Сообщение на тему образ солнца в литературе

Обновлено: 18.05.2024

Солнце и огонь издавна почитались нашими предками, так как даруемые ими свет и тепло были очень ценными ресурсами, без которых жизнь была невозможна. Еще тогда огонь имел своё сакральное значение – он символизировал власть, силу, энергию и страсть. Солнце же имело более мягкое значение – оно знаменовало начало нового дня, так что его традиционно считали символом жизни.

Образ солнца и огня в живописи

Образ солнца и огня в литературе

В первую очередь вспоминается различная литература средних веков, например готические романы. Электричества не существовало, и огонь был основным средством отопления и освещения. С одной стороны, нам представляется храбрый средневековый рыцарь верхом на коне с факелом в руках, и войско, ждущее приказа своего командира и готовое к подвигам. Очень воодушевляющая картина, недаром же средневековье называют мрачным. Но этот самый факел потом бросается рыцарем в хлипкое окно деревянного домика. Дым, языки пламени, нечеловеческий женский крик. Во всех видах искусства огонь представляется стремительной разрушающей субстанцией, которая, однако, может стать полезной и обезопасить того, кто ее приручил.

Образ солнца и огня в музыке

Нет ни одной мировой культуры, в которой бы солнце ассоциировалось бы с чем-то неприветливым и недружественным. Тема солнца хорошо раскрыта не только в классических музыкальных произведениях, но и в композициях современных коллективов. Во всех музыкальных произведениях солнце знаменует начало нового дня, новой жизни, выступает символом развития и перемен. Его ласковые лучи вселяют любовь и надежду в каждого, заставляют верить в себя и свою значимость, ведь солнце освещает путь великих деятелей.

Образ солнца и огня в живописи, литературе, музыке

Образ солнца и огня в живописи, литературе, музыке

История, которая описана в этом удивительном, фантастическом романе, вызывает у читателя небывалый восторг, так как все происходящее, очень похоже на нашу жизнь. Этот роман, по праву можно считать шедевром фантастического стиля

Приближение нового года готовит встречу с дедушкой Морозом. Дед Мороз всегда занят. Ему предстоит разложить и вручить большое количество подарков. Помогать дедушке Морозу в этом будет Снегурочка.

В наше время необразованному приходится туго. И это не в материальном смысле, в плане трудоустройства и обеспечения своего благополучия, хотя тоже играет значительную роль.

Что мы знаем о птицах – это в первую очередь наши друзья. Если взглянуть с другой стороны, они приносят пользу, выходит они - помощники. Благодаря птицам, на огородах намного меньше вредоносных насекомых.

Писательское искусство в целом крайне субъективная вещь. Его ведь часто можно назвать обычным занятием – хобби. Пишешь в стол для души и неважно, хорошее ли это произведение или бездарное бульварное чтиво.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Образ Солнца в произведениях русского народного тво.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Образ Солнца в произведениях русского народного тво.

Цель: изучение образа Солнца в произведениях русского народного творчества З.

Цель: изучение образа Солнца в произведениях русского народного творчества Задачи: 1. Изучить русские народные сказки о солнце; 2. Изучить пословицы и поговорки русского народа о солнце; 3. На основе анализа произведений русского народного творчества сформулировать образ Солнца.

Солнце - древнейший космический символ, известный всем народам, означает ист.

Солнце - древнейший космический символ, известный всем народам, означает источник жизни и света. Солнце – героическая и отважная сила, творческая и направляющая, начало земной жизни, растениям, животному миру. В христианском мире Солнце является символом бессмертия и воскресения. Как источник тепла, солнце представляет жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Как источник света, оно символизирует знания, интеллект.

В культуре русского народа Солнце в основном мужского рода. У христиан Солнц.

В культуре русского народа Солнце в основном мужского рода. У христиан Солнце - Бог-Отец, правитель вселенной, излучающий свет и любовь, божественное начало в человеке.

В литературе утреннее солнце – символ рождения и пробуждения. Кроме того, Со.

В литературе утреннее солнце – символ рождения и пробуждения. Кроме того, Солнце обозначает героическое начало.

Лексическое значение пословиц и поговорок о Солнце.

Лексическое значение пословиц и поговорок о Солнце.

Заклички. “Солнышко-ведрышко Выгляни в окошко. Твои детки плачут По камушкам.

Заклички. “Солнышко-ведрышко Выгляни в окошко. Твои детки плачут По камушкам скачут!” Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей, Освети, обогрей – Телят да ягнят, Еще маленьких ребят. Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Теплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зеленого горошка.

Вывод: Образ солнца – это сильный, могущественный, справедливый образ. В русс.

Вывод: Образ солнца – это сильный, могущественный, справедливый образ. В русских народных сказках солнце играет только позитивную роль.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Я поставила перед собой цель: изучить образ Солнца в произведениях русского народного творчества.

Для этого нужно было выполнить такие задачи:

1. Изучить русские народные сказки о солнце;

2. Изучить пословицы и поговорки русского народа о солнце;

3. На основе анализа произведений русского народного творчества

сформулировать образ Солнца.

Методы исследования: чтение произведений русского народного творчества, анализ прочитанного, обработка полученных результатов

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 139 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 18.01.2015 6806
  • PPTX 4.6 мбайт
  • 24 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Вахитова Венера Ильдусовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.

В работе использованы приемы сравнительного и сопоставительного анализа поэтических произведений.

ВложениеРазмер
obraz_solnca_v_poezii_serebryanogo_veka.doc 116.5 КБ
prezentaciya_k_rabote_obraz_solnca_v_poezii_serebryanogo_veka.odp 1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

Городская литературоведческая конференция

Исследовательская работа по литературе

подготовили учащиеся 8 А кл.:

Цель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

В работе использованы приемы сравнительного и сопоставительного анализа поэтических произведений.

Содержание исследовательской работы

А.Ахматовой, О. Мандельштама.

3. Обобщение изученного материала, выводы.

Целью нашей проектной работы было выяснить, какое значение имел образ солнца в мифологии древних славян и в связи с этим проанализировать, как изменилось восприятие данного образа в сознании человека XX века и как по-разному трактовали образ Солнца в конце XIX – начале XX в. представители разных направлений поэзии серебряного века.

2 и 3 слайды . 2 ученик: Образ солнца в древнеславянской мифологии.

Знакомясь с былинами, сказаниями славянского народа, с гимнами, посвящёнными солнцу, мы видим, что люди в древности солнце обожествляли, поклонялись ему, относились с большим почтением и уважением. Воспевая солнце, люди просили у него света, тепла, защиты и помощи.

4 слайд ГИМН СОЛНЦУ ДРЕВНИХ ДРУИДОВ

О, Солнце!
О, Божественное Солнце!
Взойди и озари родную нашу Землю
Теплом и ярким светом,
Которых ждет здесь человек.
на слайде
О, Солнце!
Когда ты являешься в небе,
Поражая алым блеском и красотою,
Ночь рассеивается, уступая тебе место.

О, Солнце!
Вернись же к нам,
Вернись!

В древнерусской литературе сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце было в течение нескольких столетий символом сначала княжеской, а потом и царской власти .

Все мы знаем, что солнце – главное небесное светило, которое дает тепло, свет и жизнь. Во все времена его почитали. В его образе с древних пор представляли различных богов. Слишком много света и солнца не бывает ни в людских сердцах, ни в жизни, ни на полотнах.

Содержание

Введение
1. Образ солнца и огня в музыке
2. Образ солнца и огня в живописи
3. Образ солнца в литературе
Заключение
Список использованных источников

Введение

Все мы знаем, что солнце – главное небесное светило, которое дает тепло, свет и жизнь. Во все времена его почитали. В его образе с древних пор представляли различных богов. Слишком много света и солнца не бывает ни в людских сердцах, ни в жизни, ни на полотнах.

Также очень часто в живописи используется образ огня. Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения. Огонь – это антипод воды. На картинах он присутствует в полной мере. Это поистине мистико-философский символ. Если обратиться к древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь – первоисточник всего сущего, символ познания и движения. В нашем сознании этот образ также связан с адскими муками. Этот мир опустошения и страстей, порочной добродетели и добродетельного порока мы можем увидеть в картинах многих художников.

1. Образ солнца и огня в музыке

Здесь для нас важно отметить, что при всей яркой индивидуальности творческого скрябинского замысла, наличествует очевидная перекличка его светоустремлений с общефилософскими позициями солнцепоклонничества, которыми была пронизана философия русского Серебряного века. Не углубляясь в подробный анализ, лишь напомним, что философские работы многих современников, а то и просто собеседников Скрябина — Е. Трубецкого, В.Иванова, Н.Бердяева заполнены провозглашениями культа Солнца в человеке, а творчество А. Белого и К. Бальмонта – подлинными гимнами Солнцу.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Если для Скрябина и свет, и цвет функционировали как символы, то произведения других композиторов, стремящихся воплотить в звуках эти визуальные феномены, обычно относятся к программной музыке, связанной с отображением образов природы. Синестетическое их освоение активно началось во времена романтизма, достигнув вершин прежде всего в музыке Н. Римского- Корсакова, К. Дебюсси.

И возникает вопрос: какими средствами разные композиторы в разные времена добивались этой светоносности?

Чтобы ответить на него, напомним для начала, что световые явления по своему происхождению можно разделить на естественные, природные (солнце, луна, звезды, молния, радуга) и искусственные, рукотворные, подвластные человеку (прежде всего, огонь, живое пламя). Естественные световые явления чаще всего статичны и почти всегда неслышимы, а искусственные – обычно динамичны и с сопутствующими звучаниями.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

2. Образ солнца и огня в живописи

Впрочем, химический аспект тут — только одна сторона дела. В безбрежном море легенд и мифов, которые доносят до нас из первобытного прошлого человечества связанные с первоначальным освоением и добыванием огня мысли, ассоциации, образы, обычно вспоминается прежде всего титанический образ Прометея. Согласно античному мифу, Прометей и его брат Эпиметей наделяли созданных из земли и огня животных мехом, шерстью, подземными жилищами, средствами защиты и т. п. Эпиметей, закончив работу, обнаружил, что, раздав все дары животным, он ничего не оставил для человека, совершенно беззащитного. Спасая людей, Прометей похитил искру огня с Олимпа (по другому варианту — из подземной кузницы Гефеста) и в тлеющем тростнике принес людям. Вместе с огнем Прометей даровал людям память (мать муз), искусство счета, наблюдения за небесными светилами, строительство жилища, лечение болезней, приручение животных, технику ремесла. Древнему греку, очевидно, взаимосвязь между обладанием огнем и началами искусства и науки представлялась естественной.

Но если произведения первобытной живописи датируются, даже в самых ранних, простейших проявлениях, верхним палеолитом, то есть не древнее 30-40 тысяч лет, то следы длительного поддержания огня уводят нас далеко в глубины нижнего палеолита и, по всей вероятности, оказываются примерно в 10-20 раз старше изобразительного искусства.

Одно из величайших достижений человечества современная наука относит к той поре, когда главными действующими лицами на арене первобытной истории были питекантропы, синантропы и другие формирующиеся древнейшие люди (архантропы). Неужели в их среде нужно искать первоистоки мифологического сюжета о получении огня? Многие специалисты не исключают такой возможности.

В девственной природе пожар мог быть вызван чаще всего потоком раскаленной лавы или ударом молнии. Тут невозможно не вспомнить оба варианта легенды о рождении огня из подземной кузницы Гефеста или с Олимпа, где правил Зевс-Громовержец. Все живое от огня бежит, кроме человека. Почему? Почему ископаемые гоминиды тянутся к горящим или тлеющим головням, хватают, размахивают, бегут с ними, пытаются сохранить угасающие языки пламени? По-видимому, невозможно хоть сколько-нибудь убедительно ответить на такие вопросы, если игнорировать радикальные перемены в физическом и психическом облике гоминид в ходе коллективной трудовой деятельности, развития прямохождения, руки, мозга.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Более миллиона лет разделяют древнейшие из найденных до сих пор каменных орудий, следов коллективных охот с ними на Африканском материке — и древнейшие бесспорные следы приручения огня, такие, как мощные, в несколько метров, слои золы в пещере Чжоукоудянь близ Пекина или остатки кострищ в стоянке Торральба в 150 километрах северо-восточнее Мадрида. Археологами в Торральбе, как и в Клектоне (Англия), Лерингене (ФРГ) найдены деревянные рогатины с умело обожженными наконечниками: значит, уже триста тысяч лет назад огонь применялся для механического и химического воздействия на орудия труда.

Горение — непрерывный процесс, для его поддержания нужны постоянные и регулярные добавления вполне определенных мер топлива. А это требует устойчивых навыков разделения труда в группе (так, человек мог либо постоянно оставаться у огня для его сохранения, либо искать топливо, либо уйти на промысел, чтобы доставить пищу тем, кто у огня и кто ищет топливо, и т. п., но не в силах был делать все это сразу). Нужно было научиться достаточно четко определять, сколько именно и какого топлива нужно для поддержания огня, с тем чтобы пламя не затухало и не вырастало в пожар. Какими путями проб и ошибок продвигались архантропы к решению этой задачи? Какими драматическими или трагическими событиями кончались неудачные попытки? И как они возобновлялись? Здесь много вопросов, не имеющих пока ответа.

Тенденции интеллектуального прогресса мощно стимулировались практикой сохранения, длительного поддержания и использования огня. Они вели к постепенному, очень медленному вызреванию предпосылок химических, арифметических, геометрических, биологических и астрономических знаний. Ибо, как от солнца, люди ждали от огня прежде всего тепла и света. Ради этого несли горящие головни в свои пещерные стоянки. Возводили — как обнаружили французские археологи в ашельском поселении Терра Амата у Ниццы — над очагом заслоны из камней для зашиты огня от холодного ветра.

Самый крупный и четкий из дошедших до нас мустьерских прямоугольных крестов вырезан на плитке известняка, найденной в Цонской пещере на Кавказе. Невольно вспоминается драматическая развязка мифа о Прометеевом огне: титан был по воле разгневанного Зевса прикован к скале здесь, на Кавказе. Тут же томились и могучие похитители божественного огня из многих кавказских мифов; например, грузинский Амирани, спаситель солнца, державший его, согласно позднейшим изображениям, на могучих плечах, сын охотника и богини охоты. Первобытная архаика многих кавказских мифов этого цикла вызывает особый интерес: археологи показали, что на Кавказ пралюди пришли не позже, чем на Пиренейский полуостров.

Социально-психологические последствия приучения и постоянного поддержания огня были столь глубоки и многоплановы, что представить их сейчас во всей полноте нам крайне трудно. Попытаемся все же здесь рассмотреть хотя бы одну сторону дела.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

По глубочайшей мысли Леонардо да Винчи, первые рисунки (сама их возможность) были подсказаны именно огнем, отбрасывающим тени на стены домов, — обводя тень-силуэт, человек, еще не умеющий рисовать, получает возможность простейшим способом наметить контур освещенного предмета.

Почему так неравномерно и долго входят в палитру ранней живописи цвета зелено-сине-голубой части спектра, как и названия этих цветов — в языки? Даже, например, у древних греков такие цвета не известны нам прежде пятого века до новой эры, когда, в частности, и миф о Прометее переосмысляется в трагедии Эсхила, в Египте же они использовались тремя тысячелетиями раньше, а первые, хотя и крайне редкие, попытки воспользоваться этими цветами начинались в палеолите.

Случайно ли первым по частоте образом палеолитического искусства была лошадь? Это ведь обычный для древней Евразии символ солнца — возможно, потому, что именно у лошади беременность продолжается около года (цикла видимого обращения Солнца).

Читайте также: