Сообщение на тему профориентация подростков

Обновлено: 30.06.2024

Студентки очного обучения: КГПИ

Факультет: ПМНО

Группа: 642

Профориентация в подростковом возрасте


Профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, можно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Профориентация - это комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда.

Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Существует две формы профориентации. Профориентация на узкой базе, состоит в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащиеся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности. Профориентация на широкой базе, состоит в том, что происходит ознакомление молодых людей, ещё не сделавших свой выбор с миром профессий.

Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач :

- ознакомление с миром профессий;

- изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;

- ознакомление с правилами выбора профессии;

- мотивация размышлений о своем профессиональном будущем

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества - можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров (2).

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.

Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

Профориентация, выполняющая функции профессиональное подготовки предполагает два пути его получения - самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Е.Ю. Пряжниковой были выделены основные задачи профессионального самоопределения:

- формирование общей готовности к самоопределению;

- а для подростков и выпускников школ - это помощь в конкретном выборе профессии .

Профессиональное самоопределение - существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой - система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии.

Профориентационную работу в школе можно разделить на фазы , которые предопределены не только общими целями профессиональной ориентации, но и динамикой профессиональной ориентации самого ученика:

- подготовительная фаза (ранняя профориентация). В этот период в рамках профориентацийной работы происходит изучение ученика, ему прививают интерес и любовь к труду. Этого можно достичь путем включения детей в разные виды игровой и учебной деятельности.

- фаза формирования - период, когда у ученика возникает актуальный интерес к выбору профессии. С помощью специальных мероприятий в школе ученикам прививают мотивы выбора разных специальностей и профессий;

- направляющая фаза - продолжается формирование мотивов выбора профессии у учеников, которые еще сомневаются в выборе профессии;

- фаза закрепления - период после выбора учеником профессии. Цель этой фазы - продлить формирование профессиональных интересов, создать условия для реализации выбора ученика, адаптации, в профессиональной среде.

У подростков часто изменяется интерес к профессии. Это может происходить в результате влияния внешних факторов, например, когда ученики получают неправильное представление о содержании труда или о перспективах профессии, или же недостаточно объективно оценивают свои возможности, игнорируют свои психофизиологические особенности и переоценивают свои силы. В связи с этим главной целью профессионального самоопределения является постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности

Наряду с учебой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть определения своей полезности для общества. Поэтому учеба в школе должна подготавливать предпосылки для зрелого и правильного выбора учащимися своей будущей профессии.

При работе с подростками в общеобразовательном учреждении основными заданиями профориентации является воспитание трудолюбивости, стимулирования к сознательному выбору труда, развития творческих способностей учеников, ознакомления их, с разными видами профессиональной деятельности. Происходит постепенное осложнение профориентационного материала: например, если в младших классах ученики получают общее понятие о профессиях, то в работе с подростками эти сведения расширяются (рассказывают о значении профессии в обществе, историю ее развития, о содержании труда данной профессии, продукцию, но др.). Учеников знакомят с условиями труда, объемом специальных и общих знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть специалист выбранной профессии, гигиенической характеристикой профессии, психофизиологическими требованиями профессии, к человеку, системой подготовки и повышения квалификации кадров данной профессии.

Нередки случаи, когда попытки найти себя в период учебы заканчиваются неудачно, и в этом большую роль играет известная оторванность школы от жизни, учебы от практики. Столкнувшись с практикой жизни в процессе трудовой деятельности, человек начинает понимать, что многое из того, чему его учили в школе, ему не пригодилось, а то, что ему необходимо, он вынужден осваивать самостоятельно, поскольку этих знаний он либо не получил, либо они ограничены рамками школьных программ. Это еще раз свидетельствует о том, что использование в учебном процессе единых программ нерационально и несовременно, что определяющими для обучения по той или иной программе должны быть интересы, цели, перспективы, интеллектуальные и личностные характеристики учащихся. Кроме того, социальному педагогу следует ориентировать себя не только на формирование у учащихся определенного багажа знаний, но и на раскрытие у них потенциальных способностей к самостоятельной деятельности, умения находить ответы на поставленные жизнью вопросы. Преодоление иждивенческих установок, то есть, когда учеба в школе или другом учебном заведении будет осознаваться учащимся как вид деятельности, как труд, будет способствовать формированию качеств и свойств личности, определяющих их дальнейший образ жизни и профессиональную ориентацию.

Таким образом, сущность профориентации подростков заключается в её функциях, основной функцией профориентации является профессиональная подготовка и профессиональное самоопределение подростков в общеобразовательном учреждении. Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития. Профориентационная работа в школе проходит в несколько этапов (фаз), которые предопределены общими целями профессиональной ориентации и динамикой профессиональной ориентации самого ученика. Профориентация призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей к той или иной профессии.

Школьники в форме работников различных профессий

Профессиональная ориентация представляет собой целую систему разработанных экспертами мероприятий, которые направлены на облегчение выбора профессии для школьников. В процессе их подготовки обязательно учитываются особенности каждой личности и социально-экономическая ситуация в стране.

Профориентация в школе состоит из 3 основных компонентов:

  • Просвещение.Учащиеся и выпускники средних общеобразовательных школ узнают об актуальных профессиях и их особенностях, текущих кадровых потребностях, требованиях, предъявляемых работодателями, возможностях карьерного роста и саморазвития. Благодаря просветительным мероприятиям у подростков происходит формирование мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на анализе рынка труда, а также собственных психических и физиологических возможностей (склонностей и способностей).
  • Консультирование. Помощь школьнику с профессиональным самоопределением выражается в рекомендациях ему тех векторов трудовой деятельности, которые максимально соответствуют особенностям его психики и физиологии. Советы основываются на результатах, полученных в ходе предварительно проведенной профориентационной диагностики.
  • Психологическая поддержка. Применение методик, направленных на уменьшение психологической напряженности, появление оптимистического настроя и ощущения уверенности в будущем.

Профориентация подростков – один из важных факторов, влияющих на выбор ими профессии в будущем. Основная цель такой работы заключается в выработке у детей осознанного отношения к любому труду, а также в их профессиональном самоопределении с учетом личных возможностей, способностей и потребностей рынка труда.

Актуальность и задачи профориентации школьников

Работа с профессиональным самоопределением в школьном возрасте предполагает обязательный учет уровня интеллектуального и психологического развития ребенка. Естественно, он будет разным в начальных, средних и старших классах.

Таким образом, полноценную профессиональную ориентацию школьников можно проводить с 13-летнего возраста. Конечно, каждый учащийся индивидуален. Некоторые уже в 10 лет твердо знают, чего хотят, и даже составили план как минимум на десятилетие вперед. А кто-то не может дать внятного ответа на вопрос об интересах и увлечениях в 17. Нельзя сказать, что во втором случае мы имеем дело с инфантильностью – у каждого свой темп развития. Ругать за это не стоит, а вот помочь с самоопределением в этот период как раз очень важно и нужно.

Рассмотрим, как вести профориентационную работу с детьми в начальной школе, средних и старших классах.

1-4 классы

У младшеклассников практически вся деятельность проходит в форме игр. Дети играют, например, в учителей, врачей, полицейских, водителей, примеряя на себя взрослые роли. Так они учатся ценить труд и осознают его значение для общества, а классный руководитель помогает им в этом посредством мероприятий учебно-познавательного и исследовательского характера. В этом возрасте познания учащихся о современных профессиях небогаты. Они знают лишь то, что услышали от своих родителей и близких родственников.

Основная задача ранней профориентации для детей – определить сферу интересов ребенка и наполнить ее новой информацией о различных видах деятельности. Крайне важно сформировать у школьника на этом этапе полноценное представление о разнообразии профессий, которые сегодня существуют. Это даст ему возможность избежать ряда ошибок при построении планов на будущее в старших классах.

5-7 классы

В этом возрасте четко прослеживается выраженное ассоциирование понравившейся профессии с одним или несколькими учебными предметами. Школьники высказывают предпочтения и пожелания при выборе досуга (кружки, секции, хобби), интересуются, чем занимаются их родители на работе. Многих подростков в данный период привлекают модные направления, но в этом кроется опасность. Ведь тренды, как правило, изменчивы и краткосрочны, поэтому не годятся в качестве цели на будущее.

Профессиональная ориентация для учащихся 5-7 классов помогает им сконцентрироваться на индивидуальных способностях и навыках, а также более подробно рассматривает заинтересовавшие их виды деятельности. Главная цель профориентации школьников на данном этапе – поиск профессии, в которой будут по максимуму раскрыты лучшие личные качества и самые сильные стороны ребенка.

В 14-15 лет интерес к профессиям конкретизируется и становится гораздо осознаннее. Помимо учебы, на этом этапе подростки более активно занимаются с репетиторами, записываются на обучающие курсы, просматривают вузовские программы. Выбор направления, как правило, основывается на склонностях школьника и особенностях его характера.

10-11 классы

К сожалению, сегодня многие выпускники сдают ЕГЭ, еще не зная, кем они хотят стать. На этом этапе профориентационная работа особенно важна, так как она способна сориентировать подростка на принятие правильного решения. Если пренебречь ею, учащийся рискует неудачно выбрать среднее техническое или высшее учебное заведение, получить неактуальную или неподходящую профессию и как результат – проблемы с трудоустройством.

Школьников в 10-11 классах учат самостоятельности в развитии, а также оценивают уровень их готовности к выбранному виду деятельности. Выпускники начинают активно реализовывать поставленные перед собой цели: выбирают обучающие курсы, вносят коррективы в собственные профессиональные планы.

Профориентация старшеклассников дает возможность снизить уровень стресса, обусловленного приближающимся поступлением, избавиться от сомнений при выборе предметов для ЕГЭ и направления обучения. Кроме того, она помогает грамотно спланировать свое профессиональное будущее.

Профориентация старшеклассников по ФГОС

Программа по профориентации в школе по ФГОС, которая разъясняет цели, задачи и методы профессионального самоопределения школьников, ориентирована в основном на достижение личностных результатов:

  • взвешенный выбор профессии и возможностей осуществить свои планы касательно трудоустройства;
  • сформированное отношение к будущей работе как к возможности решать личные, общественные, государственные и даже мировые проблемы.

Учитель реализовывает эту программу в процессе преподавания (в рамках конкретного предмета или в ходе внеклассных бесед):

  • дает максимально полную информацию, которая может оказаться полезной ученику при выборе профессии;
  • предоставляет возможность попрактиковаться в профессиональной деятельности с опорой на знания, полученные по предмету;
  • создает условия для разработки индивидуальных проектов и помогает в воплощении уже завершенных.

Большинство новых профессий предполагают наличие знаний сразу в нескольких направлениях. Поэтому педагогу, внедряющему школьную программу по профориентации, надо не только хорошо владеть своим предметом, но и неплохо разбираться в смежных.

Готовность подростка к профессиональному самоопределению

Выбор профессии предполагает серьезный интеллектуальный труд и активные поиски. Эксперты в области профориентации оперируют понятием готовности к профессиональному самоопределению. Она выражается в интересе и способности человека к этому выбору, базирующихся на его личных ресурсах и имеющейся в распоряжении информации.

Чтобы понять уровни готовности учащихся к профессиональному самоопределению, важно дать грамотную оценку нескольким параметрам.

Методы профориентации школьников

Элементы профориентационной работы внедряют в учебно-воспитательный процесс еще в детском саду, однако особенное значение она обретает в школе, в частности в старших классах. Для ее проведения применяют как активные, так и пассивные методы.

Среди активных методов профориентационной работы выделяют:

  • организацию детских и юношеских лагерей, клубов юных техников, экологов, натуралистов и так далее;
  • занятия с детьми в разных кружках (моделирование, бисероплетение, рисование, ментальная арифметика) и спортивных секциях;
  • предложение тематической литературы по разным видам деятельности;
  • просмотр кинофильмов о профессиях.

Чтобы давать учащимся хорошие рекомендации и оказывать им помощь в выборе профессии, нужно проводить диагностику профориентации старшеклассников. Для этого используются специальные опросники, онлайн-тесты и виртуальные кабинеты. Рассмотрим каждую из этих методик подробнее.

Опросники

Среди профориентационных методик для старшеклассников наиболее активно применяются опросники. Обычно используют авторства Е. Климова, а также В. Петрова, которые направлены на исследование аспектов личности школьника. Ответы на вопросы позволяют выяснить способности учащегося к разным видам деятельности. Максимально точный результат возможен, если тестируемый отвечает честно.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климова определяет степень самооценки школьника относительно его склонности к конкретной профессии. Автор квалифицировал последние по объектам направления человеческой деятельности и выделил 5 разновидностей взаимосвязей:

Результат этого опроса обязательно принимается во внимание в процессе дальнейшей работы с профессиональной ориентацией подростков.

Методика Л. Йовайши определяет способности к разным областям профессиональной деятельности (искусство, технические и материальные интересы, работа с людьми, интеллектуальный и физический труд).

Онлайн-тесты

Над профессиональным самоопределением подростков в школе можно начинать активно работать с 8 класса. Рекомендуется тестировать их ежегодно, чтобы увидеть изменения в интересах или, наоборот, отметить стабильность.

Для проведения теста потребуется нейтральная спокойная обстановка. Чтобы получить точный результат, учащемуся надо исключить просмотр фильмов, вызывающих всплеск эмоций, экскурсии и общение с представителями каких-либо профессий за 1-2 дня до тестирования. Специфика практически всех онлайн-тестов заключается в выборе одного варианта из нескольких. Школьнику следует внимательно читать и отмечать то, что пришлось ему по душе больше всего, или то, насколько он согласен с предложенным утверждением.

Виртуальные кабинеты профессий

Виртуальный кабинет профессий – одна из современных методик профориентации старшеклассников. Основная цель его посещения: знакомство учеников с разными профессиями. Помимо этого, в нем, как правило, сконцентрирована вся нужная информация о поступлении в высшие или средние специальные учебные заведения. Там же школьник может узнать, как готовиться к экзаменам, пройти профориентационный тест и так далее.

Специалисты утверждают, что целиком полагаться на этот метод не стоит. И уж тем более не рекомендуется пользоваться исключительно им. Не каждый подросток сможет извлечь для себя максимум пользы из такого профориентационного мероприятия.

Как помочь ребенку выбрать профессию

Так как выбрать профессию школьнику самому может быть довольно сложно, родителям следует попробовать помочь ему, направив в нужное русло. Как известно, любая трудная задача решается гораздо легче, если поделить ее на части. Предлагаем ознакомиться с поэтапной инструкцией профессионального самоопределения, которая поможет ребенку выяснить, кем он желает стать в будущем.

Первый этап. Желания

С чем или с кем ребенку больше нравится взаимодействовать: с другими людьми, документацией, техникой, животными? Возможно, ему доставляет удовольствие работать с информацией? Может, он увлекается искусством (хореография, живопись, музыка, театральные постановки и так далее)? Ответы на эти вопросы можно почерпнуть из повседневной жизни, занятий в школе, предпочтений и увлечений. Тут важно не промахнуться: если сын или дочь часами напролет сидят в интернете, это вовсе не значит, что у них есть склонность к работе с техникой. Вполне возможно, им нравится совсем другое – например, общаться с людьми.

Обозначьте требования к условиям работы: на свежем воздухе или в офисе, в движении или сидячая, постоянное общение или дистанционная занятость. Немаловажен и рабочий график: четко расписанный по часам или гибкий, которым можно управлять самостоятельно.

Второй этап. Возможности

Тщательно взвесьте способности и возможности ребенка. Предложите ему подумать, какие предметы в школе ему даются легче всего (точные либо гуманитарные), какие задачи решать проще (творческие или с четкой последовательностью действий).

Дайте реальную оценку уровню интеллекта, умению коммуницировать (эффективное общение, убеждение собеседников, разрешение конфликтов, легкость контакта с незнакомым человеком) и организаторским способностям. Свои выводы основывайте на имеющемся у ребенка опыте. Пусть он спросит у своих близких (братьев, сестер, друзей), каким они его видят. Попросите его описать свои личные качества: ответственный или недобросовестный, опрятный или неряха, эгоист или альтруист. Очень хорошо, если школьник сможет перечислить 10 главных черт характера, которые ему присущи.

Помогите сыну или дочери трезво оценить их физические возможности и обязательно учтите ограничения по здоровью, если таковые имеются. Для некоторых профессий (например, связанных со спортом или химической промышленностью) это будет важно.

Третий этап. Изучение профессий

На этом этапе уже примерно намечен вектор будущей деятельности подростка. Теперь можно заняться изучением соответствующих профессий. Для каждой из них необходимы определенные способности, умения и личностные качества. Важно понимать, есть ли они у ребенка.

Даже если вы уверены, что знаете о предпочтительном виде деятельности все, постарайтесь найти в интернете профессиограмму – полное описание профессии. В процессе знакомства с ней вы откроете для себя много новых нюансов. Кроме списка личных качеств, профессиограмма содержит подробное описание обязанностей специалиста, рекомендации касательно образования, требования работодателя, особенности карьерного роста, перспективы и так далее.

Есть и альтернативный вариант знакомства с профессиями. Правда, он требует больше времени и усилий. Можно посмотреть, что они собой представляют в реальности, если пообщаться со специалистами прямо на их рабочем месте.

Четвертый этап. Анализ рынка занятости и образования

Помогите своему ребенку провести грамотный анализ рынков образования и труда. Главная цель: получить информацию о наиболее востребованных и наименее популярных профессиях в разрезе региона и страны. Для чего это нужно? Объясните сыну или дочери, что при перенасыщенности рынка специалистами определенного вида деятельности для успешного трудоустройства потребуется намного более высокая квалификация, чтобы обойти конкурентов. Кроме того, важно учитывать уровень заработной платы в заинтересовавшей сфере. Ведь работа должна приносить не только удовольcтвие, но и достаточный стабильный доход.

Как получить такую информацию? Самый простой способ: зайти на несколько веб-ресурсов по трудоустройству и просмотреть базу вакансий для вашего населенного пункта или региона. Эти данные будут наиболее объективными. Альтернативный вариант: сходить за сведениями в центр занятости по месту жительства.

Отдельно остановитесь на возможностях получить нужное образование по направлениям, которые ваш ребенок определил как предпочтительные. Есть ли подходящее учебное заведение в вашем населенном пункте или ему надо будет жить в другом городе? Узнайте, как обстоят дела с бюджетными (бесплатными) местами. Если их нет, поинтересуйтесь, сколько стоит год обучения и полный курс.

Пятый этап. Выбор

Постарайтесь найти золотую середину. Обсудите с ребенком, будет ли выгоднее сменить место жительства для учебы и работы. Согласен ли он пожертвовать своими интересами в пользу более высокого заработка? Может, он выберет любимое, но низкооплачиваемое дело? А вдруг сын или дочь активно возьмутся за развитие необходимых способностей, чтобы получить ту профессию, которая даст возможность полноценно самореализоваться? Во всяком случае решать только подростку, а задача родителей – сделать все, чтобы это решение было взвешенным и здравым.

Если вы чувствуете, что не сможете помочь ребенку должным образом, лучше обратиться за рекомендациями к профконсультанту или психологу. Конечно, они не дадут ему готового решения и не выберут профессию за него, зато подскажут, как разобраться в себе.

Советы психолога

Когда родители интересуются у психолога, как выбрать профессию ребенку, он обычно говорит, что вид деятельности обязательно должен соответствовать характеру, темпераменту и специфике его мышления. Предлагаем ознакомиться с некоторыми рекомендациями по выбору профессии для старшеклассников, которые помогут им определить свои цели на будущее.

Для школьника

Психологи убеждены, что в процессе выбора вида деятельности крайне важно опираться на соответствие собственных психологических особенностей характеристикам профессии. Работа должна в первую очередь быть интересной. Если нравится техника, увлеченность ею станет отличной поддержкой инженеру, айтишнику, физику, строителю.

Каждая профессия требует наличия важных именно для нее качеств. Поэтому при самоопределении надо понимать, обладаешь ли ты способностями, которые соответствуют этим качествам. Если есть сомнения, стоит сделать выбор в пользу того вида деятельности, где склонности и таланты будут реализованы по максимуму. Тогда есть хорошие шансы достичь в нем высоких успехов.

И напоследок: тип занятия не должен противоречить твоему типу личности. Например, если ты любишь встречаться с друзьями и общаться с ними, заводить новые знакомства, следует обратить внимание на те профессии, которые предполагают множество контактов и активную коммуникацию. При эмоциональной нестабильности будет крайне тяжело заниматься рутинными делами и подолгу концентрироваться на чем-то одном.

Для родителей

Мамам и папам подростка, желающим помочь ему с выбором профессии, желательно учитывать следующие моменты:

Подытожим

Выбор профессии – одно из самых важных и ответственных решений. Вместе с тем оно не является необратимым. То, что сегодня выбирает старшеклассник, – это всего лишь отражение его текущих потребностей и интересов. Идеально, если выбранное направление будет востребованным и интересным в течение десятилетий. Изменение предпочтений вовсе не трагично. Теперь это станет, скорее всего, новой нормой. Эксперты утверждают, что выбор профессии на всю жизнь постепенно обретает черты пережитка прошлого и считается непрактичным. Прогресс вносит настолько серьезные коррективы в нашу жизнь, что навряд ли удастся проработать на одном месте до пенсионного возраста. Стремительные изменения в мире не дают возможности предугадать, каким будет рынок труда, например, в 2030-2040-е годы. Вполне вероятно, что популярные и высокооплачиваемые сегодня специальности утратят свою актуальность. Однако это не должно смущать или пугать. Возможность изменить профиль деятельности или начать все сначала получит каждый – независимо от возраста и имеющегося багажа знаний, умений и навыков.



Проблема профориентации усложняется с каждым годом, на рынке труда появляется множество новых профессий, но исчезает ряд привычных, существовавших десятки лет. Выбрать подходящую работу для подростков непросто, все зависит от его склонностей к разным видам деятельности, интересов, окружения, а также от многих других не менее важных факторов.

Определиться с выбором будущей профессии непросто для подросткового возраста

Как правильно подростку определиться с профессией, чтобы в будущем он смог достичь успеха в том, что ему нравится. А главное, как сделать так, чтобы через 5–10 лет этому человеку не пришлось ходить на нелюбимую работу изо дня в день и мечтать о другой профессии.

Советы профессионалов

Профориентация подростков часто происходит по достаточно стандартной схеме и включает в себя несколько простых тестов, а также разговор с будущим специалистом.

Необязательно идти на мастер-классы или посещать психологов, которые помогут разобраться в себе.

Основные советы:

  • Подростки часто меняют свои интересы, и это может заметить каждый родитель. Поэтому рекомендуется проводить специальные тесты или просто разговаривать не один раз, а несколько, через определенный промежуток времени. Лучше всего делать это 1–2 раза в год на протяжении 2–3 лет.
  • Поиск общего. Несмотря на то что молодые люди каждый год меняют свои интересы, в выбранных и интересных профессиях часто есть что-то общее. Все это могут быть творческие профессии либо склонность к решению сложных технических задач. Когда будет найдено что-то общее между всеми интересами, круг профессий сузится.
  • Не стоит склонять ребенка к тому или иному направлению. Часто родственники или друзья пытаются помочь подростку, но в итоге это его только путает. Человек сам должен выбирать профессию, ему предстоит учится, ходить на работу и жить этим делом. Необходимо давать максимальную свободу выбора, но иногда процесс можно немного корректировать.
  • Подросток должен иметь возможность реализовать себя в своих интересах. И чем раньше это произойдет, тем лучше. Только полностью погрузившись в то, что интересно, можно выявить позитивные и негативные стороны.




Чего я хочу?

Карьера — это работа, которую человек делает в течение значительного времени. Она предполагает возможности для развития и освоения новых навыков. Строительство карьеры начинается, когда подросток начинает размышлять о том, каким может быть его будущее и как воплотить идеи в жизнь.

У кого-то с раннего возраста есть внятное представление о том, чем хочется заниматься, но многие долго изучают варианты и размышляют, что лучше всего им подходит. Нормально, если подросток не знает, какую профессию выбрать: с этим не нужно спешить.

Каждый человек обладает уникальной комбинацией навыков, талантов, интересов, ценностей и целей. Анализ этих параметров и того, чем интересно заниматься в жизни, поможет подростку определиться с отраслью и своей ролью в ней.

Как определиться с выбором профессии? Наводящие вопросы

Размышление об этих вопросах может помочь подростку принять решение о направлении будущей карьеры.
Каковы твои интересы?

Чей пример тебя вдохновляет?

Чего ты хочешь добиться?

Сколько ты хочешь зарабатывать?

Какие навыки ты хочешь развить?

Ты предпочел бы работать на открытом воздухе?

Необходимость профориентации

Учительница с учениками

Существует множество программ для выбора подходящей работы

Выбор профессии очень важен. Чтобы смягчить данную ситуацию и не ошибиться, следует пробовать различные программы профориентации. Разберемся с тем, что они помогают сделать.

  • Выбрать цель жизни. Для многих людей главным является достижение определенного успеха в конкретной отросли. Если этот путь к успеху будет связан с будущей профессией, то проблема мотивации отпадет, человеку будет интересно учиться и работать.
  • Определить интересы, а также слабые и сильные стороны. Все это помогает определить круг будущих профессий. Если ребенок интересуется физикой, то следует изучать все возможные специальности по данному направлению.
  • Повышение мотивации. Программы по профориентации позволяют вызывать у подростков желание к самообучению, а также поступлению в высшие учебные заведения.







Роль психологии в профориентации школьников

Старшеклассник задумывается о будущем. В это время ему особенно необходима помощь со стороны родителей, психологов, диагностиков. Психолог в процессе беседы поможет разобраться с сильными и слабыми сторонами характера подростка, диагностик определит соответствие особенностей и способностей с возможностью выбора той или иной специальности, а родители, хорошо зная своего ребёнка, посоветуют, как принять важное решение.



У подростков наблюдается частая смена увлечения разными профессиями. Суть и задачи профориентационной работы состоят в том, чтобы помочь старшекласснику понять, чего он хочет более всего: работать и на практике познавать азы выбранной специальности или продолжать учиться, чтобы сделать хорошую карьеру.

Психология — очень полезная наука в правильном выборе жизненного пути подростка: работать или продолжать своё образование, чтобы получить более высокую квалификацию. Большое количество программ, методик и методов разработаны современной наукой в помощь такому выбору. Эти методики, программы и методы профессиональной ориентации школьников предполагают длительную работу с детьми, начиная с начальных классов и до окончания школы.

Факторы и мотивы

Ученики за партами

Определитесь с видом деятельности

Если подростку сложно определиться, то можно рассмотреть мотивы, которые он преследует.

  • Материальный достаток (деньги). Каждый хочет иметь достойную зарплату, но все же некоторые профессии более перспективны в этом плане. Не стоит пугаться, если главная цель подростка — хорошо зарабатывать, это один из лучших мотиваторов, который заставляет людей учиться, уделять время определенному делу и достигать своих целей, преодолевая преграды.
  • Социальные мотивы. Некоторым необходимо занять определенное место в жизни, не так важно, какой будет заработок или сколько удовольствия принесет данный процесс. Многие просто получают удовольствие от осознания своей важности в обществе, пусть и работа неидеальна.
  • Творческие мотивы. Желание создавать что-то новое и не загонять себя в привычные рамки офисного работника. В основном это яркие и харизматичные личности, которые думают, одеваются и делают все не так, как все.
  • Познавательные мотивы. Мотивацией становится максимальное углубление, изучение узкой отрасли. Стать лучшим среди подобных — отличный повод. Ну а если данная цель достигнута, то к ней приложится хороший заработок, социальный статус и все остальное. Вот только путь может быть длинным и тернистым.
  • Моральные мотивы. Желание помогать людям или животным. Важно понимать, что это необязательно волонтерство, существует огромное количество процессий, которые позволяют сделать жизнь людей и мир лучше.

Все мотивы связаны, поэтому лучше всего выставить их в порядке важности для подростка. Подобная процедура не укажет на конкретную профессию, но даст понять, на что стоит обратить внимание, а на что тратить время вовсе не нужно.

Факторы, влияющие на выбор профессии ↑

Подобных факторов достаточно много, но принято выделять несколько групп.

Социально–экономические

  • весь спектр профессий;
  • перспективное развитие той или иной профессии;
  • социальная необходимость в определенной профессии;
  • престиж профессии, статус, который она дает;
  • материальная обеспеченность специалиста в выбранной области.

Социальные

Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников, статус и материальную обеспеченность семьи. В эту же категорию включен мотивационный аспект.


На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы:

  • материальные, выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам;
  • социальные, когда подросток желает занимать достойное место в обществе;
  • моральные, связанные с желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения;
  • мотивы престижности, когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в кругу близких и друзей;
  • профессиональные и познавательные, целью которых является глубокое освоение профессии;
  • утилитарные, позволяющие работать и пользоваться всеми благами цивилизации, в непосредственной близости к дому, в чистом офисе и т.д.;
  • творческие, дающие волю фантазии и креативности;
  • эстетические, учитывающие стремление к гармонии и красоте в профессии.



Психологические

Они включают уровень развития интеллекта и самооценки, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка.

Для определения мотивов этой группы лучшей формой проведения профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной мере, проявив свои навыки и умения.

Психофизиологические особенности

  • особенности темперамента;
  • специфика нервной системы;
  • общее состояние здоровья школьника.

Так, например, в хирургии людям со слабой нервной системой делать нечего, но они могут подойти в профессии окулиста, где вероятность экстренной ситуации практически нулевая. Слабость нервной системы, конечно, не может быть абсолютным противопоказанием к выбору профессии, но учитывать это стоит обязательно.


Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями здоровья стоит серьезно подойти к выбору профессии, делая поправку на свои особенности.

Решила записывать каждое событие своей жизни? Читай о том, что нужно для личного дневника. Как стать женственной и уверенной в себе? Читай статью.

Вышеперечисленные факторы необходимо учитывать в комплексе, иначе ошибки в выборе профессии неизбежны.





Методики определения профессий

Существует огромное количество различных опросов и тестов. Их можно без труда найти не только в интернете, но даже на полках книжных магазинов. Некоторые из них охватывают все профессии, а некоторые только определенный круг. Они предназначены для тех, кто уже имеет общее представление.

Самые популярные и действенные методики на данный момент.

А также существуют десятки других популярных тестов, которые помогают определиться. Лучше всего пройти как можно больше опросов, чтобы получить максимально достоверные данные.

После определения сферы деятельности можно отрыть перечень профессий и выбирать наиболее интересные. Затем можно начинать изучать их углубленно, чтобы понять суть и определить, насколько это интересно и востребовано.




Виды профессий: что мне подходит больше всего

Выбрать из огромного количества возможностей непросто. Полезно проследить связь между компетенциями специалистов и теми предметами, которые интересны подростку. Для того чтобы определить свои цели, интересы, навыки и знания, можно примерить на себя одну из профессиональных областей.

Искусство

Направления в области искусства:

  • Изобразительное искусство
  • Графический дизайн
  • Драматургия
  • Хореография
  • Музыка

Примеры профессий: актер, музыкант, дизайнер костюмов, организатор мероприятий. Например, чтобы изображать других людей, актеру нужно разбираться в искусстве, уметь запоминать стихи и погружаться в роль, которую он играет.

Гуманитарные науки

Люди, изучающие человеческую культуру (гуманитарные науки), обычно любят читать, анализировать материал и участвовать в дебатах.

Научные дисциплины:

  • История
  • География
  • Философия
  • Языки
  • Литература
  • Религиоведение

Профессии в этой сфере знаний: преподаватели, историки, переводчики и журналисты. Так, хороший учитель стремится передать учащимся знания и вдохновить их на максимальную реализацию своих возможностей в мире.

Виды профессий: что мне подходит больше всего

Прикладные науки

Практические предметы подходят для физически активных людей, которым нравится быть на открытом воздухе, делать что-то руками или заниматься ремонтом, участвовать в спортивных играх, работать с животными. В этих видах работы огромное значение имеет способность придумывать новые идеи и решать проблемы.

Практическое применение:

  • Спорт
  • Банкетный сервис и гостиничный бизнес
  • Строительство
  • Работа по дереву и металлу
  • Служба в армии
  • Фермерство
  • Механика

Варианты профессий: механик, фермер, плотник, полицейский. Ремонт и обслуживание техники — очень широкое поле деятельности, поэтому механик выбирает одну область специализации (например, автомобили, самолеты или промышленное оборудование).

Естественные науки

Люди, которым нравится заниматься наукой, мыслят логично, умеют анализировать и исследовать. Они любят проводить эксперименты, разрабатывать и создавать прототипы, проверять новые теории.

Научные дисциплины:

  • Биология
  • Химия
  • Физика
  • Математика
  • Компьютерные науки
  • Инженерное дело

Примеры профессий: врач, ученый, исследователь, компьютерный инженер.

Социальные науки

Специалистов в области социальных наук интересует взаимодействие человека с обществом, влияние решений, принимаемых правительством, на повседневную жизнь людей. К социальным наукам относятся право и экономика.

Научные дисциплины:

  • Психология
  • Социология
  • Политология
  • Экономика
  • Финансы
  • Право

Примеры профессий: юрист, политик, социолог. Например, адвокаты консультируют и представляют своих клиентов по юридическим вопросам. Они выстраивают стратегию ведения судебного дела с учетом законов и обстоятельств.

Фото: Pexels

Профессиональная ориентация дает возможность ответить на один из важных жизненных вопросов — в каком карьерном направлении развиваться. Чаще всего им задаются старшеклассники, и хотя выбор профессий на современном рынке труда широчайший, куда идти учиться после школы, подростки часто не представляют.

По данным международного проекта по оценке образовательных достижений учащихся PISA, более полумиллиона молодых людей в возрасте 15 лет из 79 стран выражают интерес к ограниченному количеству профессий. Треть из них хотят работать всего по десяти традиционным специальностям, среди которых врач, учитель, инженер, ученый, менеджер.

В каком возрасте стоит определиться с профессией

Чаще всего выбор профессии происходит в спешке, в 10 или 11 классе. Выпускники попадают под жесткий пресс: общество и родители требуют от ребенка как можно скорее определиться с будущим, выбрать вуз, начать готовиться к экзаменам. Отсюда и скорый выбор, который может стать ошибочным.

Фото:Pixabay

Однако в мае 2021 года в России был принят закон, по которому в университетах и колледжах теперь можно получить сразу несколько квалификаций. Студенты сначала учатся два года, получают общие знания по предмету, и только потом должны выбрать узкое направление и начать углубленно его изучать. Причем во время обучения будущий специалист сможет набрать себе дополнительные предметы, собрать собственный конструктор из знаний и навыков. Предполагается, что так вузы смогут предлагать рынку труда актуальных специалистов, в которых он действительно нуждается.

Тесты на профориентацию

Самый простой, удобный и быстрый способ понять, в каком направлении двигаться — это онлайн-тесты. Их много, они доступны, пройти исследования можно прямо из дома в любой момент. Тесты определяют темперамент, особенности мышления, склонности и профессиональные интересы. Правда, такие домашние опросники не вполне надежны, а в случаях с детьми и вовсе врут. У ребенка часто меняются вкусы и интересы, что не может не отразиться на его ответах.

  • Тест на профориентацию Холланда. Он популярен во всем мире. Из 43 пар профессий вы последовательно выбираете понравившуюся или хотя бы менее раздражающую. В результате получаете один из шести типов личности, под который можете подобрать специальность. Подходит для школьников, выпускников и взрослых. Основной недостаток — тест не учитывает современные профессии.
  • Дифференциально-диагностический опросник психолога Евгения Климова. Один из самых известных и распространенных профориентационных тестов в России и странах СНГ. Испытуемому предлагается 20 альтернативных высказываний. Каждое ближе к какой-то определенной профессии. После окончательного выбора выявляется профессиональная ориентация человека.
  • Карта интересов Голомштока. Простая, быстрая и достаточно авторитетная методика используется при работе со школьниками и взрослыми. Она состоит из 174 вопросов и 29 направлений профессиональной деятельности, которые карта ранжирует по степени выраженности.

Даже если тест поможет с выбором профессии, он не даст никакого понимания, как и где этому научиться. На все дальнейшие вопросы — об актуальности выбранной работы, ее интересности, ценности, зарплаты, о выборе учебного заведения — предстоит искать ответы самому человеку.

Фото:David Ramos / Getty Images

Как помочь ребенку выбрать профессию

Профориентация для взрослых

А что делать, если, отучившись в техникуме или вузе и начав работать по специальности, человек понял, что совершил ошибку? В каком возрасте не поздно переучиться?

Профориентологи считают, что в любом. Известный советский и российский профориентолог Евгений Климов считал, что человек обязательно должен иметь хобби. В какой-то момент оно может стать делом жизни. В 40 с лишним лет уйти с работы, которая приносит доход, непросто, даже если она нелюбимая. Найти себя, переучиться, отыскать новое место тоже тяжело. Хобби или деятельность, которой можно заниматься на досуге, может обеспечить плавный переход.

Фото:De_MAN / Shutterstock

Профориентация по-новому

В России о профориентации как о научном направлении заговорили в 1970-х годах. В индустриальном обществе и экономике она была необходима. Исследователи пытались придумать, как на определенные рабочие места найти подходящих людей. Тогда и родилась идея: узнаем сильные и слабые стороны человека, выясняем, что он знает и умеет, что у него хорошо получается — и предлагаем ему приемлемые специальности. И долгое время это работало. Однако с тех пор прошло почти полвека. Уже нет той страны, изменился рынок труда и экономика. Профориентация не могла остаться прежней. Карьеру больше не выбирают, а конструируют.

Екатерина Павленко, младший научный сотрудник Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ:

Профессии будущего

Фото:РБК Тренды

Сегодня на зарубежном рынке труда профессии, связанные с информационными технологиями и разработкой, еще более желанны, чем в России. В рейтинге социальной сети для поиска деловых контактов LinkedIn (на территории РФ сайт заблокирован Роскомнадзором с 4 августа 2016 года), среди 15 наиболее перспективных профессий 2020 года 12 позиций занимают эти направления. Список возглавляет специалист по искусственному интеллекту, дальше почти без отрыва идут инженер-робототехник, аналитик данных, full-stack разработчик, инженер-программист, специалист по компьютерным приложениям, дата-инженер, специалист по кибербезопасности, back-end разработчик, специалист по облачным технологиям, JavaScript-разработчик.

Фото:Unsplash

Однако это не значит, что так будет всегда. Компьютерные системы становятся все сложнее. Возможно, что такого количества разработчиков просто не понадобится, когда все нужное уже будет придумано.

Кирилл Кузнецов:

Никто не знает наверняка, каким будет мир через 15 лет. Мы можем угадать или нет с нашими предположениями. Однако дать ребенку не рыбу, но удочку и самому следить за трендами — вполне в нашей власти.

Читайте также: