Сообщение на тему потенциал музыкального образования для развития личности дошкольника

Обновлено: 02.07.2024

Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.

В. А. Сухомлинский.

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека : музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка возникла в глубокой древности. Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыслей, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем говорить о ее познавательном значении.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной

культуры – т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основной задачами музыкального воспитания можно считать :

1. Развитие музыкальных и творческих способностей, (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

2. Формирование начал музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Еще Аристотель высказывал мысль, что музыка способна оказывать воздействие на нравственную сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, что она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Платону принадлежит идея единства прекрасного, доброго, разумного и любви в эстетических отношениях.

Идеи античных философов получили развитие во все последующие времена. Подтвердилось высокое воспитательное значение искусства, его роль в формировании ценностных ориентаций человека.

Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Узнавая жизнь через музыкальные образы, человек духовно и нравственно очищается, совершенствуется. В то же время, сама музыка является ценностью, развивает представления человека о красоте в искусстве и в жизни.

В период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребенка. Приобщение детей к миру ценностей музыкальной культуры с первых лет жизни способствует формированию ценностного отношения к искусству, осознания жизненных и эстетических ценностей, личностному развитию.

Музыка разных эпох и стилей позволяет общаться с великими композиторами прошлого через их творения и тем самым обогащает кругозор человека.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально- образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку- одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально ритмические движения.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах, формированию основ музыкальной и общей культуры.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б. М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.

Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.

Список используемой литературы

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М, 1984.

2. Дубровская Е. А., Казакова Т. Г., Юрина Н. Н. и др. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. - М., 2002.

3. Радынова О. П., Комисарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дубна Феникс + 2011

4. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников : Учебник для студентов пед. институтов и колледжей- М., 2002.

Роль семьи в развитии личности Цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. Несомненно, педагогические.

Социоигровые технологии в развитии личности ребенка-дошкольника Муниципальный университет непрерывного образования педагогов Образовательная программа повышения квалификации «Педагогические технологии.

Виды дидактических игр и их роль в развитии личности дошкольника Традиция применения дидактических игр с целью воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте, получила развитие в трудах многих ученых.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Характеристика музыкальных способностей дошкольников. Музыкальная культура дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения.

Источники для постановки педагогических целей:

  • социальный заказ как объективные тенденции развития общества и сознательно выражаемые образовательные запросы граждан;
  • ребенок как субъект детства, имеющий самоценность, потребности его развития;
  • культура и человек как ее творец и творение.

Соотношение музыкального развития, музыкального обучения, воспитания и образования.

Музыкальное обучение, как формирование, направлено на овладение ребенком знаниями, умениями, навыками в сфере музыкального искусства. Музыкальное обучение, как развитие, направлено на создание условий для становления музыкального мышления, музыкального сознания и пр.

Потенциал музыкального образования для развития личности дошкольника.

Взаимодействие с музыкой не ограничивается изучением игры на инструменте или вокала. В последние годы мне повезло участвовать в исследовательском проекте организации, устраивающей активные музыкальные кружки для дошкольников.

Занятия этого типа получают все большее распространение во всем мире. На них не ставится задача научить детей играть на определенном инструменте или владеть голосом, хотя они часто включают пение. Музыкальные действия и игры проводятся в основном для удовольствия, без цели улучшить исполнение.

На таких занятиях создается веселая атмосфера, разучиваются песни, помогающие закреплять простые повседневные навыки (например, как ложиться спать или чистить зубы), и дети знакомятся с навыками общения: например, как делать поочередные и совместные действия или подражать кому-то. Так как движения часто выполняются под музыку или барабанный аккомпанемент, они способствуют развитию двигательной координации, синхронизации и развитию.

Музыка не считается необходимым компонентом в развитии познавательных, социальных и двигательных навыков и умений. Во многих странах на ранних этапах жизни ребенка музыка используется вовсе не так широко, как в западном обществе, и этот факт, по-видимому, не вредит развитию детей. Вероятно, самая важная функция музыки в подобных дошкольных объединениях — содействие: музыка создает условия, в которых правила взаимодействия в обществе подаются просто и увлекательно.

Конечно, музыка не единственное подобное средство, но зачастую единственное, приносящее радость. Обычно она создает увлекательную обстановку, потому что дети хорошо на нее реагируют. Это перекликается с тем, что мы говорили в главе 1 об их естественном влечении к музыкальным звукам. А радостный, увлеченный ребенок — это радостный и увлеченный родитель; такая ситуация, скорее всего, будет содействовать обучению и укреплять связи между детьми и взрослыми.

Лорел Трейнор и ее коллеги были в числе первых ученых, систематически анализирующих воздействие активных дошкольных кружков музыки. В первом исследовании43 они распределили шестимесячных младенцев: одних — в активный музыкальный кружок, других — в пассивный, где дети только слушали музыку (серия CD Baby Einstein) и иногда играли. Гипотеза заключалась в том, что в активных музыкальных кружках больше социального взаимодействия и участия в музицировании и что эти два фактора полезны для развития.

Учителя музыки из каждого кружка не знали о характере эксперимента, и занятия проводились еженедельно по часу в районах и низшего, и среднего социально-экономических классов. После полугода занятий замерили чувствительность малышей к музыкальной структуре и выразительности.

Затем исследователи рассмотрели развитие мозга с помощью ЭЭГ.

  • До занятий малыши не отличались по реакциям на звуки фортепиано, но через полгода занятий дети из активной группы проявляли более сильные и ранние реакции на музыкальные звуки, чем участники пассивной.
  • До начала занятий никаких различий не было, но через полгода участники активного кружка проявляли меньше беспокойства в ответ на новые стимулы, больше улыбались и смеялись, и их было легче успокоить по сравнению с пассивной группой.

В целом, по-видимому, более активные занятия музыкой содействовали развитию многих познавательных и поведенческих особенностей, которые, возможно, были связаны с характером занятий.

Но интересно, что в активной группе улучшились не все реакции на музыкальную выразительность. Похоже, что некоторые аспекты изучения музыки у детей развиваются независимо от типа их взаимодействия.

Именно на этом важном моменте исследования я хотела бы завершить главу. Взаимодействие с музыкой в детстве происходит непрерывно, через ряд этапов: от пассивного слушания к активному участию, от неформальных игр и пения к формальным урокам музыки и обучению. Все эти контакты влияют на развитие мозга и поведения, только по-разному и в разной степени.

Прослушивание музыкальных произведений — важная часть детства, и не потому, что это делает нас умнее, помогает лучше читать или ускоряет социализацию, а потому что мы знакомимся с самой музыкой; этот процесс называется приобщением к искусству.

В раннем детстве мы не понимаем, в чем суть музыки, как не понимаем и свой родной язык. Нужно не один год контактировать с этими присущими только человеку звуками и их структурой, чтобы научиться понимать их и откликаться.

Трудно представить себе, что прослушивание музыки — сложное умение, но это так; пример похожего комплексного умения — слушание слов друга. Кажется, будто это нетрудно, — в основном потому, что мы толком не помним, каково нам было без этих умений. Однако ребенок знакомится с сутью двух сложных звуковых систем (речь и музыка) в каждом без исключения контакте с ними. Приобщаясь к музыке, познает правила создания мелодии и построения ритма, выразительность исполнения и стиль, характерный для музыкального мира.

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.

В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.

Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Что дети приобретают через занятия музыкой:

- Воспитание характера без риска и травм;

- Развитие математических способностей;

- Развитие навыков общения;

- Развитие структурного мышления;

- Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);

- Выявление новых черт характера;

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.

Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.

А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.

Музыкальные педагоги существуют, прежде всего, не для того, чтобы дрессировать детей для выступления на утренниках или концертах перед взрослыми!

У нас другая цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!

Это и есть наша главная цель, а, может быть, даже МИССИЯ.

Таблица задач музыкального развития дошкольника

Задачи музыкального развития

Младших дошкольный возраст

Обогащать музыкальные впечатления, воспитывать желание слушать музыку, прислушиваться к изменениям в ее звучании.

Различать звуки по высоте (октава-секста), разный ритм (шаг и бег).

Развивать певческое звучание голоса, элементарную выразительность и ритмичность движения под музыку

Средний дошкольный возраст

Развивать у детей интерес к музыке, желание слушать её, закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш)

Обогащать музыкальные впечатления, содействовать развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке.

Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца)

Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать впечатления о прослушанном.

Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

Развивать певческое звучание голоса, элементарную выразительность и ритмичность движения под музыку.

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Старший дошкольный возраст

Обогащать музыкальные впечатления.

Знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, темп, ритм и т. д.; с музыкальными жанрами; с творчеством композиторов, с мелодией Государственного гимна РФ.

Совершенствовать певческий голос, вокально-слуховую координацию.

Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.

Совершенствовать навыки игры на доступных возрасту детских музыкальных инструментах.

Задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста:

По Н.А.Ветлугиной:

воспитание любви и интереса к музыке; обогащение музыкальных впечатлений детей;

знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков музыкальной деятельности; развитие музыкальных способностей дошкольников;

содействие в возникновении и первоначальном проявлении музыкального вкуса, формирование у ребенка оценочного отношения к музыкальным произведениям;

развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

По Ю.Б.Алиеву:

формирование индивидуальной музыкальной культуры ребенка;

приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности как условия музыкального самовоспитания и самообразования; развитие музыкальных способностей дошкольников; совершенствование эмоциональной сферы ребенка.

По А. Н. Зиминой:

развитие музыкальности ребенка;

обучение детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам;

воспитание способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку;

развитие художественно-творческих способностей.

По А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской:

становление ребенка как субъекта музыкальной деятельности путем решения задач, для чего необходимо:

помочь ребенку понять смысл художественных образов, доступных по содержанию, т.е. научить его общаться с искусством;

помочь ребенку выражать понятно для окружающих свои эмоции и чувства, используя различные средства художественной выразительности

ЛИТЕРАТУРА

2. Ветлугина Н. А. Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983.

3. Гогоберидзе А. Г. Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005.

4. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. — М.: Владос, 200

В современных условиях отмечается интенсивное развитие теории музыкально-эстетического воспитания. Это обусловливается коренными сдвигами в общественной, экономической и культурной жизни страны.

В настоящее время разработан и утвержден Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где одной из образовательных областей является художественно-эстетическая, куда в свою очередь включено и музыкальное развитие детей-дошкольников

В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, реализуемой в ДОУ основная задача музыкального образования дошкольников состоит в развитии музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Приобщение к музыке формирует у ребенка эстетическое мировосприятие, развивает его эмоциональную и интеллектуальную сферы, оказывает неоценимое положительное влияние на его общее развитие. Эмоциональное переживание музыки является важнейшим условием постижения ее содержания.

Постижение богатства нравственно-эстетического содержания музыки через интонацию, приобщение ребенка к музыкально-интонационному опыту восприятия лучших образцов музыкального искусства в разных видах музыкальной деятельности представляется наиболее перспективным направлением развития музыкального воспитания на современном этапе. Важным условием успеха музыкального воспитания является обучение музыке.

Список использованной литературы

1. Абдуллин, Э.Б. Методология педагогики музыкального образования[Текст]

/Э.Б. Абдулин. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2010.

2. Айзенк, Г. Ю. Природа интеллекта – битва за разум: как формируются умственные способности [Текст]

/Г.Ю. Айзенк. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

3. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст]

/А. Анастази. – 7-е изд. – Спб.: Питер, 2005.

4. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика[Текст]/А.И. Буренина. – Спб.: ЛОИРО, 2000.

5. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте[Текст]/Л.Н. Выготский. – СПб.: Союз, 1997.

6. Горюнова, Л.В. Принципы педагогики искусства [Текст]

// Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе: очерки. Кн.1. – М., 1991.

7. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия [Текст]/В.И. Даль. – М.: Экслю, 2002. — 745 с.

8. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации[Текст]

/М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

9. Каплунова, И.И. Праздник каждый день: программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]

/И.И. Каплунова, И.П. Новоскольцева. – СПб.: Композитор, 2000.

10. Костина, Э.П. Креативная педагогическая технология содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет: комплексная образовательная программа[Текст]

11. Кутузова, И.А. Музыкальный калейдоскоп: методическое пособие для педагогов образовательных учреждений[Текст]/И.А. Кутузова, А.А. Кудрявцева. – М.: ИПП, 2002.

12. Левин, В.А. Воспитание творчества[Текст]

/В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 1993.

13. Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений [Текст]/Г.П. Новикова. – М.: Аркти, 2000.

14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155

15. Праслова, Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений[Текст]

/Г.А. Праслова. – СПб: Детство-Пресс, 2005.

16. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников[Текст]/О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. – М., 2000.

17. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры [Текст]

/О.П. Радынова.– М., 1999.

18. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды [Текст]/Б.М. Теплов. – М.: Институт практической психологии . – Воронеж: НПО Модэк, 1998.

19. Тютюнникова, Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками: программа // Дошкольное воспитание. – 2000. — № 5.


А что родителям еще остается говорить, ведь жизнь заставляет выбирать кратчайший путь к финансовому благополучию. Действительно, зачем тратить драгоценное время на изнурительные репетиции, которые изнуряют не только детей, но и самих родителей. Повезет если инструмент по специальности фортепиано, а не скрипка, например или виолончель. При занятиях на этих музыкальных инструментах дома, смычек играет не только на самой скрипке, но и на нервах самих родителей и нервах соседей по подъезду.

Но не всегда такое негативное отношение было к музыкальному образованию детей. Совсем недавно родители старались дать детям не только среднее, но и музыкальное образование, несмотря на неудобства и хлопоты, связанные с этим. И правильно делали, ведь музыка прививает не только любовь к творчеству и развивает душевные и духовные качества, но и помогает детям развить коммуникабельность и мыслительные способности. Очень часто дети, которые занимаются музыкой, отличаются от других ровесников грамотностью, трудолюбием, терпением и силой воли.

Смотря на всё это можно сделать выводы, что родителям кроме минусов, стоит замечать и плюсы в музыкальном развитии детей, понимая при этом, что потраченное время и силы могут принести их детям плоды в будущем.

Дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в умственном развитии, они быстрее усваивают навыки чтения и умеют яснее выражать свои мысли. Это научно подтвержденный факт. Регулярные занятия музыкой с детьми развивают не только моторику рук, но и моторику речи.

Чтобы ребенок успешно учил иностранные языки, не надо заставлять его зубрить грамматику. Надо заниматься музыкой. Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь. Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, говорят когнитивные психологи.

Поговорим о взаимодействии двух составляющих: музыка и живопись. Исследования в области когнитивной психологии, изучающей познавательные процессы человеческого сознания, обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

А если коснуться ещё одного взаимодействия таких компонентов, как музыка и ораторское искусство, то увидим, что связь музыкальности и речи интересовала ученых давно. После изобретения позитронно-эмиссионного томографа было сделано открытие, которое сейчас уже считается неопровержимым фактом. Мозг музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества. Сканирование коры головного мозга показало у большинства обследованных значительно превышенные размеры левой височной извилины planum temporale. А planum temporale совпадает с теми областями коры мозга, которые отвечают за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи — это зона Вернике и зона Брока.

И как же не остановиться на одном из важных факторов — музыкальный интеллект. Мозг музыкантов работает лучше. Исследователям из Университета Вандербилта (США) удалось установить, что у музыкантов чаще, чем у других людей бывают задействованы оба полушария одновременно, и у них они одинаково активны. В целом IQ у любителей нот выше, их мозг быстрее обрабатывает информацию. Одинаковое развитие обоих полушарий мозга объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют двумя руками, и поэтому нейронные сигналы распределяются равномерно. Музыканты полнее используют творческий потенциал, отпущенный им природой. (Colwell R. Music and Aesthetic Education: A Collegial Relationship).

- улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка;

- развивается музыкальный слух, ритм и музыкальная память;

- формируются навыки вербального и/или невербального общения;

- ребенок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе;

- развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Музыкально-ритмическая деятельность на занятиях имеет еще и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.

Исследователями отмечено заметное положительное влияние музыкально-ритмических игр на детей: формирование хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.

В настоящее время проблемы со вниманием у детей далеко не редкость. Причины самые разные — употребление родителями некоторых лекарств и алкогольных напитков, инфекционные заболевания и осложнения при родах, а также некоторые болезни матери и малыша. Но чаще всего недостаточная способность сосредоточиться имеет бытовые причины. Дети обычно проводят слишком много времени у телевизора: яркие картинки, резкая музыка, быстрая смена действий перегружают и истощают нервную систему детей. Способность к восприятию заметно снижается, дети с трудом сосредоточиваются на одном задании продолжительное время. Вместе с этим, у детей наблюдается физическая неловкость, падает интерес к творческой игре.

И самое время, на мой взгляд, озвучить факты о пользе обучения детей музыке. Исследование сотрудников Института образования Лондона подтвердило, что обучение музыке и игре на любом, даже шумовом, инструменте повышает уровень интеллекта и вообще улучшает общее самочувствие человека. Музыка способствует концентрации внимания, улучшает настроение и работу иммунной системы.

Ученые из Нортумбрийского университета (Великобритания) выяснили, что под музыкальный аккомпанемент двухлетние малыши гораздо быстрее запоминают новые слова и отдельные выражения, и пришли к выводу, что регулярные занятия детей музыкой один или два раза в неделю помогают увеличивать словарный запас, развивать простейшие арифметические навыки, способность слушать и усваивать информацию.

Обучение речи — процесс долгий и трудный. Израильские врачи Университета Хайфы и их датские коллеги из Университета Ольборг пришли к выводу, что ускорить процесс по развитию речи у таких детей помогает музыка. Был проведен эксперимент с маленькими детьми, которым была сделана кохлеарная имплантация.

В ходе занятий с ними по развитию речи использовались музыкальные инструменты и игрушки, а также дети слушали различные музыкальные произведения и песни. Как показал эксперимент, дети после таких занятий стали более спонтанно общаться между собой и тем самым лучше познавали свою родную речь. Как считают сами исследователи, музыка — одна из форм невербального общения, которая стимулирует коммуникационную деятельность ребенка, призывая его взаимодействовать с другими детьми. (Metodika_issledovaniya_muz._razvitiya).

Медицинское обоснование этих фактов нашли американцы: специалисты из медицинской школы Гарварда обнаружили, что у детей, которые в течение 15 месяцев не менее 2,5 часов в неделю занимались музыкой, объём мозолистого тела головного мозга (corpuscallosum), органа, предположительно отвечающего за обмен информацией между правым и левым полушариями, увеличился в среднем на четверть.

Но для достижения положительного эффекта важно, чтобы ребенок стремился заниматься сам, без традиционного напора со стороны родителей.

Основываясь на результатах исследований, ученые разных стран предлагают увеличить долю уроков музыки в школьной программе и поставить ее в один ряд с математикой, чтением и правописанием.

Врачи и психологи подтверждают: у детей, которые регулярно поют, лучше иммунная система, они здоровее и эмоционально более уравновешены, чем не поющие дети. Родителям важно развивать способности ребенка с самого раннего детства. Начинать надо с дыхательных упражнений — игр, которые может выполнить любой ребенок.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, моторных стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания.

Использование музыкотерапии при речевых патологиях органического происхождения оказалось весьма оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Анализ литературных источников доказывает благотворное влияние на интеллектуальную деятельность определенных музыкальных произведений. Так, определены механизмы положительного влияния музыки на учебную деятельность, повышение мотивации учебы, возрастание удовлетворенности учением.

В каждом человеке с рождения заложен потенциал, который стремится к раскрытию. Иными словами стремление к самовыражению заложено в нас на генетическом уровне и является такой же потребностью, как стремление утолить голод, жажду, создать комфортные условия жизни. Просто она находится на самом верху пирамиды потребностей, поэтому многие ее игнорируют, что лишает человека возможности быть по-настоящему счастливым.

По словам учёных, музыкальная деятельность на протяжении жизни может расцениваться как стимулирующие когнитивные упражнения, делающие мозг более подготовленным и приспособленным к проблемам старения. Поскольку обучение игре на музыкальных инструментах требует многих лет практики, это занятие может создавать альтернативные связи в мозге, которые способны компенсировать ухудшение познавательных способностей в старости.

И надо помнить, что музыкальное образование может способствовать не только душевному преображению, но и физическому здоровью, затрагивая самые ценные аспекты человеческой жизни. Именно игра на музыкальном инструменте может стать новым звучанием вашей жизни и важным шагом к здоровью вашего ребенка.

2. Брязгунов И. П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. — М., 2008. — 208 с.

4. Заваденко Н. Н. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей / Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская, Н. Ю. Суворинова //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1997. — № 1.– С. 58–61.

6. Классика — забытое прошлое. Книга. Автор — В. И. Лукашевич. М -, ДРОФА, 2004

7. Лохов М. И. Плохой хороший ребенок / М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко. — СПб, 2003.- 384с.

8. Макшанов С. И. Психогимнастика в тренинге / С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. — СПб., 2001. — 254 с.

9. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль, 1997.

10. Музыка в нашей жизни. Автор — Н. Д. Зельницкая.1998. Астрель.Тула.

14. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996. — 281 с.

15. Петрушин В. И. Музыкальная психология. — М., 2006. — 400 с.

17. Психология. Т. И. Волкова.2002год. ЭКСМО. Москва.Стр.345–380.

19. Colwell R. Music and Aesthetic Education: A Collegial Relationship // J. of Aesthetic Education. Vol. 20. ¹ 4. P. 31–38.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыка, музыкальное образование, головной мозг, игра, родитель, способность, иммунная система, мозг музыкантов, невербальное общение.

Похожие статьи

Влияние музыки на социальное взаимодействие в групповой.

Как считают сами исследователи, музыка — одна из форм невербального общения, которая стимулирует

Врачи и психологи подтверждают: у детей, которые регулярно поют, лучше иммунная система, они здоровее и эмоционально более уравновешены, чем не поющие дети.

Музыка как язык общения детей с особенностями

А так же нарушения во втором функциональном блоке мозга — (блок приема, переработки и хранения

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, развитие, музыкальная деятельность, мелкая.

Методическая рекомендация педагогическим работникам.

Важным фактором интеллекта считается способность мозга мобилизовать «собственный

урок музыки, музыкальная деятельность, музыкальное образование, принцип, развитие

музыкальное произведение, эстетическое воспитание, ребенок, музыка, эстетическое.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при.

Процесс хорового пения объединяет детей, создает условия для эмоционального позитивного общения, воспитывает культуру поведения, развивает коммуникативные и креативные способности, закрепляет интерес к музыке, развивает музыкальные способности.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое.

Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку.

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных.

Музыкально-дидактическая игра обогащает музыкальные впечатления детей, способствует более быстрому развитию их музыкальных способностей.

Формировать способность к взаимодействию с партнёрами по игре; развивать навыки невербального общения.

Музыкотерапия как метод коррекции функциональных нарушений.

музыка, ребенок, музыкальное искусство, возможность, познавательная деятельность ребенка, успешное обучение, музыкальное занятие, музыкальная деятельность, головной мозг, влияние музыки.

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных.

– формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме

Слово, движение, игра, общение, музыкальный инструмент, пантомима, маленький театр — вот

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, музыка, занятие, слушание.

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном.

развитие, способности, музыка, хоровое пение, развитие способностей, музыкальные способности.

Развитие творческих музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Читайте также: