Сообщение на тему музыкальная культура народов оренбуржья

Обновлено: 17.05.2024

Музыкальная культура Урала характеризуется многообразием традиций и социокультурных форм проявления музыкальной деятельности. Народная культура региона представлена музыкальным фольклором русских, башкирских, удмурдских и других народов. В процессе колонизации Урала русскими с XI–XII вв. здесь формировалась русская музыкальная культура, русский музыкальный фольклор, привносимый на Урал из различных регионов России, который обогащал этнически разнообразную картину местного народного музыкального творчества. Уральский русский фольклор сложился под преобладающим воздействием северорусских традиций. Одна из примечательных его черт – близость сельской и городской культур, обусловленная распространением на Урале поселков заводского типа.

С началом процесса колонизации переселенцами из районов Европейского Севера в XVI веке на Урале получил распространение былинный жанр. Немалую роль в этом сыграли скоморохи, бежавшие от преследований властей и церкви. Былины как в полном виде, так и в измененном и сокращенном вариантах, продолжали существовать вплоть до середины ХХ века. Основной территорией бытования преданий, повествующих о событиях и богатырях местной истории, является Северное Прикамье, так как северные земли первыми на Урале стали частью Русского государства и необходимость в их защите от внешних врагов долго сохранялась. Разнообразные сюжеты представлены в жанре исторической песни. Тематика песен направлена на освещение значимых событий, происходящих в Русском государстве. Одно из них – взятие Казани Иваном Грозным:

Зачиналась каменна Москва, Зачинался в ней и грозный царь.

Он Казань-город на славу взял, Мимоходом город Астрахань…

В песенной традиции Урала находили отражение события крестьянских войн XVII–XVIII вв. (песни о Ермаке, К. Булавине, С. Разине, Е. Пугачеве):

Нас пугали Пугачем,

А нам было нипочем. Был когда-то он, пошел, Собирали ему стол.

Тетка Колёдка, Дай пирожка.

Не дашь пирога –

Я корову за рога,

Дашь пирожка – Обмету ворота.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю, Со скотом, с животом,

Со пшанисой, с овсесом!

К Зимним святкам на Урале относятся святочные гадания и игрища и сопровождавшие их песни, которые проводились в специально откупленных избах.


Провожала Кострому

На щужую сторону, Кисель да блины, Каша масленая.

Перед началом сенокоса праздновали Аграфену

Купальницу. В этот день было принято обливаться водой (бабы – мужиков, мужики – баб). В Иванов день было принято париться в банях.

Свадебный обряд

- знакомство с хозяйством жениха;

- сговор (запой, рукобитье), во время которого договаривались о дате свадьбы, размере приданого, размере и содержании кладки – денежном взносе жениха и одежде, которую он покупал невесте (это могли быть шуба, пальто, шелковое платье, ботинки с галошами и др.).

Свадебный обряд уральских казаков представлял собой единый комплекс, имевший как общероссийские черты, так и самобытные. В основные этапы свадебного обряда входило:

- просватанье (с Рождества до Масленицы);

- запой (родственники обеих сторон договаривались о

- вечорки (девушки и парни веселились около трех недель);

- девичник (с головы невесты снимали ленту и расплетали косу);

- утро свадебного дня (сбор свадебного поезда, приезд в дом невесты);

- благословение невесты и отъезд под венец;

- привоз приданого в дом жениха и приезд молодых после венца;

- отхожа (сваха с дружкой уводили молодых спать);

- поклон – молодой благодарил родителей невесты за воспитание дочери и разбивал рюмку (если невеста не сохранила честь, то рюмку не били, и весь эпизод назывался

- шествие ряженых (родственники жениха рядились в

медведя, цыгана), похмелье.

У казаков после шумного (с подбрасыванием и битьем тарелок) веселья в доме тещи, рядились в разные одежды, раскрашивали или закрывали холстиной лицо и с гиканьем, с песнями разъезжали по станице на волах, запряженных в повозки – рыдваны. Заезжали в гости к кумовьям и другим гостям.

Все обряды, входившие в свадебный обряд, сопровождались песнями различных жанров: лирическими, прощальными (с причетами), величальными, шуточными. Характерной особенностью уральской свадьбы является исполнение причитаний как в сольном, так и в групповом исполнении. Две формы причети могли звучать одновременно.

Формирование музыкального фольклора в Оренбургской губернии относится ко второй половине XVIII - началу XIX столетия. Фольклор данного региона напрямую связан с многонациональным укладом и важную роль в этом сыграло переселение в Оренбуржье людей разных национальностей и вероисповедания.

К середине XIX в. в крае были сформированы три группы народно­стей, представляющих три основные языковые семьи: финскую (уральская языковая семья), тюрскую (алтайская) и славянскую (индоевропейская). Местные краеведы сравнивали многонациональность Оренбуржья со всей Россией. Интернациональное общение повлияло на полиэтничность Орен­буржья и представляет закономерную картину, характерную для многих регионов России, однако, в каждом конкретном случае обладающую своей спецификой.

Местный музыкальный фольклор по этнокультурному признаку крайне разнообразен. Его составляют русская, украинская, татарская, баш­кирская, казахская, мордовская и чувашская музыка, которая получила свое воплощение в вокальных и в инструментальных формах - наигрышах. Украшением плясовых, хороводных, семейно-бытовых песен являются на­родные инструменты.

Какова же история возникновения инструментов?

Народно-инструментальная культура представляет большой интерес для этнографов, фольклористов, музыковедов. На протяжении многих ве­ков накапливались знания в области фольклористики, стало возможным появление науки этноорганологии, изучающей историю возникновения и развития народных инструментов, только несколько десятилетий развива­ется особая научная дисциплина, которая рассматривает проблемы музы­кального инструментализма фольклорной традиции - этноорганофония.

Мир, в котором мы живем, насыщен звуками - от шорохов и скрипов до ударов прибоя и раската грома. Древнейшие обитатели земли слышали примерно то же, что и мы. Можно смело констатировать факт - музыка появилась тогда, когда у человека стало развитым чувство ритма. Природа была для человека первым учителем; принципы, на которых основана кон­струкция народных инструментов заимствована у природы [2, с. 5].

Мы видим, что народный инструмент - продукт одновременно мате­риальной и духовной культуры народа. Сложность изучения народной ин­струментальной культуры связана с тем, что в традиционной практике многие музыкальные инструменты выполняли ритуально-магические, чуть позже прикладные и только потом музыкально-эстетические функции.

В технологическом контексте народные музыкальные инструменты можно разделить на три группы: идиофоны (самозвучащие шумовые на­родные инструменты), аэрофоны (духовые), хордофоны (струнные).

С начала XX в. колотушка стала использоваться как пастушеский инструмент в сельской жизни. В с. Дедуровка, с. Кардаилово при выгоне скота можно было услышать звуки, похожие на пулеметную дробь, кото­рую издавал данный народный инструмент. Для этого пастухи расходи­лись и начинали стучать, продвигаясь к месту сбора стада. Особый звуко­вой эффект был в утренние часы при ясной погоде. Сейчас колотушка ис­пользуется как шумовой инструмент при исполнении плясовых народных песен фольклорными ансамблями.

Семейство свистящих духовых народных инструментов образуется от свиста струи воздуха при рассечении о тот или иной специальный ост­рый выступ: кугиклы, свистульки, рог, окарины. Можно считать, что к груп­пе духовых музыкальных инструментов относятся все те музыкальные инст­рументы, звук в которых образуется при помощи воздуха. Нужно было обна­ружить способность струй воздуха издавать звуки, а самое главное научится управлять ими. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе издает низкие звуки, а узенький ствол камыша, наоборот, высокие звуки. Так появи­лись разнообразные духовые инструменты. К сожалению, некоторые инст­рументы ушли в небытие в связи с тем, что не было под рукой материала для изготовления. Так переселенцы из Тверской области привезли рог (пастуше­ский инструмент). Рог, по классификации Хорнобостеля-Закса, относится к язычковым аэрофонам, звук в котором возникает от колебания столба возду­ха, в свою очередь приводимого в движение колеблющимся язычком. Ма­териалом для рога служит исключительно ольха. Дудку делают из ольхо­вого отростка-побега, толщиной примерно в палец (12-14 мм). Поскольку в Оренбуржье ольха не растет - инструмент был забыт.

Охотничьи манки археологи относят к древнейшим звуковым оруди­ям. Их обнаружили при раскопках неолитических стоянок (II тыс. до н. э.) [4, с. 243]. Это различной формы бронзовые бубенцы, костяные флейты, глиняные погремушки и барабаны. Манки - основной охотничий инстру­мент, первейшая функция состоит в имитации голоса птицы или зверя с целью их приманки и ловли. Этот инструмент получил такое же распро­странение, как и дудки, потому что можно его изготовить из подручного материала. К примеру, манки на рябчика делали из елового сучка, куриной косточки, имитирующих его свист. Вой волка изображали при помощи стеклянного колпака от керосиновой лампочки [4, с. 243].

Можно сделать вывод, что охотничьи и пастушеские инструменты полифункциональны, так как они, с одной стороны, служат сугубо практи­ческой цели (пастьба скота, охота), с другой - часто сопровождают сва­дебные и календарные обряды, наигрыши на них звучат непременно на гу­ляньях.

В небытие ушел язычковый инструмент волынка. В Оренбургской гу­бернии этот инструмент появился в с. Нижнее-Озёрное в период земельной реформы в XIX в.; это связано с переселением украинского народа. Украин­цы называли волынку дудой. Русская волынка отличается от украинской тем, что ее мех сделан не из цельной козьей кожи, а из бычьего пузыря.

Фольклор - это богатое наследие песен, танцев, игры на народных инструментах.
Многолетняя практика и наблюдения за развитием историко-этнографического движения указывает на то, что есть необходимость пе­ресмотреть методику работы по изучению, сбору и совершенствованию народных музыкальных инструментов. Проблема сохранения народного инструментария должна занять достойное место не только в научной ис­следовательской работе, но в первую очередь в организации создания по образцам исконно русских народных инструментов.

Важно сохранить наследие нашего народа и передать будущим поко­лениям уникальную культуру Оренбуржья и других регионов России.

  1. Бойко, Ю. Ц. Народный инструментарий и особенности народного инстру­ментального исполнительства / Ю. Ц. Бойко. - М., 1986.
  2. Васильев, Ю. Рассказы о русских народных инструментах / Ю. Васильев. -М., 1976.
  3. Газарян, С. В мире музыкальных инструментов / С. Газарян - М., 1989.
  4. Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева. - М., 2005.
  5. Савельева, Н. За Уралом, братцы за рекой. Народные песни и наигрыши оренбургских казаков / Н. Савельева. - Оренбург, 2009.

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие".

Тема: "Всех подружит музыка"

Тема: "Всех подружит музыка"

Цель: становление этнокультурной компетенции дошкольников в процессе музыкальной деятельности с использованием технологии синтеза искусств.

- воспитывать интерес к музыкальной культуре народов Оренбуржья;

- воспитывать у детей толерантное отношениек различных национальностей через синтез искусств;

- развивать экологическое сознание,мышление в ходе слушания музыкальных произведений;

- развивать музыкально-сенсорное восприятие основных отношений музыкальных звуков;

- развивать танцевально-игровое творчество;

- совершенствоватние певческого голоса и вокально-слуховой координации;

- развивать творческую активность в музыкальной исполнительской деятельности.

- знакомить с элементарными музыкальными понятиями;

- знакомить с музыкальным народным творчеством башкиров, казахов, украинцев, русских;

- формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе;

- формировать дифференцированное музыкальное восприятие;

- обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус.

Расширять и активизировать словарный запас: духовые, струнные, инструменты, тембр, динамика, варган, кылкубыз, курай, домбра, кобыз, жетыген, кобза, трембита, сопилка.

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности:мольберты,столы для продуктивной деятельности, кисточки, клей, лист бумаги А3, набор иллюстраций музыкальных инструментов для аппликации, русские народные музыкальные инструменты (баян, балалайка, трещотка, бубен, ложки,венки, музыкальный центр, фортепиано, волшебное зеркало, проектор.

1. Вводная часть:

Создание мотива для деятельности детей. Беседа. Определение цели. Создание проблемной ситуации. Сюрпризный момент.

2. Основная часть:

3. Заключительная часть:

Рассматривание коллажа. Закрепление названий инструментов.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов ОД.

Ход образовательной деятельности

Части НОД Содержание

1. Вводная часть.

Беседа. Определение цели.

Создание мотива для деятельности детей. Сюрпризный момент.

Дети: башкиры, татары, казахи, беларусы, украинцы, русские, армяне, немцы.

М. Р. Молодцы! Музыкальная культура каждого народа уникальна и многообразна, и тем не менее она прекрасно ладит друг с другом. Ведь музыка имеет огромное значение и влияние на людей – она примиряет, радует и дружит всех.

Для того чтобы открыть волшебный музыкальный мир, нам нужно произнести магические слова:

«Мир волшебный музыкальный

Мы сегодня открываем

Другу вот моя рука

Звучит музыка, открывается занавес. В зале стоят мольберты с изображениями инструментов, композиторов народов Оренбуржья.

2. Основная часть.

М. Р. - Ребята, посмотрите здесь стоят мольберты с изображениями музыкальных инструментов, композиторов народов Оренбуржья. Давайте по очереди будем знакомится с музыкальной культурой разных народов. И первыми мы встретим экспозицию музыкальной культуры башкирского народа. (М. Р. показывает на музыкальные инструменты и спрашивает у ребят)

- как вы думаете что изображено на этих картинках?

Дети: Музыкальные инструменты.

М. Р. Правильно, ребята. Я вам подскажу как они называются: варган, кылкубыз, курай. Давайте определим к какому виду инструментов они относятся? А именно где духовой, где струны, где ударный инструмент?

Дети распределяют инструменты по виду.

М. Р. Молодцы! А теперь познакомимся с композиторами башкирского народа. (М. Р. показывает портреты композиторов). Музыка этих композиторов пронесет через века особенности башкирской музыкальной культуры. Очень много произведений было написано специально для инструмента курай. Кто нам немного расскажет о курае?

Дети слушают стихоторение о курае.

М. Р. Прекрасно стихотворение. А я вам хочу рассказать сказку об этом инструменте, хотите послушать?

М. Р. А теперь я предлагаю послушать как звучит этот инструмент, и сопроводить эту музыку движениями соответствующими характеру произведения.

М. Р. Молодцы, ребята. Ну что ж, мы с вами немного познакомились с музыкой башкирского народа, давайте пройдем к следующей экспозиции. И это казахская музыкальная культура.

М. Р. с детьми рассматривает иллюстрации.

М. Р. Давайте, определим, где у нас здесь изображены композиторы?

М. Р. А кто может показать мне добру?

М. Р. А теперь расскажите нам о домбре.

Дети рассказыкают стихотворение о домбре.

М. Р. Молодцы! Давайте теперь познакомимся с остальными инструментами: это кобыз и жетыген. Покажите мне инстремнты которые относятся к струнным?

Дети показывают все инструменты.

М. Р. Правильно,все эти инструменты являются струнными. И я хотела бы вас более подробно опзнакомить с инструментом – жетыген.

М. Р. Предлагаю вам немного размяться и поиграть в игру

М. Р. Молодцы, ребята! Продолжаем наше знакомство с культурой народов Оренбуржья.

М. Р. и дети подходят к выставке русских народных инструментов и композиторов.

М. Р. Ребята, давайте обратим свое внимание на экран.

М. Р. Ребята, а это наверняка знакомые вам всем инструменты. Давайте их назовем.

Дети называют инструменты.

М. Р. Правильно, а это композиторы которые написали очень много произведений основанных именно на народных мелодиях. Давайте их назовем.

Дети: Чайковский, Римский-Корсаков.

М. Р. Молодцы ребята! А теперь я проверю насколько хорошо вы знаете звучание этих инструментов.

М. Р. Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились, и теперь можно перейтик нашей последней экспозиции. Музыкальная культура украинского народа. Посмотрите это украинские композиторы (называет их). А это музыкальные инструменты: кобза, трембита, сопелки. Давайте определим к какому виду пренадлежит каждый из них.

М. Р. Правильно, ребята! Давайте более подробно с ними познакомимся.

М. Р. Ребята посмотрите, а здесь у нас лежат еще венки. Традиционно венками украшали совю голову украинские девушки. А нам они пригодятся?

Дети: Для танца с веночками.

М. Р. Ребята, наше знакомство с музыкальной культурой народов Оренбуржья заканчивается. Волшебная страна музыки предлагает нам подружить инструменты всех народов, для этого нам нужно будет сделать коллаж. Мы наклеим наши маленькие картинки на лист бумаги и эти инструменты будут всегда дружно звучать в нашем родном Оренбужье. А чтобы работа наша была веселее, споем песню о мире и дружбе.

3. Заключительная часть.

Рассматривание коллажа. Закрепление названий инструментов.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов занятия.

М. Р. Ну вот наш коллаж готов. Давайте еще раз вспомним названия инструментов.

М. Р. И теперь дадим назавание нашему художественному творчеству. Предлагайте.

Длительность : 30 минут.

Экскурсия в музей национальной культуры и быта народов Южного Урала в старшей группе

Экскурсия в музей национальной культуры и быта народов Южного Урала в старшей группе Цель:: Способствовать обучению и воспитанию детей на идеях педагогики народов Южного Урала Программное содержание: --Формировать у детей.

Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с легендами, преданиями и сказами народов Южного Урала Сентябрь Автор и название легенды Задачи. Методы и приёмы. Работа с родителями. 1. Пермяк Евгений Андреевич Легенда о Змее – Полозе. Познакомить.

Роль шедевров мировой музыкальной культуры в развитии и воспитании дошкольников Наш век высоких технологий, сверхскоростного интернета и полифункциональных решений задает высокую планку всем сферам жизни. Ребенок, только.

Презентация на тему Презентация по музыке История музыкальной культуры Оренбурга, предмет презентации: Музыка. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 18 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

История музыкальной культуры Оренбурга

История музыкальной культуры Оренбурга охватывает более чем два с половиной столетия — от середины XVIII века до

Неплюев Иван Иванович (годы правления 1743-1758 гг.)

Неплюев Иван Иванович (годы правления 1743-1758 гг.)

Емельян Пугачев (предводитель крестьянского восстания 1773-1775 гг)

Емельян Пугачев (предводитель крестьянского восстания 1773-1775 гг)

Волконский Г.С. (годы правления 1803-1817 гг.)

Волконский Г.С. (годы правления 1803-1817 гг.)

Из местных губернаторов серьёзное внимание художественной жизни города уделял Григорий Семёнович Волконский, служивший в Оренбуржье в 1803–1817

Из местных губернаторов серьёзное внимание художественной жизни города уделял Григорий Семёнович Волконский, служивший в Оренбуржье в 1803–1817 годы. Он вошёл в историю губернии как пропагандист классической музыки, познакомивший местное общество с произведениями зарубежных и отечественных композиторов — Б. Марчелло, Д. Палестрины, Д. Перголези, Г. Козловского, Д. Бортнянского.

Петр Кириллович Эссен

Петр Кириллович Эссен

Дальнейшее развитие художественная жизнь города получила в период губернаторства Петра Кирилловича Эссена (1817–1829). Во время его деятельности развивались наука, образование, литература. Активное развитие получили бальная музыка, бытовое музицирование, театральное дело. В аристократических салонах Оренбурга культивировалось камерно-инструментальное творчество.
Участниками ансамблей были известные в России исполнители: виолончелист К. Агапьев, скрипач В. Верстовский (брат композитора А. Верстовского), позже семья Бларамбергов (в том числе П. Бларамберг — ученик М. Балакирева и учитель В. Калинникова). Начиная с 1881 года деятельность музыкантов-любителей была организована созданным Музыкально-драматическим обществом, активными членами которого стали Н. Федотов, А. Оводов, И. Третьяков.

Перовский Василий Алексеевич

Перовский Василий Алексеевич


Крупным событием в годы правления Перовского стало пребывание на оренбургской земле выдающегося русского композитора А. Алябьева, автора


В XX столетии — времени реформ и перемен — начали работать три частные музыкальные школы (Г. Добер,

В XX столетии — времени реформ и перемен — начали работать три частные музыкальные школы (Г. Добер, О. Федотовой, С. Рубинштейн), способствовавшие активному развитию музыкального профессионализма. В этих учебных заведениях сосредоточились лучшие профессиональные кадры, своим искусством влиявшие на развитие художественной жизни всего региона.

30-е годы были отмечены крупными событиями в культурной жизни Оренбуржья. В областном центре открылись театр музыкальной комедии,

30-е годы были отмечены крупными событиями в культурной жизни Оренбуржья. В областном центре открылись театр музыкальной комедии, концертно-эстрадное бюро (КЭБ). Толчком для активного развития художественной самодеятельности послужило открытие в 1936 году сектора народного творчества
В годы Великой Отечественной войны музыкальная жизнь города и области не только не затихла, но и заметно оживилась. Чкалов, как и многие города Урала, стал местом спасения отечественной культуры и её деятелей. В город были эвакуированы Ленинградский академический Малый театр оперы и балета
С 1941 по 1943 год в Чкаловском музыкальном училище учился выдающийся музыкант современности Мстислав Ростропович


Пожалуй, самой важной вехой уходящего столетия стало учреждение в Оренбуржье творческого высшего учебного заведения. В апреле 1997

Пожалуй, самой важной вехой уходящего столетия стало учреждение в Оренбуржье творческого высшего учебного заведения. В апреле 1997 года по распоряжению главы администрации области в Оренбурге открылся Государственный институт искусств, а училище стало музыкальным колледжем.

ЗаключениеМноголетняя работа и творчество художественных коллективов, учебных заведений, музыкантов Оренбурга существенно изменили быт, вкусы, потребности и кругозор

Многолетняя работа и творчество художественных коллективов, учебных заведений, музыкантов Оренбурга существенно изменили быт, вкусы, потребности и кругозор наших земляков, способствовали их гармоничному развитию, воспитанию и совершенствованию.

Читайте также: