Сообщение на тему нормы произношения и ударения 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Орфоэпия – (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь) - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения; совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в данном языке произносительным нормам.

Слог – звук или сочетание звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха; наименьшая единица произнесения слова.

Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.

Список литературы

Обязательная литература:

Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 14; 143.

Дополнительная литература:

2. Бунеев Р.Н., Русский язык. 5 класс. //Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 23, 41.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Наша речь членится на слова, а слова на слоги. Слог – это фонетическая единица языка. Слог – это один или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог – наименьшая единица произнесения слова.

Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги, например: не-бо, тра-ва), либо на согласный (это закрытые слоги, например: кар-та, кос-тюм, чёр-ный).

Если в слове два слога или больше, то на один из них падает ударение. Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. Ударение всегда падает на гласный звук в слове, например, травá, óзеро, небéсный.

Ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Например, зáмок (строение) – замóк (приспособление для запирания двери).Слова, которые одинаково пишутся, но по-разному звучат, называются омóграфами. Например: áтлас – атлáс, гвóздики – гвоздúки.

В русском языке ударение разноместное, так как может быть на любом слоге, например на первом: бéгать, вéчером; на втором: бежáть, ребёнок; на третьем: прибежáть; на четвёртом: аккордеóн; на пятом слоге: наперегонкú. Ударение в русском языке может быть на любой морфеме, например на приставке: úзморозь, нáдпись, на корне: мúрный, молóчный, на суффиксе: дубóвый, рожóк, на окончании: горячá, неслá. Русское ударение при склонении или спряжении может сохраняться на той же морфеме, что и в начальной форме: сúний – сúнего (корень), курúный – курúного (суффикс), может перемещаться на другую: рекá – рéки, игрá – úгры(окончание – корень). При словообразовании ударение также может сохраняться на морфеме, например: дóм – дóмик(корень), может переходить на другую, например: лéс – леснóй(корень – окончание). Общего правила сохранения и перемещения ударения в русском языке нет. В случае затруднениямы обращаемся к орфоэпическому словарю.

Литературный язык имеет нормы (правила) произношения. Нормами произношения и ударения занимается наука орфоэпия. Она изучает и описывает все расхождения в написании и произношении слов, особенности звучания некоторых сочетаний звуков, правильную постановку ударений в русском языке.

Запомните несколько орфоэпических норм (правил) русского языка.

В первом предударном слоге а и о после твёрдого согласного произносятся как [а]: в[а]да, к[а]са, с[а]ма.

В первом предударном слоге после мягкого согласного а, е, и произносятся как [и]: т[и]нуть, б[и]да, п[и]сать.

В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются: ястре[п], разбе[к], тра[ф]ка.

На месте глухих согласных перед звонкими, кроме [в], произносятся звонкие: [з]бежать, о[д]бросить.

Чтобы лучше знать нормы произношения, нужно пользоваться орфоэпическим словарём.

Теоретический материал для углубленного изучения

Правила переноса слов

1. Если слово состоит из нескольких морфем, помимо корня, такие слова нужно переносить, не разбивая части слова. Про-беж-ка, смеш-ливый. Исключение составляют слова, у которых корень начинается с буквы ы. Ро-зыгрыш (нельзя роз-ыгрыш).

2. Если в слове есть корень и окончание, его нужно переносить по слогам. Бе-рё-за.

3. Буквы ь, ъ, й не переносятся на следующую строку. Буль-он, отъ-езд, май-ка.

4. Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву. Актив-но, ар-мия (нельзя а-ктивно, а-рмия).

5. При стечении согласных может быть несколько вариантов переноса. Се-стра, сес-тра, сест-ра.

6. Две одинаковые буквы разбиваются переносом. Мас-са, ван-ная. Исключение составляют начальные двойные согласные корня. Ссо-ра, по-ссорились (нельзя с-сора, пос-сорились).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбери правильную транскрипцию слова КРУЖКА

а) [кружка] б) [крушка]

Разбор задания:

Вспоминаем орфоэпические нормы: в конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются. [ж] – звонкий согласный, [к] – глухой, следовательно происходит оглушение [ж] и должен быть [ш]. Ответ: б.

Выбери правильное утверждение.

В русском языке ударение

а) всегда падает на последний слог;

б) чаще всего падает на предпоследний слог;

в) обычно падает на первый слог;

г) может падать на любой слог.

Разбор задания: вспоминаем, что во многих языках словесное ударение закреплено за определённым слогом, например, во французском языке ударение падает на последний слог, в английском – обычно на первый, а в польском – чаще всего на предпоследний. В русском языке ударение разномéстное, поэтому оно может падать на любой слог. Ответ: г.

Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.

-усвоение понятий орфоэпия и орфоэпической нормы;

-формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения);

-развитие общеучебных умений:

- применение изучаемых орфоэпических правил;

-обогащение словарного запаса учащихся.

- уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

- умение самостоятельно получать знания по теме урока и формирование навыка самостоятельной поисковой работы с учебной литературой.

-развитие внимания к собственной устной речи и речи собеседника;

- развитие мыслительных операций (анализ и синтез), памяти и внимания, логического мышления, речевых способностей и личностных качеств (ответственность и самостоятельность), коммуникативные навыки;

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам все постигать.

- Ребята, прочитайте девиз нашего урока.

- Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? (Сам)

- А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет, он сам должен этого захотеть)

- Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке многому научиться.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

На доске написаны слова замок и атлас.

- Ребята, нарисуйте то, что означают эти слова?

  1. Этап выявления места и причины затруднений. Постановка учебной задачи.

- Почему получились разные ответы? Как вы думаете? (На слайде 4 рисунка)

(В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги)

-Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение. Значит о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(Совместное формулирование темы урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения)

- Скажите, опираясь на тему, что мы должны сделать на уроке (цель урока). Используйте опорные слова:

2) познакомиться с … (правилом написания НЕ с прилагательными).

3) научиться … (правильно писать прилагательные с НЕ).

4. Построение проекта выхода из затруднения. Алгоритм

1. Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения.

Пропасть, что, скучный, собака, ателье.

- В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение)










  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (Задание выполняется в парах)

Пропасть, село, хлопок.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так ─

Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Спишите с доски слова, расставьте ударение.

Банты, свекла, торты, центнер, шарфы, договор, квартал, маляр, столяр, цемент, цепочка, шофер.

1.Спишите, поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание. Объясните.

На путях я вижу сорок
Резко скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.

2. На доске записаны слова, произнесите их правильно. (Устно)

Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.

9.Творческое задание (по группам)

Произношение заимствованных слов

-Очень важно, ребята, не только правильно поставить ударение в слове, но и произнести правильно звуки. В русском языке есть слова, заимствованные (пришедшие) из других языков. Во многих словах сохраняется твердое произношение согласных перед е . Мы должны правильно произносить такие слова.

Распределительный диктант-игра. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.

1) Твердый согласный перед е .

2) Мягкий согласный перед е.

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

4. Знак препинания. (Ти[рэ].)

5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)

6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.)

7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.)

8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

9. Название научного понятия. (Термин[т`э].)

10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)

11. Гостиница. (О[тэ]ль.)

10. Закрепление изученного.

Мини-тест (каждый делает самостоятельно).

Найдите ошибку: Алфав и т, проц е нт, дос у г, зв о нит.

Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.

Исправьте ошибку: Пар[тэ]р, каш[нэ], [тэ]рмин, порт[р`э]т.

- Какую проблему мы сегодня решали?

- Повторим алгоритм правописания НЕ с прилагательными.

  • Работать мне было…, потому что …
  • Труднее всего было …

12. Домашнее задание.

1. Упражнение 99

2. Составить орфоэпический диктант (15 слов)

3. Написать сочинение, используя в тексте слова мУка( пшеничная, ражаная,овсяная) и мукА (страдание) или Орган (зрения, речи) и оргАн (музыкальный инструмент).


На этом уроке мы поговорим о том, как важно правильно произносить слова. Узнаем о трудностях русского ударения и выучим забавные стихотворные памятки. И рассмотрим слова, произношение которых обычно вызывает трудности.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Орфоэпия"

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

· Что такое орфоэпия?

· Что такое орфоэпические нормы?

· Как добиться правильного произношения?

Наверняка вы слышали, что встречают всегда по одёжке. Что это обозначает?

Как мы составим мнение о человеке, с которым встретились впервые? Мы посмотрим на его внешность. Улыбается он или нет? Аккуратная ли у него одежда? Как он себя ведёт?


И как только человек заговорит – у нас появится ещё кое-что, по чему мы можем судить о новом знакомом.

Ведь речь – это одна из самых серьёзных характеристик каждого человека. И часто о людях судят в зависимости от того, как они говорят.

Какая же речь считается хорошей?

Конечно, речь должна быть богатой, разнообразной. Нужно понимать смысл слов, которые мы используем. Выражаться нужно точно, а говорить – выразительно. Все это мы знаем. Но ведь слова нужно ещё и правильно произносить!

То есть, орфоэпия – это свод правил устной речи. Эта наука устанавливает произносительные нормы русского языка.

Что входит в эти нормы?

Орфоэпия, например, указывает, как именно нужно произносить гласные звуки. И согласные звуки – тоже.

Орфоэпия устанавливает также правила произношений сочетаний звуков. Орфоэпия также указывает, на какой слог падает ударение в словах.

Каким образом оформляются эти указания?

Закрепляются произносительные, или орфоэпические, нормы в словарях. Есть множество различных орфоэпических словарей. А есть специальные словари ударений.

Они появились потому, что именно нормы ударений в русском языке часто вызывают трудности.

Дело в том, что русское ударение можно сравнить с… кузнечиком. Которого непросто поймать.


Ударение в русском языке может падать на любой слог слова.

В слове день ударение падает на первый слог. В слове сегодня ударение падает на второй слог. А в слове удивительный ударение падает на третий слог.

Кроме того, место ударения может меняться при изменении слова.

То есть, ударение попросту прыгает с одного слога на другой.

Начал. Ударение падает на первый слог.

Начать. Ударение падает на второй слог.

Начала. Ударение падает на третий слог! А все это – формы одного и того же глагола.

Причём, таких примеров – когда ударение передвигается – множество.

А ведь именно нормы ударения очень нужны, когда мы общаемся с людьми!

Представьте, что девочка говорит:

Я сегодня красивее всех, правда?

Какое она впечатление создаст?

Возможно – полуграмотной старушки.


Потому что нужно твёрдо запомнить: произносится красивее.

А как часто мы можем услышать при прощании:

Мы тебе потом позвоним!

Да-да, созвонимся!

И даже трубку не хочется брать.


Во всех формах глагола звонить и всех словах, которые от него образовались, ударение ставится после н.

Запомнить произношение некоторых слов помогают несложные стишки.

Наша баба Фёкла –

Красная, как свёкла!

Фёкла и свёкла. Произносятся одинаково.

Вот стоит большая ель,

А под ней растёт щавель.

Ель и щавель. Ударение ставится одинаково, на е.

Красит стены нам маляр –

Полки делает столяр.

Маляр и столяр – ударения ставятся одинаково.

Долго ели торты –

Не налезли шорты!

Торты и шорты – ударения ставятся одинаково.


Иногда в слове возможны два варианта правильного ударения.

Творог и творог.

Это равноценные варианты ударения.

Можно придумать стишок для запоминания:

Хочешь вкусный съесть пирог?

Положи в него творог!

Ну, а если вдруг он дорог –

Положи в пирог ты творог.

Какие слова ещё вызывают трудности?

Нужно запомнить ударения в словах:


Но трудности может вызывать и не только ударение. Некоторые сочетания звуков тоже считаются проблемными для произношения.

Например, сочетания букв чн может произноситься по-разному.

В более старых словах это сочетание читается как [шн]. Коне[шн]о, яи[шн]ица, скворе[шн]ик. В более новых словах мы читаем это сочетание как [чн]: нау[чн]ый, коне[чн]ая, игруше[чн]ый.

Проблемным считается произношение согласных звуков перед е в заимствованных словах

Возьмём сочетание те.

Согласный звук может читаться твёрдо: бу[тэ]рброд, де[тэ]ктив, компью[тэ]р.

А в некоторых словах он читается мягко: [тʼэ]ма, [тʼэ]ория, [тʼэ]рмин.

В основном такие слова приходится запоминать.

Есть и другие сочетания звуков, которые вызывают трудности.

Так как нам добиться правильного, хорошего произношения?

Общаясь с образованными людьми, слушая песни, просматривая телепередачи – будьте внимательны. Обращайте внимание на то, как произносятся слова. Запоминайте правила произношения и постановки ударения.


Итак, что мы должны сегодня запомнить?

Нормы произношения регулирует орфоэпия. Нормы произношения касаются гласных и согласных звуков, сочетаний звуков и постановки ударения в словах.

Нормы произношения отражены в орфоэпических словарях и словарях ударений.

Что такое орфоэпия?

Значение и история термина

Предмет и задачи этой науки — верное произношение звуков и ударений в словах. Для норм произношения слов русского языка характерно не всегда проговаривать те звуки, которые, кажется, должны быть (например, глухой согласный звук на конце слова вместо звонкого: бог, дуб, воз, год) или изменять / не изменять ударение в разных формах одного и того же слова: то´рт — то´ртов, ба´нт — ба´нтов, но голова´ — голо´в, волна´ — волна´м и во´лнам (в зависимости от значения). К тому же, некоторые слова имеют несколько вариантов произношения, например вариации произношения согласных звуков перед [е]. Тем не менее, даже при наличии вариантов, некоторые из них считаются предпочтительными, а прочие — допустимыми. Поэтому, чтобы правильно говорить на русском языке, необходимо знать и использовать орфоэпические нормы.

Правила орфоэпии

Неправильное произношение звуков и ударений в словах, казалось бы, не несет в себе ничего криминального, однако на деле это не так. Ошибки, отклонения от орфоэпических норм отвлекают собеседника, заставляя концентрировать свое внимание на неверном произношении, а не на смысле произносимого. Все это усложняет понимание и общение.

Речь на выступлениях, к примеру, обязана быть правильной, ведь только тогда оратору удастся донести смысл своих слов до аудитории. В области публичных выступлений колоссального успеха в сохранении классического литературного произношения достигли Московский Художественный академический театр им. М. Горького и Малый академический театр.

Русский язык. 9 класс. Контрольные и проверочные работы

Тетрадь по русскому языку содержит разнообразные задания, направленные на проверку теоретических знаний и практических умений школьников, и предназначена для проведения на уроках текущего и итогового контроля по всем разделам курса.

Однако помимо разности диалектов и говоров, на произношение влияет и обстановка, в которой общаются люди, и уровень образованности. Например, в бытовом неформальном общении все слова и звуки укорачиваются, но зато могут проговариваться те, которые по правилам орфоэпии следовало не произносить, а использовать только на письме. Также не стоит забывать о сленговых выражениях, необоснованном заимствовании иноязычных слов, нечеткой дикции — все это делает нашу речь далекой от орфоэпических норм родного языка.

Литературные нормы орфоэпии делятся на две части:

правила произношения гласных и согласных звуков,

правила произношения ударений.

Для орфоэпических норм характерны следующие черты:

согласование с языковыми традициями.

Формулировкой орфоэпических правил и норм занимаются специалисты — филологи. Прежде чем внести какие-либо поправки в произношение того или иного слова, учёные анализируют уровень распространённости этого варианта, историческую и культурную связь с лексикой прошлых лет, соответствие правилам и законам языка.

Стили орфоэпии

Всего в русском языке выделяют три стиля произношения:

Литературным стилем, чаще всего, владеют образованные люди, знающие правила произношения русского языка.

Книжный стиль отличается четким произношением всех звуков и реплик. Чаще всего его используют для выступлений в кругах ученых.

Для разговорно-просторечного стиля характерно использование лексики, подходящей для общения в неформальной обстановке. Им пользуется большинство людей.

Разделы орфоэпии

Для облегчения процесса овладения литературным языком нормы произношения делятся на несколько разделов:

произношение гласных звуков;

произношение согласных звуков;

произношение особых грамматических словоформ;

произношение заимствованных слов.

Произносительные нормы зависят от настоящих фонетических законов русского языка, таким образом фонетика и орфоэпия неотделимы друг от друга. Для того, чтобы знать все закономерности фонетики, разбираться в ударении, в изменении ударности при изменении формы слова, необходимо обладать определенными знаниями в этой области.

Обе науки занимаются изучением звучания речи. Моментом несхожести между фонетикой и орфоэпией является то, что первая допускает вариативность в произношении звуков, а орфоэпия — это наука, определяющая правильный вариант такого произношения в соответствии с нормами.

Русский язык.6 класс. Рабочая тетрадь с тестовыми заданиями

Рабочая тетрадь входит в состав УМК по русскому языку под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта и соответствует ФГОС основного общего образования. Также тетрадь может использоваться с учебником, соответствующим ФК ГОС. Помимо тетради, в состав УМК входят электронное приложение к учебнику, методические пособия и рабочая программа.

Примеры

Методические советы учителям

Приведем примеры нескольких орфоэпических правил.

2. Фонетические законы определяют произношение сочетания [чн] в конкретных случаях так, как выглядит это сочетание и на письме. Также предусмотрена замена произношения [чн] на [шн]. Например, допускаются оба варианта: и коне[чн]о, и коне[шн]о. Однако орфоэпические нормы устанавливают лишь одно верное произношение — сочетание [шн]: [конешно].

3. Орфоэпические нормы не предусматривают разночтений и определяют произношение следующих слов как единственно верное: [звони´т], [краси´вее], [ку´хонный], [то´рты], [алфави´т], [катало´г].

5. Согласно орфоэпическим нормам звонкие согласные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] на конце слова в процессе говорения оглушаются и превращаются в соответствующие им глухие: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с]. Например, плод [плот], покров [покроф], визг [виск], блиндаж [блиндаш].

6. Сочетания сч и зч проговариваются как долгий мягкий звук [щ’], например: счастье → [щястье], подсчет → [подщёт], резчик → [рещик].

7. Сочетания звуков [тс] в составе -тся / -ться на конце глаголов произносится как звук [ц]. Например: краситься — [красица], радоваться — [радоваца], трудится — [трудица], пересекается — [пересекаэца].

Верное литературное произношение, знание и использование орфоэпических норм являются показателями культурного образованного человека. Умение правильно говорить на своем родном языке необходимо не только для ораторских выступлений, успешной работы, личной жизни, но и для того чтобы быть достойным представителем своего народа и наследником богатой русской культуры.

Читайте также: