Сообщение на тему программная увертюра

Обновлено: 17.05.2024

Увертюра как программно-симфоническая пьеса

Безусловно, для лучшего понимания увертюры необходимо знать сюжет пьесы или оперы, к которой она была написана. Сюжет спектакля являлся определенного рода программой для увертюры. Так увертюра стала одночастной программно-симфонической пьесой.

Развитие увертюры

Став на путь программности, увертюра бурно эволюционировала, и постепенно границы между ней и другими типами 1-частных программных композиций – фантазией, картиной, поэмой – сгладились. И не случайно, так как она является их родоначальницей.

Но одна из разновидностей увертюры сохранила традиционный облик. Это произведения, написанные в связи с каким-либо событием. Их программность условна, а названия свидетельствуют не о сюжетности, а об эмоциональном характере.

Что такое увертюра, история увертюры

увертюра

Театр - истинный храм искусства! В нашем отечестве это изречение выдающегося литературного критика Виссариона Белинского стало поистине знаменитым. Необходимо напомнить, что театры, всегда изначально привлекающие публику блеском огней и роскошью декораций, отличаются большим жанровым разнообразием. Однако особым вниманием среди них пользуются храмы Мельпомены, в которых спектакли проходят в сопровождении симфонического оркестра, то есть театры оперы и балета. Этот удивительный мир музыкального перевоплощения начинается с красивого зала с хрустальными люстрами и огромного бархатного занавеса. Затем в оркестровой яме с музыкантами к пульту выходит капельмейстер. Первый взмах дирижёрской палочки и, привлекая внимание зрителей, начинает звучать музыка – это своеобразное предисловие к спектаклю, которое называется увертюрой. Она играет весьма важную роль, так как заранее подготавливает зрителей к действию, которое далее будет происходить на подмостках сцены.

Что такое увертюра

Что такое увертюра


Популярные увертюры

История увертюры


Клаудио Монтеверди

Кристоф Виллибальд Глюк
Вольфганг Амадей Моцарт

Джоаккино Россини
Людвиг ван Бетховен

Мюзиклы

Интересные факты

Увертюра. За всё время существования этого жанра было создано немало замечательных творений, вошедших в золотой фонд мировой музыкальной культуры. К большому сожалению, композиторы в нынешнее время не любят сочинять оперы и балеты с развёрнутыми вступлениями, тем не менее, найдя достойное место, увертюры сегодня ярко и запоминающее звучат в мюзиклах и кинофильмах.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Увертюра

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой. И.-В.

Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой. И.-В. Гёте Увертюра – это музыка, которая открывает оперу, драматический спектакль, кинофильм. С именем немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 – 1827) связано рождение нового симфонического жанра – программной увертюры. Созданные как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений.

Людвиг ван Бетховен (1770- 1827) великий немецкий композитор, дирижер и пианист

Людвиг ван Бетховен (1770- 1827) великий немецкий композитор, дирижер и пианист

Людвиг ван Бетховен (1770- 1827) великий немецкий композитор, дирижер и пианист

Людвиг ван Бетховен (1770- 1827) великий немецкий композитор, дирижер и пианист

УВЕРТЮРА - это музыка, которая открывает оперу, балет, драматический спектакл.

УВЕРТЮРА - это музыка, которая открывает оперу, балет, драматический спектакль, кинофильм

Программная музыка - это музыка, которая имеет специальную программу или сюже.

Программная музыка - это музыка, которая имеет специальную программу или сюжетное название

Жанры программной музыки: Опера Балет Песня Романс

Жанры программной музыки: Опера Балет Песня Романс


Разделы сонатной формы экспозиция(выставка) –показ главной и побочной партий;.

Разделы сонатной формы экспозиция(выставка) –показ главной и побочной партий; эти партии или противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую; разработка ( развитие) – главная и побочная партии звучат по-новому; реприза (повторение) – повторяются партии из экспозиции; кода – ( окончание, завершение) – итог действия сочинения, самая громкая часть.

Две темы экспозиции рисуют главные образы трагедии. К чему приведет их взаимо.


П. И. ЧАЙКОВСКИЙ У. ШЕКСПИР

П. И. ЧАЙКОВСКИЙ У. ШЕКСПИР

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА «Это будет мой самый капитальный труд, - писал он своему бр.

Две равноуважаемых семьи в Вероне, Где встречают нас событья, Ведут междуусоб.

Две равноуважаемых семьи в Вероне, Где встречают нас событья, Ведут междуусобные бои И не хотят унять кровопролитья. Друг друга любят дети главарей, Но им судьба подстраивает козни. И гибель их у гробовых дверей Кладет конец непримиримой розни. Их жизнь, любовь, и смерть, и, сверх того, Мир их родителей на их могиле На два часа составят существо Разыгрываемой пред вами были

Открывает увертюру-фантазию тема патера Лоренцо – монаха, от лица которого Ча.

Открывает увертюру-фантазию тема патера Лоренцо – монаха, от лица которого Чайковский ведет дальнейший рассказ о происходящих событиях. Вступление Портрет какого человека рисует музыка? Каков его характер, возраст, настроение? Появляются ли в ней трагические мотивы, интонации скорби, отчаяния?

Экспозиция образ борьбы, смертельной схватки, образ вражды и ненависти двух н.

Экспозиция образ борьбы, смертельной схватки, образ вражды и ненависти двух непримиримых родов – Монтекки и Капулетти

ЭКСПОЗИЦИЯ (главная тема) ТЕМА ВРАЖДЫ ДВУХ СЕМЕЙСТВ МОНТЕККИ И КАПУЛЕТТИ

ЭКСПОЗИЦИЯ (главная тема) ТЕМА ВРАЖДЫ ДВУХ СЕМЕЙСТВ МОНТЕККИ И КАПУЛЕТТИ

 РАЗРАБОТКА СТОЛКНОВЕНИЕ ГЛАВНОЙ И ПОБОЧНОЙ ТЕМ (ТЕМЫ ВРАЖДЫ И ТЕМЫ ЛЮБВИ)

РАЗРАБОТКА СТОЛКНОВЕНИЕ ГЛАВНОЙ И ПОБОЧНОЙ ТЕМ (ТЕМЫ ВРАЖДЫ И ТЕМЫ ЛЮБВИ)

 РЕПРИЗА тема вражды уничтожает тему любви ТРАГИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ

РЕПРИЗА тема вражды уничтожает тему любви ТРАГИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ

КОДА ТРАУРНЫЕ АККОРДЫ, СКОРБЬ ЗАВЕРШАЮЩИЙ РАССКАЗ ПАТЕРА ЛОРЕНЦО ТЕМА ЛЮБВИ З.

КОДА ТРАУРНЫЕ АККОРДЫ, СКОРБЬ ЗАВЕРШАЮЩИЙ РАССКАЗ ПАТЕРА ЛОРЕНЦО ТЕМА ЛЮБВИ ЗВУЧИТ КАК ГИМН СВЕТЛОМУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ЧУВСТВУ

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 189 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Программная увертюра. Презентация на заданную тему содержит 7 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500

Увертюра (от фр. ouverture — вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке.

Первые ноты напоминают тяжелую поступь сарабанды — образ испанцев. После звучит жалобная секундовая интонация — мелодия нидерландского народа. Средняя часть состоит из сонатного аллегро. Главная тема начинается тихо и постепенно возрастает, затем подхватывается всем оркестром на fortissimo. В побочной партии и в разработке все разгорается борьба, она продолжается, но поединок внезапно обрывается. Погибает Эгмонт. Тихие и печальные аккорды завершают репризу. Кода торжественно завершает увертюру — победившие голландцы ликуют. В этом произведении выражена тема борьбы. Как и в 5 симфонии, минорную увертюру композитор заканчивает мажором. Здесь девиз композитора: От мрака к свету! Через борьбу к победе!

194942 194918 194923 194934 194945 194950 194930 194919 194941 194906 194948 194944 194922 194936 194946 194913 194935 194912 194949 194909 194933 194932 194929 194910 194951 194940 194907 194943 194911 194947

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Презентация по музыке 6 класс Программная увертюра. Увертюра

Увертюра - это музыка, которая открывает оперу, балет, драматический спектакль, кинофильм

Увертюра - это музыка, которая открывает оперу, балет, драматический спектакль, кинофильм

- это музыка, которая открывает оперу, балет, драматический спектакль, кинофильм

Программная увертюра (появление связано с именем

Программная увертюра (появление связано с именем

Программная увертюра (появление связано с именем Л. Бетховена)

- это самостоятельное одночастное оркестровое произведение

Программная музыка - это инструментальная музыка, в основе которой есть определенный сюжет или название

Программная музыка - это инструментальная музыка, в основе которой есть определенный сюжет или название

- это инструментальная музыка, в основе которой есть определенный сюжет или название

Жанры программной музыки увертюра; симфония; соната; симфоническая поэма; симфоническая картина; фантазия; программная сюита; инструментальная пьеса; фортепианный цикл

Жанры программной музыки увертюра; симфония; соната; симфоническая поэма; симфоническая картина; фантазия; программная сюита; инструментальная пьеса; фортепианный цикл

Жанры программной музыки

увертюра;
симфония;
соната;
симфоническая поэма;
симфоническая картина;
фантазия;
программная сюита;
инструментальная пьеса;
фортепианный цикл.

Лишь тот достоин счастья и свободы,

Лишь тот достоин счастья и свободы,

Во всём мире известна увертюра

Во всём мире известна увертюра

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен (1770- 1827) немецкий композитор, дирижер и пианист

Людвиг ван Бетховен (1770- 1827) немецкий композитор, дирижер и пианист

Людвиг ван Бетховен (1770- 1827) немецкий композитор, дирижер и пианист

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте ( 1749 - 1832 ) немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте ( 1749 - 1832 ) немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте ( 1749 - 1832 ) немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель

Эгмонт Ламораль — (1522-1568) граф, испанский военачальник и нидерландский государственный деятель, казнённый в самом начале

Эгмонт Ламораль — (1522-1568) граф, испанский военачальник и нидерландский государственный деятель, казнённый в самом начале

Эгмонт Ламораль — (1522-1568) граф, испанский военачальник и нидерландский государственный деятель, казнённый в самом начале Нидерландской революции 1568—1648 годов. Вместе с Вильгельмом Оранским и Филипом Монморанси, графом Горном Эгмонт протестовал против разгула инквизиции под предводительством кардинала Антуана Гранвеля.

Граф Эгмонт возглавил восстание, которое было жестоко подавлено испанским герцогом Альбой, а Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорен к смерти.

Казнь Горна и Эгмонта 5 июня 1568 года

Казнь Горна и Эгмонта 5 июня 1568 года

Казнь Горна и Эгмонта 5 июня 1568 года.

Казнь спровоцировала восстание, переросшее в первый этап

Казнь спровоцировала восстание, переросшее в первый этап

Казнь спровоцировала восстание, переросшее в первый этап Нидерландской революции.

Памятник Горну и Эгмонту

Памятник Горну и Эгмонту

Памятник Горну и Эгмонту

Музыка к трагедии Гёте была закончена композитором через год после пятой симфонии.
Увертюра первый из девяти номеров этой музыки.
В увертюре Бетховен отразил основные моменты развития трагедии в сжатой форме.
Написана увертюра в сонатной форме (сонатного аллегро), развитие музыки в которой близко развитию действия в драматическом спектакле.

Разделы сонатной формы Экспозиция(выставка) – показ главной и побочной партий; эти партии или противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую;

Разделы сонатной формы Экспозиция(выставка) – показ главной и побочной партий; эти партии или противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую;

Разделы сонатной формы

Экспозиция(выставка) – показ главной и побочной партий; эти партии или противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую;

Разработка ( развитие) – главная и побочная партии звучат по-новому;

Реприза (повторение) – повторяются партии из экспозиции;

Кода – ( окончание, завершение) – итог действия сочинения, самая громкая часть.

Разделы увертюры I – Медленное вступление – завязка драмы

Разделы увертюры I – Медленное вступление – завязка драмы

I – Медленное вступление – завязка драмы.

II – Быстрая часть – активное драматическое действие, завершающееся трагической кульминацией.

III – Финал – триумф, торжество победы.

Увертюра открывается зловеще-торжественным вступлением

Увертюра открывается зловеще-торжественным вступлением

Первая тема вступления

Первая тема вступления

Первая тема вступления

Сарабанда - это медленный, величественный танец, родившийся в

Сарабанда - это медленный, величественный танец, родившийся в

Сарабанда - это медленный, величественный танец, родившийся в Испании.
Он возник из торжественного похоронного обряда, когда все присутствовавшие на погребении в молчании ступали вокруг гроба.
Происхождение танца отразилось в его названии - sacra banda - по-испански - святое шествие. Сказался в сарабанде и горделивый испанский характер.
Несмотря на то, что сарабанда - танец-шествие, размер ее 3/4. В трехдольном движении удобнее было совершать многочисленные повороты во время спуска по крутой винтовой лестнице в усыпальницу, шествовать вокруг гроба.

Контрастом к первой теме вступления звучит одинокая мелодия деревянных духовых инструментов, которая напоминает плач, стенания

Контрастом к первой теме вступления звучит одинокая мелодия деревянных духовых инструментов, которая напоминает плач, стенания

Контрастом к первой теме вступления звучит одинокая мелодия деревянных духовых инструментов, которая напоминает плач, стенания. Она как бы воплощает образ угнетённого народа.

Вторая тема вступления

Вторая тема вступления

Вторая тема вступления

Экспозиция Из второй темы вступления постепенно рождается страстная тема борьбы (главная тема), героического порыва

Экспозиция Из второй темы вступления постепенно рождается страстная тема борьбы (главная тема), героического порыва

Из второй темы вступления постепенно рождается страстная тема борьбы (главная тема), героического порыва. С этой темы начинается экспозиция увертюры.
Во второй теме (побочная тема) экспозиции чередуются интонации обеих тем вступления: ритм сарабанды, сохраняющий свое зловещее звучание и интонации вздоха, горя, народного страдания. Этот острый конфликт лежит в основе симфонического развития увертюры.

Главная тема Побочная тема

Главная тема Побочная тема

Две темы экспозиции рисуют главные образы трагедии

Две темы экспозиции рисуют главные образы трагедии

Две темы экспозиции рисуют главные образы трагедии. К чему приведёт их взаимодействие, можно узнать из следующего раздела увертюры – разработки.
Борьба обостряется: многократное повторение начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами - как будто на робкие просьбы следует неумолимый и жестокий ответ. В конце репризы тема сарабанды (испанских поработителей) звучит особенно непреклонно, а тема народа - особенно умоляюще (повторяющаяся интонация из двух ниспадающих звуков). И неожиданный обрыв (контраст динамики, остановка движения, медленно тянущиеся, застывшие аккорды) как бы возвещает о гибели героя.

Разработка и реприза

Музыка точно отражает последние слова

Музыка точно отражает последние слова

Кода Развитие музыки приводит к трагическому перелому – гибели героя и вслед за этим – к напряжённому бурному нарастанию, завершающемуся мощным взрывом радостного ликования

Кода Развитие музыки приводит к трагическому перелому – гибели героя и вслед за этим – к напряжённому бурному нарастанию, завершающемуся мощным взрывом радостного ликования

Читайте также: