Сообщение на тему народные промыслы адыгов
Обновлено: 17.05.2024
Интервью с исследователем адыгского народного творчества, Заслуженным художником Республики Адыгея, автором исследовательских работ по адыгской культуре Замудином Леловичем Гучевым.
Интервью подготовила Фатима Теучеж
Интересные у Вас статьи по истории и искусству родного народа :-))) +++
----
Очень прошу дать замечания по моей статье, все ли верно у меня изложено, так как истории и традиций адыгского народа я не знаю, хотя и учился в Майкопе . а спросить не у кого - на Прозе из адыгских авторов, которых я знаю - только Вы . Я искренне надеюсь, что в просьбе Вы не откажете. С Уважением А. Рифеев
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Прикладное искусство адыгов
Майкопский курган Майкопский курган — археологический памятник майкопской культуры на восточной окраине Майкопа. Представлял собой насыпь до раскопок высотой 11 метров с диаметром около 100 м. Был раскопан в 1897 гг. экспедицией археолога Н. И. Веселовского. В кургане находилась большая могильная яма, глубиной 14 м. Захоронение делилась деревянными перегородками на три неравные части. В наибольшем помещении покоился в роскоши один из вождей оседлых племен, населявших в то время Северный Кавказ, а в других отделах - могилы его двух жён. Голову вождя украшали две золотые диадемы. Предметы из Майкопского кургана на данный момент находятся в Эрмитаже. Это едва ли не древнейшие в мире памятники культуры бронзового века.
Истоки изобразительного искусства адыгов уходят в глубокую древность. Но орнаментальные формы и композиции сохранились и оставались неизменными в течение нескольких столетий. Прикладному искусству были свойственны два типа: во-первых — стиль животного узора, во-вторых — линейно-геометрический стиль; и поэтому на искусстве адыгов отразились эти типы. Всеми видами прикладного искусства адыгов занимались в основном мужчины. Женщины в основном изготовляли предметы, связанные с внутренним убранством жилища: циновки из тростника, украшенные геометрическим орнаментом; украшали одежду.
Циновки широко применялись в обрядах, связанных с рождением и смертью. По преданию, адыг рождался на циновке и в последний путь отправлялся на ней же. Среди адыгов было поверье, что если для обряда погребения циновка бралась взаймы, то душа умершего мучилась, поэтому в каждом доме всегда имелись циновки для погребения. С приходом в адыгскую культуру ислама циновки начали использоваться в качестве молитвенного ковра.
На протяжении многих веков у адыгов были широко развиты такие виды ремесла и народного искусства, как изготовление холодного оружия, женских украшений и золотого шитья.
Золотошвейное искусство выступает одним из маркирующих признаков адыгской культуры, с помощью которого можно рассматривать этнополитические, экономические и культурные отношения; проследить связи адыгов с другими народами и процессы, происходившие в адыгских общественных отношениях. Оно настолько вошло в обычаи и традиции этноса, что его можно назвать наиболее характерным видом адыгского искусства.
Происхождение золотых нитей и орнамента в историческом контексте непосредственно связано не только с экономическим и культурным уровнем развития изучаемого общества, но и с этнокультурными связями адыгов с другими народами, что позволяет рассматривать их и как один из источников по истории материальной культуры и религиозного мировоззрения адыгов.
Одним из замечательных видов народного искусства является орнаментальная культура, отображающая в своеобразных формах окружающую действительность, быт и мироощущение человека и воплощающая в себе его этнические идеалы. Основной задачей данного доклада является краткая характеристика адыгейского национального орнамента.
Под общим самоназванием народа адыги объединили в прошлом довольно многочисленные племена с единым языком и некоторыми диалектическими особенностями.
Древнейшими обитателями Северо-Западного Кавказа – адыги сложились в народность примерно к X веку нашей эры.
Адыги в феодальный период делились на отдельные племена - абадзехи, кабардинцы, бжедуги, темергоевцы, натухаевцы, шапсуги, убыхи, жанеевцы, бесленеевцы и др. Адыги обычно селились по долинам рек небольшими аулами и занимались в основном земледелием и животноводством. Большое развитие имело коневодство. Развивались у адыгов и ремесла, не отделяясь от сельского хозяйства. Они добывали железо, медь, свинец, серебро. Главным ремесло адыгов являлась обработка продуктов животноводства – изготовление одежды и обуви, преимущественно для своих нужд. В изготовлении изделий из меди, серебра и других материалов адыги достигли больших успехов, судя по форме и прочности домашней утвари и совершенству серебренных и золотых изделий и украшений с красивой орнаментацией.
Процесс формирование адыгов был усложнен этническими смешениями и внешним культурным влиянием. В VI веке и позднее на Северо-Западном Кавказе заметно политическое и культурное влияние Византии, выразившиеся в распространении христианства. В это время зарождаются основные элементы современного, так называемого черкесского костюма, ставшего общекавказским и заимствованного впоследствии казаками.
В глубокой древности восходят экономические и культурные связи адыгов с русскими, грузинами и другими народами.
В многовековой борьбе с угнетателями поработителями, лишенные возможности просвещения и образования, адыги сумели создать свою самобытную национальную культуру, которая находит свое яркое выражение в художественном богатстве фольклора, в своеобразной народной этике, в оригинальной, разнообразной по своим формам орнаментальной культуре.
У адыгов широко распространились как одежда, золотошейные вышивки, бассоная работа, резьба по дереву, металлу, роспись, лепка, плетение и стилизация орнаментов в современный период.
У адыгов издавна большое развитие получило декоративное изобразительное искусство. Археологические материалы подтверждают, что на протяжении своей многовековой истории адыгский народ творчески развивал свой орнамент, воплощая в нем окружающую природу, свои идеи, связанные в свою очередь с развитием условий материальной жизни с социально-экономическим строем, мировоззрением, религией и т. д.
О давности орнаментального искусства адыгов свидетельствуют памятники звериного стиля, напоминающие изображения животных, как религиозных символов у народов Египта и стран Востока. Об этом говорят и геометрическая орнаментика древней гончарной посуды, относящейся к меотской культуре второй половины первого тысячелетия до нашей эры и первым веком нашей эры, выраженная в виде заштрихованных треугольников, зигзагообразных линий, а в последние века до нашей эры важнейшим узором. В I веке нашей эры широко распространяется обычай украшений сосудов заоморфными ручками, с изображение баранов и кабана, и несколько реже лошади, хищников, птиц и других животных. Большое распространение начинает получать изображение не всего животного, а лишь его части головы, рогов со значительной стилизацией, перерастающей в дальнейшем в схематические условные знаки, которое имело назначение оберегать содержание сосудов.
Узоры идут от сердца, как песни, посвященные любви, героическим подвигам, тиранству князей или гибели людей от наводнений и других бедствий.
Талантливые люди отражали в искусстве свои идеалы, взгляды и убеждения, радость, любовь. Здесь мы видим отображение событий, характерных для феодального периода. Мастерица на циновке изобразила обезумевшую мать, у которой феодал отнимает ребенка для продажи в рабство за море.
Другая циновка свидетельствует о проникновении элементов русской культуры в адыгские аулы. На циновке мы видим тульский самовар, чашку с блюдцем, сахарницу, на комфорке самовара заварной чайник, у стола изображены стулья.
Помимо изображения реальных исторических событий и окружающей обстановке в орнаменте адыгов большое место занимают элементы и мотивы, связанные с различными поверьями и древними культово-магическими представлениями народа. Эти мотивы и узоры своими корнями уходят в глубь веков, и представляют собой пережитки некоторых ритуалов древних языческих верований адыгов.
Так, с прочностью петли на бурки связывались представления адыгов о счастье мужчины, поэтому петлю изготавливали и пришивали, что бы она крепко держалась до износа.
Одним из традиционных мотивов следует считать изображение бараньего рога, которое встречается во всех узорах и является выражение древнего культа животных.
Изображение бараньего рога является основным мотивом украшения жилетки национального костюма, одеваемый под сае, и серебренных застежек, где оно служило символом счастья и безропотности девушки, женщины.
Характерной чертой адыгских узоров, составляющей композиционно стержень их, является крестообразная основа с круглой или же треугольной формой в центре. От этого центра обычно симметрично расходятся завитки в виде головы.
В дальнейшем, с развитием художественных и композиционных приемов, эти основные мотивы стали обрастать более другими разнообразными формами и элементами растительного и животного характера.
Далее национальный орнамент занял прочное место в художественном оформлении книг.
Несомненно, что современное декоративное искусство адыгского народа займет свое место в культуре, которая является составной частью национальной культуры народа.
Доклад на родительском собрании Доклад на родительском собрании «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить.
Народные игры на Масленницу. О роли подвижной игры в системе обучения и образования уже сказано не мало. И в нашем ДОУ № 9 подвижные организованные игры являются средством.
Народные куклы Дорогие друзья сегодня я хочу познакомить вас с замечательными куклами-оберегами ручной работы, их историей и предназначением. Я не профессиональная.
Народные праздники Приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре через народные праздники. Духовно – нравственное воспитание в нашей стране в.
Важнейшей составной частью материальной культуры любого народа, в том числе адыгов и балкарцев, были предметы домашнего производства и ремесла. Предметы первой необходимости, оружие, различные сельскохозяйственные инструменты, предметы домашнего обихода были необходимой принадлежностью каждой адыгской и балкарской семьи. Материальная культура любого народа немыслима без них. И трудно будет представить себе уклад жизни народа в прошлом и настоящем, не имея полного представления об этой составляющей его материальной культуры. Именно при всестороннем изучении материальной и духовной культуры народа можно объективно судить о роде его деятельности, образе жизни и уровне развития на различных этапах его истории. Поэтому домашние промыслы являются важным объектом изучения любого этноса, в том числе адыгов и балкарцев.
Свидетельством того, что изделия кустарного производства адыгов и балкарцев носили и прикладной характер, является то, что они были высокохудожественно оформленными и на них был большой спрос на внутреннем и внешнем рынках.
«Адыгское народ но-декоративное искусство весьма самобытно,- справедливо отмечает М. А. Меретуков.- Оно прошло длинный и сложный путь развития и имеет свои специфические черты. С древних времен адыги постоянно поддерживали широкие торгово-экономические и культурные связи со многими странами, что, естественно, оказало определенное влияние на развитие их декоративно-прикладного искусства. Оно впитало в себя отдельные элементы из декоративно-прикладного искусства других народов. Но эти элементы подвергались творческой переработке и органически слились с народным искусством адыгов.
Итак, домашние промыслы у всех народов, в том числе у адыгов и балкарцев, являлись народным искусством, которое всегда носило прикладной характер. Предметы первой необходимости, различные виды оружия, орудия труда были и своего рода произведениями искусства. При их создании мастера придавали исключительно большое значение не только удобству при их использовании, но и их красоте, изяществу.
В производстве предметов первой необходимости у адыгов и балкарцев большую роль играла женщина. Она не только воспитывала детей и ухаживала за членами семьи мужского пола, но также много времени уделяла пошиву одежды, обуви, производству предметов обихода.
Многие иностранные и русские авторы отмечали, что среди адыгов были большие мастера по производству оружия и по их украшению* «Главное щегольство черкесов состоит в оружии, - писал Семен Броневский, - и хотя они преимущественно стараются о доброте оного, однако не отвергают приличного украшения. Конские уборы, сабля, ружье, пистолет покрываются серебряною и золотою насечкой с чернью довольно богато и со вкусом, седло и сабельные ножны обшиваются тесьмами серебряными же и золотыми*2.
Ученые пришли к выводу, что металлургия зародилась на Северном Кавказе в III тысячелетии до н. э. Издавна людей, умевших обращаться с металлом, чтили, приписывали им сверхъестественные силы. У адыгов и балкарцев был в древности такой обычай: женщины относили новорожденного в кузницу и купали его в кузнечной воде. По их представлению, это предохраняло от болезней и других несчастных случаев. Человек равно как обожествлял железо, считал кузнеца не человеком, а богом. По мнению древних наших предков, кузнец мог вселять в железо душу.
Адыги не только получали сталь, но они хорошо были знакомы с производством чугуна. Естественно, при таком уровне развития металлургии, они не могли не заниматься кузнечным производством. Поэтому кузнечное ремесло получило большое развитие. Ввиду специфических условий труда кузнец раньше других ремесленников стал работать в специальном помещении - кузнице. Нередко все население сообща строило ее. Первый день работы в новой кузнице отмечался как большой праздник. Собравшиеся обращались с молитвой к богу Тлепшу - покровителю кузнецов и оружейников, прося, чтобы он посвятил кузнеца во все тайны ремесла и всегда покровительствовал ему. Кузнецы были хорошо знакомы с технологией ковки, сварки, термической обработки и цементации железа и стали, а также с различными способами закалки. Чтобы закалить предмет, его нагревали до определенной температуры и погружали в холодную воду, растительное масло или животный жир. Последние два считались хорошей закалочной жидкостью, так как в масляной среде металл охлаждался медленнее, чем в воде. Кроме этого, адыги закаливали шашки, сабли, кинжалы и другие виды холодного оружия особым способом. Например, юношу сажали на скаковую лошадь и он, размахивая этим оружием, на полном скаку, закаливал его на ветру.
Читайте также: