Сообщение на тему отрочество толстого

Обновлено: 05.07.2024

Повесть “Отрочество” - это псевдобиографическое произведение Льва Толстого, которое описывает процесс взросления мальчика. Автор подробно описывает, как он воспринимает весь мир, как меняется его отношение к людям и их поступкам.

История написания

Это произведение было написано в 1852-1853 гг. Оно стало 2 частью трилогии Толстого “Детство. Отрочество. Юность”. В первый раз повесть была напечатана в журнале “Современник” в 1854 году. Повесть написана в стиле реализм.

Главные герои

  • Николай Иртеньев (Николенька) - главный герой. Это мальчик 14-ти лет, дворянин, который отличается эмоциональностью и тонким восприятием действительности. От его лица идет повествование.
  • Владимир - его старший брат. Этот молодой человек отличается непостоянством, откровенностью и пылкостью характера.
  • Бабушка (по матери) - у нее жили Иртеньевы в Москве.
  • Любочка - сестра Николая.
  • Катя - дочь гувернантки, которая воспитывается в семье с малых лет. Сейчас ей 16 лет.
  • Карл Иваныч и Сен-Жером - гувернеры.
  • Маша - горничная.
  • Василий - любимый молодой человек Маши.
  • Дмитрий Нехлюдов - друг Владимира, а после они сдружились и с Николаем.

Краткое содержание “Отрочество” Л. Н. Толстого

Глава 1

Николай и все его семейство переезжает к бабушке в Москву после кончины его матери. Поездка продолжается долгих четыре дня, за который мальчик успевает увидеть много красивых и новых для него мест. Они останавливаются на постоялых дворах, чтобы немного отдохнуть и поесть. В поездке извозчик дал Николаю вести лошадей, что сделало его очень счастливым.

Глава 2

В дороге вечером их застает гроза. Она очень напугала мальчика, но вместе с тем и вызвала восхищение, особенно время после бури, когда природа показалась ему посвежевшей.

Глава 3

В поездке Николенька ведет беседу с Катей (дочкой гувернантки Мими) о том, как теперь сложится их жизнь, когда они поселятся у его бабушки. Ему кажется, что Катя отдаляется от него, девочка рассказывает ему о том, что они с мамой небогаты и жизнь их очень сложная. Этот разговор впервые заставляет мальчика задуматься о том, что некоторые люди живут совершенно другой, нежели у него, жизнью.

Глава 4

Семейство Иртеньевых прибывает в Москву. Мальчик увидел, как постарела его бабушка, и жалеет ее. Отец почти совсем забросил детей и живет во флигеле. Вся семья живет здесь совершенно иначе.

Глава 5

Николай был всего на год младше брата, но сейчас он начал остро чувствовать различия между ними. Братья начинают отдаляться, все меньше проводят времени вместе. Как-то раз они серьезно ссорятся, но уже вечером Владимир просит прощения у брата. Это растрогало Николая до слез.

Глава 6

Николаю нравится их горничная Маша - девушка 25-ти лет. Но мальчик думает, что он совсем некрасивый и стыдится себя, поэтому никак не проявляет перед ней своих чувств. Он завидует своему брату, которого считает привлекательным.

Глава 7

Бабушке докладывают, что братья играли с порохом. Она решила, что это произошло из-за недостатка воспитания, и увольняет Карла Иваныча, наняв нового молодого гувернера - Сен-Жерома.

Карл Иваныч рассказывает главному герою перед отъездом свою историю. Он говорит, что с малых лет был несчастлив. Он является внебрачным ребенком, поэтому его отчим терпеть его не мог. Когда ему исполнилось 14, Карла отправили обучиться делу сапожника, а затем он вместо своего брата стал солдатом. В боях он попал в плен и умудрился сбежать оттуда. Какое-то время после этого Карл Иваныч был рабочим на канатной фабрике, но начал испытывать нежные чувства к жене своего хозяина и, поняв, что ничего хорошего из этого не выйдет, сам уволился и уехал. В Эмсе он познакомился с генералом Сазиным, который помог ему эмигрировать в Россию. После того, как генерал скончался, его наняла мама Николая. За годы работы с детьми Карл очень их полюбил и совершенно не хотел уходить.

Глава 11

Прошел год с тех пор, как умерла мать Николая. Были именины Любочки и к ним в дом приехали гости. Утром того же дня мальчик получает 1 балл по истории, но новому гувернеру Сен-Жерому об этом не рассказал, чтобы не быть наказанным.

Глава 12

Семья садится за праздничный стол, отец просит мальчика принести для Любочки конфеты из флигеля. Придя туда, мальчик заметил небольшой ключик от портфеля. Не удержавшись, он залезает в сумку и читает бумаги отца. Закрывая замок, он был неосторожен и сломал ключик.

Глава 13

После того, как закончился праздничный стол, дети отправились играть, а Николеньке приходилось играть или с некрасивыми девочками или с сестрами. Это его очень огорчает.

Важно! Ему нравится девочка Соня, но она выбирает другого мальчика - Сережу. Николай считает себя преданным, а когда он видит как эта парочка целуется, разочаровывается в Соне.

Глава 14

Мальчик очень зол и разочарован, ему хочется буянить. Гувернер прознал о том, что Николенька получил 1 балл и говорит ему идти в свою комнату. Мальчик не соглашается, показывает Сен-Жерому язык. Тот возмутился и угрожает воспитаннику розгами, но Николенька не слушается и бьет гувернера. Его запирают в чулане.

Глава 15

Оказавшись в чулане, Николенька чувствует, как глубоко он несчастен, и рыдает. Он представляет, что он неродной ребенок, которого никто не любит, и как бы плакал гувернер, если бы он внезапно умер.

Глава 16-17

Николай остался в чулане на всю ночь и лишь на следующий день ему разрешили выйти в другую комнату, после чего гувернер отвел его к бабушке. Старая дама заставляет его извиниться перед воспитателем. Но Николай плачет и категорически отказывается, в результате доводит ее до слез. Николенька выбегает из ее комнаты и сталкивается с отцом, который заметил, что ключ сломан. Николай пытается нажаловаться ему, но не может ничего объяснить из-за рыданий, в результате мальчик падает в обморок.

Важно! Взрослых испугало состояние его здоровья и поступок был прощен. Но после этой истории мальчик возненавидел своего воспитателя.

Глава 18

Николай чувствует себя одиноким. Он следит за тем, как развиваются отношения Маши и Василия. Дядя Маши не дает согласия на этот брак, что очень расстраивает влюбленную пару. Мальчик сочувствует девушке, но никак не может осознать, как такая прекрасная Маша могла полюбить такого Василия.

Глава 19

Мальчик много думает о том, для чего существует человек, в чем его предназначение, а также о том, что такое счастье, смерть, бессмертная душа. Глава 20 Владимир собирается поступать в университет, брат ему отчаянно завидует. Володя прекрасно сдает экзамены и становится студентом.

Глава 21

Николай сравнивает своих сестер, отмечает то, что они сильно изменились. Он замечает, что Катя, которой уже исполнилось 16, изящна и красива, а Любочка очень от нее отличается - она настоящая и простая.

Глава 22

Отец мальчика получает много денег и все чаще ходит к бабушке. Он заядлый игрок и Николай все больше видит слабости и пороки отца. Однажды Люба играет на пианино пьесу, которую очень любила их мать, и Николенька замечает, как они похожи.

Глава 23

Бабушка Николеньки умирает. Никто в доме не скорбит о ее кончине, кроме горничной. По прошествии 6 недель оказывается, что все свое имущество бабушка завещала Любочке, при этом опекуном ее назначен не их папа, а князь Иван Иванович.

Глава 24

Николенька ждет, когда пройдут последние месяцы перед началом учебы в университете. Он собирается на математический факультет. Мальчик взрослеет, уважительнее начинает относится к Сен-Жерому. Также он выпрашивает у отца разрешение на свадьбу Маши и Васи, и они вступают в брак.

Глава 25-26

Николай любит проводить вечера в обществе друзей Володи. Особенно ему нравится общаться с Дмитрием Нехлюдовым. Как-то раз они остаются наедине и оказывается, что они на многие вещи смотрят одинаково.

Жанр. Автобиографическая повесть.

Тема. Это продолжение анализа души центрального персонажа, начатого еще в детстве. Это подробности психологического перехода мальчика Николеньки в стадию отрочества после смерти мамы. Если быть точным, то детство, отрочество и юность формируют и развивают человека по-разному.

В четырнадцать лет начинается период отрочества мальчика. Его мама умерла, а он поселяется в Москве у своей бабушке. Тогда-то его и начинает мучить вопрос человеческих взаимоотношений. Теперь Николай понимает других людей. Отец, бабушка и брат вызывают в нем теперь совсем другие эмоции и чувства. А переход в отрочество все продолжается. Но Николай отчасти еще продолжает быть ребенком. Мальчик продолжает быть веселым и непредсказуемым подростком, который хочет быстрее стать свободным. Эта черта характера освещает много эпизодов повествования. Николай грубил учителям, ссорился с братом, ругался с отцом.

Плавные переходы в жизни персонажа сменяются резкими скачками, сменами характера и событий. Николаю приходится задуматься и пересмотреть свое отношение к жизни и смерти. Он пропускает через себя множество эмоций в связи со смертью бабушки. Парень хочет научиться многое понимать, с этим связаны его рефлексии и размышления. Николаю удается прийти к заключению, что главная цель в жизни человека – это саморазвитие и работа над собой.

Главные герои. Николай Иртеньев (Николенька) – мальчик четырнадцати лет, который отличался добротой и отзывчивостью и болезненно переносил процесс своего взросления.

Владимир – был старшим братом Николая, которому герой старался во всем подражать.

Катя и Люба – были сестрами Николая.

Бабушка – после смерти мамы заменила Николаю ее. С добротой и любовью она выносила все тяготы воспитания подростка. Так и не смогла полностью пережить смерть своей дочери.

Старший Иртеньев – папа Николая. Воспитывал сына в строгости, но с добротой и справедливостью.

Карл Иваныч – пожилой воспитатель Николая и Володи, который был искренне привязан к братьям.

Дмитрий Нехлюдов – молодой парень княжеского рода, который близко подружился с Николенькой.

Композиция. В состав повести входит 27 глав. Завязка происходит во время приезда центрального персонажа в Москву. В развитии действий характер и мировоззрение Николая меняются. Кульминация включает смерть бабушки. В развязке описывается процесс подготовки к вступлению в университет.

2 вариант

Автобиографическое произведение Толстого посвящено описанию периода становления личности в подростковом возрасте. Однако, наряду с психологическими переживаниями, повесть показывает особенности жизни дворян девятнадцатого века, через которые преломляются чувства и мысли главного героя.

Николенька после смерти матери, вместе со своими близкими переезжает в Москву. Поездка сопровождается грозой и непогодой, которая должна символизировать беспокойство и тревогу героя при изменении жизни.

Тогда же в дороге Николенька слышит жалобы и сетования дочери гувернантки на тяжелую жизнь. Это заставляет его задуматься о том, что есть другие люди и другая жизнь, которая может быть гораздо хуже, чем та, к которой он привык. Этот эпизод дает автору возможность напомнить читателям о простых людях, о необходимости не замыкаться в своем мирке, видеть реальную жизнь.

Разумеется, автор не мог обойти интерес своего героя к противоположному полу, учитывая возраст о котором ведется повествование. Николеньке нравятся и сверстницы его круга и горничная Маша. Показательно, что при описании отношения к ней, совершенно отсутствует сословная спесь. Николенька преисполнен сочувствия к горничной. Эпизод, когда подросток, узнав о желании Маши выйти замуж пьяницу Василия, проникается желанием помочь им сочетаться браком, в целом мало реалистичен. Однако, видимо, Толстой желал дать читателям пример для подражания, ради чего пожертвовал достоверностью.

Отношения Николеньки с братом показывают процесс, в ходе которого он учится установлению и поддержанию взаимоотношений, принятых среди взрослых людей. Слезы главного героя, появившиеся после того, как его брат первым попросил прощения после ссоры, должны показать, что Николенька усвоил необходимость отказа от эгоизма и путь восстановления отношений через компромисс.

Писатель уделил много места отношению главного героя к его гувернерам. Ненависть Николеньки к французу Сен-Жерому символизирует процесс формирования личности, утверждение своей самостоятельности. Недаром, повзрослев, Николенька начинает мягче относиться к своему наставнику.

Важное место в произведении занимает и дружба главного героя с Нехлюдовым. Через нее писатель также показывает существенную черту процесса становления личности – появление собственных глубоких интересов. Эта дружба остается не видной для окружающих, символизируя внутренние интеллектуальные и духовные процессы.

Описание процесс взросления, через который проходят все, показанное через призму другой социальной среды, позволяет обратить внимание на важные вещи, которые кажутся слишком привычными.

Анализ 3

Лев Николаевич Толстой - это популярный русский писатель, который знаменит и за пределами России. Каждое его произведение наполнено определенным смыслом, который будет понятен каждому из читателей.

В произведении Отрочество автор показывает внутренние переживания и изменения в душе юного человека. Николай на все смотрит сквозь решетку, он все пропускает сквозь себя, пытается найти глубинный смысл во всем происходящем вокруг. Николенька очень замкнутый мальчик, он считает, что им никто не интересуется, что он никому не нужен в этой жизни. Но он очень добрый, дружелюбный ребенок.

Главный герой этой повести- это мальчик-подросток, учащийся лицея, которого зовут Николенька Иртеньев. На момент второй главы Николеньке исполнилось уже целых четырнадцать лет. Именно в таком возрасте дети учатся в лицее. Он уже учится, принимает правильные и неправильные решения, сам делает ошибки, сам их исправляет.

В этом произведении рассказывается о людях, о том, как они меняются с течением времени, о том, как меняются мысли, идеи разных людей с течением возраста, от того, что они прошли, от того, что успели увидеть за свою, казалось бы, невероятно долгую жизнь.

Это произведение позволяет каждому читателю задуматься о том, что ему нужно от жизни. Особенно это произведение будет полезно почитать читателям-подросткам, которые в самом начале жизненного пути и не знают, в какую сторону нужно двигаться дальше.

Поэтому, я, как читатель-подросток, могу с радостью и огромной уверенностью сказать, что данное произведение - очень приятное для чтения, позволяет задуматься, порассуждать. Я могу смело посоветовать к прочтению эту повесть. Если бы у меня возможность, я бы очень хотел лично пообщаться с автором этого произведения и понять конкретно его мысли на момент написания этой повести. Мне очень интересно, совпадают ли мои мысли с мыслями автора. Я хотел бы еще больше погрузиться в жизнь этого ребенка, этого подростка.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Отрочество

Популярные сегодня темы

Любой ребенок рано или поздно задумывается о том, кем бы он хотел стать в будущем. Я перебрал много вариантов, понимая, что работа должна быть не только интересной, но еще и прибыльной, актуальной и востребованной

Век технологий не стоит на месте. С каждым днем жизнь людей становится все проще и лучше. Появляются новые технологии, электроника, бытовая техника, гаджеты и многое другое

Миша. В сказке описывается сон, который видит главный герой, находясь под впечатлением от чудесной музыкальной табакерки со сложным внутренним механическим устройством. Зовут главного героя Миша.

Толстой Лев

п.1. Тематика и проблематика

Тема: 1. Развитие личности, ее становление

Толстой описывает этапы взросления человека. Автор передает не сухие факты, а мысли и чувства 14-летнего подростка. И процесс взросления очень хорошо понимаешь и чувствуешь.

Проблема - противоречивость человека

Толстой описывает реального мальчика, не идеализирует его. Он показывает, что мысли и чувства главного героя бывают разными. В одних ситуациях Николенька добрый и отзывчивый, в других – завистливый и злой. Мальчик дважды наступает на платье своей гувернантки, чтобы развеселить детей на празднике и обратить на себя внимание. Или он переворачивает стол старшего брата, разозлившись на него. Но тот же Николенька очень помогает горничной Маше, которой удается выйти замуж за Василия. Николенька может быть и добрым, и злым, и Толстой не осуждает его.

Тема: 2. Отношение к себе

Николенька чувствует себя ненужным, неспособным, одиноким. Он думает, что никто не любит его.

Проблема - внутренний конфликт, негативное отношение к себе

Тема: 3. Взаимоотношения со взрослыми и их воспитание. Роль учителя

События детских лет закладывают основу человека и влияет на его судьбу. В эти годы наиболее важна помощь со стороны взрослых, их поддержка, понимание, любовь.

Проблема - непонимание и отгороженность взрослых

Николенька любит своих близких: отца и бабушку, но скрыто или явно конфликтует с ними. Мальчик растет без матери, и ему важно иметь рядом взрослого, который любит его всей душой. Карл Иванович гувернер, который искренне привязан к ребенку, но именно его бабушка увольняет, что усилит внутренний конфликт ребенка. Нового гувернера мальчик ненавидит всем сердцем, но, по мере взросления ребенка, эта ненависть уходит. Гувернер будет хвалить своего ученика, а Николенька станет относиться к нему с теплотой и даже любовью.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Читая повесть, мы чувствуем, как для Николеньки значимы его подростковые переживания. Вмести с ним мы проживаем его впечатления по поводу произошедших событий.

Толстой описывает всю гамму переживаний Николеньки к происходящему. Автор, как бы говорит в своем произведении, насколько сильны и важны чувства и эмоции этого 14-летнего мальчика. И как важно со стороны взрослых бережно и с пониманием относиться к его мыслям и желаниям. Автор показывает, как несладко бывает ребенку, который только формируется, приобретает первый опыт жизни. Он еще не знает, как поступать, удивляется своим противоречивым чувствам. Читая о внутреннем конфликте ребенка, проникаешься состраданием к мальчику, когда взрослые не понимают и не чувствуют его.

Эмоционально и с интересом Толстой описывает тот самоанализ, который присущ мальчику и видит в нем большие перспективы для развития. Это созвучно с концепцией автора, что проблема зла решается не через изменение внешней среды, а через самоанализ и внутренний духовный поиск. Я считаю, что именно в этом пафос и идея произведения.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ Николеньки противоречив, его ощущаешь живым и реальным. Он находится в конфликте с образом старшего брата Володи. Николенька завидует его успехам, но, эти образы находятся и в единстве, поскольку они – родные братья, и в детстве были дружны. Хоть мальчик любит близких, но и конфликтует с ними. Противодействие чувствуется в отношении с бабушкой, а также с отцом, которого больше интересуют карты, чем собственные дети.

Николенька находится в единении с образом первого гувернера, Карла Ивановича, но их разлучают. Добрый и значимый человек навсегда уходит из жизни мальчика.

По мере взросления подростка большинство конфликтующих образов начинает ощущаться в единстве. Ситуации меняются, стираются противоречия.

п.4. Литературные приёмы

В повести символичен переезд семьи главного героя в Москву. Символ переезда, как бы, проводит черту, разграничивая основные этапы жизни Николеньки – переход от детства к отрочеству. В его жизни появляется много новых людей, с которыми ему важно научиться создавать отношения.

Смерть бабушки, о которой практически никто не плакал, можно представить, как смерть догм и незыблемых устоев семьи. Многое, что ребенок впитывает в детстве, умирает по мере взросления человека.

п.5. Конфликт произведения

Я думаю, что основной конфликт повести – это внутренний конфликт главного героя. Мальчик теперь живет в Москве, он дружит, учится, интересуется противоположным полом. Внутренний мир Николеньки конфликтен. Он – стеснителен, считает себя некрасивым, думает, что его нельзя любить. Этот комплекс неполноценности усиливается на фоне красивого и успешного старшего брата.

Мальчик взрослеет, и его представления о мире меняются. К примеру, он видит слабости отца, и какая может быть любовь на примере отношений Василия и Маши. Этот непростой процесс вызывает в нем множество противоречивых чувств. Мальчик расстается с иллюзиями, видит мир более реалистично.

Научившись рассуждать еще с детских лет, он еще больше анализирует себя, свое поведение, события жизни. Чувствуется, что Толстой сопереживает своему герою, и видит в его самоанализе большие возможности.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

Названия всех частей трилогии связано с авторским замыслом. Для Л.Н. Толстого важно было показать этапы развития, так называемые эпохи формирования личности. Отрочество – это вторая после детства эпоха, которая отличается от предыдущей большими размышлениями и пониманиями самого себя.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от лица главного героя – мальчика Николеньки Иртеньева. Повесть построена в виде воспоминаний персонажа, который вспоминает моменты из прошлого. Отличительной особенностью формы повествования является то, что многие эпизоды жизни и мысли мальчика совпадают с авторскими, так как повесть во многом автобиографична.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Отрочество Николеньки начинается с четырнадцати лет. Тогда у него умирает мать, и он отправляется жить в Москву к своей бабушке. Здесь он начинает задумываться о человеческих взаимоотношениях. Николай начинает понимать других людей. На отца, бабушку и брата он смотрит несколько по-другому, и процесс перехода не останавливается в своем развитии. Однако Николай – еще подросток, у которого остались черты характера из детства. Главный герой – все еще веселый и непредсказуемый подросток, которому хочется поскорее обрести свободу. С такой чертой характера связаны многие эпизоды в повествовании. Николай может и нагрубить учителю, и поссориться с братом, и поругаться с отцом.

Жизнь героя течет плавно и в то же время резко. Николай задумывается о понятиях жизни и смерти. Он переживает спектр эмоций, когда бабушка умирает. Главный герой хочет многое понять, поэтому он много рефлексирует и размышляет. Николай приходит к выводу о том, что самосовершенствование – главное в жизни.

7. Система образов произведения.

Центральным героем повести и всей трилогии является Николай Иртеньев. Одним из его качество становится застенчивость. Мальчик задумывается о своей внешности, которая тесно связана с его внутренним состоянием дисгармонии и ненужности. Главный герой по-настоящему одинок, и это одиночество возрастало с каждым днем. Это состояние доставляет Николеньке много трудностей, превращая его жизнь в трагедию. Одиночество героя становится причиной низкой самооценки Николая. Частое проведение времени с самим собой становится признаком неуверенности в себе, робости и замкнутости. Однако находясь с самим собой, Николай очень много думает и размышляет о жизни.

В ходе повествования автор показывает, как характер героя эволюционирует. На Николая большое влияние оказывает Нехлюдов. Когда главный герой оказывается в Москве и готовится к поступлению в институт, Николай борется со своей неуверенностью и замкнутостью. Теперь персонаж воспринимает мир иначе, его отношения с другими людьми играют другими красками.

8. Композиция произведения.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Главный прием, используемый Л.Н. Толстым, - психологизм. Для писателя было важно показать изменения во внутреннем мире персонажа. В этом во многом помогает прием контраста, который показывает дисгармонию окружающего мира.

10. Отзыв о произведении.

Направление

После смерти матери все семейство Иртеньевых переезжает жить в Москву к бабушке по материнской линии. Главному герою 14 лет, он повзрослел и стал гораздо лучше понимать чувства и причины поступков других людей. Николенька постоянно сравнивает себя со старшим братом Владимиром, парень убежден в своем уродстве и считает, что обречен всю жизнь оставаться одиноким. Подросток яростно отстаивает свою самостоятельность, может дерзить учителю и отцу, регулярно ссорится с братом. В это же время Николай влюбляется в гувернантку Машу. Он не может понять ее связи с пьяницей лакеем, но старается помочь девушке стать счастливой, уговаривая отца выдать ее замуж за слугу.

Николай очень много размышляет, глубоко переживает смерть бабушки и задумывается о старении своего отца. Укрепляющаяся дружба с Дмитрием Нехлюдовым приводит молодого человека к мысли о том, что самое важное в жизни – это самосовершенствование и правильный выбор окружения.

Главные герои и характеристики

Николенька Иртеньев – молодой дворянин четырнадцати лет, веселый, застенчивый, стремится к свободе, много размышляет о жизни и рефлексирует.

Володя – старший брат Николеньки, хорошо учится, служит примером для младшего брата.

Старший Иртеньев - отец Николеньки, добрый и достаточно строгий, после переезда в Москву больше интересуется азартными играми, чем детьми.

Бабушка Николеньки – очень строгая женщина, горюет о смерти дочери (матери Николая).

Проблематика

Противоречивость личности и внутренний конфликт человека. Главный герой показан реальным человеком, он не идеализирован, его мысли и поступки могут быть как хорошими, так и плохими. Автор не осуждает Николеньку, стараясь глубже проникнуть во внутренний мир взрослеющего подростка.

Основная мысль

Отрочество становится переходным периодом между детством и юностью. Это время, полное сомнений и неуверенности, новых открытий и перемен. В отрочестве продолжают закладываться основы нравственности и мировоззрения личности. Поэтому взрослым очень важно поддерживать детей, не давить своим авторитетом и жизненным опытом.

Чему учит

Нужно уметь постоянно совершенствовать себя, свой характер и качества личности, ведь в дальнейшей жизни это позволит лучше справляться с трудностями. Мировоззрение человека часто меняется вместе с ним, и это нормальное явление.

Читайте также: