Сообщение на тему начало нового искусства в 20 е годы

Обновлено: 15.05.2024

Идеологические основы советского общества в 1920—1930-х гг

Советское общество строилось на марксистско-ленинской идеологии, ставившей во главу угла классовый подход в отношении абсолютно всех явлений общественной жизни. Сфера культуры оказалась под ощутимым идеологическим прессингом. Его отличительными чертами были:

  • контроль партийных органов над духовной жизнью общества;
  • манипулирование сознанием людей;
  • искоренение инакомыслия;
  • физическое уничтожение части российской интеллигенции.

Культурная революция. Новые тенденции в культурной жизни страны

Совокупность изменений в духовной жизни советского общества межвоенного периода получила название культурной революции. Среди её целей: перевоспитание масс в духе марксизма-ленинизма и создание особой пролетарской культуры (пролеткульта); советизация массового сознания и разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия. Массовость новой культуры достигалась благодаря ориентации на малообразованные слои общества. Строились библиотеки, дворцы культуры, дома творчества, кинотеатры, концертные залы, стадионы. Советская молодёжь привлекалась к членству в ОСОАВИАХИМЕ.

Владимир Маяковский

Введение нэпа, снятие многих радикальных лозунгов времён революции и военного коммунизма способствовали временному ослаблению идеологического контроля над интеллигенцией. Некоторые эмигранты вернулись на Родину (А. Толстой, А. Куприн, М. Цветаева и др.). Символом этого периода стало так называемое сменовеховство. Сменовеховцы считали возможным признание большевистской власти и сотрудничество с ней.

Советская власть, пропагандируя атеистические взгляды, вступила в открытый конфликт с Русской православной церковью (РПЦ), который привёл к репрессиям против церковных деятелей (с 1925 г. запрет на выборы патриарха), закрытию и разрушению сооружений культа, экспроприации церковного имущества. Одновременно большевики поощряли обновленчество, которое с 1922 по 1926 г. было единственным официально признаваемым ими православным церковным движением.

В 1930-е гг. контроль партийных органов над культурой был восстановлен в полном объёме. Культура и искусство стали лишь одним из ретрансляторов марксистской идеологии. Всё, что выходило за её рамки, жёстко преследовалось.

Сергей Эйзенштейн

Успехи советской науки 1930-х гг. связаны с именами физиков А. Иоффе, И. Курчатова и П. Капицы, химиков С. Лебедева и А. Баха, биолога Н. Вавилова, математика, географа и исследователя Севера О. Шмидта, авиаконструктора А. Туполева, конструкторов-оружейников Н. Поликарпова и Ф. Токарева. Общесоюзную известность приобрёл легендарный лётчик-испытатель Валерий Чкалов, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в США (1937).

Михаил Булгаков

В искусстве преобладал социалистический реализм, который преследовал цель прославления успехов социалистического строительства, несомненных преимуществ советского общественного строя. Представители других направлений были вытеснены на обочину культурной жизни и репрессированы (поэт О. Мандельштам, театральный режиссёр, работавший в жанре гротеска, В. Мейерхольд и др.).

Максим Горький

Ликвидация неграмотности, создание системы образования

Перед Октябрьской революцией почти 70 % взрослого населения оставалось неграмотным. Большевиками в 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Её деятельность имела позитивные результаты. К середине 1920-х гг. количество грамотного населения выросло вдвое, составив 60,9 °% . Однако разрыв в уровне грамотности между городом и деревней, мужчинами и женщинами всё ещё сохранялся.

В конце 1930-х гг. завершилось формирование советской системы образования. Её основой стала всеобщая 7-летняя средняя школа (с 1937 г.), также существовало среднее специальное образование. Университеты стали доступными для всех социальных групп. Для рабочей молодёжи открывались специальные рабочие факультеты — рабфаки.



Совпадение мотива у абсолютно разных художников показательно. Все ощу­щают перемены именно что планетарного масштаба — но не до конца пони­мают, какой в этом новом мире будет роль художника. Нет, это не шкурный вопрос про поиски места, это существенный вопрос — про новую функцию искусства.

Поэтому, забегая вперед, когда в 1932 году государство декретом прикроет все художественные объединения, это будет с его стороны совершенно логичным жестом. Невозможно управлять тем, что движется и меняет вид. Цветущая сложность, конечно, хороша, но она же порой напоминает массовую драку у трактира; а если сделать все единообразным, то и вражда прекратится, и контролировать искусство будет проще.

О вражде поговорим потом, а сейчас — о том, как это присутствие внешней силы в лице государства меняет условия игры. Например, групповые манифе­сты, которые прежде адресовались городу и миру и выглядели вполне вызы­вающе, теперь имеют конкретного адресата. И слова о том, что все готовы отражать в своих работах новую революционную тематику, очень быстро приобретают вид ритуальных заклинаний — потому что адресат-государство неизменно их требует. В общем, это уже не столько манифесты, сколько декла­рации о намерениях, отправляемые начальству. Притом что большинство ху­дожников искренне готовы служить революции — но своими художествен­ными средствами и так, как они это понимают.

Говоря о послереволюционных художественных объединениях, попробуем сна­чала выделить те, которые не совсем объединения, а скорее школы. значительный художник, учитель, своего рода гуру — и его ученики. Такие школы могли быть действительно чисто учебными предприятиями, как, например, школа Петрова-Водкина, просуществовавшая с 1910 по 1932 год, — но могли быть оформлены и как художественные сообщества.


Самое простое (хотя не самое точное) — сказать, что главный сюжет двадцатых годов — это активное противостояние художников авангарда и художников очень быстро набирающего силу антиавангарда. Но в начале двадцатых аван­гардное искусство испытывает кризис и само, без всякой посторонней помощи. Во всяком случае, его испытывает искусство с высокими амбициями, которое занято исключительно поисками всеобщего языка и проповедью нового виде­ния. Оно не востребовано никем, кроме узкого круга его творцов, их адептов, друзей и врагов из того же поля. Но теперь быть востребованным — это важно; одной лабораторной работы с учениками в Инхуке и Гинхуке недостаточно, надо приносить пользу.

В этой ситуации рождается концепция производственного искусства. Она от­части воспроизводит утопию модерна — преобразовать мир, создав новые формы всего того, с чем человек сталкивается каждый день, спасти человека правильной красотой. Все должно быть современным и прогрессивным — от одежды до посуды. И художество в этом случае оправдывает свое суще­ствование: оно прикладное, даже полезное. Супрематические и конструкти­вистские ткани, фарфор, одежда, типографика, книга, плакат и фотография — всем этим занимаются теперь художники-авангардисты. Это Любовь Попова, Варвара Степанова, Александр Родченко, Эль Лисицкий, Владимир Татлин и многие другие.




Варвара Степанова в платье из ткани, выполненной по ее рисунку. 1924 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

При этом интересно, что супрематические вещи — например, посуда, созда­ваемая при участии Малевича его учениками, — не были удобными и даже к тому не стремились. Малевич мыслил всеобщими категориями, и в этом смысле его посуда — так называемые получашки — была сродни его проектам небоскребов для людей будущего: все это было не для тех, кто живет здесь и сейчас. А вот конструктивистские предметы находили практическое массовое применение, в них была разумная функциональность: посудой можно было пользоваться, одежду — носить, в зданиях — жить и работать.



Казимир Малевич. Супрематический чайный сервиз. Разработан в 1918 году Museum of Fine Arts, Houston / Bridgeman Images / Fotodom




АХРР говорит: у нас теперь новое время, случилась революция, сейчас идет социалистическое строительство. И искусство должно это новое время — его приметы, сюжеты, события — просто честно фиксировать. А о средствах выра­жения вообще не заботиться.

Маленькое отступление. В момент часть российского фейсбука открыла для себя ахровского художника Ивана Владимирова. В его исключи­тельно плохих по исполнению картинах была хроника первых послереволю­ционных лет. Как грабят дворянскую усадьбу. Как лежит мертвая лошадь и на­род раздирает ее на части, потому что это 1919 год и голод. Как судят поме­щика и попа — и вот сейчас их расстреляют. Люди стали перепощивать под­борки картин Владимирова, комментируя это так: оказывается, и в первые послереволюционные годы художники весь этот ужас осознавали. Однако это именно сегодняшнее восприятие, а у Владимирова такой оценки не было. Он, как акын или как бесстрастный репортер, запечатлевал то, что видел, — а видел многое. К тому же работал Владимиров милиционером.

Получается, живопись АХРРа — это искусство факта. Вспомним, что Леф отста­ивал литературу факта. На некотором идеологическом уровне эстетические противоположности смыкаются.

Бескрасочные и наивные работы художников раннего АХРРа отсутствием вся­кой эстетической заботы напоминают о раннем передвижничестве, совсем ран­нем. Когда всякое понятие о картинной красоте отвергалось идеологически: какая красота, когда мир во зле лежит и задача искусства — зло обличать? Теперь мир, напротив, революционно развивается, но это происходит быстро, и нужно успеть запечатлеть все события — до красоты ли тут? Красная армия побеждает, сельячейка заседает, транспорт налаживается. Все это следует изо­бразить, оставить документальное свидетельство. Художник как бы добро­вольно уходит из картины, здесь нет его индивидуального присутствия. И этот уход парадоксальным образом сближает ахровцев и с массовым производствен­ным искусством, и с принципиально анонимными учениками Малевича из Уновиса, которые не подписывали свои картины.




Члены АХРРа (слева направо) Евгений Кацман, Исаак Бродский, Юрий Репин, Александр Гри­горьев и Павел Радимов. 1926 год Wikimedia Commons

Между обозначенными полюсами — АХРРом и Лефом — карта объединений 1920-х годов напоминает художественное кочевье. Люди переходят из группы в группу, этих групп очень много, все не перечислить. Назовем только неко­торые.

Назовем еще два объединения, которые не очень заметны на общем фоне, но позволяют оценить широту спектра. Во-первых, это НОЖ (Новое общество живописцев), существовавшее с 1921 по 1924 год. Это юный десант в Москву, там преобладали одесситы — Самуил Адливанкин, Михаил Перуцкий, Алек­сандр Глускин. Они успели провести всего одну выставку, но в их картинах, особенно у Адливанкина, чувствуется стилистика примитива и комическая интонация, которой в советском искусстве почти не будет. Такой вот реа­лизм — но со своей особой интонацией: полностью упущенная возможность в истории русского искусства.



Амшей Нюренберг. Буржуазная сволочь. 1929 год Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0; Государственная Третьяковская галерея

В литературу вошли писатели нового
поколения, участники революции и
Гражданской войны. Во всю мощь
раскрылся талант великого русского
поэта С.Есенина. Востребованным
жанрам в годы нэпа стала сатира.
Она обнажала противоречия
времени, которое меняло, не часто в
лучшую сторону ,характеры людей и
их души. Этот жанр был представлен
рассказами М.Зощенко, И.Ильфа и
Е.Петрова, Сатирическими пьесами
В.Маяковского.

Расцвело искусство плаката, появились
талантливые мастера этого жанра- В.Дени,
Д.Моор .Особое место занимала новые форма
агитационного
искусства- острые сатирические плакаты с
краткими легко запоминающимися
стихотворными текстами освещали
злободневные события. Большую роль в этом
искусстве сыграл В.Маяковский.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Культурное пространство советского общества в 1920-е гг..ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Домашнее задание: Параграф 14 Вопросы и задания на стр.122 Рабочая тетрадь №1.

План: Партийный контроль над духовной жизнью. Сменовеховство. Начало «нового.

« Наши руки всему научатся Все загадки по нитке вытянем. Коммунизм у нас пол.

«Политика большевиков в духовной сфере, проводимая в 1917–1930-е гг., привела.

За Против Эмиграция из страны многих представителей старой интеллигенции Ликв.

В.И. Ленин: «Эта песня переведена на все европейские, и не только европейски.

Проблемный вопрос ! (стр.120) Каковы были основные пути осуществления культур.

Проблемный вопрос ! (стр.120) Каковы были основные пути осуществления культурной революции?

Партийный контроль над духовной жизнью

Партийный контроль над духовной жизнью

С победой Октябрьской революции 1917 г. наука и культура стали «частью общепа.

Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.

Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества. 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры). 1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов. 1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура). Партийный контроль над духовной жизнью

После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной сферой ж.

Август 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией Расстрел участ.

Август 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией Расстрел участников, в том числе и поэта Н.С. Гумилева Партийный контроль над духовной жизнью

Осенью 1922 г. из советской России было выслано около 200 неугодных власти ин.

Осенью 1922 г. из советской России было выслано около 200 неугодных власти интеллектуалов: в их число входили инженеры, экономисты, врачи, писатели, журналисты, юристы, философы, преподаватели. На двух пароходах тогда уместились почти все русские философы. Партийный контроль над духовной жизнью

Август 1922 г. – советское правительство выслало из страны многих деятелей ку.

Август 1922 г. – советское правительство выслало из страны многих деятелей культуры и науки Н.А. Бердяев С.Н. Булгаков А.А. Кизеветтер П.А. Сорокин Партийный контроль над духовной жизнью

Л. Д. Троцкий: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было пов.

Черты новой социалистической культуры партийный контроль над духовной жизнью.

Черты новой социалистической культуры партийный контроль над духовной жизнью общества внедрение в массовое сознание единственной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния партии приспособление всех средств воздействия на сознание людей Партийный контроль над духовной жизнью

1922 г. – образование специального цензурного комитета Главлита, а затем Глав.

1922 г. – образование специального цензурного комитета Главлита, а затем Главреперткома (цензура). Партийный контроль над духовной жизнью

Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художествен.


ИЗ ДЕКРЕТА СОВНАРКОМА. 26 ДЕКАБРЯ 1919 г. В целях предоставления всему населе.

ИЗ ДЕКРЕТА СОВНАРКОМА. 26 ДЕКАБРЯ 1919 г. В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет народных комиссаров постановил: 1. Всё население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. 3. Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска. 5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы. Какова была цель кампании по борьбе с неграмотностью? Какими мерами предполагалось ликвидировать неграмотность? Задание - работа с документом, стр.78

2. Сменовеховство.

Сменовеховство Идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начал.

Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью.

Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества. Н.В.Устрялов – идеолог сменовеховцев Сменовеховство

Отношение большевиков: Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволя.

Отношение большевиков: Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти. Возвратились на Родину: А.Н. Толстой С.С. Прокофьев М.И. Цветаева М. Горький Сменовеховство

Подчеркните правильные ответы Задание 3 - раб. тетрадь, стр.68

Подчеркните правильные ответы Задание 3 - раб. тетрадь, стр.68

До 1925 г. культура благодаря внутрипартийной борьбе развивалась в условиях о.

Новые тенденции в области художественной культуры Пролеткульт РАПП (Российска.

Литература 20-х годов Воспевание революционной романтики, исследование жизнен.

Писатели нового поколения С.А. Есенин М.А. Шолохов Д.А. Фурманов И.Э. Бабель

Писатели нового поколения С.А. Есенин М.А. Шолохов Д.А. Фурманов И.Э. Бабель

В 1921 г. вышел первый номер первого советского толстого журнала «Красная нов.

Вставьте пропущенные в тексте фамилии писателей и поэтов Задание 2 - раб. тет.

Вставьте пропущенные в тексте фамилии писателей и поэтов Задание 2 - раб. тетрадь, стр.68

Невозможно уложить в жесткие рамки литературных направлений творчество еще од.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) Мы многое еще не сознаем, Питомцы лен.

Востребованным жанром в годы НЭПа стала сатира. Она обнажала противоречия вре.

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изо.

В архитектуре наибольшее признание в 1920-е годы получил конструктивизм, разв.

И.Голосов. Клуб им.Зуева 1928. К.Мельников. Клуб им.Русакова 1927-1929

И.Николаев.Дом-коммуна на ул. Орджоникидзе.1929 М.Гинзбург,И.Милинис.Дом Нарк.

А.Щусев. Второй деревянный мавзолей В. И. Ленина. 1924-1926 Начало «нового ис.

СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ А.В.Щусев. Мавзолей В.И.Ленина. 1924-1930 годы. Нача.

В.Шухов. Радиобашня на Шаболовке.1922 Н.Морковников, В.Веснин. Поселок Сокол.

В годы гражданской войны, иностранной интервенции и последующего восстановлен.

Много сил политическому плакату отдал В. В. Маяковский, показавший себя не то.

Окна сатиры РОСТА (1919-1921)

Окна сатиры РОСТА (1919-1921)

В соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды 1918 г. по всей с.

Выдающимся советским скульптором был И. Д. Шадр. В начале 20-х гг. им были со.

Ассоциация художников революционной России ставила задачу отображения «револю.

Выступая против авангардизма других творческих объединений, АХРР выдвинула ло.

Бродский И. Расстрел 26 бакинских комиссаров.1925-1926 Начало «нового искусст.

Бродский И. В. И. Ленин на фоне Кремля.1924 М.В. Фрунзе на маневрах. 1929 Нач.

К.Петров-Водкин. Фантазия. 1925 Б.Кустодиев.Большевик.1920

К.Петров-Водкин. Фантазия. 1925 Б.Кустодиев.Большевик.1920

Общество художников-станковистов (ОСТ) творческое объединение московских худ.

А.Дейнека.Текстильщицы.1927 Ю.Пименов. Даёшь тяжёлую индустрию! 1927 Начало «.

В.Фаворский. Портрет Ф.Достоевского.1929 В.Фаворский. Фронтиспис к собранию с.

Общество московских художников (ОМХ) Возникло в 1927 в результате объединени.

Фальк Р. Автопортрет в желтом.1924 Фальк Р. Дом у моря.1925 Куприн А. Днепроп.

Фальк Р. Автопортрет в желтом.1924 Фальк Р. Дом у моря.1925 Куприн А. Днепропетровск. Коксогазовый завод.1930

Осмеркин А. Цыганка-солистка. 1927 Лентулов А. Две женщины.20-е гг. Машков И.

Осмеркин А. Цыганка-солистка. 1927 Лентулов А. Две женщины.20-е гг. Машков И. Портрет женщины в голубом.1927

Машков И.

В 1928—29 Общество пополнилось членами московских художественных группировок.

ОМХ постоянно подвергалось нападкам со стороны официозных группировок и Нарко.

Театр рабочей молодежи (ТРАМ). 1930 год. Первый рабочий театр Пролеткульта -.

Важной вехой в развитии художественного игрового кино стал фильм Сергея Михай.

Установите соответствие Задание 4 - раб. тетрадь, стр.69

Установите соответствие Задание 4 - раб. тетрадь, стр.69

значительно поднят уровень грамотности населения культура стала массовой и о.

значительно поднят уровень грамотности населения культура стала массовой и общедоступной в 20-е годы ещё сохранялась относительная свобода творчества, нет жесткой цензуры Плакат. 1920 год. Автор: А. Радаков. Выводы

Культура и искусство первой половины ХХ века

Модернизм охватывает разные художественные направления, включая в себя постмодерзнизм, сюрреализм и импрессионизм. Всем этим направлениям в характере авангардизм, который настроен агрессивно воздействовать на публику, производить шок, споры и скандалы.


"Поворот от традиций классического искусства к новому развитию культуры"

В 1920-30-е гг. на искусство и литературу оказывали влияние новые явления и события: мировая война, революции, конфликты, национализм. Всё это отразилось на состоянии мировой культуры.

Символизм

Символизм подразумевает под собой сочетание реального и таинственного, обращение к мифам, поиски мистического, его эстетику определяла иносказательность. К такому направлению люди пришли, когда стремились к осмыслению прошлого культуры. Главным средством художественного познания становится символ. Символ высшего совершенства в лице культа вечной женственности. Символизм опирался в основном на новый стиль - модерн.


Гюстав Моро - "Фаэтон"

Модерн


Клод Моне - "Впечатление. Восходящее солнце"

Дальше последовало появление постипрессионизма. Этот стиль отличался эмоциональностью и одухотворённостью.

Кубизм

Кубизм — авангардное направление в живописи начала 20 в. Самыми знаменитым представителем этого направления был Пикассо, который изображал мир в виде геометрических знаков и конструкций, деформируя облики некогда реальных предметов.


Пабло Пикассо - "Авиньонские девицы"


Сальвадор Дали - "Постоянство памяти"

Деятелей искусства и литературы начала века интересовали не только творческие проблемы и поиски.

В творчестве литераторов и художников в 1920-30-х гг. особую значимость приобретали социально-политические мотивы. Социальные движения в ряде стран вызвали к жизни революционные течения в искусстве. В то же время в тоталитарных государствах искусство стало обслуживать эти режимы. В таких странах наука оказалась на службе у войны, а искусство — у пропаганды.

искусство, пикассо, Моне, творчество, дали, символизм, Модерн, модернизм, Моро, кубизм, антиутопия.

Читайте также: