Сообщение на тему музыка театр и поэзия древнего египта

Обновлено: 19.05.2024

В древние времена египтяне жили насыщенной, богатой на впечатления, разнообразной духовной жизнью. Культура Египта является частью мировой культуры, которая вобрала в себя лучшие черты национальных культур.

Мистерии об Осирисе

Основными театрализованными представлениями были мистерии Осириса.

Осирис – мифологическое существо, властелин загробного мира, божество, управляющее силами природы. По рассказам древних философов Осирис – четвёртый после Ра, Шу и Геба бог, правящий на земле. Он являлся потомком бога Земли Геба и богини небес Нут. От его союза с сестрой Исидой родился сын Гор.

Во время своего царствования Осирис запретил людям есть людей, просветил тёмный народ, научил его ведению сельского хозяйства. Люди стали пахать землю и сеять зерно, выращивать виноград и делать из него вино, превращать злаковые зёрна в муку и печь из неё хлеб. Благодаря Осирису египтяне научились добывать золото, медь, лечить болезни, строить здания и создавать города.


Злой и завистливый брат Осириса, владевший пустынными землями, думал, как уничтожить Осириса и завладеть его властью и богатствами. Коварный Сет принёс на пир украшенный золотом и драгоценными камнями саркофаг и предложил лечь в него гостям Осириса. Сет сказал о том, что тот, кому подойдёт этот саркофаг, станет его обладателем. Он знал, что саркофаг сделан по меркам Осириса, и когда тот поместился в гроб, его быстро запаяли свинцом и сбросили в Нил.

Египетский народ так любил и почитал бога Осириса, что стал разыгрывать театральные сцены – мистерии из его жизни. Каждый момент существования любимого царя от рождения и до смерти был показан в действии. Роли исполняли жрецы и даже фараоны.


Были и другие театральные постановки, например, сцены из жизни Исиды, рождение Гора и его борьба с коварным дядей Сетом, и конечно, воскресение Осириса.

Сила культа Осириса была огромной. Он олицетворял собой связь человека и природных сил. Египтяне верили в то, что как природа умирает осенью и возрождается весной, так и умерший человек воскресает, чтобы жить вечно.

Разные по сюжету мистерии воплощали одну общую идею: борьба добра и зла, чёрного и светлого, мира и войны.

Египет фараонов оставил множество росписей и барельефов с изображениями музыкантов. Уцелели и некоторые инструменты. Так, трубы, найденные в гробнице Тутанхамона, оказались в идеальном состоянии, на них даже смогли сыграть. Иероглифами записаны многие тексты песен.

А в погребальных надписях с почтением упоминаются не только имена музыкантов, но и имена руководителей ансамблей и всяких древнеегипетских чиновников от музыки ответственных за танцоров фараона, придворных распорядителей. Ясное дело, такие "министры культуры" не могли появиться там, где люди просто играют и поют для удовольствия. Для этого нужна была организация, и довольно сложная. Первый известный по имени администратор, Кафу-анх, жил при фараоне Усеркафе, а это III тысячелетие до нашей эры. Незапамятная древность!

Со школы мы помним, как важен для египтян был культ смерти и погребения: бальзамирование покойников, обустройство гробниц. Несмотря на это, древние египтяне были жизнерадостным народом и любили музыку. Множество божеств так или иначе было связано с ней.

Богиней радости, музыки и танца была Мерет (Мерт). Её имя означает "возлюбленная".

Не было скорби в моём доме.
В нём собирались певцы и девы,
Радостно пели к богине Мерет.
Прекрасны были тела их, а заплетённые косы
Лотосом, нежной миррой благоухали.
В цветочных венках мы пили вино из далёкого Пунта.

И богиня Хатор любила танцевать. Её сын Айхи покровительствовал музыкантам. А за само изобретение музыки следовало благодарить бога Тота.

Музыка звучала в храмах и во дворцах, на вечеринках вельмож и деревенских праздниках. Играли на трубах и флейтах, лирах и арфах. Было множество разных ударных инструментов, были подобия лютен. Ничего особенного! Похожим образом обстояли дела у всех народов, находившихся на близкой ступени развития. Было бы странно, если бы было иначе.

А что необычного мы знаем о египетской музыке?

Ансамбли

Древнеегипетские музыканты крайне редко играют и поют в одиночку. Изображаются обычно ансамбли, чаще всего с разными инструментами. Это не значит, что в жизни не было сольных выступлений, это значит, что достойными увековечения считались именно ансамбли.

Почему так неизвестно. Комментариев на этот счёт в текстах пока не найдено. Однако несомненно, что ансамблевая музыка была важна и популярна. И тут возникает другой вопрос.

Играть в ансамбле сложно. Всегда есть риск разойтись, рассинхронизироваться с другими музыкантами. В наше время дело значительно облегчают ноты. В них есть тактовые черты, указания на разделы или даже просто все ноты всех инструментов (если ансамбль небольшой. Если состав большой, партии отдельные, иначе замучаешься перелистывать).

В Древнем Египте нотной записи не было (или она ещё не найдена).

Именно поэтому такую огромную роль играли руководители ансамблей. Фактически они были дирижёрами , координаторами звучания. Без них ничего бы не получилось. Понятно, отчего о них отзывались с таким уважением.

Современный дирижёр создаёт прежде всего исполнительскую трактовку, эмоциональную форму произведения (хотя он, конечно, напоминает музыкантам, в какой момент им вступать). Но современные музыканты сидят перед раскрытыми нотами.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Искусство и музыка древнего Египта. Презентация на заданную тему содержит 35 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Архитектура Древнего Египта Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием. Это связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привела к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе.

Еще одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала, что вело и ограниченному использованию архитектурных форм. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон и колонна . Последний фактор, который играл большую роль в развитии архитектуры большинства стран, — это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остается и до сих пор.

Искусство Древнего Египта В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков.

Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.

Скульптура Древнего Египта Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Статуи, как правило, сохраняли первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого они высечены.

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

Живопись Все рельефы в Древнем Египте ярко раскрашивались, меньше всего изображений было в гробницах, храмах и дворцах, там рисунки были только на поверхности. Каменная поверхность готовилась к покраске: грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк, и краска ложилась более ровно. Строительные пигменты были минеральными, чтобы защитить изображения от солнечного света. В конечном счете настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря. Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются.

Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. Сцены, изображенные на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых. В Новом Царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мертвых. Это считалось важным для загробной жизни. Основными цветами были красный, синий, черный, коричневый, жёлтый, белый и зеленый.

Существовали и другие мистерии, посвященные, например, Исиде и Хору Бехдетскому. Мистерии включали сцены нахождения Исидой тела Осириса, ее плач по Осирису, оживление Осириса, рождение Гора, борьбу Гора с Сетом, воскресение Осириса. Мистерии были разные, но во всех воплощалась тема борьбы добра со злом и света с мраком.

Музыка и танцы Древнего Египта Культура Древнего Египта была насыщена музыкой и танцами. Египтяне очень любили веселье и ни один праздник и ни одно событие не проходило без плясок под музыкальный аккомпанемент. Танцевали все. Улицы Древнего Египта были всегда наполнены танцовщицами, которые развлекали и восхищали прохожих. Но стоит отметить, что люди высокого ранга не участвовали в подобных плясках, а лишь наблюдали за нанятыми танцорами, которые веселили гостей и хозяев праздника. Современные хореографические традиции Египта во многом отличаются от танцев Древнего Египта. Они стали более совершенными, появилось большое разнообразие движений. Но, невзирая на истечение стольких столетий, искусство танца этой страны осталось уникальным и неповторимым. Египтяне сумели пронести сквозь века свои традиции и манеры, присущие только их народу.

В Древнем Египте искусство танца ценилось довольно высоко. Танцы в Древнем Египте были особенные и ни на что не похожие. За долгие годы развития культуры во времена фараонов возникло большое количество видов хореографии: танцы для развлечения, гаремные, ритуальные, религиозные и даже военные танцы. Со временем, в танце Древнего Египта стало прослеживаться влияние таких соседних стран, как Эфиопия, Нубия, Судан, Сирия и Палестина. Из каждого государства была перенята какая-то частичка его традиции танца

В 1500 году до н.э. в хореографии Древнего Египта появилось еще больше гибкости, элегантности и утонченности, которые были привнесены индийскими баядерками. Самым необычным танцем в Древнем Египте можно назвать астрономический танец жрецов, которые разгадывали тайны звезд и предвещали судьбы. Ритм их воплощал в себе движение небесных тел во всей Вселенной и олицетворял гармонию безупречной небесной сферы. Выполняли этот танец вокруг специального алтаря, что символизировал солнце. Каждое движение имело свой смысл и подтекст. Например, сначала участники танца двигались с востока на запад, что символизировало движение неба, а затем с запада на восток, что олицетворяло движение планет.

Музыкальные инструменты Древнего Египта Три инструмента боролись за главенствующую роль Древнего Египта - арфа, систр и флейта. Наиболее раннее изображение арфы мы встречаем в эпоху IV династии на барельефе гробницы Дебхен в некрополе Гизы. Первоначально это были так называемые дуговые арфы, древнейшим прототипом которых, по мнению многих ученых, являлся лук.

Арфы отличались друг от друга размерами и количеством струн: некоторые были высотой с музыканта. Струн могло быть от четырех до двадцати. Голова фараона означала, что на такой арфе играл придворный музыкант. Можно лишь согласиться с утверждением, что та "тысяча комбинаций", в которой некоторые ученые не усматривают ни одной правдоподобной, как раз и есть достоверное свидетельство разнообразнейшего арсенала средств, применявшихся древними музыкантами при игре.

Систр имели право использовать только знатные женщины и жрицы на церемониях. Во время игры на нем женщины надевали священное ожерелье "менат". Церемонии были связаны с Хатхор - богиней радости и веселья, музыки и танца. Это изображение относится к XVIII династии, периоду царствования Аменхотепа IV (Эхнатона).

Труба, или флейта - один из древнейших инструментов. Обычно их делали из цельного куска дерева. Однако в заимствованных инструментах египтяне многое изменили. Особенностью древнеегипетской лютни являлось то, что играли на ней при помощи плектра - маленькой пластинки, которую держали большим и указательным пальцами правой руки. Плектр висел на шнурке, прикрепленном к грифу инструмента. Звучание такой лютни больше походило на звучание современной балалайки или домры, нежели на звучание лютни, распространенной в Западной Европе эпохи Возрождения и барокко.

музыка древнего египта фото

Благодаря археологическим находкам было установлено, что музыкальному искусству в Древнем Египте уделялось особое значение, она отыгрывала значительно место в ежедневной жизни, как и низших слоев египетского общества, так и среди знати. Это доказывается тем, что в могилах фараонов можно повстречать изображения музыкантов: флейтистов, певцов, арфистов, которые обязаны были забавлять фараона в загробной жизни.

музыка египта фото

Музыканты в Древнем Египте питали особенное уважение. До наших дней дошли имена некоторых из них, например – Кафу-анх, бывшим певцом при дворе фараона. Ряд фараонов даже ставили памятники музыкантам рядом со своими пирамидами, как например, фараон Усеркаф, поставивший монумент Кафу-анху.
На протяжении существования Древнего Египта, музыка аккомпанировала культовым обрядам, а вокал и игра на лютне имели особое значение – играть на них могли только верховные жрецы. Музыкальные занятия были первоначально прерогативой только жреческого клана, и они жестко контролировали этот процесс. В период Среднего царства все слои общества так или иначе занимались вокалом, в том числе и рабы.
Музыканты Древнего Египта объединялись в ансамбли, это видно по изображениям, а вот картины с солистами встречаются в храмах довольно редко. Ансамбли состояли из арфистов, флейтистов, кифаристов (музыкантов, которые играют на инструменте схожем на лютню), нескольких танцоров и певцов. Со времен состав значительно изменился, большую роль стали играть ударные инструменты – барабаны, бубны, производились хлопки ладошками.
В Новом царстве мелодии стали намного ярче, шумнее и гораздо резче нежели когда-либо. Темп произведений значительно ускорился, танцоры стали двигаться ритмичней и быстрей, движения стали страстными, музыка стала более опьяняющей и подстегивающей к танцу.
Историки говорят, что отличительной особенностью музыки Древнего Египта считается ее консервативный характер, египтяне не перенимали иностранные напевы. Однако другие заимствовали некоторые музыкальные черты у египтян, например, греки заняли прекрасные телодвижения танцовщиц Египта. Египетское искусство не разрешалось в коем образе менять, дополнять, все должно оставаться таким, как и было всегда – за нарушение этого закона серьезно наказывали.
Но даже египетские мотивы все же поддалась иностранным веяньям во времена греко-римского первенства и эпохи Позднего Египта.

Читайте также: