Сообщение на тему пастель

Обновлено: 18.05.2024

Пастель — уникальная техника изобразительного искусства. С графикой ее роднит использование линий и штриховки в процессе написания картины, а с живописью — большое разнообразие выразительных возможностей.

Виды пастели

Пастель большинства разновидностей изготавливают методом прессования. Основой для ее производства служат красящий пигмент и связующее вещество. В зависимости от химического состава и свойств различают 4 основных вида пастели:

  • Сухая. Не содержит других ингредиентов помимо пигмента и вяжущих веществ. Легко ложится на бумагу, позволяет смешивать различные цвета для получения разнообразных оттенков. Этот материал легко смешивается с красками других типов и характеризуется повышенной устойчивостью к воздействию солнечного света. Но изображение получается весьма хрупким. Чтобы предотвратить осыпание мельчайших частичек пигмента, картину размещают за особым антибликовым стеклом в раме или покрывают специальным фиксатором.
  • Масляная. В ее составе дополнительно присутствует натуральное льняное масло. Такой материал на ощупь кажется жирным. Его можно размыть специальным растворителем, а нанесенный рисунок не требует дополнительной фиксации. Масляная пастель почти не растушевывается, а ее различные цвета плохо смешиваются.
  • Восковая. При ее изготовлении в бруски добавляют натуральный или искусственный воск. Такие мелки не пачкают руки, их часто используют для рисования дети, а профессиональные художники — напротив, крайне редко. С этим материалом любят работать книжные иллюстраторы, так как готовый рисунок хорошо держится на бумаге, а цвета на картинке получаются очень яркими и насыщенными.
  • Акварельная. По химическому составу отличается от восковой пастели наличием особых водорастворимых компонентов. Созданный ею рисунок можно размыть с помощью воды, чтобы получить весьма достоверное акварельное изображение с тонкими цветовыми переходами и эффектом воздушности.

Сухую пастель дополнительно разделяют на несколько подвидов:

  • Твердая. Содержит максимальное количество связующего вещества и минимальное соотношение красящего пигмента. Обычно выпускается производителями в форме прямоугольных брусков (для нанесения контуров и основных линий) или особых карандашей с пастельным стержнем (для прорисовки мелких деталей).
  • Мягкая. В ее составе больше красящего пигмента. Требует крайней осторожности при использовании, так как мелки легко ломаются при сильном нажатии. Чаще всего продается в виде округлых брусков. Очень хороша для растушевки изображения.
  • Ультрамягкая. Содержит минимальное количество связующего вещества, поступает в продажу в небольших баночках. Для нанесения на бумагу и смешивания цветов используют особые спонжи (аппликаторы) из поролона.

Профессиональные живописцы и графики при написании картин одновременно используют несколько наборов сухой пастели (твердой, мягкой и ультрамягкой). Такой подход позволяет значительно расширить творческие возможности и создавать разнообразные по манере исполнения произведения.

Пастельная техника рисования требует от художника наличия хороших профессиональных навыков и бережного обращения с материалом. В настоящее время для создания картин используют специальную бумагу или картон, гораздо реже — холст. Мелками мастер прорисовывает основные линии и штрихи, а кончиками пальцем выполняет растушевку — умело создает на поверхности картины мягкие тональные переходы и элементы светотени.

История пастели

История пастели насчитывает более 500 лет. Авторство создания этой техники принадлежит французскому художнику Жану Перреалю (Jean Perréal). Придворный живописец сопровождал короля Людовика XII в ходе военных походов и делал зарисовки важных событий. Именно Перреаль в конце XV — начале XVI века изобрел пастельный мелок на основе сухого красящего пигмента и прозрачной смолы разных видов акации (гуммиарабика).

Уже к концу XVI века новый художественный материал приобрел большую популярность во Франции, а затем в Англии и Италии. Пастелью начали массово писать портреты на заказ лучшие художники того времени.

Пик популярности пастельной живописи в Европе наступил в XVIII веке, когда в искусстве господствовал стиль рококо. Этому способствовала возможность создания тончайших цветовых переходов при помощи новой техники. Но постепенно масло вытеснило пастель из широкого обращения.

Интерес к ней вновь пробудил в середине XIX века Эдгар Дега (Edgar Degas). Гениальный французский импрессионист изобрел новый метод растушевки. Он обрабатывал пастельный рисунок паром, а затем пальцами или кистью растирал штрихи и линии. Работы Дега произвели фурор в живописи, но к началу ХХ столетия пастельная техника снова утратила популярность.

Несмотря на то, что в последующие 100 лет появились новые пастельные краски, лишь немногие художники современности предпочитают много работать с этим материалом. Но произведения старинных мастеров до сих пор завораживают ценителей искусства.

Известные художники, работавшие в технике пастели

Многие известные художники использовали пастельные краски для написания картин. Одни из них всю жизнь оставались верными этой технике, другие — уделяли ей лишь небольшую часть своего времени, но добились всеобщего признания. Среди них:

Портал Very Important Lot предоставляет всем желающим уникальную возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести произведения искусства в режиме онлайн. На сайте также можно без посредников купить картины у современных художников.


Пастель — это художественный материал, а также особая техника рисования.

В XVII веке французский художник Даниэль дю Монтье изобрел новый способ изготовления мелков. Он добавил в массу, из которой их делали, специальное связующее вещество. Так мелки стали прочнее. А еще их начали красить в разные цвета. Вскоре возникла новая техника рисования такими мелками, которую и назвали пастелью. Особенно популярной она стала в XVIII — начале XIX века во Франции. Пастелью писали Эжен Делакруа, Франсуа Буше, Жан-Батист Грез.

Сегодня существует три вида пастели — сухая, масляная и восковая. Эти художественные материалы производят из красящего пигмента. Когда изготавливают масляную пастель, в массу добавляют льняное масло. А чтобы сделать восковую — воск.

Масляная пастель считается учебной, поскольку она легко растушевывается. Ей рисуют в основном эскизы. А вот для полноценных работ используют уже сухую пастель.

Обычная бумага для такой техники не подходит. Она гладкая, без текстуры, поэтому на ней плохо держится пигмент. Художники рисуют пастелью на бархатной или наждачной бумаге. Используют они и специальные пастельные доски, которые изготавливают из пробок.

Пастельные мелки хорошо передают цвет, а готовый рисунок получается бархатистым на ощупь. Но чтобы работа сохранилась надолго и не осыпалась, ее нужно покрыть специальным фиксатором или лаком. А еще пастельные картины стоит беречь от прямых солнечных лучей и яркого света, чтобы они не выцвели и не поменяли тон.

Яркие впечатления

Слово пастель произошло от итальянского слова pasta - тесто или паста. Пастель представляет собой цветные мелки из тонко размолотой смеси из красящего пигмента, мела или особого сорта глины и связующее гуммиарабика.
Пастель занимает промежуточное положение между живописью и графикой. С технологической точки зрения пастель является графикой, а по своим выразительным возможностям пастель может быть отнесена к живописи.
Пастельные мелки, состоящие из сухого красочного пигмента, скрепленного смолой акации (гуммиарабиком), изобрел в конце XV века французский художник Жан Перреаль для быстрых зарисовок военной компании Людовика ХI.
Художник познакомил с новой техникой Леонардо да Винчи, который назвал новую технику colorire a secco (окрашивать сухим способом) и использовал ее в этюде к портрету Изабеллы д'Эсте Мантуанской (1499).
В начале XVI века пастель заняла прочное место в европейской художественной жизни. В это время был очень популярен французский карандашный портрет, исполнявшийся с натуры черным мелом, сангиной и пастелью в один-два сеанса. Итальянцы называли такое сочетание художественных материалов a pastello.
Техника пастели достигла своего расцвета в XVIII веке. В 1663 году техника пастели получила официальное признание и равные права с живописью, когда в Королевскую Академию живописи и скульптуры приняли Дюмустье как первого признанного художника-пастелиста. В 1698 году в Академию был принят французский портретист Жозеф Вивьен - популяризатор техники пастели. Французский Салон 1704 года демонстрировал двадцать портретов пастелью в натуральную величину художника Жозефа Вивьена. Успех выставки повлиял на стремительный рост популярности данной техники. Расцвету пастельной живописи во Франции поспособствовал и приезд в Париж в 1720 году знаменитой венецианской художницы-пастелистки Розальбы Каррьеры (1675-1757), ставшей портретисткой французской королевской семьи. Розальба Каррьера - первый художник, работающий только в технике пастели.
В России эта техника стала известна в середине XVIII века, сначала в виде коллекции работ европейских мастеров, а затем получила широкое распространение только в жанре камерный портрет. В конце XIX века пастель постепенно вытесняется другими графическими техниками, в частности растет популярность соуса. С появлением в искусстве России конца XIX века эстетики модерна и символизма пастель стала снова популярна. В советские времена пастели уделялось мало внимания, приоритет отдавался обучению работе мягкими материалами (сангина, соус, уголь, мел). Отход от пастели объяснялся буржуазностью техники, несоответствием ее выразительных средств нуждам народа.
В настоящее время общества художников-пастелистов существуют во всем мире и они объединены в Международную ассоциацию пастельных обществ (IAPS).

Технология производства пастели

С момента своего возникновения и приблизительно до конца XVIII века художники изготавливали пастель вручную. Пастель делали из увлажненной водой тестообразной массы из красочного пигмента, небольшого количества связующего вещества и минерального наполнителя. Получившуюся массу прессовали, разрезали на палочки и сушили.
Несмотря на пятисотлетнюю историю, технология производства пастели сильно не изменилась, с тех пор сильно увеличился цветовой диапазон - сейчас пастель имеет более 1500 оттенков. Практически все операции по производству этого материала выполняются вручную. Качество пастели определяется тонкостью помола пигмента и тщательностью замеса красящих веществ со связующими. Выпекают пастель в специальных железных печах для просушки при температуре от 60° до 80°.

Секреты пастельной техники

Чтение в будуаре. Дельфен Анжольра

  • Для основы пастели используют торшон, наждачную бумагу, рыхлый или ворсистый картон, замшу, пергамент, холст.
    Плохо подобранные материалы основы затрудняют работу над картиной или делают ее недолговечной.
    Старайтесь избегать крайностей в выборе цвета бумаги - практически для любых задач подходит лист серого цвета.
  • Масляной пастелью можно рисовать в технике alla prima, предварительно прокрывая основу разбавителем.
  • Пастельные штрихи втираются пальцами, ладонью, специальными растушками, кожаными валиками, шелковыми квадратными щеточками-кистями, мягкими тампонами и даже бумажными салфетками (для крупных областей).
    Виртуозно владея техникой растирания пастели, можно добиваться фотореалистичной точности изображения. Розальба Каррьера и Жан Батист Симеон Шарден растирали пастель, но для выразительности оставляли в работах нерастертые участки.
  • Штриховать пастелью можно в различных направлениях, прямыми как у "Голубых танцовщиц" Дега или дугообразными штрихами. Штрихи можно пересекать под разными углами или накладывать параллельно друг к другу.
  • Пастель соединяет возможности живописи и рисунка. Ею можно рисовать или писать, работать штриховкой или живописным пятном, сухой или мокрой кистью. растворял пастель горячей водой и наносил ее жесткой кистью на холст в сочетании с сухими корпусными штрихами. Иногда он обрабатывал растертый пигмент паром и наносил пасту тонким слоем, получая прием лессировки.
  • Современные лаки для фиксации пастели не являются панацеей, вдобавок они меняют тон и структуру красок.

Типы пастели

  • Сухая пастель - производится из пигмента путем прессовки без добавления масла, для изготовления используются гуммиарабик, камедь, крахмал, мел и снятое молоко.
    Сухая пастель бывает различной мягкости. Очень мягкая пастель формируется в виде брусков и толстых палочек, мягкая - в виде круглых палочек, твердая - в виде тонких, прямоугольных палочек или карандашей.
    Твердая пастель содержит больше связующих веществ и меньше красящего пигмента, поэтому цвета у нее не такие яркие, как у мягкой, она меньше крошится и лучше держится на листе.
    Сухая пастель, как и масляная хорошо сочетается с другими материалами.
  • Масляная пастель - производится методом прессовки из пигмента с льняным маслом путем прессовки, для изготовления используются животные жиры, льняное масло и воск высшего качества. Масляная пастель может содержать различное количество масла и воска - чем выше содержание воска, тем тверже пастель.
    Масляная пастель не ломается и не крошится, она более жесткая и яркая и прекрасно подходит для быстрых набросков на пленэре. Но по своим техническим возможностям масляная пастель уступает сухой.
    Масляная пастель отлично сочетается с масляными, акварельными, гуашевыми или акриловыми красками, сухой пастелью, а так же темперой и цветными чернилами.
  • Восковая пастель - производится из пигмента путем прессовки с добавлением воска. В восковой пастели воска гораздо больше, чем в масляной.
    Восковая пастель считается учебным материалом и мало пригодна для профессиональной работы.

Как определить качество пастели

  • Хорошая пастель имеет большой диапазон оттенков, отличных по светлоте и насыщенности.
  • Хорошая пастель не должна царапать поверхность.
  • Хорошая пастель должна легко и мягко ложиться, в зависимости от силы нажатия меняется плотность следа.
  • Хорошая пастель должна свободно растираться пальцами до равномерного тона.
  • Хорошая пастель не только хорошо растирается, но и легко смешивается с другими цветами.
  • Хорошая мягкая пастель не должна сильно крошится при штриховке и ломаться в руке.
  • Производители качественной пастели оборачивают середину мелков в бумагу или пленку и продают в наборах с поролоновыми вставками.

Долговечность

Утро в заполярной Норвегии

Антон Рафаэль Менгс - немецкий художник и теоретик искусства XVIII века, из-за хрупкости техники - нежной, как пыльца на крыльях бабочки и столь же недолговечной и исчезающей от неосторожного прикосновения, сравнивал пастель с "бабочками в цветочном саду искусства". Легко разрушающаяся пастель зримо воплощает идею бренности человеческого существования. Дени Дидро высказывал свои опасения знаменитому пастелисту Морису Кантен де Латуру: "взмах крыльев времени не оставит ничего от славы великого мастера и драгоценная пыль исчезнет с поверхности, и часть ее рассеется в воздухе".
Время показало, что пастель оказалась достаточно выносливой. Это подтверждают хранящиеся в музеях Европы старинные пастели, до сих пор удивляющие свежестью своих красок:

  • "Изабелла д’Эсте" эскиз к портрету. Леонардо да Винчи. 1499. Лувр, Париж
  • "Шоколадница". Жан-Этьен Лиотар. 1774. Дрезденская галерея
  • "Портрет мадам Троншен". Жан-Этьен Лиотар. 1758 - считается одним из мировых шедевров графики
  • "Портрет монахини". Даниель Дюмустье. 1615. Лувр, Париж
  • "Автопортрет". Жан Батист Симеон Шарден. 1771. Лувр, Париж
  • "Портрет Жан Жака Руссо". Морис Кантен де Латур. 1753. Музей искусства и истории, Женева.
  • "Портрет Антуана Ватто". Розальба Каррьера. Музей Байло, Тревизо
    150 пастелей Розальбы Каррьеры хранятся в Дрезденской картинной галерее
  • "Голубые танцовщицы". Эдгар Дега. 1887. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
  • "Женщина расчесывающая волосы". Эдгар Дега. 1886. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Как хранить пастель

Литература: Евгения Плотникова, журнал "Наше Наследие" № 78 2006; Дорофеева Ю.Ю., Моисеев А.А. "Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС" 2014


Пасте́ль [-тэ́-] (от лат. pastaтесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением.

Содержание

Разновидности

Существует 2 основных вида сухой пастели: твердая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов.Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Есть три типа бумаги для пастели: наждачная бумага – предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата; пастельная доска – выполняется из крошечных частиц пробки; бархатная бумага – имеет бархатистую поверхность.При работе с бархатной бумагой можно использовать минимальное количество фиксажа. Также можно использовать бумагу для акварели. Протонировать акварельную бумагу можно, используя чай или кофе.

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу.Также используется ластик или кусочек хлеба (белый – без сдобы). Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.

Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений. Зафиксированный рисунок слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими.

История возникновения



Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя ее за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Манера Дега, например, отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и ее можно было растушевывать кистью или пальцами. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с ее помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. Иногда он сшивал для этого вместе несколько листов, чтобы получить поверхность нужного ему размера.

Пастель в русской живописи



Художественные особенности

Работа мягкими палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.

Пастель, безусловно, требует очень хорошего освещения — тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности. Лучше всего — дневной свет, но — рассеянный, падающий по касательной. При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения — и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает. При достойном освещении пастель оживает.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ключевые слова: пастель, сангина, графика, композиция, комбинаторика света и фактуры.

Инфраструктура пространственных данных, включающих координаты локальных ареалов этнохудожественных и графических маркеров России, сегодня является важнейшим вектором исследований. Государственная политика социально-экономического развития регионов не сможет быть качественно и максимально реализованной в индустрии туризма, культуры, корпоративного обучения без использования национально-культурных маркеров в проектировании и модернизации объектов. Например, Армения известна не только исключительно красивыми природными ландшафтами, но и шедеврами архитектурных памятников, где запечатлена духовность и эстетическая культура народа. В них отчетливо прочитывается национальный магнетический код, который объединяет жителей Армении.

История пастели как самодостаточного материала в живописи насчитывает около 400 лет. В начале 16 века она заняла прочное место в практике живописцев и рисовальщиков. Возникновение техники пастели относят ко второй половине 15 века. Кому принадлежит изобретение этого рода живописи - неизвестно, но один из редчайших ранних листов с использованием пастели принадлежит Леонардо да Винчи. В галерее Лувра (Париж) хранится пастельный портрет старушки монахини, рисованный художником Дюмутье (отцом) в 1615 году.

После Леонардо почти все великие художники, в разной степени, отдали ей должное (собственно, сангина, сепия, соус – та же пастель). Возможно, первобытный человек, изобразивший оленя на стене пещеры, тоже отчасти сродни художнику-пастелисту. Пастель – это тот самый минеральный пигмент, который является первоосновой всех известных натуральных красок. Просто для удобства он связан клеем.

В нынешних музеях под стеклом приходится хранить практически все шедевры, в том числе, написанные маслом [3]. В составе такой пастели присутствует чистый пигмент, небольшое количество клея и разбеливатель, он добавляется для того, чтобы получить различные оттенки каждого цвета.

Пастельные краски получили такое название от слова а пастелло, что означает метод рисования одновременно черным итальянским карандашом и красной сангиной, порой с подкраской другими цветными карандашами, употреблявшийся итальянскими художниками 16–го века для рисования. В 18 веке пастель и пастельная методика получает признание как независимая техника и обретает большую известность во Франции. Известны французские художники-пастелисты: Буше, Морис Кантен де ля Тур, Шарден, Грез, Лиотар, Делакруа. Самым известным художником, который предпочитал рисовать пастелью, признан итальянец Розальба Кариера [1].

В России технику пастели использовали в своих работах Репин, Серов, Кустодиев, Петров-Водкин. Большинство художников последних трех столетий в своих работах обязательно использовали технику, осваивали пастельный метод рисования натуры. В настоящее время художники довольно часто применяют пастель, она привлекает их своей неповторимой свежестью, плавностью красок и ласковой бархатной фактурой.

Литература

Ткалич С.К. Основы исследовательской деятельности в дизайне. Курс лекций и практикум. Осенний семестр 2015. Кафедра дизайна. – Институт искусств МПГУ.

Фазылзянова Г.И. Художественный текст как объект понимания. – Статья.//Вестник ТГУ, выпуск 7 (63), 2008. – С. 411-422.

Читайте также: