Сообщение на тему народные промыслы адыгов

Обновлено: 17.05.2024

Интервью с исследователем адыгского народного творчества, Заслуженным художником Республики Адыгея, автором исследовательских работ по адыгской культуре Замудином Леловичем Гучевым.

Интервью подготовила Фатима Теучеж

Интересные у Вас статьи по истории и искусству родного народа :-))) +++
----
Очень прошу дать замечания по моей статье, все ли верно у меня изложено, так как истории и традиций адыгского народа я не знаю, хотя и учился в Майкопе . а спросить не у кого - на Прозе из адыгских авторов, которых я знаю - только Вы . Я искренне надеюсь, что в просьбе Вы не откажете. С Уважением А. Рифеев

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Прикладное искусство адыгов

Описание презентации по отдельным слайдам:

Прикладное искусство адыгов

Прикладное искусство адыгов

Майкопский курган Майкопский курган — археологический памятник майкопской кул.

Майкопский курган Майкопский курган — археологический памятник майкопской культуры на восточной окраине Майкопа. Представлял собой насыпь до раскопок высотой 11 метров с диаметром около 100 м. Был раскопан в 1897 гг. экспедицией археолога Н. И. Веселовского. В кургане находилась большая могильная яма, глубиной 14 м. Захоронение делилась деревянными перегородками на три неравные части. В наибольшем помещении покоился в роскоши один из вождей оседлых племен, населявших в то время Северный Кавказ, а в других отделах - могилы его двух жён. Голову вождя украшали две золотые диадемы. Предметы из Майкопского кургана на данный момент находятся в Эрмитаже. Это едва ли не древнейшие в мире памятники культуры бронзового века.

Находки кургана

Истоки изобразительного искусства адыгов уходят в глубокую древность. Но орна.

Истоки изобразительного искусства адыгов уходят в глубокую древность. Но орнаментальные формы и композиции сохранились и оставались неизменными в течение нескольких столетий. Прикладному искусству были свойственны два типа: во-первых — стиль животного узора, во-вторых — линейно-геометрический стиль; и поэтому на искусстве адыгов отразились эти типы. Всеми видами прикладного искусства адыгов занимались в основном мужчины. Женщины в основном изготовляли предметы, связанные с внутренним убранством жилища: циновки из тростника, украшенные геометрическим орнаментом; украшали одежду.

. В адыгейских жилищах кровати, диваны, стены украшались изящными узорными ци.

Циновки широко применялись в обрядах, связанных с рождением и смертью. По пр.

Циновки широко применялись в обрядах, связанных с рождением и смертью. По преданию, адыг рождался на циновке и в последний путь отправлялся на ней же. Среди адыгов было поверье, что если для обряда погребения циновка бралась взаймы, то душа умершего мучилась, поэтому в каждом доме всегда имелись циновки для погребения. С приходом в адыгскую культуру ислама циновки начали использоваться в качестве молитвенного ковра.

На протяжении многих веков у адыгов были широко развиты такие виды ремесла и народного искусства, как изготовление холодного оружия, женских украшений и золотого шитья.
Золотошвейное искусство выступает одним из маркирующих признаков адыгской культуры, с помощью которого можно рассматривать этнополитические, экономические и культурные отношения; проследить связи адыгов с другими народами и процессы, происходившие в адыгских общественных отношениях. Оно настолько вошло в обычаи и традиции этноса, что его можно назвать наиболее характерным видом адыгского искусства.
Происхождение золотых нитей и орнамента в историческом контексте непосредственно связано не только с экономическим и культурным уровнем развития изучаемого общества, но и с этнокультурными связями адыгов с другими народами, что позволяет рассматривать их и как один из источников по истории материальной культуры и религиозного мировоззрения адыгов.

Одним из замечательных видов народного искусства является орнаментальная культура, отображающая в своеобразных формах окружающую действительность, быт и мироощущение человека и воплощающая в себе его этнические идеалы. Основной задачей данного доклада является краткая характеристика адыгейского национального орнамента.

Под общим самоназванием народа адыги объединили в прошлом довольно многочисленные племена с единым языком и некоторыми диалектическими особенностями.

Древнейшими обитателями Северо-Западного Кавказа – адыги сложились в народность примерно к X веку нашей эры.

Адыги в феодальный период делились на отдельные племена - абадзехи, кабардинцы, бжедуги, темергоевцы, натухаевцы, шапсуги, убыхи, жанеевцы, бесленеевцы и др. Адыги обычно селились по долинам рек небольшими аулами и занимались в основном земледелием и животноводством. Большое развитие имело коневодство. Развивались у адыгов и ремесла, не отделяясь от сельского хозяйства. Они добывали железо, медь, свинец, серебро. Главным ремесло адыгов являлась обработка продуктов животноводства – изготовление одежды и обуви, преимущественно для своих нужд. В изготовлении изделий из меди, серебра и других материалов адыги достигли больших успехов, судя по форме и прочности домашней утвари и совершенству серебренных и золотых изделий и украшений с красивой орнаментацией.

Процесс формирование адыгов был усложнен этническими смешениями и внешним культурным влиянием. В VI веке и позднее на Северо-Западном Кавказе заметно политическое и культурное влияние Византии, выразившиеся в распространении христианства. В это время зарождаются основные элементы современного, так называемого черкесского костюма, ставшего общекавказским и заимствованного впоследствии казаками.

В глубокой древности восходят экономические и культурные связи адыгов с русскими, грузинами и другими народами.

В многовековой борьбе с угнетателями поработителями, лишенные возможности просвещения и образования, адыги сумели создать свою самобытную национальную культуру, которая находит свое яркое выражение в художественном богатстве фольклора, в своеобразной народной этике, в оригинальной, разнообразной по своим формам орнаментальной культуре.

У адыгов широко распространились как одежда, золотошейные вышивки, бассоная работа, резьба по дереву, металлу, роспись, лепка, плетение и стилизация орнаментов в современный период.

У адыгов издавна большое развитие получило декоративное изобразительное искусство. Археологические материалы подтверждают, что на протяжении своей многовековой истории адыгский народ творчески развивал свой орнамент, воплощая в нем окружающую природу, свои идеи, связанные в свою очередь с развитием условий материальной жизни с социально-экономическим строем, мировоззрением, религией и т. д.

О давности орнаментального искусства адыгов свидетельствуют памятники звериного стиля, напоминающие изображения животных, как религиозных символов у народов Египта и стран Востока. Об этом говорят и геометрическая орнаментика древней гончарной посуды, относящейся к меотской культуре второй половины первого тысячелетия до нашей эры и первым веком нашей эры, выраженная в виде заштрихованных треугольников, зигзагообразных линий, а в последние века до нашей эры важнейшим узором. В I веке нашей эры широко распространяется обычай украшений сосудов заоморфными ручками, с изображение баранов и кабана, и несколько реже лошади, хищников, птиц и других животных. Большое распространение начинает получать изображение не всего животного, а лишь его части головы, рогов со значительной стилизацией, перерастающей в дальнейшем в схематические условные знаки, которое имело назначение оберегать содержание сосудов.

Узоры идут от сердца, как песни, посвященные любви, героическим подвигам, тиранству князей или гибели людей от наводнений и других бедствий.

Талантливые люди отражали в искусстве свои идеалы, взгляды и убеждения, радость, любовь. Здесь мы видим отображение событий, характерных для феодального периода. Мастерица на циновке изобразила обезумевшую мать, у которой феодал отнимает ребенка для продажи в рабство за море.

Другая циновка свидетельствует о проникновении элементов русской культуры в адыгские аулы. На циновке мы видим тульский самовар, чашку с блюдцем, сахарницу, на комфорке самовара заварной чайник, у стола изображены стулья.

Помимо изображения реальных исторических событий и окружающей обстановке в орнаменте адыгов большое место занимают элементы и мотивы, связанные с различными поверьями и древними культово-магическими представлениями народа. Эти мотивы и узоры своими корнями уходят в глубь веков, и представляют собой пережитки некоторых ритуалов древних языческих верований адыгов.

Так, с прочностью петли на бурки связывались представления адыгов о счастье мужчины, поэтому петлю изготавливали и пришивали, что бы она крепко держалась до износа.

Одним из традиционных мотивов следует считать изображение бараньего рога, которое встречается во всех узорах и является выражение древнего культа животных.

Изображение бараньего рога является основным мотивом украшения жилетки национального костюма, одеваемый под сае, и серебренных застежек, где оно служило символом счастья и безропотности девушки, женщины.

Характерной чертой адыгских узоров, составляющей композиционно стержень их, является крестообразная основа с круглой или же треугольной формой в центре. От этого центра обычно симметрично расходятся завитки в виде головы.

В дальнейшем, с развитием художественных и композиционных приемов, эти основные мотивы стали обрастать более другими разнообразными формами и элементами растительного и животного характера.

Далее национальный орнамент занял прочное место в художественном оформлении книг.

Несомненно, что современное декоративное искусство адыгского народа займет свое место в культуре, которая является составной частью национальной культуры народа.

Доклад на родительском собрании Доклад на родительском собрании «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить.

Народные игры на Масленницу.

Народные игры на Масленницу. О роли подвижной игры в системе обучения и образования уже сказано не мало. И в нашем ДОУ № 9 подвижные организованные игры являются средством.

Народные куклы

Народные куклы Дорогие друзья сегодня я хочу познакомить вас с замечательными куклами-оберегами ручной работы, их историей и предназначением. Я не профессиональная.

Народные праздники Приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре через народные праздники. Духовно – нравственное воспитание в нашей стране в.

Важнейшей составной частью материальной культу­ры любого народа, в том числе адыгов и балкарцев, были предметы домашнего производства и ремесла. Предме­ты первой необходимости, оружие, различные сельскохо­зяйственные инструменты, предметы домашнего обихо­да были необходимой принадлежностью каждой адыг­ской и балкарской семьи. Материальная культура любого народа немыслима без них. И трудно будет представить себе уклад жизни народа в прошлом и настоящем, не имея полного представления об этой составляющей его материальной культуры. Именно при всестороннем изу­чении материальной и духовной культуры народа мож­но объективно судить о роде его деятельности, образе жизни и уровне развития на различных этапах его исто­рии. Поэтому домашние промыслы являются важным объектом изучения любого этноса, в том числе адыгов и балкарцев.

Свидетельством того, что изделия кустарного произ­водства адыгов и балкарцев носили и прикладной харак­тер, является то, что они были высокохудожественно оформленными и на них был большой спрос на внутрен­нем и внешнем рынках.

«Адыгское народ но-декоративное искусство весьма самобытно,- справедливо отмечает М. А. Меретуков.- Оно прошло длинный и сложный путь развития и имеет свои специфические черты. С древних времен адыги посто­янно поддерживали широкие торгово-экономические и культурные связи со многими странами, что, естественно, оказало определенное влияние на развитие их декора­тивно-прикладного искусства. Оно впитало в себя отдель­ные элементы из декоративно-прикладного искусства других народов. Но эти элементы подвергались творче­ской переработке и органически слились с народным искусством адыгов.

Итак, домашние промыслы у всех народов, в том чис­ле у адыгов и балкарцев, являлись народным искусст­вом, которое всегда носило прикладной характер. Пред­меты первой необходимости, различные виды оружия, орудия труда были и своего рода произведениями искус­ства. При их создании мастера придавали исключитель­но большое значение не только удобству при их исполь­зовании, но и их красоте, изяществу.

В производстве предметов первой необходимости у адыгов и балкарцев большую роль играла женщина. Она не только воспитывала детей и ухаживала за членами семьи мужского пола, но также много времени уделяла пошиву одежды, обуви, производству предметов обихода.

Многие иностранные и русские авторы отмечали, что среди адыгов были большие мастера по производству ору­жия и по их украшению* «Главное щегольство черкесов состоит в оружии, - писал Семен Броневский, - и хотя они преимущественно стараются о доброте оного, однако не отвергают приличного украшения. Конские уборы, сабля, ружье, пистолет покрываются серебряною и золо­тою насечкой с чернью довольно богато и со вкусом, сед­ло и сабельные ножны обшиваются тесьмами серебря­ными же и золотыми*2.

Ученые пришли к выводу, что металлургия зароди­лась на Северном Кавказе в III тысячелетии до н. э. Из­давна людей, умевших обращаться с металлом, чтили, при­писывали им сверхъестественные силы. У адыгов и бал­карцев был в древности такой обычай: женщины относили новорожденного в кузницу и купали его в кузнечной воде. По их представлению, это предохраняло от болез­ней и других несчастных случаев. Человек равно как обожествлял железо, считал кузнеца не человеком, а бо­гом. По мнению древних наших предков, кузнец мог все­лять в железо душу.

Адыги не только получали сталь, но они хорошо были знакомы с производством чугуна. Естественно, при та­ком уровне развития металлургии, они не могли не заниматься кузнечным производством. Поэтому кузнеч­ное ремесло получило большое развитие. Ввиду специ­фических условий труда кузнец раньше других ремес­ленников стал работать в специальном помещении - кузнице. Нередко все население сообща строило ее. Пер­вый день работы в новой кузнице отмечался как боль­шой праздник. Собравшиеся обращались с молитвой к богу Тлепшу - покровителю кузнецов и оружейников, прося, чтобы он посвятил кузнеца во все тайны ремесла и всегда покровительствовал ему. Кузнецы были хорошо знакомы с технологией ковки, сварки, термической обра­ботки и цементации железа и стали, а также с различ­ными способами закалки. Чтобы закалить предмет, его нагревали до определенной температуры и погружали в холодную воду, растительное масло или животный жир. Последние два считались хорошей закалочной жидко­стью, так как в масляной среде металл охлаждался мед­леннее, чем в воде. Кроме этого, адыги закаливали шаш­ки, сабли, кинжалы и другие виды холодного оружия особым способом. Например, юношу сажали на скако­вую лошадь и он, размахивая этим оружием, на полном скаку, закаливал его на ветру.

Читайте также: