Сообщение на тему неформалы по истории

Обновлено: 07.07.2024


  1. Причины появление неформалов. С приходом Горбачева на пост правителя СССР в Советском Союзе начали появляться новые молодежные движения, членов которых именовали неформалами. До начала перестройки подобные движения также существовали, но в это время их число значительно увеличилось. Возможно это было связано с коренными изменениями в жизни общества после реформ, проводимых правительством. Чрезвычайно показательным является проведение советским руководством антиалкогольной кампании. Постановка вопроса о борьбе против пьянства и алкоголизма в мае 1985 г. свидетельствовала о серьезности намерений нового руководства взяться за решение сложнейшей проблемы, имевшей глубокие экономические, политические, социальные корни, оказывавшей крайне негативное влияние на нравственное состояние общества. Начало борьбы против пьянства было встречено доброжелательно, хотя и с известной долей иронии: все понимали, что это делать нужно, но в сознании многих это явление стало едва ли не элементом национального образа жизни. Поэтому, приветствуя благое начинание, люди ставили под сомнение возможность осуществить его быстро, а скептики считали затею бесперспективной вообще [1]. Огромное значение в жизни общества также приобрело раскрепощение инициативы и поощрение активности.

Молодежь все сильнее стала чувствовать свою свободу, и процент появления неформальных движений вырос в три раза!

Ученые выделяют в первую очередь целый перечень социальных причин возникновения молодежных движений [2]:

 Попытка бросить вызов обществу, заявить свой решительный протест против устоявшегося уклада.

 Желание доказать семье свою значимость, избежать непонимания.

 Стремление к индивидуальности, которая была ограничена в СССР.

 Желание самоутвердиться в обществе, привлечь внимание к своей персоне.

 Неразвитость сферы организации досуга молодежи в стране.

 Популяризация западных структур, течений, культуры

 Появление различных религиозных идейных убеждений.

 Выражение предпочтений в моде.

 Отсутствие четкой жизненной позиции и строго определенных целей.

 Влияние криминальных структур (90-е годы)

  1. Хиппи. Одним из самых распространенных молодежных движений можно назвать Хиппи. Расцвет движения, основанного на меломанских пристрастиях, породившее всесоюзную систему лесных и пляжных лагерей, домашних концертов, а также путешествий автостопом, пришелся на середину 70-х. К началу 80-х, мода на хиппи захлестнула столицы. В Москве коммуникация хиппи охватывала бульварное кольцо, Арбат и площадь Маяковского. Ряды движения пополнили студенты-битломаны, уличные барды и поколение детей советской интеллигенции, занимавшихся неофициальным творчеством. Эта субкультура ставила перед собой следующие принципы и стереотипы:

 Человек должен быть свободным.

 Достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души и мировоззрение.

 Поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую и важнейшую из драгоценностей.

 Красота и свобода тождественны друг другу. Их реализация — проблема чисто духовная.

 Все люди, придерживающиеся данным правилам, образуют духовную общину.

 Духовная община — идеальная форма общежития.

 Все люди, думающие иначе, заблуждаются.




  1. Субкультуры по музыкальному признаку.Помимо панков, в конце ХХ столетия формировались такие движения, как рокеры, металлисты, брейкеры, рокабиллы и тому подобные. Они формировались постепенно, основываясь на стилях зарубежных (чаще американских) исполнителей. Постараемся на примере металлистов рассмотреть типичный внешний вид перечисленных выше субкультур. Для них были характерны:

 Внушительный кожаный черный ремень, часто с изображениями костей, черепов.

 Длинные распущенные волосы (часто сальные). Голову покрывает бандана.

 Напульсники и нашивки с эмблемами любимых музыкальных групп и исполнителей.

 В одежде наиболее используемый был черный цвет и кожаные детали.

Среди стилей и моды неформалов данной группы, безусловно, есть отличия, но чаще всего основные каноны оставались неизменны (из-за единого происхождения).


  1. Стоит сказать, что сейчас представители всех перечисленных субкультур сохраняются. Да, значительно меняется стиль, меняется круг интересов за счет появления новых технологий, но идея молодежи остается неизменной. Многие ученые и писатели — публицисты считают, что в современном мире, молодежь — двигатель прогресса и отображение реальности.

Основные термины (генерируются автоматически): СССР, движение, стиляга, Духовная община, Советский Союз, внешний вид, черный цвет, Арбат, Москва, жизнь общества, группа, друг, молодежь, первое, стиль, субкультура.

Неформалы. Целая группа молодёжных движений в СССР 80-90-х годов. В целом они не отличались большим разнообразием. Тем не менее они сформировали свой язык самовыражения, уличные стили, моду, искусство, коммуникации, и самодостаточный меломанский рынок.

Неформалы в СССР

Расцвет движения основанного на меломанских психоделических и хардроковых пристрастиях, породившее всесоюзную систему вписок, лесных и пляжных лагерей, домашних концертов, а так же путешествий автостопом, пришелся на середину 70-х. К началу 80-х, мода на хиппи захлестнула столицы, в Москве коммуникация хиппи охватывала бульварное кольцо, Арбат и площадь Маяковского.Ряды движения пополнили студенты-битломаны, уличные барды и поколение детей советской интеллигенции, занимавшихся неофициальным творчеством.

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Сам стиль, получил широкое распространение благодаря общеевропейскому возрождению классического рок-н-ролла и началу сайкобилли движения во второй половине 80-х. В Советском Союзе это проявление наложилось на ньювейверскую костюмную моду, но уже после 86 года обособилось, частично в Купчинском андеграунде (Ленинград), частично рокерском (Москва, МХАТ), и в среде фан клуба Элвиса Пресли (Москва) с тусовочными местами на ст.метро Площадь Революции и Катакомбах (руины Греческого зала)

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Кратковременное проявление этой промежуточной зарубежной стилистики 70-х, пришлось на конец 80-х, в связи со сплочением радикальных неформальных кругов во время противостояния прессингу и наплыва новой волны действительно маргинальных элементов, вслед за популяризацией неформальных движений на рубеже 87-88 года (аккурат после перелома в уличных баталиях с "люберами" и гопниками). Стоит отметить, что подобные проявления в карикатурном ироничном виде присутствовали на просторах нашей родины, когда радикальные неформалы рядились в протоскинхедовские наряды, из вредности стригли головы налысо, и толпились в людных местах. Пугая своим внешним видом милиционэров и обывателей, на полном серьезе внимавших советской пропаганде, что де все неформалы-это фашиствующие молодчики. Хардмоды же конца 80-х, являлись сублемацией из панковского, рокабильного и милитаристкого стиля, и конечно же ни разу не слышав про то как они должны по стилистической классификации именоваться, предпочитали самоназвание "стритфайтеры" и"милитаристы".

Неформалы в СССР

Неформалы в СССР

Сайкобилли, будучи в большей степени проявился в Ленинграде на рубеже 90-х, вместе с группами Swidlers и Meantreitors, когда группы молодых людей оформили это направление музыкально, выделившись из рокабилльной среды. Но и до этого существовали отдельные персонажи выпадающие из рамок новых субкультурных лиг и предпочитавших полимелорманию рок-н-ролльного толка. В плане дресс-кода это тяготение было близко и панковской эстетике

4f6532c578cd7

Металлисты, рокеры, панки, рокабиллы, стиляги, любера, репперы, рейверы, байкеры, брейкеры - в этом небольшом фотоархиве охватывающем 70-80-90-е, показано время становления молодежной субкультуры, которая в тот период вошла в историю под общим ярлыком неформалы…

Когда в СССР появились первые неформальные движения, руководство страны просто считало их сумасшедшей молодежью. А когда движение вышло из под контроля, то было уже поздно. Немногочисленные группы молодежи, выпадая из разрушающегося уже советского социума, вышли на улицы, "создавая стилистически выдержанный диссонанс самореализации отдельно взятых людей и окружающей массы".


1.


2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.
11.

12.
13.
14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.


51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Землянуха Евгения Евгеньевна

4. Влияние молодёжных группировок на личность подростка.

1. Виды молодёжных организаций

Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения.

1.1 Музыкальные неформальные молодёжные организации.

Главная цель таких молодёжных организаций – прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.

Типичный ремень металлиста:

Особняком стоят группы, которые не пропагандируют что-либо антиобщественное или античеловеческое , но с их идеологией, которую они сами считают созидательной, сложно согласиться большей части общества. Так, многие антихристианские группы искренне считают христианство злом, а себя — борцами за справедливость. Таковы, например, многие пэган-метал группы. Некоторые блэк-металлические группы также пропагандируют нацизм и сами не считают эту идеологию антиобщественной.

1.2 Неформальные организации в спорте.

Внешне фанатов легко различить.

1.3 Философствующие неформальные организации.

  • что человек должен быть свободным ;
  • что достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
  • что поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
  • что красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого — чисто духовная проблема;
  • что все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;
  • что духовная община — идеальная форма общежития;
  • что все, думающие иначе, заблуждаются.

В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи:

1.4 Политические неформальные организации.

В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию.
Пацифисты: одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.

Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение , противодействующее войне и насилию мирными средствами, в основном осуждением их аморальности. Антивоенная демонстрация на акции против вторжения в Ирак в 2003 в Шеффилде , Великобритания . Часто смыкается с антимилитаристским и антиимпериалистическими движениями.

Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными и т. п. Они верят в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций.

Панк берёт своё начало в 60-х годах, когда под влиянием Beatles и Rolling Stones стали появляться много молодёжных команд, исполняющих рок-н-ролл.

Относительно сырой и грубый звук, основанный всего лишь на нескольких аккордах, . К концу 1960-х вызывающе примитивное звучание, в соединении с вульгарной манерой поведения на сцене, стала культивировать американская команда.

Куртка-косуха — была перенята как рок-н-ролльный атрибут из 50-х , когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами. Панки первой волны стремились вернуть рок-музыке ту же нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки.

Также панки носят различные атрибуты рокерских субкультур — ошейники, браслеты (преимущественно кожаные с шипами), и т. п

Все они были одеты в отбеленные джинсы Levi’s, ботинки Dr. Martens, короткие шарфы, завязанные на манер галстука; у всех были коротко стриженые волосы.

Хардкор скинхеды — ответвление скинхедов, которое в основном ассоциируется с хардкор сценой. Хардкор скинхеды стали распространенными в конце первой волны хардкора. Они сохранили идеи своих предшественников и не имели никаких расовых предрассудков.

НС-скинхеды ( англ. White Power skinheads или англ. National Socialist skinheads ) — появились в Англии в первой половине 70-х. Придерживаются идеологий правого толка, националисты или расисты , некоторые выступают за идею расового сепаратизма и превосходства белой расы (т.н. White Power ). В силу того, что расисткие взгляды противоречат первоначальному духу движения, другие представители субкультуры оскорбительно называют НС-скинхедов бонхедами (bonehead - костеголовые).

Го́ты — представители молодёжной субкультуры , зародившейся в конце 70-х годов XX века на волне пост-панка . Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для неё в той или иной степени характерны общие черты: специфический мрачный имидж, а также интерес к готической музыке, хоррор -литературе и мистике. азвание субкультуры готов и музыкального жанра готик-рок появилось в английском языке в 1980-е. Точное авторство его неизвестно.

У готов за два десятилетия сложился достаточно узнаваемый имидж. Хотя внутри готической моды существуют многочисленные направления, их объединяют общие черты.

Основные элементы готического имиджа — преобладание чёрного цвета в одежде, использование металлических украшений с символикой готической субкультуры, и характерный макияж .

Типичная атрибутика, используемая готами — анх (древнеегипетский символ бессмертия, активно используется после фильма Голод ), черепа, кресты, прямые и перевернутые пентаграммы, летучие мыши.

Макияж используется и мужчинами, и женщинами. Он не является повседневным атрибутом, и как правило, наносится перед посещением концертов и готических клубов. Макияж обычно состоит из двух элементов: белой пудры для лица и тёмной подводки вокруг глаз.

Прически в готической моде достаточно разнообразны. В эпоху пост-панка основным видом прически были средней длины растрепанные волосы. Но в современной субкультуре многие носят длинные волосы, или даже ирокезы . Для готов характерно красить волосы в чёрный или — реже — рыжий цвет.

Особая категория в готической моде — киберготы , которые представляют собой промежуточную моду между готами и риветхедами . Они смешивают готическую атрибутику с эстетикой киберпанка и индастриала.

Одно из распространённых обвинен ий в адрес готики — пропаганда суицида . В текстах некоторых готик-групп (а также групп, ошибочно причисляемых к готике) тема депрессии, смерти, загробной жизни встречается достаточно часто, и некоторые из текстов можно истрактовать как одобрительно отзывающиеся о самоубийстве. Другой причиной такого обвинения стала привычка некоторых готов инсценировать попытку самоубийства, например, надрезая вены.

Является ли увлечение готикой причиной или следствием таких проблем, остается предметом споров. По мнению психологов, готика может привлекать людей с комплексами, психологическими проблемами, изначально склонных к депрессии. При этом, согласно последним исследованиям, готик-субкультура дает людям со склонностью к депрессии понимающее общество, облегчает их социализацию и таким образом, может даже предотвращать суицид.

Я полагаю, что такие культуры, как готическая, чем-то сродни вере в Бога, потому что врачуют душу, и очень важны в современном обществе.

Обвинения в связи готики и сатанизма звучат в основном со стороны религиозных и около-религиозных консервативных организаций. Однако исследования показывают, что прямой связи между этими явлениями нет. Эта распространенная ошибка вызвана чаще всего атрибутикой готов, которую некоторые принимают за сатанинскую. Пресса часто приписывает ритуальные убийства, совершаемые дьяволопоклонниками , готам, за чем чаще всего следуют опровержения. По мнению большинства социологов, сама по себе готическая субкультура неагрессивна, хотя отдельные ее представители могут составлять исключение [ .

Движение Ролевых Игр (ДРИ) , Ролевое движение , ролевики — неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры , в первую очередь ролевые игры живого действия . Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов , толкиенистов , а также хардболистов , страйкболистов и пейнтболистов . Ролевое движение выделяют и как хобби , и как субкультуру , для которой характерен свой жаргон , своя музыка (см. менестрели ), своя литература (в основном фэнтези ) и другие характерные элементы единой культуры.

Ролевое движ ение в России и СССР возникло в 80-е годы на базе Клубов Любителей Фантастики.

Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты — кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы.

В настоящее время этот стиль музыки подразделяется на: эмо, эмокор, сан-диего хардкор (хардкор эмо), эмо вайоленс, скримо, френч скримо.

На базе поклонников эмо и родственных жанров возникла одноимённая субкультура .

В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль Pin-up ), редкие в то время авторучки . В 60-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный (рокабильный) образ.

Работу со стилягами вели также сотрудники добровольной народной дружины . В провинциальных городах задержанных стиляг стригли под полубокс , а узкие штаны распарывали и вшивали красные сатиновые клинья .

Подобное отношение вызывало ответную реакцию — стиляги замыкались внутри своих компаний и от простого восхищения зарубежной поп-культурой переходили к неприятию советской действительности.

2. Функции молодежных организаций.

Правильно оценивать состояние неформального движения молодёжи как своего рода социальную симптоматику, помогающую поставить диагноз всему общественному организму. Реальная картина современной, как и ушедшей в прошлое общественной жизни определяется потому, сколько детей брошено родителями, сколько лежит в больнице, совершают правонарушений.
Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнёра. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям характеризует молодёжную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.

Важнейшая функция молодёжного движения – проводник общественной жизни между местными, региональными, поколенческими зонами общественной жизни и её центром – основными социально- экономическими и политическими структурами. По мере развития общества, усложнения его политической жизни растет количество общественных организаций и общественных движений, нарастает степень их политизации. Вместе с тем увеличивается и количество организаций и движений, вступающих во взаимоотношения друг с другом.

Разговор о неформальном движении молодежи будет не полон, если не коснуться вопроса о том, какие функции выполняют самодеятельные объединения в развитии общества.

Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнёра. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодёжную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.

Важнейшая функция молодёжного движения – стимулирование прорастания социальной ткани на окраинах общественного организма. Молодёжные инициативы становятся провоником общественной энергии между местными, региональными, поколенческими и т.п. зонами общественной жизни и её центром – основными социально- экономическими и политическими структурами.

3. Особенности психологии неформальности.

Психология неформальности включает в себя много слагаемых.

4. Влияние молодёжных группировок на личность подростка.

Многие из неформалов – люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами – все очень разные, и в тоже время чем- то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.

Ради чего они стали неформалами ?

Возраст 11-12-15-16лет мы называем подростковым. Это период развития личности от детства к зрелости, к юношеству. Особенности этого периода зависимы отособенностей физического развития подростков. Но этот период обуславливается не только физическим и половым созреванием, но и развитием личности. В этот период идет нравственное развитие, формирование убеждений подростка. И чаще всего эти убеждения не совпадают с общественным мнением.

Неформальное движение является, в какой-то мере, социальной группой –социально организованной общностью людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью. Правда, многие из них занимают различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Многие из неформальных групп являются асоциальными – ориентированными на удовлетворение потребностей лишь членов этой группы (хиппи, панки, рокеры, брейкеры, металлисты и т.п.), социально ориентированными (неонацисты, бритоголовые, рэдскины) и антисоциальными – откровенно преступными группами.

Первостепенная причина ухода подростков в неформалы – это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых, поиск или неосознавание смысла существования.

Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди? Здесь два направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры.

Причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых - "нетерпение" занять места отцов в социальной структуре А они некоторое время еще остаются заняты. Но дело кончается втиранием нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством. Второе направление объясняет появление выпавших людей сдвигами в самом обществе. Молодежь приходит, взрослея,уже не в тот мир,к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, тех позиций в ней нет ".

В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это задевает чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но многие проходят через контркультурное состояние (попадают в зону действий контркультуры).

Причины участия подростков в неформальных группах – это: стремление познать необычное, особенно современное западное искусство; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; отсутствие интереса к чему -либо, бездеятельность, равнодушие к учебе; потребность в эмоциональных впечатлениях; отсутствие индивидуального подхода в школе, при наличии задержки в умственном развитии отдельных учеников; невнимание к подросткам в семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность; оригинальность впечатлений, получаемых подростками в группах, внутренняя свобода; возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях.

В своей работе над неформальными движениями России я решила отталкиваться в от непосредственной литературы о неформалах и общения с участниками неформальных молодежных течений, коих в нашей стране наблюдается немалое количество.

Я считаю что эта тема "неформалов" очень актуальна в наши дни, она всегда была актуальна. Неформальные объединения по сути целая система, это очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия. Где существует яркое деление на "своих" и "чужих".

Понятие "неформалы", "неформалы" - кто они? Ответы на эти вопросы я находила слушая музыку, собирая материал по теме реферата, рассматривая фотографии, просматривая фильмы и общаясь с разными людьми.

Проведя тестирование по теме реферата в своем классе, я поняла , что склонности к участию в неформальных группировках есть у части моих одноклассниках. И это хорошо, ведь многие неформалы интересные люди, занимаются саморазвитием как физическим, так и духовным. (Ролевики, хиппи, стиляги). Но есть и течения неформалов, которые способны существенно влиять на психику подростка и првести к неожиданным плоследствиям.

Мое мнение таково:

я считаю, что необходимо, что бы у подростка была своя компания, в которой было бы интересно, чтобы проводить свой досуг с пользой для здоровья и ума;

я считаю, что противопоставлять себя обществу взрослых людей не стоит, но и необходимо иметь в жизни активную жизненную позицию;

я считаю, что жизнь должна быть разнообразной, многогранной, но не в ущерб здоровью и психике, а во благо развития личности.

Читайте также: