Сообщение на тему поэмы пушкина

Обновлено: 19.05.2024

Где бурной жизнью погубил Надежду, радость и желанье,

И лучших дней воспоминанье

В увядшем сердце заключил. А. С. Пушкин Гениальность великого русского поэта А. С. Пушкина, чьи произведения переведены на более чем 50 языков, неоспорима. Творчество поэта и писателя невероятно разнопланово. Огромное количество тем было им поднято в произведениях, множество проблем было оговорено и решено. Но особое значение, особенно для молодого Пушкина, имеет так называемый романтический период. Эта направленность и лиричность произведений характерна для южных поэм писателя.

Описываемые поэтом образы сильных и мятежных духом людей будут существовать и далее, постепенно усложняясь и приобретая многогранность. Новую жизнь образ романтического героя получит в лице Евгения Онегина. М. Ю. Лермонтов многое переймет от пушкинского романтического типа, но характеристика его главных героев будет иметь другие оттенки.

Общий смысл поэм

Лицейская лирика Пушкина: стихи, подражающие легкой французской поэзии

До этого времени подобного рода произведения никто не создавал, поэтому поэма принесла Пушкину большой успех, так как отражала романтичного героя — пленника, сбежавшего из цивилизованного общества и принявшего незаслуженные страдания. Он попал в плен из-за своей утонченной и чувственной натуры, которую не у каждого обычного человека найдешь. Здесь Пушкин в полном заточении видит свободу души. Его пленник считает многообразный мир совершенно пустым и никчемным. Он нашел свободу духовную, но так и не нашел счастья в ней. Вот так образно можно истолковать весь смысл этого произведения.

Эта поэма была написана Пушкиным в 1823 году, и она оказалась самой романтичной, так как насыщена весьма глубоким драматизмом и остротой переживаний. В ней рассказывается история любви хана Гирея к польской красавице Марии, но у него гарем, и одна из красавиц наложниц по имени Зарема ревнива, страстна и решительна. Отступать от своих целей она не желала. А вот Мария в неволе только и молилась перед иконой Божьей Матери. Смерть была дня нее самым лучшим спасением, что и случилось через некоторое время. В память об этой любви хан построил прекрасный бахчисарайский фонтан. Вот так в поэме отражены не просто две абсолютно разные натуры женщин, но и культуры.

Перемены в лирике

Анализ лирики Пушкина невозможен без проведения параллелей между его творчеством и творчеством других поэтов его времени. Александр Сергеевич ведет своеобразный диалог со своими современниками, предметом которого является искусство, а именно — каким оно должно быть, о чем должен писать поэт, как писать.

Пушкин Александр Сергеевич: поэмы (список)

Пушкин, создавая романтические образы людей и природы в своих поэмах, практически не выдумывал их, так как очень часто он опирался на свои личные и живые впечатления, например, о Крыме, Кавказе, бессарабских степях и т.д.

Исторические

Поэмы Пушкина, список которых следует начать с наиболее известных сочинений, посвящены разным темам. Но больше всего автора интересовали сюжеты прошлого и актуальные для его времени темы.

С. М. Бонди. Поэмы Пушкина

В этих произведениях юный Пушкин еще не самостоятельный поэт, а только необыкновенно талантливый ученик своих предшественников, русских и французских поэтов (Вольтера, Карамзина, Радищева). Не с этих юношеских опытов начинается история пушкинской поэмы; да они и не были напечатаны при жизни автора.

Это были годы подъема революционных настроений среди дворянской молодежи, когда создавались тайные кружки и общества, подготовившие декабрьское восстание 1825 г.

Пушкин, не будучи членом Тайного общества, был одним из крупнейших деятелей этого движения. Он единственный в эти годы (до ссылки на юг) писал революционные стихи, которые тотчас в рукописных копиях расходились по всей стране.

Эта поэма поставила Пушкина на первое место среди русских поэтов. О нем стали писать и в западноевропейских журналах.

Однако, будучи крупнейшим явлением в русской литературе и общественной жизни, шутливая сказочная поэма Пушкина еще не ставила русскую литературу в один ряд с литературой Запада, где действовали в те годы Гете в Германии, Байрон и Шелли в Англии, Шатобриан и Бенжамен Констан во Франции, каждый по-своему решавшие в своем творчестве важнейшие вопросы современности.

Внешние особенности южных поэм Пушкина также связаны с байроновской традицией: простой, неразвитый сюжет, малое количество действующих лиц (двое, трое), отрывочность и иногда нарочитая неясность изложения. Всегдашнее свойство пушкинского поэтического таланта-уменье зорко наблюдать действительность и стремление точными словами говорить о ней. В поэмах это сказалось в том, что, создавая романтические образы природы и людей, Пушкин не выдумывал их, не писал (как, например, Байрон о России или, позже, Рылеев о Сибири) о том, чего сам не видел, а всегда основывался на живых личных впечатлениях — Кавказа, Крыма, бессарабских степей. Поэмы Пушкина создали и надолго предопределили тип романтической поэмы в русской литературе. Они вызвали многочисленные подражания второстепенных поэтов, а также оказали сильное влияние на творчество таких поэтов, как Рылеев, Козлов, Баратынский и, наконец, Лермонтов.

То же стремление познать действительность, современность толкает его и к изучению прошлого, к воспроизведению важных моментов истории. В связи с этими новыми творческими задачами изменяется и характер изображаемых объектов у Пушкина, и самый стиль изображения: вместо экзотики, необычного — обыденная жизнь, природа, люди; вместо поэтически-возвышенного, отвлеченного, метафорического стиля — простой, близкий к разговорному, но тем не менее высокопоэтический стиль.

Пушкин создает новое направление в литературе — реализм, сделавшийся позже (с 40-х гг.) ведущим направлением русской литературы.

Разгром декабрьского восстания 1825 г. и наступившая вслед за этим политическая и общественная реакция, временная остановка в развитии русского революционного движения изменили характер русской литературы: из нее на несколько лет ушла тема борьбы за свободу. Пушкин, возвращенный Николаем I из ссылки, получивший возможность общаться с друзьями, пользующийся громадной популярностью среди публики, тем не менее не чувствовал себя счастливым.

То есть правящей верхушки.

Источник — Собрание Сочинений в десяти томах. Том третий. Государственное издательство Художественной Литературы. Москва, 1959

Гост

ГОСТ

Творческое наследие Пушкина представлено лирикой, драмами, прозой, критическими очерками и, безусловно, поэмами.

Наиболее известными поэмами Пушкина являются:

  • Руслан и Людмила;
  • Бахчисарайский фонтан;
  • Полтава;
  • Братья разбойники;
  • Медный всадник.

Медный всадник

В процессе создания произведения Пушкин прибегает к приёму противопоставления Евгения и Петра. В основании этого противопоставления великие замыслы Петра и обычные мечты о доме, семье, очаге Евгения. В произведении отсутствует авторская оценка литературных героев, Пушкин оставляет читателю самому решать, стоит ли из-за великих замыслов ломать жизнь простого человека.

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?

Готовые работы на аналогичную тему

Руслан и Людмила

Особенности наррации, новаторство автор проявляются и в организации произведения, представляющего собой свободный диалог автора с реципиентом: автор выступает то эпическим рассказчиком, то ироническим болтуном (Ю. Тынянов).

В качестве особенностей поэмы следует назвать следующие:

  • обращение к Музе как открытая мотивация к созданию произведения;
  • идеальный герой содержит в себе признаки реалистичного портрета и поведения;
  • кажущаяся реалистичность повествования сопровождается сохранностью его условности;
  • вкрапление национального колорита при помощи ономастических характеристик.

Поэма Пушкина характеризуется высокой народностью, отражает влияние национальных верований и традиций на формирование индивидуально-авторского стиля, мировоззрения и мировосприятия автора. Пространство произведения населено мифическими образами и мотивами:

В восточнославянских верованьях Русалка – женский демонологический персонаж, который пребывает на земле в течение Русальной недели.

Глубоко символичным в произведении Пушкина выступает и образ самого Лукоморья, дуба:

Образ дуба непосредственно связан с языковой картиной мира славянских народов. Традиционно он выступает символом мужского начала, мощи, твердости, силы. В незапамятные времена дуб служил местом жертвоприношений.

Там русский дух . там Русью пахнет!

Братья разбойники

Над произведением Пушкин работал в 1821 – 1822 гг., впервые оно было опубликовано в 1825 г. По рукописям и планам-черновикам видно, что в планы автора входило написание поэмы в байроническом духе с использованием сюжета, образов и языка русских разбойничьих песен.

Тема была подсказана самой жизнью: участившимися на юге России разбойничьими нападениями:

в бытность мою в Екатеринославле, два разбойника, закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись. Их отдых на острове, потопление одного их стражей мною не выдуманы, - писал о поэме Пушкин.

Соответственно, в данном аспекте автор обращается не столько к историческому прошлому, сколько к современности.

Таким образом, на основании проведённого анализа можно сделать вывод, что поэмы Пушкина характеризуются вариативностью тематики, проблем, которые затрагивает автор в процессе создания повествования. В то же время, особенности произведений, выбор художественных образов и символов может существенно отличаться.

В пушкинском творчестве поэмы занимают самое большое место наряду с лирикой. Пушкиным написано двенадцать поэм, и еще более двенадцати сохранилось в набросках, планах, начальных строках.

Поэмы Пушкина создали и надолго предопределили тип романтической поэмы в русской литературе. Они вызвали многочисленные подражания второстепенных поэтов, а также оказали сильное влияние на творчество многих русских поэтов.




В пушкинском творчестве поэмы занимают самое большое место наряду с лирикой. Пушкиным написано двенадцать поэм, и еще более двенадцати сохранилось в набросках, планах, начальных строках.

Поэмы Пушкина создали и надолго предопределили тип романтической поэмы в русской литературе. Они вызвали многочисленные подражания второстепенных поэтов, а также оказали сильное влияние на творчество многих русских поэтов.

Читайте также: