Сообщение на тему портфель

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТАЙНА ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ

Исполнитель: ученица 2 "Б" класса

Озорнина Анна Александровна

Руководитель: учитель начальных

Копытова Яна Александровна

Предмет: окружающий мир

пгт Ачит 2019 г.

1.1..Мода на школьный портфель: вчера, сегодня, завтра……………. 4

1.2.Выбираем школьный портфель………………………………………. 5

1.3. На все есть свои нормы………………………………………………. 7

2.1. Эксперимент - взвешивание « Мой школьный портфель. 9

2.2. Памятки о школьном портфеле…………………………. ……………10 Заключение………………………………………………………………. 11 Список информационных источников. 12

Перед началом учебного года каждый ученик с родителями отправляется в магазин выбирать школьный портфель. Это радостное и ответственное событие. Ведь портфель – символ взрослой жизни и надёжное хранилище для атрибутов школьника. Наконец, это предмет особой гордости. Хочется, чтобы он был удобен, красив и вместителен. Выбирая школьный ранец, родители и дети нередко обращают внимание только на количество карманов и отделений, качество материалов и прочность швов, дизайн и цену. Разумеется, всё это важно, но на здоровье и безопасность детей влияет другое — размер и вес ранца, наличие ортопедической спинки и светоотражающих элементов.

Возникают вопросы: что же лучше портфель или ранец? Как тяжесть портфеля влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить школьный портфель? Как его правильно выбрать?

Проблема: Как влияет выбор школьного портфеля на формирование правильной осанки.

Цель проекта:

Выяснить, как тяжёлый портфель влияет на осанку ребёнка?

Сколько должен весить портфель?

Как правильно выбрать портфель?

Задачи исследования:

- Определить самый популярный вид школьного портфеля.

- Выяснить, какие гигиенические требования предъявляются к школьным портфелям.

- Определить соответствие школьного портфеля требованиям СанПиН.

- Предложить способы решения проблемы.

Методы исследования:

- Сбор информации из книг, Интернета, других источников.

Практическая значимость – результаты исследования помогут взрослым пересмотреть свои требования при выборе школьного портфеля.

Гипотеза исследования:

Существует прямая связь между школьным ранцем и здоровьем детей.

Объект исследования: ученики 2 класса.

Предмет исследования: портфели учащихся 2 класса.

Структура проектной работы: введение, глава 1, глава 2, заключение, список информационных источников.

1.1. Мода на школьный портфель: вчера, сегодня, завтра

Прогресс не стоит на месте, и спустя время подобные портфели-сумки начали изготавливать из ткани. Ткань должна быть достаточно прочной, для того чтобы выдержать груз, который находился в сумке, немаркой и водонепроницаемой. Через какое- то время начали изготавливать подобные сумки из натуральной кожи животных. Это делало их более практичными для ежедневного использования.

И только в XIX веке во Франции человечеству был представлен портфель таким, каким мы видим его сегодня. Первыми пользователями портфеля были мужчины таких профессий как юристы, адвокаты, чиновники, доктора. И это вполне разумно, так как именно люди этих профессий имели дело с документами и бумагами. И именно им был необходим портфель, так как был довольно вместительным и позволял носить с собой все самые необходимые вещи. Позже такой портфель приобрел популярность среди студентов и вообще людей, которые ежедневно носили с собой, будь то бумаги и книги или же какие- то личные вещи.

Чтобы портфель был более практичен и удобен именно для детей, школьников, на него были приделаны две лямки, которые позволяли носить портфель на спине. Такое новшество освобождало руки, но давало дополнительную нагрузку на спину.

За сотню лет школьный портфель изменился до неузнаваемости. До революции ранцы в России делали из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом – под стать военным рюкзакам. Таскать все это на плечах было весьма удобно. В портфелях книги и тетради начали носить в послевоенное время, но все же чаще в школы ходили с видавшими виды полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. Полевые сумки в отличие от портфелей можно было перекидывать через плечо. В более поздние времена плановой экономики стандартный школьный ранец при желании обладателя легким движением руки превращался в портфель: съемные ремешки легко отстегивались и без серьезных усилий возвращались на место. Все ранцы делали похожими друг на друга: одного размера, из крепкого кожзаменителя, чаще всего темно-коричневого цвета. Промышленные дизайнеры утверждали, что цвет не должен отвлекать детей от учебы, но в действительности в СССР не выпускали белых или розовых ранцев по единственной причине: разработчиков просили сделать так, чтобы было практично и не марко. Тяжелые и неудобные ранцы имели всего пару отделений, так что более находчивые ученики вставляли внутрь дополнительные картонки, разделяя учебники и тетради по предметам. Сегодня ассортимент велик. В супермаркетах, универмагах и магазинах огромный выбор ярких ранцев. Разбегаются глаза не только у будущих первоклассников, но и у родителей. Теперь ранцы не только делают из облегченного материала, но и снабжают ортопедическими спинками, колесиками и выдвижными ручками: устав, ребенок может облегчить себе ношу.

1.2. Выбираем школьный портфель

Посмотрите, как выглядят ремни. Они должны быть не менее 8 см шириной и хорошо подгоняться под рост и объем того, кто будет носить рюкзак.
Неправильно подобранные ремни могут передавливать нервные окончания на плечах и руках, и вызывать их онемение. Поверхность рюкзака, прилегающая к спине, должна быть выполнена в виде специальной подушечки, чтобы носящий чувствовал комфорт, а не углы книг и тетрадей, впивающиеся в спину. Эффективной мерой распределения веса нагрузки рюкзака является использование ремней для пояса или бедер( 50- 70% нагрузки снимается с плеч и переносится на нижние части тела). Выбирайте рюкзак, имеющий несколько дополнительных карманов вместо одного большого. Помните, что к той части ранца, которая соприкасается со спиной, нельзя располагать предметы, которые могут повлиять на здоровье ребенка. С этой стороны должно быть отделение для твердых книг. Внутри должны быть отделения для тетрадей и пенала, а снаружи карманы для мелких предметов и бутылочек с водой. На спинке должна быть мягкая прокладка из сетчатой ткани, что предотвращает запотевание спины ребенка. Это позволит более равномерно распределить нагрузку, да и вещи будут лучше отделены друг от друга и их легче будет найти. При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Замки и молнии должны быть удобными, легко открываться и закрываться соответственно. Неплохо, если днище ранцев и портфелей с наружной стороны будет защищено пластмассовыми закругленными уголками, тогда их спокойно можно будет ставить на любые поверхности.

1.3. На все есть свои нормы

Такое жесткое регламентирование веса школьного портфеля связано с тем, что ношение чрезмерных тяжестей негативно влияет на здоровье школьника. Это было доказано в ходе эксперимента.

Ученые оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20, и 30%от веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110% рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.

1.4. Заглядывая в будущее

Продолжаем изучать историю самых важных школьных вещей. И сегодня речь пойдет о самой главной и самой важной - портфеле. Еще совсем недавно он был своеобразным символом учащегося, будь то школьник или студент. Сейчас на смену им пришли более демократичные рюкзаки, которые поражают своим разнообразием.

Фото. Лесницкая Л., "Портрет дочери, 1950-е". (открытка)

На самом деле портфель - достаточно "юный" предмет. Слово "портфель" пришло к нам из французского языка, и расшифровывается оно достаточно просто! "Porte" - по-французски означает "носить", "feuille" – "лист". Это слово означало четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную, для ношения деловых бумаг. И так, собственно и было - еще недавно портфель был основным атрибутом инженеров, министров и прочих деловых людей, Отсюда, кстати, в наш обиход вошла фраза "министерский портфель" - означающая собственно министерскую должность. А остальные? А остальные бумаг не носили! До недавней поры бумага была довольно дорогим материалом и использовалась только для написания документов.

Так портфель стал чисто деловым аксессуаром, и у взрослых, и у детей. Правда школьные портфели были по-проще, шились не из кожи а из дешевого коленкора, и служили не только для переноски учебников и тетрадей, а и как ледянка, сидушка и а то и орудие в мальчишеских драках.

Фото. Рождественский А. "Школьник".

А вот брат-близнец портфеля – школьный ранец – имеет куда более древнюю истории. Он пришел в Россию вместе с наемными немецкими солдатами, служившими у московских царей еще в XVII веке. С ним же пришло и название - ранец, по-немецки Ranzen. Его предком можно по праву считать простой заплечный мешок. Устроен он был очень практично - обычный мешок завязывали у горлышка веревкой, потом свободные концы веревки привязывали к углам того же мешка - получалась сумка для переноски на спине. Такие были у всех народов, так ка отличались простотой и практичностью. Но вот солдатам в продолжительных походах требовались более удобные и практичные сумки.

Фото. Жуков Д. "Провалился", 1885 г.

Уже в XVII-XIX в Европе были широко распространены ранцы из кожи, брезента или сукна с двумя прямыми лямками.Такие ранцы использовались крупными армиями – английской, французской и российской. Как и большинство обмундирования, ранцы стали частью формы гимназистов и студентов. До революции гимназические ранцы в России делались из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом. Набитый тетрадками и книжками, такой рюкзак становился почти неподъемным. Естественно, вместе с другой гимназической формой в 1917 году были отменены и ранцы.

Фото. Богаевская О.Б. "Утро", 1962 г (открытка)

Видимо немецкое происхождение привело к тому, что после войны на смену ранцам пришли портфели. Хотя в те годы никаких особых требований к атрибутике школьника не было - носить книжки и тетрадки можно было в чем угодно. Годились и вещмешки, полевые и противогазные сумки, и обычные холщовые торбы.

Ранцы вновь вернулись в школу в конце 1950-х, но только как сумка для книг для младших школьников. Считалось, что в этом юном возрасте непременно надо беречь спину, а ранцы этому здорово помогают. Но школьники старше просто стеснялись ходить с ранцами - они мечтали иметь настоящий кожаный портфель, как папа. Потом объектом вожделения стали жесткие "дипломаты".

Фото. Маевский Д.И. "Портрет сельской учительницы".

Зато сейчас заплечные сумки снова популярны у школьников. Их прообразом стали туристические рюкзаки, получившие невероятный взлет в 1980-е годы, после изобретения новых удобных прочных и легких тканей для сумок. Вместе с ними прижилось и название. Сегодня школы пестрят рюкзаками всевозможных расцветок и форм: светоотражающие и ортопедические, с кучей кармашков и потайных отделений, с мультяшными героями и неоновыми вставками.

Многие мама и бабушки с удовольствием шьют и вяжут для своих школьников удобные рюкзаки. А многие носят такие сами. Ведь заплечные сумки - удобные и практичные, что доказала сама история человечества.

Впервые обнаружение подобия современного портфеля — римского локулуса — датируется 1-3 веками нашей эры. Локулус — мужская сумка, изготавливалась из цельной шкуры теленка или козы, украшалась диагональными кожаными полосками, которые скреплялись кольцом из бронзы в месте пересечения. Наплечный ремень или ручка крепились к сумке с помощью еще двух бронзовых колец в верхних углах.

Сумка с историей, или Эволюционный путь портфеля в кратком изложении, фото № 1

Время идет, но кожа не выходит из моды. Перенесемся в 15 век. Внутренние карманы все еще не имеют широкого применения, и личные вещи продолжают храниться в различного рода сумках. К таким вещам относились ценные и требующие бережного обращения предметы наподобие писем, библий и религиозных реликвий.

Сумка с историей, или Эволюционный путь портфеля в кратком изложении, фото № 2

Различные документы носили в подобных сумках, их делали из грубой кожи, иногда в декорированных. Ближе к 17 веку появились карманы, мужские сумки уже не были так популярны, но старый добрый портфель все же не был полностью забыт. Все это время он существовал в виде сумок для писем.

Сумка с историей, или Эволюционный путь портфеля в кратком изложении, фото № 3

К началу 18 века появились ранцы, нечто вроде гибрида рюкзака и портфеля. Ими же пользовались солдаты времен Гражданской войны, ранцы были привычным предметом обмундирования солдат во время военных походов.

Сумка с историей, или Эволюционный путь портфеля в кратком изложении, фото № 4

В 19 веке промышленная революция открывает доступ к новым материалам, портфель находит свое применение в бюрократии. Люди стали менее привязанными к месту и стали путешествовать, поэтому им были необходимы дорожные сумки. Многие такие сумки были украшены вышивкой, что указывало на высокий статус мужчины.

Сумка с историей, или Эволюционный путь портфеля в кратком изложении, фото № 5

Путешественники укладывали свои вещи в кожаный саквояж, их могли приобрести только состоятельные люди. Особой популярностью пользовались саквояжи у докторов, адвокатов, клерков.

Сумка с историей, или Эволюционный путь портфеля в кратком изложении, фото № 6

В 20-21 веках портфели перестают быть элементом зажиточного класса, модные бренды и идея самовыражения повышают популярность портфеля. Это не просто аксессуар с богатой историей и необходимый атрибут гардероба современного мужчины, а неотъемлимая часть образа современного человека.


В начале 70-х школьники продолжали носить учебники в портфелях на длинном ремне и с застежкой посередине. Почти все они были одинаковые: цветные портфели были редкостью, а привычные коричневые и черные сумки мало кому нравились, и к середине 70-х их заменили ранцы. Для младших школьников их делали разноцветными, с изображениями Карлсона, Винни-Пуха и льва Бонифация. По своему устройству ранец был похож на портфель, но его можно было надеть на плечи и носить за спиной, как делают современные школьники: одну длинную лямку на портфеле заменили два узких ремня. Считалось, что носить школьные учебники за плечами полезнее для осанки. Только вот никаких эрногомичных и анатомически выверенных спинок у таких ранцев не было, поэтому он свисал на разболтанных ремнях и стукал по копчику мальчишек, которые носились по коридорам.

К концу семидесятых у школьников стали популярны твердые остроугольные чемоданчики-дипломаты. Внутри не было разных отделений для учебников и тетрадей, только на одной стенке с внутренней стороны были маленькие вертикальные чехлы, куда вставлялись ручка и карандаш; и прозрачные кармашки. Взрослые их использовали для хранения удостоверений и визитных карточек, а школьники - для пионерских билетов, драгоценных записок и шпор. Такие чемоданчики носили в одной руке, поэтому учителя пытались избавить школу от дипломатов: это портит осанку. Нарушители вызывались на ковер к завучу, но эти чемоданчики были популярны в основном у старших школьников, на которых такие беседы действовали мало. А младшие школьники, которым все-таки повезло носить дипломат, утверждали, что с горки на нем кататься гораздо лучше, чем на мягком ранце; однако ранцы были куда более полезны в мальчишеской потасовке: их можно было раскручивать за ремни и метать на манер молота.


В 70-е годы школьники Петербурга перешли на шариковые ручки и отказались от чернильниц, стальных перьев и промокашек. Учебная мебель тоже стала другая: в крупных городах сдвоенные скамьи с наклонными столами заменили прямые парты, за которыми ученики сидели на разных стульях.


В семидесятые годы изменилась школьная форма для мальчиков: серые костюмчики 60-х заменили зауженные синие брюки и свободная куртка такого же цвета, которая была короче пиджака и застегивалась на белые металлические пуговицы. На рукаве квадратной куртки была мягкая пластмассовая нашивка с рисунком книги и восходящего над ней солнца. Краска с таких нашивок стиралась очень быстро, поэтому их отпарывали. Школьные платья девочек остались прежними, но старшие ученицы подшивали подол, превращая строгое платье до колен в мини. Учителя старой закалки могли сделать выговор, но в целом к таким ухищрениям относились спокойно, если длина не была очень уж экстремальной. В волосы вместо атласных бантов стали вплетать капроновые, которые меньше пачкались, лучше держали форму и поэтому были более практичными.






Школьную форму окончательно отменили в 1992 году. Теперь у ребят не было ограничений: учителя не могли заставить мальчиков состричь шевелюру, а девочек - снять сережки и не красить ногти. В школу ходили с начесами на голове: челка должна была буквально стоять. Девочки и мальчики носили растянутые свитера с орнаментами, футболки с Арнольдом Шварценеггером и Леонардо ДиКаприо, вареные джинсы и болоневые ветровки-олимпийки, которые были на два-три размера больше, чем нужно. Так сказать, оверсайз. На ногах были кроссовки, удобная универсальная обувь или ботинки на платформе. Девочки завязывали волосы яркими резинками кислотных цветов, а вот не менее яркие леггинсы носили осторожно: хоть и модно, но все-таки в школу одевались чуть поскромнее.



Перед Днем знаний изобилие канцелярии в магазинах перетекает в школьные портфели. Современные ученики, особенно в младших классах, носят с собой целый арсенал принадлежностей: нужны цветные ручки и карандаши, фломастеры и маркеры, гибкие линейки, забавные ластики в виде животных и пирожных, офисные корректоры-замазки, чтобы не перечеркивать ошибки в тетради, и множество других штучек. Все это является предметом статуса среди младших школьников.

Школа сейчас переходит на интерактивное обучение: в каждом классе есть проектор, и урок ведется с помощью презентации, где на слайдах ярко преподносится учебный материал. Некоторые школы оснащены интерактивными досками: они сенсорные, и на уроках биологии дети перетаскивают пальцами составные части растения, чтобы выучить его строение. На них можно писать электронными маркерами, но для такой работы чаще используются привычные доски и школьный мел.


Читайте также: