Сообщение на тему народный праздничный костюм 5 класс

Обновлено: 26.04.2024

1 НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА Урок ИЗО в 5 классе учитель Колупаева Г.В.

3 ПЛАН УРОКОВ Беседа о народном костюме. Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве. Прослушивание музыкальных отрывков, фольклорных произведений. Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники. Исполнение небольшого эскиза, в котором ученик определя­ет колорит и основной характер костюма. Начало работы над окончательным вариантом. Завершение работы над эскизом. Выставка и обсуждение работ.

4 Давайте с вами, ребята, представим, что живем мы в России не в двадцатом веке, а где-то в восемнадцатом! Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Как жили летом, а как зимой?

5 Весной, летом и осенью- тяжелая работа в поле

6 Радостный и желанный праздник

7 Русский женский костюм Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой - епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.

8 Головные уборы Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник - род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Посмотрите, какие они были красивые, разных форм!

9 Русская рубаха И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая её вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блёсток. Сочетание белого и красного цвета – отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.

10 В южных районах России был распространён другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки). Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Её украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером. На мужских рубахах с левой стороны, на месте сердца вышивался ромб. Понева состоит из трёх полотнищ, по швам – орнамент. По цвету поневы были чёрные, коричневые, синие в клетку. Основной цвет посевного ансамбля – красный.

21 Эскизы декораций В.М.Васнецова к пьесе А.Н.Островского "Снегурочка"

22 Русский костюм в открытках

26 Практическая работа На основе увиденного материала о костюме будем выполнять эскиз костюма. Каждый выбирает технику: либо рисунок красками, либо аппликацию из кусочков ткани. Можете пользоваться рисунком фигуры человека. (Рисунок фигуры человека предлагается как раздаточный материал.) Постройте общую форму костюма, а затем намечайте места украшения и орнамента. Определяйте колорит и характер, вид головного убора.

Ефимова Ольга Петровна

ВложениеРазмер
Праздничный народный костюм 1.89 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Русский народный праздничный костюм Рубаха Сарафан Епанечка и душегрейка Головной убор

Епанечка и душегрейка

Праздничная одежда на юге России

Девичьи головные уборы венец коруна повязка

Женские головные уборы платок сорока кокошник

Кокошник Слово "кокошник" происходит от древнеславянского слова "кокош", означающего курицу-наседку или петуха.

Форма и декор женских головных уборов Головные уборы украшались изображениями солнца, звезд, древа, цветов, птиц

Цели:

  • Познакомить учащихся с особенностями русского народного праздничного костюма.
  • Развитие навыков создания художественного образа в декоративной композиции.
  • Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники.
  • Воспитывать Любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
  • Воспитывать уважение к художественному творчеству русского народа.
  • Таблицы с изображением русского народного костюма.
  • Шаблоны женских и мужских фигур.
  • Рисунки ребят по этой теме.
  • Репродукции исторических картин русских художников ( И.П. Аргунов “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”, К.Е. Маковский “Русская красавица в кокошнике”, А.П. Рябушкин “Московская девушка 17 века”)
  • Комплект художественных материалов.
  • Ткань, тесьмы, бисер, блестки, клей, ножницы для аппликации.
  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
  2. Беседа о народном костюме. Знакомство с особенностями праздничного народного костюма.
  3. Постановка художественной задачи.
  4. Выполнение аппликации, на основе эскиза выполненного красками.
  5. Подведение итогов, анализ работ.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

II. Формирование новых знаний. Знакомство с особенностями праздничного народного костюма.

На экране появляется первая заставка презентации.

- Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о “ Народной праздничной одежде”, ее особенностях.

Русский национальный костюм используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).

При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имел свои особенности. На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству. Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.

Русский национальный костюм стал менее распространён после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников.

Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

  1. Русская рубаха - на Руси рубашки было принято отделывать вышивкой по самым “уязвимым” для злых сил местам — у ворота, по краям рукавов, на плечах, и особенно — по подолу. Вышивка выполняла роль оберега; в ней преобладали солярные символы, а также изображения птиц, особенно — петухов, которые традиционно считались охранителями, отгоняющими нечистую силу.
  2. Распашной сарафан - одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
  3. Кокошник – самый распространенный вид праздничного головного убора – род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями.
  4. Епанечка - распашная душегрея.
  5. Шугай - Душегрея с длинным рукавом.

В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки).

  1. Понева – шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, бисером. Понева состоит из трех полотнищ, по швам – орнамент. По цвету, поневы были черные, синие в клетку.
  2. Передник - “запон”, “занавеска”. Передник всегда щедро украшался, вышивкой и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Недаром старое слово “красный” означало одновременно и красивый. Красный цвет кроме того считался магическим.
  3. Соро'ка — старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Был широко распространен в центральной России. Была самым богатым из женских головных уборов.

Сейчас мы внимательно рассмотрим фотографии женской одежды:

1. Праздничный костюм молодой крестьянки Тульской губернии

2. Праздничный костюм Воронежской губернии.

3. Праздничный костюм Орловской губернии

- Ребята! Давайте разберемся, из каких элементов состоят эти костюмы.

И внимательно рассмотрим репродукции исторических картин знаменитых художников, в которых есть изображение русского народного костюма.

1. “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме” — одно из известнейших произведений русского художника Ивана Петровича Аргунова. Образ крестьянки в этой работе передан с пронзительной правдивостью и искренней симпатией. Этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят о именно крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза — всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа.

2. “Русская красавица в кокошнике” К.Е.Маковский.

Кажется, это о ней стихи А.С. Пушкина "Красавица"

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

3. “Московская девушка 17 в.” А.П.Рябушкин - Картина удивительно проста. По старинной улице Москвы идет девушка. Ее походка легка и грациозна. Она как бы парит над снегом. Впечатление легкости усиливается развевающейся шубкой и лентой в шикарной косе.

Фигура девушки четко вырисовывается на фоне заснеженной улицы. Она стройна. Ее голова, покрытая высоким головным убором, горделиво поднята вверх. Белоснежная кожа лица покрыта легким румянцем. Одета она просто: малиновая шубка, из рукавов которой выглядывают изумрудной зелени рукава дорого наряда. В русую косу вплетена красная лента. Цвета яркие, насыщенные.

III. Постановка художественной задачи.

На основе эскиза, выполненного красками, работаем над аппликацией. Работу выполняем из кусочков ткани, тесьмы, бисера.

IV. Выполнение аппликации, на основе эскиза выполненного красками.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Народный праздничный костюм (5 класс). Презентация на заданную тему содержит 8 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.Неменского. Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.Неменского. Тема урока: Народный праздничный костюм. Задачи урока: 1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного костюма, 2. воспитывать интерес к народной культуре, 3. развивать творческую самостоятельность, навыки работы в технике аппликации.

Основой мужского костюма была Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и подвязывалась поясом. Шили её из белой, синей, красной ткани. Частью костюма были штаны (порты). Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами.

В центральных и северных районах В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали узорной полоской.

В праздничный наряд входили и В праздничный наряд входили и так называемые душегрей – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики

А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс. Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник. Передник щедро украшался вышивкой

Читайте также: