Сообщение на тему орден иезуитов

Обновлено: 08.07.2024

Иезуи́ты (Орден Иезуитов) - мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Основные принципы построения ордена: жесткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала, подчинённого непосредственно папе римскому.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Орден Иезуитов.docx

1.Причины возникновения ордена Иезуитов……………………………………4

3.Создание ордена и его особенности…………………………………………. 9

Иезуи́ты (Орден Иезуитов) - мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Основные принципы построения ордена: жесткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала, подчинённого непосредственно папе римскому. Для большей успешности орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Папа римский Павел Третий утвердил орден спустя шесть лет после основания. В этой работе я расскажу о причинах возникновения ордена иезуитов, о создателе ордена и о создании самого ордена. Целью мой работа является изучение темы орден иезуитов, и раскрыть его особенности. Задачей является проследить историю создания ордена и раскрыть причины создания ордена.

События, разыгравшиеся в Западной Европе в первой четверти XVI века, ясно показали, насколько успела ослабеть к тому времени католическая церковь. Ее позиции были подорваны или вовсе уничтожены не только в Германии, но и в Англии, Швейцарии, Шотландии. Реформация имела своих сторонников в Скандинавии, Польше, Венгрии, Франции, Италии. Начинался тот период истории, который получил название контрреформации. В центре феодальной реакции находились папы. Главным условием их победы они считали всемерное укрепление своей власти. Однако церковь понесла слишком большие экономические и политические потери. Однако в ту эпоху отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления принято решение основать новый монашеский орден. Написан проект устава, который представлен папе.

В XVI веке для решения многих политических и идеологических задач стали создаваться новые ордены. Среди них особое место занял иезуитский орден. Он отличался от всех орденов католической церкви. Главная первоначальная цель, которую поставил себе Орден Иезуитов, заключалась в подавлении реформации и в защите католической церкви против распространившегося духа сомнения и свободомыслия. Жизнь рыцарей ордена подчинялась строгим законам централизации и полностью зависела от главы ордена. Структура иезуитского сообщества была строго иерархична, в нем не допускалось присутствие женщин. Особо отмечались послушание и покорность, в первую очередь, папе римскому. Количество иезуитов росло с поразительной скоростью. Практически с самого первого дня существования ордена огромное внимание уделялось воспитанию и образованию рыцарей общества. Особый акцент, естественно, делался на религию. Они клялись защищать детей, больных, заключенных и солдат. С появлением ордена иезуитов все это переменилось, и мир с изумлением увидел, как много может сделать небольшое общество, если им руководит железная воля, ни перед чем не отступающая для достижения своей цели. Орден иезуитов огромное внимание уделял науке и образованию в ордене, была разработана оригинальная система воспитания. Первые по объёму и характеру дававшегося ими образования приближались к гимназиям, появившимся в эпоху Возрождения, а вторые — к университетам того времени. Как "орден ученых" иезуиты получили под свое руководство созданные после Тридентского Собора (1545-1563 гг.) духовные семинарии, а также основывали и свои собственные учебные заведения. В ряде государств иезуиты занимали привилегированное положение.

Таким образом, мысль об укреплении, о спасении католической церкви находила убеждённых и ревностных сторонников в лице многих европейских государей и князей, в лице феодалов, смертельно ненавидевших и горожан и крестьянскую массу. В их лице католические прелаты и их верховный глава в Риме могли найти надёжных союзников. С их помощью можно было начать борьбу за восстановление влияния и господства католической церкви. Для того чтобы подобная борьба была успешной, необходимы были новые средства, новые приёмы борьбы. Необходима была новая организация. Такой организацией и стал орден иезуитов.

3. Создание ордена и его особенности

Первый класс ордена, самый низший, составляли новиции, т.е. молодые люди, которых готовили к поступлению в орден в особых заведениях, новициатах. Они, большей частью, избирались иезуитами из числа способных и отличных воспитанников их же коллегий. Подготовка заключалась в развитии у них повиновения и преданности ордену. Каждый, готовый вступить в орден, должен был порвать все связи с миром, отречься от личной воли и убеждений и отдать себя всецело в распоряжение ордена, "так, как если бы он был трупом." Второй класс составляли схоластики. В него вступали те новиции, которые выдержали испытание. Они давали первые три обета - нищеты, целомудрия и послушания, и служили в качестве помощников, миссионеров и т.п. По мере того, как схоластики проявляли свои способности к тому или другому роду деятельности, они переходили в разряд духовных коадъюторов, составляли третий класс ордена, и назначались на должности учителей, профессоров, проповедников, духовников и проч. Кроме этих духовных лиц, у иезуитов были еще светские коадъюторы, служившие по хозяйственной части в учреждениях ордена. Четвертый класс составляли профессы, которые давали четвертый обет безусловного повиновения папе.

В этот класс назначались из третьего класса только отличившиеся выдающимися способностями, знаниями, верностью и опытностью. Профессам поручали все важнейшие должности по ордену, разнообразные миссии и посольства. Во главе ордена стоял его генерал, избираемый пожизненно профессами из своей среды. Он пользовался неограниченной властью в управлении орденом, и все члены ордена были обязаны ему безусловным повиновением. Сам генерал, кроме папы, ни от кого не был зависим. Члены ордена и их учреждения, где бы они ни находились, не подчинялись никаким другим духовным властям. Таким образом, орден во главе с генералом, пребывавшим в Риме, представлял собой особую церковь в церкви. Орден, по мере его распространения в разных странах, разделялся на провинции, во главе которых стояли назначенные генералом профессы, со званием провинциалов. В ордене от генерала до последнего слуги все было организовано в строжайшем порядке подчиненности низших членов высшим. Этот порядок поддерживался системой шпионства одних членов ордена за другими. Провинциалы в известные сроки доносили генералу о положении дел. Об их же действиях тайно доносили состоявшие при них ассистенты. Этот порядок царил и в учреждениях, подчиненных провинциалам. Генерал, имея все данные в своем распоряжении и никому не давая отчета, распоряжался всем и всеми. Он карал, миловал, назначал на должности и отрешал. Сам генерал тоже находился под надзором ордена. При нем неотступно находились четыре ассистента и один адмонитор (духовник) из профессов, которые также избирались профессами. Но ассистенты не вмешивались в его распоряжения и не стесняли его власти. Первоначальным предназначением их было только наблюдать, чтобы генералы не уклонялись от целей и задач ордена. В случае необходимости, они имели право созвать конгрегацию профессов для суда над ним (чего, однако, за все время существования ордена не было), но затем они сделались просто министрами всемогущего генерала ордена. При такой своеобразной организации орден выработал для своей деятельности и своеобразные нравственные правила. Применив схоластический метод доказательств за и против, он создал положение, применительно к которому всякий порок и преступление можно было признать нравственно невменяемыми. Они создали теорию "оправдания," по которой всякое действие может быть совершено и не будет противно нравственным законам, если в его оправдание можно представить правдоподобное основание или мнение какого-нибудь авторитетного богослова. Там, где эта теория оказывалась неприменимой, выдвигалась другая - доказывалось, что допустимо совершение всякого безнравственного поступка (не как главной цели), а для достижения другой похвальной цели. Таким образом, у иезуитов получалось, что цель оправдывает средства. Иезуиты прибегали еще к "мысленной оговорке", на основании которой разрешалось давать ложные клятвы и обещания, при этом нужно было лишь в уме держать ограничение или отрицание клятвы или обещания.


Католическая церковь включает в себя несколько монашеских орденов. Одним из самых влиятельных является орден иезуитов. Он также известен как Общество Иисуса или Орден св. Игнатия. Создание ордена иезуитов относится к периоду Контрреформации XVI века и связано с именем Игнатия Лойолы. По состоянию на 2016 год он ведёт деятельность в более чем 100 государствах мира и насчитывает около 16 тыс. участников.

Образование ордена

Годом создания ордена иезуитов стал 1534, то есть через 17 лет после начала Реформации в Центральной Европе и одновременно с завоеванием испанцами империи инков в Южной Америке.

Иезуиты

Рис. 1. Иезуиты.

Основатель ордена, Игнатий Лойола, происходил из дворян баскского происхождения из города Аспейтия на границе современных Испании и Франции. В 1521 году он был серьёзно ранен в битве при Памплоне. Во время выздоровления он решил заняться духовным служением. В 1534 году Игнатий и ещё шесть молодых людей дали обет бедности, целомудрия и послушания папе Римскому в деле руководства миссией. В 1540 году Римским папой Павлом III был утверждён устав монашеского ордена. Игнатий Лойола возглавлял орден до своей смерти в 1556 году.

Иезуиты сначала вели свою деятельность в Европе, но ещё при жизни основателя их представители отправились в Азию, Африку и Южную Америку, то есть в новые земли, открытые португальцами и испанцами. В Европе они противостояли Реформации и занимались в том числе и развитием образования. В 1565 году иезуиты появились в Польше, а в 1569 году их коллегиум возник в Вильно и вскоре, при короле Стефане Батории, был повышен до статуса академии.

Вместе с Игнатием орден создавали Пьер Фавр и Франциск Ксаверий. Последний вошёл в историю как первый католический миссионер в Японии. В рамках своих миссионерских путешествий в 1540-е годы он посетил восточное побережье Африки, города южной Индии, Малакку, Молуккские острова в современной Индонезии и город Кантон на юге Китая.

Игнатий Лойола

Рис. 2. Игнатий Лойола.

Деятельность ордена

Численность членов ордена за период с 1556 по 1615 год увеличилась с 2000 до 15 тыс. человек. Иезуиты занялись христианизацией Парагвая. В Китае они получили от императора право на распространение знаний по математике и астрономии. Под влиянием иезуитов Литва осталась католической, дети некоторых польских магнатов-протестантов вернулись в католичество. В 1580 году они создали коллегиум в Полоцке.

Эпоха просвещения стала для ордена тяжёлым периодом. В 1773 году папа Римский Климент XIV упразднил орден из-за давления со стороны королей крупных католических государств — Франции, Испании и Португалии. Несмотря на это, иезуитские миссии продолжали свою деятельность в Российской империи, Пруссии, Индии и Китае.

Орден был восстановлен в 1814 и его возглавил выходец из России — Фаддей Бжозовский из Полоцка. В XIX веке иезуиты открыли новые периодические издания, они занимались исследованиям по направлению естественных наук, среди них были не только богословы, но и палеонтологи.

Орден иезуитов, 1540 г.

Рис. 3. Орден иезуитов, 1540 г..

Что мы узнали?

Кратко основание ордена иезуитов изучают в школьном курсе истории 7 класса. Для понимания истории Европы периода Реформации и религиозных войн следует знать, кто основал его: этим человеком стал уроженец Пиренеев — Игнатий Лойола. С деятельностью иезуитов связан ряд достижений католической церкви, например, распространение христианства в Японии.

Сегодня мне бы хотелось рассказать вам историю становления и деятельности ордена иезуитов в Европе и в России. Чтобы дать вам пищу для размышлений: в чем была ошибка или успех их методов, и можем ли мы чему-то от них научится (а, может, и учиться нечему)?

Цель оправдывает средства


Николо Макиавелли

В наше время эта фраза, к сожалению, актуальна как никогда. Многие современные деятели для достижения своих, как они считают, достойных целей, готовы на всё. Порой они буквально шагают по людским судьбам, жертвуя здоровьем людей и их близких, настоящим и будущим тех, кого ведут к этим светлым ориентирам.

Интересно, что эта крылатая фраза, по некоторым источникам, принадлежала не Макиавелли, а другому человеку – Игнатию де Лойоле, основателю ордена иезуитов и прославленному святому католической церкви. Лично я не удивлен этому. Эта мыль красной нитью проходит через всю историю созданного Лойолой ордена иезуитов: цель оправдывает средства.


Как появился орден иезуитов? Основан он был 15 августа 1534 г. в Париже доном Игнасио Лопес де Рикардо Лойолой. Он родился 23 октября 1491 года в Испании. По происхождению – обычный знатный дворянин, хоть семья его и не была особо богатой. Он был у родителей тринадцатым ребенком, потому они отдали его на воспитание своему другу – отставному королевскому казначею. Тот еще сохранил связи при дворе, так что через некоторое время устроил молодого человека в свиту короля Фердинанда III.

Получив такую тяжелую травму, Игнатий начинает переосмысливать свою жизнь. Может случайно, а может благодаря заботливой матери, к нему в руки попадает Евангелие. Биографы-иезуиты считают, что, возможно, по причине особой склонности Игнасио к рыцарским романам, ему после прочтения Евангелия приходит мысль об особом пути, сверхъестественном избрании, призвании стать спасителем Церкви. Крепко обдумав такое свое новое положение, он в 1522 году тайком покидает родительский дом. Игнасио оставляет свое оружие, военный мундир, одевает лохмотья и поселяется в пещере близ города Манреса.


Игнатий Лойола

Прибыв в том же году в Иерусалим, он столкнулся с весьма пренебрежительным приемом от своих братьев-католиков ордена францисканцев. Они поднимают его на смех из-за проповедей, наполненных рассказами о сверхъестественных явлениях и видениях. Возможно, причиной тому является зависть к уже тогда талантливой и красноречивой натуре Игнатия. Так или иначе, в расстроенных чувствах он покидает Иерусалим.

Вернувшись в Барселону, Игнатий понимает, что ему необходимо улучшить свое образование. Он берется за изучение латыни и разных наук того времени, ведет аскетический образ жизни, обличая грешников поучениями и проповедями, вербует сторонников. Из-за нетрадиционных духовных практик, на него даже обратила внимание инквизиция. Но обнаружив в Игнатии только фанатизм, слепую преданность папе, тщеславие и неумело написанные сочинения, его отпустили.

Не найдя возможности раскрыть потенциал своих чаяний относительно Церкви, Игнатий в конце концов оказывается в Париже, где понимает истинное положение католической Церкви. Это было время серьезных реформационных антифеодальных событий. Печатались произведения против протестантов. Те, в свою очередь, выпускали труды против католиков. Один богословский диспут перетекал в другой.

По задумке Игнатия, братия ордена должны были стать кем-то вроде верных папских янычар для помощи своему повелителю в борьбе с ересями и теми клириками, которые жаждут ограничит власть папы.

Через некоторое время вырисовался особый характер нового ордена: это было объединение людей, живущих миссионерством, политической деятельностью, образованием и воспитанием верующих ради защиты Римо-Католической церкви. Методы, которые использовал новый орден, были необычными. Дело в том, что для достижения своих целей адепты ордена использовали любые средства, среди которых – нарушение действующих церковных канонов, откровенная пропаганда и шантаж. Уже позже Иезуиты пришли к выводу, что даже лишение человека жизни допустимо, если это может пойти на благо ордену и могуществу церкви.

К примеру, профессор парижской коллегии, о. Герро, в 1641 году утверждал своим ученикам следующее:

Причем смерти могли подлежать все люди, даже правители. К примеру, в 1670 году, иезуитами было совершено покушение на Императора Леопольда I – его хотели отравить с помощью мышьяка[3].

Необычность и странность была не только в поведении иезуитов. Дело в том, что, в отличие от старых орденов, у нового не было своих монастырей. Иезуиты могли не носить рясу, а ходить в светской одежде, если это было в интересах церкви. Да, старые ордена также пытались закрепить пошатнувшуюся папскую власть. Но строгость их уставов и грубость ряс не справлялись с падением престижа церковной иерархии католической церкви.

Кроме всего прочего, причиной такого успеха можно назвать то, что иезуиты создавали свою систему образования не только для клириков, но и для мирян, чтобы она была доступной для выходцев из разных слоев общества. Также стоит отметить и то, какие дисциплины служили успешной пропагандой для молодежи того времени. Иезуиты стремились использовать в своей системе образования все новшества культуры и науки. К примеру, в программу обучения входило театральное искусство; поощрялось проведение праздничных пышных шествий, постановка различных мистерий и сцен из житий святых и истории церкви[6].

Запрет ордена иезуитов


Примерно к середине 16 века орден крайне широко распространяется в Европе. Кроме участия в образовательной и религиозной сфере жизни общества, иезуиты получили влияние в торговле и предпринимательстве, накопив обширные богатства в тех странах, где активно действовала их миссия.

Но методы, которыми они добивались своих целей, вели к постоянным конфликтам – как с иноверными и просто светскими правителями, так и с членами других католических орденов, иерархами и даже римскими папами. В итоге, двуличность в поведении иезуитов, постоянные конфликты, подозрения их в разных заговорах (часто не беспочвенные), привели к тому, что на них буквально начались гонения.

К примеру, в 1757 году орден был изгнан из Португалии, все его имущество было конфисковано. Произошло это в том числе из-за подозрения в совершении орденом покушения на короля[7].

В 1761 же году, уже во Франции, устав ордена был признан незаконным. Было закрыто 80 иезуитских коллегий, а в 1764 году их деятельность была прекращена в этой стране. В 1767 году практически такое же решение было принято и испанским кролем Карлом III[8].

Орден иезуитов в Российской империи


император Павел I

В начале 1803 года при столичной коллегии иезуитов был открыт Благородный пансион для воспитания там подрастающих аристократов, в 1906 году преобразованный в Дворянскую коллегию.


император Александр I

Конечно, не стоит думать, что орден изменил свои методы и способы достижения целей после того, как попал под запрет в крупнейших странах Европы. Это порождало многочисленные конфликты, причинами которых, среди прочего, были и частые случаи перехода людей в католичество. Особенно масла в огонь подливала такая ситуация с членами дворянских семей.

Отношение к ордену иезуитов в России резко изменила и прошедшая Отечественная война 1812 года. Многие стали считать адептов ордена агентами иностранного вмешательства.

В итоге, в декабре 1815 года был издан указ, повелевающий выслать всех иезуитов из столицы. А в 1820 году, после смерти генерала ордена и доклада министра духовных дел и народного просвещения князя Голицына, Александр I принимает решение об окончательном изгнании ордена из России, их учебные заведения упразднялись, а имущество передавалось в казну[12].

До начала XX века деятельность иезуитов была тайной, чаще всего направленной на обращение лишь некоторых дворян в католичество.

Орден иезуитов в СССР


В начале прошлого века, еще до 1917 года, иезуиты предпринимали попытки закрепится в России, даже тайно создавали христианскую католическую общину византийского обряда, но у них так ничего и не получилось.

После революции у католического престола была идея вернуть прежнее католическое влияние в России. С этой целью, 10 марта 1926 г. папа Римский Пий XI назначил ректора Восточного папского института, иезуитского пресвитера Мишель д’Эрбиньи ответственным за эту миссию. Для этого д’Эрбиньи даже повышают до епископа. Находясь в СССР, он совершает тайные рукоположения 4 епископов, посещая Москву, Одессу, Харьков, Могилев, Киев и Ленинград. В 1926 году епископу даже удается встретится с председателем партии по вопросам культа, но, когда властям стало известно о тайных рукоположениях, д’Эрбиньи был выслан из страны[13].

Личный вывод

Что можно сказать в итоге? Конечно, мы не можем, как православные христиане, поддерживать идею ордена иезуитов о переходе в католичество. Также стоит подвергать критике крайние проявления их деятельности – имеются ввиду различные заговоры, тайные операции, сопряжённые порой с убийствами несогласных, как это было в те времена, когда у ордена были власть и могущество.

С другой стороны, мы должны осознавать, что успех деятельности иезуитов был вызван во многом потому, что они очень большой упор делали именно на образование, вкладывая в него огромные силы и средства, продумывая все до мелочей.

Также нам, православным, стоит осознавать, что крах, который потерпели в конце концов иезуиты, был вызван, во-многом, их скрытностью, отчужденностью от общего числа верующих, созданием ореола таинственности и всемогущества своей организации, чрезмерной погруженностью в политические, денежно-финансовые вопросы и неразборчивостью методов борьбы. Уверен, что мы, внимательно взглянув на историю ордена иезуитов, можем сделать выводы и для себя чтобы не повторять их ошибок.

[2] Теодор Гризингер. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. Т. 2 / Перевод со второго немецкого издания, Спб, 1869. С. 38.

[4] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218

[6] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218.

[7] Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI — начало XIX века. М, 1998. С 83.

[8] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 218.

[10] Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI — начало XIX века. М, 1998. С 91-92.

[12] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 243.

[13] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 243.

[16] Православная Энциклопедия. Т. 21. М., 2009. C. 244.

Источники:

4. Теодор Гризингер. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. В 2 т. Т. 2 / Гризингер Теодор. Перевод со второго немецкого издания — Спб: Издание Маврикия Осиповича Вольфа, 1869. — 307 с.

Год 1540-ой. Очень грустное время для католицизма. Европские события первой четверти XVI века разрушили мнимое могущество Церкви, её позиции были подорваны или попросту развеяны по ветру вихрями Реформации. Из-под контроля Ватикана вышли Германия, Англия, Швейцария, колебалась Шотландия. Протестанты стали реальной политической силой в Скандинавии, Польше, Венгрии, Франции, Италии. Острым был вопрос удержания хоть какой-то власти папства.

Но проблемы множились, католики понесли слишком серьёзные политические и экономические потери. Ни денег, ни влияния на назревшую Контрреформацию не было. Если раньше можно было опереться на внешнюю чистоту монашеских нищенствующих орденов, либо крестоносное воинство и интеллект подвижников… то теперь всюду был клин, куда ни кинь.

Именно в этот период и появился Орден иезуитов. Общество Иисуса (Societas Jesu). Так правильно называть организацию. Была создана баском по происхождению Игнатием Лойолой, утверждёна Папой Павлом III в 1540 году. С самого первого дня иезуиты отличались от прочих католических орденов, причём очень сильно. Потому что, к обычным трём монашеским обетам (нищеты, целомудрия и послушания) добавился новый, главный обет. Беспрекословного послушания и верного служения Папе Римскому. Он был заключён в строжайшие правила внутренней дисциплины. С полным подчинением по вертикали. Британский философ Арнольд Тойнби сказал:

Гений к месту .

Они остро переживают падение авторитета Папы, с ужасом наблюдают реформаторские веяния в университетской среде. В постоянных спорах и бесконечных совместных молитвах вырабатывают две простые и понятные доктрины Контрреформации:

После этого, к первым двум своим клятвам — напросилась третья. Чтобы их союз единомышленников не был разрушен:

Казарма .

Как опытный солдат, любимец отмороженных на всю голову испанских терций из отчаюг, авантюристов и наёмников — Лойола знал хороший рецепт. Лучший способ быстро перевоспитать человека (для нужного дела): завоевать его воображение. Генерал ордена не особо доверяет проповедям и увещеваниям (хотя большой мастер и того и другого). Требует действия. Выбора цели жизни для новых рекрутов.

Размышления .

Иезуиты были освобождены от многих религиозных предписаний и запретов, ответственность несли только перед орденским начальством и Папой. Такая свобода маневра и неподсудность выковали из Ордена самую прочную и долгоживущую организацию. Гибкую, скрытую от посторонних глаз, с непонятными внутренними законами. Небывало скоро они стали очень влиятельной силой. Опутав своими интригами и сетями весь мир.

И по сей день… после всех преступлений, крови и коварства — это самый многочисленный католический орден, около 20 тысяч членов. Его деятельность всегда была тайной и загадкой. Даже в Ватикане не очень многие знали их текущие задачи. Тем более — конечную цель их деятельности.

В разное время из стен иезуитских школ вышли очень яркие и неоднозначные личности: Богдан Хмельницкий, гетман Иван Мазепа; Конан Дойль, Антуан де Сент-Экзюпери; Альфред Хичкок, Фидель Кастро… сотни других, хорошо известных Истории. Одни Орден иезуитов проклинают. Другие — восторгаются. Но никто не скажет, что их работа была не эффективной. В рамках конкретных исторических задач и тенденций.

Эмблема Ордена Иезуитов

В результате первого раздела Польши Российская империя получила в качестве новых подданных не только немалое число католиков, но и ряд монашеских орденов, среди которых были иезуиты.

"Общество Иисуса" (Societas Iesu), или Орден иезуитов — это монашеский орден Римско-католической церкви, основанный Игнатием Лойолой (1491-1556) и утвержденный Папой Римским Павлом III в 1540 году.

В орден принимались люди здоровые, с хорошими умственными способностями и по возможности "хорошего происхождения", с приличным состоянием. После предварительного краткого приемного срока принимаемый (новиций) проходил двухлетний испытательный искус (новицитат). После искуса он становился "светским коадьютором" ("сотрудником") или, если он обнаруживал способности, учеником (схоластиком). В последнем случае он поступал в определенную школу, где в течение 10 лет изучал философию и богословие, проходил учительскую практику, после чего становился священником, а затем, дав три обета — бедности, целомудрия, послушания — делался "духовным коадьютором". Однако лишь после принесения последней, четвертой, присяги на безусловную верность Папе он становился действительным членом ордена.

Орден был построен на принципах единоначалия и строгого централизма, безусловного повиновения воле старшего и железной дисциплины.

В XVI веке иезуиты утвердились не только в европейских государствах, но проникли в Индию (с 1542), Японию (с 1549), Китай (с 1563), на Филиппины (с 1594). Орден активно участвовал в колонизации Азии, Африки, Южной Америки.

XVI и XVII века были эпохой расцвета могущества и богатства ордена; он владел богатыми поместьями, массой мануфактур.

Педагогическая деятельность иезуитов основателем ордена Игнатием Лойолой была выдвинута как одна из главных задач ордена. Так, в 1616 году насчитывалось 373 иезуитских коллегиума, а к 1710 году их число возросло до 612. В XVIII веке в руках иезуитов находилось подавляющее большинство средних и высших учебных заведений Западной Европы.

В 1773 году орден ликвидирован папой Климентом XIV (булла Dominus ас Redemptor). В 1814 году орден восстановлен для борьбы против рабочего движения и социализма, перед ним была поставлена задача борьбы с революцией.

Многие иезуиты занимались исследованиями в области естественных наук. Из этих ученых наиболее известны палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден, философ и писатель Пьер Биго.

В 1971 году орден иезуитов насчитывал около 34 тысяч членов, 8,5 тысячи — в США. В руках иезуитов было свыше 1300 газет и журналов, многие высшие и средние учебные заведения. В 2010 году число иезуитов во всем мире составило 18 тысяч 266 человек.

Рейтан — упадок Польши, картина Яна Матейко. Холст, масло, 1866

До XVIII века иезуиты нечасто попадали в Россию. После роспуска общества в Европе и первого раздела Речи Посполитой более двухсот иезуитов оказались на территории Российской империи под покровительством Екатерины II.

В 1800 году император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. Любимцем Павла I стал венский иезуит Габриэль Грубер (с 1802 года генерал ордена иезуитов), который неоднократно беседовал с императором об объединении церквей.

В 1801 году по личной просьбе императора Павла I Папа Римский официально разрешил пребывание иезуитов в России. В том же году ордену было разрешено проживать в Санкт-Петербурге, где им передали церковь Святой Екатерины и учредили школу для детей. В 1812 году по инициативе Александра I Полоцкая коллегия иезуитов преобразована в академию, получила права университета.

В период правления императора Александра I иезуиты развернули широкую миссионерскую деятельность в России. Иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе, Сибири.

20 декабря 1815 года был издан указ о высылке иезуитов из Петербурга и Москвы. В 1820 году Александр I принял решение об окончательном изгнании ордена иезуитов из России. Упразднялись иезуитские коллегии и академии, конфисковывалось их имущество, библиотеки, земельные владения. Иезуитам было предписано либо выйти из ордена, либо покинуть страну. В 1820 году указы о роспуске ордена в пределах Российской империи были оглашены в Витебске, Полоцке, Могилеве, Орше и других городах, около 200 иезуитов были высланы из России.

В начале 1990-х годов иезуиты, работающие на территории СНГ, были объединены в "регион". В Декрете об основании этого "региона" указанно, что создание такой структуры должно обеспечить "с одной стороны, более эффективное апостольское служение для верующих Католической церкви, живущих на территории бывшего Советского Союза, а с другой — более плодотворную евангелизацию и экуменический диалог".

Читайте также: