Сообщение на тему политическая культура и глобальная конкуренция

Обновлено: 05.07.2024

с приминением кейс-технологии. Кейсы для урока представлены в презентациях.

ВложениеРазмер
tema_uroka1.doc 26 КБ
revolyucionnaya_politicheskaya_kultura.ppt 459.5 КБ
patriarhalnaya_politicheskaya_kultura.ppt 281 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: раскрыть тенденции развития современного глобализирующегося мира, роль и место России в конкурентной борьбе, особенности российской национальной политической культуры; на основе теоретического материала формировать гражданско-патриотические качества у учащихся; развивать познавательную компетентность на основе работы с различными источниками.

Урок построен на основе применения кейс – технологии

Учитель: Глобализм является особенностью современного мира, в котором существует одна сверхдержава – США, но в ускоренном темпе возникают и набирают вес многочисленные новые центры. Оттого остро стоит вопрос о перспективах каждой из стран в борьбе за мировое лидерство. Страна, которая стремится играть выдающуюся роль на мировой арене, прибегает для обеспечения этой роли к различным инструментам: экономическое влияние, дипломатические усилия, использование вооруженной силы, идеологическое воздействие. Все это определяет вес страны в мире, ее конкурентноспособность. Но могучим конкурентным преимуществом в международной политике является то, как мир рассматривает действия страны в политической сфере, видит ли мир образец для подражания или видит отвращение? Политическая культура является мощным фактором влияния и авторитета страны в мире.

- Что такое политическая культура, виды политических культур и какие политические культуры существовали в истории России?

(приложение к уроку)

Вывод: в истории России существовали различные типы политических культур, а некоторые существовали одновременно

- Является ли авторитарная политическая культура единственным инструментом сохранения единства и целостности страны?

- Использовался ли потенциал демократической политической культуры в полнй мере в России?

В настоящее время Россия находится в уникальной исторической ситуации. Демократическая политическая культура стала главным инструментом возрождения и подъема России. Но в условиях конкуренции между странами выясняется, что существует и такой значимый фактор как национальная политическая культура России, которая сыграет решающую роль в глобальной конкуренции.

- Что имеет особое значение в этом процессе?

-Какие факторы играют наиболее важную роль?

- В политической культуре России должна быть стабильность и преемственность

- Власть должна решать задачи на принципах справедливости

- Повышение доверия к политикам и воспитанная политическая элита

- Информированность и активность граждан

- Основа политической культуры – патриотизм, забота о национальных интересах

- Способность к самоуправлению

- Правовая политическая культура и правовое сознание

Пока невозможно давать окончательную оценку национальной политической культуры России, но очевидно следующее: в ней органически сочетаются различные содержательные типы. И эта способность вбирать все положительные свойства разных политических культур должна стать залогом высокой конкурентноспособности России в условиях глобальной конкуренции в 21 веке.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит.

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект.


Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до.


Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт.

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. .


Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений".


ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период. (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la.

Краткие выводы к главе

Политическая культура общества — традиционно сложившаяся форма политического мировоззрения и организации политических действий. Политическая культура России, воспроизводящая свои основные характеристики на всем протяжении исторического существования страны, представляет собой сложную совокупность таких форм, как демократическая, авторитарная, патриархальная, мессианская, революционная политические культуры. В разные периоды развития страны на передний план выходила какая-то одна из этих форм, но нельзя говорить о полном господстве какой-либо из них (например, авторитаризма) на всем протяжении российской истории. Одной из сильных составляющих политической культуры России всегда была демократическая политическая культура, занявшая ведущее место в современный период российской истории. Помимо содержательной типологии политических культур, возможна и типология национальных политических культур. Глобализация не только сближает народы, но и выявляет их различия, в том числе в способе организации политической жизни. Особенности формирующейся русской политической культуры могут повысить глобальную конкурентоспособность нашей страны.

Словарь ключевых понятий и терминов, использованных в главе

Авторитарная политическая культура — взгляд на государство и политическую власть как на инстанцию, обладающую безусловным авторитетом, единственным способом поведения по отношению к которой является безусловное и безоговорочное подчинение. Демократическая политическая культура — взгляд на государство как на установление народа и инструмент реализации воли народа, предполагающее наличие механизмов политического участия и средств выражения политического протеста. Мессианская политическая культура — такая ориентация государственной политики и мыслей граждан, которая исходит из представлений об изначальной предназначенности страны или сообщества к осуществлению некой исключительной высшей миссии. Патриархальная политическая культура — восприятие и организация поведения государства и граждан или подданных по отношению друг к другу как отношения детей и заботливого отца при ограничении политической свободы в той мере, в какой ограничена свобода детей в патриархальной традиционной семье. Политическая культура — совокупность специфических для страны, региона, социальной группы или класса и принимаемых большинством граждан или членов сообщества как привычные и правильные форм и методов политических действий. Революционная политическая культура — точка зрения, согласно которой самым правильным способом решения политических проблем и конфликтов является полное и коренное преобразование существующего социального, морального и экономического порядка.

В этой заметке представлен политологический анализ развития локальной, региональной и национальной политических культур (далее — ПК) в контексте процессов глобализации как феномена (от греч. phainomenon — являющееся; явление) современных международных отношений.

Глобализированный мир

Рассматривая влияние глобальных процессов на ПК, следует отметить, что в современном мире экономические и социальные последствия процессов глобализации приводят к конкуренции между универсальностью и региональными социокультурными различиями, влияющими на функционирование институтов. В настоящее время на трансформацию ПК национального государства влияют не только эндогенные (от лат. endo ― внутренние причины) факторы, такие как национальная история, традиции, религия, специфические коды поведения населения той или иной территории, но и глобальные процессы.

Политологические исследования глобальной культуры

С указанной точкой зрения не соглашается профессор политологии университета Северного Колорадо Келечи Кэйлу (Kalu), полагая, что глобализация является универсальным проектом, распространяющим демократические и капиталистические ценности, нацеленные на гомогенизацию практики управления на основе либеральной демократии, особенно в международных организациях и в не-западных государствах. По мнению Кэйлу, внедрение в ПК не-западных стран ценностей западного мира позволит правительствам стран Африки и Юго-Восточной Азии решить внутренние расовые, родовые, религиозные и этнические противоречия в рамках идеологии политического либерализма.

Типология политической культуры в эпоху глобализации

Классические концепции европейских и американских ученых, посвящённые проблемам политической культуры, способны предоставить современным исследователям глобализационных процессов не только методологический, но и концептуальный аппарат для дальнейших разработок проблемы влияния глобализации на политическую культуру.

Если воспользоваться классической типологией политических культур, предоставленной Г. Алмондом, выделившим несколько типов политической культуры — традиционную, континентально-европейскую, англо-американскую и тоталитарную, для изучения влияния экономических и социальных процессов глобализации на политическую культуру то представляется возможным отметить следующие особенности:

Выводы и заключение

Подводя итог анализу литературы, посвящённой рассмотрению влияния глобализации на региональную и локальную ПК, следует констатировать тот факт, что данная проблема недостаточно полно представлена в научных публикациях. Поэтому из-за недостаточной разработанности данной проблемы многим исследователям приходится повторять классические или постмодернистские доводы и аргументы, что несколько снижает как качество исследований, так и новизну идей.

Более того, при построении долгосрочных политологических прогнозов развития такого феномена, как ПК в глобализирующемся и изменяющемся мире, современные исследователи практически не способны использовать теоретико-методологические наработки предшественников. Возможно, этим и можно объяснить то, что проблема трансформации ПК современного национального государства под влиянием процессов глобализации является одним из самых интригующих и одновременно малоизученных вопросов в научной литературе.


В последние десятилетия особую интенсивность обретают процессы модернизации и глобальной интеграции, которые охватывают практически все сферы жизни существующих обществ, в том числе и их политические культуры. Политическая культура, как было отмечено выше, представляет собой многосложную и неоднородную систему, в которой представлены различные уровни и типы культур и субкультур: культурно-цивилизационный, регионально-национальный, религиозно-этнический, гендерный, личностный, групповой, классовый, общественной системы в целом. Такая дифференциация политической культуры таит в себе реальную возможность социокультурных конфликтов – латентных или открытых.

Существует огромное разнообразие научных и методологических трактовок сущности и роли политических конфликтов в современном обществе. Достаточно назвать имена лишь некоторых признанных классиков мировой философской и социально-политической мысли, посвятивших свои труды этому важнейшему социально-политическому феномену: К. Маркс, О. Конт, М. Дюверже, Л. Коузер, Р. Дарендорф, Р. Коллинз, Т. Парсонс, Луман и другие. Серьезность проблемы политических конфликтов постоянно привлекает к себе заслуженный научный интерес.

Большинство исследователей называют следующие основные причины политических конфликтов:

социально-политическая дифференциация населения, означающая неравенство статусов политических субъектов, их ролей и функций, интересов и потребностей во власти, в том числе и политическая депривация масс, лишенных доступа к власти в случае тоталитарного господства политического режима, противостояние властных элит и контрэлит, лоббистских сил, продвигающих интересы различных социально-политических групп.

проблемы политической идентификации, когда принадлежность людей к этническим, религиозным, локальным клановым общностям имеет определяющее влияние на осознание ими своего статуса в политической системе и своей роли в политических и социокультурных процессах. Такие конфликты чаще всего возникают в переходных модернизирующихся обществах, при формировании государств, которые только начинают эволюционировать в сторону демократии.

В любом обществе, где индивиды идентифицируют себя с определенной этнической, религиозной или языковой группой, а не с государством в целом, присутствует определенный конфликтогенный потенциал. Данный потенциал генерирует реальные политические конфликты в кризисные периоды общественного развития. Такие конфликты возникли в большинстве стран, образовавшихся в результате распада СССР, в том числе и в России.

различия (вплоть до коренных расхождений) в политических идеалах, базовых ценностях и ценностных ориентациях, в оценке политического устройства, исторического прошлого и настоящего, во взглядах на перспективы дальнейшего общественно-политического развития страны и мирового сообщества у различных социальных групп и общностей. В сущности, это политические конфликты на основе существенных расхождений в политических культурах, носителями которых данные группы и общности являются. Это говорит о конфликтогенности политических культур, которая в определенных условиях может привести к реальному их столкновению и политическому конфликту.

Итак, конфликты политических культур – это столкновение различных политических ценностей и ценностных ориентаций, норм, обычаев, традиций, моделей политического поведения и целей политического развития. В периоды радикальных социально-экономических и политических реформ, в том числе связанных с процессами модернизации и глобализации, когда сталкиваются старая и новая ценностно-нормативные системы, конфликты политических культур (в их многообразных аспектах) становятся неотъемлемой стороной политических процессов.

Наглядным примером того служит конфликт старой тоталитарной (подданической) политической культуры с новой либерально-демократической (партисипаторной) культурой в российском обществе периода перестройки. Результаты проводимых в начале 90-х годов XX в. исследований показывали, что примерно 40–45 % взрослого населения России можно было отнести к партисипаторному типу политической культуры, 30–35 % – к подданническому и 20–25 % – к патриархальному. Общество, таким образом, разделилось на три большие группы, которые находились в состоянии более или менее выраженной политико-культурной конфронтации друг с другом.

Это свидетельствовало также и о том, что в начале либерально-демократических реформ примерно 55–60 % россиян, являясь носителями патриархальной и подданнической политической культуры, по сути не поддерживали принятый политической элитой курс на рыночные реформы и демократизацию политической жизни. Тоталитарный и авторитарный режимы власти для большинства граждан страны представлялись вполне легитимными и их отношения с субъектами демократической культуры, для которых такие режимы квалифицировались как тиранические, носили конфликтный характер.

6.3.2. Конфликтогенные аспекты политической культуры переходных обществ

Известно, что политическая культура достаточно инертна. Ее генотип, отражая многовековой опыт политической жизни страны, воспроизводится на уровне традиционных ценностей, норм и привычных моделей поведения в отношениях между властными элитами и населением. В 90-е годы многие отечественные и западные политологи надеялись на быстрый и радикальный переход от преимущественно тоталитарной отечественной политической культуры к новой посттоталитарной, демократической. Однако время показало, что изменение политической культуры происходит медленно и с большим трудом. Она – наиболее консервативная сторона политической системы. При явных эволюционных и даже революционных изменениях на уровне периферийных ценностей и внешних атрибутов, ее ядро остается константным, что создает дополнительные возможности для возникновения политико-культурных конфликтов.

Данные социологических исследований, проводимых в течение двадцати лет (с 1997 по 2017 год) Центром стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РАН, демонстрируют присутствие в сознании российского населения стойкого ощущения дефицита социальной справедливости – того системообразующего качества общественных отношений, которое и обеспечивает в конечном итоге общественную стабильность, устойчивость и целостность[19] 19
Левашов В. К. Политическая культура современного российского общества: социологические измерения и практики // Социологические исследования. 2018, № 9. С. 50–60.

Следует подчеркнуть, что вопрос и праведности и неправедности путей обогащения является камнем преткновения, лежащим в основе российской политической культуры, поэтому от его решения зависит консолидация общества и государства, направленность и динамика развития страны.

Важным конфронтационным аспектом политической культуры, особенно в переходные периоды развития, связанные с радикальной социально-экономической и политической трансформацией общества, является различие в оценках общественно-исторических явлений, событий и политических фигур прошлого. В таких ситуациях говорят о конфликте интерпретаций.

Так, героями и злодеями советского прошлого в общественном мнении российского населения по-прежнему остаются Сталин и Ленин. Данные социологических исследований в 1989 году показывали положительное отношение к Сталину, как символу утраченного государственного порядка и величия, у 12 % населения, в 1994 году – у 20 %, а в 2004 – примерно у 30 %; приблизительно столько же людей относилось к нему отрицательно, как к тирану и злодею.

В марте 2019 г. по данным Левада-центра о своем восхищении Сталиным, уважении или симпатии к нему заявил каждый второй участник опроса (51 %). Те же тенденции видны и по вопросу о признании заслуг Сталина перед страной.

Опрос Левада-центра 2018 года показал, что количество россиян, которые считают, что в большом количестве погибших в СССР во время Великой Отечественной войны виновато сталинское руководство, уменьшилось в четыре раза по сравнению с 1991 годом.

Рекордная любовь россиян к Сталину связана с расколом в политической культуре общества, отражающемся в радикальных оценках политической истории. Процесс реабилитации Сталина поддерживают подконтрольные государству СМИ, которые и формируют положительный образ советского вождя.

Данная ситуация, надо сказать, глубоко противоречива: с одной стороны, она отражает приверженность населения к сильному государству с авторитарным политическим режимом, а с другой – является показателем его неудовлетворенности властью. Сталин воспринимается как защитник угнетенных, как символ справедливости и альтернатива нынешней власти, которая оценивается как несправедливая, жестокая и не заботящаяся о людях. Стоит подчеркнуть, что данный образ Сталина носит мифологический характер и очень далек от реальной исторической фигуры.

Кризисные аспекты политико-культурной идентификации обнаруживаются и в ответах на вопросы о позорных моментах (развал СССР, бедность, отставание от Запада, недовольство пенсионной реформой, страх безработицы, и т. п.). Таким образом, чувство гордости обращено преимущественно в прошлое, а настоящее вызывает в основном чувство стыда.

Социологи Левада-центра изучают еще один аспект национальной идентичности – представление респондентов, согласно которому Россия является великой державой. Доля сторонников этого мнения продолжает расти, и в ноябре 2018 года она достигла 75 % (против 72 % в 2017 году). Среди респондентов 62 % считают русских великим народом с особым местом в истории, а 88 % согласны с тем, что Россия должна сохранить за собой роль великой державы. Такой высокий процент великодержавных настроений среди россиян связан с их надеждой на лучшее будущее страны. Внешних успехов уже недостаточно, они ждут хороший и стабильный уровень жизни.

В полиэтничных и поликонфессиональных странах особо конфликтогенным является этнический и религиозный аспекты политической культуры. Наиболее болезненными и эмоционально насыщенными являются ситуации, когда принижается ценность этноса (или религии, или этноса со своей религией) и предпринимаются попытки сегрегации граждан, в том числе и политической, по их принадлежности к тем или иным этническим или религиозным группам. Наглядным примером является положение курдов в Турции, где противостояние между курдским населением и властями периодически переходит в военный конфликт. Гражданская война в бывшей Югославии, как известно, привела к развалу государственной целостности. По мнению экспертов, главная причина данных событий кроется в различной религиозной принадлежности (мусульманству, католичеству и православию) трех социальных общностей с едиными этническими корнями.

Россия – страна многонациональная. В ее состав входит 190 разнообразных этнокультурных образований со своими притязаниями на место и роль в политическом процессе, своими ценно-нормативными системами, традициями и обычаями, стремлениями и идеалами, приоритетами в выборе средств и путей к достижению целей. Политические и правовые нормы, принимаемые на уровне федерации или региона, носят, как правило, усредненный характер и не всегда учитывают особенности политических ориентаций и интересов отдельных этносов. Наглядным примером является ситуация, сложившаяся в 90-х годах XX века, когда ряд республик-субъектов РФ приняли свои Конституции, многие положения которых противоречили Конституции РФ.

В настоящее время конфликтогенный потенциал политической культуры конкретного общества может реализоваться в локальных (внутрирегиональных) конфликтах, на межрегиональном уровне и на уровне центр – регион. На международном уровне конфликт политических культур может приобретать форму межгосударственных, региональных и глобальных конфликтов вплоть до столкновения цивилизаций.

Такое разнообразие конфронтационных аспектов современной политической культуры настоятельно требует поиска сбалансированных решений, учитывающих как интересы и своеобразие политических культур различных стран с их многообразием конфликтогенных аспектов, так и глобализирующие тенденции к однородности, к общечеловеческим или универсальным политическим ценностям, нормам и установкам.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается конфликтогенный потенциал политической культуры?

2. Дайте определение политической субкультуры.

3. Перечислите основные виды политических субкультур и укажите причины их возникновения.

4. Определите понятие политической контркультуры. Дайте ей характеристику.

5. Кратко охарактеризуйте виды политических субкультур.

6. Если политико-культурное пространство общества включает такое разнообразие политических субкультур, какие условия необходимо соблюдать в целях обеспечения политической стабильности и целостности?

7. Какие факторы повлияли на формирование генотипа российской политической культуры?

8. Почему генотип российской политической культуры можно характеризовать как расколотый, или конфликтогенный?

9. Назовите генотипические черты российской политической культуры. Дайте им краткую характеристику.

10. Какие типы политической культуры имеют наибольшее распространение в современной России?

11. Какие черты присущи современной российской политической культуре?

12. Обладает ли современная российская политическая культура конфликтогенным потенциалом? Обоснуйте свой ответ.

13. Возможно ли преодоление глубинных противоречий современной российской политической культуры? Если да, то какие пути их преодоления предложили бы вы?

14. Определите понятие политического конфликта. Назовите основные причины его возникновения.

15. В чем суть конфликта политических культур?

16. Условия модернизации и глобализации требуют ускоренного перехода от традиционных типов политических культур к современным демократическим. Однако время показало, что изменение политической культуры происходит медленно и с большим трудом. С чем это связано?

17. В чем заключается суть политико– и социокультурного конфликта интерпретаций? Приведите примеры.

18. Объясните суть конфликта политико-культурной идентификации.

19. В условиях глобализации особую конфликтогенность приобретают этнический и религиозный аспекты политической культуры. Объясните, почему. Приведите примеры.

20. Назовите основные линии конфронтации в политической культуре модернизирующегося и глобализирующегося мира.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: