Сообщение на тему общественная обстановка описанная и с тургеневым в романе отцы и дети
Обновлено: 05.07.2024
Методическая разработка предназначена для преподавателей, мастеров производственного обучения и учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no_9_razrabotka_uroka_po_literature.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Хабаровского края
Тип пособия: методическая разработка урока
г. Николаевск-на-Амуре, 2012г.
Обсуждено на заседании методической комиссии гуманитарного цикла
Тип пособия: методическая разработка урока
Автор: Иштуганова Алена Олеговна, преподаватель литературы
Методическая разработка предназначена для преподавателей, мастеров производственного обучения и учащихся.
г. Николаевск–на–Амуре, ул. Попова – 24
Отражение в романе общественно-политической
борьбы 60-х годов XIX века .
Тип урока : изучение новой темы
Педтехнология : элементы информационной технологии, проблемного обучения, развивающей технологии, технологии дифференцированного обучения.
- Словесные (беседа, рассказ, письменный ответ, рассуждения)
- Наглядные (слайды, иллюстрации, схема)
- Практические (тесты, карточки-задания, составление конспекта)
- Поисковые (определение путей решения проблемы, рефлексия: личное отношение к вопросу).
Учебно-методическое оснащение урока :
( запись основных положений ).
- Анализ первичного восприятия содержания романа (беседа, тестирование, карточки-задания).
- Общественно-политическая ситуация в России в 60-е годы
- Обобщение изученного материала (составление блок-схемы)
- Итог урока (рефлексия учащихся, оценивание)
- Домашнее задание: составить характеристику образа Базарова
III. Изучение новой темы
Иван Сергеевич Тургенев родился в г.Орле, детство провел в имении матери – Спасском-Лутовинове, расположенном в Орловской губернии. С 1828 года обучался в частных пансионах Москвы, затем продолжил обучение в университете. Окончив в 1836 году университет, Тургенев продолжает образование за границей. В 1841 году возвращается на родину и поступает на службу в Министерство иностранных дел.
В 1843 году произошло событие, наложившее отпечаток на всю жизнь Тургенева: он познакомился с выдающейся певицей, человеком высокой культуры, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо. Она много счастья принесла писателю, но счастье и горе, радость и отчаяние шли рядом. Женой Тургенева любимая женщина стать не могла: у нее были дети, муж. И отношения их сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви. Способность человека глубоко любить Тургенев считал мерилом его ценности и многих своих героев подвергал испытанию любовью.
21 февраля 1852 года скончался Гоголь. Тургенев, потрясенный этой утратой, написал некролог и опубликовал его, несмотря на цензурное запрещение. Это послужило поводом для ареста Тургенева и последующей ссылки в Спасское-Лутовиново под надзор полиции. Ссылка длилась до 1853 года, но полицейский надзор за ним и после этого не был прекращен.
- Анализ первичного восприятия содержания романа
Проверим, насколько внимательно вы прочитали и поняли произведение.
- Пересказ (краткий пересказ, используя иллюстрации)
- Общественно-политическая ситуация в России в 60-е годы, отражение ее в романе
В 1855 году умер царь Николай I …
Русская литература откликнулась в самом начале пробуждения России – в 1856 году:
- Первым сборником стихотворений Н.А.Некрасова.
В атмосфере 60-х годов четко определились три основные общественные группы: консерваторы, либералы и революционные демократы.
КОНСЕРВАТОРЫ (крупные помещики-крепостники, придворные круги, чиновничья знать) решительно выступали против любых общественных перемен, хотели сохранить крепостнические порядки.
ЛИБЕРАЛЫ (люди разных социальных групп, но главным образом интеллигенция, среднее чиновничество, торгово-промышленные круги) выступали против крепостного права, мечтали о свободах, но…постепенных, исходящих от самой власти, а главное – без каких-либо бунтов, волнений революций.
РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ-ДЕМОКРАТЫ (разночинцы, дети мелких чиновников, канцелярских служащих, сельского духовенства, мелких торговцев) выражали стремление народных масс покончить с самодержавием и крепостничеством, становились на путь активной борьбы, выступали против гнета и насилия, против консерваторов и либералов.
Образ Базарова занимает центральное место в романе. Все остальные персонажи группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним.
Идейное лицо героев романа отчетливее всего выступает в спорах. Спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым составляет основу композиции. В этих спорах затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах революционные демократы и либералы: о путях дальнейшего развития страны; о либеральном обличительстве и ниспровержении основ самодержавно-крепостнического строя; о материализме и либерализме; о значении науки и искусства; наконец, о народе.
Особое место занимают портреты героев, которые помогают понять духовную сущность.
Итог: Если описание портрета Базарова вырисовывает человека, близкого к народу, то в облике П.П.Кирсанова предстает образ надменного аристократа.
- В чем можем отметить общность взглядов?
- В каких вопросах наблюдаем четкое расхождение взглядов?
Самостоятельная работа ( расставьте цифры от 1 до 3 в порядке значимости )
- Распределите жизненные ценности, понятия, события в порядке их значимости для героев романа (по вашему мнению). Укажите свои приоритеты.
Итог: Т ургенев показал, что, впадая в деспотизм односторонности, обе партии провоцируют катастрофу. Этот вывод не потерял своей актуальности и в наши дни.
IV. Обобщение изученного материала:
- Противоречия между демократами и либералами (социальная проблема)
- Вечный конфликт поколений (нравственная проблема)
1. Оценивание работы на уроке
2. Рефлексивные вопросы:
- Что на уроке было трудным?
- Что в изученном материале, для вас самое главное?
- Были моменты недовольства собой?
- Что на уроке было легким?
- Чем был интересен урок?
- Домашнее задание: составить характеристику образа Базарова.
Рост крестьянских выступлений против помещиков:
1831 - 1840 -е годы – 143
1841 – 1850 -е годы – 351
1851 – 1860 -е годы – 591
Расправы крестьян над помещиками:
1858 г. – 14 убийств
1859 г. – 16 убийств
1860 г. – 21 убийство
Из сводок III (жандармского) отделения
Павел Петрович Кирсанов
Павел Петрович Кирсанов
История любви Павла Петровича к княгине Р.(гл. 7).
На русский народ
Распределите жизненные ценности, понятия, события в порядке их значимости (по-вашему мнению)
Сложно анализировать роман Тургенева "Отцы и дети",
не зная исторической, общественно-политической ситуации,
сложившейся в России к 1862 году.
Русское общество находилось в крайне нестабильном положении,
в ожидании реформ дворяне, разночинцы выдвигали самые разные
проекты переустройства России. Многие помещики разорялись, жизнь
становилась всё сложнее, и постепенно вошло в моду критиковать русские
порядки ничего не предлагая взамен.
Все слои русского общества переживали сложно углубившийся кризис,
тяжело отразилось на общественной жизни нарушение связи крестьян
с землёй. Призывы к спасению России то через революцию, то через
возврат к старым порядкам слышались всё чаще.
После выхода романа "Отцы и дети" в свет многие общественно-
политические движения нашли выражение своих идеалов в каком-то из
героев этого романа. Павел Петрович Кирсанов, например, близок по
своим взглядам либеральному направлению, отстаивающего идеалы
достоинства и прав личности, но потерявшими связь с реальностью из-за
замкнутости своих принципов.
Базарова сам Тургенев причислял к революцонерам, но слово
"революционер" автор романа понимал несколько иначе, чем принято
сейчас. Сам Тургенев не признавал полное разрушение и хаос, насилие
как черты революции. Революцией мог быть и переворот в мышлении
людей, ряд кардинальных рефор, изменяющих общество.
В Базарове Тургенев видит главную недостающую современным ему
людям черту личности - жажду практического действия, способность
к действию.
С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — "строительное искусство"). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову "архитектура". Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.
Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.
В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. "Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. "
В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.
Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.
В ту пору, когда писался роман "Рудин", начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа "Рудин" состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.
Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа "лишних людей", их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: ". Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали".
Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая "образ и давление времени", он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, "было будущее России", на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность "быть передавателями цивилизации народу". Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, "лишними людьми".
Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность "лишних людей". Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей "лишними" в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: "Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. "
В "Рудине" наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.
Главное, что отличает композицию романа "Рудин", — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле "Рудина".
Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.
В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи "о значении просвещения и науки, об университетах. ". С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.
Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика "Современника" видела в "Рудине" новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: "При многих недостатках "Рудина" в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя".
"Отцы и дети" – роман, созданный И.С.Тургеневым в 1862 году, в котором раскрывает важную проблему конфликта между поколениями. Этот вопрос является вечным, но он особенно обостряется в моменты, когда молодое поколение решает изменить старые устои. Проблема выражается в самых различных ситуациях на протяжении всего произведения. Представителями родителей являются Кирсановы и родители Базарова. Их поколение 40-х годов свято чтит традиции предков и пытается сохранить их для следующего поколения. Но молодые "шестидесятники" не хотят принимать старое мировоззрение, они боролись против помещичества (время действия романа близко к 1861 - году отмены крепостного права), за равенство и прогресс, за свободное саморазвитие. Они являются представителями демократии.
Павел Петрович постоянно спорит с Базаровым, пытается вывести его на конфликт. Его поражает, как он может жить без принципов, отрицать любовь, чувства, живопись. Два поколения противопоставлены даже во внешности Павла и Евгения. Кирсанов описан как мужчина средних лет, идеально выбритый, с белыми воротничками и манжетами, розовыми чистыми ногтями. А Базаров, который ходит в балахоне, с щетиной, совершенно не заботится о внешности, о манерах, у него красные руки рабочего человека. Столкновения между Павлом Кирсановым и Базаровым играют важную роль для раскрытия сути противоречий поколений. В них раскрываются различные стороны жизни, как видят их и отцы, и дети.
Частично конфликта проявляется по приезде Базарова к родителям. Для стариков их сын всё тот же маленький Енюша, они горячо любят его, но боятся спугнуть своей любовью, заботой и чувствами. Сам Евгений же держит себя равнодушным, скрывает чувства, в первую очередь перед Аркадием.
Проблема отцов и детей актуальна и по сей день. Решение этой проблемы зависит от всех людей: если предыдущее поколение будет более терпимо к изменениям и идеям нового, будет принимать и пытаться понимать их. А молодые в то же время будут с уважением относиться к старым традициям.
Сочинение Отцы и дети. Конфликт поколений
Внешние социально-экономические проблемы раздувают огонь революции. И даже в семье назревает противостояние.
Между аккуратным и воспитанным Павлом Кирсановым и грубым, прямым Базаровым разгорается неприменимым спор. И дело не только в положении героев – аристократ и мужик, а в отличии их взглядов. Молодые люди, того времени брали за правило все отрицать, а феодалы преданы величественному патриархальному русскому народу, который не может жить без веры.
Но в каждом герое присутствует, то что они отрицают – любовь. Базаров высказывал презрение к всему романтичному, но любовь к Анне Сергеевне раскрыло истину в душе несчастного. Чистая душа открывается лишь на смертном одре, ведь в каждом человеке живёт желание любить и быть любимым.
Судьба Кирсанова в отношении любви тоже несчастна. Ради любви он бросил все, перечеркнул жизнь, но потерпел крушение в виде духовной гибели.
В романе показана борьба отживающего и рождающегося. Однако, Тургенев подчеркивает главную мысль – нельзя отбрасывать наследие прошлых поколений, необходимо дополнять их, учиться на ошибках, извлекать уроки и двигаться на благо продвижения вперёд.
Также читают:
Картинка к сочинению Конфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева
Популярные сегодня темы
Однажды летом, в теплый день чернорабочий Прошка впазивал в грязном, темном углу хозяйской мастерской. Прошкин хозяин – Ухов Алексей Иванович, злой, жадный хозяин. Он дает Проше мало еды, а также постоянно на него ругается
Татьяна – простодушная девушка из деревни. Она не знает лжи и фальши. Воспринимает окружающих людей как порядочных и добродушных односельчан. Только милая Таня не подозревает о том
С давних времён тему любви затрагивали многие русские и зарубежные авторы, она не теряет своей актуальности от античной до современной литературы. Не обошёл её стороной и Тургенев. В его прозе тему любви можно считать одной из ведущих.
С каждым днем появляется все больше и больше новых профессий. На данный момент зарабатывать достойные деньги может даже человек, не закончивший школу, ведь в век информационных технологий
Читайте также: