Сообщение на тему общение мальчиков и девочек

Обновлено: 25.06.2024

В подростковом возрасте у девочек и мальчиков появляется чувство взрослости, интенсивное развитие тела, повышенный гормональный фон способствует изменению отношений между подростками и восприятию друг друга как представителей разных полов.

Начинается процесс идентификации со взрослым — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и желательных для себя. Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной, девочка - женщиной. Прическа, особенности внешности, манера держаться — все это дает сведение о том, какой я как мужчина или я как женщина, поэтому личная привлекательность начинает играть первостепенную роль в глазах сверстников.

Редко, когда в возрасте 11-13 лет открыто выражают свои симпатии, поэтому общение становится больше однополое: мальчики с мальчиками, девочки с девочками.

Старшие подростки 14—15 лет общаются между собой более открыто. В их круг общения включены приятели обоих полов, и отсутствие взаимности приводит к сильным негативным эмоциям. Общение со сверстниками противоположного пола бывает очень интенсивным, и ему придается большое значение. Именно такая привязанность волнует родителей. Многие мамы и папы знают, что предмет страсти может сбить их чадо с правильной дороги, часто они возмущаются начавшимися свиданиями дочерей, поздними возвращениями домой. В этот период любимый человек становится для детей главным в жизни, а значит, самым умным решением будет познакомиться с предметом страсти вашего ребенка и узнать его как личность. Так спокойнее, и вы всегда будете в курсе дела, сможете вовремя поддержать ребенка и помочь советом.

Для подростка же первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника, поиск взаимных компромиссов является началом развития умения принимать людей вообще. Со временем подросток выделяет в других все больше личностных качеств и переживаний, это развивает в нем способность оценивать как других, так и самого себя. Общение со сверстником противоположного пола является непосредственной причиной для оценки своих переживаний. В этих отношениях подростки очень ранимы. Они часто в мечтах строят отношения с другими по определенному идеальному сценарию, в котором сбываются надежды. Эти мечты помогают им принимать решения в фантазиях, проигрывать их, и переносить в реальную жизнь. Именно в эту пору многие подростки пишут дневники, стихи, в которых отражают свои переживания.

читая нотации. Просто будьте рядом, будьте тактичны к проявлениям влюбленности подростков. Возникающие в детские и подростковые годы отношения между полами имеют большое значение для будущей совместной жизни молодых людей

Половые различия поведения детей проявляются уже на первом году жизни.

Мальчики:

  • настойчивее требуют внимания матери;
  • играют более активно и азартно (это сохраняется в течение всей жизни);
  • более агрессивны;
  • обладают большей силой.

Девочки:

  • усерднее стараются вызвать мать на разговор;
  • больше требуют ласки.

Ранние половые различия в поведении детей определяются:

  • биологическими факторами (например, агрессивность);
  • социальными факторами (представлениями взрослых о поведении мальчиков и девочек, покрое одежды, ее цвете и др.).

С мальчиками чаще разговаривают отцы, с ними охотнее занимаются работники дошкольных учреждений, причем они больше уделяют внимания надоедливым и плачущим малышам-мальчикам.

С девочками же чаще разговаривают матери.

Несмотря на то что уже с первых месяцев в поведении младенцев проявляются половые различия, у детей и того и другого пола существует много общего.

Общение мальчиков и девочек

Средние оценки половых различий могут ввести в заблуждение, так как некоторые девочки любят играть в шумные, подвижные игры, чреватые падениями и ушибами, склонны к неконтролируемому поведению, а мальчики иногда предпочитают спокойные игры с четкими правилами, они послушны и легко реагируют на неудачу.

Если даже и удается выявить половые различия у разных групп детей в определенной форме деятельности (физической, умственной или социальной), то все же можно говорить о том, что в целом поведение отдельных мальчиков и девочек мало чем отличается.

Одни ученые считают, что между мальчиками и девочками больше сходного, чем различного, а потому надо избегать половой типизации, использования разных методов воспитания мальчиков и девочек.

Таблица 9.4
Стереотипы полового поведения

Родители

Воспитатели

СМИ

Сверстники

Говорят, как
должны себя вести мальчики и девочки

Мальчику разрешают проявлять агрессивность, поощряют активность, инициативу

Книги, кинофильмы, телевидение показывают
мужское и женское поведение

Поощряются
одни игры для девочек, а другие — для мальчиков

В девочке подчеркивают женственность, эмоциональность, душевность

Действия детей
происходят в соответствии с половой ролью

В раннем детстве эти стереотипы полового поведения утверждаются в сознании детей (табл. 9.4).

Уже в 2 года дети обладают знаниями о том, как следует себя вести мальчику или девочке.

После 3 лет сверстники поощряют друг друга за определенные поступки и образцы поведения или выражают недовольство, если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. В этот период чувство собственной половой принадлежности становится уже устойчивым.

Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей того или иного пола.

Взаимоотношения детей дошкольного возраста — это и отношения мальчиков и девочек. Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с тем как воспринимает себя ребенок, мальчиком или девочкой, он выбирает для себя и соответствующие игровые роли.

В играх дети отрабатывают роли, соответствующие мужскому или женскому поведению.

Мальчики в игре, подражая мужчинам, стараются быть представителем мужской профессии: летчиком, космонавтом, шофером, офицером и др., они стараются совершать мужские поступки.

Девочки же, подражая женщинам, берут на себя роль мамы, воспитателя, врача, продавца и др. При этом у них в игровых сюжетах отражаются типично женские поступки и характеры.

Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на будущего мужчину (или будущую женщину).

Дети часто объединяются по признакам пола. Мальчики и девочки перед игрой, и непосредственно в ходе нее (табл. 9.5).

Таблица 9.5
Общение мальчиков и девочек

Перед игрой

Непосредственно в ходе игры

Ребенок знает о том, что он мальчик или девочка, и действует в соответствии с половой ролью

Нередко мальчики и девочки играют и общаются просто как сверстники

В общении между дошкольниками прослеживается стремление объединяться по признаку половой принадлежности:

Разные роли девочек и мальчиков в играх объединяют детей и способствуют нормальному психо-сексуальному развитию мальчиков и девочек.

О чем свидетельствуют подобные суждения детей? Каков примерный возраст детей?

Решение. К 3-4 годам ребенок различает пол окружающих людей по таким внешним признакам, как форма одежды и прическа. Только к 6-7 годам у него формируется устойчивое представление о половой принадлежности.

Решение. В ответах утверждается противоположное тому, что видели буквально минуту назад. Это объясняется тем, что дети хорошо усвоили типичные для каждого пола образцы поведения и социальные роли мужчины и женщины (рис. 9.18).

Роль взрослого в половой идентификации ребенка

Рис. 9.18. Роль взрослого в половой идентификации ребенка

Ситуация. В исследовании группу взрослых людей просили оценить эмоциональные реакции девятимесячного малыша. Одной половине родителей сообщили, что малыш — мальчик, другой сказали, что

Будут ли реакции родителей одинаковыми? Какие реакции будут приписывать детям?

Решение. Нет, реакции не будут одинаковыми. В зависимости от того считают ли взрослые одного и того же малыша мальчиком или девочкой, младенцу приписывают разные реакции.

Ситуация. В исследовании взрослые играли с 14-месячными детьми дважды.

Первый раз рекомендовали ребенка — мальчиком. Второй раз рекомендовали ребенка — девочкой.

Одинаково ли будут вести себя родители в первый и второй раз при представлении ребенка мальчиком или девочкой?

Решение. Неодинаково. Полагая, что имеет дело с мальчиком, взрослый человек проявлял большую активность и предлагал ребенку игрушки, которыми обычно играет мальчик.

Когда же взрослый был уверен, что играет с девочкой, то проявлял больше нежности, игры были более спокойные, но предполагалось более близкое общение.

Ситуация. Некоторые родители и воспитатели в играх предлагают детям испробовать себя в роли представителя противоположного пола, поощряя различные формы соответствующего поведения, и даже сами подают в этом пример.

В чем смысл подобного воспитания?

Разделяете ли вы подобную точку зрения?

Решение. Цель такого воспитания — помочь ребенку понять человека другого пола, предоставить ему большую свободу выбора форм поведения, не препятствуя формированию у него черт, свойственных представителям и того и другого пола, то есть позволяя детям быть самими собой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной образовательной среде проблема коммуникативной успешности, её формирования в современной образовательной среде является одной из актуальных, так как существует острая необходимость разработки таких подходов, концепций, и технологий, которые обеспечивали бы возможность реализации качественно новой личностно ориентированной развивающей модели дошкольных учреждений, связанных с обеспечением речевого развития и формированием коммуникативных качеств личности воспитанников учитывающих их гендерные различия.

Мастерство педагога проявляется прежде всего в сфере его общения. Эффективное взаимодействие педагога и воспитанников в педагогической деятельности - основное условие успеха и удовлетворенности воспитателя своим трудом. В то же время неумение наладить контакт с детьми - причина многих неудач и разочарований в педагогической профессии. Неоспорим, тот факт, что отношения, которые сложились между педагогом и воспитанником следует рассматривать не только как желаемое условие, но и как основной компонент педагогической деятельности. Проблема общения - проблема комплексная, и рассматривая ее с разных точек зрения, можно видеть ее отнесенность к различным отраслям сегодняшней науки о человеке.

Внедряя в практику различные формы организации речевого воспитания, педагог должен знать и учитывать особенности детей, те индивидуальные различия (в том числе и гендерные), на которых будет построен процесс общения. Невозможно обучать, воспитывать не зная того, кого воспитываешь и обучаешь. В. Д. Еремеева, Т.П. Хризман подчеркивают, что мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути[25,c.184].

Воспитательное воздействие ближайшего окружения мальчиков и девочек, а именно семьи огромно. Необходимо учитывать семью как фактор домашнего общения. Поэтому в рамках проводимого исследования проводилось изучение особенностей развития детей дошкольного возраста, условия их семейного воспитания, изучалась позиция и знания родителей по вопросу своеобразия и различия детей определенного пола, соответственно и их речевого и гендерного поведения.

Одной из основных причин недостаточной успешности гендерного воспитания является отсутствие правильного представления о том, как оно фактически проводится и каковы реальные проявления гендерного поведения у дошкольников. Причины, по которым это происходит, мы выяснили, проведя ряд опросов (за основу бы взят опросник В.Е. Кагана) с семьями, большинство из которых (79%) были полными, в половине из них - один ребенок, в другой половине - двое. Третья часть родителей считает свои знания для проведения гендерного воспитания недостаточными, другая треть предполагает, что начинать его следует в школьном возрасте. Примерно четвертая часть опрошенных заявила о ненужности и необязательности гендерного воспитания. Этому вполне соответствовали реальные усилия по гендерному воспитанию.

Следует вспомнить, что гендерное воспитание включает в себя три аспекта:

1. когнитивный - ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина);[28]

2. эмоциональный - поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д. В. Колесов, А. Е Ольшанникова, Н. Б. Сельверова, Т. П. Хризман)[25];

3. поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина)[61].

Исследование Л.Л. Лашковой особенностей профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, изучение характера и содержания осуществляемых им функций показало, что в структуре профессиональной деятельности педагога ДОУ ведущее место занимает коммуникативная деятельность[31]. Педагог должен говорить с детьми, более того, давать примеры речевого поведения, коммуникативных умений. Для этого необходимо понимать и учитывать не только возрастные, индивидуальные особенности каждого ребенка, но и гендерные различия воспитанников и воспитанниц.

Список использованной литературы и источников

Список используемой литературы

Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. - 1995. - № 1.

Гендерные (половые) различия в поведении детей проявляются уже на первом году жизни.

• Уже в 2 года дети обладают знаниями о том, как следует себя вести мальчику или девочке.

• После 3-х лет сверстники поощряют друг друга за определенные поступки и образцы поведения или выражают недовольство, если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. Чувство собственной половой принадлежности становится уже устойчивым.

• Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей того или иного пола.

Взаимоотношения детей дошкольного возраста — это и отношения мальчиков и девочек.

Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни.

В соответствии с восприятием себя как мальчика или девочки ребенок выбирает для себя и игровые роли. В играх дети отрабатывают роли соответствующие мужскому и женскому поведению.

игра в магазин


Игра в магазин в средней группе детского сада, играют девочки.

Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на мальчика (девочку), как на будущего мужчину (женщину).

игра в дорогу


Игра в транспорт, играют мальчики.


В общении дошкольников прослеживается стремление объединяться по признаку гендерной принадлежности.

• Дети группируются по полу.

• Возникает общность интересов.

Мальчики стараются быть - сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли; девочки — аккуратными, мягкими, кокетливыми. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры — только для мальчиков и только для девочек.

Стремление ребёнка действовать в соответствии со своим полом определяет развитие самосознания.

Богданова Ольга Владимировна

Автор: Богданова Ольга Владимировна

Работает воспитателем детского сада.
Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.

Читайте также: