черты составляют особенность искусства:

– во-первых, мир этот не есть порождение чистого вымысла, не имеющего никакого отношения к действительному миру;

– во-вторых, эта реальность, именуемая художественной картиной мира, есть лишь более или менее правдоподобное изображение жизни, но не сама жизнь.

Искусство – это выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя.

В искусстве люди свободно и полновластно рождают особый мир так же, как творит свой мир природа. В искусстве человек делает свое субъективное содержание общезначимым и целостным объективным бытием.

Создание произведения искусства и его эстетическое переживание требует всего человека, потому что оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Искусство обращается не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа.

Художественные произведения – это не только источник эстетического наслаждения, но и источник знания: через них узнаются, воспроизводятся в памяти, уточняются существенные стороны жизни, человеческие характеры и межличностные отношения людей. Это внутреннее сочетание всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается синкретической силой эстетического сознания.

Философия и искусство — два чрезвычайно схожих понятия. Причем одно всегда может дополнять другое. Это связано с интуитивным характером познания, на который опираются оба направления.

Оба понятия существует в плотной взаимосвязи. Там, где есть размышления и анализ, практически всегда будет результат в качестве художественного произведения. А там, где есть вывод, найдется повод углубиться в причины его появления.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Культурологические сходства

Основными примерами культурологического сходства этих мировоззрений являются следующие утверждения.

  • И философия, и искусство обращаются к интуиции как к основному инструменту изучения окружающего мира. Разница лишь в том, что философы берут за основу интеллектуальную интуицию, а деятели искусства — эмпирическую.
  • Обе области базируются на взаимосвязи человека и мира. Именно взаимовлияние и постоянное желание человека быть ближе к остальному миру — основные темы философских трудов и произведений искусства.
  • Из второго пункта вытекает третий: основные вопросы, на которые пытаются ответить философия и искусство — какое место в мире занимает человек и что же собой представляет человеческая сущность.

Философия и искусство в Средние века

С точки зрения религии, бытовало мнение, что истинно верующая душа не нуждается в искусстве. Но использовать его для просвещения народа было нужно.

Философия в Средние века, наоборот, зависима от религии и теологии. Основным полем деятельности становится истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство существования Бога. Причем и в этом можно проследить сходство с деятельностью искусства: они оба способствовали просвещению.

Современное понимание искусства и философии

Сегодня в светском обществе оба понятия более независимы от религии и государства.

В ХХ веке искусство начало претендовать на роль философии. По сей день оно не просто остается эстетическим или просветительским атрибутом человеческой жизни, а несет в себе вопросы, на которые каждый зритель может самостоятельно найти ответ. Поэтому многие современные авторы дают аудитории шанс самой поразмышлять над значением произведения, используя множество трактовок одной и той же работы.

С развитием науки и технологий философия стала занимать все меньше и меньше людей. Хотя, в действительности, она бок о бок идет практически со всяким занятием современного человека. Будь то полеты в космос или создание компьютерных игр — во всем можно искать смысл и находить неразрешимые вопросы.

Философия и искусство в повседневном мире

Искусство тоже прячется среди обыденности. По сути, им может быть любая работа, наделенная смыслом. Дизайн кофейни, слоган компании или детские каракули — все, что находит решение или задает вопрос, может быть определением искусства.

Проблема искусства — одна из самых сложных проблем в истории человечества. В античности искусство как творение рук человеческих противопоставляется природе как самопорождающемуся явлению. Затем, с развитием культуры (фактически уже в рамках античности), это противопоставление становится явно неадекватным. В рамках искусства выделяют ремесло, науку и то, что мы сейчас называем искусством, то есть художественное творчество и его генезис. Но уже в Средние века сфера искусства расширяется. Икона и молитва, хотя и являются художественными по своему внешнему выражению, по своей сути зависят от духовного. Эпоха Возрождения стремится вернуться к светскому характеру искусства. Новое время стремится подчинить художественную природу рациональной. Великие немецкие идеалисты больше не рассматривают искусство отдельно от истины, которая мыслится богаче, чем соответствие представления представлению. Наконец, двадцатый век приходит к пониманию того, что искусство может иметь ценность само по себе, не нуждаясь в оправдании чем-то другим, чем-то онтологически более высоким. Но вряд ли когда-либо прежде вопрос об искусстве был настолько запутанным и неоднозначным.

Философия и искусство - Понятие искусства в философии

Понятие искусства в философии

Искусство в широком смысле слова, обозначающее высокую степень мастерства в любой области деятельности, как нехудожественной, так и художественной, т.е. совершенное исполнение данного произведения, тем самым сразу приобретает эстетический смысл, поскольку художественная деятельность, где бы и как бы она ни проявлялась, становится красивой и эстетически значимой. Это относится и к деятельности художника — поэта, живописца, музыканта, — чьи творения прекрасны постольку, поскольку они отражают высокое мастерство их создателя и вызывают в нас чувство эстетического восхищения. Однако главная характеристика художественного творчества.

Искусство — важнейший вид духовного производства

Искусство Философия Духовная эстетика

Идеальный художественный мир развивает систему эстетических ценностей и стандартов красоты, которые побуждают человека стремиться к совершенству и оптимуму в каждой сфере деятельности.

Искусство как способ восприятия мира

Искусство, в отличие от других видов интеллектуальной продукции, апеллирует не к разуму, а к эмоциям. Воспроизводя существенные и иногда скрытые аспекты реальности, он пытается сделать это в чувственно-визуальной форме. Это придает ему необыкновенную силу воздействия на человека. Таковы основные черты искусства как способа восприятия мира.

Обычно они включают:

Ход аргументации философа примерно следующий. До конца девятнадцатого века большинство людей получали свое эстетическое удовольствие от иллюзии живости и подлинности реальности, создаваемой произведениями искусства. В пьесах и романах привлекают перипетии человеческих судеб, в картинах — узнаваемость ситуаций, характеров. Пейзажи воспринимались как прекрасные места для собственных прогулок, а украшения или другие художественные изделия — только как вещи, которые неплохо использовать самому (по крайней мере, и в воображении). Реализм в искусстве, однако, лишь отчасти является искусством в собственном смысле слова, поскольку не требует особой художественной чувствительности. Например, в чем разница между повседневной историей, рассказанной нам случайным попутчиком в вагоне поезда, и тысячами подобных историй, показанных на сцене или экране? Получать удовольствие или сочувствовать героям таких историй — это не эстетическое удовольствие. Это всего лишь механическая реакция.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: