Сообщение на тему народный оркестр

Обновлено: 14.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Якутский музыкальный колледж (училище) им. Жиркова

по предмету: Народная музыкальная культура

на тему: Инструменты русского народного оркестра

Выполнила:
студентка 1 курса
Вокального отделения,
Хисматулина Фаина Тахировна

Преподаватель:
Давлетова Розалия Рашитовна

Якутск, 2016

Классификация инструментов по источнику звука и способу звукоизвлечения:

Струнные русские народные инструменты

Духовые русские народные инструменты

Ударные русские народные инструменты.

Состав оркестра русских народных инструментов:

3.Заключение

Введение

П ервые русские народные музыкальные инструменты возникли еще в незапамятные времена. О том, на чем играли наши предки, можно узнать из картин, рукописных брошюр и лубков. Некоторое количество инструментов было найдено во время раскопок, и теперь уже ни у кого не может быть сомнений, что они действительно были распространены на Руси. Наши предки жить не могли без музыки. Очень многие из них умели самостоятельно изготавливать простейшие инструменты, которые затем передавались по наследству.

Репертуар русских народных инструментов включает обычно обработки русских народных инструментов и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.

Современные оркестры русских народных инструментов – серьезные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках и России и за границей.

Классификация инструментов

по источнику звука и способу звукоизвлечения

В соответствии с источником звука русские народные инструменты делятся на:

- Струнные (Хордофоны)

- Духовые (Аэрофоны)

- Оболочкозвучащие ( мембранофоны)

- Самозвучащие (с определенной высотой звука и неопределенной)

а. Струнные народные инструменты

Щипковые народные инструменты

К щипковым народным инструментам (звук извлекается защипыванием струны) относятся инструменты грифные , или т анбуровидные – домра , балалайка и безгрифные – различные виды гуслей. На первых высота звука изменяется, в основном, укорочением струн на грифе пальцами левой руки при их защипывании или тремолировании, а на вторых – в результате перебора струн и быстрого проведения по ним пальцами рук или специальной пластинкой – медиатором (плектром).

Балалайка – щипковый инструмент украинского происхождения (вероятно, происходит от старой русской домры ). Она была известна уже в эпоху Петра I. Для нее характерна треугольная форма корпуса. В верхней деке сделан круглый вырез.

Балалайка имеет три струны, настроенные по квартам, но у некоторых инструментов две нижние струны настроены в унисон.

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас – функцию баса.

Домра - русский народный струнный щипковый инструмент . Домра имеет корпус полусферической формы. Защипывание струн производится при помощи медиатора . Характерным приёмом звукоизвлечения является тремоло . Существуют два вида домр: трёхструнная (русская) домра с квартовым строем, традиционно использующаяся в России, и четырёхструнная домра с квинтовым строем, получившая наибольшее распространение в Белоруссии и на Украине. Домра используется для сольного исполнительства (домра малая, прима) и в составе ансамблей и оркестров русских народных инструментов.

Гусли – различные по конструкции и происхождению струнные музыкальные инструменты, распространённые в России. Наиболее древним русским струнным щипковым инструментом являются гусли лирообразные. В древности гуслями могли называться все струнные музыкальные инструменты. Традиционно различают несколько видов щипковых гуслей, которые связанны между собой общим названием, при этом являются разными инструментами.

В состав русского народного оркестра входят клавишные и звончатые гусли.

Устройство, внешний вид и диапазон клавишных гуслей схож со щипковыми, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей – демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпеджированные аккорды. Правой рукой исполнитель проводит медиатором (тонкой пластинкой с заостренным концом) по струнам, а левой нажимает на необходимые клавиши. С помощью педали, расположенной у клавиш, сразу поднимаются все демпфера. При нажатой педали клавишными гуслями можно пользоваться как щипковыми.

В современном русском народном оркестре используется именно этот тип гуслей; в профессиональных коллективах встречается дуэт щипковых и клавишных гуслей.

Гусли звончатые – прямые наследники древних крыловидных гуслей. Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким. Играют на этих гуслях и бряцанием, как на балалайке.

б. Духовые русские народные инструменты

Источником звука здесь является поток воздуха. По способу звукоизвлечения группа подразделяется на свистковые, язычковые и мундштучные .

К свистковым русским народным инструментам относятся различные продольные дудочки.

Одноствольная дудка – продольная трубка, обычно с шестью игровыми отверстиями, дающими диатонический звукоряд.

Двуствольная дудка ( ее так же называют двойчаткой, двойницей или свирелью) на каждой трубке обычно потри отверстия, дающие звукоряды, находящиеся в квартовом соотношении.

Кугиклы ( кувиклы, кувички) – многоствольные дудки – это несколько дудочек, обычно от двух до пяти игровых отверстий, с диатоническим звукорядом и небольшим диапазоном в пределах квинты.

Окарины – пустотелые керамические фигурки, обычно в виде птицы или животного, с двумя-тремя игровыми отверстиями, в некоторых инструментах – до десяти, с диатоническим звукорядом в пределах ноны.

Свирель – древний духовой музыкальный инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двуствольным, при этом один из стволов имеет обычно длину 33-35 см, второй – 45-47 см. В верхнем конце ствола- свистковое устройство, в нижней части – по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину: бузины, ивы, черемухи. Предполагается, что этот инструмент перекочевал в Россию из Древней Греции.

Язычковые духовые инструменты

Звук возникает в результате колебания язычка – металлической пластинки. Могут быть двух типов: бьющие язычки ( во время подачи воздуха язычок ударяет по краям прорезей), с проскакивающими , обычно металлическими язычками ( издают один звук, соответствующий частоте колебаний самой металлической пластинки). Проскакивающие язычки являются основой гармоник – от простейших конструкций гармоней до современных концертных баянов и аккордеонов.

К бьющим язычкам относятся:

Жалейка – дудочка с небольшим количеством игровых отверстий.

Волынка язычковый духовой инструмент с особым резервуаром для воздуха, или мехом. Воздух нагнетается в мех ртом либо с помощью специальных полостей, управляемых рукой исполнителя. Поскольку трубки инструмента издают звук благодаря потоку воздуха из меха, а не изо рта, исполнитель может дышать во время игры и таким образом не прерывать звучания. Мех обычно изготовлялся из шкуры животного, в которую вставляется шантер, или мелодическая трубка с пальцевыми отверстиями.
У русской волынки – двойной шантер со сделанными из рога раструбами.
История возникновения волынки неясна, но очевидна родственность ее с теми инструментами, в которых вся трость берется внутрь рта. Волынки были известны еще во времена Древнего Рима.

Баян – духовой язычковый музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой; назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна.

Современный баян оснащён пятирядной правой клавиатурой с регистрами-переключателями и готово-выборной шестирядной левой и обладает отличными художественно-исполнительные возможностями, позволяет играть не только простейшие мелодии, но и шедевры мировой классики.

Баян состоит из трёх частей – правый полукорпус, левый полукорпус, меха. Фактически, баян является разновидностью аккордеона . Причём выделяют эту разновидность как отдельный инструмент (боян) только в России (и странах СНГ). В других же странах этот инструмент остаётся аккордеоном.

Мундштучные духовые инструменты

Звук вызывается вибрацией напряженных губ исполнителя, прикладываемых к узкому концу трубки или к мундштуку.

Пастуший рожок – деревянная трубка с мундштуком, раструбом и небольшим количеством игровых отверстий(чаще всего 5-6). Рожки часто используются в ансамблях и могут иметь различные размеры и тесситуру.

Пастушья труба – древний духовой инструмент. Изготавливался либо из коры деревьев, либо из двух выдолбленных половинок, обернутых берестой. Не имеют игровых отверстий.

Рог – это изогнутый канонический инструмент, в котором звук производится посредством вибрации губ исполнителя. Самые простые разновидности изготовляются из рогов животных, и именно рога животных послужили образцом для иных разновидностей примитивных рогов. Вдувание воздуха может производиться с конца либо сбоку; мелодический объем инструментов без пальцевых отверстий весьма ограничен. Они широко используются в сигнальных и ритуальных целях.

в. Ударные русские народные инструменты

Оболочкозвучащие

Источник звука – упругая мембрана, колеблющаяся в результате удара по ней. Среди русских мембранных инструментов наиболее известен бубен в виде деревянного обруча, одна сторона которого обтянута кожаной мембраной. В отверстия стенок обруча обычно вставляются маленькие металлические тарелочки, дополняющие звучание бубна звенящими призвуками.

Самозвучные (с определенной высотой звука)

В качестве исконно русского инструмента широко известны колокола . На протяжении многих веков формировались на Руси самые различные виды колокольных звонов, характерных большой мелодической и ритмической самобытностью – праздничные, набатные, встречные, проводные, похоронные и т.д.

Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.


Самозвучные ( с неопределенной высотой звука)

В русской этнической среде наибольшей популярностью пользовались ложки – в виде деревянных столовых ложек с несколько удлиненными рукоятками, к которым иногда привязываются бубенчики.
Большой популярностью так же пользуются также трещотки – чаще всего, в виде деревянных столовых ложек с несколько удлиненными рукоятками, к которым иногда привязываются бубенчики.

Коробочка – это очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый, тщательно обструганный и даже отшлифованный со всех сторон деревянный кленовый или берёзовый брусок с небольшой полостью под верхней частью корпуса, которая служит резонатором. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Коробочкой подчёркивают отдельные ритмические точки, имитирующие цоканье копыт.

Для академического инструментария важно, что все мембранные и самозвучащие (за исключением варгана) составляют группу ударных инструментов оркестра, в частности русского народного. Способ звукоизвлечения на них - удар - практически оказывается существеннее, чем источник звука. Поэтому в музыке нотной традиции представляется, гораздо более важным классифицировать ударные инструменты не на мембранные и самозвучащие, а на инструменты с определенной высотой звука (литавры, колокола, колокольчики, вибрафон и др.) и с неопределенной высотой звука (бубен, большой и малый барабан, треугольник, тарелки, ложки, трещотки и проч.)

Состав оркестра народных инструментов

Группы инструментов русского народного оркестра

Оркестр русских народных инструментов обычно включает в себя следующие инструменты (в порядке расположения в партитуре и примерного количества исполнителей):

- Трёхструнные домры : пикколо, малые (6―20), альтовые (4―12) и басовые (3-6)

- Духовые инструменты :

Русского происхождения – свирели, жалейки, волынки, владимирские рожки (в настоящее время редки в составе оркестра).

Европейские – флейты, гобои (используются чаще, так как обладают тембром, почти идентичным русским инструментам, но бо́льшим диапазоном), иногда включаются медные духовые.

- Ударные инструменты

Русского происхождения – бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т.п.
Европейские – литавры (первоначально Андреев планировал ввести в оркестр родственные им накры, однако этот инструмент из-за некоторого несовершенства своей конструкции быстро вышел из употребления), колокольчики и другие (аналогично симфоническому оркестру).

- Гусли клавишные и звончатые

- Балалайки: примы (3-6), секунды (3-4), альтовые (2-4), басовые (1-2) и контрабасовые (2-5.)

Сто лет назад впервые в музыкальной практике был создан национальный по составу инструментов русский оркестр, ставший органичной частью профессиональной художественной культуры и вместе с тем – частью массового музыкального быта. В этом его большое просветительское значение: сегодня русский народный оркестр является важным средством активного приобщения к музыке широких слоёв населения. Отсюда ясно, насколько важна роль русских народных оркестров в современной музыкальной культуре.

До наших дней дошли многочисленные свидетельства большого разнообразия русского музыкального инструментария. Здесь и струнные щипковые, и смычковые, и духовые, и ударные инструменты. С изменением социальных условий, жизненного уклада менялись и видоизменялись музыкальные инструменты. Некоторые получили широкое распространение по всей стране, некоторые только в определённой местности. Основой народного инструментального искусства является коллективность. Идея возрождения коллективной игры на русских народных инструментах возникла у В.В. Андреева не случайно.

Даже краткий обзор фактов истории свидетельствует о глубокой исторической почвенности ансамблевого музицирования в России. Создание Андреевым Русского оркестра было уникальным явлением, ведь никогда ранее ни в отечественной, ни в зарубежной практике не существовало оркестра, инструментарий которого был бы столь доступен для начального освоения, и именно на этом моменте Андреев акцентировал особое внимание.

Оркестровое исполнительство на русских народных инструментах имеет богатые традиции. В настоящее время этот жанр занимает видное место в музыкальной культуре. Сегодня можно с уверенностью сказать, что искусство оркестрового исполнительства на русских народных инструментах находится на подъеме.

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ОРКЕСТР — оркестр, включающий
в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.

Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.

Современные оркестры русских народных инструментов — серьёзные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Открытое занятие по ознакомлению с инструментами симфонического и русского народного оркестров с использованием слайд-шоу

Занятие расширяет знание детей о видах оркестров и названиях музыкальных интрументов.

Методика разучивания русской народной песни в оркестре детских музыкальных инструментов.

Методическая разработка разучивания русской народной песни "Я на горку шла" в оркестре детских (ударных) музыкальных инструментов.Состав инструментов: Металлофоны, бубны, треугольники, ложки, трещотка.


Наглядное пособие "Оркестр русских народных инструментов"

Пособие поможет познакомить детей с инструментами русского народного оркестра.


Конспект музыкального занятия "Русские народные инструменты. Народный оркестр"

На музыкальном занятие дети знакомятся с русскими народными инструментами и народным оркестром.


Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.


Музыкальное занятие по ознакомлению с инструментами симфонического, духового и русского народного оркестров с использованием слайд-шоу

Инструменты разные - все они прекрасные.


"В гостях у русского народного оркестра"

занятие проводится с целью знакомства детей с инструментами русского народного оркестра.

Оркестр русских народных инструментов

Оркестр русских народных инструментов

Оркестр. Когда слышишь это слово, то сразу представляешь концертный зал, на сцене которого большой коллектив исполнителей на разных инструментах слаженно и стройно исполняют красивую музыку. Оркестры бывают разные: друг от друга они отличаются инструментарием и, соответственно, исполняемым репертуаром. Однако необходимо отметить, что помимо общеизвестных камерных, симфонических, джазовых, эстрадных и духовых оркестров, сегодня существуют иные музыкальные коллективы, обладающие особым неповторимым колоритом. К таковым относятся оркестры волынщиков, аккордеонистов и оркестры русских народных инструментов, признанные уникальным явлением не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры.

Что такое оркестр русских народных инструментов

Оркестр русских народных инструментов — это коллектив исполнителей, играющих на музыкальных инструментах, которые на протяжении столетий создавал и совершенствовал народ России. Эти этнические инструменты подразделяются на четыре группы: струнные, духовые, ударные и гармоники.

Оркестр народных инструментов

К струнным инструментам, применяемым в народном оркестре, относятся трёхструнные домры, балалайки и гусли.

  • Семейство домр включает в себя такие разновидности, как пикколо, малые, альтовые и басовые.
  • Балалайки тоже делятся на подвиды, такие как примы, секунды, альтовые, басовые и контрабасовые.
  • Из большого разнообразия гуслей в народном оркестре в основном используются стационарные варианты: клавишные и щипковые, но иногда, если того требует замысел композитора, применяют крыловидные или как их часто называют звончатые гусли.

Следующая оркестровая группа – это весьма разнообразные русские народные духовые инструменты: жалейки, одинарные и двойные свирели, волынки, свистульки - окарины, кугиклы, владимирские рожки, а также европейские гобои и флейты.

Свирель

Ударные инструменты русского оркестра тоже отличаются большим многообразием. Это ложки, трещотки, бубенцы, коробочки, шаркуны, дрова (инструмент похожий на ксилофон). Помимо таких удивительно забавных инструментов в народном оркестре используют и европейские литавры, ксилофон, треугольник, бубен, малый и большой барабаны.

Ещё одна важная группа, входящая русский оркестр – это семейство гармоник, включающее баяны, а также различные по тесситуре оркестровые гармоники, тембровые гармоники и областные русские гармони: ливенская, саратовская, череповецкая.

Популярные произведения для оркестра русских народных инструментов

История

История создания оркестра русских народных инструментов неразрывно связана с жизнью и творчеством Василия Васильевича Андреева – музыканта – патриота и выдающегося деятеля отечественной музыкальной культуры.

Василий Андреев появился на свет в 1861 году в небольшом городке Бежецке, расположенном Тверской губернии. Отец семейства - Василий Андреевич Андреев, причисляемый к купечеству первой гильдии, обладал весьма приличным состоянием. Мать мальчика – Софья Михайловна, принадлежавшая к старинному дворянскому, но обедневшему роду, была хорошо образована, что вызывало большую гордость у мужа, который стремился к более достойному, нежели купеческий, благородному образу жизни. В доме Андреевых постоянно звучала музыка, поэтому мальчик рос в благоприятной творческой обстановке.

Василий Васильевич Андреев

Обладая незаурядными музыкальными способностями, он с раннего возраста стал самостоятельно осваивать разные инструменты, причём те, которые он находил в комнате слуг. Людская была излюбленным местом, куда маленький Васенька прятался от своих гувернанток. Там всегда было очень весело и интересно: девушки пели песни, а в маленьком шкафу прятали, привлекавшую его внимание, удивительную гармонь. Вскоре мать, заметив музыкальные увлечения сына и одобрительно к этому относившаяся, стала дарить ему разные инструменты. Сначала была гармошка, затем гитара и настоящая итальянская мандолина. Все инструменты Василий осваивал быстро и с большим увлечением. После смерти главы семейства мать и сын, которому исполнилось семь лет, переехали в имение Марьино – родовое поместье Софьи Михайловны, находившееся в ста километрах от Бежецка. Вот здесь в деревенской обстановке, интерес к народной музыке у мальчика возрос ещё больше. Он тайком убегал в деревню и там, у крестьян учился играть на разных музыкальных инструментах: рожках, свирели, жалейке и балалайке , которую освоил так, что в исполнении превзошёл своих учителей – деревенских пастухов.

Несмотря на то, что Андреев в дальнейшем свободно овладел скрипкой и фортепиано, интерес к балалайке у него постоянно возрастал. Огромную роль в становлении будущего виртуоза – балалаечника сыграла встреча в 1883 году с замечательным народным музыкантом, землекопом Антипом, а затем Александром Степановичем Паскиным, который был не только видным общественным деятелем, но также большим поклонником простого русского инструмента и умевшим весьма искусно на нём играть. Именно по совету Паскина одному из бежецких столяров Андреев заказал изготовление особой балалайки, весьма непохожей на те, которые бытовали в то время, а в 1884 году, по настойчивой просьбе друзей, в Самаре на благотворительном концерте, он осмелился сольно исполнить на ней несколько произведений.

Балалайка


Жалейка

Стоит отметить, что популярность коллектива росла с геометрической прогрессией и, как итог живого интереса к его деятельности, в российских городах стали создаваться оркестры народных инструментов, а Андреевский коллектив тем временем как самобытный русский оркестр отправился пропагандировать русскую народную музыку за пределы отечества. В 1900 году концерты оркестра триумфально прошли на Всемирной выставке в Париже. В 1908 год – гастроли в Германии, 1909 год – в Англии, 1910 год – вновь в Германии, Англии и Франции, а в 1911 году – в США и Канаде. Коллектив везде прославлял Великую Россию и её богатую национальную культуру.


После революционных преобразований в стране творческо-патриотическая деятельность Андреева была оценена по достоинству. Советское правительство активно содействовало развитию художественной самодеятельности и вместе с этим формированию новых оркестров народных инструментов, в которых постепенно рос уровень исполнительского мастерства, обогащался репертуар и пополнялся инструментальный состав. Например, были введены гармоники, которые не только значительно обогатили тембровую палитру, но и увеличили динамические возможности оркестра. Помимо этого в партитурах всё чаще стали появляться инструменты симфонического оркестра такие, как гобой и флейта. Непрерывное развитие коллективов проходило по пути профессионализации, они постоянно пополнялись квалифицированными музыкантами, а репертуар талантливыми произведениями современных композиторов.

Балалайка
Домра

Гусли
Рожки

Интересные факты

Фёдор Шаляпин

Оркестр русских народных инструментов – это национальное достояние, которым гордится Россия. Неповторимая тембровая палитра, выразительность, певучесть и в то же время виртуозное мастерство оркестрантов покоряет слушателей по всему миру, а родном отечестве, он, сохраняя богатые традиции, является ценнейшим средством приобщения широких масс к народной музыкальной культуре.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Оркестр русских народных инструментов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный оркестр русских народных инструментов сложился не сразу. История его возникновения и развития рассказывает о том, как изменялся его состав, возникали оркестровые группы, совершенствовалась партитура.

Рождение оркестра русских народных инструментов связано с популярным народным инструментом, способным красочно воплощать все многообразие и богатство музыкальных образов народного творчества. Этот инструмент — балалайка.

Начнём с самых истоков.История создания оркестра русских народных инструментов неразрывно связана с жизнью и творчеством Василия Васильевича Андреева.

В 1920 году оркестру было присвоено имя его создателя. Он стал именоваться Государственным Великорусским народным оркестром имени В. В. Андреева, а с 1936 года — Оркестром русских народных инструментов имени В. В. Андреева Ленинградской филармонии. На протяжении почти 15 лет оркестром руководил сподвижник Андреева Ф. А. Ниман. Андреевцы стали регулярно выступать перед широкой аудиторией. Так было до июня 1941 года. В первые же дни войны многие оркестранты ушли на фронт. В условиях ленинградской блокады " деятельность оркестра приостановилась. Но уже через несколько месяцев восемь музыкантов, из которых шестеро были андреевцами, организовали ансамбль при Ленинградском радио. В те дни звуки родной музыки были для защитников города голосом жизни и надежды. Услышав выступления ансамбля в эфире, андреевцы, служившие в воинских частях, оборонявших Ленинград, стали с разрешения своих командиров приходить в город для участия в этих концертах. А с 1943 года ансамбль стал пополняться бывшими оркестрантами, возвращавшимися с фронтов. Таким образом, деятельность оркестра возобновилась уже в новых условиях — он стал одним из ведущих художественных коллективов радио.

С каждым годом возрастали требования к репертуару, совершенствовалось исполнительское мастерство, обогащался инструментальный состав народных оркестров. Прочное место заняла в них группа гармоник. Ее состав в разных оркестрах был различным — от одного готового баяна до всех видов оркестровых гармоник. С введением гармоник партитура оркестра пополнилась новыми голосами, значительно обогатилась его тембровая палитра, возросли динамические возможности.

В настоящее время в народных оркестрах встречаются и инструменты симфонического оркестра. Чаще всего — флейта и гобой, которые по характеру звучания напоминают некоторые духовые народные инструменты и хорошо сочетаются со струнными инструментами и гармониками. Группа ударных инструментов симфонического оркестра представлена в русских народных оркестрах полностью.

Деятельность Андреева вызывала подражание во многих городах нашей страны: по образцу его коллектива стали создаваться кружки, ансамбли, оркестры. Большое влияние оказали выступления андреевского оркестра и на музыкальную жизнь за рубежом — там тоже начали возникать оркестры русских народных инструментов, которые пользовались успехом. Все это говорит о том, что оркестр Андреева представлял собой самобытное, оригинальное художественное явление и его деятельность способствовала упрочению влияния русской национальной музыкальной культуры во всем мире. Инструменты народного оркестра. Оркестр русских народных инструментов обычно включает в себя следующие инструменты

В состав современных оркестров русских народных инструментов входят следующие народные инструменты:

I. Домры Домры трехструнные: Домра пикколо Малая домра Меццо-сопрановая домра + Альтовая домра Теноровая домра + Басовая домра Контрабасовая домра +

II. Балалайки Балалайка прима Балалайка секунда Балалайка альт Балалайка бас Балалайка контрабас

III. Гусли Гусли клавишные Гусли щипковые Гусли звончатые +

IV. Гармоники Готовые баяны Готово-выборные баяны + Оркестровые гармоники (сопрано, альт, тенор, бас, контрабас) Тембровые гармоники (флейта пикколо, флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, труба, туба) + Областные русские гармоники (ливенка, двухрядка, саратовская, бологовская, череповецкая)

V. Духовые инструменты Рожки + Свирели + Жалейки + Брёлки + Кугиклы (кувычки) +

VI. Ударные инструменты Народные: Ложки + Трещотки Бубенцы и др.

Инструменты симфонического оркестра: Литавры Ксилофон Треугольник Бубен Малый барабан и др.

Примечание. Крестиками отмечены инструменты, редко включаемые в состав современных оркестров.

Читайте также: